Какой предельный возраСтатья пребывания на гражданской службе

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Читайте также:
Досудебное разбирательство в гражданском процессе

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Поступление на федеральную государственную гражданскую службу (ст. ст. 21-22 и 25-27 ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”)

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

  1. На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

  1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
  2. Конкурс не проводится:
    • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;
    • при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
    • при заключении срочного служебного контракта;
    • при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
    • при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
  3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ.
  4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
  5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
  6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
  8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
  9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.
  10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
  11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.
Читайте также:
Принудительное исполнение мирового соглашения в гражданском процессе

Статья 25. Срок действия служебного контракта

  1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:
    • служебный контракт на неопределенный срок;
    • срочный служебный контракт.
  2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
  3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  4. Срочный служебный контракт заключается в случае:
    • замещения отдельных должностей гражданской службы категории “руководители”, а также должностей гражданской службы категории “помощники (советники)”;
    • замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
    • замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
    • замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;
    • замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
    • замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
    • замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;
    • в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
  6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.
  7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

Статья 26. Заключение служебного контракта

  1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
  2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:
    • заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
    • собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
    • паспорт;
    • трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
    • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
    • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
    • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
    • документ об образовании;
    • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.
  4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или служебным контрактом.
  6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
  7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Статья 27. Испытание при поступлении на гражданскую службу

  1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
  2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.
  3. Испытание не устанавливается:
    • для беременных женщин – гражданских служащих;
    • для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
    • для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, которые замещаются на определенный срок полномочий;
    • для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
    • в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.
  5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
  6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
  7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:
    • предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
    • до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
  8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
  9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.
  10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
Читайте также:
Увеличение исковых требований в гражданском процессе: образец

Федеральный закон от 27 октября 2022 г. N 346-ФЗ “О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации””

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 13 октября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 21 октября 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2010, N 7, ст. 704; 2011, N 50, ст. 7337; 2012, N 53, ст. 7620; 2013, N 14, ст. 1665; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3477; 2015, N 24, ст. 3374; 2016, N 27, ст. 4157) следующие изменения:

а) в части 8 первое предложение изложить в следующей редакции: “В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8 2 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы.”;

б) дополнить частями 8 2 – 8 4 следующего содержания:

“8 2 . Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

8 3 . Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

8 4 . Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.”;

а) в части 10 первое предложение изложить в следующей редакции: “В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 10 2 настоящей статьи независимые эксперты -представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы.”;

б) дополнить частями 10 2 – 10 4 следующего содержания:

“10 2 . Включаемые в состав аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав аттестационных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

Читайте также:
Порядок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу

10 3 . Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.

10 4 . Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.”.

Статья 2

1) независимый эксперт, пребывающий в конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа более трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) независимый эксперт, пребывающий на день вступления в силу настоящего Федерального закона в конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа менее трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения трех лет с момента его первого включения в состав соответствующей комиссии.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан России в различных органах власти, которая предусматривает предельную исполнительность и ответственность, в связи с чем к каждому кандидату предъявляются крайне строгие требования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В связи с этим гражданам нужно правильно понимать, какой установлен предельный возраст пребывания на гражданской службе в 2022 и какими нормами это предусматривается.

Что нужно знать

Государственная служба в соответствии с установленными правилами распределяется на две основные категории. Первая – это федеральная гражданская служба, которая предусматривает исполнение человеком обязанностей в различных федеральных органах власти, то есть когда гражданин получает соответствующую сумму заработной платы из федерального бюджета.

Также существует региональная гражданская служба. В эту группу входят государственные служащие, исполняющие свои профессиональные обязанности в различных органах власти, подчиняющихся определенным субъектам России. Таким гражданам зарплата выплачивается из бюджета определенного региона, и только в некоторых случаях оклад им перечисляется из общегосударственного бюджета.

Государственная гражданская служба предусматривает огромнейшее разнообразие должностей. Как и в любых других видах трудовой деятельности, в данном случае предусматриваются руководящие должности, помощники и советники таких лиц, а также уполномоченные специалисты, которые занимаются выполнением конкретных задач.

В соответствии с действующим законодательством поступить на государственную службу может любой совершеннолетний гражданин России, который свободно распоряжается русским языком.

Среди ключевых преимуществ, благодаря наличию которых государственная служба является настолько привлекательной для современных граждан, стоит выделить следующие:

Официальная зарплата, которая впоследствии конвертируется в достойную пенсию Граждане, занимающие достаточно высокие должности, имеют также достаточно крупный оклад.
Стабильность Вне зависимости от того, насколько тяжелой является экономическая ситуация внутри страны, государственная служба всегда будет оставаться актуальной, благодаря чему каждый человек может быть полностью уверенным в завтрашнем дне.
Всевозможные льготы и так называемый социальный пакет В частности, государственные служащие имеют право на получение скидки при использовании общественного транспорта, а также различных коммунальных услуг. Помимо этого, молодые мамы могут воспользоваться своим правом уйти на больничный или декрет без каких-либо ограничений.

Изменение в законодательстве

28 декабря 2017 года были внесены определенные корректировки в Федеральный закон №79, которым регулируется государственная служба на территории России.

Гражданский служащий, который достиг указанного возраста, занимающий при этом должность категории «советники» или «помощники», которая учреждается для обеспечения требуемой поддержки определенному государственному сотруднику, может работать на протяжении более продолжительного промежутка времени, если соответствующее решение будет принято уполномоченным представителем работодателя до того момента, пока истечет срок действия трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Если гражданин ведет трудовую деятельность в качестве государственного служащего в категории «руководителя», то есть относится к высшей группы должностей, с его согласия предельно допустимый возраст для исполнения обязанностей может быть продлен, однако сделать заниматься своими трудовыми обязанностями человек сможет не более, чем до достижения им возраста 70 лет.

Соответствующее решение должно быть принято уполномоченным представителем государственного органа, который назначил его на соответствующую должность, или же другим должностным лицом.

Таким образом, человек может продолжать работать в привычной ему среде, но уже не на той должности, которую занимал ранее.

Проблема обновления и сменяемости персонала

Причина внесения корректировок в возрастную структуру, принятую в современной государственной службе, была отмечена в федеральной программе реформирования данной сферы, которая действовала на протяжении 2003-2005 годов и была утверждена в соответствии с Указом Президента №1336, опубликованным 19 ноября 2002 года. На основании информации, которая была приведена на 2002 год, средний возраст граждан, которые занимали различные должности на государственной службе, составлял приблизительно 40 лет.

Лица, достигшие уже пенсионного возраста, занимали всего 3.5% от всего количества государственных служащих. В то же время практически у трети лиц был возраст старше 50 лет.

Преимущественное большинство государственных служащих, которые на момент проведения исследований еще не достигли возраста тридцати лет, занимали различные государственные должности, которые относились к старшим и младшим группам, причем больше людей было именно в первой категории – 49.6%. Высшие и главные должности, которые в соответствии с нормами относятся к категории «В», занимались гражданами младше тридцати лет только на 0.6%.

Читайте также:
Порядок подачи кассационной жалобы по гражданским делам

Таким образом, присутствовала объективная необходимость грамотного формирования правовой основы для обновления государственных сотрудников, а также сменяемости управляющих должностей на гражданской государственной службе, и, в частности, это было реализовано за счет введения отдельной законодательной нормы, устанавливающей предельно допустимый возраст, в котором человек может исполнять свои обязанности, находясь на гражданской службе.

Чему равняется предельный возраст

В Трудовом кодексе ничего не говорится о том, какой может быть предельно допустимый возраст у граждан, которые состоят со своими работодателями в официальных трудовых отношениях. В то же время данное правило не распространяется на государственных гражданских служащих, так как в соответствии с нормами Федерального закона, регулирующего деятельность таких лиц, как говорилось выше, предусматривается возможность сохранения определенных должностей за собой до того момента, пока человек не достигнет возраста 65 лет.

Сразу стоит сказать о том, что в соответствии с установленными нормами и заявленными понятиями определение такого возрастного критерия, который распространяется на всех граждан, желающих получить должность в каких-либо государственных органах, а также пребывание лица на государственной службе не представляет собой дискриминацию и не может никоим образом нарушать принцип равного доступа граждан к получению тех или иных государственных должностей, который предусмотрен действующими нормами Конституции.

В соответствующих разъяснениях, опубликованных представителями Конституционного суда, говорится о том, что принцип равенства, который предусматривается в Конституции для всех граждан, проживающих на территории России, никоим образом не создает препятствий для законодательных органов в реализации правового регулирования трудовой деятельности и определении различий в правовом статусе людей, которые принадлежат к тем или иным категориям, которые различаются между собой по допустимым условиям и роду деятельности, если сами по себе зафиксированные различия имеют объективное обоснование и полностью соответствуют целям, указанным как конституционно значимые.

Если с гражданином был оформлен служебный контракт, который будет действовать на протяжении неопределенного промежутка времени, то в таком случае после того, как человек достигнет возраста 60 лет, его контракт будет переоформлен на срочную форму.

Срок перезаключения в данном случае составляет от одного до пяти лет, причем в отличие от действующих ранее норм действующего законодательства сейчас не предусматривается необходимость перезаключения служебного договора с гражданским сотрудником на каждый год. Переоформить трудовой договор можно будет на любой необходимый срок от одного до пяти лет, в то время как граждане старше 65 лет должны быть уволены с государственной службы, и другие решения работодатель принять не может.

Как говорилось выше, можно воспользоваться возможностью ведения дальнейшей трудовой деятельности в государственном органе на какой-либо должности, которая не относится к категории гражданской службы. В данном случае служебные обязанности гражданину определяются в соответствии с его квалификацией, результатами его профессиональной деятельности, достигнутыми в процессе прохождения гражданской службы, а также состояния здоровья и занимаемой ранее должности.

Кто может работать дольше

Некоторые категории государственных служащих могут продолжать ведение гражданской деятельности. В первую очередь, это касается работы советников и помощников, которые помогают определенному государственному сотруднику, так как им предоставляется возможность полностью выполнить свои служебные обязанности, то есть находиться на должности до того момента, пока не закончатся предоставленные им полномочия.

Руководители работают по желанию до 70 лет, но при этом был изменен порядок назначения. Изначально решение о продлении срока службы гражданина принималось президентом, в то время как на данный момент предусматривается вынесение его соответствующим должностным лицом или государственным органом, которые занимались назначением лица на руководящую должность.

Предельно допустимый возраст, установленный действующим законодательством для пребывания гражданина на государственной службе в России, представляет собой определенное значение, после которого человек, исполняющий обязанности государственного служащего, должен уйти на заслуженную пенсию.

Будет ли повышение пенсионного возраста

На протяжении нескольких лет органы власти заявляли о том, что требуется как можно быстрее увеличить предельно допустимый возраст для граждан, занимающих различные государственные должности, в связи с чем неудивительно, что, в первую очередь, было принято решение о введении данной реформы именно в сектор госслужбы. Таким образом, начиная с 1 января 2022 года, начал действовать обновленный Федеральный закон №79, принятый 27 июля 2004 года, которым регулируется государственная служба.

Помимо прочего, в новой редакции присутствуют уточнения по поводу того, какой предельно допустимый возраст предусматривается для граждан, занимающих должности на гражданской службе.

Рядовые чиновники, которые ранее работали до 55 или 60 лет, теперь могут выполнять свои трудовые обязанности до 65 лет. При этом в некоторых ситуациях, указанных выше, предусматривается возможность увеличения изначально установленного предела, в связи с чем человек может работать на протяжении длительного промежутка времени и зарабатывать себе еще более существенную пенсию.

Читайте также:
Заявление о приостановлении производства по гражданскому делу

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон №400, принятый 28 декабря 2013 года, мужчины, занимающие должности чиновников, должны будут отрабатывать к 2026 году полные 65 лет, в то время как женщины могут уйти с работы в 63 года.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Путин предложил отменить предел по возрасту для назначаемых им чиновников

Что хочет поменять Путин

Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который отменяет возрастные ограничения по нахождению на посту для гражданских чиновников, которых назначает президент. Законопроект зарегистрирован в базе нижней палаты парламента.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 65 лет, для высших руководителей — 70 лет. После достижения предельного возраста такие лица могут продолжить работу в соответствующей структуре, но только на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (обычно такие должности звучат как советник), пояснил РБК старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.

«Вместе с тем в отдельных случаях возникает необходимость продления срока государственной гражданской службы наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям и после достижения ими указанного возраста. В связи с изложенным законопроектом предусматривается, что в исключительных случаях при продлении срока государственной гражданской службы на государственных гражданских служащих, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, названное возрастное ограничение не распространяется», — говорится в пояснительной записке к документу.

Поправку предлагается внести в ст. 25.1 федерального закона «О государственной гражданской службе в России».

«На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет», — гласит поправка.

Кого касается законопроект

Президент имеет право назначать многих чиновников — глав силовых ведомств, некоторых министров, в том числе главы Минюста, судей Конституционного и Верховного судов и многих других. Однако далеко не все эти должности подпадают под действие нового законопроекта.

Законопроект распространяется на представителей и сотрудников администрации президента и управделами президента, пояснил РБК профессор ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Ильин. Также действие документа распространяется на некоторых заместителей министров (например, замминистра юстиции и иностранных дел), а также на руководителей федеральных агентств и федеральных служб — в том числе Росфинмониторинга.

«В администрации президента законопроект большого количества людей — руководителя, замруководителя, начальников управлений, советников, — посчитал Ильин. — Думаю, это сделано именно для администрации президента. Только там под действие законопроекта попадает большое количество человек, и там много возрастных».

Среди возрастных сотрудников администрации президента — помощники президента Лариса Брычева (63 года) и Юрий Ушаков (73 года), советники президента Александра Левицкая (66 лет) и Михаил Федотов (71 год), полпреды Владимир Устинов (67 лет) и Юрий Чайка (69 лет).

По данным Росстата на 1 октября 2019 года (информация собирается раз в три года), в администрации президента было 18 человек старше 65 лет (1% от всей численности штата), а в остальных ведомствах федеральной государственной гражданской службы, подчиненных президенту, — 26 человек. Больше всего чиновников старше 65 лет было в Министерстве иностранных дел — 15. В том числе трое заместителей министра, назначаемых президентом, в возрасте 66–68 лет, следует из данных МИДа.

«Для военизированных ведомств и силовиков законопроект не работает, — подчеркнул Ильин. — ФСО, МВД, МЧС — все эти ведомства не попадают под действие законопроекта, то же со службой по военно-техническому сотрудничеству, куда недавно был назначен Михаил Бабич. Не попадают под действие законопроекта и послы».

Кто живет по другим законам

Не попадут под действие законопроекта федеральные министры и премьер-министр, глава ЦБ, парламентарии, главы ЦИК и Счетной палаты, уполномоченные при президенте. Все перечисленные не являются гражданскими госслужащими, сроки их пребывания на должностях регулируются «профильными» законами, а не законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указывает Ильин.

В мае 2022 года Путин подписал закон, который повышает предельный возраст руководителей государственных и муниципальных вузов до 70 лет. Поправки внесли в Трудовой кодекс. Документ касается не только ректоров вузов, но и руководителей научных организаций, их заместителей и руководителей их филиалов. В справке к закону говорится, что в отдельных случаях срок пребывания руководителей в своей должности могут продлить и после того, как им исполнится 70 лет.

Читайте также:
Части искового заявления в гражданском процессе

Зимой 2019 года президент подписал закон, позволяющий неограниченное количество раз продлевать полномочия ректоров МГУ (Виктору Садовничему к тому моменту исполнилось 80 лет) и СПбГУ (Николаю Кропачеву тогда было 59 лет).

Правительство в ноябре 2022 года внесло законопроект с предложением продлить возраст пребывания на службе для офицеров из руководящего состава уголовно-исполнительной системы. В 2010 году был отменен предельный возраст для председателя Конституционного суда (эту должность с 1991 года занимает Валерий Зорькин, ему сейчас 77 лет).

Что значит гражданский брак

В современном мире встречается все больше пар, которые ведут совместный быт без регистрации своих отношений в органах ЗАГС. Такой формат отношений в народе называют гражданским браком, однако законодательство дает другое определение этому словосочетанию.

Заблуждения о гражданском браке

Согласно российскому законодательству, а именно Семейному Кодексу, официально зарегистрированный брак между мужчиной и женщиной называется гражданским или светским. Это обосновывается тем, что СК относится к гражданской отрасли права и является основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок заключения, расторжения, права и обязанности супругов, а также отношения родителей и детей. Исходя из этого, любой официальный брак называется гражданским.

Чаще всего словосочетание гражданский брак применяют для фактических семейных отношений (ведение хозяйства, совместное проживание и другое) без регистрации союза в органах ЗАГС. Реже такой формат отношений называют сожительством, фактическим браком или браком без регистрации.

По сути, любое из обозначенных формулировок имеет право на существование, поскольку характеризует формат постоянных отношений, пусть и без официальной регистрации.

Гражданский брак в Семейном кодексе РФ в 2022 году

Согласно статистике около 40% молодого населения России не желают официально регистрировать семейные отношения. Они предпочитают проживать в «гражданском браке». В данном случае эта формулировка обозначает сожительство мужчины и женщины. Такие данные получены в ходе опроса граждан РФ.

На основании этой информации депутаты ГД РФ выступили с инициативой внесения поправок в Семейный Кодекс России с целью узаконить формат семейных отношений без прохождения процедуры государственной регистрации. Но в 2022 году эти изменения не были приняты. Фактически совместное проживание и ведение быта без оформления в ЗАГС по-прежнему не считается браком и не защищено законодательством.

Гражданский брак и сожительство: одно и то же?

Теперь необходимо разобраться в вопросе: сожительство и гражданский брак — это одно и то же или есть различия. Большинство граждан России с уверенностью скажут, что эти формулировки являются синонимами и характеризуют один и тот же формат отношений: совместное проживание без официальной регистрации.

Однако, согласно действующему законодательству это не так. Под гражданским браком в 2022 году подразумеваются супружеские отношения, зарегистрированные в надлежащем порядке.

Совместное проживание мужчины и женщины, а также общее ведение домашнего хозяйства и быта называется сожительством.

Чем отличается гражданский брак от официального

Если посмотреть, что по этому поводу говорит законодательство России, то официальный брак, заключенный согласно принятому порядку, и есть гражданский.

Если изучать это словосочетание, как характеристику семейных отношений без визита в ЗАГС, то гражданский брак и сожительство имеет ряд отличий:

  1. Имущество. В случае разрыва отношений имущество, нажитое во время «гражданского брака» не может считаться нажитым совместно. В таком случае поделить его не удастся. Например, если пара на совместные деньги приобрела квартиру, то при расставании она достанется тому, на кого она оформлена. В случае расторжения официального брака все имущество подлежит обязательному разделу пополам;
  2. Долги. Официальные супруги в случае развода помимо имущества пополам делят и долговые обязательства. В «гражданском браке» закон не может обязать бывшего сожителя погасить часть долга, это его личное решение;
  3. Наследство. В случае смерти одного из сожителей второй не имеет права наследования, если не было составлено завещания. Если брак был зарегистрирован официально, то после гибели супруга наследственное имущество делится между детьми, родителями и партнером.

Что говорит ГК РФ?

Законодательство не дает четкого определения брака, но подразумевает под ним союз, добровольно зарегистрированный в ЗАГС.

Отношения без официальной регистрации могут длиться продолжительный период, сопровождаться совместным ведением хозяйства и воспитанием детей, но не считаются семейными взаимоотношениями и не защищаются законодательством.

Такие отношения регулируются нормами ГК РФ, который определяет иное положение партнеров, нежели официальных супругов, взаимосвязь между которыми определена в СК России. Все нюансы, возникающие в паре, которая фактически ведет семейную жизнь, но не зарегистрировала свои отношения, решаются согласно положениям Гражданского, а не Семейного Кодекса.

Что такое фактический брак

Длительное сожительство, или гражданский брак, зачастую называют фактическим браком. Ни один действующий нормативно-правовой акт не дает определения данной формулировке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основания для выделения этого словосочетания в самостоятельный термин отсутствуют.

Положительные и отрицательные стороны гражданского брака

По результатам опросов людей, предпочитающих «гражданский брак» официальным отношениям, такой формат совместного проживания имеет следующие положительные стороны:

  1. Возможность проверить прочность своих отношений в процессе совместного ведения быта;
  2. Сохранение статуса свободного гражданина при фактическом наличии семьи;
  3. Экономия средств на организации свадебного торжества;
  4. Возможность получить образование, построить карьеру и подготовить материальную базу для будущих семейных отношений;
  5. Приобретенное имущество не является совместно нажитым, что позволяет сохранить его при наличии притязаний со стороны партнера.
Читайте также:
Привлечение в качестве соответчика в гражданском процессе

Несмотря на наличие плюсов в отношениях такого формата, сожительство имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

  1. Нередки случаи непонимания со стороны госорганов и учреждений, потому что такая пара не считается семьей по закону;
  2. При отсутствии завещания сожитель не сможет унаследовать имущество партнера в случае его гибели;
  3. При расставании пары для раздела имущества придется пройти сложную процедуру, которая регулируется нормами ГК РФ;
  4. Невозможность составить брачный контракт.

Права сожителей при разделе имущества

«Гражданский брак» не защищен законодательством. У таких партнеров отсутствуют имущественные права и обязательства. В случае разрыва отношений раздел имущества регламентируется нормами ГК РФ.

Совместно нажитое имущество

В отличие от брака, зарегистрированного в ЗАГС, имущество, приобретенное парой в период совместного проживания без регистрации, не является общей собственностью и не подлежит равному разделу.

В случае разрыва таких отношений каждый партнер имеет неоспоримое право индивидуального владения имуществом, приобретенным им лично. Если какая-либо собственность приобреталась совместно, то она делится не пополам, а пропорционально вкладу каждой стороны. Причем для раздела такого имущества каждому участнику союза необходимо доказать факт совместной покупки и размер своего вложения.

Разделение общей долевой собственности сожителей

Действующее законодательство России не предполагает, что любое имущество, приобретенное совместно, автоматически приобретает статус долевой собственности. Сожителям необходимо самостоятельно оформлять доли на то или иное имущество и регистрировать его в установленном законе порядке.

Как правило, размер доли каждого собственника имущества определяется пропорционально вкладу в его приобретение, доказанному чеками, квитанциями или расписками, и на основании соглашения, оформленного в письменном виде. Последующий раздел такой собственности происходит согласно положениям ст. 252 ГК РФ.

Разделение неоформленной собственности

Если имущество, приобретенное во время совместного проживания пары, не было оформлено в долевую собственность, то поделить его сожители могут путем заключения мирного соглашения. Если прийти к компромиссу не удалось, то попробовать отстоять свою долю в совместном имуществе можно в судебном порядке.

Чтобы добиться положительного результата в суде потребуется доказать следующие факты:

  1. Совместного проживания и ведения хозяйства;
  2. Наличия совместного бюджета;
  3. Приобретение делимого имущества за счет общих средств (выписки из банков, платежные документы и прочее).

Результат такого разбирательства зависит от того, сможет ли партнер доказать факт своего вклада в покупку. Как показывает судебная практика, зачастую бывшим сожителям не удается поделить имущество, нажитое во время отношений.

Гражданский брак и дети

В случае рождения ребенка сожитель не считается его родителем по умолчанию. Чтобы получить такой статус потребуется пройти процедуру установления отцовства. Для этого необходимо обратиться в ЗАГС с соответствующим заявлением в момент оформления свидетельства о рождении ребенка.

Если этого не сделать, то мать приобретет статус одиночки.

Заключение

С точки зрения закона, гражданский брак — это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном порядке в органах ЗАГС. Формат отношений, которые в быту называют этим термином, называется сожительством. Такие союзы не считаются законными семьями. Права и обязанности партнеров в таких парах регламентируются нормами ГК РФ.

Гражданский брак: преимущества и недостатки

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В законодательстве России не существует определения гражданского брака. Если признанный по закону брак регулируется Семейным кодексом РФ, то вопросы гражданских взаимоотношений рассматриваются в ГК РФ. Рассмотрим основные моменты, которые могут коснуться людей, по разным причинам не оформивших свой семейный статус.

Понятие гражданский брак

В обиходе и судебной практике, гражданский брак рассматривается как фактическое совместное проживание мужчины и женщины с ведением общего хозяйства в течение определенного времени (сожительство).Такое определение подразумевает, что граждане сами рассматриваются себя в качестве супругов, хотя юридических последствий этот факт не повлечет. Гражданский брак можно зарегистрировать в отделе ЗАГС, чтобы придать ему официальный статус.

Существует возможность заключения между сожителями договора гражданско-правового характера. В нем можно указать все нюансы взаимоотношений, которые напрямую не регулируются законодательством, а именно:

порядок владения общим имуществом;

его раздел в случае расторжения отношений;

содержание общих и проживающих совместно детей;

другие моменты, связанные с ведением общего хозяйства.

На практике, гражданский брак в России не сопровождается заключением каких-либо договоров. Поэтому после смерти одного из сожителей либо при их расставании урегулирование имущественных и иных спорных вопросов заходит в тупик.

Заключение договора поможет избежать споров при разрыве отношений.

Когда понадобится заявление о гражданском браке?

Подача заявления в орган ЗАГСа нужна при официальной регистрации семьи. Если граждане решили оформить все имущественные вопросы в виде договора или соглашения, никаких заявлений писать не нужно. Если мужчина и женщина прожили в гражданском браке и имеют общее имущество, для его раздела невозможно применить нормы СК РФ. Чтобы распределить права на недвижимость и иное имущество, придется доказывать совместное вложение средств.

Как происходит расторжение гражданского брака?

Поскольку заключение гражданского брака не регистрируется в органах ЗАГС, для его расторжения не нужно совершать никаких юридически значимых действий. Сам факт расставания мужчины и женщины означает прекращение такого понятия, как гражданский брак. Если сожители заключали письменный договор, его можно расторгнуть следующим образом:

лицо, являющееся инициатором расторжения отношений, направляет письменное уведомление второй стороне. В нем указываются основания совершаемого действия и возникающие при этом требования;

Читайте также:
Регрессный иск в гражданском процессе

вторая сторона должна в срок, не превышающий 30 календарных дней, дать ответ по существу. В итоге бывшие супруги должны прийти к совместному соглашению, имеющему письменное подтверждение.

Если реакция на уведомление не последовала в положенный срок, следует подать иск в судебную инстанцию, и вопрос решится в принудительном порядке.

Закон о гражданском браке отсутствует, однако отдельные правила ГК РФ и СК РФ будут применяться и при расставании сожителей. Прежде всего это касается алиментных обязательств в пользу общих детей.

Процедура раздела имущества в гражданском браке

Если этот вопрос не обозначен в договоре, и стороны не способны урегулировать его в мирном порядке, понадобится обращение в суд. Иск подается одним из бывших супругов, который считает, что нарушены его интересы. Имущественные права участников гражданского брака будут определяться с учетом следующих правил:

по умолчанию, все активы получит гражданин, на чье имя записано имущество;

сторона, на которую не оформлено имущество, сможет претендовать на долю только в случае, если докажет совместный характер вложения в приобретение;

долговые обязательства сожителей после расставания не делятся, поэтому кредит банку будет выплачивать гражданин, указанный в кредитном договоре.

Правомочность требований, обозначенных в документе необходимо подтвердить доказательствами. Ими могут стать бумаги о праве собственности на вещи и недвижимое имущество, расчетно-кассовые бумаги, расписки, показания других людей и иные неопровержимые аргументы. Например, при разделе квартиры, купленной в гражданском браке, потребуется подтвердить факт участия в процессе покупки и вложения денег в приобретение жилья.

Отстоять свои права на владение вещами, не подтвержденные документально, практически невозможно

В отношении незарегистрированных отношений не существует юридического понятия совместно нажитого имущества, даже если за плечами граждан 5 лет гражданского брака.

Статус ребенка в гражданском браке

Дети, рожденные в гражданском союзе, могут иметь такие же права, как и появившиеся на свет в официальных отношениях. Для этого отец ребенка должен признать его, о чем вносится соответствующая запись в учетный реестр ЗАГСа. В ином случае малолетний гражданин не будет иметь никаких привилегий, в том числе и при решении вопроса наследования. При отказе в признании или подтверждении отцовства доказать факт родства можно в судебном порядке.

Выплачиваются ли алименты, если ребенок рожден в гражданском браке?

Если отец в официальном порядке признал, что ребенок его, то проблем не будет. Даже в случае отказа в перечислении алиментов их можно взыскать в судебном порядке. Размер алиментных выплат для ребенка, рожденного в гражданском браке, приравнивается к правилам обычных семейных отношений.

Сложнее обстоит дело, если мужчина отказывается от своей причастности к рождению малыша. Тогда матери необходимо подать заявление в суд, где будет рассмотрен вопрос о принудительном установлении отцовства. Этот факт потребуется доказать. Самым надежным подтверждением будет генетическая экспертиза. Если такого заключения нет, пригодятся другие аргументы, на основании которых можно сделать вывод в отношении отцовства конкретного лица.

Хотя гражданский брак не приравнивается к официальному, факт совместного проживания и ведения хозяйства послужит для суда существенным доказательством при решении вопроса о выплате алиментов.

Как решается проблема наследства в гражданском браке?

Чтобы не возникло споров при наследовании имущества в случае смерти одного из супругов, состоящего в гражданском браке, обеим сторонам следует еще при жизни оформить завещания. Эти документы избавят их от судебных тяжб и претензий со стороны других наследополучателей. Продолжительность совместного проживания не имеет юридического значения для возникновения права на наследство.

Если такие документы не были составлены, то гражданские супруги могут доказать свои права на владение имуществом только если есть официально зарегистрированная доля или подтверждения внесения своих денежных средств при покупке этих вещей.

Плюсы и минусы гражданского брака

Гражданский брак в 2022 году имеет ряд несомненных преимуществ:

свобода от обязательств, накладываемых при официальной регистрации отношений;

нет необходимости вносить изменения в личные документы;

отсутствует необходимость получения от супруга разрешения на совершение ряда действий, например, взятие кредита;

женщина может оформить статус матери-одиночки и получать положенные льготы;

никто из супругов не рискует своим имуществом в случае развода.

Однако такая форма отношений имеет и существенные недостатки:

государственные учреждения не воспринимают людей, состоящих в подобных отношениях, как семейную пару;

не формируется совместно нажитое имущество;

возникают сложности при получении алиментов и вступлении в права наследования.

Официальная регистрация брака может быть обязательным условием при приеме на работу или снятии жилого помещения.

Заблуждения о гражданском браке

В настоящее время в Государственной думе РФ находится на рассмотрении законопроект, по которому гражданский брак приравнивается к официальному, если общий период совместного проживания превышает 5 лет. Подтвердив ведение совместного хозяйства, несение общих расходов и наличие общих детей, граждане смогут рассчитывать на применение общих правил СК РФ.

Однако на законопроект получено отрицательное заключение Верховного Суда РФ, поэтому его принятие под вопросом. Исходя из перечисленных выше обстоятельств, можно выделить следующие существенные заблуждения, с которыми можно столкнуться при определении статуса гражданского брака:

Семейный кодекс РФ распространяется на гражданский брак только в ограниченных ситуациях – например, при подтверждении отцовства и установлении алиментов на ребенка;

Читайте также:
Порядок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу

5 лет гражданского брака либо иной период совместного проживания не порождает общих имущественных или личных правоотношений;

гражданский брак юридически невозможно расторгнуть, за исключением случаев, когда мужчина и женщина оформляли письменный договор.

Гражданский брак может существовать после прекращения зарегистрированного брака, если бывшие супруги примут решение о совместном проживании. Однако все юридически значимые последствия официальных брачных отношений прекращаются после получения свидетельства о разводе в отделе ЗАГС.

Резюме

В российском законодательстве нет такого определения, как гражданский брак. Взаимоотношения людей, в нем состоящих, регламентируются ГК РФ. Чтобы официально их оформить, следует заключить соглашение гражданско-правового характера и прописать все нюансы совместного проживания и хозяйствования. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы при распределении имущества в случае развода или при вступлении в права наследства одним из супругов.

Если признано отцовство, то ребенок, родившийся в гражданском браке, имеет те же права, что и дети из законных семей. Такие отношения обладают как объективными достоинствами, так и существенными недостатками, и каждая пара сама решает, регистрировать им брак или нет.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Является ли понятие гражданский брак официально зарегистрированным, или же гражданский брак это просто сожительство?(нужны факты и аргументы по законодательству РФ) и Есть какие-либо статьи именно о гражданском браке (если есть-приведите их), и что законодательство РФ говорит о гражданском браке? Спасибо!

Является ли понятие гражданский брак официально зарегистрированным
Иван

Здравствуйте! Гражданский брак это и есть брак зарегистрированный в органах ЗАГС. Отсутствие брака и совместное проживание это сожительство. О браке все сказано в Семейном кодексе РФ, а также можете почитать Кодекс о браке и семье РСФСР.

Такого понятия в законодательстве РФ нет. Согласно ст. 1 ч. 2 Семейного кодекса РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Добрый день! Нет. Законодательство РФ не раскрывает понятия «гражданский брак». Гражданским браком называют незарегистрированные официально органами ЗАГС отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству).

В зарегистрированном браке реализуются семейные правоотношения, т.е. они защищаются и регулируются государством, а в фактическом сожительстве правоотношения не образуются, следовательно никакого законодательного регулирования быть не может. Более того, вмешательство государства в такие отношения будет противоречить принципу диспозитивности, так как люди сознательно не регистрируют брак и, следовательно, не стремятся к правовой защите со стороны государства.

Добрый день! Вопрос по разделу имущества в гражданском браке: Проживали в гражданском браке с 2010 года. В этом же году началось строительство дома на ЗУ мужа. В 2011 году родился ребенок. В 2011 году после рождения ребенка переехали в построенный дом (до него жили на съемной квартире). В 2012 году зарегистрировали брак, дом достраивали во время брака. Дом не зарегистрирован как завершенный объект. Развелись в 2014 году. Ребенок прописан в доме. Какие права имею я или мой ребенок в этом доме? Или имеем право на какую-либо компенсацию? Какие есть шансы в суде? Есть свидетели того, что мы проживали совместно, что общие средства тратили на строительство и обустройство дома. Заранее спасибо за ответы!

Какие права имею я или мой ребенок в этом доме? Или имеем право на
какую-либо компенсацию? Какие есть шансы в суде? Есть свидетели того,
что мы проживали совместно, что общие средства тратили на строительство и обустройство дома.

Статья 34. Совместная собственность супругов
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу
супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой
деятельности, предпринимательской деятельности и результатов
интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также
иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения
(суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в
связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного
повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются
также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые
вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в
кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое
нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя
кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов
внесены денежные средства.
3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в
период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или
по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Если дом достраивался в браке, то Вы можете претендовать в суде на долю в праве в данном жилом доме. Вам необходимо подать документы в суд на раздел совместно нажитого имущества. Что касается шансов: Вам необходимо будет доказать, что стройка производилась в период брака и подтвердить это свидетельскими показаниями и желательно чеками.

Как правило, если имущество будет признано совместным, суд делит данное имущество пополам.

Что касается ребенка:

Вы имеете право подать заявление на алименты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: