Личные неимущественные права публично правовых образований

Статья 125 ГК РФ. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (действующая редакция)

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 125 ГК РФ

1, 2. Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При выступлении от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью, их правовая природа в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

Государство выступает в гражданских правоотношениях в большинстве случаев через свои органы (как законодательные, так и исполнительные): Федеральное Собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства), которые действуют в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичные правила действуют и в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Помимо государственных органов в гражданских правоотношениях от имени государства могут выступать физические и юридические лица на основании делегированных им полномочий (п. 3 ст. 125 ГК).

Указанная норма в общем виде закрепляет возможность участия в гражданском обороте представителя государства, каковым может выступить как гражданин, так и юридическое лицо (в том числе в случае необходимости и государственный орган при наличии у него статуса юридического лица). Правовым основанием этому служат нормативные акты Российской Федерации и принимаемые во исполнение их уполномоченными на то органами государства решения по осуществлению представительских функций. Так, согласно п. 4 Указа Президента РФ от 10.06.1994 N 1200 “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” (в ред. от 05.10.2002) представителями государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, могут быть как государственные служащие, так и иные граждане Российской Федерации.

Речь идет о частном случае приобретения государственными и муниципальными образованиями гражданских прав и обязанностей через действия органов власти, юридических лиц и граждан по их специальному поручению. Оформлено делегирование полномочий может быть, например, выдачей доверенности органом власти государственному или муниципальному служащему на совершение действий от имени государственного или муниципального образования.

1. Гражданская правоспособность и дееспособность публично-правовых образований

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти*(34).
Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.
Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).
В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами – гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.
Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом*(35). Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.
Специальные органы управления государственным имуществом – фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.
В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства)*(36), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

Читайте также:
Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Личные неимущественные права

Субъекты гражданского права

Участников гражданско-правовых отношений называют субъектами гражданского права.

Субъекты гражданского права

1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации);

3) публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Граждане (физические лица) становятся субъектами гражданских правоотношений, если они обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность – возможность иметь права и обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

Правоспособность означает право:

– иметь имущество в собственности;

– наследовать и завещать имущество;

– заниматься предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельностью;

– создавать юридические лица;

– совершать сделки и участвовать в обязательствах;

– избирать место жительства;

-иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и др.;

– иметь имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности.

Условие – психическое здоровье.

ГК РФ закрепляет наличие и объем дееспособности в зависимости от возраста.

14-18 лет – неполная;

с 18 лет – полная.

С момента рождения до 6 лет ребёнок считается полностью недееспособным.

Дети с 6 до 14 лет (малая) признаются частично дееспособными:

– совершать мелкие бытовые сделки;

– сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (мелкие подарки);

– распоряжаться денежными средствами, предоставленными родителями или законными представителями (сходить в магазин за продуктами).

С 14 до 18 лет – неполная дееспособность:

– совершать мелкие бытовые сделки;

– распоряжаться своим заработком, стипендией и другими доходами;

– осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения;

– вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (вносить вклады в банк от своего имени).

– с 16 лет – право быть членами кооперативов.

Заключать остальные сделки можно только с письменного согласия родителей.

С 18 лет наступает полная дееспособность.

В порядке исключения полную дееспособность в возрасте с 16 до 18 лет могут получить граждане в следующих случаях (снижение возраста дееспособности):

Читайте также:
Гражданский правовой договор с физическим лицом: образец

1) вступление в брак с 16 лет;

2) эмансипация несовершеннолетнего.

Эмансипация – объявление подростка полностью дееспособным при наличии условий:

1) достижение 16 лет;

2) работа по трудовому договору или занятие предпринимательством с согласия родителей (законных представителей).

По решению суда совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным.

Лишение дееспособности осуществляется только судомв случае признания лица психически несостоятельным на основе медицинского заключения.

Юридическое лицо – организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации. Но дееспособность может быть ограничена действием лицензии (документа, дающего право на выполнение некоторых действий).

Имущественные права

К объектам гражданских прав относятся:

– вещи, включая деньги и ценные бумаги;

– иное имущество, в том числе имущественные права;

– работы и услуги (страхование, банковские услуги, перевозочные услуги);

– охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;

– нематериальные блага (жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, честь и достоинство и др.).

Имущественные права возникают по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому лицу.

Имущественные права связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Право собственности – совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также предусматривающих защиту этих правомочий.

Право собственности:

1) владеть – значит иметь, обладать вещью;

2) пользоваться – означает возможность извлекать из вещи её полезные свойства (на своей машине можно ездить);

3) распоряжаться – определять юридическую судьбу вещи (продавать ее, дарить, завещать).

Формы права собственности:

1) частная собственность (физических и юридических лиц);

2) государственная собственность (федеральная и субъектов Федерации);

3) муниципальная (городов, сел);

4) иные формы права собственности.

Чаще всего объектом имущественных правоотношений становятся вещи. Но не всякая вещь может быть предметом гражданско-правовых сделок.

Не могут быть объектом гражданских правоотношений:

Читайте также:
Перепланировка нежилых помещений: правовые акты

– отдельные виды вооружений,

– ограничено обращение ряда лекарств, сильнодействующих ядов.

Вещи могут быть делимыми и неделимыми (дом – вещь делимая; автомобиль, телевизор, компьютер – вещи неделимые).

Вещи делятся на движимые и недвижимые.

К недвижимым вещам относятся земельные участки, жилые здания, сооружения, предприятия, а также воздушные и морские суда, космические корабли и спутники.

Личные неимущественные права

Личные неимущественные прававозникают по поводу нематериальных благ. Они с рождения принадлежат гражданину, неотделимы от него.

Нематериальные блага:

– право на жизнь и здоровье;

– неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;

– право выбора места пребывания и жительства;

– право свободного передвижения;

– честь и доброе имя, достоинство личности;

Личные неимущественные права

Личные неимущественные, равно как и имущественные права, являются важнейшими категориями гражданского права.

Законодательное определение понятия «личные неимущественные права» отсутствует. В научных кругах также нет устоявшегося определения данного понятия, которое отражало бы его универсальность и существенные признаки.

Наиболее признанным в науке гражданского права является следующее определение:

Личное неимущественное право — это абсолютное субъективное право, которое принадлежит каждому гражданину от рождения и пожизненно, является неотделимым и неотъемлемым от него, не имеет экономического выражения, обладает свойством индивидуализации личности.

До внесения изменений в ст. 150 ГК РФ в 2013 г. законодатель фактически отождествлял понятия «нематериальные блага» и «личные неимущественные права», допуская в одной части статьи их перечисление в качестве однородных членов, тем самым смешивая нематериальный объект с субъективным правом лица на него. В настоящее время в ст. 150 ГК РФ перечислены только личные нематериальные блага. Правовое регулирование отдельных личных неимущественных прав осуществляется специальными нормами.

Поэтому необходимо разграничивать нематериальные блага, которые существуют объективно и не зависят от их признания со стороны гражданского права, и личные неимущественные права, которые имеют субъективный характер.

Признаки личных неимущественных прав:

  • 1) эти права личностные, неразрывно связаны с носителем этих прав; они не могут быть отчуждены (как принудительно, так и добровольно, как постоянно, так и временно) от лица и/или переданы иным лицам;
  • 2) эти права индивидуализируют личность — обладателя этих прав. Неимущественные права также индивидуализированы, но именно личные неимущественные права характеризуют самобытность и своеобразие субъекта права;
  • 3) эти права неимущественные — у них нет экономического содержания, то есть фактически невозможно определить стоимость этих прав, а соответственно и блага, являющегося его объектом, в денежном эквиваленте;
  • 4) эти права являются абсолютными, поскольку их носителю противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от нарушения права. Никто не вправе совершать какие-либо действия, нарушающие нематериальные блага гражданина. В случае нарушения права, правообладатель может прибегнуть к установленным законом мерам защиты;
  • 5) эти права принадлежат каждому человеку — все они равны в возможности реализации и защиты этих прав;
  • 6) эти права принадлежат лицу по закону — основанием их возникновения является юридический факт (событие или действие), которое предусмотрено в законе; например, право авторства возникает в связи с созданием произведения;
  • 7) эти права принадлежат лицу пожизненно: они возникают, как правило, с рождением, и прекращаются со смертью; входят в понятие правоспособности лица (ст. 18 ГК РФ). В некоторых случаях личные неимущественные права, принадлежащие умершему, могут осуществляться другими лицами, так, например, в п. 3 ст. 1268 ГК РФ сказано, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме, а с учетом положений ст. 1281 ГК РФ это означает в течение 70 лет после смерти автора.
Читайте также:
Основной метод правового регулирования в уголовном праве

Личные неимущественные права в гражданском праве можно классифицировать по следующим основаниям:

1. по функциональному признаку:

  • личные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физического лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;
  • личные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя, право авторства, право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства.

2. по целям осуществления:

  • личные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;
  • личные права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;
  • личные права, обеспечивающие автономию личности (права на неприкосновенность и тайну частной жизни);
  • личные права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности.

3. исходя из целей правового регулирования:

  • права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица, включая право на имя (ст. 19 ГК РФ), право на защиту чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ), право на опровержение и право на ответ (п. 2 и 3 ст. 152 ГК РФ и ст. 43-46 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
  • права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, в том числе право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность внешнего облика, право на личное изображение (ст. 152.1 ГК РФ);
  • права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны частной жизни граждан, в частности право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну частной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации (ст. 152.2 ГК РФ).

На требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, не распространяется исковая давность, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 208 ГК РФ).

5.8 Имущественные и неимущественные права

Содержание:

  • 1 Имущественные права
  • 2 Личные неимущественные права
  • 3 Основные понятия интеллектуальной собственности
  • 4 Способы защиты гражданских прав
  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 28-04-2019, 17:58
  • ЕГЭ по обществознанию / Право ЕГЭ
  • adminn
  • 43 397

↑ Имущественные права

Имущественные права возникают по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому лицу.

Имущественные права — это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.).

Имущественные права делятся на:

  • вещные (по поводу вещей, ценных бумаг и т.п.)
  • обязательственные (по поводу передачи имущества, выполнения работ, оказания услуг)

Вещные права — субъективные гражданские права, объектом которых является вещь.

Вещные права подразумевают:

  • право собственности;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
  • право хозяйственного ведения имуществом;
  • право оперативного управления имуществом;
  • ипотека — залог недвижимого имущества;
  • право членов семьи собственника жилого помещения пользоваться этим помещением.

Вещь как объект гражданских прав обладает следующими особенностями:

  • имеет материальную сущность и способность непосредственно удовлетворять материальные потребности человека;
  • является статичным объектом;
  • обладает определённой стоимостью.
Читайте также:
Правовое положение хозяйственных товариществ

Вещи бывают:

  • недвижимые (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без непосредственного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения; а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты);
  • движимые — не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Право собственности представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, а также предусматривающих защиту этих прав.

К основаниям приобретения прав собственности относят:
1) изготовление, создание новой вещи для себя с соблюдением закона и иных правовых актов;
2) получение в результате использования имущества плодов, продукции, доходов;
3) договор купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества;
4) наследование по завещанию или закону;
5) переход правопреемнику в результате реорганизованного юридического лица;
6) иные основания, предусмотренные законодательством.Способы приобретения права собственности:

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Закон допускает возможность принудительного изъятия у собственника имущества.

Например, в случае обращения взыскания на имущество по обязательствам, выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, устройства безнадзорных домашних животных, отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования и т. п.

Собственнику принадлежат права владения , пользования и распоряжения своим имуществом.

Право владения означает возможность иметь вещь в своем доме или хозяйстве;
Право пользования предполагает возможность извлекать и использовать в своих интересах полезные свойства вещи; право распоряжения связано с возможностью определять судьбу вещи путём изменения её принадлежности (дарения, купли-продажи, мены и т. п.).

Обязательственные права — совокупность юридических норм, регулирующих разнообразные правоотношения между субъектами гражданского права.

Обязательство — это относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению последнему определённых материальных благ.

Основания возникновения обязательств:

  1. Сделка — действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
  2. Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
  3. Административные акты , которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения обязательств.
  4. Неправомерные действия: действия по получению неосновательного обогащения, причинение вреда другому лицу или его имуществу в результате обязательства по возмещению вреда.
  5. Иные действия гражданских и юридических лиц (например, находка)

Виды обязательств достаточно разнообразны (им посвящены разделы III и IV Гражданского кодекса РФ). В силу установленных в договоре обязательств одно лицо должно совершить в пользу другого лица определённые действия — передать имущество или деньги, выполнить работу и т. п.
На основании установленных обязательств одна сторона имеет право требовать от другой их исполнения. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

↑ Личные неимущественные права

Личные неимущественные права относятся к категории нематериальных благ. Особенностями личных неимущественных прав являются отсутствие в них материального (имущественного) содержания и их неразрывная связь с личностью носителя.

Нематериальные блага:

  • Личная неприкосновенность
  • Жизнь и здоровье
  • Достоинство личности
  • Честь и доброе имя
  • Деловая репутация
  • Авторство
  • Личная и семейная тайна
  • Имя гражданина
  • Неприкосновенность частной жизни
  • Свобода передвижения
  • Свобода выбора места пребывания и жительства
  • Неприкосновенность жилища

Любой субъект гражданских правоотношений имеет право защищать свои гражданские права как самостоятельно (самозащита), так и через обращение в соответствующие государственные органы. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения и восстановления нарушенных прав.

Читайте также:
Правовой статус должника в деле о несостоятельности

Внесение изменений в ЕГРН после перепланировки нежилого помещения.

Любовь Гранова 24 апреля 2019 года, 07:22 просмотров: 4799

В нежилом помещении сделали перепланировку – некапитальными стенами разделили пространство на помещения. При этом площадь изменилась (за счет появления внутренних стен). Вопрос достаточно ли просто подготовить технический план и внести изменения в ЕГРН или нужно обращаться в администрацию за разрешением на перепланировку.

На сегодняшний день в отношении перепланировки нежилых помещений в нежилых зданиях имеется неоднозначная позиция в части обязательности/отсутствия получения необходимых разрешительных документов на перепланировку. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит понятий «перепланировка», «переустройство» нежилых помещений.

Вместе с тем, согласно разъяснениям письма Министерства экономического развития от 03.03.2017 г. №Д23и-1179: Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с переустройством и перепланировкой жилых помещений (глава 4).

Таким образом, в настоящее время на уровне федерального законодательства в настоящее время порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован.

Позиция Департамента недвижимости с учетом позиции Минстроя России (письмо от 18 февраля 2015 г. N 4302-НА/06) относительно перепланировки в том числе нежилых помещений изложена в письме Минэкономразвития России 14 апреля 2015 г. N Д23и-1578 (размещено на сайте Минэкономразвития России, а также в информационно-справочных системах в телекоммуникационной сети Интернет), в частности, вопросы изменения границ нежилых помещений решаются посредством реконструкции зданий, сооружений, в которых такие помещения расположены.

В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 – 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Учитывая, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, полагаем целесообразным рекомендовать относительно вопросов порядка перепланировки нежилых помещений обращаться в Минстрой России.

При этом считаем необходимым отметить, что необходимость выдачи органами местного самоуправления справок, подтверждающих завершение перепланировки нежилого помещения, а также подтверждающих, что выполненная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан и отвечает требованиям санитарных норм и правил, либо иных подобных документов не предусматривается ни ГрК РФ, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Ниже приведены разъяснения письма, согласно которым, получение разрешительных документов от ОМС не требуется.

«Согласно ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о помещении, за исключением сведений о площади помещения и о его местоположении в пределах этажа здания, либо в пределах здания, либо в пределах соответствующей части здания, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания, в котором расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.

Читайте также:
Расторжение гражданско правового договора по инициативе работника

Как следует из положений Жилищного кодекса РФ проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки включаются в состав технического плана, подготовленного в отношении жилого помещения.

Данные разъяснения, позволяют, в случае если перегородки были убраны/добавлены только внутри помещения и не затронули внешних стен помещения, подготовить технический план на основании выписки из ЕГРН (так как площадь и местоположение помещения в здании определяется кадастровым инженером самостоятельно и каких-либо документов на здание не требуется, если не затронуты характеристики здания, а также проектной документации помещения при наличии.

Также интересен и другой ответ: «В настоящее время на уровне федерального законодательства порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован. (Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179) Позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России с учетом позиции Минстроя России (письмо от 18 февраля 2015 г. N 4302-НА/06) относительно перепланировки в том числе нежилых помещений изложена в письме МЭР 14 апреля 2015 г. N Д23и-1578 (размещено на сайте Минэкономразвития России), в частности, вопросы изменения границ нежилых помещений решаются посредством реконструкции зданий, сооружений, в которых такие помещения расположены.

В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством РФ в отношении ОН не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в ТП на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Следовательно, ГКУ изменений нежилых помещений в связи с физическим изменением параметров их планировки, осуществляется в соответствии с ТП, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части, т.е. разрешения на ввод. При отсутствии необходимости получения разрешительной документации в ТП помещения дополнительно к проекту «перепланировки» и (или) техническому заключению о состоянии строительных конструкций после выполненной «перепланировки» включается заключение уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешительных документов.

При этом согласно позиции в письмах МЭР: необходимость выдачи ОМС справок, подтверждающих завершение перепланировки нежилого помещения, а также подтверждающих, что выполненная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан и отвечает требованиям санитарных норм и правил, либо иных подобных документов не предусматривается ни ГрК РФ, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Однако, справки (заключения), подтверждающие отсутствие необходимости получения разрешительных документов от органов уполномоченных в градостроительной сфере, не относятся к вышеуказанным случаям в силу того, что именно к полномочиям ОМС (ОГВ, которые уполномочены выдавать разрешительные документы) отнесено принятие решения о необходимости (отсутствии необходимости) выдачи разрешительных документов (вывод подтверждается многочисленной судебной практикой Управления и Филиала)».

Перепланировка жилых и нежилых помещений

1. Что считается переустройством, перепланировкой?

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Нужно ли узаконивать стену из гипсокартона, если не были затронуты несущие стены?

Так как установка новой стены (в том числе из гипсокартона) влечет изменение конфигурации жилого помещения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Кто должен согласовывать переустройство и (или) перепланировку квартиры?

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пункт 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Какие документы необходимо подать для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры?

Читайте также:
Сравнительно правовой метод в юриспруденции

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

– заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме вышеуказанных. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Читайте также:
Облагаются ли страховыми взносами гражданско правовые договора

Для объектов культурного наследия вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5. В какие сроки местные власти должны принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки или отказе?

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Часть 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

6. Кого надо уведомить о завершении перепланировки?

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Каков порядок перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме?

Решение о проведении перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Решение затем направляется в орган местного самоуправления, который создает межведомственную комиссию. Именно она и принимает решение о согласовании переустройства или перепланировки либо об отказе в них.

Для согласования заявитель представляет через Портал государственных или муниципальных услуг Московской области на сайте http://pgu.mosreg.ru, а при отсутствии услуги на сайте непосредственно в муниципалитет по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

– заявление о перепланировке и переустройстве нежилого помещения в многоквартирном доме;

– план объекта недвижимости (копия технического паспорта домовладения (здания, строения), составленный по результатам обследования и содержащий сведения о составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

– копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке;

– копию (при предъявлении подлинника) договора о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке помещений, в случае, если его заключение предусмотрено решением общего собрания собственников помещений;

– документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания;

– кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предусматривается создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня поступления заявления и документов в орган, осуществляющий согласование.

Читайте также:
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

8. Что делать, если соседи делают незаконное переустройство и (или) перепланировку?

В случае если в соседнем помещении делают перепланировку, надо уточнить у собственников, имеется ли у них согласование органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке, необходимое по Жилищному кодексу. В случае если у соседа такого согласования нет, то гражданин может написать обращение в управляющую организацию, а в случае ее бездействия — в Госжилинспекцию и копию направить в местную администрацию.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

9. Какую ответственность несет собственник за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения?

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную статьями 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в случае если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, принимает решение:

– в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

– в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в вышеуказанном порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. Какой порядок установки кондиционеров?

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации установка кондиционеров недопустима без соответствующего разрешения. Установка кондиционеров приравнивается к переустройству помещения. В связи с этим необходимо получить разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: