Статья 288 НК РФ с комментариями

Статья 288 НК РФ. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (действующая редакция)

1. Налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками – российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым – третьим пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Абзац исключен. – Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Абзац исключен. – Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

5. Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 настоящего Кодекса.

Читайте также:
Статья 112 УПК РФ с комментариями

6. Положения настоящей статьи применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по этой группе с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом, а при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, – также с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящей статьи.

Доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника консолидированной группы налогоплательщиков на совокупную прибыль этой группы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.

Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы налогоплательщиков и (или) их обособленные подразделения.

7. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, при уплате налога (авансовых платежей) по этой группе определяет:

1) показатели d и p для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитываемые по следующим формулам:

где d* – определенная в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи величина прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений;

D – величина совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков;

p* – сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в консолидированную группу налогоплательщиков, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 год, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговую декларацию после указанной даты);

Р – совокупная сумма налога всех участников консолидированной группы налогоплательщиков, исчисленная за 2011 год по ставкам, установленным в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных организациями, вступившими в консолидированную группу налогоплательщиков, в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговые декларации после указанной даты);

2) долю прибыли каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:

в 2012 году: g = 0,2 x d + 0,8 x p;

в 2013 году: g = 0,4 x d + 0,6 x p;

в 2014 году: g = 0,6 x d + 0,4 x p;

в 2015 году: g = 0,8 x d + 0,2 x p;

3) величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения рассчитанного в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта показателя g на совокупную прибыль группы;

4) сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник консолидированной группы налогоплательщиков или его обособленное подразделение.

Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст. 252 НК РФ

  • Ст. 252 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 252 НК РФ (2020): вопросы и ответы
  • Что признается расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ?
  • Как группирует расходы статья 252 НК РФ?
  • Какие расходы являются экономически обоснованными?
  • Как документально подтвердить расходы?
  • Что относится к производственным и реализационным расходам?
  • Что признается внереализационными затратами?
  • Что делать, если расходы относятся к нескольким группам одновременно?
  • Как учесть расходы в иностранной валюте?

Ст. 252 НК РФ: официальный текст

Ст. 252 НК РФ (2020): вопросы и ответы

Ст. 252 НК РФ входит в состав гл. 25 «Налог на прибыль». Положения данной главы — настольная книга для бухгалтеров коммерческих организаций с общим налоговым режимом. Ст. 252 НК РФ дает определение расходам и предлагает их группировку.

Что признается расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ?

Расходами признаются затраты либо убытки, которые несет предприятие в процессе своей деятельности.

Читайте также:
Истязание Статья 117 УК РФ комментарии

Следует отметить, что не все виды расходов могут быть приняты к вычету при расчете налога на прибыль. Во-первых, они должны соответствовать условиям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ: это целесообразность и документальное обоснование. Во-вторых, ст. 270 содержит список затрат, которые не учитываются при уменьшении налоговой базы для налога на прибыль. Например, штрафы, пени, взносы в уставный капитал организаций, суммы других налогов, расходы по реконструкции основных фондов (кроме п. 9 ст. 258 НК РФ) и т. д.

Как группирует расходы статья 252 НК РФ?

Группировок расходов существует множество: по направлениям, характеру, видам, статьям калькуляции, целям учета (например, для управленческого или бухгалтерского учета).

Для ведения налогового учета ст. 252 НК РФ установлена следующая группировка затрат:

  1. Производственные расходы и затраты, связанные с процессом реализации (продажей) продукции.
  2. Расходы, которые не вошли в первый пункт, — внереализационные издержки.

О том, на каких принципах базируется такое деление, читайте в материале «Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации»

Какие расходы являются экономически обоснованными?

Затраты, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы с экономической точки зрения. Об этом сказано в п. 1 ст. 252 НК РФ. Что же понимают налоговые специалисты под экономической обоснованностью расходов?

В этом вопросе сегодня существует законодательный пробел. Ранее ответ на него содержался в Методических указаниях к гл. 25 (приказ Министерства по налогам и сборам России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, ныне недействующий). Целесообразные и обоснованные затраты с экономической точки зрения, согласно данным указаниям, — это затраты, которые направлены на получение дохода.

Но поскольку вышеуказанный документ отменен, разумным для компании будет закрепить критерии обоснованности расходов самостоятельно в своих внутренних документах. Обоснованность расходов — это одно из условий их признания налоговой инспекцией.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 252 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как документально подтвердить расходы?

Ст. 252 НК РФ устанавливает еще одно из условий признания расходов налоговыми инспекциями — это их документальное обоснование.

Каждую расходную операцию следует документально подтверждать. При этом оформление документов не должно противоречить требованиям законодательных актов РФ. Если предприятие разрабатывает формы бланков самостоятельно, то документы должны составляться согласно положениям его учетной политики.

В качестве документального обоснования затрат обычно применяются первичные учетные документы:

  • товарные накладные;
  • акты приема выполненных работ;
  • акты приемки-передачи ТМЦ;
  • расчетные ведомости по начислению зарплаты сотрудникам;
  • платежные поручения;
  • договоры и др.

Конкретного перечня документов не установлено. Однако они должны подтверждать произведенные расходы и соответствовать требованиям законодательства нашей страны.

Что относится к производственным и реализационным расходам?

Затраты на производство и реализацию — это расходы, прямым образом связанные с процессом производства продукции и ее дальнейшей продажей.

В эту группу расходов включаются издержки, направленные:

  • на производство, хранение, доставку и продажу продукции, например, приобретение сырья, МПЗ и необходимых комплектующих частей;
  • приобретение основных средств и поддержание их состояния в надлежащем виде;
  • разработку природных ресурсов;
  • расходы на НИОКР, страхование имущества и др.

Их можно объединить в 4 основные подгруппы:

  • Материальное обеспечение процесса производства.
  • Расходы на заработную плату, в том числе по страховым взносам.
  • Суммы износа (амортизации) основных фондов.
  • Прочие затраты.

Амортизация основных средств начисляется в соответствии с порядком, определенным ст. 256–259 НК РФ. Для налогового учета, в отличие от бухгалтерского, используются только 2 вида начисления износа основных фондов: линейный и нелинейный.

О сравнении принципов бухгалтерской и налоговой амортизации читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».

Что признается внереализационными затратами?

Внереализационные издержки — это расходы, не связанные напрямую с процессом производства продукции и ее продажей. Они также должны быть обоснованы и иметь документальное доказательство.

К таким издержкам следует, например, относить:

  • содержание арендуемого имущества, в том числе по лизингу;
  • выпуск ценных бумаг;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • списание вышедших из строя основных фондов, нематериальных активов и т.д. (ст. 265 НК РФ);
  • убытки прошлых периодов, сомнительные долги, не покрытые резервом.

Постатейные комментарии к ст. 252 НК РФ с ответами на наиболее сложные вопросы применения статьи смотрите в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Что делать, если расходы относятся к нескольким группам одновременно?

На практике нередко возникают ситуации, когда одна и та же статья расходов может быть включена в несколько групп одновременно. В таком случае Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику возможность самостоятельно принять решение (п. 4 ст. 252 НК РФ). Предприятие вправе отнести такие «спорные» виды расходов в те группировки, которые посчитает более правильным вариантом.

Во избежание спорных ситуаций с налоговыми инспекциями статьи, виды издержек, их группировку нужно закрепить в учетной политике для налогового учета. В зависимости от вида деятельности каждое предприятие может иметь собственные статьи затрат. Но их определение и группировка не должны противоречить действующему налоговому законодательству.

Читайте также:
Статья 67 СК РФ с комментариями

Как учесть расходы в иностранной валюте?

Затраты, произведенные в иностранной валюте (условных денежных единицах), включаются в общую сумму расходов, выраженную в рублях. Такие расходы должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу иностранной валюты на день, когда они были признаны и приняты к налоговому учету (п. 10 ст. 272 НК РФ).

Об НДФЛ с доходов от реализации (погашения) долей и акций

В 2022 году порядок налогообложения некоторых операций с долями и акциями изменился. Изменений не много, но они принципиальные.

Пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

П.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.

Ст. 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

Согласно пункту 17.2 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

По мнению ФНС и Минфина РФ, ссылка на п. 2 ст. 284.2 НК РФ в норме п. 17.2 ст. 217 НК РФ предусмотрена в отношении акций (Письмо ФНС РФ № СД-4-11/3112@ от 11.03.2022 г., Письмо Минфина РФ № 03-04-06/13057 от 25.02.2022 г.).

Таким образом, доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций как до 01.01.2021, так и после, могут быть освобождены от налогообложения при соблюдении минимального предельного срока владения (пять лет).

В отношении же акций действуют новые правила, в связи с тем, что в статью 284.2 НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2022 г. № 374-ФЗ внесены изменения.

Пункт 2 статьи 284.2 НК РФ до недавнего времени содержал два условия применения льготы: акции не должны были обращаться на фондовой бирже и должны были принадлежать собственнику непрерывно более 5 лет.

С 1 января 2022 года эта статья НК РФ изменилась. Из статьи полностью убрали упоминание о том, что акции не должны обращаться на фондовой бирже. Кроме того, помимо российских организаций, данная статья стала применяться и к продаже акций в иностранных организациях.

Однако это возможно только при выполнении следующих условий:

1) акции, как и доли, российских или зарубежных организаций должны непрерывно принадлежать собственнику более 5 лет (п.1 ст. 284.2);

2) на недвижимость на территории РФ прямо или косвенно должно приходиться не более 50% от активов таких организаций, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации (п.2 ст. 284.2);

3) государство, в котором зарегистрирована иностранная организация, акции которой продаются, не должно входить в утвержденный Минфином РФ перечень государств и территорий с льготным режимом налогообложения и офшорных зон (п.4 ст. 284.2). Возможно, что данное требование о перечне стран не будет применяться к случаям, когда акции иностранной организации продает физическое лицо, т.к. ст. 284 относится к налогу на прибыль организаций. Однако пока не сформируется практика применения данных изменений либо пока не появятся соответствующие разъяснения Минфина и ФНС, целесообразно выполнять данное условие и при реализации акций физическим лицом.

Рекомендуем учесть указанные изменения законодательства при реализации (погашения) акций и долей, начиная с 1 января 2022 года.

  • 7781
  • рейтинг 3

Англо-американское договорное право

Отдельные виды гражданско-правовых договоров

Авторское право в цифровую эпоху

Комментарии (8)

“”. Как установлено судами, . являвшийся участником общества «Мильковский водоканал» с долей в уставном капитале в размере 50%, 23.10.2012 подал заявление о выходе из состава участников общества и выплате ему действительной стоимости доли.
.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды на основании представленных в дело документов бухгалтерского учета и заключения специалиста от 07.11.2014 установили, что по состоянию на 30.09.2012 величина чистых активов общества «Мильковский водоканал» составила 23 516 000 рублей.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, взыскав 10 220 760 рублей действительной стоимости доли и соответствующие суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читайте также:
Статья 124 УПК РФ с комментариями

При расчете действительной стоимости доли правомерно исключен налог на доход физических лиц в размере 13%,который общество, являясь налоговым агентом, в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязано удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет.”

04 марта 2022 год

“. о взыскании 4 324 725 рублей 80 копеек действительной стоимости доли в размере 50% уставного капитала общества .
.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь положениями Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в письмах Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России, и исходили из того, что общество доказало факт надлежащего и в полном объеме исполнения обязательства по выплате вышедшему участнику действительной стоимости его доли;
4 324 725 рублей 80 копеек являются суммой налога, правомерно удержанного обществом, как налоговым агентом, в связи с выходом истца из состава участников общества, возникшего в результате реорганизации в форме присоединения; основания для освобождения от налогообложения по правилам пункта 17.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.”

Дмитрий, спасибо, что ответили!

Почитал я письмо Минфина… Меня поразил последний абзац о том, что письмо «…имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.» Но и обрадовал – что главным органом, трактующим НК РФ является ФНС России.

Пункт 2 статьи 284.2 сформулирован не чётко и всё же. В пункте 1 говорится о 5 летнем сроке и написано: «российских и иностранных организаций”, т.е. условие относится и к российским и к иностранным организациям и поэтому слово «организаций» написано один раз. А в пункте 2 написано: «российских организаций и иностранных организаций, при условии. » Т.е. условие после запятой относится к иностранным организациям, иначе написали бы, как и в пункте 1 «российских и иностранных организаций». Лучше бы написали «российских организаций, а также иностранных организаций, при условии» и всё было бы более очевидно. И про % недвижимости написано «находящегося на территории Российской Федерации.» Это подчёркивает, что речь идёт об иностранных организациях. Иначе, нелепое требование к российским организациям, чтобы их недвижимость была больше 50% не на территории РФ. А где – за рубежом что ли? Много ли таких российских организаций? Но брокер стоит на своём.

Тогда я написал в ФНС России этот вопрос – должны ли с меня удержать НДФЛ 13% при продаже акций Газпрома, которые я приобрёл в 90-е годы. Моё письмо из ФНС России переслали в УФНС России по РСО-Алания и оттуда пришёл ответ за подписью зам. руководителя УФНС, что 13% НДФЛ не удерживается. Переслал этот ответ брокеру — он говорит, что удержат. Написал письмо в ФНС России — мол, для брокера в Ставрополе ответ из УФНС Алании не убедителен. Мне ответили, что ответы из любых УФНС равноценны. Написал письмо в УФНС России по Ставропольскому краю — ответ за подписью зам. руководителя УФНС, что налог не удерживается. Посылаю этот ответ брокеру — говорит, что удержат… Пытаюсь объяснить ему, что трактует НК РФ только ФНС России, а не Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк…

Брокер доброжелательный человек, но решение этого вопроса от него не зависит – это делает программа. Он мне звонил за две недели до конца третьего квартала и сказал, что они получили информацию о том, что % недвижимости Газпрома за II квартал был чуть ниже 50% и поэтому в III квартале НДФЛ 13% не удерживается. Это же нонсенс – эта информация, от которой якобы зависит удержание налога, стала известна только за две недели до конца следующего квартала. А ведь в пункте 2 сказано «по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации.»

Брокер, по-моему, почувствовала, что с пунктом 2 статьи 284.2 не всё просто и однозначно и посоветовал мне написать письмо в Газпромбанк, прислать письмо ему и он его ( я не стал уточнять, как) зарегистрирует и перешлёт в Газпромбанк. Я так и сделал – написал письмо, приложил к нему ответы ФНС России, УФНС РСО-Алания и УФНС Ставропольского края. Жду ответ, который должен быть, как сказал брокер, в течение месяца…

Изменения налогового законодательства с 1 января 2022 года. Памятка для бухгалтера

С 1 января 2022 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2022 года, но применяемых с 1 января 2022 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2022 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2022 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2022 № 320-ФЗ).

Читайте также:
Статья 145 1 УК РФ с комментариями

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2022 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2022 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2022 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2022 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2022 году, но с 1 января 2022 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2022 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2022 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2022 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2022 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2022 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2022 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2022 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2022 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2022 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2022 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2022 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2022 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Читайте также:
Статья 166 ГК РФ с комментариями

Изменения по налогу на прибыль 2022-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2022 года. Об «антикризисных» изменениях 2022-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2022 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2022 года и распространяющихся на 2022 год.

Ретроспективные изменения — 2022

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2022 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2022 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2022 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2022 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2022 и 2022 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.
Читайте также:
Статья 60 семейного кодекса РФ с комментариями

4. На 2022 и 2022 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2022 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2022 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2022 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2022 год

Приказом ФНС России от 11.09.2022 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2022 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2022 год.

Статья 288 НК РФ с комментариями

Федеральный закон от 02.07.2022 № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внес изменения в гл. 25 НК РФ. Некоторые из них распространяют действие на прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

Расширен перечень необлагаемых доходов

Плательщики налога на прибыль организаций больше не обязаны учитывать в составе доходов стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые:

  • получены безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления);
  • получены безвозмездно от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ, законодательства субъектов РФ, актов органов местного самоуправления);
  • получены от физических или юридических лиц, если оплата стоимости этих работ (услуг, имущественных прав) осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими указанных полномочий по поддержке субъектов МСП и поддержке экспорта.

Это правило закреплено в новом пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ (вступил в силу 02.07.2021) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. (пп. “в” п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики, имевшие указанные доходы в 2019 и 2022 гг. и заплатившие с них налог, вправе либо подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за эти периоды, либо уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов (отразив их по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетные или налоговый периоды 2022 г.). Это следует из п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ.

Пониженные региональные налоговые ставки с прибыли от интеллектуальной собственности

Субъектам РФ предоставили право устанавливать пониженные ставки для налогоплательщиков, которые предоставляют права пользования результатом интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. При этом исключительные права на интеллектуальную собственность должны принадлежать самому налогоплательщику и быть зарегистрированы в Роспатенте.

Налогоплательщику придется вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от продажи лицензий и доходов (расходов) в связи с иной деятельностью. В противном случае применить пониженную налоговую ставку от “лицензионной” деятельности не получится.

При этом региональным законом должны быть определены:

  • виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке;
  • размер этой налоговой ставки;
  • дополнительные условия ее применения.
Читайте также:
Статья 723 ГК РФ с комментариями

Это следует из п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ, который вступает в силу 02.08.2022 (п. 41 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Временные льготы для организаций культуры и искусства
  • освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2022 и 2022 гг.;
  • уплачивают налог на прибыль за налоговые периоды 2022 и 2022 гг. не позднее 28 марта 2022 года.

Это распространяется на организации, осуществляющие:

  • творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90);
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (код ОКВЭД 91).

Осуществляемая организацией деятельность определяется по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2022 г.

Соответствующие изменения внесены в статьи 286, 287, 289 НК РФ, которые вступают в силу 02.08.2022 (п. 44, пп. “б” п. 46, п. 47 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Отметим, что сумма налога за 2022 г. и авансовые платежи за первый квартал и полугодие 2022 г. могут быть уже уплачены налогоплательщиком. Полагаем, в этом случае он вправе вернуть эти суммы из бюджета или зачесть их в счет предстоящих иных платежей в бюджет (например, по другим налогам) по правилам ст. 78 НК РФ.

Уточнили порядок начисления амортизации основных средств

Полагаем, уточнения связаны, прежде всего, со случаями амортизации стоимости модернизации (реконструкции и пр.) полностью самортизированных ОС. Поскольку остаточная стоимость таких ОС равна нулю, возникают следующие вопросы:

  • нужно ли сумму модернизации прибавлять к первоначальной стоимости такого ОС либо нужно амортизировать только сумму модернизации?
  • необходимо ли в этом случае увеличивать срок полезного использования и уменьшать норму амортизации?

С 01.01.2022 из п. 2 ст. 257 НК РФ будет следовать, что первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов независимо от размера остаточной стоимости основных средств. При этом если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта срок его полезного использования не увеличился, применяется первоначально установленная норма амортизации (раньше предписывалось учитывать оставшийся срок полезного использования) (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ). Кроме того, в п. 5 ст. 259.1 НК РФ теперь напрямую указано, что окончание срока полезного использования не является основанием для прекращения начисления амортизации. Как и прежде, такими основаниями являются только полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо его выбытие из состава такого имущества по любым основаниям.

Таким образом, исходя из комментируемых изменений, стоимость реконструкции (модернизации и пр.) полностью самортизированного ОС нужно будет списывать через амортизацию либо по норме, которая была определена при введении этого ОС в эксплуатацию, либо по новой (меньшей) норме, рассчитанной исходя из увеличенного срока полезного использования. При этом сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется путем умножения нормы амортизации на первоначальную стоимость, увеличенную на сумму модернизации.

Новые полномочия субъектов РФ в отношении инвестиционного налогового вычета

Со 02.08.2022 регионы получат право устанавливать в своих законах:

  • объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой – десятой амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на инвестиционный налоговый вычет. Сегодня к таким объектам указанный вычет не применяется;
  • минимальные сроки фактического использования объектов ОС (в отношении которых применялся инвествычет), до истечения которых их реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) влечет согласно п. 12 ст. 386.1 НК РФ восстановление и уплату в бюджет (с начислением пени) суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.

См. пп. “б” – “г” п. 45 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ.

Станет проще подтвердить выплаты постоянному представительству иностранной организации

Как известно, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации не возникает, если этот доход относится к ее постоянному представительству. Чтобы это подтвердить, у источника дохода должна быть копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет в РФ, заверенная нотариально не ранее чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

Со 02.08.2022 налоговому агенту достаточно иметь копию вышеуказанного документа. Заверять ее нотариально не нужно (п. 49 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Полагаем, теперь заверить ее должен получатель дохода (иностранная организация в лице ее постоянного представительства).

Новая статья расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

С 01.01.2022 в расходы на НИОКР можно будет включить затраты на приобретение:

  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав. Это означает, что расходы на перечисленные НМА организация вправе учесть единовременно (не прибегая к амортизации);
  • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.
Читайте также:
Статья 72 1 ТК РФ с комментариями

При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Дополнили перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы

Напомним, пени, штрафы (например, за административные правонарушения), иные санкции, перечисляемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ). С 01.01.2022 к ним добавятся платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба (п. 39 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили ограничение на перенос убытка

По действующим правилам налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2022 гг. можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 процентов (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это невыгодное для налогоплательщиков ограничение продлили на три года. Прибыль, полученную в 2022-2024 гг., также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 процентов (п. 40 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили порядок учета в расходах процентов по кредитам на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса

Напомним, проценты по таким кредитам в 2022-2022 гг. учитываются в расходах по мере оплаты (подробнее см. здесь).

Такой порядок будет действовать и в 2022 г. (ст. 6 Закона № 305-ФЗ).

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Статья 1005 ГК РФ. Агентский договор

Статья 1005. Агентский договор

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

4. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

Комментарий к Ст. 1005 ГК РФ

1. Широко распространенный в англо-американском праве агентский договор (в рамках которого действуют, например, агенты по продаже недвижимости, продюсеры и т.п.) нетрадиционен и нов для современного российского гражданского законодательства. Для континентального права более близки конструкции договоров поручения или комиссии, отдельные правила которых Гражданский кодекс распространяет и на отношения, вытекающие из агентского договора.

2. Вместе с тем, несмотря на определенное сходство с договорами поручения и комиссии, агентирование в силу принципиальных особенностей является самостоятельным соглашением и не относится к смешанным или комплексным договорам.

По юридической природе агентский договор:

3. Законодательство не предъявляет специальных требований к субъектному составу агентского договора – ими могут выступать любые субъекты гражданских правоотношений.

Агентские отношения могут быть выражены как доверенностью, так и письменным договором, причем в договоре достаточно указания на общие, не конкретизированные полномочия агента.

4. Гражданский кодекс называет только предмет агентского договора – совершаемые агентом и имеющие длящийся характер юридические и иные действия. В отличие от договоров поручения и комиссии, предусматривающих совершение поверенным (комиссионером) сделок, агентский договор включает совершение и сделок, и фактических действий (например, сбор информации, подготовка и проведение переговоров и т.д.).

Другой комментарий к Ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Агентский договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Стороны договора – агент и принципал. Предмет агентского договора – совершение по поручению принципала юридических и иных, т.е. неюридических (фактических) действий (предмет агентского договора, таким образом, шире предметов договоров комиссии и поручения).

Следует обратить внимание на необходимость правильного разграничения юридических и фактических действий. Дело в том, что любые действия во исполнение заключенного агентского договора являются юридическими, поскольку направлены на наступление правовых последствий в виде прекращения вытекающих из агентского договора обязанностей агента. Поэтому оценивать действие в качестве юридического или фактического следует исходя из характера действия как такового. Например, совершение сделки – действие юридическое по своему определению (ст. 153 ГК РФ), а осуществление агентом предварительного поиска контрагентов для сделки на наиболее выгодных условиях – действие фактическое.

Важность правильного разграничения указанных видов действий объясняется также тем обстоятельством, что от чьего-либо имени (своего, т.е. агента, или принципала) возможно совершение лишь юридических действий. Фактические действия не могут совершаться “от имени”, поэтому применительно к таким действиям важно лишь то, что они совершаются всегда за счет принципала.

Читайте также:
Статья 151 УК РФ с комментариями

2. В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору субсидиарно применяются правила соответственно о договоре комиссии или поручения.

3. Предоставление агенту общих полномочий на совершение сделок от имени принципала предполагает наличие у него полномочий на совершение любых сделок, которые мог бы совершать принципал. Бремя доказывания осведомленности третьего лица об ограничении полномочий агента лежит на принципале.

Статья 1005. Агентский договор

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

4. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

Комментарий к Ст. 1005 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное определение агентского договора, из которого следует, что агентский договор является консенсуальным, взаимным и возмездным. Агентирование может быть построено с использованием либо модели договора поручения (если агент действует от имени принципала), либо модели договора комиссии (если агент действует от собственного имени). Несмотря на использование моделей договоров поручения и комиссии, агентский договор является самостоятельным и не может рассматриваться в качестве разновидности указанных договоров.

2. Предмет агентского договора составляет оказание посреднических услуг. Формулировка «юридические и иные действия» позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий, в том числе по совершению сделки, принятию и передаче имущества, проверке условий выполнения договора и т.п. Как и в договорах поручения или комиссии, действия агента должны быть конкретизированы в указаниях принципала, например, путем указания видов и характера заключаемых сделок, порядка и условий предоставления услуг и т.п. Действия агента также могут быть и фактическими, которые, однако, должны носить вспомогательный, обслуживающий характер по отношению к его юридическим действиям.

3. Сторонами в агентском договоре являются агент и принципал. Хотя деятельность агента связана в большинстве случаев с осуществлением предпринимательства, в законе нет прямого указания на то, что агент должен иметь статус предпринимателя. Агент хозяйственно самостоятелен, всегда выступая как самостоятельный субъект гражданского оборота независимо от того, действует он от собственного имени или от имени принципала. При этом, как бы ни выступал агент в отношениях с третьими лицами, экономический результат совершенных агентом сделок всегда падает на принципала.

4. Закон не предусматривает специальных требований, предъявляемых к форме заключения агентского договора, из чего можно сделать вывод, что правила заключения и оформления агентского договора должны соответствовать общим правилам ГК РФ.

5. Агентский договор может порождать особую форму представительства, при которой не предусматривается обязанность принципала выдавать агенту доверенность. Для совершения действий от имени принципала агенту достаточно иметь заключенный в письменной форме агентский договор, в котором предусмотрено правомочие агента действовать от имени принципала (п. 2 комментируемой статьи). Последний может опровергнуть эту презумпцию, доказав, что третье лицо знало или должно было знать об ограничениях полномочий агента.

6. Агентский договор может заключаться по усмотрению сторон как на определенный срок, так и без указания срока. Одним из отличительных признаков агентского договора является его длящийся, по сравнению с поручением и комиссией, характер: данный договор всегда охватывает своим действием определенный промежуток времени.

Агентский договор, как правило, не содержит указания на выполнение агентом какого-либо разового поручения, напротив, подразумеваются многократно повторяющиеся длящиеся действия агента.

7. Особенности отдельных видов агентских договоров могут быть установлены законом. Например, особенности деятельности морского агента предусмотрены Кодексом торгового мореплавания РФ , деятельность агентов на рынке ценных бумаг регламентирована Законом о рынке ценных бумаг и т.п. Важно подчеркнуть, что комментируемая статья устанавливает ранг нормативного акта, которым могут быть предусмотрены особенности деятельности агента. Таким актом, согласно п. 4 комментируемой статьи, может быть закон.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: