Кто является иждивенцем по закону в России

Кто такие иждивенцы по нормам российского законодательства. Их права и обязанности

Россияне достаточно часто встречаются с понятием иждивенцев. Оно может встретиться при оформлении каких-либо социальных выплат, в процессе оформления наследства, при получении кредита или прохождении процедуры банкротства. Понятие «иждивенец» в российском праве не имеет никакой негативной окраски. Разберемся, кто относится к иждивенцам по законодательству, и какими правами и обязанностями они наделены.

  • Понятие
  • Кто признается иждивенцами
  • Когда необходимо указывать на имеющихся иждивенцев
  • Права иждивенцев
    • При оформлении пенсии
    • При сокращении персонала
    • При оформлении наследства
  • Есть ли обязанности?

Понятие

Отдельного закона об иждивенцах или закона, где было бы приведено официальное определение иждивенцев, не существует. Нет в российском законодательстве и четкого указания на перечень иждивенцев.

В бытовом понимании термин «иждивенцы» имеет негативную окраску. Под ним понимается человек, который хочет жить за счет другого и ничего не делать. В юридическом понимании иждивенец не имеет отрицательного смысла: иждивенчество не является правонарушением или преступлением.

В ст. 264 Гражданского процессуального кодекса нахождение на иждивении выступает одним из юридических фактов. От него может зависеть изменение, возникновение, прекращением личных или имущественных прав граждан.

На основании Федерального закона от 2001 года №ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения факта иждивения должны соблюдаться следующие три условия:

  1. Иждивенец является членом семьи.
  2. Он нетрудоспособен.
  3. Он полностью или в основной части получает средства для существования от третьего лица.

Таким образом, российское законодательство относит к иждивенцам исключительно нетрудоспособных лиц. Такая нетрудоспособность может быть достигнута в результате:

  1. Медицинских показаний: получения инвалидности, делающей невозможной трудоустройство.
  2. Возраста: несовершеннолетия, обучения в вузе до 23 лет, достижения пенсионного возраста.

Например, лицо, которое в состоянии работать, но является безработным на текущий момент, к иждивенцам не относится. Термин «трудоспособное население» является прямо противоположным «иждивенцам».

В других нормативно-правовых актах иждивенцы упоминаются только косвенно. Так, например, в Семейном кодексе указывается на обязанности родителей содержать детей. А в ст. 89 указанного нормативного акта подчеркивается, что супруг несет ответственность по содержанию нетрудоспособной супруги.

Кто признается иждивенцами

На основании имеющихся критериев для отнесения к иждивенцам можно выделить следующие категории таких лиц:

  1. Супруги. Речь в данном случае идет не о любом супруге, а только о том, который достиг пенсионного возраста или имеет инвалидность. Если жена по собственной воле решила стать домохозяйкой, то иждивенцем она не является.
  2. Дети. К иждивенцам относят как несовершеннолетних детей, так и детей в возрасте до 23 лет, которые обучаются в вузе на очной форме. В последнем случае ребенок не должен работать по трудовому договору на условиях полного рабочего дня. Усыновители и усыновленные дети пользуются равными правами наравне с родителями и детьми. Но бывает, что дети утрачивают статус недееспособных до достижения ими совершеннолетия. Это, например, ситуации, когда ребенок вступает в законный брак, получает статус предпринимателя или официально устраивается на работу.
  3. Родители, бабушки и дедушки. На иждивении лица находятся родители пенсионного возраста, являющиеся инвалидами. Бабушки и дедушки на пенсии могут быть признаны иждивенцами при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать.
  4. Братья, сестры и внуки (несовершеннолетние, совершеннолетние, обучающиеся в вузе в возрасте до 23 лет) при условии отсутствия трудоспособных родителей. Если родители трудоспособны, то именно они должны обеспечивать братьев и сестер.
  5. Лица, которые содержатся в силу подписанного пожизненного договора ренты. Такие лица становятся иждивенцами по отношению к трудоспособному родственнику: отцу, матери, супругу, брату, сестре, внуку, сыну или дочери.
  6. Также различают иждивенцев по отношению к государству. Это, например, дети-сироты и пенсионеры, студенты с материальным обеспечением от государства и нетрудоспособные граждане, которые находятся на полном гособеспечении от государства.

Когда необходимо указывать на имеющихся иждивенцев

Факт нахождения на иждивении не подлежит государственной регистрации, но есть ряд ситуаций, когда трудоспособному родственнику предстоит указать на имеющихся иждивенцев.

Указание на находящихся на обеспечении лица иждивенцев может потребоваться:

  1. При банкротстве. От количества иждивенцев может зависеть размер прожиточного минимума при банкротстве, который выделяется управляющим на проживание гражданина. Через указание лиц на иждивении можно увеличить прожиточный минимум и доступную должнику сумму, которая будет исключена из конкурсной массы.
  2. При получении кредита. Заемщик должен перечислить лиц, которые находятся у него на иждивении при оформлении кредита. На основании этого банк принимает решение об одобренном лицу кредитном лимите.
  3. При оформлении прибавки к пенсии за иждивенцев.
  4. При сокращении персонала на работе. Лица с иждивенцами получают больше возможностей сохранить за собой рабочее место, чем работники без них.
  5. При оформлении наследства. Иждивенцы получают право на сохранение за ними обязательной доли в наследстве.
  6. При заключении под стражу. В этом случае при выборе способа пресечения учитывается наличие иждивенцев у заключенного и то, есть ли иные лица, которые смогут осуществлять уход за ними на период заключения.
  7. При назначении административного или уголовного наказания. Наличие иждивенцев может привести к смягчению наказания.

Также им полагаются выплаты в случае утраты нетрудоспособности: пенсия по инвалидности и пр.

Права иждивенцев

Прохождение должником процедуры банкротства не должно приводить к ущемлению прав иждивенцев и их материального положения. Должник вправе обратиться к финансовому управляющему с заявлением об исключении из конкурсной массы определенной суммы, которая идет на обеспечение иждивенцев. Это право гарантируется ему абз.1 п. 3 ст. 213.25 «Закона о банкротстве», ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, Постановлением Пленума ВС от 2018 года №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».

Так, если иждивенец является пенсионером, то из конкурсной массы исключается сумма прожиточного минимума на пенсионера в регионе, если ребенком – детского прожиточного минимума и пр.

При оформлении пенсии

Нетрудоспособные лица, члены семьи кормильца, которые состояли на его иждивении (кроме лиц, которые совершили уголовное деяние, повлекшее смерть кормильца), могут оформить страховую пенсию по его утрате. Одному из родителей, супругу пенсия назначается независимо от нахождения на иждивении умершего кормильца.

Читайте также:
Сколько хранятся кассовые документы по закону

Возможность оформить пособие по нетрудоспособности возникает за выполнение следующих условий:

  1. Потеря ребенком одного или обоих родителей до достижения совершеннолетия.
  2. Получение увечий и инвалидности, заболеваний, несовместимых с продолжением трудовой деятельности.
  3. Достижение пенсионного возраста, который предусмотрен для разных категорий граждан и профессий.

Для назначения выплат иждивенцам следует обратиться в органы соцзащиты с заявлением и комплектом подтверждающих сведений: документов, подтверждающих родство, утрату трудоспособности, смерть кормильца и пр.

Пенсионеры с имеющимися на попечении иждивенцами могут рассчитывать на оформление дополнительных выплат через повышение ставки пенсии на 1/3 за каждое недееспособное лицо. Ограничение на количество нетрудоспособных лиц составляет 3 человека. При наличии у пенсионера стажа за работу в условиях Крайнего Севера материальная поддержка за иждивенцев предоставляется в повышенном размере.

При сокращении персонала

При сокращении персонала работодатель должен учитывать интересы работников, которые могут рассчитывать на преимущественное сохранение за ними рабочего места. В связи с этим иждивенцы упоминаются в ст. 179 Трудового кодекса. Здесь прописано, что при наличии двух и более лиц на содержании за сотрудником остается больше шансов сохранить свое рабочее место, чем у граждан, не имеющих на содержании нетрудоспособных лиц.

При оформлении наследства

В Гражданском кодексе иждивенцы упоминаются в нескольких статьях. Большое значение уделено праву таких лиц унаследовать имущество после смерти наследодателя. Особенности наследования имущества иждивенцами приведены в ст. 1148 Гражданского кодекса. Для того чтобы иждивенец обладал определенными преимуществами своего статуса и мог получить часть имущества наследодателя без учета родственных связей, при вступлении в наследство он должен являться нетрудоспособным к моменту смерти кормильца и находиться на попечении у наследодателя как минимум год до смерти кормильца.

Например, наследодатель отписал по завещанию квартиру гражданской жене. У него осталась дочь-инвалид, которая по закону бы стала единственным наследником квартиры. В этом случае дочери полагается ½ квартиры, как обязательная доля в наследстве, независимо от воли наследодателя.

Также иждивенцы, которые не имеют родственных связей с наследодателем, могут быть призваны к наследованию, если других родственников нет. Иждивенцы выступают наследниками последней восьмой очереди. Для того чтобы войти в состав наследников 8 очереди без родственных связей, факт иждивенства должен быть подтвержден:

  1. Проживанием в течение длительного времени на одной жилплощади с умершим (сожители).
  2. Нахождением на полном материальном обеспечении умершего лица.
  3. Получением от умершего большей части дохода для существования, приобретения лекарств и оплаты коммунальных услуг.

Если иждивенец является родственником умершего наследодателя, то для получения части наследства должны соблюдаться следующие условия:

  1. Лицо является официально нетрудоспособным. Этот факт подтверждается заключением комиссии или медицинской справкой.
  2. Лицо находилось на полном обеспечении со стороны наследодателя более 1 года, сроки могут быть непрерывными или состоять из нескольких частей.
  3. Умерший фактически содержал своего нетрудоспособного родственника.

Установление факта иждивенства родственника позволяет повысить ему очередность наследования: например, племянник умершего на иждивении будет наследовать имущество вместе с матерью и дочерью из состава первой очереди. Тогда как если бы племенник не был иждивенцем, то право на получение наследство у него бы не возникло при наличии наследников первой очереди.

Есть ли обязанности?

Никаких обязанностей статус иждивенца на этих лиц не накладывает, кроме того, что в некоторых случаях им предстоит официально подтвердить свою позицию в судебном порядке. Это может потребоваться для получения положенных по закону выплат.

Обращение в суд обычно требуется в рамках дел о наследстве для выделения иждивенцам обязательной доли или подтверждения их права на наследство, а также при отказе органов соцзащиты или ПФР в предоставлении положенных по закону выплат.

Таким образом, под иждивенцами понимают лиц, которые находятся на полном или частичном обеспечении других лиц или государства. Наличие статуса иждивенца по умолчанию не накладывает них никаких обязанностей и особых прав. Они не должны проходить регистрацию в государственной инстанции и официально регистрировать свой статус. Иждивенцев отличает от других безработных лиц наличие статуса нетрудоспособного. Они не могут трудиться в силу возраста (дети до 18 лет или до 23 лет – при обучении в вузе), выхода на пенсию, получения инвалидности. В число иждивенцев входят: нетрудоспособные супруги, родители, дети, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Обязанность доказывать свою принадлежность к иждивенцам или указывать на наличие иждивенцев у кормильца возникает только в некоторых ситуациях: при оформлении обязательной доли в наследстве по закону (благодаря этому, иждивенцы могут получить долю в наследстве, даже если по нормам закона она им не положена), при обращении за выплатами при потере кормильца, при оформлении кормильцем кредита, при прохождении процедуры банкротства, при проведении на предприятии процедуры сокращения персонала. Для установления факта иждивенства нужно обратиться в суд.

Кто такой иждивенец: понятие, как регулируется законодательством

Последние изменения: Октябрь 2022

Часто используя при общении с официальными органами и знакомыми фразу о нахождении «на иждивении», многие даже не задумываются о том, кто такой иждивенец, подменяя более нелицеприятные слова – лентяй или тунеядец. Между тем, у данного понятия есть вполне четкие юридические формулировки «иждивенец», это кто и какие полномочия дает статус, разъясняется в общих федеральных законодательных актах, включая Гражданский, Семейный и Трудовой Кодексы. Иногда признание такого статуса не имеет никакой ценности в глазах человека и его родственников, но есть ряд жизненных ситуаций, когда необходимо подтвердить зависимый статус при реализации некоторых юридических прав и льгот.

Кто такие иждивенцы: позиция законодателей

Есть несколько трактовок понятия, что такое иждивенец. Если обращаться к общей смысловой нагрузке, иждивенцы – это граждане, временно или длительно находящиеся на обеспечении другого физического лица или зависимые от помощи государства. Если человек получает обеспечение, живет за счет других органов или частных лиц, это значит, что он находится на иждивении.

Слово имеет старославянское происхождение, от «иждите», что означало растратить или прожить. Позже слово получило более четкую форму для определения лиц, которых нуждаются в матобеспечении за счет других. Лицо, которое нуждается в дополнительном обеспечении за счет посторонних, называется иждивенцем.

Читайте также:
Новый закон о получении пенсии для переселенцев

Поскольку в законодательстве есть масса случаев, когда нуждающийся вправе рассчитывать на постороннюю помощь, потребовалось более точное раскрытие признаков иждивенства и прав в рамках этого статуса.

Согласно положениям 173-го федерального закона, принятого 17.12.2001г., при разъяснениях вопросов о трудовых пенсиях законодатели дали определение категориям лиц, которые могут находиться на иждивении (ст. 9, п. 2). Закон освобождает от необходимости оформления специального статуса в отношении несовершеннолетних, которые находятся на обеспечении дееспособных взрослых лиц. Остальные категории граждан подтверждают свой статус в рамках трудового законодательства на основании полученного медицинского заключения о нетрудоспособности.

Кого можно считать иждивенцем

Очевидно, что трактовка термина может серьезно различаться применительно к разным правовым сферам. Общим в определениях звучат слова об иждивенцах как лицах, которые не в состоянии себя обеспечивать и вынуждены надеяться на помощь других.

Из такой формулировки следует, что состояние здоровья и нетрудоспособность лишь одно из оснований считать человека на иждивении.

Категории граждан, кто считается иждивенцем:

    лица с оформленной инвалидностью, включая нетрудоспособных в связи с психическими отклонениями; несовершеннолетние родственники; лица старше 18 лет, находящиеся на дневной форме обучения без возможности заработка; пенсионеры, признанные нетрудоспособными; лица, подписавшие договор с назначением пожизненного содержания.

Более часто с иждивением сталкиваются в пределах 1 семьи, когда граждане сами обязаны обеспечить своих близких необходимой степенью комфорта:

    Несовершеннолетние дети, включая усыновленных и удочеренных. Лица с инвалидностью, проживающие в семье, независимо от возраста. Дети родителей при условии их нетрудоспособности, несовершеннолетия или обучения на дневной форме в возрасте до 23 лет. Родители, получающие ежемесячные отчисления по линии ПФР. Дети детей до 18летия. Партнер по браку после выхода на пенсию. Лица, находящиеся на пожизненном иждивении согласно подписанного ранее договора.

Когда считать человека иждивенцем по закону

Потребность уточнения статуса, кто такие иждивенцы по закону, возникает при намерении организовать помощь государства или со стороны родственников.

В законе о государственных пенсиях вопрос иждивенства рассматривается как ситуация получения денежной помощи извне при отсутствии иных источников получения дохода. Не устанавливается никаких потребностей в доказательстве родственных связей, что дает право принимать на иждивение лиц независимо от принадлежности к семейному кругу.

Закон также не требует, чтобы обе стороны проживали вместе. Главное, чтобы была установлена связь между оказываемой помощью конкретному лицу.

Часто интересует вопрос, являются ли родители пенсионеры иждивенцами. Проживая совместно с престарелыми родителями, родственники принимают их на иждивении, если они действительно нуждаются в поддержке и финансовом обеспечении со стороны детей. Любой гражданин несет ответственность за каждого из своих родственников, если они находятся на иждивении, независимо от количества иждивенцев и заработков трудоспособного человека.

До скольки лет ребенок считается иждивенцем

Отдельно стоит определить, что такое иждивение ребенка, поскольку есть некоторые исключения, когда утрачивается статус детей на иждивении. До какого возраста определяется иждивенство, зависит от установления недееспособности и нетрудоспособности малолетних граждан.

Например, при эмансипации подростка статус кормильца автоматически утрачивается, а ребенок выходит из-под опеки, не дожидаясь 18-летия, если:

    трудоустраивается; регистрирует брак в органе ЗАГС.

Подтверждением прекращения иждивения станет судебное решение о признании несовершеннолетнего эмансипированным.

Срок может быть продлен и дольше 18 лет, если:

    предстоит учеба в институте, ином учебном заведении без возможности параллельной работы; есть медицинские показания и подтверждения группы инвалидности со статусом нетрудоспособности.

Пока ребенок остается нетрудоспособным в силу самых различных обстоятельств, он будет считаться на иждивении родителя по закону. В несовершеннолетнем возрасте отдельно подтверждать свой статус нет необходимости – большинство государственных инстанций и надзорных органов ограничиваются справкой о составе семьи и выпиской из домовой книгой о совместном проживании.

Что дает статус

В обычной жизни статус не оформляется, если не возникает потребности в оформлении некоторых прав, льгот, подтверждения финансовых обязательств в отношении других граждан. За исключением несовершеннолетних, которым нет необходимости подтверждать факт иждивенства согласно общепринятым нормам законодательства, судебной инстанции, для остальных граждан предусмотрена процедура установления статуса по отдельному обращению в государственные органы.

Следующие ситуации могут потребовать официального подтверждения статуса:

  1. Участие в наследовании наравне с остальными претендентами первой очереди, независимо от степени кровного родства.
  2. Оформление государственных выплат при преждевременной смерти лица, обеспечивавшего иждивенца (пособие по утрате кормильца и единовременные выплаты).
  3. Переоформление опекуна в связи с наступление уголовной ответственности и лишением свободы кормильца.
  4. Намерение смягчить наказание, доказав, что нарушитель, допустивший проступок, обязан содержать иждивенцев. Если есть зависимые лица, в отношении нарушителя могут вынести менее строгий приговор.
  5. Получение приоритета при сохранении рабочего места, если работодатель захочет уволить человека, у которого есть иждивенцы несовершеннолетние и нетрудоспособные лица.

Чтобы рассчитывать на льготы и пособия, заинтересованное лицо обращается в судебную инстанцию по адресу прописки с исковым заявлением. Вступившее в силу судебное постановление станет основанием для подтверждения права на некоторые льготы и приоритеты для кормильца, взявшего нуждающегося человека на обеспечение.

Статья 1148 ГК РФ. Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя (действующая редакция)

1. Граждане, относящиеся к наследникам по закону, указанным в статьях 1143 – 1145 настоящего Кодекса, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.

2. К наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 – 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

3. При отсутствии других наследников по закону указанные в пункте 2 настоящей статьи нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:
Зимняя резина: сроки замены по закону

Комментарий к ст. 1148 ГК РФ

1. ГК РФ не содержит специального перечня нетрудоспособных лиц и не указывает критерии их определения. В связи с этим, если законом не установлено иное, следует исходить из общепринятого на практике положения, согласно которому к нетрудоспособным лицам относятся женщины, достигшие 55, и мужчины – 60 лет (независимо от назначения им пенсии в соответствующих случаях в более раннем возрасте), инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства, лица, не достигшие возраста 16 лет (ст. 63 Трудового кодекса РФ), учащиеся до 18 лет, а обучающиеся по очной форме обучения – до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет.

Для признания лица нетрудоспособным по возрасту или по инвалидности не имеет значения факт продолжения трудовой деятельности данным лицом, но может возникнуть вопрос о состоянии на иждивении умершего. Наличие нетрудоспособности должно быть подтверждено соответствующим медицинским освидетельствованием.

Если претендующий на наследство относится к такой категории рабочих или служащих, которые получают право на пенсию в более раннем по сравнению с общим сроком возраста (например, шахтеры), то для получения права на наследование в качестве нетрудоспособного иждивенца ему надо достичь общего пенсионного возраста.

Состоявшими на иждивении наследодателя являются нетрудоспособные лица, находившиеся на полном содержании наследодателя или получавшие от него такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию. Следовательно, нерегулярная, эпизодическая незначительная материальная помощь не может служить основанием к признанию лица иждивенцем.

Таким образом, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

На этой же позиции стоит и судебная практика. В частности, Верховный Суд РСФСР в свое время указал, что при рассмотрении конкретного дела “получение зарплаты, пособия, пенсии, стипендии не может являться основанием для отказа в установлении факта нахождения на иждивении, если предоставляемые умершим средства являлись для лица основным и постоянным источником существования” .

Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. С. 30.

Законодатель не связывает факт иждивенчества с обязательным совместным проживанием лица, получившего содержание, с наследодателем. Таким образом, иждивенцем может быть признан гражданин, проживающий отдельно, но получающий от наследодателя средства к существованию. При этом правовое значение имеет не только добровольная, но и принудительная, то есть по решению суда, помощь.

Гражданин признается иждивенцем наследодателя и приобретает право на наследство при одновременном наличии 3 обстоятельств:

1. Он должен быть нетрудоспособен на день открытия наследства.

2. Получаемое им содержание от наследодателя должно быть либо единственным, либо основным и постоянным источником средств существования.

3. Иждивение должно продолжаться не менее одного года до открытия наследства.

В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” указано следующее: “При определении наследственных прав в соответствии со статьями 1148 и 1149 ГК РФ необходимо иметь в виду следующее:

а) к нетрудоспособным в указанных случаях относятся:

– несовершеннолетние лица (пункт 1 статьи 21 ГК РФ);

– граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”), вне зависимости от назначения им пенсии по старости.

Лица, за которыми сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 названного Федерального закона), к нетрудоспособным не относятся;

– граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности);

б) обстоятельства, с которыми связывается нетрудоспособность гражданина, определяются на день открытия наследства. Гражданин считается нетрудоспособным в случаях, если:

– день наступления его совершеннолетия совпадает с днем открытия наследства или определяется более поздней календарной датой;

– день его рождения, с которым связывается достижение возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, определяется датой, более ранней, чем день открытия наследства;

– инвалидность ему установлена с даты, совпадающей с днем открытия наследства или предшествующей этому дню, бессрочно либо на срок до даты, совпадающей с днем открытия наследства, или до более поздней даты (пункты 12 и 13 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”);

в) находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти – вне зависимости от родственных отношений – полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.

Нетрудоспособный гражданин – получатель ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенному с наследодателем – плательщиком ренты (статья 601 ГК РФ), не наследует по закону в качестве иждивенца наследодателя;

г) нетрудоспособные иждивенцы наследодателя из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 1142 ГК РФ, наследующих по праву представления, которые не призываются к наследованию в составе соответствующей очереди (внуки наследодателя и их потомки при жизни своих родителей – наследников по закону первой очереди), наследуют на основании пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 1148 ГК РФ, то есть независимо от совместного проживания с наследодателем.

Совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти является условием призвания к наследованию лишь нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, названных в пункте 2 статьи 1148 ГК РФ (из числа граждан, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 – 1145 ГК РФ);

Читайте также:
Ремонтные работы в воскресенье закон

д) самостоятельное наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя в качестве наследников восьмой очереди осуществляется, помимо случаев отсутствия других наследников по закону, также в случаях, если никто из наследников предшествующих очередей не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства”.

Всех нетрудоспособных иждивенцев ГК делит на тех, кто входит в круг наследников по закону, указанных в ст. ст. 1143 – 1145 ГК (см. комментарии к ним), но не входит в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию), и тех, кто не входит в круг наследников по закону вообще.

В первом случае нетрудоспособные иждивенцы призываются к наследованию вместе с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, если они не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали ли они совместно с наследодателем. Они наследуют в равных долях с наследниками этой очереди.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, к наследникам в данном случае относятся граждане, которые вообще не входят в круг наследников по закону, но к моменту открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее одного года находились на иждивении наследодателя и проживали вместе с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии у умершего других наследников по закону указанные нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

3. Нетрудоспособные иждивенцы, не входящие в число наследников, образуют последнюю, восьмую, очередь наследников.

Статья 1148. Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя

1. Граждане, относящиеся к наследникам по закону, указанным в статьях 1143 – 1145 настоящего Кодекса, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.

2. К наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 – 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

3. При отсутствии других наследников по закону указанные в пункте 2 настоящей статьи нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

Комментарий к ст. 1148 ГК РФ

1. Специфика правового положения нетрудоспособных иждивенцев заключается в том, что они могут призываться к наследованию в составе отдельной восьмой очереди (п. 3 коммент. ст.) или так называемой скользящей (плавающей) очереди (п. п. 1, 2 коммент. ст.). Поэтому законодателем указанные лица разделены на две группы с определением специальных условий наследования по закону.

2. Согласно п. 1 ст. 1148 в первую группу нетрудоспособных иждивенцев включены граждане, которые формально относятся к числу наследников по закону любой из предшествующих очередей (со второй по седьмую), но при этом не вошли в круг наследников той очереди, которая была призвана к наследованию. Первая очередь во внимание не принимается. Это логично, поскольку если наследник входит именно в эту очередь, не существует правовых оснований для отстранения от наследования по принципу очередности, ибо первая очередь и призывается к наследованию прежде всех остальных.

Такие лица всегда наследуют как наследники скользящей очереди (т.е. наравне и наряду с наследниками призванной к наследованию очереди), но только в том случае, когда они были: а) нетрудоспособны ко дню открытия наследства и одновременно с этим; б) не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. Невозможность призвания указанной группы к наследованию в рамках самостоятельной очереди объективна, поскольку если эти иждивенцы так или иначе относятся к числу наследников предшествующих очередей, ситуации, когда отсутствуют наследники предшествующих очередей (условие для призвания к наследованию самостоятельной восьмой очереди), не могут возникнуть в принципе.

3. В соответствии с п. 2 ст. 1148 к числу нетрудоспособных иждивенцев второй группы относятся граждане, которые вообще не входят в круг наследников какой-либо из семи перечисленных выше очередей. Они могут наследовать и в рамках скользящей очереди (если к наследованию призваны наследники какой-либо предшествующей очереди по закону), и самостоятельно как наследники восьмой очереди, когда нет предшествующих очередей. Однако в любом случае призвание к наследованию возможно лишь тогда, когда ко дню открытия наследства указанные лица являлись: а) нетрудоспособными и одновременно с этим; б) не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении; в) проживали совместно с ним.

4. Регулирование правового положения иждивенцев достаточно скудное, что создает ряд не имеющих однозначного решения проблем в правоприменительной практике при реализации соответствующих наследственных прав.

Так, в наследственном законодательстве прямо не определяется, что понимается под указанными выше условиями призвания к наследованию (общими являются критерии нетрудоспособности и иждивения, а для иждивенцев второй группы дополнительно требуется совместное проживание). Поэтому содержание каждого требования раскрывается на основе логического и систематического толкования и подходов, выработанных судами.

Понятие “нетрудоспособность” принято определять, основываясь на положениях гражданского и пенсионного законодательства, посредством формальных критериев возраста и состояния здоровья. В частности, нетрудоспособными считаются: а) дети, не достигшие совершеннолетнего возраста; б) лица, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет); в) инвалиды (с детства, I, II, III групп), имеющие ограничение способности к трудовой деятельности (см., например, п. 2 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях).

Читайте также:
Закон о мошенничестве в интернете

Судебная практика не признает нетрудоспособными тех лиц, которым пенсия назначена на льготных условиях, т.е. до достижения общего пенсионного возраста (например, военнослужащих, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, занятых на вредных производствах и т.п.). Вряд ли подобная практика безупречна и последовательна. Если учитывать, что критерий возраста формален, из-за чего, в частности, для признания нетрудоспособными несовершеннолетних или лиц, достигших общего пенсионного возраста, не имеет значение, осуществляют ли они трудовую деятельность, то непонятно, почему в случае сокращения пенсионного возраста соответствующие граждане не могут быть признаны нетрудоспособными для целей наследственного права.

Гражданский кодекс не устанавливает каких-либо дополнительных требований к наличию нетрудоспособности (с точки зрения ее продолжительности, получения пенсии в связи с нетрудоспособностью и т.д.). Поэтому необходимо и достаточно установить сам факт нетрудоспособности на дату открытия наследства, который возникает либо ввиду достижения определенного возраста, либо на основании признания органами государственной медико-социальной экспертизы инвалидности с ограничением к осуществлению трудовой деятельности.

5. Под нахождением на иждивении обычно понимается предоставление наследодателем полного содержания или такой помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию (см., например, п. 3 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). Причем нахождение на иждивении приобретает юридическое значение для целей наследования, если только оно продолжалось не менее одного года до даты открытия наследства.

При кажущейся простоте установление факта нахождения на иждивении сопряжено со множеством спорных вопросов. Так, понятия “полное содержание”, “основная и постоянная помощь” не определены в законодательстве и являются оценочными. Нет единообразных критериев определения того, когда тот или иной перерыв в предоставлении содержания отменяет факт нахождения на иждивении в течение года ввиду отсутствия постоянства и т.д. Представляется, что удостоверение нахождения на иждивении должно осуществляться в каждом конкретном случае с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств. При этом, как справедливо отмечается в литературе и поддерживается судебной практикой, получение лицом доходов из иных источников (пенсий, зарплаты и т.п.) само по себе не отменяет факта иждивения, если такие доходы незначительны по размеру в сопоставлении с помощью от наследодателя и (или) не являются регулярными (см. также: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002. С. 182 (автор коммент. – А.Л. Маковский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. С. 126 (автор коммент. – М.Л. Шелютто)). Кроме того, не должно придаваться юридическое значение тем источникам дохода, которые появились у иждивенца после момента открытия наследства.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, порождает ли отношения иждивения предоставление помощи в силу принятых на себя обязанностей. Можно согласиться с мнением о том, что в случае принятия такой обязанности по договору (например, брачному, договору ренты и т.д.) отношений иждивения для целей наследственного права не возникает (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002. С. 182 (автор коммент. – А.Л. Маковский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. С. 127 (автор коммент. – М.Л. Шелютто)). Такая позиция вполне логична, поскольку договор – отдельный юридический факт, воплощающий волеизъявление сторон и порождающий самостоятельные юридические последствия. Соответственно, постановка вопроса о нахождении на иждивении обоснованна, если обязанность по содержанию была обусловлена требованиями закона (например, выплата алиментов) или каким-либо моральными соображениями (т.е. обстоятельствами, которым не придается юридического значения).

6. В случае призвания к наследованию иждивенцев второй группы правовое значение приобретает дополнительное условие – совместное проживание с наследодателем. Формулировка п. 2 коммент. ст. не совсем удачна, поскольку допускает двоякое толкование. На основе грамматического анализа (соединительный союз “и”) можно утверждать, что совместное проживание также должно длиться не менее одного года до даты открытия наследства. Однако если учесть, что все нормы о наследовании по закону должны толковаться буквально (на что обращал внимание КС), равным образом допустим вывод, что в тексте п. 2 ст. 1148 указание на период времени в один год сделано только для нахождения на иждивении.

Представляется, что именно первое толкование отвечает действительному смыслу, поскольку совместное проживание характеризует наличие близких отношений между наследодателем и иждивенцем и в своем роде компенсирует отсутствие семейных и кровно-родственных отношений в смысле, придаваемом им семейным законодательством. Однако при таком подходе возникают уже другие проблемы технического характера: должно ли быть совместное проживание непрерывным или могут быть какие-либо периоды отдельного проживания (например, ввиду проведения раздельного отпуска), требуется ли соблюдение формальностей в виде регистрации по месту жительства (представляется, что нет, но тогда очевидны сложности в доказывании факта совместного проживания) и т.п.

7. Обращают на себя внимание и споры об отнесении конкретных лиц к той или иной группе иждивенцев (актуальность проблемы обусловлена тем, что для призвания к наследованию иждивенцев второй группы необходимо соблюдение дополнительного условия о совместном проживании).

Так, высказано мнение, что наследники по праву представления, призываемые к наследованию в рамках соответствующих первых трех очередей лишь в случае, если до даты открытия наследства или одновременно с наследодателем умер их предок, должны быть отнесены к числу иждивенцев первой группы (подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. С. 121 – 123 (автор коммент. – М.Л. Шелютто)). Такая позиция основана на буквальном толковании п. 1 ст. 1148, в котором содержится общая отсылка ко всем наследникам по закону, отнесенным к указанным в п. 1 коммент. ст. предыдущим очередям.

Согласно противоположной точке зрения наследники по праву представления наследуют только в качестве иждивенцев второй группы, если они не были призваны по праву представления (подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002. С. 183 (автор коммент. – А.Л. Маковский)). Объясняется это тем, что наследники по праву представления не являются непосредственными наследниками конкретной очереди (в том смысле, что для призвания по праву представления требуется не просто отсутствие наследников предшествующих очередей, а особое обстоятельство – смерть предка, который был бы наследником той или иной очереди).

Читайте также:
Одинокая мать определение по закону

Принимая во внимание особенности наследования по праву представления (особый порядок призвания к наследованию – нечто сродни подназначению наследника), следует согласиться со вторым мнением.

8. В литературе и на практике обсуждается проблема возможной конкуренции оснований наследования, если лицо одновременно формально соответствует признакам как наследника какой-либо предшествующей очереди, так и нетрудоспособного иждивенца.

В силу принципа очередности в отношении иждивенцев первой группы конкуренция оснований исключена, поскольку признание к наследованию входящих в эту категорию граждан происходит лишь тогда, когда они не были призваны к наследованию в рамках какой-либо предшествующей очереди (за исключением первой). Иначе говоря, если к наследованию, например, призвана вторая очередь и входящий в нее брат наследодателя одновременно является нетрудоспособным иждивенцем, признание за указанным лицом права на две доли в наследственном имуществе противоречило бы закону. Нельзя говорить и о возможности выбора таким наследником основания призвания к наследованию (как наследник второй очереди или как нетрудоспособный иждивенец), поскольку наследование в рамках предшествующей очереди автоматически исключает постановку вопроса о придании юридического значения фактам нетрудоспособности и иждивения и не создает предпосылок для применения п. 1 ст. 1148.

Несколько иная позиция занята учеными, относящими наследников по праву представления к первой группе иждивенцев (выше отмечалось, что такая точка зрения нами не разделяется). В частности, указано, что хотя формально конкуренции и нет (т.е. приоритетно именно право наследования по представлению), однако целесообразно предоставить наследнику право выбора, наследовать ли по праву представления или в качестве нетрудоспособного иждивенца (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. С. 123 (автор коммент. – М.Л. Шелютто)).

Что касается иждивенцев второй группы, потенциальная конкуренция усматривается только в отношении наследников по праву представления (если придерживаться мнения, что они относятся именно к указанному виду иждивенцев). Конкуренция с иными наследниками по закону, входящими в предшествующие очереди, в принципе исключена ввиду того, что ко второй группе иждивенцев относятся те граждане, которые не относятся к какой-либо категории наследников предшествующих очередей. Если, например, представить ситуацию, при которой племянник призван к наследованию по праву представления и при этом является нетрудоспособным иждивенцем, проживавшим вместе с наследодателем, стоит ли в этом случае говорить, что такой племянник наследовать в рамках скользящей очереди не может или, по крайней мере, должен выбрать одно из оснований призвания к наследованию? Принимая во внимание особенности наследования по праву представления, можно, на наш взгляд, признать, что наследование по праву представления и призвание в качестве непосредственного наследника являются самостоятельными, параллельно существующими основаниями наследования. Следовательно, в таких случаях допустимо одновременное наследование и по праву представления, и в рамках скользящей очереди.

Судебная практика по статье 1148 ГК РФ

ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 1148 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 196 И ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ
ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 392 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,

ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 1148 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 67 И АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ЧАСТИ
ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 112 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Как установить факт нахождения на иждивении для получения наследства?

Адвокат Антонов А.П.

Для получения наследства гражданину необходимо подтвердить свое право на наследство, в частности доказать, что он является иждивенцем наследодателя (далее — иждивенец).
Факт нахождения лица на иждивении устанавливает суд (п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Для установления факта нахождения на иждивении наследодателя рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, являетесь ли вы иждивенцем, имеющим право на получение наследства
Иждивенцем в целях получения наследства может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного дохода.
Поскольку одним из условий наследования является нетрудоспособность иждивенца ко дню открытия наследства, вам надо определить также, относитесь ли вы к нетрудоспособным лицам. Так, к ним относят несовершеннолетних граждан, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, и граждан, признанных инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии) (ст. 1148, п. 1 ст. 1149 ГК РФ; ст. 8.2 Закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ; пп. «а», «в» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9).
Совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти является условием призвания к наследованию лишь иждивенцев из числа граждан, которые не входят в круг наследников, наследующих в порядке первой — седьмой очереди (п. 2 ст. 1148 ГК РФ; пп. «г» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).

Шаг 2. Подготовьте необходимые доказательства
Вы должны доказать те обстоятельства, которые являются основанием ваших требований, то есть в данном случае вашу нетрудоспособность, нахождение на иждивении наследодателя и, в определенных случаях, совместное проживание с ним не менее года до его смерти (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Важно учитывать, что вы можете быть признаны нетрудоспособным, если (пп. «б» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9):
день наступления вашего совершеннолетия совпадает с днем открытия наследства или определяется более поздней календарной датой;
день вашего рождения, с которым связывается достижение пенсионного возраста, определяется датой более ранней, чем день открытия наследства;
инвалидность установлена вам с даты, совпадающей с днем открытия наследства или предшествующей этому дню, бессрочно либо на срок до даты, совпадающей с днем открытия наследства, или до более поздней даты.

Читайте также:
Закон о техническом регулировании: краткое содержание

Обратите внимание! Дети, не достигшие 18 лет, освобождаются от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении умерших родителей (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 80 СК РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О).

Кроме того, при оценке доказательств, представленных вами в подтверждение нахождения на иждивении, суд оценивает соотношение оказываемой наследодателем помощи и других ваших доходов (пп. «в» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).
Таким образом, в качестве доказательств могут, в частности, использоваться:
документы, подтверждающие вашу нетрудоспособность (справка об инвалидности или документы подтверждающие получение пенсии);
справка о размере вашей зарплаты, стипендии, пенсии (иных доходов);
квитанции, подтверждающие денежные переводы наследодателя на ваше имя;
свидетельские показания.

Шаг 3. Составьте заявление об установлении факта нахождения на иждивении
Такое заявление составляется в соответствии с общими требованиями, установленными для искового заявления.
В заявлении укажите, в частности, следующие сведения (ч. 1, 2 ст. 131, ч. 1 ст. 263, ст. 267 ГПК РФ):
1.Наименование суда общей юрисдикции, в который подается заявление.
2.Сведения о заявителе: свои Ф.И.О., место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты.
3.Сведения о заинтересованных лицах: в отношении граждан — фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства; в отношении организаций — наименование и место нахождения (адрес). Обычно в качестве заинтересованных лиц выступают другие наследники.
4.Информацию о том, для какой цели вам необходимо установить факт нахождения на иждивении наследодателя, и об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования.
5.Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается заявителем или его представителем при наличии у него соответствующих полномочий (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).
При наличии технической возможности в суде заявление можно подать в электронном виде на официальном сайте суда (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).
Следует также учитывать, что права и законные интересы недееспособных либо ограниченно дееспособных лиц защищают в суде их законные представители (в частности, опекуны, попечители или органы опеки и попечительства). Однако граждане, ограниченные в дееспособности, подлежат обязательному привлечению к участию в деле (ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 52 ГПК РФ; п. 2 ст. 31 ГК РФ; п. 8 ч. 1 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).

Шаг 4. Подготовьте необходимые документы
К заявлению необходимо приложить, в частности, следующие документы (ст. 132, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ):
1)уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;
2)доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
3)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования (при наличии);
4)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины при подаче заявления об установлении факта нахождения на иждивении составляет 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Шаг 5. Подайте заявление в суд и дождитесь его решения
Для установления факта нахождения на иждивении необходимо обратиться в районный суд по месту вашего жительства (ст. ст. 24, 266 ГПК РФ).
Если при подаче заявления или рассмотрении дела устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет право разрешить спор в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 262, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).
По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. При этом в зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе”

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
“Об альтернативной гражданской службе”

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 декабря 2016 г., 27 июня 2018 г., 31 июля 2022 г.

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
25 июля 2002 г.
N 113-ФЗ

Федеральный закон принят в целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (трудовой деятельностью в интересах общества и государства). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежащие призыву на военную службу; имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Читайте также:
Закон о тендерах в России

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 42 месяца. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 36 месяцев.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу осуществляется на основании поданного им заявления. Проходящий альтернативную гражданскую службу имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Законом устанавливаются и иные права, обязанности и ответственность проходящих альтернативную гражданскую службу граждан, а также основания и порядок увольнения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 30 июля 2002 г. N 142-143, в “Российской газете” от 30 июля 2002 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3030

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2022 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2022 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об альтернативной гражданской службе

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2016 № 495-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 31.07.2022 № 268-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”), принято соответствующее решение. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 211-ФЗ)

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

Читайте также:
Как правильно ссылаться на статью закона

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Читайте также:
Закон о техническом регулировании: краткое содержание

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также – заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;

до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: