Какой процент наценки на товар по закону

Четыре простых правила для торговой наценки

А. Гришин, эксперт-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа “ЗЕРКАЛО”»

В каждой фирме, которая занимается продажами, существует разница между той суммой, что покупатель видит на ценнике, и той, по которой компания приобретала определенный товар. Директор ориентируется на рыночные цены и дает указание бухгалтеру сделать ту или иную торговую наценку. Как ее правильно рассчитать, это уже головная боль скромного труженика учета.

Сумму реализованной торговой наценки, а следовательно, и покупную стоимость проданных товаров можно рассчитывать на компьютере. В фирмах, которые занимаются розницей и используют подобную технику, наценка может быть определена автоматически по каждому проданному товару. При этом определить финансовый результат бухгалтеру будет значительно проще.

Однако не все могут позволить себе иметь в наличии такое дорогостоящее программное обеспечение. Небольшие магазины и палатки обычно определяют торговую наценку расчетным способом, или, другими словами, вручную. Роскомторг еще в 1996 году своим письмом от 10 июля № 1-794/32-5 утвердил Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. В них комитет предложил несколько вариантов расчета реализованной торговой наценки. На сегодняшний день нет каких-либо других официальных документов, устанавливающих иные способы. В соответствии с пунктом 12.1.3 методических рекомендаций Роскомторга определить наценку можно по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров. Рассмотрим указанные способы подробнее.

Одинаковый процент желает познакомиться

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту, согласно пункту 12.1.4 методических рекомендаций, используют в случае, если ко всем товарам применяют одинаковый процент торговой надбавки. Этот вариант предполагает сначала установить валовой доход по товарообороту от реализации (ВД), а потом уже наценку.

Бухгалтер должен применить формулу, приведенную в документе: ВД = Т x РН : 100 (Т – общий товарооборот, РН – расчетная торговая надбавка). Расчетную торговую надбавку считают по другой формуле: РН = ТН : (100 + ТН). В данном случае ТН – торговая надбавка в процентах. При этом, согласно пункту 2.2.3 методических рекомендаций, под товарооборотом понимают общую сумму выручки (с учетом всех налогов).

В ООО « Романтик» остаток товаров по продажной стоимости (сальдо по счету 41) на 1 июля составил 12 500 руб. Торговая наценка по остаткам товара на 1 июля (сальдо по счету 42) – 3100 руб. В июле получено продукции по покупной стоимости без учета НДС на сумму 37 000 руб.

Согласно приказу руководителя организации, на все товары бухгалтер должен начислить торговую наценку в размере 35 процентов от их покупной стоимости. Ее размер на поступившие в июле товары составил 12 950 руб. (37 000 руб. x ґ 35%). Фирма выручила от реализации в июле 51 000 руб. (в том числе НДС – 7780 руб.). Расходы на продажу – 5000 руб.

Рассчитаем реализованную торговую наценку по формуле РН = ТН : (100 + ТН):

35% : (100% + 35%) = 25,926%.

Валовой доход находим по формуле ВД = Т x РН : 100:

51 000 руб. x 25,926% : 100% = 13 222 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 51 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 7780 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 13 222 руб. – списана сумма торговой наценки по реализованным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 51 000 руб. – списана продажная стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 5000 руб. – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 442 руб. (51 000 – 7780 – (–13 222) – 51 000 – 5000) – прибыль от продажи.

Этот вариант нужен тем, у кого на разные группы товаров наценка не одинаковая. Сложность в том, что каждая из групп включает продукцию с одной и той же надбавкой. В этом случае необходим обязательный учет товарооборота. Согласно пункту 12.1.5 методических рекомендаций, валовой доход (ВД) определяют по следующей формуле:

Читайте также:
Главенство законов в РФ

ВД = (Т1 x РН + Т2 x РН + . + Тn x РН) : 100 (Т – товарооборот и РН – расчетная торговая надбавка по группам товаров).

Бухгалтер ООО «Романтик» имеет данные, приведенные в следующей таблице:

Остаток товаров на 1 июля, руб. Получено товаров по покупной стоимости, руб. Торговая наценка, % Сумма наценки, руб. Выручка от продажи товаров, руб. Расходы на продажу, руб.
Товары группы 1 4600 12 100 39 4719 16 800 3000
Товары группы 2 7900 24 900 26 6474 33 200
Итого 12 500 37 000 11 193 50 000

Для группы 1 расчетную торговую надбавку расчитываем по формуле РН = ТН : (100 + ТН):

39% : (100% + 39%) = 28,057%.

26% : (100% + 26%) = 20,635%.

Валовой доход (сумма реализованной торговой наценки) будет равен:

(16 800 руб. x 28,057% + 33 200 руб. x 20,635%) : 100 = 11 564 руб.

В бухгалтерском учете фирмы необходимо оформить такие проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 50 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 7627 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 11 564 руб. – списана сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 50 000 руб. – списана продажная стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 3000 руб. – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 937 руб. (50 000 – 7627 – (–11 564) – 50 000 – 3000) – прибыль от продажи.

Данный способ самый простой. Его может применять любая фирма, учитывающая товар по продажным ценам. Согласно пункту 12.1.6 рекомендаций, валовой доход по среднему проценту нужно рассчитать по формуле: ВД = (Т x П) : 100 (П – средний процент валового дохода, Т – товарооборот). Средний процент валового дохода будет равен:

П = ((ТНн + ТНп – ТНв) : (Т + ОК)) x 100.

Разберем показатели последней формулы:

ТНн – торговая надбавка на остаток продукции на начало отчетного периода (сальдо счета 42); ТНп – наценка на поступившие за это время товары, ТНв – на выбывшие (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием в данном случае понимают возврат товаров поставщикам, списание порчи и т. п. ОК – остаток на конец отчетного периода (сальдо счета 41).

Бухгалтер ООО «Романтик» выявил остаток товаров на 1 июля (сальдо по счету 41). По продажной стоимости он составил 12 500 руб. Сумма торговой наценки по этому остатку равна 3100 руб. В течение месяца получено по покупной стоимости товара на 37 000 руб. (без учета НДС). Наценка, начисленная на поступившую в июле продукцию, – 12 950 руб. За месяц получен доход от продажи в сумме 51 000 руб. (в том числе НДС – 7780 руб.). Остаток товаров на конец месяца составил 11 450 руб. (12 500 + 37 000 + 12 950 – 51 000). Расходы на продажу – 5000 руб.

Рассчитать реализованную торговую наценку нужно следующим образом. Сначала узнаем средний процент валового дохода – П = ((ТНн + ТНп – ТНв) : (Т + ОК)) x 100:

((3100 руб. + 12 950 руб. – 0 руб.) : (51 000 руб. + 11 450 руб.)) x 100% = 25,7%.

Затем рассчитаем сумму валового дохода (реализованной торговой наценки):

(51 000 руб. x 25,7%) : 100% = 13 107 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 51 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 7780 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 13 107 руб. – списана сумма торговой наценки по проданным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 51 000 руб. – списана продажная стоимость;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 5000 руб. – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 327 руб. (51 000 – 7780 – (–13 107) – 51 000 – 5000 руб.) – прибыль от продажи (финансовый результат).

Читайте также:
Закон о домашних животных в России

Для подсчета валового дохода по ассортименту остатка бухгалтеру нужны будут данные о сумме торговой наценки на тот товар, который выявлен на конец отчетного периода. Чтобы получить эти сведения, необходимо вести учет начисленной и реализованной надбавки по каждому наименованию или по группам с одинаковыми способами расчета торговой наценки. Как правило, для определения этой суммы проводят инвентаризацию на конец каждого месяца. Данный способ наиболее трудоемкий. Его обычно используют фирмы либо с маленьким товарооборотом, либо те, в которых есть соответствующее программное обеспечение.

Согласно пункту 12.1.7 методических рекомендаций, расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров проводят по формуле: ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк. Показатели означают следующее: ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка»); ТНп – торговая надбавка на продукцию, поступившую за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка»); ТНк – наценка на остаток в конце отчетного периода.

Сумма торговой наценки, относящейся к остатку товаров на 1 июля (сальдо по счету 42), – 3100 руб. Начисленная надбавка на продукцию, поступившую в июле, – 12 950 руб. За месяц фирма выручила от продажи 51 000 руб. Наценка по остатку товаров на конец месяца, по данным инвентаризации (сальдо по счету 42), – 2050 руб. Расходы на продажу – 5000 руб. Рассчитаем реализованную торговую наценку – ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк:

(3100 руб. + 12 950 руб. – 0 руб.) – 2050 руб. = 14 000 руб.

В бухгалтерском учете необходимо оформить проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 51 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 7780 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 14 000 руб. – списана сумма торговой наценки по проданным товарам:

Дебет 90-2 Кредит 41

– 51 000 руб. – списана продажная стоимость проданного;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 5000 – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 1220 руб. (51 000 – 7780 – (–14 000) – 51 000 – 5000) – прибыль от продажи.

Во всех рассмотренных выше способах расчета реализованной наценки (за исключением метода по среднему проценту) полученный результат (сумма реализованной наценки) можно использовать при исчислении налога на прибыль, для того чтобы найти покупную стоимость проданного товара. Но, например, в бухгалтерском учете проценты за кредит до принятия товаров включают в их стоимость. Для налогового учета такие проценты идут в состав внереализационных расходов.

При способе нахождения наценки по среднему проценту покупная стоимость проданного товара в бухгалтерском учете может не совпадать с таким же показателем в налоговом учете. Это происходит из-за того, что на разные группы может быть разная надбавка. При расчете реализованной наценки в бухгалтерском учете все данные усредняются. В налоговом же, согласно статье 268 Налогового кодекса, выручку от продажи уменьшают на стоимость приобретенных товаров, которую определяют в соответствии с учетной политикой.

Как правильно делать наценку на товар

Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.

Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.

Читайте также:
Военная травма определение в законе

Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?

Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.

Расчет торговой наценки

Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.

Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:

  • наличие сильных конкурентов;
  • удаленность торговой точки от поставщиков товара;
  • ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
  • размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
  • узнаваемость торговой марки (бренда);
  • является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.

Минимальная наценка на товар для налоговой может быть рассчитана исходя из точки безубыточности. Это можно сделать простым методом.

Например, предприниматель приобрел партию однородных изделий за 100000 рублей и предполагает реализовать ее за один месяц. При этом его затраты на аренду помещения составляют 5000 рублей, зарплата персонала 25000 рублей, а иные расходы (бухгалтерия, уборка, транспорт составляют 10000 рублей. Тогда минимальная наценка составит:

Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%

Меньшая надбавка к закупочной цене приносит убытки, а большая – прибыль. Однако, если оборот растет и предприниматель может реализовать партию за полмесяца, то минимальная наценка будет:

Наценка = (2500+12500+5000)*100/100000 = 20%

Этот простой пример показывает, что имея надбавку 30% можно получить как убыток 10000 рублей в месяц, так и прибыль 20000 рублей в месяц. То есть получить 20000 рублей прибыли можно как повысив наценку до 60%, так и ускорив в два раза оборот.

Следует, однако, помнить, что снижение цены не всегда обеспечивает увеличение оборота. На брендовые сезонные товары наценка в первые «горячие» месяцы (недели) продаж может достигать 400—500% и даже больше. Поэтому вне сезона продавцы устанавливают скидки до 70% и все равно имеют прибыль.

Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой

Если предприниматель торгует ограниченным ассортиментом продукции, то он устанавливает индивидуальные наценки на каждое наименование и может гибко реагировать на колебания спроса. Такой подход затруднен при широком ассортименте в торговой точке даже чисто технически (трудно часто менять ценники на сотнях выставленных на полках образцов), хотя современные «умные» компьютерные программы могут анализировать ход продаж и давать советы продавцу.

Обычно предприниматели разбивают свои товары на товарные группы. Например, мясные продукты, молочные, бакалея, кондитерские изделия и так далее. Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле устанавливать по разным группам товаров можно оценить, анализируя цены конкурентов.

Иногда внутри одной товарной группы предприниматели дифференцируют наценку в зависимости от уровня закупочной цены партии. То есть на дешевые изделия устанавливают большую наценку, чем на дорогие. Такой подход может стимулировать увеличение продаж дорогих товаров и увеличить валовую прибыль.

Какую наценку можно делать на товар по закону

Как мы уже отметили выше, на большинство продуктов, услуг и товарных групп в России отсутствуют ограничения на размер торговой надбавки. Ее определяют сами субъекты предпринимательской деятельности с учетом реалий рыночной ситуации. Но есть специфические социально значимые товарные группы, на которые государство устанавливает предельные размеры торговых надбавок. К ним относятся:

  • изделия медицинского назначения;
  • фармпрепараты;
  • детское питание;
  • блюда и продукты объектов общественного питания, расположенные в учебных заведениях;
  • продукция, которую доставляют в районы Крайнего Севера и приравненные к ним.

Надбавки на изделия медицинского назначения и фармацевтические препараты, а также их перечень регулируются Правительством России. На остальные услуги и изделия надбавки устанавливают региональные власти.

Следует также иметь в виду, что наценка свыше 30% не допускается на важнейшие продовольственные продукты первой необходимости. Это хлебобулочные изделия, бакалея, мясо, молочные продукты и другие товары, цены на которые формируют стоимость потребительской корзины.

Читайте также:
Общественное место определение по закону РФ

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
“Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г., 30 декабря 2022 г.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2022 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – предельные розничные цены).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 30 декабря 2022 г. – Постановление Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2353

2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 декабря 2022 г. – Постановление Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2353

3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен.

Порядок оценки влияния сезонного фактора на динамику цен на продовольственные товары устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 30 декабря 2022 г. – Постановление Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2353

Читайте также:
Какие должности можно совмещать по закону

4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованный с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

ГАРАНТ:

См. перечень групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2022 г. N 497-р

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Баранина (кроме бескостного мяса)

Куры (кроме куриных окорочков)

Рыба мороженая неразделанная

Соль поваренная пищевая

Чай черный байховый

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

Крупа гречневая – ядрица

Капуста белокочанная свежая

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 223 в перечень внесены изменения

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней

Молоко питьевое пастеризованное 2,5 – 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней

Информация об изменениях:

В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина – в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.

Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.

Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.

Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.

По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.

Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Читайте также:
Ответственный за захоронение закон

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2022 г. N 2353

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 223

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2014 г. N 950

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 марта 2013 г. N 179

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Новые правила розничной торговли

1 января 2022 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.

Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:

отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;

при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);

при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;

выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);

если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;

предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.

Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.

Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:

обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;

оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;

знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;

обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);

при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.

Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.

По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид. Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.

Читайте также:
Статья 38 федерального закона об исполнительном производстве

Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.

Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:

  • перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
  • перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2463

Какой процент наценки на товар по закону

Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать

Маржу и наценку используют при определении цены товара. Они могут совпадать в абсолютном значении, но отличаются в процентном. Рассказываем, в чем разница.

  • Главная
  • Статьи
  • Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать

Прибыль всех предприятий торговли строится по простой формуле: купить дешевле — продать дороже. Для формирования цены на товары/услуги используют понятия наценки и маржи, которые многие считают синонимами. На самом деле, они отличаются: наценка используется в контексте закупочной цены, а маржа — для определения цены продажи и служит показателем эффективности работы.

Разберемся подробнее что такое наценка, формула расчета.

Наценка и формула расчета

Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимость) товара/услуги, которая составляет доход организации. Она нужна, чтобы отбить затраты на транспортировку, зарплату, аренду офиса, склада и получить прибыль. Величина наценки зависит от товара, состояния рынка, конкуренции, целевой аудитории.

Например, компания торгует газировкой. Одна бутылка в закупке обходится 50 рублей, в магазине её продают за 120 рублей. Разница между покупкой и продаже 70 рублей — это наценка в абсолютном значении.

Для расчета финансовых показателей в компаниях не используют абсолютные значения, только относительные в процентах. Так можно сравнить разные показатели друг с другом.

То есть в процентном отношении наценка будет равна:

В нашем примере наценка составит: 70 руб / 50 руб · 100% = 140%

Наценка может иметь любое значение и быть больше 100%. Наценка всегда соотносится с закупочной ценой и показывает, на сколько увеличена конечная стоимость по сравнению с начальной.

Что нужно учитывать при расчете наценки

конкурентоспособность товара — чем больше у него преимуществ относительно аналогов, тем наценка выше;

место компании на рынке — чем лояльнее к ней относятся потребители, чем престижнее бренд, тем наценка выше;

стратегию развития предприятия: при больших объемах продаж устанавливают низкую наценку, при маленьких — высокую;

расходы на единицу товара — транспортировка, хранение, упаковка и т.д.;

законодательные ограничения: федеральные законы (№381-ФЗ от 28.12.2009) и региональные акты, которые регламентируют наценку на медицинские товары, детское питание и т.д.

Правильная наценка позволяет покрыть расходы, связанные с закупкой и реализацией товара и получить компании прибыль.

Маржа и формула расчета

Это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Маржа всегда считается от конечной стоимости продукта. В отличие от наценки, она показывает рентабельность продажи. Это самый первый вид прибыли, который получает компания.

Вернемся к примеру с газировкой и посчитаем маржу. В абсолютном значении она будет такой же, как наценка: отпускная цена минус себестоимость, т.е. 120–50=70 рублей. Но для анализа финансовых показателей используют относительное значение маржи:

Получаем, что маржа равна: 70 руб / 120 руб · 100% = 58,3%

Значит, что в отпускной цене заложено 41,7% себестоимости и 58,3% маржи. То есть с каждого рубля за проданную газировку компания зарабатывает 58,3 копейки прибыли. Это значение показывает прибыльность товара и эффективность работы компании.

Маржа не может быть выше 100%. Её обычно рассчитывают на конец периода — отчетного месяца, квартала, года, чтобы посмотреть, насколько прибыльной была работа компании.

Как маржа связана с наценкой

Зная маржу, можно посчитать наценку на товар. Рассмотрим на примере с газировкой:

Наценка = маржа / (100–маржа)
Наценка = 58,3 / (100–58,3) = 140%

И наоборот, если известна наценка, вычислим маржу:

Маржа = наценка / (100% + наценка)
Маржа = 140 / (100+140) = 58,3%

Выводы

1. Наценка — показатель, который рассчитывается от закупочной цены. Он может быть выше 100%.

Читайте также:
Общественное место определение по закону РФ

2. Маржу считают в контексте отпускной цены. Показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля проданного товара. Маржа всегда ниже 100%.

3. Разница между маржой и наценкой: наценка показывает добавочную стоимость к продукту, а маржа — прибыльность товара и эффективность работы.

4. Чем больше наценка, тем больше маржа. Маржа всегда ниже наценки.

Бассейн не должен требовать справки от посетителей, если санэпидситуация в данном населенном пункте – благоприятная

kopitin / Depositphotos.com

Требование от посетителей бассейна старше 12 лет обязательно предоставлять справку от терапевта об отсутствии противопоказаний к посещению бассейна (или гинеколога для женщин и дерматолога для мужчин) является нарушением прав потребителя, если в месте нахождения бассейна (городе, районе) нет подтвержденной неблагоприятной санэпидситуации (Определение Верховного Суда РФ от 12 ноября 2019 г. № 307-ЭС19-20390).

Бассейн не смог оспорить предписание Роспотребнадзора. Ведомство обнаружило, что бассейн требует справки от взрослых посетителей, чем возлагает на потребителей дополнительные обязанности, не установленные законодательством, и ущемляет их права по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами. Роспотребнадзор предписал “устранить выявленные нарушения”.

Суды всех инстанций согласились с проверяющими:

  • бассейн не пускал к себе посетителей старше 12 лет без справок от врача,
  • при этом согласно п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 “Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды, контроль качества” медсправка, разрешающая посещение бассейна, необходима при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемической ситуации в данном населенном месте (городе, районе) по ряду заболеваний. Причем в таком случае именно Роспотребнадзор дает предписание администрации плавательного бассейна о прекращении допуска посетителей, не прошедших медицинский осмотр с проведением соответствующих анализов;
  • в момент проведения проверки не установлен факт возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемической ситуации в соответствующем населенном месте, Роспотребнадзор соответствующее предписание бассейну (о прекращении допуска посетителей, не прошедших соответствующий осмотр) не выдавал;
  • ссылка бассейна на п. 4.3.2 СП 3.2.3110-13 “Профилактика энтеробиоза” и п. 11.2.2 СанПиН 3.2.3215-14 “Профилактика паразитарных болезней на территории РФ” отклоняется, поскольку п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 является специальной нормой по отношению к вышеупомянутым. Необходимость профилактики означенных заболеваний не влечет требований о предоставлении гражданами справок у тех специалистов, которые указаны в Правилах;
  • при таких обстоятельствах требование бассейном медсправок действительно возлагает на потребителей дополнительные обязанности, не установленные законодательством.

Бассейн ссылался также на процедурные вопросы:

  • во-первых, внеплановая проверка была проведена по жалобе потребителя, однако сам потребитель (посетительница бассейна) с претензией к бассейну не обращалась, а значит, не соблюдено условие, предусмотренное пп. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. На это возражение суд отметил, что порядок обращения потребителя к “обидчику” в указанной норме не регламентирован. А в данном же случае потребитель представила в Роспотребнадзор скриншоты её переписки с бассейном через открытую им группу в социальной сети “Вконтакте”, где от имени бассейна разъяснялась необходимость предоставить справку от гинеколога при посещении бассейна. При этом из ответов бассейна – судя по скриншотам – потребителю явно отказано в предоставлении услуги в связи с отсутствием справки;
  • во-вторых, суд общей юрисдикции отменил штраф, наложенный на директора бассейна по итогам данной проверки (по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ “Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя”). На это арбитражный суд заметил, что статус преюдиции имеют лишь обстоятельства дела, установленные решением суда общей юрисдикции по рассмотренному гражданскому делу. А выводы, которые сделал при этом суд общей юрисдикции, не являются преюдициальными, и арбитражный суд не обязан ими руководствоваться.
Читайте также:
Какие должности можно совмещать по закону

Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.11.2022 № 29 “О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2022 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)”

Документ является поправкой к

Зарегистрирован 12.11.2022 № 65801

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 16.11.2022 г.

Вступает в силу с 17 ноября 2022 г.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Внести изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2022 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (зарегистрировано Минюстом России 26.05.2020, регистрационный № 58465) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2022 № 35 (зарегистрировано Минюстом России 16.11.2020, регистрационный № 60909) и от 11.10.2022 № 25 (зарегистрировано Минюстом России 14.10.2021, регистрационный № 65406), согласно приложению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

А.Ю.Попова

Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 29

Изменения, вносимые в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2022 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

1. В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2022 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (далее – Постановление) цифры “2022” заменить цифрами “2024”.

2. В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”, утвержденных Постановлением:

1) в подпункте 3.1.1:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

“- лиц с диагнозом “внебольничная пневмония”, “острая респираторная вирусная инфекция” и “грипп”;”;

б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

“- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.”.

2.2. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

“Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.”.

2.3. В абзаце втором пункта 3.4 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.4. Абзац первый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

“3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке” в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.”.

2.5. Дополнить сноской 1 следующего содержания:

1 пункты 24-27 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 “Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2022 № 4 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2021, регистрационный № 62500), действующим до 1 сентября 2027 года.”.

2.6. Пункт 3.7 дополнить абзацем следующего содержания:

“При проведении в медицинской организации лечебно-диагностических процедур лицу с заболеванием COVID-19, находящемуся на амбулаторном лечении, такой организацией должен обеспечиваться режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.”.

2.7. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:

Читайте также:
Закон о домашних животных в России

“3.8. Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).

Изоляции не подлежат лица, прошедшие полный курс вакцинации против COVID-19 в течение последних шести месяцев, и лица, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев, при отсутствии у них симптомов заболевания.

Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.

Отбор проб биологического материала у лица, контактировавшего с больным COVID-19, проводится при установлении факта контакта с больным вне зависимости от наличия симптомов заболевания и иммунного статуса. Лабораторное исследование биологического материала проводится любым из методов, определяющим генетический материал или антиген возбудителя COVID-19 с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выписка лиц, контактировавших с больным COVID-19, у которых не появились клинические симптомы в течение периода медицинского наблюдения, проводится после получения отрицательного результата лабораторного исследования материала на COVID-19 методом, определяющим генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отбор материала для лабораторного исследования должен проводиться на 10 – 12 день со дня последнего контакта с больным COVID-19.”.

2.8. В пункте 3.12 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)”.

2.9. В пункте 3.15 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.10. В пункте 4.2:

1) абзац восьмой дополнить словами “, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2 .”;

2) дополнить сноской 2 следующего содержания:

2 Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (Собрание законодательства, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165), подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2022, № 27, ст. 5185), приложение № 2 к приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям” (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный № 32115) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 16.06.2016 № 370н (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016, регистрационный № 42728), от 13.04.2017 № 175н (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2017, регистрационный № 46745), от 19.02.2019 № 69н (зарегистрирован Минюстом России 19.03.2019, регистрационный № 54089), от 09.12.2022 № 1307н (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2020, регистрационный № 61502), от 03.02.2022 № 47н (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2021, регистрационный № 62438).”;

3) в подпункте 4.2.1 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.11. В пункте 4.6 слова “(далее – ОРВИ)” исключить.

2.12. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

“Хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров общественным транспортом городского, пригородного и местного сообщения (включая такси), должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей пассажирского салона, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

влажной уборки пола пассажирского салона.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию помещений железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов, в аэропортах, морских, речных портах, должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей, указанных помещений, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: