Статья 31 НК РФ с комментариями

Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком – иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Читайте также:
Статья 1072 ГК РФ с комментариями

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику – иностранной организации – по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику – иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, – по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику – иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, – по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику – индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, – по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

Комментарии к ст. 31 НК РФ

В статье 31 НК РФ закреплены основные права налоговых органов, однако права налоговых органов не исчерпываются перечнем, включенным в пункт 1 статьи 31 НК РФ, поскольку они на основании пункта 2 статьи 31 НК РФ наделены правом использовать весь комплекс прав, предусмотренных для них в нормах НК РФ, в частности правом на осуществление мероприятий налогового контроля, обязание организаций и лиц предоставлять в налоговые органы определенные сведения о налогоплательщиках.

С правами налоговых органов корреспондируют обязанности налогоплательщиков, установленные статьей 21 НК РФ.

Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

Читайте также:
Статья 1143 ГК РФ с комментариями

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО “Ромашка” в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 – 113 “Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период”».

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала – прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила – 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила – 0 руб.»

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.

В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом. В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам. На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

Читайте также:
Статья 117 семейного кодекса РФ с комментариями

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Истребование документов налоговой при проведении проверки: ответы на вопросы

  • Ст. 93 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 93 НК РФ: вопросы и ответы
  • Статья 93 НК РФ: для кого она?
  • Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?
  • Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?
  • Когда налоговики производят выемку документов?
  • Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?
  • Каковы способы представления документов?

Ст. 93 НК РФ: официальный текст

Ст. 93 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 93 НК РФ: для кого она?

Все плательщики налогов (а с 2017 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Читайте также:
Статья 46 конституции РФ комментарии

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Узнать, как складывается судебная практика по вопросу правомерности истребования налоговиками документов и представления или непредставления бумаг налогоплательщиком, можно с помощью подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.

В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда налоговики производят выемку документов?

Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.

Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.

При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).

Подробнее о том, законно ли требование о представлении документов без печати налогового органа, читайте статью «Требование без печати инспекции — это норма».

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ».

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Каковы способы представления документов?

В ст. 93 НК РФ определены также способы подачи документов в налоговый орган (п. 2):

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Читайте также:
Осмотр места происшествия УПК РФ с комментариями

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые.

Можно ли вместо копий предоставить налоговикам оригиналы документов, разъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Узнайте ответ чиновника, получив бесплатный пробный доступ к системе «КонсультантПлюс».

Для подачи в электронном виде применяются утвержденные форматы таких документов. Вариантами представления могут быть:

  • электронный документ, изначально созданный в такой форме;
  • скан бумажного документа.

Подаваемые электронным способом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью либо самого проверяемого лица, либо его представителя.

Подробнее процедура электронной передачи документов по запросу описана в приказе ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Автоматически формировать платежки на уплату недоимки на основании требований из инспекции

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2022 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2022 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2022 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам за 2019 год

Суммы налогов инспекторы рассчитают сами. Полученная величина будет указана в сообщении, которое ИФНС направит в адрес организации. Если компания не согласится с расчетами, она сможет в течение 10 дней направить в инспекцию пояснения и (или) документы, подтверждающие право на льготу, на пониженную ставку и проч. Налоговики изучат возражения, и либо отклонят их, либо пересчитают налог в меньшую сторону. Подробнее об этом см. «Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц».

Комментируемый закон ввел для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов дополнительную обязанность. Если ИФНС не пришлет сообщение о начислении указанных налогов, компания должна будет сама известить налоговиков о наличии у нее объектов, облагаемых транспортным и земельным налогами.

Сообщение следует представить в любую налоговую инспекцию (по выбору налогоплательщика) один раз — до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Составить этот документ нужно в отношении каждого земельного участка и каждого транспортного средства. К сообщению надо приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортного средства или правоустанавливающий документ на земельный участок.

Читайте также:
Статья 39 семейного кодекса РФ с комментариями

От этой обязанности освобождаются организации, которые ранее направляли в ИФНС заявление о предоставлении льготы по указанным налогам в отношении того или иного объекта. В подобной ситуации сообщение о наличии данного объекта налогообложения сдавать не нужно (новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Соответствующие изменения начнут действовать с января 2022 года. Таким образом, если организация не получит сообщение о начислении транспортного или земельного налогов за 2022 год, она должна будет известить инспекцию о наличии транспорта или земли до 31 декабря 2022 года. В противном случае компанию оштрафуют.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Бесплатно заполнить и сдать через интернет 2‑НДФЛ с новыми кодами

После постановки иностранца на учет инспекторы направят соответствующее уведомление в адрес компании или ИП, выплативших ему доходы. В свою очередь организация или предприниматель обязаны направить это уведомление иностранцу в течение пяти дней с даты получения. В этот же срок работодатель должен представить в ИФНС документ, подтверждающий факт передачи уведомления иностранному лицу (новый п. 2.1 ст. 84 НК РФ). Передать данный документ можно лично или через представителя, через многофункциональный центр представления государственных услуг, либо отправить по почте заказным письмом. Также можно переслать документ по интернету, в том числе через личный кабинет налогоплательщика, предварительно подписав усиленной квалифицированной электронной подписью (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2022 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2022 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2022 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2022 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2022 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2022 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).
Читайте также:
Статья 20 УПК РФ с комментариями

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Также в первой части НК РФ появится положение, согласно которому физические лица смогут сдавать через многофункциональный центр «бумажные» декларации по НДФЛ. По просьбе налогоплательщика сотрудник МФЦ проставит на копии декларации отметку о принятии и дату приему. Днем представления декларации будет считаться день, когда ее принял МФЦ (новая редакция п. 4 ст. 80 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2022 года).

Бесплатно сдавать налоговую отчетность и отвечать на требования ИФНС через интернет

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2022 года

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

Инспекторы получили право информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, а также налоговых агентов о недоимках и задолженностях посредством СМС-сообщений или по электронной почте не чаще одного раза в квартал. При этом обязательно наличие письменного согласия на такое информирование.

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2022 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2022 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2022 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Уточнено, что правила определения налогового периода для случаев, когда организация создана, ликвидирована или реорганизована в середине года, не применятся в отношении ЕНВД, единого «упрощенного» налога, ЕСХН и налога при ПСН

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2022 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2022 года

Введено новое правило: если налогоплательщик обратился за зачетом (возвратом) налога во время «камералки», то срок на вынесение решения о зачете (возврате) отсчитывается по истечении 10 дней с даты, следующей за днем завершения «камералки» (дня, когда она должна быть завершена). Если обнаружено нарушение, то указанный срок отсчитывается со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке.

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2022 года

Появилось новое правило: если физлицо, продавшее или получившее в дар недвижимость, не сдаст декларацию о доходах, ИФНС проведет «камералку» на основании данных, которыми располагают сами налоговики. Установлены срок и порядок осуществления такой проверки.

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2022 года

Бесплатно заполнить и сдать 3‑НДФЛ через интернет

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Читайте также:
Статья 169 ЖК РФ с комментариями

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2022 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2022 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2022 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 года независимо от даты заключения договора).

Статья 1142. Наследники первой очереди

1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

2. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Комментарий к Ст. 1142 ГК РФ

1. На практике основная часть наследников по закону приходится на первую очередь, т.е. на тот круг лиц, который указан в комментируемой статье. Характеризуя круг наследников первой очереди, рассмотрим каждую группу возможных наследников.

2. Дети, рожденные от родителей, состоявших в зарегистрированном браке, наследуют после смерти каждого из родителей.

На практике достаточно часто дети, рожденные от родителей, не состоявших в зарегистрированном браке, при отсутствии записи в свидетельстве о рождении об отце наследуют только после смерти матери. Конечно же это несправедливо и юридически неправильно. Однако имеются возможности для исправления такого положения и, соответственно, восстановления прав наследников.

Во-первых, дети, рожденные до Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. от лица, с которым их мать не состояла в зарегистрированном браке, но которое было записано отцом в книге записей актов гражданского состояния, наследуют как после смерти свой матери, так и после смерти своего отца.

Во-вторых, отцовство лица, не состоявшего в браке с матерью ребенка, может быть установлено путем подачи в орган загса совместного заявления отцом и матерью ребенка. В случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или лишения ее родительских прав отцовство устанавливается по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган загса во время беременности матери. Запись о родителях ребенка в этом случае производится после рождения ребенка (ст. 48 СК).

В-третьих, в случае рождения ребенка от родителей, не состоящих в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка отцовство может быть установлено в судебном порядке (ст. 49 СК).

В-четвертых, в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью, по правилам гражданского процессуального законодательства может быть установлен юридический факт — факт признания отцовства (ст. 50 СК).

В случае если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери ребенка, если не доказано иное (п. 2 ст. 48 СК).

Если брак между родителями ребенка признан недействительным, на права ребенка (в том числе и на наследственные) это не влияет, если ребенок рожден в таком браке либо в течение 300 дней со дня признания брака недействительным (п. 3 ст. 30 СК).

3. Что касается ребенка, в отношении которого его родители (один из них) были лишены родительских прав, он сохраняет право на получение наследства.

Пасынки и падчерицы наследодателя наследуют после смерти отчима (мачехи) в том случае, если имело место усыновление; если такового не было, призываться к наследованию в порядке первой очереди они не могут.

4. На основании ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. При этом дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Факт усыновления ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

До внесения соответствующих изменений и дополнений усыновление гражданами РФ детей, также являющихся гражданами РФ, производилось в соответствии с постановлением главы районной (городской) администрации, а усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, — постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 169 СК).

Читайте также:
Статья 309 ГК РФ с комментариями

Согласно ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают эти права в отношении своих кровных родителей и родственников. Поэтому дети, усыновленные при жизни родителей, не имеют права наследовать имущество родителей, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 137 СК РФ: при усыновлении ребенка одним лицом его права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина.

О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей указывается в решении суда.

Если дети усыновлены после смерти родителей, имущество которых они вправе были наследовать, они этого права не утрачивают.

5. Переживший супруг является наследником первой очереди, если он состоял с наследодателем в зарегистрированном браке или находился в фактических, признанных в судебном порядке брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г. и продолжавшихся после 8 июля 1944 г. до смерти одного из супругов. Это обстоятельство должно быть подтверждено в судебном порядке.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях устанавливается судом. При доказанных фактических брачных отношениях выдача свидетельства о праве на наследство также возможна, хотя встречается в настоящее время, что, естественно, крайне редко. В качестве документа, подтверждающего фактические брачные отношения, нотариус принимает копию решения суда, вступившего в законную силу.

Согласно ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в органах загса, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу. Данная норма применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния (п. 3 ст. 169 СК).

Расторжение брака следует отличать от прекращения брака вследствие смерти одного из супругов или объявления его умершим в судебном порядке. В последнем случае переживший супруг призывается к наследованию, даже если вскоре после смерти наследодателя он вступил в другой зарегистрированный брак.

В случае признания брака недействительным лица, состоявшие в таком браке, наследниками после смерти друг друга не являются (в том числе и «добросовестный» супруг).

6. Родители и усыновители являются наследниками первой очереди независимо от их возраста и трудоспособности. Родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах на момент открытия наследства, а также родители, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию своих детей, являются недостойными наследниками (ст. 1117 ГК).

Согласно ст. 73 СК РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (либо у одного из них) без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Ограничение родительских прав возможно и по основаниям, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание). В такой ситуации вины родителей нет, и в случае смерти ребенка родители, ограниченные в правах по названным основаниям, не могут быть лишены права наследования. Кроме того, ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав. Если родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

Если по основаниям, предусмотренным ст. 141 СК РФ (злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными и т.п.), в судебном порядке была произведена отмена усыновления, взаимные права и обязанности между усыновленным ребенком и усыновителем прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей, если родители живы и передача им ребенка не противоречит его интересам.

При отмене усыновления усыновители не призываются к наследованию после смерти усыновленных.

7. Внуки наследодателя и их потомки являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником (наследование по праву представления). Они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Подробнее о наследовании по праву представления см. ст. 1146 ГК РФ и комментарий к ней.

Статья 1142 ГК РФ. Наследники первой очереди

1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

2. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Комментарии к ст. 1142 ГК РФ

К первой очереди наследников по закону относятся дети (в том числе усыновленные, либо дети умершего, рожденные в течение 300 дней после его смерти), супруг и родители (усыновители) наследодателя.

При определении лиц, относящихся к детям, супругам и родителям наследодателя, надлежит руководствоваться нормами семейного законодательства.

В соответствии со ст. 47 Семейного кодекса основанием призвания к наследованию детей и родителей является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке.

Дети, рожденные от родителей, состоящих в зарегистрированном браке, наследуют после смерти каждого из родителей.

Читайте также:
Должностной подлог УК РФ комментарий

Дети, рожденные от родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, наследуют после матери, за исключением случаев усыновления. Однако из этого правила могут быть исключения. Дети, рожденные до вступления в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.44 от лица, с которым их мать не состояла в зарегистрированном браке, но которое было записано отцом в книге записей актов гражданского состояния, наследуют не только после смерти своей матери, но и после смерти своего отца.

Дети, рожденные от родителей, брак которых не зарегистрирован, наследуют после лиц, отцовство которых надлежащим образом установлено.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается в соответствии с порядком, предусмотренным семейным законодательством.

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством, может быть установлен факт признания отцовства.

В случае если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, после расторжения брака, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери ребенка, если не доказано иное.

Если брак между родителями ребенка признан недействительным, на права ребенка это не влияет. Дети, рожденные в браке, признанном впоследствии недействительным, являются наследниками после обоих родителей. Таким образом, при рождении ребенка от лиц, состоящих в браке, в случае расторжения или признания брака недействительным, а также в случае смерти супруга матери ребенка отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано, что отцовство не принадлежит супругу (бывшему супругу) матери ребенка или принадлежит иному лицу. Иными словами, если не доказано иное, в отношениях наследования после супруга матери (бывшего супруга матери) ребенок признается наследником по закону независимо от фактической принадлежности отцовства.

Зачатие ребенка также является правообразующим фактором при наследовании. Если ребенок родился в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Следовательно, такой ребенок вправе наследовать по закону после смерти отца в порядке первой очереди.

Ребенок, в отношении которого его родители (один из них) были лишены родительских прав, сохраняет право на получение наследства.

Признание наследниками детей, происхождение которых от данных родителей надлежащим образом установлено, не требует соблюдения каких-либо дополнительных условий (совместного проживания с родителями и т.п.).

Усыновленный не наследует по закону после смерти матери, отца и других его родственников по происхождению, за исключением случаев, установленных законом.

В случае передачи ребенка на основании договора с органом опеки и попечительства на воспитание в приемную семью на определенный срок, в отличие от акта усыновления, условие проживания детей в приемной семье не порождает прав и обязанностей родителей и детей.

Не приобретает права наследования в имуществе опекуна ребенок, находившийся под опекой. Опекун и несовершеннолетний подопечный юридически не приравниваются к родителю и ребенку.

Наследником по закону является переживший супруг, если на момент открытия наследства он состоял с наследодателем в зарегистрированном браке.

Наследником по закону первой очереди является переживший супруг, который находился в фактических, признанных в судебном порядке брачных отношениях с наследодателем, возникших до 8 июля 1944 г. и продолжавшихся после 8 июля 1944 г. до смерти одного из супругов. В качестве документа, подтверждающего фактические брачные отношения, нотариус принимает копию решения суда, вступившего в законную силу.

Разведенный супруг теряет право наследовать после своего прежнего супруга. При этом существенное значение имеет время прекращения брака в силу развода.

В случае признания брака недействительным лица, состоявшие в таком браке, наследниками после смерти друг друга не являются. Поскольку брак признается недействительным со дня его заключения, брачные отношения аннулируются с момента заключения такого брака, с этого же момента прекращаются права и обязанности супругов.

Родители – кровные родственники умершего по прямой восходящей линии (мать и отец) – также являются равноправными наследниками первой очереди независимо от их возраста и трудоспособности.

Родительские права основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном порядке. Мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, даже если их брак расторгнут. В данном случае применяются те же правила, что и при наследовании детей после родителей. Усыновители приравниваются в наследственных правах к кровным родителям.

Внуки наследодателя – кровные родственники второй степени по прямой нисходящей линии (дети сына или дочери), а также нисходящие усыновленного (дети усыновленного) – являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником (наследование по праву представления).

По праву представления наравне с внуками наследодателя вправе наследовать и их потомки. Законодателем не определены критерии для определения степени родства с умершим лиц, которые могут считаться потомками внуков наследодателя. Анализ совокупности норм части третьей ГК позволяет сделать вывод о том, что по праву представления в порядке первой очереди могут наследовать все кровные родственники по прямой нисходящей линии.

Внуки наследодателя или их потомки наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: