Кто имеет право проверить тахограф на дороге

Кто имеет право проверять тахограф?

Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.

Штрафы за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографа

Различают 2 вида нарушений в этой сфере:

    Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).

Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции. Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию). Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.

Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).

Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.

Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.

Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.

Что дает контроль тахографа?

Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:

  1. Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
  2. Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
  3. Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
  4. Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
  5. Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.

Такие проверки позволяют снизить аварийность на дорогах с помощью контроля переработок рабочего времени и мониторинга соблюдения допустимой скорости движения.

Кто имеет право проверять тахографы?

Наличие самописца, а также соответствие прибора утвержденным нормам вправе контролировать сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД (пункт 102 Технического регламента о безопасности колёсных ТС, утвержденный постановлением Правительства России №720 от 10.09.2009 г.).

Проверку тахографа также рекомендуется выполнять уполномоченным сотрудникам предприятия и самим водителям, чтобы заблаговременно обнаружить неполадки, устранить их и избежать возможных штрафов.

Кто, где, когда может останавливать машины для контроля самописца

Мониторинг состояния цифрового контрольного прибора имеют право осуществлять работники ГИБДД и Ространснадзора на трассе, дорогах и спец. предприятиях.

Прежде чем приступить к ревизии сотрудник инспекции должен показать карту контролёра. Если такой документ отсутствует, право на осмотр прибора ему не предоставляется.

После того, как инспектор предъявит соответствующее удостоверение, водитель обязан предоставить доступ к тахографу. Если лицо, управляющее транспортным средством, откажется это сделать, ему грозит взыскание в виде штрафа за административное нарушение.

Когда инспекторы ГИБДД могут осуществить осмотр контрольного устройства?

В законе нет никаких пометок о частоте проверок тахографов, а это означает, что:

  • осмотр ТС может осуществляться как в пункте дорожно-патрульной службы, так и на дороге/трассе;
  • проверки могут производиться как при плановом, так во время внепланового рейда;
  • уполномоченное лицо имеет право провести как поверхностную проверку наличия аппарата, так и полную процедуру осмотра (в данном случае инспектор обязательно должен предъявить карту контролёра).

Более того, проверять соблюдение лицами, управляющими ТС, правила режима труда и отдыха вправе работники и работники Трудовой инспекции. Однако такие проверки осуществляются только на специализированных предприятиях, следовательно, непосредственно водителю не придется с ними контактировать.

Что проверяют в тахографе в первую очередь?

Сотрудник Госавтоинспекции в первую очередь попросит показать документы на авто, чтобы выяснить, нужен ли именно для этой машины самописец.

Если автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован тахографом, то инспектор выясняет:

  • установлен ли прибор;
  • соответствует ли он по типу (ЕСТР и СКЗИ);
  • есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом (выполняется сверка соответствия данных в паспорте и на карточке);
  • состояние бортового самописца (все ли пломбы на месте, нет ли признаков вмешательства в работу и пр.);
  • исправно ли оборудование.

Далее, если у инспектора возникли подозрения, он вправе попросить водителя распечатать данные с тахографа. Распечатка покажет: соблюдается ли РТО и скоростной режим.

Важно понимать, что водитель должен уметь делать распечатку данных с бортового самописца, так как за отказ предоставить данную информацию ему снова-таки грозят штрафные санкции.

Осмотр тахографов с блоком СКЗИ

Работа отечественных самописцев с блоком СКЗИ основывается на системе криптографической защиты информации. В состав таких приборов входят процессор, блок памяти, акселерометр, хронометр и приёмник сигналов со спутников. Питание осуществляется от АКБ. Используются такие тахографы только на территории РФ.

Процедура проверки тахографов инспектором предполагает следующие действия:

  1. Определение расположение прибора в кабине авто.
  2. Подтверждение по серийному № законности использования конкретной модели устройства в РФ.
  3. Проверка наличия карточки водителя.
  4. Выяснение количества доп. функций, установленных на приборе.
  5. Осмотр компонентов оборудования.
  6. Выяснение наличия калибровочной таблицы, в которой указаны сведения о компании, выполняющей плановые калибровки, информация о резине и расчетные данные.
  7. Осуществление диагностики дисплея контрольного прибора и сверка данных о его месторасположении.

Проверка устройств ЕСТР

Тахографы с блоком ЕСТР (с телематическим комплексом) используются на машинах для международных рейсов. Защита собираемой информации выполняется за счет криптографических алгоритмов. Диагностика таких аппаратов выполняется по следующей схеме:

  1. Сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом.
  2. Далее выясняется наличие расположение пломб (для этого используется калибровочная таблица).
  3. Сверяется дата установки самописца.
  4. Выполняется мониторинг данных об имеющихся отклонениях.
  5. Выясняется, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха.
  6. Осуществляется проверка состояния скоростных датчиков.
Читайте также:
Оплата штрафа по постановлению об административном правонарушении

Важная информация! От контролера зависят сроки замены комплектующих и ремонта электронного контрольного прибора. Произвести диагностику и обслуживание тахографа можно в центрах метрологии и стандартизации.

Когда проводится проверка тахографа, частота обязательных осмотров

Периодичность диагностики не регламентирована на государственном уровне, поэтому у инспекторов ДПС есть полное право запросить доступ к контрольному прибору в любое время. При этом плановая проверка и обслуживание тахографа должны осуществляться не реже, чем 1 раз в 2 года – прил. 3,5 Приказа Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года.

Периодичность диагностики зависит от:

  • поправок, вносимых в законодательство РФ;
  • изменения конструктивных особенностей электронного контрольного устройства;
  • смены VIN транспорта или личных данных водителя.

Кроме того, диагностика может проводиться, если: необходимо установить/заменить микропроцессор; пришло время заменить диски либо шины; сменился регистрационный № ТС; возникла необходимость в ремонте/обслуживании криптографического навигационного блока.

Учёт сведений о РТО ведется ежегодно.

Какие нарушения могут быть обнаружены?

Проверяющий может выявить такие несоответствия:

  • отсутствие самого тахографа, а также несоответствие типа прибора для установки на конкретный вид ТС;
  • отсутствие базовых комплектующих;
  • неисправность оборудования. Распространены такие факторы, влияющие на корректность работы прибора, как отсутствие/недостаток подачи электроэнергии, блокировка датчиков скорости, магниты и т.д.;
  • некорректная калибровка;
  • нарушение скоростного режима;
  • несоблюдение РТО.

Санкции за нарушения по эксплуатации электронных приборов учета

Главная задача руководителей предприятия – обучить водителя правильной эксплуатации тахографа. Если водитель не знает, как распечатать данные или вообще не умеет использовать прибор мониторинга, это грозит всевозможными нарушениями и, соответственно, штрафами. А несоблюдение правил использования бортовых самописцев приравнивается к управлению транспортом без тахографа. Суммы штрафов прописаны в 1 и 2 частях статьи 11.23. КоАП.

Проверка тахографа инспектором ГИБДД законна. Поэтому, чтобы избежать наказания, руководителям предприятий рекомендуется обучить своих сотрудников навыкам эксплуатации самописцев и своевременно проводить самостоятельную проверку, калибровку и обслуживание оборудования.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы за езду без тахографа?

Проверка тахографа ГИБДД

  1. В 2021 году сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы на дороге или трассе. Но только у водителей коммерческого автотранспорта (фур, грузовиков, пассажирских автобусов).
  2. Тахограф автоматически собирает информацию о режиме рабочего дня шофёра, скорости передвижения, пройденном расстоянии и времени. Инспектор ДПС вправе потребовать от водителя распечатку данных из тахографа. Если водитель откажется её предоставлять, ему грозит штраф.
  3. Также в полномочиях инспектора ДПС забираться в кабину грузовика. Но на практике полицейские этим не занимаются по причине упрощенной проверки рабочего состояния тахографа – а просят шофёров вывести информацию на печать и смотрят её вручную.
  4. Размер штрафа за отсутствие тахографа для водителей до 5 000, для ИП до 25 000, а для юридических лиц до 50 000 рублей. Также есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей.
  5. Штраф за тахограф нельзя оплатить с 50% скидкой, она не действует.
  6. Неправомерные штрафы за неработающее устройство или нарушение труда и отдыха можно обжаловать в ГИБДД или суде – но только при наличии веских аргументов. Например, когда прибор вышел из строя после выхода автотранспорта на линию.

С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять тахографы в 2021 году?

Да, имеют. Но проверка наличия и корректности работы тахографов распространяется не на все виды автотранспорта. Инспекторы ДПС могут осуществлять контроль устройств лишь у водителей коммерческого автотранспорта – то есть тех, кто перевозит опасные грузы или пассажиров. Если машина используется в личных целях, то тахографы устанавливать необязательно.

Законны ли проверки электронных приборов на трассах? Абсолютно законны. А теперь рассмотрим в подробностях почему:

  1. Инспектор ДПС вправе проверить документы на право пользования и управления автомобилем (п. 84.13 Регламента МВД). То есть причина остановки «проверка документов» совершенно законна. При этом в ходе изучения документов ИДПС выясняет, нужна ли для конкретной машины установка тахографа. К примеру, если это междугородний пассажирский автобус, то бортовой самописец на него должен быть обязательно установлен.
  2. Сотрудники ГИБДД обязаны выявлять и пресекать нарушения в области дорожного движения. В то же время водителю запрещается управлять автомобилем с нарушением режима труда и отдыха (п. 2.7 ПДД). А как определить, было ли нарушение? Как раз для такой цели и нужна выгрузка данных из тахографа. Информация даёт ответы на такие вопросы, как скорость передвижения транспортного средства, время в пути, пройденное расстояние. Если водитель едет без остановок свыше максимальных 4,5 часов, это будет зафиксировано прибором – для инспектора ДПС это очевидный состав правонарушения, с учётом которого можно оштрафовать водителя. Отсутствие самого тахографа или некорректная работа измерительного прибора также являются основаниями для наложения штрафа ГИБДД.
  3. В должностные обязанности инспектора ДПС входит проверка технического состояния автотранспорта, а в число конкретных процедур на дороге – снятие информации с имеющегося тахографа (пункт 98 Регламента МВД № 727).

Таким образом, у сотрудников ГИБДД имеются полномочия по проверке как самих тахографов, так и режима труда и отдыха шофёров. Это прямо вытекает из требований безопасности на дороге. И вы, как водитель, должны быть готовы к таким проверкам!

Причём проверка может быть как поверхностной (к примеру – имеется ли в грузовике тахограф), так и полноценным осмотром – с выгрузкой данных с устройства, изучением сертификатов соответствия, пломб и прочих атрибутов бортового самописца. В том числе после ДТП с участием коммерческого автотранспорта. Зачастую несоблюдение режима труда и отдыха является причиной аварии – в таком случае, с большой долей вероятности, шофёра признают виновным в ДТП.

Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика?

Да, такое право у инспектора есть.

Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором – это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину.

Читайте также:
Правоустанавливающие документы на объект недвижимости

Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно:

  • на соответствие типа устройства установленным ГОСТам – для международных перевозок используются тахографы с ЕСТР (цифровые), а для внутрироссийских рейсов самописцы с СКЗИ (но могут быть и ЕСТР),
  • разрешенная на территории России модель тахографа (они указаны на сайте Росавтотранспорта),
  • присутствие на приборе учёта всех пломб,
  • достаточное поступление электроэнергии,
  • отсутствие блокировок и всевозможных «магнитов»,
  • корректность калибровки,
  • правильность установки тахометра на передней панели автомобиля.

Это правомерно. Но производится не в полевых условиях на трассе, а по «местонахождению субъекта транспортной деятельности» (п. 68 Приказа МВД № 727). То есть это сама по себе выездная проверка.

На практике инспекторы ДПС не заглядывают в кабины грузовиков без особой надобности. Если только у них нет с собой карты контролёра. Тогда ИДПС может залезть в кабину, чтобы снять информацию из тахографа с помощью своей карты. Но в 2021 году такие карты у полицейских имеются редко, поэтому от вас могут потребовать либо вашу водительскую карту, либо распечатку данных из тахографа.

Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?

Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.

Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

…но самое главное:

11. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему. И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта. И, соответственно, приводит к штрафу. Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем (хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию).

Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора?

Представители Ространснадзора осуществляют контроль за автомобильным и городским транспортом, в том числе пресекают возможные нарушения среди водителей и компаний. Одним из полномочий сотрудников Ространснадзора является как раз остановка ТС – в силу пункта 2.4 ПДД.

Однако нас интересует не просто остановка ТС, а проверки тахографов и режима труда и отдыха водителей коммерческого автотранспорта. В июне 2021 году вступило в силу Постановление Правительства № 1043, в соответствии с которым полномочия инспекторов УГАДН были расширены:

73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:

в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;

Таким образом, на практике в 2021 году представители Ространснадзора могут проводить постоянные рейды и выявлять нарушения в сфере установки тахографов, эксплуатации устройств, а также соблюдения водителями режима труда и отдыха во время рейсов. Но мероприятия должны проводится только в местах транспортного контроля, где установлен знак 7.14.

Могу ли я отказаться от проверки тахографа?

Обязанность водителя предоставить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты контрольного прибора. В случае отказа вам грозит штраф до 5 000 рублей по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ – то есть накажут как за отсутствие прибора учёта.

Однако следует различать просьбу и требование инспектора ГИБДД. От просьбы предоставить данные с тахографа вы можете спокойно отказаться. Никакие финансовые санкции не грозят. Но есть инспектор ДПС требует карту водителя и доступ к бортовому самописцу, то в случае вашего отказа гарантированно выпишут административный штраф.

При этом если вы используете автомобиль в личных целях, то по закону тахограф устанавливать необязательно. И любое требование ИДПС относительно проверки устройства будет считаться неправомерным.

Какой штраф за тахограф в 2021 году?

На практике возможны два вида штрафов: за отсутствие тахографа (если он обязателен) и за неисправность бортового самописца. Штрафные санкции касаются не только водителей, но и тех, кто отвечает за установку и работоспособность прибора – в нашем случае должностных лиц, ИП и компании. Рассмотрим, какие тут штрафы.

Для водителя

Водителям грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 11.23 КоАП).

  1. Во-первых, наказывают за отсутствие бумаги для распечатки данных с тахографа. Совершенно точно оштрафуют водителя, если по его вине эта самая бумага потерялась.
  2. Во-вторых, за неумение пользоваться тахографом.
  3. В-третьих, штраф грозит за нарушение правил эксплуатации устройства (стороннее вмешательство в работу прибора, намеренное блокирование сведений о времени, скорости, расстоянии и т.д.)
  4. Кроме того, если водитель коммерческого автотранспорта не соблюдает предусмотренный владельцем режим труда и отдыха – инспектор ДПС также вправе выписать штраф. Только уже по ч. 3 ст. 11.23 КоАП, где шофёру грозит санкция от 1 500 до 2 000 рублей.

Можно ли избежать штрафа? Да, но только в случае поломки прибора уже после выхода машины на линию. Но, вероятнее всего, в таком случае ИДПС всё равно выпишет штраф водителю, а тому придётся обжаловать решение полицейского.

Для ИП и юридического лица

Административные санкции грозят индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Согласно ч. 2 ст. 11.23 КоАП, наказание применяется за выпуск автотранспорта на линию без тахографа или с неисправным устройством:

  • штраф для ИП – от 15 000 до 25 000 рублей,
  • штраф для организаций – от 20 000 до 50 000 рублей.

Также могут наказать и должностное лицо, например – механика. Размер штрафа составляет от 7 000 до 10 000 рублей.

Еще одним нарушением со стороны ИП или юридического лица является нарушение графика работы водителей. К примеру, если вместо 9 положенных по ПДД часов в сутки, компания обязывает своих шофёров находиться за рулём не менее 11-12 часов – это образует состав правонарушения по части 3 той же статьи. В вышеуказанном случае сотрудник ГИБДД имеет полное право оформить постановление в отношении работодателя водителя. Однако, если график составлен в соответствии с законодательством, но сам водитель управлял автомобилем сверх положенной нормы, штраф на ИП или юрлиц накладываться не может. В этом случае должны наказать только шофёра.

Читайте также:
Является ли договор аренды правоустанавливающим документом

Распространяется ли скидка на штрафы?

Объяснение кроется в нумерации глав в Административном кодексе. Штраф за тахографы содержится в Главе 11 (ст. 11.23 КоАП), а скидка на штрафы ГИБДД в области дорожного движения распространяется лишь на Главу 12 Кодекса. Следовательно, штрафы за нарушения в сфере тахографов придётся уплачивать в полном размере, без всяких поблажек.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.

Кто может проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха на трассе

ⓘ Про изменения в законах от 2021.07, касающиеся контроля за тахографами и РТО со стороны УГАДН см. здесь.

Ходит много слухов про контроль тахографов и Режима Труда и Отдыха, например, что те или иные представители контролирующих органов должны для проверки обязательно иметь карту контролёра, или что сотрудники РосТрансНадзора не могут останавливать транспортные средства.
Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Читайте также:
Имеет ли право руководитель лишить стимулирующих выплат

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО.
. Или не может? Но об этом чуть позже.

Право остановки транспортных средств предоставлено . также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта . должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

ⓘ Про изменения в законах от 2021.07, касающиеся контроля за тахографами и РТО со стороны УГАДН см. здесь.

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:

г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта :
требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;

д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации – требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:

д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:

на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Читайте также:
Семейные правоотношения: понятие, признаки, элементы

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36 (с 2021 Приказ № 440), регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»?
Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок.
Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]?

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге?
Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности».
А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в в 36-м приказе (с 2021 440-м приказе)), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Читайте также:
Доверенность на право предоставления интересов организации

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Кто имеет право проверить тахограф на дороге

Карты водителя, автопредприятия, мастерской можно получить в организациях-изготовителях, включенных в соответствующие перечни, опубликованные на официальном сайте Росавтотранс, в разделе «Система тахографического контроля РФ». Образцы заявлений на выдачу (обновление) карт опубликованы в том же разделе.

№ 164 Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и их стоимость?

Срок действия карт водителей не превышает трех лет.
Cрок действия карт мастерских не превышает одного года.
Cрок действия карт предприятия не превышает трех лет.

Стоимость карт определяется организациями-изготовителями карт.

№ 163 Можно ли использовать транспортное средство с ранее установленным тахографом российского образца, либо с тахографом европейского образца, прошедших процедуру сертификации, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», совершая внутрироссийские перевозки после 1 апреля 2013 года?

Сроки оснащения транспортных средств тахографами с блоком СКЗИ тахографа, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (приложение N 2 к приказу), разрешенный период использования тахографов ЕСТР и тахографов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, определены приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», так оснащение тахографом с блоком СКЗИ тахографа можно не осуществлять для:

  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), – до 1 января 2018 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), – до 1 января 2018 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающими регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), – до 1 июля 2016 г.

№ 162 Где можно установить на транспортное средство тахограф, соответствующий приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36?

Данные тахографы можно установить в мастерских, сведения о которых внесены в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, опубликованный на официальном сайте Росавтотранс, в разделе «Система тахографического контроля РФ».

№ 161 Можно ли совершать внутрироссийские перевозки, если на автотранспортном средстве установлен тахограф европейского образца, соответствующий требованиям ЕСТР?

В соответствии с приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», транспортные средства, оснащенные организациями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. тахографами соответствующими требованиям ЕСТР, за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговыми контрольными устройствами), могут совершать перевозки пассажиров и грузов, – до 1 января 2018 г.

№ 160 Нужно ли устанавливать тахограф на транспортное средство, если предприятие не совершает коммерческие перевозки, согласно Постановления Правительства от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

Согласно приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 № 36, транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 подлежат обязательному оснащению тахографами, независимо от типа совершаемых перевозок (коммерческие либо некоммерческие).

Читайте также:
Пример заполнения протокола об административном правонарушении

Под «коммерческими перевозками» следует понимать «перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

№ 159 Нужно ли устанавливать тахограф, если на транспортном средстве уже установлен телематический терминал ГЛОНАСС/GPS?

Контроль за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха осуществляет тахограф, который ведет запись режима работы конкретного водителя, имеющего карту водителя. Спутниковые навигаторы функцию контроля за режимом работы водителя не осуществляют. Следовательно установка тахографов необходима на весь автомобильный транспорт категорий М2, М3, N2, N3, указанных в Приложении № 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

№ 158 Каким образом разработанная модель тахографа может быть включена в перечень моделей тахографа?

Внесение сведений о моделях тахографа в перечень моделей тахографа осуществляет Росавтотранс.

Заявителю необходимо обратиться в Росавтотранс с заявлением для включения модели тахографа в перечень моделей тахографа. К заявлению приложить копии документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке и подтверждающих соответствие модели тахографа Требованиям.

Порядок учета сведений в перечне моделей тахографа размещен на сайте Росавтотранс в разделе «Система тахографического контроля РФ».

№ 157 Каким образом мастерская может быть включена в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов?

Внесение сведений о мастерских в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов осуществляет Росавтотранс.

Заявителю необходимо обратиться в Росавтотранс с заявлением для включения в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов. К заявлению приложить копии документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке и подтверждающих соответствие мастерской Требованиям.

№ 156 Каким образом разработанная модель блока СКЗИ тахографа и разработанная модель карты тахографа могут быть включены в соответствующие перечни моделей?

Внесение сведений в соответствующие перечни моделей блоков СКЗИ тахографа и моделей карт тахографа осуществляет Росавтотранс.

Заявителю необходимо обратиться в Росавтотранс с заявлением для включения модели блока СКЗИ тахографа или модели карты тахографа в соответствующий перечень. К заявлению приложить копии документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке и подтверждающих соответствие модели Требованиям.

Порядки учета сведений в перечне моделей блоков СКЗИ тахографа и в перечне моделей карт тахографа размещены на сайте Росавтотранс в разделе «Система тахографического контроля РФ».

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются. Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию). Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.

— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.

Читайте также:
Как правильно обжаловать постановление об административном правонарушении

— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.

1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составление протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных объяснений. Именно в такой последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и подписания, то прочитав его, задайте вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения) составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет — смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (они возможны при составлении протокола «на месте») и проверьте правильность их данных в протоколе . Если указаны свидетели — аналогично при протоколировании «на месте». Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны — просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе «замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.

6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Читайте также:
Портал росреестра: справочная информация по объектам недвижимости

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Как правильно заполнять протокол об административном правонарушении — рекомендации

Правильно заполняем протокол.

Если с вменяемым нарушением вы не согласны, то действовать так:

— В машину ДПС для оформления протокола, не садиться.

Нет у вас такой обязанности. Инспектор не развалится, если донесет бумажку, весом в 30 грамм, от своей машины до вашей. Переместив себя в патрульную машину ДПС, вы никак не смягчите ваше наказание.

— При составлении протокола, назовите только свое место жительства

на все остальные вопросы мол «где работаете?», «сколько получаете?» отвечать так:

«данную информацию я предоставлю только следователю под протокол допроса»

— Пока инспектор заполняет протокол – сделать фото места «нарушения»

можно даже на мобильный телефон, если нет с собой камеры. 4-6 снимков с разного ракурса

Инспектор передал вам протокол для заполнения, далее действовать так:

1) Спросить инспектора – «Будут ли им, еще вносится записи в протокол?»

— если «да», то вернуть протокол инспектору – пусть допишет

2) Если инспектор не заполнил графу «свидетели» — смело ставим большую Z

— если свидетели внесены, а вы их не наблюдаете – требуйте их вам представить

— если свидетелями внесены напарник(и) инспектора – требовать предъявления ими своего служебного удостоверения. Сверить с данными в протоколе. При отказе в вашем требовании – звонить в «02» и сообщить о нарушении со стороны инспектора.

3) В графе «объяснение лица…» обязательно сделать запись:

«С нарушением не согласен. ПДД не нарушал. Требую помощи адвоката.

Схема не составлялась». Остальное по вашему усмотрению, только коротко.

Если у вас есть видеорегистратор – это огромный плюс. Тогда пишите:

«Имею видеозапись с регистратора движения»

4) Графу «к протоколу прилагается» не трогать

5) В графе «с протоколом ознакомлен…» сделать запись: «Права не разъяснены»

это в случае, если инспектор устно не разъяснил статью 25.1 КоАП. Самим

расшифровки не просить. Желательно, чтобы к этому моменту в диктофоне

не кончилась карта памяти, ибо услышите много «интересного».

6) Графа «протокол прошу направить…»

заполняется при нахождении вас в другом городе (области)

этим вы ходатайствуете о пересылке документов с места АПН по месту жительства

или учета автомобиля (смотри главу 27 «Вы нарушили ПДД в другом городе»)

7) После вашего заполнения – копию самостоятельно отделить и положить

в карман, оригинал отдать инспектору. После этого молча терпим крики инспектора.

8) Никаких дополнений, инспектором ДПС, после вашей росписи.

Якобы надо назначить время и место «разбора». Инспектор – Вы же сами ясно

сказали, что все заполнили. О месте и времени разбирательства – уведомите

меня повесткой из отдела ГИБДД.

9) Забираете свои документы и уезжаете. Далее отправляете жалобу, на действия

ИДПС, в прокуратуру. Не отдают документы? — Звоните в «02» (112).

От ваших правильных и обдуманных действий при составлении протокола зависит, понесете вы наказание или нет.

В машину ДПС для оформления протокола, не садиться. Нет у вас такой обязанности!

Пока инспектор ДПС, в поте лица, стряпает протокол не теряйте времени зря. Фотографируйте место АПН. Позже (выбрав 2-3 удачных снимка), приложите эти фото к жалобе в прокуратуру, обязательно заполнив Приложение №28. При этом совсем не надо «стесняться» инспектора – речь идет о сборе доказательств для дальнейшего обжалования и освобождения вас от ответственности. Можете смело производить фотосъемку.

Протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП «Сроки составления протокола об административном правонарушении»), и, если вас заставляют ждать, то со стороны инспектора это – административное правонарушение (ст.12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию»).

Если инспектор необоснованно затягивает процесс составления протокола, то можно вежливо попросить его составить протокол вашего задержания, недвусмысленно дав понять, что оснований для задержания у инспектора нет. И заявить о вашем намерении позвонить в «02»

Пленум ВС от 24.03.05 п.13 «При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ – принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Это – в теории. На практике же в административном процессе обвинителя нет, и его функции берет на себя рассматривающий. Протокол – основное доказательство вашей вины (ст.26.2 КоАП). От того, как он будет составлен, во многом зависит: понесете вы наказание или нет. Прав инспектор или нет – ему глубоко фиолетово, ибо сейчас его денежный доход мало зависит, законно он поступает или нет.

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 28.2 КоАП РФ. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать.

Любые неправильно написанные, инспектором, данные – ваше дальнейшее преимущество. Например, фамилия (место жительства, марка авто) указанны с грамматической ошибкой. Такие ошибки вносят сомнения в изложенные ИДПС факты. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. По этому, возьмите за правило, заполнять графы в протоколе — сидя в собственной машине.

Затем посмотрите, за что вы расписываетесь. Найдите место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей, эта графа маркируется так: «с протоколом ознакомлен, права и обязанности мне разъяснены…». Не надо просить от инспектора это делать, если инспектор не разъяснил вам (в устной форме) права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП, то вместо подписи пишите «Права не разъяснены». Это прямое указание на нарушение процессуальных норм. Не редко, на основании таких фактов, суд не принимает дело к производству. Вариант «прочтите на обороте» для данного случая не применим. Не вы должны их читать, это они обязаны вам их разъяснить! Редкий инспектор сможет это сделать.

Читайте также:
Оплата штрафа по постановлению об административном правонарушении

В объяснениях лица обязательно следует написать «С нарушением не согласен». Поставить эту фразу дает вам право статья 1.5 КоАП «Презумпция невиновности» и статья 51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…». Совсем не важно, что нарушение произошло прямо «на глазах» у инспектора. В его обязанности входит доказать, законным методом, что нарушение имело место быть. Пусть потрудится за зарплату из наших налогов. Позже, в спокойной обстановке, лучше с защитником, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще.

Вторая обязательная фраза в объяснениях: «Требую помощи адвоката».

Еще один распространенный пример нарушения процессуальных норм. Инспектор заявляет вам, что пригласите потом адвоката в суд, а здесь и сейчас это совсем лишнее. Конечно, инспектора можно понять, наличие юридически грамотного защитника на месте нарушения означает отсутствие предложений «договориться» и дальнейшую головную боль при написании рапортов по запросу из прокуратуры по существу ваших жалоб. В данном случае инспектор открыто вас обманывает. Статья 25.5 КоАП «Защитник и представитель» дает право присутствовать адвокату. К сожалению, закон не регламентирует время ожидания вашего защитника. Если он успел прибыть, до того как вы отдали инспектору подписанный протокол, значит хорошо. Если нет, тогда в жалобе в прокуратуру потом укажите, что в получении юридической помощи инспектор вам отказал.

К примеру, вы ожидаете приезда защитника через 15 минут. Тогда можно потянуть время медленным заполнением протокола или разговором с инспектором о вашем несогласии с нарушением. Требовать защитника не следует, если вы с нарушением согласны, а написание протокола и постановления пустая формальность, ибо такова процедура при штрафе более 100 руб.

Третья обязательная фраза в объяснениях: «Схема не составлялась» если таковой не было. А то позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались. Если схема составлена в одном экземпляре, пишите: «В копии схемы отказано». При обвинении о выезде на встречку, составленная схема с вашими комментариями будет весьма полезным документальным приложением к протоколу.

Как пример: инспектор затаился в полутора километрах от участка дороги где запрещен обгон. Наблюдает все происходящее в армейский бинокль, который никак не является сертифицированным прибором используемый при несении службы. А это нарушение приказа №185 МВД, в частности, статья 46 «Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается»

Использование бинокля не числится ни в каких инструкциях. Следовательно, это доказательства полученные с нарушением закона. При составлении схемы, инспектору придется указать, в каком месте дороги было совершено нарушение. А так же следует обозначить, где в это время находился сам инспектор. И картина прояснится. Фото инспектора, с биноклем на груди, весомый довод при рассмотрении дела в суде. Схема является одним из видов доказательств вашей вины, а ее отсутствие это очередное нарушение инспектором процессуальных норм.

Помимо схемы к протоколу можно приложить и другие документы. Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата «разбора полетов» в Отделе административной практики. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение, что в ходатайстве отказано и сможет соблюсти ее форму (ст.29.12 КоАП), и еще большой вопрос, имеет ли он право рассматривать ходатайство. Позволяет ли это его должность? Устное определение вас не устроит, т.к. оно должно быть подписано инспектором (п.29.12 п.3 КоАП).

Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 25.6 КоАП гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, вписывайте их в протокол собственноручно – в графу «объяснение лица…». Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты, но никак не свидетели.

Если инспектор не внес в протокол своих свидетелей, поставьте Z в этих строках. Опять, очередной плюсик в вашу пользу. Но будьте готовы выслушать его ворчание по поводу, что делать этого вам не стоило. Не волнуйтесь – наказания за это не предусмотрено. Это «промах» только инспектора. Но если инспектор заполнил графу свидетели, а реального их присутствия не было – требуйте вам их предъявить. После отказа в этом – зафиксируйте сей факт, в графе «объяснения лица…». Но лучше звонок в «02».

Когда инспектор представляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». Эта статья предполагает ответственность, за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, в виде лишения свободы сроком до двух лет.

В случае если инспектор, в качестве свидетелей, вносит в протокол своего напарника (или двух) Обязательно нужно ознакомится с данными их служебного удостоверения и сверить с протоколом. Подвох тут вот в чем: инспектор заполняет данные давно заготовленных им «свидетелей», а вам говорит, что мол это данные моих напарников по службе – вот кстати и они.

Не сочиняйте в протоколе историй типа “а я думал, что так можно”, “не соблюдал из-за сильного расстройства”, “быстро ехал, так как машина мощная”. Излагайте свою точку зрения на обвинение и действия инспектора четко, коротко и ясно. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего. Позже лучше с защитником изложите свою точку зрения на бумаге в виде жалобы в прокуратуру и ГИБДД.

Обязательно подпишите протокол, чтобы инспектор не вписал в него лишнее, и тут же, не спрашивая разрешения у инспектора, заберите свою копию протокола.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: