Медицинская лицензия: виды деятельности, перечень услуг

Лицензирование медицинской деятельности

Получение медицинской лицензии – это обязательное требование к организациям, которые хотят производить специальное оборудование, заниматься его обслуживанием или оказывать врачебные услуги. Сведения обо всех выданных разрешениях отражаются в Едином государственном реестре.

  1. Лицензирование деятельности в сфере медицины
  2. Порядок лицензирования
  3. Стоимость
  4. Требования к претендентам
  5. Наши услуги
  6. Важно знать

Лицензирование деятельности в сфере медицины

Работа медицинских учреждений имеет первостепенное значение для будущего страны: поддержание уровня здоровья населения – это их основная зона ответственности. Неудивительно, что деятельности этих организаций находится под строгим контролем государства: допустить, чтобы этими задачами занимались непрофессионалы, просто нельзя. Для обеспечения контроля в Российской Федерации действует особый механизм – лицензирование производства медицинских изделий и врачебных услуг, который имеет обязательный характер.

Нормативная база

Поскольку деятельность в области медицины – это достаточно обширная сфера, она охватывает самые разные направления. В этой связи в данной области применяется большое количество нормативных документов, каждый из которых содержит требования к отдельной категории соискателей. Основными правовыми актами в этом списке являются:

  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, определяющий порядок лицензирования в России;
  • Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. № 1445, согласно которому выдается лицензия на производство медицинской техники;
  • Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года № 291, устанавливающее общие правила лицензирования деятельности медицинских организаций;
  • Приказ Минздрава от 11 марта 2013 года № 121н, который вводит обязательные требования для отдельных направлений;
  • другие нормативные документы.

Субъекты лицензирования и виды разрешений

Итак, получение медицинской лицензии для медицинской деятельности – это обязательное требование для самых разных категорий организаций, предоставляющих услуги, связанные с охраной здоровья граждан. Этот документ необходим для осуществления следующих видов работ:

  • предоставление гражданам медицинских услуг, включая диагностику, лечение, реабилитацию, профилактику, предотвращение или прерывание беременности и других. Общий список услуг, относящихся к этой категории, приведен в приложении к постановлению № 291. Он включает около 150 позиций;
  • производство техники врачебного назначения;
  • техническое обслуживание оборудования.

Также в соответствии со статьей 12 99-ФЗ лицензированию подлежат сопутствующие виды деятельности, такие как производство лекарственных препаратов, биомедицинских клеточных продуктов и проч.

Кто вправе получить лицензию? Получить разрешение на ведение деятельности, связанной с медициной, смогут как компании разных форм собственности, так и индивидуальные предприниматели – при условии, что они отвечают всем установленным требованиям.

Порядок лицензирования

В соответствии с установленными правилами лицензирование зуботехнической лаборатории или любой другой организации, осуществляющей деятельность в области медицины, осуществляется в стандартном порядке. Он предполагает последовательную реализацию следующих этапов.

  1. Заявитель самостоятельно проверяет параметры своей организации на соответствие установленным требованиям законодательства согласно тому нормативному документу, который применяется в конкретной области деятельности. В случае обнаружения несоответствий их необходимо устранить до подачи заявки: в противном случае лицензия Росздравнадзора на производство медицинской техники или иной необходимый документ просто не выдадут.
  2. Заявитель собирает необходимые документы, подтверждающие выполнение им установленных лицензионных требований.
  3. Заявка подается в профильный государственный орган, который ответствен за выдачу разрешений для данной области деятельности.
  4. Лицензирующий орган рассматривает заявку, после чего выносит решение о выдаче лицензии или об отказе в ее оформлении.
  5. В случае, если лицензирующий орган вынес положительное решение, он оформляет документ установленного образца, передает ее заявителю.

Как проверить, что у компании есть действующая лицензия? Сведения обо всех выданных лицензиях вносятся в Единый государственный реестр, размещенный в интернете в открытом доступе.

Лицензирование отдельных направлений в условиях коронавируса

Широкое распространение новой коронавирусной инфекции в мире вызвало необходимость принятия срочных решений, направленных на борьбу с нею. Разумеется, такие решения приняло и российское правительство. В сфере лицензирования было сделано существенное послабление: организациям, которые уже имеют действующую лицензию, разрешили заниматься профилактикой, диагностикой и лечением COVID-19 без переоформления имеющегося разрешения – при условии, что они. Такой механизм прописан в Постановлении Правительства от 3 апреля 2022 года № 440.

Стоимость

Поскольку услуги по лицензированию медицинской деятельности относятся к категории государственных услуг, их стоимость регулируется на федеральном уровне. По действующему Налоговому кодексу за их получение необходимо уплатить государственную пошлину в следующих размерах.

750 или 3500 рублей в зависимости от основания переоформления

В каких случаях придется уплатить повышенную пошлину за переоформление? Это потребуется при изменении адреса осуществления деятельности или списка оказываемых услуг.

Стоимость услуги: от 55 000 рублей

Сроки

Сроки рассмотрения лицензионных заявок едины для всех: лицензирование рентгенологии в медицинской деятельности или производства специального оборудования осуществляется в течение 45 рабочих дней. Этот период является максимальным, чтобы ответственное ведомство имело возможность рассмотреть все документы, представленные в заявке, и вынести окончательное решение.

Требования к претендентам

Информация о том, что нужно для получения медицинской лицензии, сильно различается в зависимости от того, в каком направлении планирует работать соискатель. Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо обратиться к первоисточнику. Для всех видов услуг, включая оказание первичной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение медосмотров и исследований, таким документом является постановление № 291. Для производства и техобслуживания специальной техники его роль играет постановление № 1445. Все установленные требования к соискателям объединяются в следующие укрупненные группы:

  • требования к помещениям, где будут выполняться работы;
  • требования к оборудованию, необходимому для их выполнения;
  • требования к руководству и сотрудникам предприятия;
  • дополнительные требования.
Читайте также:
Виды трудового договора по срокам действия

Например, для компании, которая намеревается получить лицензию на изготовление медицинской техники, постановлением № 1445 установлены следующие требования:

  • «наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники;
  • наличие у соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по производству медицинской техники:
  • средств измерений, предусмотренных нормативной, технической документацией производителя и соответствующих требованиям к их поверке, предусмотренным статьей 13 Федерального закона “Об обеспечении единства измерений”, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по производству медицинской техники;
  • регистрационного удостоверения на медицинскую технику, подтверждающего, что соискатель лицензии осуществляет производство этой медицинской техники либо имеет отношение к месту производства этой медицинской техники при условии, что производитель (уполномоченный представитель производителя) заключил соглашение с соискателем лицензии об организации производства, регулирующее в том числе вопросы обеспечения контроля качества и безопасности производимой продукции, а также ответственности перед третьими лицами;
  • нормативной, технической документации, используемой для осуществления деятельности по производству медицинской техники;
  • системы менеджмента качества, созданной и функционирующей в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 13485-2017;
  • работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, ответственных за производство и качество медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет) в сфере выполняемых работ и оказываемых услуг».

Требуемые документы

В настоящий момент получение лицензии на медицинскую деятельность возможно только при условии выполнения всех установленных лицензионных требований. Их выполнение следует подтвердить соответствующими документами. Состав пакета документов, соответственно, зависит от списка этих требований, которые различаются для разных категорий соискателей.

Возможные причины отказа

На практике отказ в выдаче лицензии чаще всего происходит по следующим причинам:

  • неправильное оформление необходимых документов;
  • недостоверные сведения, содержащиеся в документах;
  • неполный комплект документации;
  • нарушение правил подачи лицензионной заявки.

Если допущена хотя бы одна из этих ошибок, заявку в лучшем случае возвратят на доработку, а значит – Вы потеряете время и потенциальную прибыль. Чтобы этого не произошло, рекомендуем сразу обратиться к профессионалам компании АТТЭК.

Наши услуги

Сотрудники центра АТТЭК – это опытные специалисты, имеющие большой опыт сопровождения лицензионных заявок в профильных государственных органах. Они досконально знают требования для каждого отдельного направления деятельности, поэтому не допускают ошибок, характерных для самостоятельной подачи заявки. Мы предлагаем своим клиентам комплексную услугу сопровождения, которая включает:

  • проверку организации на соответствие установленных требований и предоставление рекомендаций по устранению несоответствий;
  • оформление необходимых документов;
  • сопровождение подачи заявки и контроль процесса ее обработки;
  • проверку правильности оформления лицензии и внесения сведений о ней в Единый государственный реестр.

Результатом нашей работы станет готовая лицензия, которая даст Вам возможность легитимно работать в выбранной сфере. А главное, это – без лишних расходов и временных затрат!

Важно знать

Выдача лицензий осуществляется разными органами в зависимости от статуса соискателя:

  • для организаций, которые являются подведомственными федеральным органам исполнительной власти либо занимаются оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, лицензии выдает Росздравнадзор;
  • для остальных категорий врачебных учреждений выдачу лицензий осуществляет профильный департамент исполнительного органа власти того региона, где они работают.

Медицинская лицензия: виды деятельности, перечень услуг

Лицензирование медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного “Сколково”) медицинских, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи

Условия получения услуги в ОИВ

Кто может обратиться за услугой:

юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стоимость услуги и порядок оплаты:

Предоставление лицензии – 7500.0 руб.

Перечень необходимых сведений:

Заявление о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Заявление об отзыве запроса (оригинал, 1 шт.)

  • Может быть получен в ходе оказания услуги
  • Предоставляется без возврата
Сроки предоставления услуги

40 рабочих дней

Результат оказания услуги
  • Лицензия на медицинскую деятельность (оригинал, 1 шт.)
Формы получения

Через законного представителя

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

Читайте также:
Виды земель подлежащих налогообложению

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса на предоставление государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи описи в получении запроса на предоставление государственной услуги и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, рассматриваются руководителем, уполномоченным заместителем руководителя указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее – органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (при наличии технической возможности).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования уклонения в приеме запроса на предоставление государственной услуги и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Уклонения в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

Читайте также:
Виды ТМЦ подлежащие инвентаризации

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса на предоставление государственной услуги, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

Читайте также:
Земли сельскохозяйственного назначения виды разрешенного использования

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Медицинская деятельность

Счетчик обращений граждан и организаций

Медицинская деятельность

Лицензирование медицинской деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2022 № 852 « О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказами Росздравнадзора от 28.10.2022 № 9936 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и от 24.11.2022 № 10986 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» осуществляет полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») в отношении:

– медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

– медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.

Информация о поданных заявлениях на получение (переоформление) лицензии, прекращения действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, ходе рассмотрения документов и принятии решения о предоставлении (отказе в предоставлении), переоформлении (отказе в переоформлении), прекращения действия лицензии на осуществление медицинской деятельности доступна заявителям в «Личном кабинете» заявителя и размещается на официальном сайте Росздравнадзора.

Заявление и копии документов на получение (переоформление и прекращении действия) лицензии могут быть поданы заявителем в «Едином окне» Росздравнадзора по адресу: г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1, кабинет 210.

Время приема заявлений и документов: понедельник-четверг – с 9-00 ч. до 17-00ч., пятница – с 9-00 ч. до 15-45 ч. Перерыв на обед: с 13-00 ч. до 14-00 ч.

Заявление и копии документов на получение (переоформление, прекращение действия) лицензии могут быть поданы заявителем в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru

Результатами предоставления государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности являются:

1) предоставление (отказ в предоставлении) лицензии;

2) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;

4) предоставление сведений из реестра лицензий;

5) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата.

Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2022 N 852

Статья

Революционное изменение лицензионных требований, которое ждали долгие годы, не обошлось без компромиссов

04 Июня 2022 Выделить главное вкл выкл 10786

Не буду скрывать, что общее впечатление от нового постановления положительное, как в части стилистики, так и по содержанию. Считаю, что это значительное достижение ФАСа, Минздрава, Минэкономразвития и в целом Правительства и не побоюсь сказать — революционное — изменение лицензионных требований.

Для начала отмечу положительные моменты в новом положении о лицензировании медицинской деятельности.

1. В пункте 2 Постановления, содержатся переходные положения, связанные с изменением перечня работ (услуг). Утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в старом (N 291) и новом (N 852) постановлениях. Тождественные работы (услуги) не потребуют переоформления лицензии.

Переоформление лицензии в отношении исключаемых работ (услуг) по:

дезинфектологии (ранее вызывала много судебных разбирательств)

– неотложной медицинской помощи

– организации сестринского дела

– управлению сестринской деятельностью

необходимо осуществить в течение 1 года (до 01.09.2022), что потребует подачи заявления лицензиатами, хотя можно было бы просто исключить данные работы (услуги) из реестра силами Росдравнадзора без лишних бумаг и волокиты с учетом реестровой модели лицензирования, введенной с 01.01.2021 (см. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”)

Читайте также:
К какому виду налогов относятся акцизы

Возникает вопрос в отношении работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии». В действующем положении N 291 это две разные работы (услуги). Все услуги в перечне следуют с новой строки, в данном случае в одной строке через запятую фактически указано две совершенно разные услуги, выполняемые врачами двух разных специальностей (см. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”)

2. В пункте 4 Положения о лицензировании N 852 установлено, что классификатор работ (услуг) не устанавливает обязательных требований (см. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н) — это плюс, применяется для оформления лицензий, т. е. работы (услуги) в лицензии указываются с учетом условий (амбулаторные, дневной стационар, стационар) — это компромиссное решение

3. В новом положении о лицензировании исключены требования к руководителю медицинской организации и индивидуальному предпринимателю, в т. ч. к их стажу, что приравнивает индивидуального предпринимателя к медицинской организации (как это предусмотрено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” — далее закон N 323-ФЗ, включая права и обязанности), что безусловно является большим прорывов.

4. Требование о соответствии структуры и штатного расписания, предусмотренные подпунктом «д» пункта 5 не распространили на частные (негосударственные) организации, как это было предусмотрено в одном из прокетов.

5. Подпунктом «д» пункта 6 предусмотрено повышение квалификации медицинских работников не реже 1 раза в 5 лет. Таким образом, в новом положении о лицензировании отсутствует требование о ежегодном повышении квалификации (так называемое непрерывное медицинское образование — НМО)

Кроме безусловно положительных моментов в новом положении о лицензировании медицинской деятельности можно выделить компромиссные нормы

6. Подпунктом «ж» пункта 5 предусмотрено внесение данных соискателем лицензии в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в отношении медицинской организации и медицинских работников.

7. Подпунктом «а» пункта 6 предусмотрено соблюдение не только порядков оказания медицинской помощи, но и других видов нормативных правовых актов (НПА), принятых в соответствии с законом N 323-ФЗ. Положительным моментом является исчерпывающий перечень данных НПА, который ограничен самим текстом данного пункта Положения, а также отсылкой в нем к закону 323-ФЗ. Отрицательным является отсутствие обязанности издавать специальные акты для лицензирования, что приводило бы к необходимости согласования этих актов с ФАС и Минэкономразвития. На практике данные НПА нередко противоречат друг другу. Например, положения об организации оказания медицинской помощи по видам (см. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н “Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям”, Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н “Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению”), содержат стандарты оснащения, противоречащие порядкам оказания медицинской помощи по соответствующим профилям: педиатрии (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”) и терапии (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.11.2012 N 923н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “терапия”). Необходимо обеспечить, чтобы все указанные в Положении о лицензировании виды НПА, устанавливающие обязательные лицензионные требования, проходили согласование с ФАС и Минэкономразвития, как минимум, в части наличия помещений (для исключения противоречия с санитарными нормами, см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2022 N 44 “Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”), медицинских изделий, указанных в стандартах оснащения, и медицинских работников

8. Подпунктом «в» пункта 6 как и прежде предусмотрено соблюдение порядка оказания платных медицинских услуг. Сохранение данного пункта приводит к наделению Росздравнадзора и Роспотребнадзора дублирующими полномочиями. Логичным было бы в новом постановлении Правительства (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг” действует до 01.09.2021) возложить контроль за его соблюдением на Росздравнадзор, а не на Роспотребнадзор как сейчас, для исключения дублирования полномочий

9. Подпунктом «е» пункта 6 предусмотрена передача данных лицениатом в ЕГИСЗ. Существуют значительные риски, связанные с массовым внедрением электронных медицинских карт для выполнения данного требования, которые обусловлены отсутствием стандартных защищенных решений на уровне государства. Требования к медицинским информационным системам (МИС) установлены в Приказе Минздрава России от 24.12.2018 N 911н “Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций”. При этом имеющиеся МИС не сертифицированы / аттестованы на соответствие закону о персональных данных, в т. ч. в части хранения и передачи данных. Минздрав установил требования о передаче обезличенных данных в ЕГИСЗ с возможностью их деанонимизации (процесс обратный деперсонализации), что требует хранения исходных персональных данных клиниками самостоятельно. Клиники хранят исходные персональные данные «кто как может», что может повлечь утечку данных, их потерю и т. п. Кроме того, некоторые специалисты заявляют о неготовности регионов (отсутствии технической возможности) к подключению всех «частников» к каналам передачи данных в ЕГИСЗ

Читайте также:
На какие виды деятельности нужна лицензия

10. Подпунктом «г» пункта 8 предусмотрено предоставление соискателем лицензии сведений о регистрации медицинских изделий (МИ, предоставлении реквизитов регистрационных удостоверений – РУ). Данный пункт остался, несмотря на позицию, изложенную в Заключении об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России в отношении проекта постановления (на официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=108131 размещена информация о принятии отрицательного решения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия (далее — ОРВ) в отношение проекта постановления Правительства РФ об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности, размещенного 08.09.2020). Согласно ОРВ данное требование является избыточным, поскольку существует реестр зарегистрированных медицинских изделий, который включает реквизиты регистрационных удостоверений. За ведение данного реестра отвечает Росздравнадзор

11. Подпунктом «ж» пункта 8 предусмотрено предоставлении сведений о внесении информации соискателем в ЕГИСЗ об организации и медицинских работниках. С учетом подпунктов 10 и 12 в случае заполнения сведений об организации в ЕГИСЗ соискателю не надо предоставлять сведения о медицинских изделиях, подтверждающие право собственности или владения, их регистрационных удостоверениях и квалификации медицинских работников — это плюс. Не вполне ясна трактовка этих пунктов в их взаимосвязи: с одной стороны, если сведения есть в ЕГИСЗ, то их предоставлять не надо, с другой стороны, если сведений в ЕГИСЗ нет, то их предоставлять надо, что логично. Вопрос: означает ли это, что, если сведения можно предоставлять «по старинке», приложив к заявлению, то их не надо передавать в ЕГИСЗ?

Перечень нормативных правовых актов, упомянутых в обзоре

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”

3. Постановление правительства РФ от 01.06.2022 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”

5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)”

6. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н “Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций”

7. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н “Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям”

8. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”

9. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н “Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (и) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях”

10. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.11.2012 N 923н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “терапия”

11. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н “Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению”

12. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”

13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2022 N 44 “Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”

Медицинская лицензия: виды деятельности, перечень услуг

в Министерстве юстиции

22 декабря 2022 года,

регистрационный N 61696

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения
от 28 октября 2022 года N 9936

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) (далее соответственно – Административный регламент, государственная услуга, медицинская деятельность) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росздравнадзора, территориальными органами Росздравнадзора (далее – территориальные органы), их должностными лицами, а также взаимодействия Росздравнадзора (территориальных органов) с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями на предоставление государственной услуги (далее – заявители) являются:

1) юридические лица, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие медицинскую деятельность, либо их уполномоченные представители;

Читайте также:
Программы для сдачи отчетности в электронном виде

2) физические лица и организации, обратившиеся за предоставлением сведений о конкретной лицензии на осуществление медицинской деятельности и иной информации по предоставлению государственной услуги.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется:

на официальном сайте Росздравнадзора (территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее соответственно – официальный сайт Росздравнадзора (территориального органа), сеть “Интернет”);

в федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал);

в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных услуг (функций)” (далее – федеральный реестр);

на информационных стендах в помещении приемной по работе с обращениями граждан Росздравнадзора (территориальных органов);

по номерам телефонов для справок.

4. Справочная информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается:

на официальном сайте Росздравнадзора (территориальных органов);

на Едином портале;

в федеральном реестре;

на информационных стендах в помещении приемной по работе с обращениями граждан Росздравнадзора (территориальных органов).

5. Справочная информация предоставляется должностными лицами Росздравнадзора (территориальных органов), ответственными за предоставление государственной услуги, по телефону, на личном приеме заявителя или письменно почтовым отправлением либо электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.

Справочная информация включает сведения о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, номере телефона-информатора, об адресах официального сайта Росздравнадзора (территориального органа), электронной почты и (или) формах обратной связи с Росздравнадзором (территориальными органами).

6. На официальном сайте Росздравнадзора (территориальных органов), информационных стендах в помещении приемной по работе с обращениями граждан Росздравнадзора (территориальных органов), на Едином портале размещается следующая информация:

порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги;

сведения о ходе предоставления государственной услуги;

перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;

текст Административного регламента;

формы заявлений (уведомлений, сообщений), используемые при предоставлении услуги.

7. Информация на Едином портале и официальном сайте Росздравнадзора (территориальных органов) о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю на безвозмездной основе.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

8. Государственная услуга по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”).

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

9. Государственная услуга предоставляется Росздравнадзором и его территориальными органами.

10. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации .

Описание результата предоставления государственной услуги

11. Результатами предоставления государственной услуги являются:

1) предоставление (отказ в предоставлении) лицензии;

2) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;

3) предоставление сведений из реестра лицензий;

4) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата.

Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

12. Срок предоставления государственной услуги и выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги:

1) принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии – не более 45 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и документов (сведений), предусмотренных пунктом 15 Административного регламента;

2) принятие решения о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии – не более 10 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и документов (сведений), предусмотренных пунктом 16 Административного регламента, в случаях:

реорганизации юридического лица в форме преобразования;

реорганизации юридического лица в форме слияния;

изменения наименования юридического лица;

изменения адреса места нахождения юридического лица;

изменения адреса места осуществления медицинской деятельности;

изменения наименования лицензируемого вида деятельности, переоформления лицензии, не содержащей перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе медицинской деятельности (для лицензий, действующих до дня вступления в силу Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716; 2022, N 31, ст.5029.

изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе медицинской деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом;

прекращения медицинской деятельности по одному или нескольким адресам ее осуществления, предусмотренным лицензией;

намерения лицензиата внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих медицинскую деятельность, в части прекращения выполнения работ, оказания услуг;

3) принятие решения о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии – не более 30 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и документов (сведений), предусмотренных пунктом 17 Административного регламента, в случаях:

намерения лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места осуществления, не предусмотренному лицензией;

намерения лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные лицензией;

Читайте также:
Виды ходатайств в гражданском процессе

4) направление уведомления о предоставлении (переоформлении) лицензии – 3 рабочих дня после дня внесения записи о предоставлении (переоформлении) лицензии в реестр лицензий;

5) выдача (направление) уведомления об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии – 3 рабочих дня со дня принятия решения об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии;

6) предоставление сведений из реестра лицензий – 3 рабочих дня с даты поступления в Росздравнадзор (территориальный орган) заявления, предусмотренного пунктом 19 Административного регламента;

7) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата – в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о прекращении медицинской деятельности.

13. Срок приостановления предоставления государственной услуги составляет 30 календарных дней с даты получения заявителем уведомления Росздравнадзора (территориального органа) о необходимости устранения в тридцатидневный срок с момента получения уведомления выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, в случаях:

1) подачи заявления о предоставлении лицензии, оформленного с нарушением пункта 15 Административного регламента, и представлении документов не в полном объеме;

2) подачи заявления о переоформлении лицензии, оформленного с нарушением пунктов 16-17 Административного регламента, и представлении документов не в полном объеме.

Почта России для чайников

Почта России — это большая, сложная и не очень дружественная структура. На неё принято плеваться в социальных сетях, а поход за письмом или посылкой часто превращается в маленький квест. Про такое говорят: «Жизнь меня к этому не готовила».

Хочешь отправить книжку в подарок другу. Приходишь в отделение, а уставшая женщина спрашивает: «Как отправляем, заказной бандеролью с объявленной ценностью или первым классом?». И ты понимаешь, что это будет посложнее высоконагруженных систем, больших данных и нейросетей.

Мы в «Дадате» сильно связаны с почтой: исправляем адреса и неплохо разбираемся в особенностях её работы. Написали подробный гид по услугам Почты России, для чайников. Автор статьи — Сергей Король, редактор и почтовый гик.

Какие бывают отправления

Для начала разберёмся в двух базовых видах отправлений.

Простое отправление отправляют самостоятельно, без отделения — просто бросают в почтовый ящик. Это обычные открытки и письма.

Заказное отправление посылают только из отделения. Для него заполняют бумажки, и получают трек-номер для отслеживания. Такое отправление получают только с паспортом. На заказные отправления «навешиваются» дополнительные опции:

    Уведомление о вручении — это юридически значимое подтверждение того, что вы получили письмо. Его любят всякие государственные организации и частные компании. Какой-нибудь военкомат или суд пришлёт вам письмо с уведомлением о вручении.

Опись вложения — это доказательство того, что в письме содержится именно
то, что содержится. К примеру, отправляете вы претензию к договору. Составляете опись, и сотрудник почты штампует её — это означает, что он стал вашим свидетелем. Теперь получатель не соврёт, что получил поздравление с юбилеем. Обычно такие письма отправляют и с описью, и уведомлением о вручении — кккомбо!

Объявленная ценность — это, по сути, страховка. Если почта потеряет посылку или повредит её, то вам вернётся стоимость объявленной ценности. Также часть стоимости вернут за нарушение сроков доставки. Чем выше объявленная ценность, тем дороже отправление. На деле вернуть что-то сложно. Этой штукой лучше не пользоваться.

  • Наложенный платёж — это сумма, которую заплатит получатель посылки. Она вернётся к отправителю денежным переводом. С наложенными платежами часто работают старенькие интернет-магазины (нормальные принимают карточки на сайте или курьером отправляют). Наложенный платеж не может быть больше объявленной ценности.
  • Простые открытки и письма

    Тут всё просто: берёте открытку или письмо, наклеиваете марки и бросаете в ящик — всё, оно дойдёт. Открытка по России сейчас стоит 13 ₽, по миру — 30 ₽. Письмо из конверта и пары листов А4 по России стоит 20 ₽, по миру — от 31 ₽.

      Простые письма нигде не регистрируются, при потере их почти невозможно вернуть. Не отправляйте ими важную информацию: например, последнюю семейную фотографию дедушки.

    Тем не менее, простые письма ходят довольно надёжно. Если вы фрилансер и часто обмениваетесь документами с заказчиками, смело отправляйте их простыми письмами и не стойте в очередях.

    Купите домой запас марок на пару сотен рублей, конверты, и готовьте письма самостоятельно. Попросите на почте марки номиналом по 20-25 ₽. С таким номиналом удобно. Отправляешь маленькое письмо — клеишь 25 ₽, письмо побольше — 50 ₽. Можно не считать граммы и копейки.

    Всегда клейте марки с запасом. У почты бывают всякие странности. Так, письма тарифицируют по весу: чем тяжелее, тем дороже, но с шагом в десятки грамм. Какой-нибудь зануда в сортировочном центре вернёт ваше письмо обратно, потому что вы не доклеили марок за лишний грамм. Но 50 ₽ будет достаточно почти всегда.

    Письма бывают ускоренными, или авиа. Если хотите авиа — просто напишите об этом на конверте. Можно выпендриться и написать PAR AVION (международный язык почты — французский).

    Советую бросать письмо в ящик возле почты. Теоретически можно в любой уличный, но есть опасность, что он сломан и про него забыли.

  • Пишите адрес максимально подробно. Всегда указывайте индекс. На сортировочных центрах почты стоят аппараты, которые считывают индекс машинным зрением, и быстро сортируют письма — так они доходят быстрее. Если не знаете индекс, то просто нагуглите его по адресу.
  • Читайте также:
    Виды записок в делопроизводстве

    Заказные письма и посылки

    Их отправляют из отделения. Приносите отправление, выберите опции, отдайте отправление оператору и получите чек. Рассчитать стоимость отправления проще всего на сайте Почты России.

      Чтобы сэкономить время, заполните сопроводительные документы заранее — на сайте Почты России есть конструктор.

    Если вдруг оператор придерётся к вашим распечатанным на принтере документам, то возьмите на будущее с собой запас их бланков. Еще можно позвонить на телефон горячей линии и поругаться, на Почте специально отслеживают такие случаи.

    Если вы не понимаете, какие опции вам нужны, выбирайте заказное отправление. Объявленная ценность — один рубль. Всё.

    Для упаковки на почте есть пакеты и коробки. С коробками сложнее — в них вещи обычно болтаются (чтобы не болтались, я покупаю в зоомагазине самые дешевые опилки для хомяков и засыпаю ими пустоты). Теоретически можно прийти со своей тарой, но часто на это реагируют нервно. Если часто отправляете, то купите тару домой, про запас.

    Пакеты подписывайте шариковой ручкой, гелевая размажется.

    Если отправляете документы государственной важности, говорите так: «Хочу отправить письмо с описью вложения и уведомлением о вручении», сотрудник дальше всё сам сделает. Еще важно не запечатывать конверт с таким вложением, потому что оператор должен проверить его по описи.

    Бандероли

    Бандероль — это клёвый почтовый шорткат, что-то среднее между письмом и посылкой, но только для печатной продукции. В бандеролях отправляют книги, газеты, журналы, пачки документов.

    Бандероль стоит дешевле, и для неё не нужно заполнять бланки. Просто вкладываете книгу в пакет, пишете адрес и отдаёте оператору. Главное чтобы весило менее двух килограммов (иначе только посылка).

    Теоретически, в бандероли можно отправить небольшую вещь вроде футболки — операторы не особо следят, что там внутри.

    Отправления 1 класса

    Это любые регистрируемые письма, бандероли и посылки с реактивной насадкой. Они стоят дороже, но доходят в два раза быстрее.

    Для отправлений 1 класса также не нужно заполнять богомерзких бланков. Достаточно написать адрес на конверте или пакете.

    Это надстройка над почтой, на манер курьерской службы доставки. На деле писать про неё нечего: долго, дорого и ужасный сервис. Если вам действительно нужно отправить что-то курьером, выбирайте частную курьерскую службу.

    Всякие правила и советы:

      Установите приложение Почты России — пожалуй, это лучшее, что есть в этой организации. В нём удобно отслеживать отправления, легко найти ближайшее отделение.

    Пользуйтесь новым сайтом Почты. Я говорю так не потому, что участвовал в его разработке. Сайт получился действительно удобным: с калькулятором отправлений и генератором бланков.

    Не отправляйте деньги и драгоценности. В лучшем случае их определят и вернут вам обратно, в худшем — изымут.

    Также нельзя отправлять типичный набор запрещённых предметов: оружие, взрывчатку, едкие и токсичные материалы. Из странного: нельзя посылать части сайгака, но можно живых пчёл.

    Отделения Почты работают по субботам, в субботу в них меньше народу. Еще очередей обычно нет сразу после обеда, с 15 часов.

    Для получения регистрируемых отправлений нужен паспорт. Если носить его лень, есть два способа. Первый — сделайте себе нотариально заверенную копию. Второй способ на грани социальной инженерии — сделайте так, чтобы вас запомнили на почте как «я знаю этого милого человека, не надо у него паспорт просить». Для этого достаточно пару раз написать благодарность в книгу жалоб и предложений.

  • Если видите в очереди перед собой человека с пачкой конвертов — можете сразу уходить, это представитель организации рассылает письма с уведомлениями. Вообще удобно умножать число людей перед собой на семь, получится довольно точное время ожидания в минутах.
  • Почта России: виды посылок и отправлений

    Сегодня в силу повышения деловой занятости людей почтовые отправления играют особую роль. Особенно часто услугами почтовых отделений пользуются интернет-магазины, которые через них отправляют посылки по городам России и за границу.

    Какие же существуют виды посылок Почты России? В силу того, что люди пользуются такими услугами очень часто, передачи могут быть самыми разными.

    Виды посылок Почты России регламентированы на законодательном уровне под названием “О почтовой связи”. Самый главный классификационный признак деления почтовых посылок – это посылки внутри страны и отправления международного назначения. Под понятием “виды отправлений и посылок” почтой понимается способ доставки и сопутствующие при этом процессе услуги.

    Виды внутренних отправлений

    На настоящий момент существуют три классических вида отправления посылок по Почте России в масштабе государства, то есть внутренних отправлений. К таковым относятся следующие:

    • письмо;
    • бандероль;
    • посылка.

    Также на специальных условиях функционируют первоклассная ускоренная доставка и экспресс-доставка EMS с помощью курьера.

    Первая предполагает быструю доставку нижеизложенных видов отправлений. Это могут быть простые, ценные либо заказные письма, заказные и ценные бандероли, а также различные посылки.

    Экспресс-доставка EMS – это та же первоклассная ускоренная доставка, только с помощью курьера, которые приносит отправление до двери. Максимально допустимая масса при реализации такой услуги – 31,5 кг.

    Письмо

    Письма являются почтовыми отправлениями, содержащими текстовые сообщения. Они могут классифицироваться как простые, заказные и ценные. Максимальный порог допустимой массы письма составляет 100 г.

    Читайте также:
    Виды деятельности благотворительного фонда по ОКВЭД

    Бандероль

    Бандероль представляет собой почтовое отправление, содержащее фотоматериалы, рукописи, печатные издания. Бандероли, как и письма, бывают простыми, заказными и ценными, то есть с объявленной ценностью. Минимальный порог допустимой массы бандероли составляет 100 граммов, максимальный — 2 килограмма.

    Посылка

    Посылка являет собой почтовое отправление, содержащее преимущественно объекты культурно-бытового значения. Если масса ее превысила отметку в 10 кг, то данное отправление считается тяжеловесным. В случае если высота, ширина либо длина превысили отметку в 60 сантиметров, то она считается негабаритной. То же происходит в случае превышения высоты, длины и ширины отметки в 120 сантиметров. Сумма этих трех измерений по факту не должна превышать 300 сантиметров: максимально допустимые габариты выглядят таким образом: 350 × 190 × 130 см.

    Виды международных отправлений

    Они в силу различных причин также пользуются высоким спросом. Виды посылок Почты России, которые пересекают границу, могут быть самыми разными.

    Международное письмо представляет собой текстовое сообщение, предназначенное для международной отправки по почте. Такие виды пересылок могут быть также простыми, заказными с объявленной ценностью. Кроме этого, они подразделяются на авиа и наземные письма. Максимально возможная масса международного письма равна двум килограммам.

    Бандероли, предназначенные для отправлений за границу, представляют собой обычные герметичные упаковки, как уже было описано выше. Они могут содержать фотографии, рукописи, не особо ценные печатные материалы. Они могут быть заказными и простыми. Также бывают авиа и наземными. Максимальный порог массы такого вида бандероли равен 5 килограммам.

    Международный мешок «М» является часто используемым среди интернациональных видов посылок России почтовым отправлением. Он, как правило, содержит внушительный объем продукции печатного характера: газеты, бумаги, журналы, книги. Международные мешки “М” могут быть как заказными, так и простыми, как авиа, так и наземными. Максимальный порог массы такой посылки — 14,5 килограммов.

    Международный мелкий пакет представляет собой отправление небольшого размера, которое предназначено для перемещения за границу. Такая посылка содержит небьющиеся предметы, образцы различных товаров. Среди видов международных мелких пакетов заказные и простые, а также авиа и наземные. Максимально допустимая масса — 2 килограмма.

    Еще один вид интернациональных отправлений – международная посылка. Это почтовое отправление с предметами культурно-бытового и иного назначения. Бывают также авиационные отправления и наземные. Граничная масса — 20 килограммов.

    Наземные международные отправления – это все те виды посылок Почты России, которые не относятся к передачам авиационными путями.

    Наземная доставка – это отправления, которые могут быть переданы по суше либо по воде.

    Товарные вложения

    В настоящее время, исходя из правил работы российской Почты, товарные вложения отправляются простой посылкой либо отправлением 1-го класса.

    Передачи международного назначения с товарным вложением осуществляются через международный мелкий пакет или международную посылку.

    Объявленная ценность

    Данный показатель должен быть заявлен при отправлении. Оценочная стоимость указывается в государственной валюте (в рублях), также она не имеет ограничений. Для разряда посылок 1 класса заявлено максимальное ограничение в размере 20 000 рублей, для бандеролей — 10 000 рублей.

    Наложенный платеж

    Наложенный платеж представляет собой сумму, которая должна быть в обязательном порядке оплачена адресатом. Такая процедура является залогом получения посылки. Этот показатель включает размер наложенного платежа (фактическую сумму заявленной стоимости) плюс комиссию за перевод средств. Наложенным платежом можно отправлять исключительно ценные передачи и отправления.

    Коробки и их размеры

    Осуществляя отправления посылок, вес которых варьируется от 10 кг до 20 кг, работники почтовых отделений используют картонные тары. Виды коробок для посылок Почты России иллюстрирует таблица, расположенная ниже.

    Вид почтовой картонной тары Размеры, мм
    Коробка типа А 425x265x380
    Коробка типа Б 425x265x190
    Коробка типа В 425x165x190
    Коробка типа Г 265x165x190
    Коробка типа Д 220х165х100
    Коробка типа Е 270х165х50
    Коробка типа Ж 175х120х100

    Вместе с развитием интернет-торговли и ростом количества международных перевозок роль почтового сервиса и качества упаковочных материалов очень возросла. В середине 2016-го года Почтой России были разработаны новые виды коробок для международных передач. Они являются тарой нового образца, отличаются инновационным экодизайном, а также качественной схемой сборки. Новые виды и размеры посылок Почты России иллюстрирует следующая таблица.

    Тип почтовых коробок Размер почтовых коробок, мм
    Тип S 260х170х80
    Тип M 300х200х150
    Тип L 400x270x180
    Тип XL 530x360x220

    Практически в каждом почтовом отделении государства имеются свои упаковочные тары для отправлений. На практике случаи нехватки нужной упаковки или отсутствия таковой встречаются довольно часто. Это может приносить большое количество неудобств работникам почтовых отделений и клиентам. Для владельцев бизнеса это может быть чревато появлением новых издержек.

    Именно по этим причинам почтовые упаковки являются важнейшим ресурсом. Видов посылок для отправки Почтой России в настоящее время появляется огромное множество, а с каждым годом наблюдается их рост в геометрической прогрессии.

    Таким образом, в настоящее время роль почтового сервиса очень существенна, а услуги пользуются частым спросом. Поэтому качество их должно ежегодно повышаться и соответствовать актуальным мировым стандартам.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: