Как получить лес на строительство дома бесплатно

Древесина гражданам для собственных нужд

Древесина гражданам для собственных нужд

Постановление департамента лесного хозяйства от 10.05.2017 №2 ” О ставках платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Владимирской области” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства от 22.08.2018 №10 “О внесении изменений в постановление департамента от 10.05.2017 №2” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства от 27.10.2017 №7 “Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Владимирской области” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства от 04.12.2017 №9 “О внесении изменений в постановление департамента от 27.10.2017 №7” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства от 26.09.2018 №13 “О внесении изменения в приложение №1 к постановлению департамента от 27.10.2017 №7” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области от 05.02.2019 №2 “О внесении изменения в приложение к постановлению департамента от 27.10.2017 №7” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области от 05.02.2019 №3 “О внесении изменения в приложение к постановлению департамента от 27.10.2017 №7” (скачать)

Постановление департамента лесного хозяйства от 05.08.2019 №17 “О внесении изменений в постановление департамента от 10.05.2017 №2” (скачать)

Бланк заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений (скачать)

Приобретение древесины для отопления (скачать)

Ремонт и реконструкция жилого дома (скачать)

Строительство, реконструкция и ремонт надворных построек (скачать)

Строительство жилого дома (скачать)

Порядок в схемах (скачать)

Граждане для собственных нужд осуществляют заготовку древесины на основании договоров купли – продажи лесных насаждений в соответствии с законом Владимирской области от 14.11.2007 № 146 – ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Владимирской области»:

  1. для строительства жилых домов – до 200 м3 многодетным семьям, которым выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства однократно из земель населенных пунктов по месту жительства, зарегистрированные по месту жительства на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними (закон Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области»);
  2. для строительства жилых домов – до 150 м3 один раз в 50 лет на семью либо одиноко проживающего гражданина;
  3. для ремонта и реконструкции жилых домов и надворных построек – до 30 м3 один раз в 10 лет;
  4. для строительства надворных построек – до 25 м3 один раз в 30 лет;
  5. для отопления жилых домов – 20 м3 ежегодно;
  6. для отопления бань – до 5 м3 ежегодно.

Граждане, пострадавшие от стихийных бедствий и пожаров, вправе заготавливать древесину в пределах нормативов, установленных законом, без учета периодичности.

В целях реализации права на получение древесины граждане могут подать заявление в любое лесничество области. В заявлении указываются следующие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество, данные документа, подтверждающего личность, ИНН, адрес фактического места проживания, контактный телефон;
  2. требуемый объем древесины в кубических метрах в пределах установленных нормативов;
  3. цель заготовки древесины;
  4. хозяйство (хвойное или лиственное).

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, государственными казенными учреждениями выносится решение о подготовке проекта договора купли-продажи, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней с даты получения заявления, либо заявление возвращается заявителю с указанием причины отказа в выделении древесины.

При отсутствии в момент обращения гражданина достаточного для заготовки объема древесины с требуемыми качественными показателями (расчетная лесосека не утверждена либо уже использована), лесничество вносит гражданина в очередь на получение древесины.

В первоочередном порядке вправе заготавливать древесину многодетные семьи, которым выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства однократно из земель населенных пунктов по месту жительства, зарегистрированные по месту жительства на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними (закон Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области»), и граждане, пострадавшие от стихийных бедствий и пожаров.

Наименование государственного казенного учреждения Владимирской области, директор ГКУ ВО

Муниципальный район

Телефон для справок:

Александровское лесничество

Тарасова Елена Владимировна

Андреевское лесничество

Лелькова Елена Валентиновна

Владимирское лесничество

Лягоскин Василий Иванович

ЗАТО г. Радужный

Вязниковское лесничество

Володина Татьяна Ивановна

8(49233)3 – 96 – 29

Гороховецкое лесничество

Дмитриев Вадим Николаевич

8(49238) 2 – 12 – 75

Гусевское лесничество

Кузнецов Алексей Павлович

8(49241) 2 – 44 – 24

Заречное лесничество

Якушкин Михаил Петрович

8(49243) 2 – 47 – 55

Камешковское лесничество

Ушаков Михаил Михайлович

8(49248) 6 – 21 – 92

Киржачское лесничество

Бондарева Татьяна Владимировна

8(49237) 2 – 20 – 03

Ковровское лесничество

И.о. директора
Пасека Григорий Николаевич

8(49232) 7 – 81 – 45

Читайте также:
Согласие на реконструкцию жилого дома: образец

Кольчугинское лесничество

Судаков Николай Александрович

Курловское лесничество

Сучков Юрий Алексеевич

8(49241) 5 – 57 – 71

Меленковское лесничество

Филимонов Валерий Константинович

8(49247) 2 – 14 – 04

Селивановское лесничество

Болду Виталий Леонардович

8(49236) 2 – 26 – 70

8(49236) 2 – 28 – 04

Собинское лесничество

Корепанов Андрей Леонидович

8(49242) 2 – 10 – 94

8(49242) 2 – 12 – 74

Суздальское лесничество

И.о. директора Зыков Роман Юрьевич

8(49231) 2 – 01 – 43

Юрьев – Польское лесничество

Как получить лес на строительство дома бесплатно

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ № 204-ЗО от 27.09.2007 г. “О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд”

(в ред. законов Челябинской области от 24.09.2009 N 473-ЗО, от 31.01.2013 N 448-ЗО, от 13.03.2014 N 666-ЗО)

Нормативы заготовки гражданами древесины:

Максимальный
объем
лесопользования
(куб. метров)

Периодичность
предоставления
соответствующего
вида
лесопользования

Деловая древесина для строительства
жилых домов на земельных участках,
предназначенных для индивидуального
жилищного строительства или ведения
личного подсобного хозяйства
с возведением жилого дома
на приусадебном земельном участке
на территории Челябинской области

Деловая древесина для капитального
ремонта и реконструкции жилых домов,
возведенных на земельных участках,
предназначенных для индивидуального
жилищного строительства или ведения
личного подсобного хозяйства
с возведением жилого дома
на приусадебном земельном участке
на территории Челябинской области

Деловая древесина для строительства
и текущего ремонта иных строений

Дровяная древесина для отопления
жилых домов с печным отоплением
(при отсутствии газового
или электрического отопления)

Дровяная древесина для отопления
нежилых помещений
(бань, хозяйственных построек)

Объем заготовки дровяной древесины для отопления жилых домов с печным отоплением (при отсутствии газового или электрического отопления) определяется из расчета 0,1 кубических метра дровяной древесины на 1 квадратный метр общей площади жилого дома, но не менее 5 кубических метров.

(часть 1-1 введена Законом Челябинской области от 31.01.2013 N 448-ЗО)

В целях устранения последствий стихийных бедствий и пожаров разрешается заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами, у которых утрачено или пострадало имущество (жилой дом, хозяйственные постройки), при наличии подтверждающих документов без учета периодичности предоставления соответствующего вида лесопользования, но в пределах максимального объема лесопользования, установленного законом.

Заготовка древесины для отопления осуществляется в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями, заселенных стволовыми вредителями деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок, а также при проведении ухода за лесом и рубок в спелых и перестойных насаждениях.

При заготовке деловой древесины гражданину отпускается дровяная древесина, образующая от деловой древесины.

При заготовке дровяной древесины, находящейся на отведенном лесном участке, деловая древесина мягколиственных пород и тонкомерная древесина хвойных пород отпускаются в пределах норматива дровяной древесины, но в размере не более чем 50 процентов от объема отпускаемой древесины.

(часть 3 введена Законом Челябинской области от 24.09.2009 N 473-ЗО; в ред. Закона Челябинской области от 31.01.2013 N 448-ЗО)

Стоимость получения древесины:

Ставки платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Челябинской области от 27.01.2015 г. № 22-П ( редакция от 20 декабря 2016г. №709-п отменена по решению суда с 01.01.2017г.).

Породы лесных насаждений

Ставка платы, рублей за 1 плотный куб. метр

Ольха черная, граб, ильм, липа

Осина, ольха белая, ольха серая, тополь

1. Ставки платы за единицу объема лесных насаждений применяются для определения размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан при проведении сплошных и выборочных рубок.

2. При заготовке сухостойной древесины при проведении сплошных и выборочных рубок ставки снижаются на 50 процентов.

За услуги (проведение выездов, составление технологической карты, заключение договора купли-продажи) лесничеством взимается плата. (Услуги, предоставляемые Лесничествами по обследованию, материально-денежной оценке лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, отбору деревьев в рубку, являются платными согласно п. 17,18 постановления Правительства Челябинской области от 08.09.2011 г. N 314-П “Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание”. Калькуляция на услуги утверждается Приказом руководителя лесничества.)

Документы, необходимые для получения древесины:

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги:

1) Заявление и документ, удостоверяющий личность. Заявление должно быть написано разборчиво. Представляемые документы не должны содержать подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления. БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ

2) Для выделения дровяной древесины для отопления жилого дома с печным отоплением: справка органа местного самоуправления о проживании заявителя в доме с печным отоплением и отсутствии газового или электрического отопления.

Читайте также:
Как приватизировать землю под частным домом

3) Для выделения дровяной древесины для отопления нежилых помещений: справка органа местного самоуправления о наличии нежилых помещений с печным отоплением.

4) Для выделения деловой древесины для строительства жилого дома на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка, и действующее разрешение на строительство.

5) Для выделения деловой древесины для капитального ремонта и реконструкции жилого дома, возведенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании жилого дома, разрешение на строительство (при проведении реконструкции), справка, выданная органом местного самоуправления, о необходимости проведения капитального ремонта;

6) Для выделения деловой древесины для строительства и текущего ремонта иных построек: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка, справка, выданная органом местного самоуправления, о необходимости проведения текущего ремонта.

В случае утраты или повреждения жилых домов, нежилых помещений, хозяйственных построек, наступивших в результате стихийных бедствий и пожаров, необходима справка, выданная территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок рассмотрения заявления, выделения и заготовки древесины:

1. Для получения древесины для собственных нужд граждане обращаются с заявлениями в Лесничество (участковое лесничество) по месту проживания.

1.1. при рассмотрении заявок на получение дровяной древесины специалист Лесничества, ответственный за предоставление государственной услуги, в течение 15 дней принимает решение о выделении древесины или отказе в заключении договора купли-продажи.

1.2. при рассмотрении заявок на деловую древесину для строительства и капитального ремонта, для строительства и текущего ремонта иных строений лесничество (участковое лесничество) в течение 5 календарных дней направляет заявление, председателю комиссии, который совместно с членами комиссии в течение 15 дней рассматривает поступившее заявление, принимает решение о выделении деловой древесины или отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Решение доводится до заявителя в письменном виде.

1.3. при отказе по причине отсутствия достаточных объемов лесных насаждений с требуемыми качественными характеристиками и с согласия гражданина получить древесину в других лесничествах области заявитель обращается в Главное управление лесами.

2. На основании принятого комиссией решения руководитель лесничества направляет уведомление в участковое лесничество и заявителю для заключения договора купли-продажи или уведомление об отказе с указанием причины отказа.

Основаниями для отказа в выделении древесины заявителю являются:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нарушение сроков ее выделения,

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками и отказа в получении древесины в других лесничествах;

в) непредоставление заявителем полного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

3. Уполномоченный представитель Управления в Лесничестве (участковом лесничестве), ответственный за рассмотрение документов, в течение 5 календарных дней после определения объема вырубаемой древесины выдает заявителю квитанции на оплату услуг по обследованию, материально-денежной оценке лесных насаждений, отбору деревьев в рубку и на оплату лесных насаждений, предоставленных заявителю, и готовит проект договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан в трех экземплярах. Заявитель вносит установленную договором плату в срок не позднее 5 календарных дней.

4. Срок заготовки и вывозки гражданами древесины для собственных нужд составляет не более 12 месяцев со дня заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. В случае если гражданин не произвел заготовку древесины до окончания срока заготовки, указанного в договоре купли-продажи лесных насаждений, гражданин теряет право на получение древесины по данному договору.

5. Участковый лесничий организует осмотр места рубки мастерами, после приемки места рубки разрешает вывозку заготовленной древесины. За нарушение требований лесного законодательства начисляются неустойки в соответствии с условиями договора купли-продажи лесных насаждений.

«Срубили льготу»: как получить дешевый лес от государства?

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

А знали ли вы, что россиянам положено по закону 100 кубов леса от государства?! Бесплатную или льготную древесину можно получить и использовать только для строительства, ремонта или отопления жилья, целевое назначение – обязательное условие получения леса.

Но просто взять и получить доски на складе не получится: в законе предусмотрено лишь право на заготовку леса на корню: рубить деревья, скорее всего, придется самостоятельно. К тому же нужно учитывать и региональные особенности – федеральное законодательство устанавливает лишь общие правила. Правовед.RU выяснил, кому положен льготный лес, на каких условиях он выделяется, и что делать для его получения.

Читайте также:
Что считается придомовой территорией многоквартирного дома

Что говорит закон?

Собственно, право на льготную древесину от государства предусмотрено лесным законодательством РФ.

Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (п. 1 ст. 30 ЛК).

При этом о бесплатном предоставлении древесины речь не идет – право на нее предусмотрено лишь для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все остальные могут получить право на заготовку по договорам купли-продажи лесных насаждений (п. 4 ст. 30 ЛК). По какому принципу они заключаются, и какие суммы вписываются в такие договоры, кодекс не уточняет.

Это, к слову, вся информация о льготной лесозаготовке из федерального законодательства. Условия получения леса от государства, порядок и нормативы лесозаготовки регулируются законодательством регионов (п. 5 ст. 30 ЛК).

Сколько леса дают?

Единого подхода у регионов нет – все зависит от климатической ситуации, объемов строительного леса, природных зон, к которым относится конкретная территория и прочих особенностей. Для урегулирования этого вопроса в каждом регионе разработана своя нормативная база для обеспечения граждан древесиной для личных нужд. Каждый регион самостоятельно определяет, сколько древесины давать:

  1. Например, по закону Новосибирской области – 100 кубов леса от государства дается на строительство однократно, 30 кубов – на ремонт раз в 10 лет, 12 кубов для отопления помещения и 5 кубов на другие бытовые нужды ежегодно (ст. 2 Закона НО № 130-ОЗ от 07.07.2007).
  2. В Белгородской области предоставляется однократно 50 кубов на строительство, 20 кубов на ремонт каждые 10 лет, и 10 кубов на отопление ежегодно (ст. 2 Закона БО № 164 от 16.11.2007).
  3. В Ростовской области предусмотрено лишь 7 кубов дровяной и 15 кубов деловой древесины ежегодно, без привязки к целям ее использования (ст. 3 Закона РО № 746-ЗС от 03.08.2007).
  4. В Краснодарском крае это 50 кубов на семью однократно для строительства, 25 кубов для ремонта раз в 10 лет, 20 кубов на ремонт и строительство хозпостроек, и 0,15-0,3 куба на каждый квадрат жилой площади для отопления (ст. 8 Закона КК № 1321-КЗ от 27.09.2017).
  5. А, например, по закону Свердловской области – 100 кубов леса от государства на жилищное строительство (раз в 40 лет), 25 кубов на строительство иных построек, кроме домов (раз в 25 лет), 25 кубов на ремонт и реконструкцию (раз в 7 лет), 2 куба для собственных нужд (раз в 3 года) и 10 кубов на отопление ежегодно (ст. 3 Закона СО № 152-ОЗ от 03.12.2007).
  6. В Ленинградской области – 150 кубов на строительство раз в 10 лет, 50 кубов на ремонт раз в 10 лет, и по 15 кубов на бытовые нужды раз в 5 лет и отопление ежегодно (ст. 2 Закона ЛО № 108-ОЗ от 28.06.2007).

Как видим, в различных регионах объемы разрешенной лесозаготовки отличаются. В среднем, это 100 кубов леса от государства на строительство дома, о встречаются и нормативы в пределах 50-300 кубометров.

Кому и почем?

Получить лес могут не прям все желающие, а только те, кто в этом действительно нуждается. Например, в той же Новосибирской области, чтобы получить разрешение на заготовку леса для строительства нужно представить документы, подтверждающие наличие в собственности земельного участка для ИЖС + копию уведомления о планируемом строительстве. А если дрова нужны на отопление – копию справки, подтверждающей, что в доме нет центрального отопления (ст. 1 Закона НО № 130-ОЗ от 07.07.2007).

Могут быть предусмотрены и дополнительные условия. Например, если вы намерены получить лес в Республике Коми на строительство дома, нужно доказать, что на вашем участке уже стоит готовый фундамент (ст. 4.2 Закона РК № 136-РЗ от 27.12.2006)

То есть, если вы живете в квартире и хотите построить себе дачу или, скажем, беседку в общем дворе, получить лес от государства, как бесплатный, так и по льготной цене, не получится. Нужно доказать нуждаемость в древесине.

Бесплатная лесозаготовка в регионах существует лишь в качестве исключения. Кроме коренных малочисленных народов некоторые субъекты предоставляют такое право, например, ветеранам ВОВ и локальных вооруженных конфликтов. В основном же древесина предоставляется по договорам купли-продажи на льготных условиях – по специальной ставке. Они, естественно, от региона к региону отличаются.

Например, по закону Алтайского края 100 кубов леса от государства обойдутся от 20 до 30000 рублей в зависимости от породы дерева и качества древесины (постановление Администрации Алтайского Края № 283 от 26.07.2007). В Краснодарском крае максимальная цена значительно выше и может достигать 147000 за 100 кубов крупного дуба, ясеня или клена (постановление губернатора КК № 1000 от 24.010.2007). Менее благородные породы значительно дешевле.

Читайте также:
Нормативы строительства жилого дома на земельном участке

Средняя цена по стране – 63 рубля/кубометр, но эта цифра может значительно варьироваться в зависимости от региона, качества дерева и расстояния его вывозки. По такой ставке в средней полосе России покупка материала на строительство дома на 100 квадратов обойдется в 3-4 тысячи рублей. Плюс, могут быть предусмотрены скидки:

  • во-первых, для льготных категорий населения – пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других может быть установлена скидка в 50%;
  • во-вторых, на покупку древесины более низкого качестве – чем больше испорчено дерево, тем больше скидка, вплоть до 90%.

Как получить льготный лес?

Главная задача гражданина – получить разрешение на лесозаготовку. Выдает такие разрешения областной исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере лесных отношений. Как правило, это региональное Минприроды и его органы на местах. Порядок получения такого разрешения стандартный, но регулируется также местными НПА. Например, Постановление Правительства Удмуртской Республики № 486 от 28.10.2015 регулирует, как получить лес на строительство дома в Удмуртии. Рассмотрим порядок на примере этого региона. Для получения леса нужно:

  1. Подать в Министерство или его орган заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд. К нему прилагается:
    • копия паспорта;
    • копия документов на земельный участок для ИЖС, ЛПХ или садового хозяйства;
    • копия документов о пользовании жилым домом, в том числе о его повреждениях.
  2. В 30-дневный срок министерство проверяет документы и если все в порядке, принимает решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, о чем письменно уведомляет заявителя.
  3. В 30-дневный срок с момента получения уведомления заявитель должен явиться в министерство для заключения договора купли-продажи. Его проект готовится по типовой форме.
  4. После заключения договора в течение календарного года покупатель древесины должен произвести ее заготовку: выехать в лесничество, проконтролировать выбор дров, организовать их заготовку.

Пилим сами

Что важно: просто поехать на пилораму и получить на основании договора машину дров не получится – государство предоставляет право на заготовку «на корню», пилить деревья и обрабатывать сруб придется самому или за свой счет нанимать кого-то для этой работы. Причем лесничество, вероятно, самостоятельно выберет для вас деревья и укажет, на каком участке леса они находятся. Остальные работы по срубу, вывозу и обработке леса ложатся на плечи заявителя. Но даже при таких расходах и хлопотах, получать древесину от государства выгоднее, чем покупать ее по рыночным ценам.

Министерство лесного комплекса Иркутской области

  • События
  • Итоги работы
    • Перечень государственных услуг
    • Контроль и надзор
    • Нормативно-правовые акты Иркутской области
    • Нормативно-правовые акты РФ
    • Нормативные документы министерства
    • Ненормативные правовые акты министерства
    • Лесной план
    • Лесохозяйственные регламенты лесничеств
    • Административные регламенты
    • Проекты административных регламентов
    • Проекты нормативно-правовых актов
    • Проекты стандартов качества
    • Целевые программы
    • Региональный проект “Сохранение лесов”
    • 415 ФЗ
    • Персональные данные
    • Антимонопольный комплаенс
    • Архив
    • Текущее состояние лесопромышленного комплекса Иркутской области
    • Информация о предприятиях лесного комплекса
    • Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов
    • Меры государственной поддержки
    • Координационный совет по развитию лесопромышленного комплекса Иркутской области
    • Общественные организации
    • Выставки, конференции, семинары, конкурсы
    • Контакты
    • Задачи и функции отдела
    • Нормативные документы
    • Деятельность отдела воспроизводства лесов
    • Информация о проектах лесовосстановления
    • Реестр лесных питомников
    • Контакты
    • Задачи и функции
    • Деятельность
    • Нормативные документы
    • Информация для разработчиков
    • Контакты
    • Деятельность отдела
    • Задачи и функции отдела
    • Электронные услуги
    • Нормативные документы
    • Административные регламенты
    • Информация об использовании лесов в лесном фонде Иркутской области на праве аренды, праве безвозмездного пользования и праве постоянного (бессрочного) пользования
    • Задачи и функции отдела
    • Информация для разработчиков
    • Нормативные документы
    • Информационные материалы на стендах
    • Вопрос-ответ
    • Нормативная правовая база по работе с обращениями граждан и организаций
    • Нормативные документы
    • Задачи и функции отдела
    • Производственный охотничий контроль
    • Обобщение практики по осуществлению государственного охотничьего надзора
    • Результаты проведенных проверок
    • Контакты
    • Проверочные листы
    • Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца
    • Программа профилактики
    • Нормативные документы
    • Задачи и функции отдела
    • Деятельность отдела
    • Контроль и регулирование
    • Государственные услуги
    • Информация для граждан
    • Информация для охотпользователей
    • Форма и сроки предоставление отчётности
    • Контакты
  • Условия получения лесоматериалов

    • Назад
    • Приложение 1. Закон Иркутской области от 10 ноября 2011 года № 109-ОЗ
    • Приложение 2. Закон Иркутской области от 9 января 2019 года № 1-ОЗ

    Если Вы не реализовали право на заготовку древесины для собственных нужд в соответствии с нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленными статьей 3 Закона № 109-ОЗ необходимо обратиться с заявлением (Приложение 3) и приложенной копией документа, удостоверяющего личность, в территориальное управление министерства (Приложение 4) путем личного обращения, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо через организацию почтовой связи.

    Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 11 января 2016 года № 5-пп “Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд” (Приложение 5), документами, необходимыми для принятия уполномоченным органом решения о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, являются:

    Читайте также:
    Акт приема передачи многоквартирного жилого дома: образец

    1) для цели отопления:

    правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на жилое помещение, хозяйственные постройки с печным отоплением;

    технический паспорт (технический план) жилого помещения, хозяйственных построек либо иной документ, содержащий сведения о наличии печного отопления;

    2) для цели возведения строения:

    правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок;

    разрешение на строительство или уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, если такие документы требуются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) для цели текущего или капитального ремонта жилого помещения:

    правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на жилое помещение;

    технический паспорт (технический план) жилого помещения;

    4) для цели строительства хозяйственных построек – правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок;

    5) для цели ремонта хозяйственных построек – правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на хозяйственные постройки, а при их отсутствии – правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок.

    Самостоятельно представляемые заявителем документы представляются в копиях, заверенных в установленном законодательством порядке (при обращении через организацию почтовой связи), либо в копиях с одновременным предъявлением оригиналов указанных документов (при личном обращении).

    После рассмотрения и принятия положительного решения Ваше заявление будет зарегистрировано в электронном реестре учета заявлений граждан (далее – реестр).

    Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается с гражданином в зависимости от вида нужды в срок:

    1) для цели отопления – не позднее чем через 65 календарных дней с даты регистрации заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в реестре;

    2) для целей возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек – не позднее чем через пять лет с даты регистрации заявления в реестре.

    При наступлении очередности Вы сможете заключить договоры купли-продажи лесных насаждений для нужд отопления, возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек или, отказавшись от указанных договоров, получить лесоматериал в качестве дополнительной меры социальной поддержки.

    Как получить лес от государства на строительство и ремонт дома в 2021 году

    Каждый россиянин имеет право на лес. Государство готово предоставить гражданам древесину для строительства и ремонта жилья, а также отопление частного дома. Разбираемся, кому положена бесплатная древесина и как ее получить?

    1. Правовое регулирование
    2. В каких целях можно получить древесину
    3. Объем древесины
    4. Стоимость
    5. Как получить древесину для собственных нужд
    6. Комплект документов
    7. Пошаговая инструкция
    8. Основания для отказа
    9. Краткое содержание

    Правовое регулирование

    Основные аспекты предоставления древесины россиянам зафиксированы в ст.30 Лесного кодекса:

    1. На основании ч.1 ст.30 Лесного кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и собственных нужд.
    2. По ч.4 ст.30 Лесного кодекса граждане могут заготавливать древесину для личных целей по договорам купли-продажи лесных насаждений.

    Конкретные правила и регламент предоставления древесины россиянам определяют регионы по своему усмотрению.

    В каких целях можно получить древесину

    Государство выделяет лес не всем желающим, а только тем, кто в нем действительно нуждается. Получить древесину безвозмездно можно для реализации следующих целей:

    1. Для строительства жилого дома.
    2. Для ремонта дома.
    3. Для печного отопления.
    4. В иных целях: например, для отопления бани или в хозяйственных целях

    Это значит, что городским жителям, проживающим в своей квартире, никто не выделит лес на строительство дачного дома на льготных условиях.

    Ежегодно свое право на бесплатную древесину реализуют 600-700 тыс.россиян. Основная цель получения – отопление дома в сельской местности.

    Использовать древесину разрешено только для личных интересов: не допускается ее перепродажа или передача третьим лицам.

    Объем древесины

    Объем древесины, на который граждане могут рассчитывать, указан в региональных правовых актах. Нормативы зависят от климатических условий в регионе и обеспеченности лесом, а также специфики используемых строительных материалов . В лесных регионах и субъектах с суровым климатом нормы выдачи больше, чем — в степных и теплых, где леса практически нет, а потребность в отоплении помещения снижена.

    Древесину в целях отопления граждане заготавливают ежегодно, тогда как право получить лес на строительство дома предоставляется раз в 20-25 лет или один раз в жизни.

    Действующие нормативы предоставления древесины следующие:

    Таблица Нормативы выдачи древесины населению в 2021 году

    Регион Строительство домов Строительство хозпостроек Ремонт и реконструкция Отопление
    Респ.Карелия До 150 куб.м раз в 20 лет До 30 куб.м. раз в 10 лет До 20 куб.м. раз в 5 лет До 15 куб.м. раз в год (отопления бани – до 3 куб.м.).
    Московская обл. До 100 куб.м раз в 20 лет До 20 куб.м. раз в 10 лет До 20 куб.м. раз в 20 лет н/д
    Хабаровский край До 150 куб.м раз в жизни До 25 куб.м. раз в 5 лет До 50 куб.м. раз в 10 лет От 5 до 15 куб.м. раз в год в зависимости от муниципалитета
    Белгородская обл. До 50 куб.м. раз в жизни Не предусмотрено До 20 куб.м. раз в 10 лет До 10 куб.м. ежегодно
    Новосибирская обл. До 100 куб.м. раз в жизни Не предусмотрено До 30 куб.м. раз в 10 лет От 12 куб.м. ежегодно
    Краснодарский край До 50 куб.м. на семью однократно До 20 куб.м. До 25 куб.м. раз в 10 лет 0,15-0,3 куб.м. на кв метр площади
    Свердловская область До 100 куб.м. раз в 40 лет До 25 куб.м. раз в 25 лет До 25 куб.м. раз в 7 лет До 10 куб.м. ежегодно
    Ленинградская область До 150 куб.м. раз в 10 лет До 15 куб.м. раз в 5 лет До 50 куб.м. До 15 куб.м. ежегодно
    Читайте также:
    Налоговый вычет на строительство дома своими силами

    А жителям Ростовской области положено всего не более 7 куб.м. дровяной и до 15 куб.м. деловой древесины ежегодно.

    Таким образом, объемы предоставляемой древесины отличаются: в среднем можно получить 100 куб.м. на строительство дома, 20 куб.м. – на хозпостройки и ремонт и еще 10-15 куб.м. на отопление.

    Стоимость

    Местные власти вправе определять перечень лиц, которым:

    • древесина положена бесплатно;
    • ее выдают со скидкой;
    • древесину нужно покупать после подписания договора купли-продажи (в любом случае у государства покупать – дешевле, если учитывать затраты на вырубку и транспортировку).

    Федеральное законодательство гарантирует право на бесплатную древесину только для коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Но регионы могут расширять перечень льготников, которым древесина положена бесплатно или со скидкой. Часто в состав льготных категорий включают ветеранов, участников боевых действий, инвалидов.

    Многодетным, малоимущим , молодым специалистам и пенсионерам в регионах могу предоставлять дополнительную скидку на древесину в размере 50%.

    Большая часть древесины от государства реализуется по договорам купли-продажи. Ставки в разных субъектах отличаются. На стоимость древесины оказывает влияние не только регион, но и порода и качество дерева, расстояние его вывозки.

    Действующие в 2021 году ставки на древесину по регионам приведены в таблице.

    Таблица Стоимость древесины от государства в 2021 году, руб.

    Регион Сосна Береза Дуб
    Алтайский край 14,5-149,8 8-74,9 33,9-337,4
    Краснодарский край 29,7-305,64 15,93-153,36 127,77-1168,28
    Курская область 128,28-461,69 62,67-230,11 287,40-1036,97
    Новгородская область 68-245 33-122 231,9-838,9

    В среднем цена древесины составляет около 160-200 руб., что существенно дешевле среднерыночной стоимости. Чтобы построить дом в 100 кв.м. потребуется примерно 50 кубов древесины от государства – в денежном эквиваленте это 8-10 тыс.р.

    Как получить древесину для собственных нужд

    Комплект документов

    Для получения древесины необходимо подготовить заявление на предоставление древесины. В заявлении необходимо указать:

    • нужный объем древесины и ее качественные характеристики;
    • наименование и местонахождение лесничества, в котором планируется вырубка;
    • цель получения.

    Заявитель должен сам просчитать свои потребности в древесине, исходя из поставленных целей.

    К заявлению прилагаются:

    • паспорт (копия с предъявлением оригинала);
    • правоустанавливающий документ на объект недвижимости или на земельный участок ИЖС для строительства дома;
    • документы, подтверждающие потребность в древесине: разрешение на строительство дома, справка об отсутствии центрального отопления в доме, справка о повреждениях дома в результате противоправных действий, ЧС или природных явлений и пр.

    В некоторых регионах предусмотрены дополнительные требования к документальному сопровождению. Например, в респ.Коми для получения леса в целях строительства дома необходимо доказать, что на вашем участке уже есть готовый фундамент.

    Пошаговая инструкция

    Алгоритм получения древесины для собственных нужд предполагает прохождение следующих этапов:

    1. Подать заявление в уполномоченную инстанцию. Обычно это Министерство природных ресурсов. Документы можно передать через МФЦ.
    2. Дождаться проверки представленной информации и приглашения для подписания договора (мотивированного отказа). Обычно это занимает 15-30 дней.
    3. Заключается договор на вырубку.
    4. Договора с местными властями нужно предоставить в лесничество, где покажут участок леса под вырубку.
    5. Заявитель должен своими силами обеспечить вырубку. Можно привлекать сторонних подрядчиков – это на усмотрении получателя.
    6. После вырубки получатель должен привести участок в порядок и сдать его лесничему.
    7. Теперь можно вывозить древесину и использовать ее по своему усмотрению.

    Право на получение древесины предполагает, что вы ее вырубите, вывезете и подготовите для использования собственными силами.

    В некоторых регионах получения бесплатной древесины придется ждать в порядке очередности. В приоритетном порядке будут обеспечивать погорельцев или пострадавших от ЧС.

    Читайте также:
    Срок службы стояков отопления в многоквартирном доме

    Основания для отказа

    Основаниями для отказа в предоставлении древесины могут стать:

    • непредоставление полного комплекта документов;
    • несоответствие целей использования разрешенным по закону;
    • превышение заявленного объема древесины;
    • отсутствие в лесничестве лесных насаждений.

    Необоснованный или немотивированный отказ можно обжаловать.

    Балкон относится к общему имуществу многоквартирного дома

    С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

    Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

    1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

    2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

    3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

    4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

    Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

    В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

    С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

    Читайте также:
    Регистрация дома на земельном участке СНТ

    Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

    Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

    Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

    Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

    1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

    2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

    3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

    4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

    5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

    6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

    7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

    8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

    9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

    Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

    В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

    Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

    Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

    Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

    Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

    Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, – она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

    Читайте также:
    Можно ли расторгнуть договор дарения на дом

    Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

    1. Дополнительные гарантии:

    – без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

    – без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

    – невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

    2.Дополнительная возможная прибыль:

    – собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

    3. Удобство использования:

    – собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

    В.Н. Игуминова,

    главный специалист-эксперт

    муниципального отдела по Омскому району

    В каких случаях и за чей счёт УО должна ремонтировать балконы

    Согласно нормативно-правовым актам РФ, к общему имуществу многоквартирного дома относится такой конструктивный элемент как балкон. Но не весь, а лишь его пол. Читайте о том, когда управляющая организация отвечает за состояние балконов в помещениях собственников и за чей счёт проводится их ремонт.

    Почему УО несёт ответственность за балконы

    В состав общедомового имущества включены несущая стена и балконная плита, по сути – пол балкона. Она признаётся ограждающей конструкцией многоквартирного дома и находится в ведении управляющей домом организации, отвечающей за содержание и ремонт общего имущества МКД (пп. «в» п. 2 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). За остальные части балкона – козырёк, крышу, парапет, а также остекление – ответственность несёт сам собственник.

    Работы, выполняемые для надлежащего содержания балконов, входят в минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. В перечень входят в том числе выявление нарушений и эксплуатационных качеств балконной плиты (п. 9 ПП РФ № 290).

    Определять состояние и при необходимости планировать ремонт балконных плит управляющая компания должна в ходе плановых осмотров. Осмотры состояния конструктивных элементов дома должны проводиться минимум дважды в год – весной и осенью (п. 2.1.1 постановления Госстроя РФ № 170).

    По результатам осмотра УО должны, согласно п. 2.1.5 постановления № 170, в течение месяца определить перечень и объём работ по ремонту балкона, если были зафиксированы деформации и повреждения имущества.

    Также УО обязана:

    • проверять правильность использования балконов жителями дома;
    • не допускать размещения на балконах громоздких и тяжелых вещей, захламления и загрязнения;
    • разъяснять жителям МКД правила эксплуатации балконов (п. 4.2.4 постановления № 170).

    Что УО должна делать для надлежащего содержания балконов

    Осмотр балкона может проводиться не только по плану управляющей организации, но и по заявлению собственника или нанимателя помещения в доме. Если при осмотре балкона УО обнаружила признаки повреждений, то, согласно п. 4.2.5 постановления № 170, организация обязана принять срочные меры и обеспечить безопасность людей, предупредив развитие деформаций.

    Порядок действий УО в такой ситуации следующий:

    1. Составить акт осмотра повреждённой балконной плиты, где следует описать характер и место повреждений, причину, если она известна.
    2. Определить характер и объём требуемых восстановительных работ.
    3. Определить источник финансирования.
    4. Если балконная плита находится в аварийном состоянии и создаёт угрозу безопасности людей, то закрыть и опломбировать вход на балкон вплоть до выполнения ремонтных работ (п. 4.2.4.3 постановления № 170).

    Оплачивают ремонт балконов всегда собственники помещений в многоквартирном доме, несущие бремя содержания общего имущества:

    1. Если требуется текущий ремонт, то источником его финансирования становятся средства, которые жители дома ежемесячно вносят в адрес УО за содержание и ремонт общего имущества дома.
    2. Если повреждения значительные и требуется капитальный ремонт, то вопрос выносится на общее собрание собственников помещений в МКД.

    Несмотря на то, что текущий ремонт, как и капитальный, отнесён к компетенции общего собрания собственников, отсутствие решения ОСС о проведении таких работ не является основанием для УО не выполнять их (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017). Текущий ремонт балконной плиты УО должна провести, не дожидаясь решения ОСС.

    Читайте также:
    Как определяется придомовая территория многоквартирного дома

    Почему суд обязал УО провести текущий ремонт балкона до капитального

    Рассмотрим несколько судебных дел, в которых собственники помещений в многоквартирных домах требовали от управляющих организаций выполнить ремонт балконных плит.

    Истец проживал в доме, требовавшем капитального ремонта, но не включённом в региональную программу. Собственник потребовал от УО выполнить работы по восстановлению балкона. Управляющая организация отказалась, сославшись на то, что балконная плита требует капитального ремонта. Истцу посоветовали инициировать ОСС.

    Тогда собственник обратился в орган ГЖН. Ведомство провело проверку и постановило, что балконная плита имеет незначительные повреждения, следовательно, её ремонт должен быть выполнен в счёт средств, вносимых жителями дома за содержание и ремонт общего имущества МКД.

    УО собрала комиссию из представителей муниципалитета, регионального БТИ, органа ГЖН. Комиссия постановила, что дом требует капитального ремонта, и его необходимо включить в региональную программу. В заключении была зафиксирована необходимость капитального ремонта спорной балконной плиты.

    Собственник подал иск в суд. На дату рассмотрения дела дом не был включён в региональную программу по капремонту. Суд заострил внимание на том, что балконная плита находится над тротуаром и создаёт опасность для жизни и здоровья людей. Принимать меры в такой ситуации обязана управляющая домом организация согласно п. 4.2.4.2 постановления №170.

    Поскольку УО не провела охранных работ и мер по восстановлению балкона, то суд постановил, что она не исполнила обязанности по содержанию и текущему ремонту балконной плиты, физический износ которой достиг предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности. Балкон угрожал жизни и здоровью граждан.

    Судья отметил, что в домах, где в ближайшие пять лет запланирован капитальный ремонт, должен проводиться текущий ремонт, обеспечивающий нормативные условия для проживания (п. 2.3.7 постановления № 170). Таким образом, суд обязал УО провести работы по текущему ремонту балконной плиты.

    Когда УО имеет право демонтировать балкон без согласия собственника

    В другом деле собственник приобрёл квартиру в многоквартирном доме и обратил внимание, что в противоречие кадастровому паспорту в помещении нет балкона. Бывший собственник квартиры пояснил, что балкон демонтирован в его отсутствие.

    Оказалось, что балконная плита находилась в аварийном состоянии, что подтверждает акт осмотра. Осмотр проводили представители управляющей организации и муниципалитета. Во избежание падения плиты было принято решение её демонтировать. УО исполнила решение.

    Новый владелец потребовал от управляющей организации восстановить разрушенный балкон. УО отказалась, сославшись на отсутствие решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении капитального ремонта. Собственник обратился в суд.

    Суд встал на сторону управляющей организации, поскольку комиссия, обследовавшая балконную плиту, составила акт о её аварийном состоянии. Износ элементов конструкции составлял более 50%, ремонту и восстановлению они не подлежали. Во избежание падения балконной плиты она была демонтирована. Работы проводились в отсутствие собственника квартиры, поскольку в ней долгое время никто не проживал.

    Восстановление балкона, как указал суд, относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Такое решение должны принять собственники на общем собрании (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Суд иск отклонил и посоветовал владельцу квартиры инициировать общее собрание собственников для принятия решения о восстановлении балконной плиты за счёт средств капитального ремонта.

    Запомнить

    По вопросу ответственности за состояние и ремонт балконов многоквартирных домом управляющие организации должны помнить следующее:

    1. В состав общего имущества МКД включён не весь балкон, а только балконная плита (пол) и несущая стена дома.
    2. УО обязана проводить осмотры и следить за состоянием общего имущества дома, в том числе балконных плит, своевременно принимать меры по восстановлению их надлежащего состояния.
    3. УО должна проводить текущий ремонт балконных плит за счёт средств, собираемых с жителей дома за содержание и ремонт общего имущества, независимо от того, принято ли соответствующее решение на ОСС.
    4. Если балконная плита требует капитального ремонта, о чём составлен акт обследования, то решение о ремонте могут принять только собственники на общем собрании. При этом УО следует провести работы в рамках текущего ремонта, если капремонт в ближайшее время не запланирован.
    5. Если собственники не приняли решение о капремонте аварийной балконной плиты, то управляющая организация вправе закрыть и опломбировать вход на аварийный балкон.

    Управляющая организация не должна игнорировать жалобы жителей дома на состояние балконов: если из-за износа балконной плиты произойдёт обрушение конструкции, то ответственность за это понесут УО и её должностные лица.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: