Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2022 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2022 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

Читайте также:
Реестр собственников жилья многоквартирного дома: где получить

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2022 г. № 88а-1594/2020).

Читайте также:
Освещение дворовой территории многоквартирного дома

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Приватизация земли под многоквартирным домом

Жители многоквартирных домов часто жалуются, что территория около их дома неблагоустроенна: не хватает парковочных мест, детям негде играть… Можно ли исправить эту ситуацию? Конечно. Если приватизировать придомовую землю и начать распоряжаться ей по своему усмотрению. Как пройти эту процедуру, какие есть отрицательные последствия, об этом и некоторых других моментах и пойдет речь в нашей статье.

Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

Придомовая территория является частью общего имущества многоквартирного дома, этот постулат закреплен в ст.36 ЖК РФ. К такому земельному участку относятся:

  • участок, где расположен сам жилой дом;
  • спортивные и детские сооружения;
  • элементы благоустройств (зоны озеленения, скамейки, места отдыха и т.д.);
  • обеспечивающие коммунальные строения (подстанции, колодцы, коллекторы и т.д.);
  • парковки, предназначенные для жильцов дома.

Минимальный размер придомовой территории определяется его внешними границами, а максимальный фактически не регламентирован. Окончательные параметры фиксируются в кадастровом паспорте, а если его нет, то в техническом.

Так как земля под домом и около него является имуществом, то на нее так же распространяется действие ФЗ от 04.07.1991 года «О приватизации». Поэтому действительно, можно обратить придомовую территорию в коллективную собственность жителей многоквартирного строения.

Однако перед тем как принять решение об инициировании этой процедуры необходимо тщательно обдумать, рассмотреть все плюсы и минусы.

Фактически эти земельные участки принадлежат государству, а управление ими передано:

  • собраниям жильцов;
  • управляющим компаниям;
  • другим установленным законам организациям.

После приватизации управление придомовой территорией так же можно оставить у перечисленных лиц или изменить распорядителя.

Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом

О том, что возможность приватизировать участок под многоквартирным домом существует, знают многие. Однако не все решаются на такую процедуру, так как думают, что она достаточно сложна, а очевидных плюсов нет. Для наглядности изобразим все достоинства и недостатки в виде таблицы:

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Увеличение цены жилых помещений многоэтажки Обязательная налоговая выплата в бюджет
Получение прибыли от сдачи в аренду земли Ответственность (вплоть до уголовной) за нарушения правил пользования участком
Отсутствие необходимости запрашивать разрешение на возведение построек у собственника Увеличение стоимости найма коммерческих помещений в связи с увеличенной кадастровой стоимостью
Третьи лица не смогут претендовать на эту территорию (например, без согласия жильцов не будет возведен крупный ТЦ) Обеспечение и обслуживание территории за счет собственников
Создание инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям всех жильцов

Особое внимание стоит уделить, если вы собираетесь инициировать процедуру приватизации придомовой территории малоэтажных многоквартирных домов. Зачастую это невыгодно самим жильцам, так как все обязанности по обслуживанию, обустройству и оплате налогов ложатся на плечи жителей. А так как жильцов гораздо меньше, то и затраты будут больше, чем у владельцев квартир, оформивших в собственность придомовую территорию у многоэтажного дома.

Все же положительные и отрицательные моменты достаточно спорные, поэтому в каждом конкретном случае необходимо определить, будет ли больше пользы или вреда. Если у вас есть сомнения, то лучше проконсультироваться с грамотным юристом. Он сможет объективно рассмотреть вашу конкретную ситуацию и объяснить, стоит ли именно в вашем случае начинать процедуру приватизации участка у многоквартирного дома.

Как можно использовать приватизированную территорию у дома

В законе строго определены виды использования земли, относящейся к многоквартирным домам:

  • благоустройство территории (возведение детских площадок, установка спортивных снарядов, обустройство зон отдыха, озеленение двора и т.д.);
  • предоставление в наем отдельных участков (для рекламных конструкций, возведения коммерческой недвижимости и т.д.);
  • строительство гаражей для ветеранов ВОВ и инвалидов;
  • организация парковочных мест для жителей дома и их гостей.

Однако стоит помнить, что все возводимые постройки и объекты не должны противоречить нормам законодательства. Должны соблюдаться нормы расстояний между строениями, нельзя ущемлять права третьих лиц. Например, если через ваш двор есть проход на остановку общественного транспорта (единственный), а вы огородились забором и сделали вход на территорию по пропускам, то в судебном порядке вас обяжут обеспечить проход жителям соседних домов.

Пример. Жители одного из многоквартирных домов г. Саратова приватизировали придомовую территорию. Право на управление земельным участком было передано председателю ТСЖ. Он, чтобы выручить дополнительные средства на содержание дома, обустроил платную автомобильную парковку, для жителей соседних домов. Однако согласование с ответственными органами он не произвел, плату за парковку принимал в качестве добровольной спонсорской помощи. В отношении председателя было возбуждено уголовное дело, а прокуратура обязала ликвидировать платную автомобильную парковку.

Кто может приватизировать

В законодательных актах определен круг лиц, которые могут обратиться в муниципальные органы с заявлением о приватизации:

  • компания-застройщик жилого дома;
  • общее собрание жильцов;
  • отдельный собственник жилого или нежилого помещения (как физическое, так и юридическое лицо), независимо от мнения других владельцев квартир;
  • некоторая группа собственников квартир, несогласных с решением общедомового собрания.

В случае, если с заявлением обращается застройщик, то будущие владельцы квартир при покупке уже будут иметь право собственности и на часть придомовой территории

Размер доли земли каждого владельца жилого или нежилого помещения определяется соразмерно площади его квартиры (помещения) к общей площади дома.

Обращаться за приватизацией придомовой территории может только собственник помещения в доме. То есть если квартира муниципальная, то и права на приватизацию придомовой территории нет. О том, как приватизировать квартиру, вы можете узнать в этой статье.

Как приватизировать землю под многоквартирным домом

Если вы самостоятельно или на собрании собственников квартир приняли решение о необходимости приватизации придомовой территории, то первым возникнет вопрос – с чего начать. Процедура достаточно сложна и имеется множество нюансов. Давайте разберемся в них.

Порядок действий

План действий, которого стоит придерживаться при оформлении в собственность земельного участка придомовой территории:

  1. Сбор и оформление документации. Тут необходимо обратиться в БТИ за всеми необходимыми справками, а если технической документации нет (например, дом построен раньше 2005 года), то придется заняться их оформлением. В технических документах должны быть указаны все строения и сооружения, водоемы, технические объекты, расположенные на придомовой территории.
  2. Межевание участка. Договор на эту процедуру необходимо заключать с организацией, у которой есть лицензия на данный вид деятельности.
  3. Подача заявления. Направляется муниципальным или федеральным органам власти, в чьем ведении находится земля.
  4. Регистрация права собственности в Росреестре.

В каждой конкретной ситуации могут потребоваться дополнительные действия, но перечисленные выше пункты обязательны.

Процедура

Стоит отметить, что дома, сданные в эксплуатацию после вступления в силу действующего ЖК РФ (1 марта 2005 года) уже имеют кадастровый паспорт, а зачастую и приватизированную придомовую территорию. А вот проживающим в старых домах на это рассчитывать не приходится.

Выполнение технического паспорта и кадастрового будет производится за счет тех, кто обращается за приватизацией.

После того, как все документы собраны, заявление подается в управление муниципалитета, ответственное за проведение приватизации. В установленный срок оно будет рассмотрена и с вами заключат договор о приватизации.

С этим договором необходимо явиться в региональное отделение Росреестра и подать заявление на регистрацию сделки. Через 2 недели выдадут свидетельство о собственности.

Заявление

Заявление о приватизации составляется в произвольной форме, однако в нем должны быть отражены такие сведения:

  • данные о заявителе;
  • точный адрес дома;
  • постройки, расположенные на участке;
  • сведения о постановке на кадастровый учет;
  • иные сведения, касающиеся описания участка земли (судебные, административные решения и т.д.);
  • дата составления и подпись заявителя (представителя).

Необходимые документы

Для того, чтобы обратиться с заявлением о приватизации необходимо собрать следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт;
  • техническую документацию из БТИ;
  • решение собственников жилья («совета дома»);
  • документы, подтверждающие межевание участка.

В некоторых случаях могут понадобиться и другие документы, например, судебные решения о признании отказа в приватизации незаконным и т.д.

Сроки и расходы

Можно с уверенностью сказать, что на процедуру оформления в собственность участка местности у вас не уйдет меньше 1,5 месяцев. На рассмотрение заявления о приватизации отводится 30 дней, а на регистрацию сделки – 14 дней. Плюс некоторое время уйдет на оформление кадастрового паспорта, если его нет и на сбор всех документов.

Стоимость же приватизации варьируется в зависимости от региона, в котором проводится, а также от необходимых процедур. Так она складывается из:

  • оплаты работы кадастрового инженера;
  • стоимости оформления кадастрового и технического паспортов;
  • госпошлина;
  • услуги представителя (при необходимости).

В среднем расходы на приватизацию земельного участка у многоквартирного дома варьируются от 10000 до 20000 рублей и ложатся на плечи тех, кто за ней обращается.

Налоги

В статье 338 НК РФ определен порядок установления размера налоговых сборов с участка, расположенного у многоквартирного дома. Так же на размер и порядок выплаты влияют и локальные нормативно-правовые акты.

Налог определяется исходя из базовой ставки налога на землю, кадастровой стоимости и местного коэффициента. Поэтому на одну и ту же площадь земли в разных частях России может быть начислена разная сумма обязательного сбора.

Оплачивать налог необходимо один раз в год. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны сами выплачивать налоговый сбор, а физических лиц рассчитывает и уведомляет о сумме платежа, дате и способе внесения ФНС РФ.

Причины отказа

Так как придомовая территория зачастую является желанным приобретением не только для владельцев квартир в многоэтажке, но и для застройщиков различной коммерческой недвижимости, то нередки ситуации, когда приходится обращаться в суд, чтобы окончательно разграничить принадлежность земли. Поэтому в приватизации могут отказать, если территория у дома является предметом судебного разбирательства.

Еще одна распространенная причина отказа – отсутствие межевого плана или кадастрового паспорта участка. После оформления этих документов вы имеете возможность снова подать заявление в муниципалитет о приватизации участка земли около дома.

Если же все документы в порядке, то отказ в приватизации общедомовой территории вы, скорее всего не получите – местным органам власти выгодно переложить на плечи собственников жилья обязанность по содержанию.

Но если все же вам отказали, а вы считаете, что это было необоснованно, то обращайтесь с иском в суд – это единственная инстанция, которая может поставить точку в споре о приватизации.

Нужен юрист

Если у вас возникли какие-то сложности с приватизацией домовой территории или не знаете с чего начать эту процедуру, то вы можете обратиться за бесплатной консультацией к высококвалифицированным специалистам нашего сайта. Они проинформируют вас обо всех изменениях в законодательстве, подскажут куда лучше обратиться с заявлением и как оформить все документы.

Если же у вас нет времени, желания или специальных знаний, чтобы самостоятельно заниматься приватизацией придомовой территории, лучше обратитесь к профессиональному юристу, который специализируется на вопросах приватизации имущества. Он сможет не только собрать все документы, организовать кадастровые работы и составить заявление на приватизацию, но и подать исковое заявление и представить ваши права в суде, если такая необходимость возникнет.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!

Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Правила и пошаговый алгоритм приватизации земли под многоквартирным домом

Практика приватизации земельных участков под частными домами распространена среди собственников недвижимости. Однако далеко не все жильцы многоквартирных домов знают о том, что они также имеют полное право переоформить в совместную собственность землю, находящуюся под зданием, в котором они живут. Между тем, приватизация земли под МКД производится на основании действующего законодательства и может быть полезной для собственников.

  1. Можно ли приватизировать земельный участок под МКД?
  2. Кто может это сделать?
  3. Условия оформления в собственность придомовой территории
  4. Как действовать собственникам квартир: пошаговая инструкция
  5. Проведение общего собрания
  6. Ответственность за подделку протокола
  7. Подача заявления
  8. Пакет документов
  9. Формирование и схема ЗУ
  10. Постановка на учет в государственном кадастре
  11. Государственная регистрация
  12. Сроки и расходы
  13. Разница процедур для новостроек и жилых строений на вторичном рынке
  14. Плюсы и минусы
  15. Налоги на приватизированный участок

Можно ли приватизировать земельный участок под МКД?

Согласно статье №36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, находящийся рядом с многоквартирным домом, относится к его имуществу. На данном основании жильцы дома имеют полное право приватизировать в совместную собственность:

  • землю под самим зданием;
  • благоустроенные зоны, находящиеся в непосредственной близости;
  • детские и спортивные площадки;
  • автомобильные стоянки;
  • места, используемые для сушки белья;
  • прочие территории.

О том, какие категории земель не подлежат приватизации, рассказано тут.

Кто может это сделать?

Участвовать в приватизации участка под многоквартирным домом не обязательно должны все владельцы квартир. С инициативной о переоформлении земли под МКД могут выступать:

  1. компания-застройщик;
  2. единое собрание всех собственников квартир в МКД;
  3. управляющая компания или доверенное лицо (по поручению собрания владельцев недвижимости);
  4. отдельный собственник;
  5. группа владельцев недвижимости.

Условия оформления в собственность придомовой территории

Существует несколько важных условий, соблюдение которых является обязательным для успешной приватизации земельного участка под многоквартирным домом. Переоформить землю в совместную собственность жильцов возможно, если:

  • территория имеет строго определенные границы;
  • земля под застройку использовалась исключительно на законных основаниях;
  • сам дом построен и введен в эксплуатацию в пределах норм, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством;
  • каждый собственник, желающий принять участие в приватизации, обладает таким правом.

Как действовать собственникам квартир: пошаговая инструкция

Переоформление участка под МКД в собственность жильцов происходит по стандартной схеме состоящей из нескольких этапов.

Проведение общего собрания

Проведение общего собрания жильцов дома является первостепенной задачей в процессе приватизации земли.

Для того чтобы собрание можно было считать состоявшимся, на нем должны присутствовать как минимум половина собственников недвижимости или их законных представителей.

Если по каким-либо причинам собрать необходимый кворум не получается, также допустимо провести голосование жильцов в заочной форме, раздав собственникам распечатанные бланки.

Инициатором собрания может стать любой из жильцов, готовый взять на себя все дальнейшие организационные вопросы. О проведении собрания и его повестке собственников необходимо проинформировать как минимум за 10 дней до запланированной даты.

На самом собрании организатор должен:

  1. рассказать жильцам о возможности приватизации земли, а также о плюсах и минусах данной процедуры;
  2. провести голосование, которое определит отношение собственников к предлагаемому переоформлению участка;
  3. зафиксировать результаты в протоколе собрания и собрать подписи со всех его участников;
  4. если жильцы поддерживают инициативу, сразу же определяется ответственное лицо, которое будет заниматься подготовкой документов и контролировать процесс приватизации.

Ответственность за подделку протокола

На сегодняшний день протокол собрания жильцов МКД является юридическим документом, подлинность которого могут проверить должностные лица. Если выяснится, что протокол подделали с тем, чтобы и приватизировать участок под МКД, его составителя ждет уголовная ответственность по статье №327 УК РФ — «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов».

За подделку бумаг может быть назначено наказание в виде:

  • лишения или ограничения свободы на срок до двух лет;
  • принудительных работ сроком до двух лет;
  • ареста на срок до шести месяцев.

Подача заявления

Следующим шагом должно стать обращение к представителям муниципальной власти. Но предварительно потребуется составить заявление, в котором обязательно указать:

  • ФИО и контакты лица, представляющего интересы жильцов;
  • точный адрес, по которому находится земельный участок;
  • категорию, к которой относится земля;
  • наличие или отсутствие обременений;
  • список строений, находящихся на придомовой территории;
  • реквизиты прав собственности на все перечисленные сооружения.

Пакет документов

Вместе с заявлением следует предоставить стандартный набор документов, в который входят:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия ИНН;
  • копия протокола, составленного по результатам собрания жильцов;
  • техпаспорт на дом, кадастровые документы;
  • документы, подтверждающие право владения квартирой или землей;
  • поэтажный план многоквартирного дома.

Формирование и схема ЗУ

Если перед приватизацией участка его формирование еще не было произведено, для продолжения процедуры необходимо провести межевание, а после этого – постановку на кадастровый учет.

В ходе межевания будет определена площадь участка, установлены его точные границы, которые должны соответствовать регламенту градостоительства и не нарушать прав соседей.

Постановка на учет в государственном кадастре

После завершения процедуры межевания земельного объекта, он будет поставлен на региональный кадастровый учет. Территорию, имеющую точную площадь и границы, занесут в кадастровый паспорт. Для проведения данной процедуры нужно обратиться в Кадастровую палату, предоставив:

  1. технический паспорт жилого здания;
  2. план многоквартирного дома;
  3. составленный межевой план;
  4. протокол собрания жильцов.

Государственная регистрация

Завершающим этапом приватизации станет государственная регистрация, которая официально подтвердит право жильцов на владение землей под МКД. Для регистрации можно обратиться непосредственно в Росреестр или же оформить ее через многофункциональный центр (МФЦ). На этом процесс передачи земли в совместную собственность жильцов будет считаться завершенным.

Сроки и расходы

Инициаторам проведения приватизации земли стоит быть готовым к тому, что данный процесс займет немало времени:

  • около двух недель уйдет на предварительное информирование жильцов и проведение самого собрания (при условии, что с первого раза на него придет не менее половины всех собственников квартир в МКД);
  • подготовка акта о передаче земли в собственность жильцов обычно занимает от 15 до 30 рабочих дней;
  • срок изготовления кадастрового паспорта – до двух месяцев;
  • получение техпаспорта дома – до 14 дней;
  • внесение изменений в госреестр – до 14 дней.

Говоря о стоимости, следует помнить, что земля передается в руки владельцев квартир на безвозмездной основе. Однако собственникам придется столкнуться с расходами, предусмотренными при оформлении техпаспорта, кадастрового паспорта и иных документов. В результате сумма денежных затрат может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Разница процедур для новостроек и жилых строений на вторичном рынке

Все дома на вторичном рынке недвижимости, построенные до момента принятия Жилищного кодекса РФ (то есть до 1 марта 2005 года), располагаются на земельных участках, принадлежащих муниципалитету. Территорию под такими домами собственники имеют право приватизировать, обратившись с соответствующим заявлением в местные органы власти.

Для приватизации старых жилых домов потребуется кадастровый паспорт. Если данный документ отсутствует, процедура оформления происходит в общем порядке.

После того, как был принят ЖК РФ, дольщикам, приобретающим квартиры в новостройках, было предоставлено право на часть земли под многоквартирным домом. Приобретая квартиру в строящемся или недавно сданном жилом доме, владелец недвижимости автоматически становится собственником части земельного участка, на который изначально оформлен кадастровый паспорт.

Плюсы и минусы

Приватизация территории под многоквартирным жилым домом имеет свои плюсы и минусы, которые следует проанализировать заранее, чтобы решить, нужно ли приватизировать участок или оставить его в государственном ведении. К преимуществам переоформления земли в совместную собственность можно отнести:

  • Возможность использования территории по собственному усмотрению. В то время как на неприватизированной земле могут беспрепятственно построить любые здания (например, магазины, бары, автомойки и т.д.), территорию, переданную собственникам, можно благоустраивать самостоятельно. Например, оборудовать детскую или спортивную площадку, удобную парковку для автомобилей.
  • Защита земли. До тех пор, пока придомовые территории находятся в муниципальной собственности, государство имеет полное право изъять землю для использования в собственных целях. Свободно распоряжаться приватизированным участком органы местного самоуправления уже не могут. Если же изъятия участка избежать не получается, государство должно выплатить денежные компенсации каждому собственнику земли.
  • Коммерческое использование. Жильцы, приватизировавшие участок, имеют право получать выгоду от сдачи земли в аренду. Например, если предприниматели заинтересуются участком, владельцы долевого имущества будут получать стабильную прибыль, предоставляя землю в коммерческую аренду (о том, как приватизировать землю, взятую в аренду, узнайте в этой статье).

Однако, несмотря на явные плюсы, процесс переоформления земли в совместную собственность имеет и свои недостатки:

  • Обязанность самостоятельно содержать и благоустраивать территорию. Любые работы по благоустройству земельного участка (например, установка детских игровых комплексов или озеленение территории) и связанные с этим расходы будут ложиться на плечи собственников.
  • За ремонт объектов, находящихся на территории приватизированной земли, также придется отвечать владельцам участка.
  • Штрафные санкции. Если придомовая территория эксплуатируется ненадлежащим образом, это может стать причиной для наложения штрафов. Например, за организацию несогласованной автопарковки, несвоевременную уборку снега или вывоз мусора.

Получая землю в собственность, жильцы получают больше прав и свобод по ее использованию. Но в то же время им приходится выполнять определенные требования по содержанию участка, чтобы избежать штрафных санкций.

Налоги на приватизированный участок

Еще не так давно собственники, приватизировавшие землю под многоквартирными домами, были вынуждены платить ежегодный налог в государственный бюджет. Однако 4 октября 2014 года был принят Федеральный закон №284-ФЗ, который внес изменения в статью №389 Налогового кодекса Российской Федерации. После этого все участки земли, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, были добавлены в список объектов, не облагаемых налогами.

Приватизация земельного участка под МКД имеет свои плюсы и минусы. Однако решаться на переоформление земли в совместную собственность стоит только в том случае, если жильцы смогут самостоятельно справляться со всеми обязательствами, которые лягут на их плечи после приватизации. Также следует помнить и о расходах, связанных с регулярным содержанием и благоустройством участка.

Приватизация земли под многоквартирным домом

Приватизировать можно не только отдельный жилой дом, квартиру или земельный участок, но и непосредственно придомовую территорию малоэтажных многоквартирных домов. Эта процедура имеет достаточно много плюсов, но и не меньшее количество минусов. Как это можно сделать и каковы будут последствия – читайте в этой статье.

Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

В соответствии со ст.36 ЖК РФ, участок земли под многоквартирным домом принадлежит на праве долевой собственности всем жильцам, в соответствии с размерами их помещений. Таким образом, каждый владелец квартиры в таком доме автоматически является собственником части земельного участка. Для этого не требуется проводить никаких дополнительных действий, но только при условии, что существует кадастровый паспорт на данную территорию. Если же его нет, то сразу после оформления жильцы становятся собственниками участка без всяких дополнительных документов.

Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом

Приватизация участка под жилым домом с большим количеством квартир – достаточно спорная процедура с точки зрения полезности. Теоретически, всегда лучше владеть землей, чем не владеть, однако не все потенциальные собственности территории понимаю все недостатки данной процедуры. Для наглядности приведем плюсы и минусы в виде таблицы.

Плюсы и минусы

Плюсы приватизации земли Минусы приватизации земли
Без разрешения собственников на участке возле многоквартирного дома нельзя возвести любые объекты или отчуждать часть земли. Собственники обязаны самостоятельно и за свой счет содержать территорию, расчищать снег, ремонтировать покрытие, убирать листья, убирать мусор и так далее.
Собственники земли могут использовать землю для возведения любых построек, если это не противоречит законодательству. В данном случае можно сдавать территорию в аренду коммерческим организациям и получать доход. Практически вся территория под многоквартирным домом в подавляющем большинстве случаев занята инженерными конструкциями, обеспечивающими функционирование дома, автомобильными и пешеходными дорогами. Фактически, лишь небольшая часть земли пригодна для использования, но и тут есть серьезные ограничения на применение. Например, построить возле дома пивной ларек никто не позволит.
Можно благоустраивать территорию по собственному усмотрению.

Учитывая все сказанное выше, приватизация участка под многоквартирным домом фактически несет больше неприятностей, чем преимуществ. Пока территория находится в ведении муниципалитета, следит за ним обязана местная администрация. Вполне логично, что ей крайне выгодно свалить эту обязанность непосредственно на самих жильцов дома, потому отказов в такой приватизации практически не бывает. А те, которые бывают – обычно признаются незаконными.

Кто может подать на приватизацию

Заниматься приватизацией земли можно только после получения согласия всех жильцов дома на общедомовом собрании. Обычно в его рамках выбирают председателя или представителя, который будет отвечать за данный вопрос. Иногда за отдельную плату, но чаще на голой инициативе. Не допускается отдельная приватизация части земли под домом одним владельцем квартиры в обход всех остальных.

Как приватизировать землю под многоквартирным домом

С чего начать приватизацию? Непосредственно сама процедура приватизации не требуется как таковая. Достаточно просто оформить кадастровый паспорт на участок, после чего земля автоматически станет собственностью жильцов квартир в доме.

Порядок и этапы

  1. Провести собрание всех жильцов дома.
  2. Согласовать факт оформления участка в собственность.
  3. Выбрать представителя, который будет заниматься данным вопросом.
  4. Составить заявление о формировании участка.
  5. Направить заявление в местную администрацию.
  6. Запросить кадастрового инженера для подготовки межевания.
  7. Подготовить документацию для постановки территории на кадастровый учет.
  8. Обратиться в Росреестр за кадастровым паспортом.

Процедура и процесс

После собрания жильцов, при условии, что оно было выполнено по правилам (см.перечень документов для этого ниже), нужно обращаться в местную администрацию.

В рамках выполнения своих обязанностей, администрация первым делом проверяет, проводилось ли межевания земли. Если да – выдается распоряжение об утверждении границ территории на кадастровой карте. Если нет – назначается процедура межевания. Занимается этим кадастровый инженер. План межевания помещается в специальное электронное хранилище. Это удобнее, чем получать данный документ на руки, так как позволяет при последующем оформлении кадастрового паспорта просто указывать номер электронного документа.

Далее нужно направить документы в Росреестр. Сделать это можно как в структурных подразделениях этой организации, так и через многофункциональные центры (МФЦ). Также можно направить бумаги по почте или создать обращение через сайт Росреестра. После оплаты госпошлины, проверки документации и выдачи кадастрового паспорта территория считается собственностью всех жильцов дома. Никакие дополнительные свидетельства о праве собственности не выдаются.

Документы

Документы, требуемые для проведения собрания жильцов:

  • Протокол собрания жильцов.
  • Решения владельцев квартир о формировании участка в письменном виде.
  • Доверенности на представителей квартир, если собственники не могут или не хотят участвовать в собрании лично.
  • Лист, на котором регистрируются все, посетившие собрание жильцов.
  • Копии уведомлений о том, что будет проводиться общее собрание всех владельцев квартир.
  • Схема, по которой будут распределены доли собственников.

Документы для оформления кадастрового паспорта:

  • Паспорт представителя, который занимается вопросом оформления земли. Также нужна доверенность на него, заверенная нотариально. Это платная услуга.
  • Заявление представителя о государственной регистрации и постановке на кадастровый учет территории под многоквартирным домом.
  • Документы, подтверждающие факт формирования участка. Выдаются в местной администрации.
  • Решение собрания жильцов.
  • Если в ЕГРН отсутствует информация о собственности жильцов дома, то требуются все их правоустанавливающие документы.

Сроки

Собрание жильцов не ограничено какими-то сроками, однако следует учитывать, что у людей могут быть свои планы и потому предупреждать о собрании нужно задолго до его начала. Рекомендуется ориентироваться на срок 1 месяц и больше. Непосредственное межевание земли и работа кадастрового инженера занимают от двух недель и больше. И еще около двух недель уходит на оформление кадастрового паспорта. В среднем, на всю процедуру придется потратить около 3-4 месяцев.

Стоимость

Единственным обязательным расходом можно считать оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. Помимо этого, еще около 1 тысячи рублей придется заплатить за доверенность. Дополнительные расходы не предусмотрены.

Налоги

Ранее еще одним минусом являлась необходимость платить налоги, однако в соответствии со ст.389 НК РФ, с 2015 года земля под многоквартирным домом больше не является объектом налогообложения. Таким образом, нести дополнительные затраты такого типа не требуется. Однако это не исключает необходимость за свой счет содержать придомовую территорию. Расценки тут могут варьироваться в широких пределах и зависеть от множества факторов.

Отказ. Причины.

Есть несколько причин для отказа в оформлении земли в собственность:

  • Неуплата государственной пошлины в течение 5 дней с момента подачи документов.
  • Отсутствие каких-либо необходимых документов.
  • Наличие в предоставляемых документах ошибок.

Если же с документами все в порядке и госпошлина оплачена в срок, то отказать в приватизации участка не могут, так как это напрямую будет противоречить действующему законодательству. В самом плохом случае, если последовал отказ без четкого указания причины, можно обращаться в суд. На практике, отказы следуют лишь в очень редких случаях и только по уважительной причине так как передать землю «на баланс» собственников администрации выгодно.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Приватизация участка под многоквартирным домом – залог чистоты и тишины

Большинство из собственников жилых помещений в многоквартирном доме нередко задаются вопросом: является ли придомовая территория общим имуществом жильцов дома? На данный вопрос законодатель давно предусмотрел ответ, он кроется в подпункте 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, данная статья гласит о том, что да, такой участок относится к общему имуществу (далее – ОИ). Казалось бы, все понятно, и ясно, кто имеет права на пользование и распоряжение ОИ.

Однако проблемы благоустройства придомовой территории и проведение ремонтных работ позволяет решить только приватизация земли под многоквартирным домом. В последнее время жители многоквартирных домов (далее – МКД) часто вынуждены отстаивать свои права, вступать в конфликты с предпринимателями и коммерческими организациями, которые пытаются использовать землю возле домов для постройки собственных объектов – торговых точек, заправок, складов, развлекательных заведений. Из-за подобных действий дети лишаются площадок для игр, дворы захламляются, покой граждан нарушается.

Сегодня земля под домом и территория рядом с ним могут становиться собственностью жильцов без особого разрешения со стороны властей (данная норма указана в п. 4. ст. 36 ЖК РФ). Тем не менее, этот участок нужно корректно сформировать – составить план, определить границы путем проведения межевания, поставить на кадастровый учет. Далее разберемся, с чего начать, как приватизировать землю под многоквартирным домом грамотно.

Как обозначить границы придомовой территории

Согласно нормативу, установленному Правительством РФ (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ), минимальные и максимальные размеры придомового участка должны быть равны площади самого жилого объекта. Данные фиксируются в техническом паспорте или в выписке из ЕГРН, если объект поставлен на учет. Сформировать территорию с объектами недвижимости, находящимися на ней, можно, обратившись в органы местного самоуправления или землеустроительную организацию. В состав площади по закону включаются зеленые насаждения, клумбы, игровые площадки, сушилки для белья, тепловой пункт, трансформаторная подстанция, прочие сооружения, необходимые для обслуживания многоквартирного дома.

Зачем приватизировать территорию под МКД

Приведенное действие поспособствует защите собственности от претензий иных лиц и муниципалитета. Это самое главное преимущество. Также местные власти не смогут сносить строения, прокладывать инженерные коммуникации, дороги и в целом проводить какие-либо работы без согласования с владельцами территории и выплаты им соответствующей компенсации.

Приватизация земли под домом и прилегающей территории дает жильцам право распоряжаться данным участком по своему усмотрению – обустроить спортивную площадку, зону отдыха, парковку, поставить гаражи (узнайте, как проходит приватизация гаража) для авто инвалидов и участников Великой Отечественной войны, установить ограждение, сдать в аренду. Инициатором мероприятия могут выступать владелец дома, застройщик, управляющая компания.

Порядок приватизации

Процедура оформления земли под домом проводится стандартно для всех видов объектов. При этом необходимо руководствоваться новым Жилищным кодексом РФ.

  1. Решение о приватизации должно быть принято на общем собрании жильцов. Из общего числа обычно выбирается один уполномоченный представитель, который предоставит в орган местного самоуправления заявление о формировании и передаче участка земли в собственность. К заявлению прилагается перечень необходимых документов: план дома, решение общего собрания, справка о межевании, техпаспорт жилого объекта и другие.
  2. При рассмотрении документов будет сформирован участок, установлены его четкие границы, выдан акт на право собственности.
  3. Далее необходимо зарегистрировать территорию, внести надел в Единый реестр и получить выписку.
  4. После постановки на учет земля под домом будет передана во владение гражданам.

Прежде чем начинать процесс приватизации взвесьте все плюсы и минусы. Получая участок в собственность, граждане приобретают определенные права и одновременно обязанности. Придется платить налог, самим следить за чистотой, проводить ремонт.

Это потребует денежных затрат, а также приложения физических сил. Отказ от благоустройства территории может повлечь за собой санкции и штрафы. Среди жильцов будут и сторонники, и те, которые начнут противиться нововведениям.

Важно! По завершении приватизации земельное владение будет находиться в совместной долевой собственности, все жильцы получат равные доли.

Следует иметь в виду, что продать землю другому лицу ни один из жильцов права не имеет, так как она является общей собственностью. К общественному имуществу в многоквартирном доме также относятся подвал, подъезд, крыша, чердачное помещение. Решать их судьбу можно только коллективно.

Приватизацию земельных участков под многоквартирными домами разрешается проводить единолично, независимо от мнения прочих собственников. Это позволяет без проблем и конфликтов получить свою долю придомового участка. Порядок предусмотрен соответствующим законом.

Какой налог придется платить владельцам участка

Оформив право на придомовую территорию, собственники смогут ею распоряжаться при условии уплаты ежегодного денежного взноса. Сумма налога будет рассчитана по ст. 388 Налогового кодекса РФ и других законодательных актов. Ставка земельного налога умножается на кадастровую стоимость и местный коэффициент. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается на основе рыночных цен. Физические лица вносят плату при получении уведомления из налоговой. Юридические лица перечисляют денежные средства со своего расчетного счета в банке. Отдельным категориям граждан (пенсионерам) предоставляются льготы – снижение кадастровой стоимости.

Вам может быть интересно: какие еще особенности у земельного налога?

Какие земли подлежат приватизации

Нужно понимать, что не все участки под жилыми домами можно получить в собственность. Законом ограничение накладывается на территории, находящиеся в пользовании государства, прилегающие к госучреждениям. Если участок к таковым не относится, то приватизируйте его смело. Преимуществом станет большой срок проживания в многоквартирном доме по указанному адресу. Кроме того, жильцы уже являются хозяевами квартир, а также различных построек, сараев, гаражей, расположенных во дворе.

Один лишь раз

Как известно, провести приватизацию жилья или земельного участка бесплатно по закону разрешается один раз. Если у гражданина уже есть в собственности надел, то коллективная форма приватизации будет самой подходящей в данной ситуации.

  • земельные участки, предоставленные для застройки до 2001 года;
  • земли, принадлежащие садоводческим обществам;
  • участок под многоквартирным домом, возведенным до начала нынешнего века;
  • придомовая территория;
  • надел, полученный по наследству или по завещанию.

За оформление участка земли под многоэтажкой, построенной после января 2001 года, придется платить налог. Его величина будет подсчитана в ходе оценки построек и земли. Потребуется дополнительно собрать еще несколько документов и справок.

Спорные вопросы

Часто проблемы с оформлением возникают из-за неправильно проведенного замера территории под многоэтажным домом. Потому при проведении данной процедуры желательно присутствие большинства жильцов. Важно все делать верно и без ошибок с первого раза. Вторая приватизация будет уже платной. Не забудьте о квалифицированной помощи специалистов.

Уважаемые посетители нашего сайта, надеемся, мы смогли полностью раскрыть интересующую вас тему. Тот, кому понравился материал, может поделиться данной информацией на форуме или в социальных сетях. Мы будем рады получить ваши комментарии, мнения, примеры из личного опыта. Если у вас остались вопросы, то обратитесь к нашему юристу по указанному номеру телефона.

Может ли совет дома заключать договора

ЖК РФ Статья 161.1. Совет многоквартирного дома

(введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 161.1 ЖК РФ

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом или договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, заключенным председателем совета многоквартирного дома в случае наделения его таким полномочием решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме. По договору управления многоквартирным домом или договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, заключенным председателем совета многоквартирного дома в случае наделения его собственниками помещений в многоквартирном доме таким полномочием, удостоверенным доверенностями, приобретают права и становятся обязанными собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома эти доверенности. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации, лица, заключившего с председателем совета многоквартирного дома договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, копии договора управления многоквартирным домом и указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса договоров;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

(часть 13 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

Мосжилинспекция разъясняет права и обязанности совета многоквартирного дома

В 2011 году в Жилищный кодекс Российской Федерации введена статья 161.1. «Совет многоквартирного дома». Необходимость ее введения обусловлена стремлением законодателя вовлечь собственников помещений в процесс управления МКД. Если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее – совет МКД) из числа собственников помещений в данном доме.

Что такое совет многоквартирного дома

Совет многоквартирного дома не является формой управления многоквартирным домом. Совет МКД – это орган, который представляет, защищает и отстаивает интересы собственников помещений в доме, активно взаимодействует с управляющей организацией, обеспечивает постоянный контроль за исполнением ею обязательств по договору управления.

Избирается он по решению собственников на общем собрании сроком на 2 года, если иной срок не был установлен на том же собрании. Численность членов совета МКД определяется также решением общего собрания с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

Решение об избрании совета МКД должно быть принято в течение года с момента ввода дома в эксплуатацию. В случае отсутствия решения орган местного самоуправления в течение трех месяцев созывает общее собрание собственников помещений данного дома для выбора совета МКД.

Полномочия совета многоквартирного дома

– Обеспечивать выполнение решений ОСС;

– Предлагать собственникам порядок пользования общим имуществом, план по организации работ для его содержания и ремонта, обсуждение вопросов компетенции совета МКД;

– Контролировать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также качество предоставляемых коммунальных услуг;

– Предлагать для утверждения годового общего собрания собственников отчёт о проделанной за год работе;

– Утверждать решение о текущем ремонте общего имущества в МКД, если оно было принято на ОСС большинством голосов.

Председатель совета многоквартирного дома

Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета МКД, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета и подотчетен общему собранию собственников помещений в МКД.

Председатель совета МКД ведет переговоры с управляющей организацией относительно условий договора управления, доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты таких переговоров. Если собственниками помещений в многоквартирном доме председателю выдана доверенность, то он может заключить договор управления многоквартирным домом. Так же председатель совета МКД осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и выполненных, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и выполнения, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Срок полномочий совета МКД

Каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме, совет МКД подлежит переизбранию, в случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета МКД продлеваются на тот же срок.

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: