Статья 41 ТК РФ с комментариями

Ст. 41 ТК РФ: вопросы и ответы

  • Ст. 41 ТК РФ: официальный текст
  • Ст. 41 ТК РФ: вопросы и ответы
  • Какие вопросы фирма может урегулировать в коллективном договоре?
  • Какие моменты, связанные с выплатами в пользу своих специалистов, компании следует прописать в коллективном договоре?
  • Положения о графике труда специалистов и условиях их работы на что обратить внимание?
  • Вопросы получения работниками образования / повышения квалификации — как зафиксировать в договоре?
  • Какие еще вопросы компания может закрепить в коллективном договоре?

Ст. 41 ТК РФ: официальный текст

Ст. 41 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 41 ТК РФ устанавливает, какие именно вопросы могут быть разрешены с помощью положений коллективного договора. Тому, что именно компании следует закреплять в таком документе, а также на какие аспекты стоит обращать внимание сотрудникам, посвящена данная статья.

Какие вопросы фирма может урегулировать в коллективном договоре?

Ст. 41 ТК РФ, прежде всего, говорит о том, что конкретный состав норм и правил коллективного договора должен быть сформирован сторонами (т. е. представителями компании и непосредственно работниками). Это значит, что никто иной не вправе диктовать фирме, какие положения должны быть отражены в таком внутреннем документе.

При этом ст. 41 ТК РФ очерчивает примерные рамки вопросов, которые могут быть включены в договор. В частности, это:

  • правила, регламентирующие вопросы оплаты труда специалистов (в том числе при увольнении, а также с учетом уровня инфляции в стране);
  • нормы, касающиеся аспектов организации работы специалистов в фирме (график и условия труда, правила предоставления отпусков, обеспечение безопасности труда во время выполнения служебного задания, а также гарантии, связанные с охраной и улучшением здоровья работников);
  • вопросы, связанные с получением специалистом, работающим в фирме, образования, а также с обучением сотрудников;
  • иные группы вопросов.

ВНИМАНИЕ! Сама компания, как на то указывает ст. 41 ТК РФ, в зависимости от того, насколько прочную позицию на рынке она занимает (т. е. насколько стабильной в финансовом плане является), имеет право прописать в коллективном договоре какие-либо дополнительные льготы для специалистов, более мягкие по сравнению с предусмотренными ТК РФ условия.

Какие моменты, связанные с выплатами в пользу своих специалистов, компании следует прописать в коллективном договоре?

Итак, один из основных аспектов, которые обычно организации регламентируют положениями коллективного договора, — это различные вопросы об оплате труда.

В частности, фирма в рассматриваемом внутреннем документе прописывает, какие формы оплаты труда будут применяться ей на практике, какие ставки будут соответствовать каждой из существующих должностей. Кроме того, целесообразно в договоре отразить перечень надбавок, доплат и т. д., которые компания будет выплачивать тем или иным группам работников, а также предусмотреть основания для выплаты.

Часто компании выплачивают уходящим специалистам какие-либо дополнительные компенсации, которые они не обязаны выплачивать согласно ТК РФ. Основания для таких перечислений, а также конкретный их размер целесообразно прописывать в коллективном договоре на случай, если налоговые органы посчитают такие затраты необоснованными.

Кроме того, что особенно актуально в кризис, некоторые организации стремятся обезопасить своих специалистов от растущей инфляции. Для этого они ежегодно индексируют зарплаты на некоторый процент. Порядок такой индексации важно корректно закрепить в коллективном договоре, указав, какие именно выплаты индексируются, на какой процент (как исчисляется такой процент), прекращается ли индексация с наступлением определенных событий или нет.

Подробнее об индексации в 2015 году см. в статье «Порядок индексации заработной платы в 2015 году».

ВНИМАНИЕ! Если в коллективном договоре фирма не пропишет основания, при которых индексация прекращается, придется и дальше ежегодно повышать зарплаты работникам. Ведь иначе компания нарушит положения коллективного договора.

Положения о графике труда специалистов и условиях их работы на что обратить внимание?

Обычно компании в коллективном договоре прописывают, какие варианты графика труда могут применяться в отношении сотрудников. В частности, это могут быть режимы «пять-два», «шесть-один», сменный график и т. д.

Также нужно оговорить условия, в которых будут трудиться те или иные специалисты, и какие-либо специфические социальные преимущества, которые будут действовать в фирме (к примеру, бесплатное питание, наличие секций, спортивного зала и др.).

ВНИМАНИЕ! Кроме того, фирма может прописать и какие-либо дополнительные правила организации графика труда, которые будут свойственны только конкретной компании.

Так, например, для некоторых специалистов (как вариант — для беременных женщин и несовершеннолетних) могут быть предусмотрены дополнительные выходные; в компании могут быть приняты свои праздники, когда работники могут отдыхать и т. д.

Правила предоставления отпусков — следующий пункт, который обязательно должен найти отражение в коллективном договоре. Ведь в силу особенностей производства и отрасли, в каждой фирме могут быть какие-либо дополнительные отпуска, вокруг предоставления которых на практике часто разворачиваются споры. Поэтому такие аспекты важно урегулировать во внутреннем документе фирмы.

Если же специалисты трудятся на каком-либо реальном производстве, фирме в коллективном договоре целесообразно прописать, что именно (какие действия) она будет предпринимать, чтобы сохранить здоровье своих сотрудников (воздействие на экологию, профилактика, оплата семьям работников путевок в санатории и др.).

Вопросы получения работниками образования / повышения квалификации — как зафиксировать в договоре?

В данном контексте возможны 2 ситуации:

  1. Сотрудник помимо своей трудовой деятельности в фирме еще учится в каком-либо образовательном учреждении. Тогда компания может в коллективном договоре закрепить дополнительные гарантии, способствующие получению образования специалистом. К примеру, дополнительные отпуска или сокращение трудового дня на период, пока тот не получит диплом.
  2. Специалист уже имеет диплом, но фирма переводит его на должность, для которой ему требуются какие-либо дополнительные знания. Тогда компания может закрепить в коллективном договоре пункт, что специалисту полагается обучение за счет компании с сохранением зарплаты.
Читайте также:
Статья 931 ГК РФ с комментариями

Также можно прописать порядок проведения обучения персонала в случае, когда на производстве внедряется принципиально новое оборудование.

Какие еще вопросы компания может закрепить в коллективном договоре?

Помимо изложенных выше моментов фирма в коллективном договоре может регламентировать и другие ситуации.

В частности, оградить себя от ситуации, когда работники решат устроить забастовку на производстве по какому-либо поводу. Для предотвращения этого компании целесообразно прописать в коллективном договоре, что если она четко соблюдает все права специалистов и не нарушает положений договора, то забастовку рабочие проводить не имеют права.

Также если, к примеру, компания решает предоставить своим специалистам широкий социальный пакет, включающий страховку, периодическую материальную помощь и т. д., такие моменты фирме стоит оговорить отдельно в коллективном договоре.

ВАЖНО! В рассматриваемом внутреннем документе также не лишним будет прописать, как на практике должен воплощаться механизм контроля за соблюдением основных положений договора.

А именно: форму контроля, порядок и правила предоставления отчетности (к примеру, раз в месяц кадровики компании оглашают работникам отчет о соблюдении норм коллективного договора).

Кроме того, часто компании закрепляют в договоре порядок и случаи его изменения. Например, механизм индексации зарплат может меняться в зависимости от того, в какой стадии развития находится национальная экономика (кризис, рост и т. д.).

Статья 41 ТК РФ. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Комментарии к ст. 41 ТК РФ

1. Исходя из содержания комментируемой статьи работодателям, работникам и профсоюзным комитетам можно предложить следующую структуру коллективного договора.

Раздел 1 – формы, системы и размеры оплаты труда, соотношение минимальной и средней заработной платы, а также соотношение средней и максимальной заработной платы.

Раздел 2 – минимальная оплата труда.

Раздел 3 – выплата пособий, компенсаций.

Раздел 4 – механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции.

Раздел 5 – занятость, переобучение, условия высвобождения работников.

Раздел 6 – рабочее время и время отдыха.

Раздел 7 – вопросы предоставления и продолжительности отпусков.

Раздел 8 – улучшение условий и охраны труда работников.

Раздел 9 – улучшение условий и охраны труда молодежи.

Раздел 10 – соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья.

Раздел 11 – экологическая безопасность работников на производстве.

Раздел 12 – гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением.

Раздел 13 – оздоровление и отдых работников и членов их семей.

Раздел 14 – контроль за выполнением коллективного договора.

Раздел 15 – порядок внесения в коллективный договор изменений и дополнений.

Раздел 16 – ответственность сторон коллективного договора.

Раздел 17 – охрана здоровья работников на производстве.

Раздел 18 – обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников.

Раздел 19 – отказ от забастовок при соблюдении коллективного договора.

Раздел 20 – улучшение условий и охрана труда женщин.

Раздел 21 – механизм регулирования оплаты труда с учетом выполнения показателей, определенных коллективным договором.

Раздел 22 – льготы и преимущества, условия труда для работников, более благоприятные по сравнению с законодательством.

Раздел 23 – медицинское обслуживание работников.

Раздел 24 – социально-бытовое обслуживание работников.

Раздел 25 – улучшение жилищных условий.

Раздел 26 – льготы неработающим пенсионерам.

Раздел 27 – создание условий для развития культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

Раздел 28 – борьба с нищетой и бедностью в организации.

Раздел 29 – увеличение среднего класса в организации (к среднему классу относятся работники, у которых доход на одного члена семьи составляет 6 МРОТ).

Раздел 30 – инвестиции в персонал, повышение уровня профессионализма работников.

Раздел 31 – изменения и дополнения коллективного договора.

Раздел 32 – заключительные положения.

Часть перечисленных разделов целесообразно объединить в один раздел – “Социальный пакет работника”.

Приложение 1. Соглашение по охране труда.

Читайте также:
Угроза убийством Статья 119 УК РФ комментарий

Приложение 2. Перечень профессий работников, имеющих право на сокращенный рабочий день.

Приложение 3. Перечень профессий рабочих, которым установлена доплата на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Приложение 4. Программа природоохранных мероприятий.

Приложение 5. Перечень должностей работников, обеспечивающихся спецодеждой.

Приложение 6. Перечень работников, которые обеспечиваются чаем.

Приложение 7. Положение о порядке предоставления работникам займов на покупку жилья.

Приложение 8. Положение о поощрении работников при прекращении трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию.

Приложение 9. Перечень должностей, на которых устанавливается режим ненормированного рабочего дня.

Приложение 10. Положение о поощрении работников в честь юбилейных дат.

Приложение 11. Положение о порядке выделения беспроцентных займов молодым семьям на хозяйственное обзаведение.

Приложение 12. Положение о выплате единовременного пособия на хозяйственное обзаведение гражданам, уволенным в запас из Вооруженных Сил РФ.

Приложение 13. Положение о порядке расчетов ежемесячной выплаты неработающим пенсионерам.

Приложение 14. Правила внутреннего трудового распорядка.

Приложение 15. Положение о повышении профессионализма и конкурентности работников.

Приложение 16. Положение о развитии персонала.

Приложение 17. Положение о повышении производительности и качества труда.

2. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

1) форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

2) механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

3) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

4) продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

5) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

6) добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

7) соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

8) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

9) льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

10) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

11) отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные компенсации).

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

3. Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре разработаны в целях более полного учета обязанностей работодателя и работника по обеспечению охраны труда в организации и созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве.

По усмотрению работодателя и работников в раздел трудового договора по условиям и охране труда могут включаться дополнительные пункты, расширяющие их взаимные обязательства в этой области, не противоречащие требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

4. Рекомендации по примерному содержанию раздела “Условия и охрана труда” в коллективном договоре организации разработаны в целях более полного учета требований, касающихся обязанностей работодателя перед трудовым коллективом по обеспечению охраны труда в организации и созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве (приложение 2 к письму Департамента охраны труда Минтруда России от 23 января 1996 г. N 38-11).

По усмотрению работодателя и трудового коллектива раздел “Условия и охрана труда” может включать дополнительные пункты, расширяющие обязательства работодателя в области охраны труда, не противоречащие требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

5. Минтрудом России 6 ноября 2003 г. разработан макет коллективного договора, носящий рекомендательный характер для сторон, участвующих в разработке и заключении коллективного договора. Приведем его ниже.

Макет коллективного договора

и социального развития

6 ноября 2003 года

Макет коллективного договора (далее – Макет) разработан Министерством труда и социального развития РФ в соответствии с решением коллегии Минтруда России от 20 марта 2002 г.

Статья 41 ТК, устанавливая, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, перечисляет примерный перечень вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя.

Целью Макета является оказание содействия руководителям организаций и специалистам, профсоюзным органам при подготовке проекта коллективного договора организаций различных отраслей независимо от организационно-правовой формы.

Как правило, в коллективный договор должны включаться нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое указание о закреплении этих положений в коллективном договоре.

Все затраты по реализации положений, включенных в коллективный договор, следует осуществлять за счет средств организации, а в бюджетных организациях – в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ или ее субъектов.

Представитель работодателя – Представитель работников –

руководитель организации или председатель первичной профсоюзной

уполномоченное им лицо организации или иной

_________ ___________________ _________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)

(наименование должности) (наименование должности)

“__” _______________ 200_ г. “__” _________________ 200_ г.

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Читайте также:
Поджог статья УК РФ комментарий

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу.

Комментарий к Ст. 41 ТК РФ

1. Стороны через своих представителей могут самостоятельно определить структуру и содержание коллективного договора, поэтому в настоящей статье приведен лишь примерный перечень взаимных обязательств работников и работодателя, который носит рекомендательный характер.

2. При подготовке проекта коллективного договора можно использовать Рекомендации по применению положений Трудового кодекса РФ в коллективно-договорной кампании, утвержденные Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 28 августа 2002 г. N 4-3 «Об организации и проведении единой переговорной кампании”.

3. Включение в коллективный договор положений о дополнительных льготах и преимуществах работникам должно учитывать финансово-экономические возможности работодателя.

Второй комментарий к Статье 41 Трудового кодекса

1. Круг вопросов, которые могут включаться в коллективный договор в соответствии со ст. 41, уточнен и дополнен.

Вместо соблюдения интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья предусмотрено соблюдение их интересов при приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку переход именно этого имущества (в том числе организаций и жилья) в частную собственность является приватизацией.

Содержание коллективного договора в соответствии со ст. 41 дополняется вопросами частичной или полной оплаты питания работников, порядком информирования работников о выполнении коллективного договора, отказом от забастовки при выполнении условий коллективного договора.

Последняя часть ст. 41 утратила силу. Это не означает, что в коллективные договоры не могут включаться нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. И без этого указания в ст. 41 такие положения должны быть включены в коллективный договор в силу норм, которыми это предписано (см., например, ст. 101, ч. 2 ст. 135). Возможность решения тех или иных вопросов коллективными договорами предусмотрена во многих статьях ТК РФ (ст. 94, 96, 134, 149 и др.).

2. Стороны свободны в определении содержания и структуры коллективного договора. Эти вопросы выносятся на обсуждение комиссии по коллективным переговорам.

Примерный круг вопросов, которые следовало бы включать в коллективные договоры, рекомендован в ч. 2 ст. 41 ТК РФ.

Все условия (положения), включаемые в коллективные договоры, по юридической природе подразделяются на обязательственные, информационные и нормативные.

Обязательственные условия (положения) содержат обязательства сторон выполнить те или иные действия, обычно организационно-технического характера (например, обязательство работодателя установить к определенному сроку приточно-вытяжную вентиляцию в цехе N 1).

Информационные условия (положения) включаются в коллективные договоры с целью доведения до сведения работников основных норм трудового законодательства.

Нормативные условия (положения) характеризуют коллективный договор как правовой акт, содержащий установленные этим договором обязательные к применению нормы о коллективных условиях труда работников (формах и системах оплаты труда, гарантиях, компенсациях и др.).

3. Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных Кодексом, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условиями труда, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения работодателя.

4. Помимо положений, введенных в коллективный договор по воле сторон, в нем могут присутствовать также нормативные положения, в отношении которых в законах и иных нормативных правовых актах прямо предусмотрена возможность или необходимость закрепления в коллективных договорах.

5. Важно помнить, что коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться (см. ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Статья 41 ТК РФ. Содержание и структура коллективного договора (действующая редакция)

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

Читайте также:
Статья 151 УК РФ с комментариями

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 41 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена определению содержания и структуры коллективного договора. Важно отметить, что содержание коллективного договора, как и любого договора, определяется его сторонами при заключении. Социальные партнеры вправе избирать и структуру коллективного договора, т.е. включать те разделы, которые считают необходимыми и актуальными. Нет необходимости, например, включать в коллективный договор государственного учреждения развернутый раздел об охране труда, поскольку учреждение, как правило, не осуществляет производственной деятельности, связанной с необходимостью обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Напротив, раздел об оплате труда должен присутствовать в любом коллективном договоре, т.к. система оплаты труда устанавливается в коллективном договоре. При этом не имеет значения, к какому виду юридического лица относится работодатель; в государственных и муниципальных учреждениях условия оплаты работников также определяются коллективным договором.

2. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами самостоятельно, без вмешательства других лиц и органов. Однако при определении содержания коллективного договора необходимо исходить из компетенции работодателя. Недопустимо включение в договор условий, предусматривать которые работодатель не вправе, например устанавливать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

3. Комментируемая статья дает примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в коллективный договор. Этот перечень имеет рекомендательный характер и имеет целью дать сторонам социального партнерства представление о возможном содержании коллективного договора.

По указанным в ст. 41 вопросам стороны могут предусмотреть как нормы права, так и обязательства, которые исчерпываются однократным выполнением, например перечисление определенных денежных сумм для приобретения спецодежды, ремонт в производственных помещениях, снабжение оргтехникой представительного органа работников.

4. Обязательства возлагаются на работодателя. Работники выполняют лишь обязанности, предусмотренные законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и трудовым договором.

Из этого правила есть только одно исключение: работники могут отказаться от проведения забастовки по условиям, включенным в коллективный договор, если работодатель выполняет эти условия.

Такая оговорка не имеет большого практического значения, поскольку реализация права на забастовку связана именно с нарушением коллективного договора, соглашения (ст. 409 ТК).

5. При осуществлении коллективно-договорного регулирования необходимо соблюдать общие требования к содержанию коллективного договора, определяющие его соотношение с иными нормативными актами.

В соответствии со ст. 9 ТК коллективные договоры не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде. По сложившейся практике и согласно общим доктринальным положениям о построении иерархии источников трудового права коллективный договор не должен ухудшать положение работников и по сравнению с соглашениями, распространяющими свое действие на данного работодателя и на занятых у него работников. Напротив, он может устанавливать дополнительные льготы и преимущества, более благоприятные условия труда.

6. Определяя содержание коллективного договора, надо учитывать, что некоторые статьи ТК прямо отсылают к коллективному договору, например: ст. 134 – об установлении порядка индексации заработной платы; ст. 135 – об установлении системы оплаты труда; ст. 136 – о порядке и сроках выплаты заработной платы; ст. 144 – об установлении системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; ст. 154 – об оплате работы в ночное время. В коллективном договоре можно повысить гарантии, предусмотренные законодательством о труде, например: расширить круг лиц, имеющих право на выходное пособие при увольнении, а также установление выходного пособия в повышенных размерах (ст. 178 ТК); дополнить перечень работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата (ст. 179 ТК).

Коллективным договором может быть увеличена продолжительность ежедневной работы (смены) по сравнению с установленной ч. 2 ст. 94 ТК для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Для некоторых категорий работников возможности коллективно-договорного регулирования расширяются. Так, для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, продолжительность ежедневной работы (смены); порядок работы в ночное время; порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата труда за работу в такие дни может устанавливаться коллективным договором (ст. ст. 94, 96, 113, 153 ТК). Такие же правила установлены для спортсменов и тренеров (ст. 348.1 ТК). В коллективном договоре могут определяться некоторые гарантии и компенсации, связанные с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и с переездом на работу в такие местности, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере (ст. ст. 320, 323, 325, 326 ТК).

Читайте также:
Статья 109 СК РФ с комментариями

7. Помимо правовых норм и обязательств, коллективный договор должен содержать такие формальные сведения, как наименования сторон, от имени которых он заключен, срок его действия, порядок изменения и продления.

8. При подготовке проекта коллективного договора можно использовать Рекомендации по применению положений Трудового кодекса в коллективно-договорной кампании, утв. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 28.08.2002. Рекомендации предлагают примерную структуру коллективного договора и дают практические советы по поводу содержания норм каждого раздела.

Работа женщин и лиц с семейными обязанностями

Трудовым законодательством установлены определенные гарантии работающим женщинам и особенности применения их труда. Также установлены гарантии другим лицам с семейными обязанностями.

К категории других лиц с семейными обязанностями относятся:

1) Лица с семейными обязанностями

  • работники, которые непосредственно занимаются воспитанием и развитием ребенка (родители, усыновители, лица, наделенные правами и обязанностями опекуна или попечителя);
  • работники – родственники ребенка (помимо указанных выше), осуществляющие фактический уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом (ч. 2 ст. 256 ТК РФ);
  • работники, которые осуществляют уход за членами своей семьи или оказывают им помощь в установленных случаях (например, в соответствии с медицинским заключением, выданным в предусмотренном законом порядке);
  • иные лица с учетом обстоятельств, свидетельствующих о выполнении ими общественно значимых обязанностей по воспитанию ребенка, уходу за членом семьи или оказанию ему помощи.

2) Одинокие матери

Одинокой матерью считается женщина, которая воспитывает своих детей (родных или усыновленных) и занимается их развитием самостоятельно без отца, в частности, если он:

  • умер, признан безвестно отсутствующим;
  • лишен родительских прав, ограничен в родительских правах;
  • признан недееспособным (ограниченно дееспособным) либо по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Женщина может быть признана одинокой матерью и в других ситуациях (при неустановленном отцовстве и др.).

3) Лица, воспитывающие детей без матери

к лицам, воспитывающим детей без матери, могут относиться отец ребенка, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, а также иные лица с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании этими лицами ребенка, если его мать:

  • умерла либо признана безвестно отсутствующей;
  • лишена родительских прав (ограничена в родительских правах);
  • признана недееспособной (ограниченно дееспособной) или по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказалась взять своего ребенка из образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации.

Перечень приведенных условий не является исчерпывающим.

1. Гарантии для женщин

1) запрет на применение труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);

Важно! Запрещен труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимы нормы (кроме женщин-спортсменов во время их участия или подготовке к спортивным мероприятиям, если это не запрещено женщине по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением).

Предельно допустимые нормы установлены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Важно! Запрещено применение труда женщин в возрасте до 35 лет, а беременных женщин любого возраста в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, с применением ядохимикатов, пестицидов, дезинфицирующих средств (постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1).

2) ограничение применения труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);

Важно! Работодатель не вправе применять труд женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, за исключением нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Перечень таких работ утвержден приказом Минтруда России от 18.07.2019 N 512н.

3) установление сокращенной продолжительности рабочего времени;

Важно! Сокращенное рабочее время – менее 40 часов в неделю – работодатель обязан установить женщинам, работающим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним (ст. 320 Трудового кодекса РФ), являющимися медицинскими работниками (ст. 350 ТК РФ), а также женщинам, работающим в сельской местности (ст. 263.1 ТК РФ).

Указанная продолжительность рабочей недели устанавливается, если по характеру работы для женщины не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели.

Важно! Работодатель обязан оплачивать труд женщин при сокращенной рабочей неделе как при полной (нормальной) 40 часовой рабочей неделе.

При любом режиме рабочего времени женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ).

4) установление неполного рабочего времени

Работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего времени следующим категориям работников по их просьбе (ст. ст. 93, 256 ТК РФ):

  • беременным женщинам;
  • одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
  • лицу, воспитывающему детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери. Подробнее о том, кто относится к лицам, воспитывающим детей без матери, см. п. 4 настоящего материала;
  • лицу, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с выданным в установленном порядке медицинским заключением;
  • женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отцу ребенка, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, при их желании работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Читайте также:
Статья 169 жилищного кодекса РФ с комментариями

5) повышенная оплата труда за работу в режиме рабочего дня, разделенного на части, в определенных отраслях экономики

Важно! Работодатель обязан оплачивать труд женщин в повышенном размере за работу в сельской местности в режиме разделенного на части рабочего дня (ст. 263.1 ТК РФ).

6) установление дополнительных выходных дней

Важно! Работодатель обязан по письменному заявлению женщины, работающей в сельской местности, предоставлять один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 263.1 Трудового кодекса РФ).

Дополнительный выходной день, хотя и без сохранения заработной платы – это дополнительный день еженедельного непрерывного отдыха. Продолжительность же еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. В этом отличие дополнительного выходного дня без сохранения заработной платыот однодневного отпуска без сохранения заработной платы.

2. Гарантии лицам с семейными обязанностями (глава 41 Трудового кодекса РФ):

1) предоставление ежемесячных дополнительных дней отдыха (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ)

Важно! Одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению для ухода за детьми-инвалидами работодатель обязан предоставлять ежемесячно 4 дополнительных оплачиваемых в размере среднего заработка выходных дня.

Дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не предоставляются в следующих случаях:

  • если работник просит предоставить неиспользованные выходные дни за прошедший календарный месяц.
  • если работник просит предоставить дополнительные выходные в период очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

При этом у другого родителя (опекуна, попечителя, другого лица, воспитывающего ребенка без матери) право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня сохраняется.

Оплата дополнительных дней производится за счет средств ФСС РФ, поэтому, при наступлении обстоятельств, влекущих потерю права на использование дополнительных оплачиваемых дней, работник обязан известить об этом работодателя.

Важно! Выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению.

2) предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы

Работодатель обязан предоставить такой отпуск, если эта возможность установлена коллективным договором (ст. 263 Трудового кодекса РФ):

  • работнику, имеющему 2 и более детей до 14 лет;
  • работнику, имеющему ребенка-инвалида (до 18 лет),
  • одинокому родителю, воспитывающему одному ребенка до 14 лет.

Важно! Работодатель не вправе отказать работнику в просьбе присоединить дополнительный отпуск к ежегодному оплачиваемому отпуску, или использовать его отдельно – полностью или по частям.

Работодатель и работник не вправе переносить указанный отпуск на следующий рабочий год.

Важно! Продолжительность дополнительного отпуска – до 14 календарных дней.

3) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для работника время

Важно! В удобное время ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 262.1 Трудового кодекса РФ), а также родителю, имеющему трех и более детей в возрасте до двенадцати лет (ст. 262.2 ТК РФ).

4) Предоставление отпуска по уходу за ребенком

В соответствии со ст. 256 ТК РФ право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет имеют мать, отец, бабушка, дед, другой родственник, опекун, а также другое лицо, воспитывающее ребенка без матери, которые фактически осуществляют уход за ним. Возможность предоставления такого отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания с родителями (родителем) этого ребенка.

Работникам, усыновившим ребенка, также предоставляются отпуска по уходу за ребенком (ст. 257 ТК РФ). Правом на такой отпуск может воспользоваться любой из родителей, если они оба усыновили ребенка (ч. 3 ст. 257 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719 утвержден Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка.

5) компенсационные и другие выплаты женщинам и лицам с семейными обязанностями

  • ежемесячные пособия по уходу за ребенком выплачивается по месту работы лицу, которое находится в отпуске по уходу за ним. Условия исчисления пособия предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Если за ребенком ухаживает несколько лиц (например, мама и бабушка), то пособие выплачивается только одному из них.

В период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работник может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия (ч. 3 ст. 256 ТК РФ).

  • единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается на каждого ребенка, за исключением мертворожденного. Получить пособие по месту своей работы может один из родителей либо лицо, его заменяющее.

6) ограничения на привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни, направления в командировки;

Важно! Работодатель вправе привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные или праздничные дни работников, воспитывающие детей до 5 лет без супруга (супруги); работников, имеющих детей-инвалидов; опекунов, попечителей несовершеннолетних детей только при наличии их письменного на то согласия, при отсутствии противопоказаний по здоровью, а также при письменном ознакомлении работников со своим правом отказаться от выполнения такой работы (ст. 259, 264 Трудового кодекса РФ).

7) Сохранение среднего заработка

Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за беременной женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Основанием для предоставления указанной гарантии является справка медицинской организации, подтверждающая состояние беременности.

Читайте также:
Статья 93 1 НК РФ с комментариями

8) перевод на другую работу

  • беременная женщина на основании медицинского заключения и по ее заявлению переводится на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 254 ТК РФ),
  • женщина, имеющая детей в возрасте до полутора лет, по её заявлению переводится на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы (ч. 4 ст. 254 ТК РФ). Под невозможностью выполнения прежней работы следует понимать случаи, когда такая работа несовместима с кормлением ребенка и надлежащим уходом за ним, в том числе из-за разъездного характера или удаления от места жительства.

9) запрет на увольнение по инициативе работодателя

Важно! Работодатель не вправе уволить по собственной инициативе следующих работников:

  • беременную женщину,
  • женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет,
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет
  • одинокую мать малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
  • работника, воспитывающего ребенка-инвалида до 18 лет без матери,
  • работника, воспитывающего малолетнего ребенка до 14 лет без матери,
  • родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет,
  • единственного кормильца ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Важно! Увольнение по инициативе работодателя указанных работников может быть произведено лишь по следующим основаниям:

  • в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • в связи с однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей (прогул; появление на работе в нетрезвом состоянии; разглашение охраняемой законом тайны, совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения; нарушение требований охраны труда, если это повлекло тяжкие последствия или создавало угрозу их наступления);
  • в связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если дают основания для утраты доверия к работнику;
  • непринятия мер к урегулированию конфликта интересов, непредоставления или предоставления неполных или недостоверных сведений о своих доходах и расходах
  • в связи с совершением работником, выполняющим воспитательные функции , аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • в связи с однократным грубым нарушением руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
  • в связи с предоставлением работником подложных документов при заключении трудового договора;
  • в связи с применением, в том числе однократным, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Указанные условия в полном объёме распространяются на лиц, работающих по совместительству.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Ст. 37 ГрК РФ

1 — 3. В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс РФ, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости); во-вторых, устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Читайте также:
Статья 779 ГК РФ с комментариями

4 — 6. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК РФ предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

7. В данном случае ГрК РФ не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.

Второй комментарий к Статье 37 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье 37 ГрК РФ устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Как справедливо указывают исследователи, разрешенное использование — «это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая, с одной стороны, позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка» .
———————————
Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков. М., 2015.

Важно отметить, что законодательство пользуется двумя сходными категориями — «целевое назначение» и «разрешенное использование», соотношение которых выступает предметом дискуссий в научной среде. Как указывают А.П. Анисимов и Н.Н. Мельников, «формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер. Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие «целевое назначение» следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства… Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого «одного» целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Из этого следует, что целевое назначение — это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как «категория земель». Разрешенное использование — это конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ» . Таким образом, определение разрешенных видов использования земельных участков представляет собой один из способов управления земельными отношениями посредством определения правового режима земельных участков (а соответственно, и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев данных объектов).
———————————
Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11.

2. Как следует из ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи, в правилах землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне указываются:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом определение основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (это следует из ч. 2.1, добавленной в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 г.).

Три категории, о которых говорит настоящая статья 37 ГрК РФ, различаются по некоторым юридическим особенностям:

— основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования;

— на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется разрешение (см. комментарий к ст. 39);

— вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

При определении конкретных видов использования земельного участка подлежит применению Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N 540). В этом классификаторе определены 13 укрупненных групп, в рамках которых могут быть подробно описаны виды разрешенного использования:

1) сельскохозяйственное использование;

2) жилая застройка;

3) общественное использование объектов капитального строительства;

5) отдых (рекреация);

6) производственная деятельность;

8) обеспечение обороны и безопасности;

9) деятельность по особой охране и изучению природы;

10) использование лесов;

11) водные объекты;

12) земельные участки общего пользования;

13) огородничество, садоводство, дачное хозяйство.

Важно иметь в виду, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (т.е. до 24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

3. Как следует из ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, каким бы ни было первоначально установленное разрешенное использование того или иного земельного участка (или объекта капитального строительства), оно впоследствии может быть изменено — либо при условии соблюдения требований технических регламентов, либо в соответствии с федеральными законами (если речь идет о землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). В судебной практике сложилась позиция, согласно которой процедура изменения вида использования земельного участка признается публичной значимой.

Читайте также:
Статья 1109 ГК РФ комментарии и применение

Пример: по мнению суда, сославшегося на п. п. 1 и 8 ст. 1, п. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков, в том числе органам, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2016 г. по делу N А47-3796/2015).

Также суды считают, что выбор разрешенного использования земельного участка имеет публично-правовое значение.

Пример: по мнению суда, толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства. В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015).

Статья 37 ГрК РФ. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (действующая редакция)

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

4.1. Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 37 ГрК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Как справедливо указывают исследователи, разрешенное использование – “это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая, с одной стороны, позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка” .

Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков. М., 2015.

Важно отметить, что законодательство пользуется двумя сходными категориями – “целевое назначение” и “разрешенное использование”, соотношение которых выступает предметом дискуссий в научной среде. Как указывают А.П. Анисимов и Н.Н. Мельников, “формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер. Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие “целевое назначение” следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства. Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого “одного” целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Из этого следует, что целевое назначение – это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как “категория земель”. Разрешенное использование – это конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ” . Таким образом, определение разрешенных видов использования земельных участков представляет собой один из способов управления земельными отношениями посредством определения правового режима земельных участков (а соответственно, и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев данных объектов).

Читайте также:
Должностной подлог УК РФ комментарий

Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий “целевое назначение” и “разрешенное использование” в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11.

2. Как следует из ч. ч. 1 – 2 комментируемой статьи, в правилах землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне указываются:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом определение основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (это следует из ч. 2.1, добавленной в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 г.).

Три категории, о которых говорит настоящая статья, различаются по некоторым юридическим особенностям:

– основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования;

– на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется разрешение (см. комментарий к ст. 39);

– вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

При определении конкретных видов использования земельного участка подлежит применению Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N 540). В этом классификаторе определены 13 укрупненных групп, в рамках которых могут быть подробно описаны виды разрешенного использования:

1) сельскохозяйственное использование;

2) жилая застройка;

3) общественное использование объектов капитального строительства;

5) отдых (рекреация);

6) производственная деятельность;

8) обеспечение обороны и безопасности;

9) деятельность по особой охране и изучению природы;

10) использование лесов;

11) водные объекты;

12) земельные участки общего пользования;

13) огородничество, садоводство, дачное хозяйство.

Важно иметь в виду, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (т.е. до 24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

3. Как следует из ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи, каким бы ни было первоначально установленное разрешенное использование того или иного земельного участка (или объекта капитального строительства), оно впоследствии может быть изменено – либо при условии соблюдения требований технических регламентов, либо в соответствии с федеральными законами (если речь идет о землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). В судебной практике сложилась позиция, согласно которой процедура изменения вида использования земельного участка признается публичной значимой.

Пример: по мнению суда, сославшегося на п. п. 1 и 8 ст. 1, п. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса РФ”, указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков, в том числе органам, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2016 г. по делу N А47-3796/2015).

Также суды считают, что выбор разрешенного использования земельного участка имеет публично-правовое значение.

Пример: по мнению суда, толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства. В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: