Как получить лицензию на управление многоквартирным домом

Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию?

Верховный Суд опубликовал Определение № 302-ЭС19-17595, в котором разобрался, может ли управляющая компания оказывать услуги собственникам многоквартирного дома, если, по данным реестра лицензий региона, такие дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет УК.

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Красноярского края на основании лицензии от 16 августа 2017 г., выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

13 сентября 2017 г. учреждение и Минобороны России заключили договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе многоквартирными домами. В соответствии с п. 10.1 договора учреждение приступило к выполнению обязанностей с 1 ноября 2017 г. и произвело начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, предъявив к оплате платежные документы за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г.

Службой надзора в рамках лицензионного контроля в отношении ФГБУ была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований подп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», подп. «в» п. 1 Постановления Правительства от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», ст. 198 Жилищного кодекса учреждение незаконно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, выставляя собственникам к оплате платежные документы. Учреждению было выдано новое предписание, которое оно обжаловало в суд.

Решением Арбитражного суда Красноярского края, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Суды, признавая законным предписание службы надзора, руководствуясь положениями ст. 4, 20, 154, 161, 162, 192, 196, 198, 200 Жилищного кодекса, ст. 12, 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением № 1110, Положением о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 3 апреля 2012 г. № 143-п, исходили из отсутствия у учреждения правовых оснований для начисления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за жилищно- коммунальные услуги и выставления платежных документов за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. Они указывали, что, согласно данным реестра лицензий Красноярского края, спорные многоквартирные дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет учреждение.

При этом суды посчитали, что факт реального управления учреждением многоквартирными домами не имеет правового значения ввиду отсутствия у заявителя права на осуществление указанной деятельности, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Учреждение обратилось в Верховный Суд.

Изучив материалы дела № А33-27179/2018, ВС отметил, что согласно ст. 3 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юрлицом или ИП конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст. 15 Закона о лицензировании). «В связи с этим в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат», – отметил Верховный Суд.

Высшая инстанция сослалась на ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса, в соответствии с которой лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса реестр лицензий субъекта РФ должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. «Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии», – подчеркивается в определении.

Суд заметил, что в силу ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса в редакции, действовавшей в 2017 г., если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

С учетом изложенного, указал ВС, осуществление юрлицом или ИП на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).

Верховный Суд также сослался на абз. 2 п. 35 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»: если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Читайте также:
Как стать застройщиком многоквартирного дома

Кроме того, Суд указал, что фактическое оказание учреждением услуг в соответствии с условиями договора управления и правильность исчисления за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. размера оплаты услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги, используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и коммунальные услуги по электроснабжению, службой надзора под сомнение не ставились, в акте проверки и оспоренном предписании выводы по данным обстоятельствам отсутствуют.

«При таком положении у службы надзора не имелось правовых оснований для вывода о незаконном осуществлении учреждением деятельности по управлению спорными многоквартирными домами и выставлении их жителям платежных документов за период отсутствия дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий Красноярского края, поскольку выставление платежных документов для оплаты является следствием оказанных заявителем жилищно-коммунальных услуг», – резюмировал ВС.

Также высшая инстанция отметила, что вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2019 г. по делу № А33-5465/2018 приказ службы надзора от 27 февраля 2018 г. № 69-ОДЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий признан недействительным как не соответствующий ЖК РФ, приказу Минстроя России от 25 февраля 2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации». Тогда же на службу надзора была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.

Таким образом, Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу и признал предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края недействительным.

В комментарии «АГ» адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов положительно оценил определение ВС, отметив, что Суд отошел от формального подхода, которым злоупотребили нижестоящие инстанции. «Суд в очередной раз напомнил, что самым важным при регулировании взаимоотношений сторон являются фактически сложившиеся отношения. Отсутствие лицензии может иметь последствия в виде привлечения к ответственности (ст. 14.1 КоАП РФ), однако совсем не обязательно, что за этим должно следовать признание незаконным и необоснованным факта оказания услуг и получения за это денежных сумм», – указал Александр Немов. По его мнению, судам необходимо оценивать действия и реакции второй стороны соглашения и иные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о правомерности действий лица, оказывающего услугу, в том числе и по содержанию общего имущества дома.

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев посчитал, что выводы Верховного Суда полностью соответствуют нормам материального права, регулирующим данную сферу деятельности. «Отказывая в удовлетворении требования управляющей компании о признании предписания контролирующего органа незаконным, нижестоящие суды фактически руководствовались только предписанием, которое было основано на нескольких нормах закона (указаны в определении ВС). При этом очевидно, что контролирующим органом и судами данные нормы закона были неверно истолкованы, поскольку в действительности из них не следует, что невнесение или несвоевременное внесение лицензиатом конкретного дома в список обслуживаемых домов влечет невозможность его обслуживания и начисления платы за оказанные коммунальные услуги», – отметил Илья Прокофьев.

Адвокат полагает, что Верховный Суд верно пришел к выводу, что услуга в любом случае оказана надлежащим образом. При этом ВС отметил, что лицензия на осуществление деятельности по обслуживанию многоквартирных домов выдается без привязки к адресу дома и действует на всей территории субъекта РФ. «Данная категория споров в практике встречается не часто, однако в целом оспаривать предписания контролирующих органов всегда довольно сложно, поскольку судами при рассмотрении дел презюмируется достоверность и правильность установленных предписанием контролирующего органа обстоятельств, что на практике бывает не так», – заключил Илья Прокофьев.

Вопрос-ответ

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии ?

Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа – единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Читайте также:
Домашнее производство на дому для продажи

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
25.12.2015 № 938/пр “Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации”.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия).
К заявлению обязательно прилагаются:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом – копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

Лицензия на управление многоквартирным домом: как жилищная инспекция шантажирует участников рынка и что с этим делать?

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Читайте также:
Требования к балконам многоквартирных домов

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
– адрес многоквартирного дома;
– основания заключения, прекращения или расторжения договора управления – реквизиты договора управления многоквартирным домом;
– данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
– данные о реорганизации лицензиата (если она была)
– копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
– копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
– копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
– ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
– опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
– о внесении изменений в реестр
– об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
– о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
– разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
– направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Читайте также:
Какие документы нужны для газификации частного дома

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
– в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
– в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Лицензия управляющей компании ЖКХ

Все организации и ИП, занятые в области жилищно-коммунального хозяйства, обязаны получить лицензию на проведение предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами. Получение лицензии ЖКХ является обязательным условием ее работы. Лицензию управляющей компании выдает Госжилнадзор или местная Лицензионная комиссия, занятая обслуживанием собственников жилой недвижимости. Компании в сфере ЖКХ могут получить лицензию сроком на 5 лет с возможностью дальнейшего продления ее действия. Порядок лицензирования установлен законом.

Правовые основы лицензирования управляющих компаний ЖКХ

В основе функционирования управляющих компаний ЖКХ лежат положения Жилищного кодекса, в частности статья 193. Также имеет важное значение Постановление Правительства No1110 28.10.14 «О лицензировании». В нем конкретно перечислены требования к соискателям лицензии, документы, необходимые для оформления, положение о реестре. В современном виде работа управляющих компаний получила свое оформление с 2014 года, после принятия ФЗ N 255-ФЗ об изменениях в ЖК РФ. С мая 2017 года государственный закон запрещает деятельность по управлению многоквартирными домами без оформления лицензии.

Деятельность организации в сфере ЖКХ без лицензии является основанием для привлечения ее к административной ответственности и штрафу. В Приказе Министерства строительства РФ N 789 от 5.12.14 г. регламентирован порядок прохождения экзамена руководителей управляющей компанией.

В этих условиях перед управляющими компаниями остро встает вопрос о правильности оформления лицензий. Грамотно выбрав консалтинговую юридическую организацию, вы избежите проблем с законом. ГК «Гефест Консалт» предлагает свои услуги по оформлению лицензии ЖКХ, окажет профессиональную помощь и консультацию, проведет при необходимости аудит деятельности вашей организации. При оформлении лицензии ЖКХ необходимо пройти тестирование. Наши специалисты помогут с повышением квалификации ваших сотрудников.

Кому необходима лицензия в сфере ЖКХ

От обязательного лицензирования освобождаются:

  1. Жилищные кооперативы, созданные жильцами в пределах одного многоквартирного дома;
  2. ТСЖ (Товарищество собственников жилья) из нескольких многоквартирных домов.

Остальные управляющие компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством многоквартирного дома, должны получать лицензию.

Перечень работ которые подлежат лицензированию:

  • Водоснабжение, а также мероприятия по энергосбережению;
  • Водоотведение и прокладка труб, ремонт трубопроводов, в том числе канализационных;
  • Системы вентиляции воздуха, системы центрального кондиционирования;
  • Вывоз, переработка мусора и ТБО;
  • Лифтовое хозяйство многоэтажных домов;
  • Слаботочные системы в многоквартирных домах (связь, интернет, телевидение);
  • Молниезащита;
  • Пожарная безопасность;
  • Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;
  • Санитарно – эпидемиологическая обработка;
  • Благоустройство придомовых территорий.

ТСЖ и ЖСК, управляющие компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в этих направлениях без получения лицензии, могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 тысяч рублей.

Читайте также:
Шум в жилых домах законодательство

Документы, требования и порядок получения лицензии ЖКХ

Как уже упоминалось, лицензии выдает Государственный жилищный надзор государственный орган, существующий в каждом административном районе. Эта организация выдвигает многочисленные требования и условия к организации лицензиату, при условии выполнения которых он будет допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Требования к организациям лицензиатам:

  • Обязательная регистрация как ИП, либо юридического лица на законных основания в Российской Федерации;
  • Наличие материально-технической базы, позволяющей вести деятельность в области обслуживания населения. В это определение входит не только наличие соответствующего оборудования, но и офиса, в виде нежилого помещения для приема граждан;
  • Наличие штатного персонала, включая бухгалтеров, электриков, сантехников и работников других специальностей;
  • Важным моментом, который получил освещение в новой редакции закона, является соблюдение управляющей компанией стандартов в области раскрытия информации, согласно Постановлению Правительства N 731 от 23.09.2010 г..

Какие документы должен предоставить лицензиат?

  • Нотариальные копии юридических документов, подтверждающих легальность функционирования юридического лица – Свидетельство о регистрации, справка о постановке на учет в налоговой, Устав, справка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, ИНН руководителя и др.;
  • Документы о праве собственности или аренды офисного помещения;
  • Документы об образовании и копии трудовых работников управляющей компании;
  • Свидетельства и Удостоверения о прохождении повышения квалификации работниками организации;
  • Документы на техническое оборудование, используемое для осуществления деятельности в области ЖКХ;
  • Справку об уплате госпошлины;
  • Приложение с адресами подписавших договор на управление с УК многоквартирных домов, где лицензиат будет производить свою коммерческую деятельность.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 14 часов назад

Лицензирование МКД

Правила предоставления государственной услуги.

Отдел лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края представляет государственную услугу по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Услуга предоставляется:
а) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Российской Федерации в установленном законом порядке, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами;
б) физическим и юридическим лицам, физическим лицам или юридическим лицам, имеющим намерение получить сведения о конкретной лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению много-квартирными домами в виде выписки из реестра лицензий и (или) иной информации по предоставлению государственной услуги.
Правила оказания государственной услуги регламентированы административным регламентом предоставления комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного приказом комитета от 18 апреля 2018 г. № 20-П, и размещенного на официальном сайте комитета: http://krgk.khabkrai.ru.

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Комитета и должностных лиц в части обжалования действий в рамках предоставления государственной услуги.

Заявитель вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать решения и действия (бездействие) Комитета, а также его должностных лиц, государственных служащих, принятые (осуществленные) ими в ходе предоставления государственной услуги.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения Лицензирующего органа, должностных лиц, государственных служащих Лицензирующего органа, осуществленные и принятые ими в ходе предоставления государственной услуги.
Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в Лицензирующий орган жалобы в письменной форме, в том числе в виде электронного документа, а также в устной форме (на личном приеме).
Жалоба в досудебном (внесудебном) порядке подается на имя руководителя Лицензирующего органа.
Жалоба на решение, принятое руководителем Лицензирующего органа или лицом, его замещающим, подается в Правительство Хабаровского края.
Жалоба, поступившая в Лицензирующий орган, подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Лицензирующего органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) признание правомерными действий (бездействия) и решений должностных лиц, государственных служащих Лицензирующего органа, осуществленных и принятых ими в ходе исполнения государственной функции, и отказ в удовлетворении жалобы;
2) признание действий (бездействия) и решений должностных лиц, государственных служащих Лицензирующего органа, осуществленных и принятых ими в ходе предоставления государственной услуги, неправомерными и определение мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Решение по результатам рассмотрения жалобы оформляется в виде мотивированного письма (ответа) заявителю.
Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме по почтовому адресу, указанному в жалобе, или по желанию заявителя в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

Читайте также:
Можно ли сносить стены в панельном доме
Вопрос-ответ

Вопрос: Какие документы нужно предоставить в комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД?

Ответ: К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);

б) копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;

в) копия приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;

г) опись прилагаемых документов.

Также заявитель вправе представить:

а) выписку из ЕГРЮЛ;

б справку об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления ;

в) копию платежного поручения об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с отметкой банка о принятии.

Вопрос: От имени кого производится оплата государственной пошлины за предоставление государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению МКД?

Ответ: Оплата государственной пошлины (30 000 рублей) за предоставление государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению МКД, производится от имени управляющей компании, путем безналичного перечисления денежных средств по реквизитам, указанным на сайте комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в разделе “Для граждан” → “Собственнику жилья” → “Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере управления МКД”.

Вопрос: Кто и каким образом может подать заявление для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД?

Ответ: Заявление о предоставлении лицензии подается соискателем лицензии лично или может быть подано представителем на основании доверенности. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, по адресу: 680021, Амурский бульвар, д. 43.

Вопрос: Надо ли получать лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным кооперативам?

Ответ: Получение лицензии товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вопрос: Что относится к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?

Ответ: Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и к лицензиату при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами являются:

а) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

б) наличие у руководителя лицензиата, соискателя лицензии, а также лица, на которого внутренними документами лицензиата, соискателя лицензии возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме квалификационного аттестата;

в) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) отсутствие в реестре лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

д) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

е) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами?

Ответ: Осуществлять деятельность без лицензии имеют право товарищества собственников жилья, потребительские и жилищно-строительные кооперативы. Управляющие компании обязаны получить лицензию.

Вопрос: Какой размер государственной пошлины подлежит оплате за сдачу квалификационного экзамена?

Ответ: За прием квалификационного экзамена плата не взимается.

Вопрос: Какой размер госпошлины за получение (переоформление) лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?

Ответ: Размер госпошлины за предоставление лицензии составляет 30 тысяч рублей, за переоформление – 5 тысяч рублей.

Вопрос: В течение какого времени управляющая компания, обратившаяся в орган государственного жилищного надзора, может получит лицензию?

Ответ: Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) составляет 45 рабочих дней со дня его поступления в орган государственного жилищного надзора.

Вопрос: Будет ли осуществляться проверка соискателя лицензии (управляющей компании), обратившегося за получением лицензии, и если да, то в чем суть проверки и кем она будет осуществляться?

Ответ: Перед выдачей лицензии в отношении соискателя лицензии будет проведена внеплановая документарная проверка на предмет соответствия лицензионным требованиям:

– управляющая компания должна быть зарегистрирована на территории РФ в качестве юридического лица;

– отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее;

– наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа – единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

– отсутствие у должностного лица лицензиата неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Читайте также:
Как оформить пристройку к многоквартирному дому

– отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице соискателя лицензии;

– отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, выданной ранее лицензиату, соискателю лицензии;

Проверку будет осуществлять орган государственного жилищного надзора.

Вопрос: Что является основанием для отказа соискателю лицензии (управляющей компании) в предоставлении лицензии?

Ответ: Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и наличие в предоставленных соискателем заявлении и документах недостоверной и (или) искаженной информации.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензий, выданных ранее, исчисляется с 11 января 2018 года. По истечении срока действия лицензия продлевается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Может ли действие лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами быть приостановлено?

Ответ: Не может, это определено Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 6 статьи 192).

Вопрос: Как лицензиату внести многоквартирный дом в реестр лицензий Амурской области?

Ответ: В случае заключения лицензиатом договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в МКД, согласно частью 2 статьи 198 ЖК РФ, данные сведения лицензиат обязан разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) и направить в орган государственного жилищного надзора. Перечень документов, необходимых для внесения МКД в реестр лицензий, порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий определены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр. Аналогичные требования предъявляются и в случае расторжения, прекращения договора управления.

Вопрос: В какой срок необходимо разместить сведения о МКД в ГИС ЖКХ и направить в орган государственного жилищного надзора?

Ответ: В течение 5-ти рабочих дней с даты заключения, расторжения, прекращения договора управления многоквартирным домом.

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований?

Ответ: Административная ответственность установлена статьей 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: Повторное получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в случае ее аннулирования?

Ответ: Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации одним из лицензионных требований является отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (п. 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрено повторное получение лицензии тем же юридическим лицом в случае ее аннулирования.

  1. Каким нормативно-правовым актом в соответствии с действующим законодательством РФ предусмотрен порядок к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5 марта 2019 г. вступил в силу приказ Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор”.

При этом ранее действовавший приказ Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр признан утратившим силу.

Домовая книга на квартиру или частный дом: что это такое, где она находится, где ее взять или получить и зарегистрировать?

Домовая книга – необходимый документ частного жилого помещения.

Домовая книга оформляется в каждом частном жилом помещении.

Это своеобразный журнал регистрации, в который вносятся сведения обо всех гражданах, зарегистрированных на данной жилплощади. Где берут домовую книгу?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Домовая книга: что это такое и где взять?

Домовая книга – это журнал формата А 4 на печатной основе. Где взять домовую книгу? Реализацию подобных специальных бланков осуществляют торговые организации, специализирующиеся на продаже канцелярской продукции.

Иногда её продажей занимаются органы ФМС, в которых производится последующее оформление записей.

Домовая книга представлена в двух видах: форма № 11 и форма № 18 . Отличаются они ориентацией страниц – книжной и альбомной соответственно.

Данный документ должно иметь любое жилое помещение – квартира, дом, комната – при условии, что оно является отдельным домовладением.

ДК содержит в себе сведения о собственниках жилого помещения и о лицах, зарегистрированных в данном помещении.

Список собственников и зарегистрированных в помещении не всегда совпадает. Существуют случаи, когда собственник жилья зарегистрирован в другом месте. Равно как и не все, проживающие в квартире лица, являются собственниками помещения.

Где и как оформить?

Сам по себе бланк не является документом. Для приобретения им законной силы нужно обратиться в ФМС или паспортный стол при ТСЖ.

Оформить домовую (поквартирную) книгу может собственник помещения (при долевой собственности любой из владельцев доли). Порядок оформления закреплен Приказом ФМС № 364 от 23 декабря 2009 г..

В заявлении собственник указывает причину оформления документа – первичная выдача, утрата, порча и др.

При подаче заявления кроме бланка вам понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт (или паспорта) собственника (ов).
  2. Свидетельство (а) собственности на помещение.
  3. Бланк установленного образца.
  4. Старая домовая книга (в случае если она пришла в негодность).

При первом оформлении ДК к данному списку необходимо приложить документ, отражающий способ приобретения прав на жилое помещение.

Читайте также:
Как рассчитывается налог на частный дом

Это может быть один из следующих документов:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Дарственная.
  3. Завещание.
  4. Договор приватизации.
  5. Документы на обмен.
  6. Договор с застройщиком.
  7. Иной документ, подтверждающий права.

С полным перечнем вариантов документов, предоставляемых для оформления, можно ознакомиться в Приказе ФМС от 11.09.12 г. № 288 в редакции 19 января 2015 г.

Сотрудники соответствующей организации принимают заявление и документы и начинает процедуру оформления. Книга при этом прошнуровывается и скрепляется печатью.

На обложке книги указывается точный адрес жилого помещения. Далее на страницах, в соответствии с графами, записываются сведения обо всех зарегистрированных на данной жилплощади: ФИО, паспортные данные, сведения о документах на квартиру, дата регистрации по данному адресу.

Сведения, внесённые в домовую книгу, дублируются в учётной карточке по форме 10. Сроки оформления обычно не превышают одного дня. Для получения готовой домовой книги вам также придётся предъявить паспорт.

Где находится домовая книга на квартиру после оформления? Далее документ хранится у собственника помещения, все записи, при изменении списка прописанных в квартире имеют право вносить только сотрудники ФМС или паспортного стола.

Документ, оформляемый на квартиру и частный дом, имеет некоторые отличия.

ДК на квартиру

Имеет наименование поквартирная книга. Она включает в себя три раздела: титульный лист, сведения о владельцах, информация о прописанных жильцах.

Во втором разделе указываются ФИО собственников, размер долей в помещении, дата получения прав собственности.

В третьем разделе указываются ФИО и дата рождения прописанных, их паспортные данные, сведения о постановке на военных учет (при наличии), сведения о дате регистрации или выписки.

Те же сведения и плюс к ним указание родства с собственниками содержит и учётная карточка формы 10 .

ДК на частный дом

Где получить домовую книгу на частный дом? Оформление домовой книги на частный дом аналогично ДК на квартиру.

Единственным отличием может быть требование предоставления кадастрового паспорта на помещение.

Варианты оформления

Получение в МФЦ

Служба единого окна или МФЦ, созданная в каждом муниципальном образовании в недавнем времени, также занимается оформлением домовых книг.

Процедура оформления домовой книги в данной организации такая же, как и в органах ФМС. Документ готовится в течение 5 рабочих дней и выдаётся на руки собственникам жилых помещений.

Передача принятого заявления и копий предоставленных вами документов в соответствующие органы проводится сотрудниками МФЦ без вашего участия. Готовый документ вы также получаете в МФЦ, дату получения вам сообщат дополнительно.

Через интернет

При помощи сети Интернет оформить домовую книгу нельзя, так как для её оформления необходимо личное присутствие собственников.

Через портал Госуслуг возможно лишь оформление выписки из существующей домовой книги. Также можно заказать чистый бланк документа через интернет-магазин.

Нарушения при оформлении записей

Некоторые владельцы жилых помещений недооценивают роль данного документа и вносят в него самостоятельно недопустимые записи и пометки. Они считают, что создавая беспорядок в записях, смогут избавиться от прописанных в ней неугодных им личностей.

Иногда по незнанию меняется запись названия улицы на титульном листе, если улицу переименовали власти. Недооценивается значение отметки о смерти одного из зарегистрированных на жилплощади граждан. Недопустимо также вырывание страниц из домовой книги.

Все эти нарушения могут создать проблемы при оформлении сделок отчуждения жилплощади. Документ будет считаться недействительным, и вы не сможете по нему оформить выписку или необходимую справку.

Такое отношение к данному документу не допустимо. Все записи в домовую книгу могут вносить только должностные лица, каждая запись должна сопровождаться штампами.

Если получена новая книга по причине замены испорченной или после того, как в старой нет места для записей, старый экземпляр не уничтожается, а хранится в качестве архивного документа.

Иногда домовые книги не портятся, а теряются. О том, как восстановить домовую книгу на частный дом, если она утеряна, узнайте здесь.

Если сменился собственник

Домовая книга – это документ жилой площади. При продаже или любом другом виде отчуждения недвижимости, ДК передаётся новому хозяину. Новый собственник приобретает ответственность за хранение и ведение документа.

О том, нужна ли домовая книга при покупке дома или квартиры, читайте здесь.

Домовая книга – это фактически паспорт вашей квартиры, поэтому отнеситесь к её оформлению и хранению должным образом, во избежание каких-либо проблем.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Домовая книга на частный дом: как оформляется и нужна ли

Учет населения – одна из функций государственных органов. Для реализации этой задачи необходимо составлять специальные документы. Домовая книга на частный дом отражает информацию о прописанных и выписанных жильцах. Получить этот документ можно через уполномоченные государственные учреждения. Инициатором оформления книги должен выступать собственник дома.

Понятие и цель ведения домовых книг

Домовая книга (ДК) – форма учёта граждан, действующая по всей территории России. Раньше (до 2016-го года) это было официальное подтверждение регистрации человека по месту жительства, составляемое на все изолированные домовладения. И оформлением этого документа занималась Федеральная миграционная служба.

В настоящее время функции регистрационного учета граждан переданы УВМ МВД РФ. В связи с этим был отменен действующий раньше административный регламент. Сейчас действует другой, на основании приказа МВД 31.12.17 № 984 . Согласно ему, вести домовые книги не требуется.

Для тех же кто интересуется этим документом, стоит пояснить, что такое домовая книга на частный дом. Это бумажный журнал формата А4, который бывает двух форм: №11 и №18. Отличия между ними заключаются в ориентации страниц.

Бланки можно купить в магазинах с канцелярскими товарами, хотя раньше их бесплатно выдавали в подразделениях МВД.

Бланк сам по себе не является официальным документом. Чтобы он обрел законную силу, нужно зарегистрировать его в региональном управлении по вопросам миграции или паспортном столе.

Не каждому собственнику недвижимости понятно, зачем нужна была домовая книга для частных домовладений. Этот документ должен был быть в каждом жилом помещении – квартире, доме или комнате, при условии, что они имеют статус отдельного жилья. В журнале содержится информация о собственниках помещения и о других лицах, которые зарегистрированы в нём.

Читайте также:
Размеры санузлов в жилых домах

Согласно порядку, при регистрации ДК собственник пишет заявление, в котором указывает причину обращения:

  • первичная выдача;
  • утрата старого журнала;
  • порча ДК и так далее.

Как было сказано выше, сейчас можно дать однозначный ответ на вопрос, нужна ли домовая книга для прописки в частный дом. В настоящее время она не нужна, но имеющаяся ДК может еще пригодиться в случае уточнения информации, кто и в какое время был прописан в том или ином помещении.

Оформление домовой книги

ДК оформляется в одном экземпляре независимо от того, сколько субъектов прописано или проживает в доме. Регистрировать ее должен хозяин помещения, а если жилье находится в долевой собственности – любой из владельцев доли.

Купленный бланк книги следует зарегистрировать в представительстве миграционной службы России. Зная, как сделать домовую книгу на новый частный дом, можно сэкономить время на сборе документов.

После получения бумаг уполномоченный сотрудник государственного органа определяет содержание документов и их перечень. Заверенную книгу прошивают, нумеруют и скрепляют печатью учреждения. После этого прошитый журнал возвращают заявителю. Как правило, работник миграционной службы сообщает домовладельцу, когда и где взять домовую книгу на частный дом.

Собственник дома должен самостоятельно обеспечить хранение журнала, а в случае продажи недвижимости обязан передать его новому владельцу.

Сложность процесса оформления ДК заключается в том, что порядок четко не регламентирован законодателем. При получении журнала приходиться ориентироваться на установки местных органов власти. Да и форма журнала может отличаться в зависимости от региона.

Поскольку оформлением документа занимаются миграционные органы, в местное подразделение можно обращаться по всем вопросам, связанным с ДК, в том числе по поводу того, как получить домовую книгу на новый частный дом.

Документы для оформления ДК

Для первичного получения домовой книги на частный дом нужно предоставить:

  1. Заявление в стандартной форме, в котором указывается, что собственник помещения в частном секторе хочет получить книгу для самостоятельного ведения и хранения.
  2. Чистый бланк журнала.
  3. Подтверждение права собственности заявителя на дом: выписку из ЕГРН или свидетельство о праве собственности.
  4. Правоустанавливающий акт: соглашение о приватизации, купле-продаже, решение суда и так далее.
  5. Кадастровый паспорт при необходимости.
  6. Согласие сособственников, если они есть, заверенное нотариусом.

Этот список позволяет получить представление о том, какие документы нужны для домовой книги в частном доме в обязательном порядке. Кроме того, потребуется и удостоверение личности заявителя, как правило, паспорт владельца недвижимости.

В миграционной службе ДК в среднем оформляется в течение 4-5 дней. Иногда срок может затянуться до 2 недель, если появится необходимость в получении дополнительных сведений. МФЦ передает документы в управление миграции, что влияет на срок регистрации журнала.

Правила оформления ДК

Чтобы понять, как выглядит домовая книга на частный дом, нужно изучить её образец и структуру. Журнал содержит несколько разделов, подлежащих обязательному заполнению.

Сначала оформляется заголовок (шапка), в котором указывается:

  • адрес дома;
  • номер корпуса или строения;
  • название улицы, населенного пункта.

Затем заполняется первый раздел. Состоит он из трех колонок на странице и включает в себя основные данные о жильцах и жилплощади:

  • ФИО гражданина;
  • дата приобретения права собственности;
  • размер принадлежащей лицу доли в помещении;
  • сведения о площади дома.

Для ознакомления предлагаем посмотреть, как выглядит образец домовой книги на частный дом

Во 2 раздел вносятся следующие сведения:

  • регистрационный учет жильцов;
  • дата и место их рождения;
  • воинский учет граждан призывного возраста;
  • постановка/снятие лиц с регистрационного учета.

Указанная информация должна быть достоверной. Записи в журнал вносит собственник помещения или работник МФЦ на условиях договора. Последний также может ставить соответствующие печати, проверять актуальность внесенных изменений.

То же самое должны сделать те, кто не знает, как поменять домовую книгу на новую. Для этого нужно обратиться в подразделение МВД или МФЦ, указав причину, по которой приходится заменить или восстановить ДК.

Правильное ведение журнала

Нормативные документы устанавливают ряд требований, предъявляемых к ведению ДК. Так, любые изменения в журнал вносят сотрудники учреждения, в котором он был получен. Для подтверждения новых сведений нужно предъявить официальные документы. Тот, кто выдает домовую книгу на частный дом, то есть работник управления миграции, при внесении любой информации на последней странице ставит дату совершения действия и подпись.

Ведение журнала осуществляется постоянно, до момента, когда его использование станет невозможным в связи с порчей, потерей или другими факторами.

Если домовая книга пришла в негодность, а данные распознаются и читаются с трудом, выполняется копирование сведений.

Таким образом, недостаточно лишь понять, как завести домовую книгу в частном доме. Нужно её правильно вести и хранить.

Оригинал документа должен находиться у законного собственника жилья. Заполненный журнал обязательно передается наследнику или другому лицу при совершении любых сделок по отчуждению недвижимости, к примеру, в результате продажи.

Еще раз акцентируем внимание на том, где должна храниться домовая книга на частный дом. О месте хранения документа должен позаботиться собственник помещения. Хотя нужно признать, что ответственность за его утерю не предусмотрена.

При возникновении вопросов относительно правил ведения домовой книги стоит обратиться в подразделения управления миграции или к юристу.

Срок ведения домовой книги

Закон не содержит четко установленных сроков, в течение которых ДК остается действительной. Ограниченный срок действия имеет лишь выписка (справка) из домовой книги, ведь она в каком-то смысле позволяет определить, какие права дает прописка в частном доме.

Поскольку справка из ДК содержит информацию о количестве проживающих по данному адресу помещения, она входит в пакет документов для получения статуса, например, малообеспеченной или многодетной семьи. Этот статус оформляется для того, чтобы частично освободиться от уплаты налога на имущество, землю или транспорт.

С помощью сведений из выписки налоговые службы исчисляют данные о совокупном доходе совместно проживающих лиц. Она действительна в течение 30 дней.

Следует заменить журнал, если он пришел в негодность или свободные страницы закончились. Процедура ничем не отличается от первичного получения документа. Книга, которая закончилась, не уничтожается, а хранится в архиве.

Читайте также:
Дата сдачи дома в эксплуатацию: как узнать

В случае утери ДК потребуется восстановление журнала. Сколько стоит домовая книга на частный дом зависит от ее переплета. Бланк в картонной обложке с небольшим количеством страниц можно купить за 50 рублей. Его аналог в твердом переплете с числом страниц свыше 40 обойдется примерно в 300 рублей.

Тянуть с покупкой нового бланка не стоит, ведь чем больше времени пройдет после утери журнала, тем сложнее восстановить записи.

Распространенные вопросы

Поскольку жизненные обстоятельства бывают разными, при ведении домовой книги у собственников могут возникать дополнительные вопросы, например, как оформляется домовая книга на частный дом, принадлежащий 2 хозяевам. В этом случае следует зарегистрировать один журнал на всё помещение. Собственники второй половины дома должны оформить и заверить у нотариуса доверенность на совладельца, который будет представлять общие интересы в паспортном столе.

В доверенности следует указать, что уполномоченное лицо вправе выступать от лица остальных собственников в паспортном столе во время оформления и регистрации ДК на жилой дом по определенному адресу.

Также многие интересуются, как оформить домовую книгу на частный дом через МФЦ. Многофункциональные центры есть практически во всех муниципальных образованиях. В число их обязанностей входит оформление домовых книг. Для получения журнала нужно предоставить уже упоминавшийся перечень документов и заявление. ДК готовится около 5-6 дней, выдается лично собственникам жилых помещений. Забрать готовую домовую книгу можно в МФЦ.

У некоторых также возникает вопрос, как узнать, кто прописан в частном доме, без домовой книги. Один из самых распространенных способов – подача запроса в МФЦ или миграционный орган. Чтобы получить сведения о прописке в паспортном столе, нужно написать заявление по форме №11, прикрепить к нему копию паспорта или свидетельства о собственности.

Также можно обратиться в Росреестр. Понадобится заявление по установленному образцу с указанием адреса интересующей жилплощади, паспорт, свидетельство о праве собственности.

МФЦ, паспортные столы и миграционная служба предоставляют данные собственнику жилья бесплатно на основании паспорта с пропиской по указанному адресу. За сведения из Росреестра придется уплатить госпошлину в размере 300 рублей.

Следует также упомянуть, нужна ли домовая книга при продаже дома. Этот документ не требуется. Для получения информации о владельце конкретной жилплощади и прописанных в помещении гражданах достаточно оформить выписку из журнала. Она подтверждает достоверность сведений, предоставленных продавцом недвижимости.

Заключение

Домовая книга содержит данные о гражданах, которые были официально зарегистрированы на жилплощади как ранее, так и в настоящее время. Для каждого жилого объекта оформляется один журнал, даже если недвижимостью владеют несколько собственников. Документ передается от одного владельца дома к другому. В случае утери книги желательно как можно быстрее ее восстановить.

13 thoughts on “Домовая книга на частный дом: как оформляется и нужна ли”

У нас домовые книги хранятся все в администрации сельского поселения. Никогда не слышала, чтобы их на руки выдавали… Пусть уж лучше все в одном месте и под надежным присмотром)) Ходила вчера справку №8 брать, так оказывается до сих пор числится живым мой дед, умерший 14 лет назад)) не выписан из домовой книги…

У нас есть домовая книга и когда я была маленькой я абсолютно не понимала её важность, один раз мы её с сестрой чуть не выбросили. А вот мне интересно, что же всё таки делать в случае её утери.

Сейчас уже не надо ничего делать. В настоящее время ее отменили, хотя, если есть, то в каких-то ситуациях может еще пригодиться, как источник информации.

Знаю, где был прописан в 1957. Как это подтвердить?

Действительно, хотя ведение домовой книги сейчас уже не обязательно, но информация которая содержится в ней вполне может пригодиться в разных жизненных ситуациях.

Если жили в частном доме – информация берется из домовой книги. В сельских местностях с 1940-х годов в каждом сельском совете велись ” Похозяйственные книги”, сегодня они могут хранится в тех же сельских администрациях, или архивах ( районных, городских).

Если проживали в квартире – на квартиры велись “Поквартирные карточки”. Заполняли их в службах, ведавших пропиской.( в разных регионах свои – могли и паспортный стол, и ЖКХ, и др.) Карточки эти тоже длительного срока хранения.

Я живу в квартире, а не в частном доме, и у нас точно такая же домовая книга. Я не знаю, когда она точно была заведена, но иногда приходится ее пользоваться. В частности я сдавал ее в паспортный стол тогда, когда менял по возрасту паспорт.

А нельзя эти данные как-то вносить в электронном варианте, всё таки в двадцать первом веке живём!

Нет ничего надежнее бумаги подшил , в стопочку сложил – и жди, когда придет ее час. И ведь он приходит! Убеждалась неоднократно. Техника сегодня работает – а завтра – сбой, и доказывай что ты – это ты.

Домоаык книги упразденны. Вся инфа : кадастр, МВД и тд. Зачем эта статья непонятно

О том что домовые книги отменены сказано в первом разделе статьи (выделено цитатой). А информация может заинтересовать тех, кто этого не знает либо хочет знать что собой она представляла и для чего велась.

наследник умышленно не получил на руки правоустанавливающий документ на долевую собственность, но держит у себя домовую книгу из-за этого не можем продать долевое домовладение когда приходит покупатель он заявляет что он хозяин всего домовладения и поэтому требует чтобы ему при продаже домовладения остальные наследники по закону отчисли часть денег при продаже покупателю, и так длится тринадцатый год. домовладение неделимо и судом принято решение после продажи разделить вырученные деньги поровну

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: