Как оформить пристройку к многоквартирному дому

Верховный суд разъяснил, как правильно узаконить пристройку

Градостроительные ограничения, препятствующие новому строительству или реконструкции, являются одним из способов регулирования застройки поселений, рассказывает Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . С такими особенностями и столкнулась Анна Медведкина*, которая расширила свой частный дом, пристроив к нему сарай и веранду.

Истец:Анна Медведкина*

Ответчик:Брянская городская администрация

Суд:Верховный суд

Суть спора:Можно ли легализовать пристройки, возведенные частично на земле природного заповедника?

Решение:Нельзя

После этого она решила легализовать эти постройки в судебном порядке. Обосновывая свои требования, заявитель объяснила, что возведенная недвижимость не нарушает чьих-либо прав и не влечет угрозы для жизни и здоровья граждан. Однако две инстанции отказали истцу (дело № 33-2254/2017). Суды сослались на то, что пристройки к жилому дому частично расположены на земле памятника природы регионального значения “Верхний Судок”. Соответственно, возведенные сооружения нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, решили первая инстанция с апелляцией.

Медведкина не согласилась с выводами нижестоящих судов и оспорила их в Верховный суд. ВС отметил, что территории, где истец построил сарай и веранду, более 20 лет являются зоной особого режима (дело № 83-КГ18-9). На этой земле новое жилищное строительство и достройки с постепенным выморачиванием жилья и расселением жителей в экологически благоприятные районы запрещены (решение администрации Брянской области от 25 апреля 1994 года № 31). Таким образом, “тройка” судей ВС под председательством Вячеслава Горшкова признала акты нижестоящих инстанций законными. Медведкиной не удалось легализовать свои постройки.

Эксперты “Право.ru”: “Документы для пристроек надо оформлять заранее”

Некрестьянов из Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × объясняет, что в обсуждаемом деле пристройка – это реконструкция: “В этом случае заявителю надо иметь права на участок, получить разрешение на строительство и градостроительный план, в котором будут отражены все ограничения по застройке”. Юрист добавляет, что в спорной ситуации можно было возвести сарай и веранду как хозяйственные постройки, которые не являются объектами недвижимости.

Александра Воскресенская, юрист Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 11 место По выручке 16 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × , констатирует, что в большинстве случаев суды не удовлетворяют иски о признании права собственности на самовольную постройку, если до начала строительства застройщик не предпринимал меры, направленные на легализацию объекта. Кроме того, согласно смыслу норм Градостроительного кодекса, пристройки к жилым домам могут не относиться к объектам капитального строительства, говорит эксперт. При возведении таких пристроек (например, навес) или гаража разрешение на строительство получать не требуется, утверждает Воскресенская: “После окончания работ будет необходимо лишь внести изменения в техническую документацию”.

Еще одна ситуация, которая возникает на практике, – разрешение на строительство/реконструкцию отказываются выдавать из-за наличия водоохранных и иных санитарно-защитных зон (очень часто – это земли, которые располагаются у аэропортов), отмечает ведущий юрист Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Управление частным капиталом 23 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47 место По выручке Профайл компании × Элита Закиян.

– наличие у собственника участка права на строительство объекта;

– соответствие параметров постройки требованиям градостроительных регламентов;

– отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц;

– безопасность возведенного объекта.

P.S. Как правило, в судебном порядке дополнительно изучаются попытки собственника участка получить необходимую разрешительную документацию перед началом строительных работ.

Ведущий юрист Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Управление частным капиталом 23 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47 место По выручке Профайл компании × Элита Закиян.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Что изменилось в законе о самовольных постройках с 4 августа

Вступил в силу федеральный закон с поправками в гражданский кодекс по поводу самовольных построек. Изменились определение самовольной постройки и условия для сноса. Это касается тех, кто построил недвижимость на бесхозном участке или без разрешения на строительство.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев чуть лучше защищены, снести самовольный дом стало сложнее. Но это не значит, что можно строиться на чужой земле, нарушать нормативы и возводить здания, которые мешают соседям.

Вот как теперь обстоит дело с самовольными постройками.

Ой, а можно желтую плашку, на которой вы всегда всё четко по полочкам раскладываете?

  1. Раньше можно было построить здание вроде бы по закону, а потом землю под ним могли переквалифицировать в какой-нибудь заповедник, и все — дом нужно было сносить. Теперь нет: если строил, когда было можно, то сносить больше нельзя.
  2. Раньше любили всё сносить. Теперь прежде чем сносить, будут искать способы привести в порядок.
  3. Стало легче легализовать самострой.
  4. На частной территории сносить что-то можно только по суду или если постройка кому-то угрожает. Просто снести, потому что «не положено» уже нельзя.
  5. В общем: раньше «сноси, и все». Теперь «давай сначала попробуем исправить, а снести успеем».

Что такое самовольная постройка?

Раньше. Самовольной считалась любая постройка, которую возвели без документов о праве собственности или без разрешения на строительство. Неважно, на своем участке или где-то на пустыре: если дом без разрешения, плана и межевания — это самовольная постройка. И для нее в гражданском кодексе есть особые условия.

Читайте также:
Можно ли дачу оформить как жилой дом

Или купили участок с разрешенным использованием под жилищное строительство, а построили там дом, а потом власти взяли и поменяли назначение — теперь это водоохранная зона. И дом уже вне закона.

Так могло быть с разными ограничениями. Вот рядом с садовым товариществом не было дороги, электростанции или газопровода, и дачи стояли себе годами. А потом раз — и дачам тут стоять уже не положено.

Так же и с коммерческой недвижимостью: киосками, павильонами, ангарами, гаражами.

С 4 августа. Теперь самовольными считаются только такие постройки, которые возвели без разрешений и без учета ограничений, если в начале строительства такие ограничения уже были, а когда постройку обнаружили — они все еще действовали. Если не было газопровода или охранной зоны, а потом появились ограничения, то дома, дачи и киоски нельзя признать самовольными постройками и просто так снести их за счет хозяев.

Если собственник не мог знать о каких-то ограничениях по поводу строительства на своем участке и что-то построил, то, даже если такие ограничения потом обнаружатся, самовольной постройка не считается. К ней нельзя будет применить такие же нормы, как к самовольным строениям — например, снос за счет собственника.

Раньше такой нормы в гражданском кодексе вообще не было, и люди теряли имущество. Было и по-другому: собственники участков обращались в суд, чтобы признать столб линии электропередачи самовольной постройкой и убрать его со своего участка. В общем, проблем хватало, а точных норм закона — нет.

Право собственности на самовольную постройку

Самовольной постройкой нельзя распоряжаться на свое усмотрение. Например, продавать, дарить или сдавать в аренду — на нее вообще нет права собственности. Построить на своем участке дом — еще не значит стать его собственником. Нельзя прийти в Росреестр и автоматически оформить права собственности на дом или дачу только потому, что они на вашем участке. Тут ничего не изменилось.

Когда самовольную постройку могут снести

Раньше. Самовольную постройку сносили, причем почти всегда за счет того, кто ее построил. Так и было написано: подлежит сносу. Построили без документов или разрешений — сносите свой дом или узаконьте его.

С 4 августа. Теперь о сносе самовольных построек написали подробнее. По умолчанию, такую постройку нельзя использовать. Это значит, что построенный без разрешения киоск нельзя использовать для торговли.

А вот о сносе теперь не так категорично. Самовольную постройку могут снести, а могут привести в соответствие с требованиями застройки. Но все это за счет того, кто построил или пользуется участком. Сносить или приводить в соответствие — почти всегда решает суд. Иногда — местные власти.

Теперь есть законное основание не сносить самовольную постройку, а привести ее в соответствие с требованиями закона и назначением участка. Например, уменьшить этажность дома или сделать реконструкцию дачи так, чтобы ее часть не заходила на другой участок или не была так близко к газопроводу.

Как оформить право собственности на самовольную постройку

И раньше, и сейчас это нужно делать через суд. Собственником самовольной постройки становится владелец участка, где она находится.

Нельзя построить дом на чужой земле и признать в суде свое право собственности на него.

Если земля принадлежит родителям, и дети построили там дом, то собственниками дома могут стать только родители. Или нужно разделять участок, получать новый адрес — и только тогда оформить дом на настоящих владельцев. На все это нужно много времени и денег, поэтому лучше учесть такие нюансы до начала строительства.

Узаконить можно не любую самовольную постройку, а только ту, что отвечает всем этим требованиям.

На участке можно строить такой объект. Например, для строительства жилого дома должно быть свое назначение, для дачи — свое, для гаража или киоска тоже. Просто так изменить назначение участка нельзя. Хотя иногда хитрые застройщики выкупают землю в частном секторе и начинают строить там многоквартирный дом в семь этажей. Это незаконно. Многоквартирный дом нельзя построить на участке под ИЖС .

Постройка соответствует параметрам застройки. Например, на участке под ИЖС можно построить максимум три этажа. А иногда строят пять и даже продают в таких домах квартиры.

Если купить квартиру в таком доме на этапе строительства, можно никогда ее не получить. Соседи обратятся в суд, и разрешение на строительство многоквартирного дома аннулируют. В лучшем случае заселятся только те, кто купил квартиру до третьего этажа. Причем станут они не собственниками квартиры, а собственниками доли в доме. Потом будет много проблем с продажей.

Если вам предлагают такую квартиру и говорят, что скоро узаконят дом, вам врут. Ничего не узаконят, а если и получится так сделать, соседи оспорят, и стройку запретят. Закон о дольщиках тут не сработает.

Постройка не нарушает ничьи права и никому не мешает. Нельзя строить дом и занять часть участка соседа, а потом идти в суд, чтобы узаконить летнюю кухню, веранду или баню — якобы кто строил, тот и хозяин.

Так не получится: придется сносить, реконструировать или договариваться с соседями.

Нарушением прав может быть даже слишком высокий коттедж или затемнение соседских окон навесом возле гаража.

Если построил не владелец участка — можно обойтись без сноса

Теперь есть возможность узаконить самовольную постройку, даже если нет документов о праве собственности на участок.

Например, если что-то построили на муниципальной или государственной земле, теперь такую постройку можно узаконить и стать ее собственником, — но только если постройка отвечает всем требованиям, а в договоре на использование участка нет ограничений.

Если строил один, а собственником стал другой

Тот, кто стал собственником самовольной постройки, должен возместить расходы на ее возведение. Такое условие было и раньше. Например, если кто-то построил на чужом участке дом, а потом владелец участка его узаконил и получил в собственность, можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он — пусть возмещает расходы.

Читайте также:
Можно ли открыть парикмахерскую в частном доме

По этому поводу появилось дополнение: расходы нужно возмещать за вычетом той суммы, которую потратили на то, чтобы узаконить эту постройку.

Когда постройку могут снести по решению местных властей

Вообще, сносить самовольные постройки можно по решению суда. Но есть исключения, когда решает администрация. Этот пункт изменился и стал подробнее.

Например, решения администрации достаточно, если:

  1. До начала строительства нужно было обязательно оформить участок в собственность, но этого не сделали.
  2. Постройка находится на участке, где нельзя строить такую недвижимость.

Есть случаи, когда администрация решает, сносить постройку или все-таки привести ее в соответствие с требованиями и узаконить. Если у вас такая ситуация и возник спор с властями, лучше искать юриста и ничего не предпринимать. В законе есть сложные формулировки, в которых без эксперта разобраться нельзя, а чиновники могут этим пользоваться и гнуть свою линию.

Сроки: если постройку решили сносить или переделывать

Бывает, что без сноса не обойтись, и администрация принимает решение — сносить. Сносить должен тот, кто строил, или все сделают за него, а потом выставят счет. Срок для сноса установят с учетом вида постройки, но это будет максимум год.

Чтобы привести постройку в соответствие с требованиями, дадут от шести месяцев до трех лет.

Если участок в собственности, власти могут заставить снести постройку?

Нет, и это очень важная поправка. Никакая администрация не может прийти к вам на участок и заставить вас снести дом, гараж, баню или дачу. Без суда можно принять решение о сносе построек только на муниципальных и государственных участках, а на ваших личных — нет.

Исключение только одно: постройка угрожает жизни и здоровью людей. Если ваш коттедж никому не вредит, снести его можно только по решению суда. А суд еще посмотрит, нужно его сносить, или можно договориться с соседями, или перестроить.

Если суд откажет в сносе, власти не имеют права настаивать или еще хуже — все равно снести постройку и выставить расходы. Такая же ситуация с объектами, на которые уже зарегистрировали право собственности. Никаких решений администрации о сносе быть не может. Теперь в гражданском кодексе об этом прямо написано.

И вот еще особые условия, когда администрация не имеет права сносить чужую недвижимость без решения суда:

  1. Нет документов на земельный участок, если постройка на нем появилась еще до того, как вступил в силу земельный кодекс.
  2. Нет разрешения на строительство здания, которое построили до 14 мая 1998 года.

Когда вообще не может быть принято решение о сносе

Иногда на постройку зарегистрировано право собственности, но ее все равно признают самовольной. Например, если выясняется, что не соблюдены какие-то требования по удалению от охранных зон, леса, газопровода, дорог или электросетей.

Теперь нельзя снести такую постройку, если совпадают условия:

  1. Участок предназначен для ИЖС или это садовый земельный участок. То есть там разрешено строить частные жилые дома.
  2. У собственника участка есть на него документы.
  3. Право собственности на жилое строение зарегистрировано до 1 сентября 2018 года.
  4. Параметры строения ничего не нарушают.

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Когда могут изъять участок

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

С 4 августа. Теперь к этим условиям добавили угрозу окружающей среде и возведение самовольных построек. Но одного факта незаконного строительства для изъятия мало. Участок заберут, если постройку сказали снести или переделать, а владелец участка игнорирует требования.

Это все изменения по поводу самовольных построек и домов?

Нет, это только то, что внесли в гражданский кодекс отдельным законом. Но есть еще градостроительный кодекс, и в него тоже внесли изменения в тот же день — сразу тремя федеральными законами. Там подробнее о процедуре сноса, полномочиях властей и планировках территорий.

Мне досталось по наследству пл дома с маленьким участком 3 сотки у меня и 3 сотки у брата. Дом перепланировли по суду и после экспертизы. Брат самовольно построил огромный гараж в зоне сада, хотя у него есть возможность его иметь рядом с дорогой , та он есть по плану.У меня такой возможности нет и сад – эта зона моего отдыха. Метр от забора для гаража – и каждый день выхлопные газы во дворе.Потому что построен гараж не для стоянки одной машины , а для бизнеса. Так они меня выживают и делают все , чтобы досадить мне. Построен с нарушением норм строительства-выше 3 метров и сзади иХ гаража мая зона в 30 см.Самострой без разрешения на строительства. ЧТО ДЕЛАТЬ МНЕ?

У меня отняли человеческие условия жизни два соседа постройками надомной они издеваться смеються ячейки живу как крот а подземелье изакон оправдывает насильников а мои условия ухудшили на с о процента где такой закон чтобы отнять у инвалида в лроц грн достойные условия жизни и отдать великовозрастным мужикам меня притесняли унижают оскорбляют и от творят что это нормально говорить я не знаю кому говорить я не знаю кому пожаловаться Помогите мне пожалуйста я просто в отчаянии что меня соседи пояснили постройками меня унижают оскорбляют и закон говорит что это нормальная постройки к единственной жилой комнате 13 м квадратных приделали коридор и теперь ходят владеют один сделал стенку над этой над моей комнаты 2 коридор и теперь я в ужасе и теперь ни единого закона нет о том чтобы у человека не отнимать хорошие условия у меня отняли хорошие условия меня сделали в таких рамках У меня стена разрушается и соседи все помогают разрушать её дальше и закон на их стороне что это так Какое что это за бесправие это какой-то это я я не понимаю в каком я в обществе живу или это в джунглях я живу закон на стороне насильника слушайте люди как это можно у одинокой женщины отнять у инвалидов второй группы отнять небо солнышко заставить постройками я тут как туалет у меня не жилье как туалет единственной жилой комнате приделать приделать себе коридор бахать Бархат стенкой Баха дверьми и теперь Моя стена принадлежит соседу Что он хочет то и делает люди как это быть и что делать Помогите пожалуйста

Читайте также:
Как приватизировать подвал в многоквартирном доме

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Пожалуйста, скажите, где конкретно это написано. Очень надо. Пожалуйста.

Здравствуйте. Наше ДНТ”Обский” существует уже около 30 лет. Участки не приватезированы. Находятся в полосе отвода жд. Мы не кому не мешали, и тут вдруг у властей 7 лет назад, что-то ударило в их голову, всей гопкоманией решили нас снести, точнее, чтобы мы всё снесли за свой счёт. Что нам делать? Суды на стороне РЖД.

Купил помешение под комерцию. Все документы на замлю и строение законные. Плачу налоги и на землю и на строение. Законно провел в это помещение газ,свет,воду и вывел канализацию. За все врвремя плачу. Теперь идут разговоры,что будут делать капитальный ремонт улицы и что все строения,кроме многожтажных домов,будут сноситься. Законно ли это? Могу ли я отстоять законные права на право моей собственности и не дать снести его?

Если дом построили а по документам это баня, что будет ?

Галина. На смежной границе сосед, без моего согласия, возвёл самовольное строение площадью 314 кв. м., высотой около 6 метров и содержит 30 голов свиней не считая молодняка. Суд решил от сарая до границы отступить 1 метр т. к. нарушает районный суд мои права я письменно с приложенным материалом отправила прокурору областного суда прокурор не ответил. Областной суд отказал защищать мои права. Шесть раз я обращалась к Председателю Верховного Суда Республики Беларусь с приложенными материалами на 94 листах ответа от Председателя Верховного Суда РБ я не получила. С этими материалами, на 94 листах, я обратилась Генеральному прокурору Республики Беларусь Конюку ответа не было перешёл на другую работу. Сейчас я обратилась с заявлением и приложенными материалами на 94 листах к Генеральному прокурору Республики Беларусь Шведу Андрею Ивановичу сейчас Генеральная прокуратура дала ответ, годичный срок истёк. За время судов, Минской судебно-строительной экспертизы я потратила 1600 бел.руб. Я считаю что годичный срок не истёк так как ответ Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О. не дал, а также Генеральный прокурор РБ Конюк ответа не дал. Я гражданка Республики Беларусь с 50 лет, защитить мои права, я обращалась к Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко но Администрация Президента даёт отписки. Зарегистрирована с недееспособным сыном инвалидом 2-й группы в городе на расстоянии 25 км. от города жилой дом, родители оформили дарение дом с участком 25 соток, как можно летом находиться со свиньями. Мне все говорят закон есть но его не соблюдают. Куда обратиться,прошла все инстанции Конституционный Суд РБ, Парламент, Совет Министров, депутата Палаты представителей Национального собрания РБ.

в моем случае : есть решение суда о признание право собственности за выкуп-но в решение отсуствует пункт “Заключить договор купли-продажи с администрацией” с2008 года не могу добиться заключения договора.На земельный участок есть все документы:кадастровый-геодезия-межевой план и остальные Как мне быть

Как узаконить пристройку к дому: что делать, как действовать, какие варианты легализации есть?

Содержание

  1. Как действовать в рамках закона
  2. Что делать, если пристройка уже сделана
  3. Какие пристройки нужно узаконивать
  4. Варианты офомления документов
    1. Узаконивание административным путем
    2. Легализация через суд
  5. Стоимость легализации
  6. Почему могут отказать

Пристройка к дому – удобный способ расширить полезное пространство. Пристраивать можно и жилые, и нежилые помещения. Но ее возведение относится к реконструкции, а для таких работ нужна разрешительная документация. Сейчас для реконструкции домов ИЖС действует упрощенный уведомительный порядок.

Как действовать в рамках закона

Если вы только решили делать пристройку, лучше сразу соблюсти все требования закона. В уведомительном порядке сделать это не сложно.

По этому порядку согласование и регистрация проходят в несколько этапов:

  1. Подать уведомление в местную администрацию. Вы заполняете бланк уведомления на реконструкцию дома. В нем нужно заполнить все поля и сделать эскиз работа, которые планируется провести.
  2. Дождаться решения. В случае положительного решения вы получите ответное уведомление. Если администрация по какой-то причине отказала – обоснованный отказ. После получения положительного ответа, можно начинать строить.
  3. Подать уведомление об окончании (о соответствии) реконструкции. Это нужно сделать после того, как пристройка будет полностью возведена. К уведомлению прилагаем техплан. Технический план может подготовить только кадастровый инженер. Заказать документ можно в нашей компании.
  4. После того, как администрация получит все документы о том, что реконструкция закончена, специалисты начинают проверку соответствия. Проверяют соответствие строительным нормам, ранее заявленным характеристикам. Если никаких нарушений нет – вы получаете ответ от администрации. Больше от вас не требуется никаких действий. Все уведомления муниципалитет сам передает в Росреестр, чтобы внести изменения в ЕГРН.

Процедура достаточно проста. Пройти ее можно и самостоятельно. Не хотите тратить время? Инжинерно-геодезическая компания ГЕОМЕР ГРУПП вам поможет.

Что делать, если пристройка уже сделана

Перечисленные этапы касались тех ситуаций, когда пристройка только планируется. Но что делать, если вы ее уже построили? Такая реконструкция незаконна. Местная администрация имеет право подать на вас в суд. Если суд примет решение о демонтаже, сносить строение нужно будет за свой счет.

Читайте также:
Как узнать статус дома: общежитие или нет

Чтобы избежать серьезных проблем, сделанную пристройку нужно узаконивать. Не стоит дожидаться того момента, когда вы получите предписание для сноса.

Какие пристройки нужно узаконивать

Пристройка – это строение, пристраиваемое к наружной стене здания. Они отличаются по своим техническим особенностям, уровню сложности, степени влияния на несущие конструкции, назначению. Узаконивать нужно не все типы таких сооружений.

Некапитальные сооружения можно строить без подачи уведомления и разрешительной документации. Некапитальные сооружения не затрагивают несущие стены, не влияют на безопасность людей, поэтому никакого сложного узаконивания не требуется. К некапитальным пристройкам можно отнести навес, крыльцо, небольшую террасу.

Капитальные пристройки требуют разрешительной документации. Поэтому если вы ее уже сделали, узаконивать нужно обязательно. Такие пристройки могут существенно изменять внешний вид, этажность, площадь здания. При их строительстве изменению подвергаются несущие конструкции дома. То есть, если вы пристраиваете дополнительные жилые или нежилые помещения, достраиваете еще один этаж, вам нужно узаконивать их. К капитальным пристройкам относятся гаражи, бани, кухни и т.д.

Варианты оформления документов

Оформить документы на уже построенную пристройку можно двумя путями: через администрацию и через суд.

Узаконивание административным путем

В этом случае вы проходите тот же путь, что при планируемой пристройке:

  • Подаете уведомление о реконструкции.
  • Ждете ответ от администрации.
  • Обращаетесь к кадастровому инженеру для подготовки техплана.
  • Подаете уведомление об окончании работ.
  • Ждете результаты проверки и уведомление о соответствии.

Дальше администрация подает документы в Росреестр. Регистратор вносит изменения в ЕГРН. После этого пристройка будет считаться законной.

Это простой путь узаконивания. Обычно, если пристройка не очень сложная, ее можно узаконить административным путем. Но всегда есть риск, что вместо уведомления о соответствии вы получите отказ от администрации. Каждый случай индивидуален, и единого рецепта здесь нет. Узнать, как лучше действовать в вашей ситуации, можно на консультации у эксперта «Геомер групп». Записаться можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Легализация через суд

Это более сложный способ. Но если административным путем узаконить пристройку не получилось, суд – единственный выход. Суды не всегда встают на сторону владельцев. Перспективы положительного исхода дела будут выше, если соблюден ряд требований:

  • У вас есть зарегистрированное право собственности на участок и дом, к которому была сделана пристройка.
  • Проведенная реконструкция не нарушает строительные нормы, не несет опасности для людей.
  • Пристройка не нарушает права третьих лиц.

Если в вашем случае все эти требования соблюдаются, можно начинать подготовку документов для обращению в суд.

Собираем список документов

К исковому заявлению нужно приложить документы, которые будут доказательством вашей правоты. Подходите серьезно к сбору документации. Это увеличит ваши шансы на решение дела в вашу пользу. Вы можете обратиться за помощью к специалистам «Геомер групп». Вам потребуется:

  • Выписка из ЕГРН на земельный участок и жилой дом. Их можно не получать, так как данные из реестра суд может запросить сам. Но лучше собрать полный пакет документов.
  • Техплан на дом. Его можно заказать у кадастрового инженера нашей компании.
  • Документация, подтверждающая возведение пристройки. Например, это может быть договор с проектной организацией, строительной компанией и т.д.
  • Заключение от коммунальных служб. Специалисты оценивают безопасность пристройки и возможность подключения инженерных коммуникаций.
  • Согласование с другими службами (если строительство на вашем участке требует дополнительных согласований).
  • Если вы ранее пытались узаконить пристройку административным путем, приложите документы, подтверждающие этот факт и ответ от муниципалитета.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Если стоимость пристройки не превышает 50 тыс. рублей, иск нужно подавать в мировой суд. Во всех остальных случаях нужно обращаться в районный суд.

Рассмотрение дела

В России сложилась достаточно обширная судебная практика по признанию прав собственности на самовольные пристройки. И не всегда получается узаконить по факту. Это связано с разными причинами. Одна из них – отсутствие документов, подтверждающих, что собственник пытался оформить пристройку по закону.

Во время рассмотрения дела суд назначает строительную экспертизу. Оплачивает экспертизу истец. Она необходима для проверки соблюдения строительных норм. Если в заключении экспертов будет указано, что пристройка нарушает СНиПы или градостроительные нормы, узаконить ее будет невозможно. Будет вынесено решение о приведении дома в первоначальный вид.

Когда все нормы соблюдены, заключение независимой экспертизы будет важным доводом в вашу пользу. Изучив материалы дела, суд выносит решение.

Что делать после вынесения решения

Следующие действия зависят от того, какое решение вынес суд:

  • В вашу пользу. В этом случае вы пишите заявление в Росреестр о внесении изменений в ЕГРН и прилагаете к заявлению решение суда. Подать заявление можно через МФЦ.
  • Не в вашу пользу. В этом случае вы получите предписание демонтировать пристройку и привести дом в первоначальный вид. В предписании указан срок, в течение которого вы должны это сделать. Выполнение решения суда будет контролировать местная администрация.

Стоимость легализации

Одна из причин, по которой домовладельцы делают незаконные пристройки – желание сэкономить. На самом деле, расходы на легализацию намного выше, чем при законном пути.

Уведомительный порядок значительно упростил проведение реконструкции. Теперь не требуется собирать большой пакет документов. Это тоже удешевило получение разрешительной документации.

Фактически, расходы на строительство в уведомительном порядке включают в себя:

  • Госпошлину за регистрацию.
  • Подготовку техплана.

Посмотрим теперь, к каким расходам нужно быть готовым при узаконивании через суд:

  • Госпошлина. Ее размер рассчитывают из стоимости пристройки. Но сократить не получится, если суд решит, что стоимость сооружения дороже, чем указана в иске, вам все равно придется оплатить разницу.
  • Оплата строительно-технической экспертизы. Ее стоимость, в среднем, от 30 тыс.
  • Подготовка техплана и других документов, подтверждающих вашу позицию.

Кроме этого нужно быть готовым к тому, что за самовольную пристройку может быть наложен штраф.

Читайте также:
Регистрация дома на земельном участке СНТ

Расходы на легальное строительство значительно меньше, чем на узаконивание постфактум. Поэтому мы не рекомендуем идти таким путем.

Почему могут отказать

Легализовать незаконную пристройку не всегда получается даже через суд. Отрицательное решение может быть принято по целому ряду причин:

  • Лицо, обратившееся с заявлением, не имеет на это права. Подать заявление – и в администрацию, и в суд – может только владелец земли и дома. Можно действовать через представителя, но в этом случае на него должна быть оформлена нотариальная доверенность.
  • Подан не полный пакет документов. Это формальные требования, определенные законом. Когда поданы не все документы или в некоторых есть ошибки, помарки, неточности, это уже будет поводом для отказа.
  • Нарушение норм. Во время рассмотрения вашего дела будет проанализировано соответствие пристройки разным нормам. Она должна быть возведена с соблюдением СНиПов. Нарушение строительных норм – это всегда основание для отказа. Также расположение пристройки должно соответствовать проекту межевания. То есть, должны быть соблюдены расстояния до границ участка. Пристройка должна соответствовать ВРИ земли. Если хотя бы одно из требований нарушено, легализовать не получится.
  • Нарушение требований безопасности. Во время строительной экспертизы проверяют не только соответствие конструктивных элементов строительным нормам. Эксперт изучает стройматериалы, которые вы использовали, их качество, безопасность. Если строение может представлять опасность для людей, это будет отражено в заключении. Важно! Столкнуться с такой ситуацией можно и в том случае, если вы подавали уведомление и действовали строго в рамках закона. Во время проверки соответствия также оценивают качество и безопасность стройматериалов. Нарушение безопасности – основание для отказа.
  • Превышение максимальных размеров здания. Раньше характеристики, которым должен соответствовать дом ИЖС, были очень размытыми. Сейчас они регламентированы законом. Если ваша пристройка превышает эти нормы, на проведение строительных работ нужно получать разрешение.
  • Несоответствие заявленным характеристикам. С такой причиной отказа можно столкнуться и в том случае, если все было сделано по закону, и при административном порядке узаконивания. Дело в том, что в уведомлении о реконструкции собственник указывает характеристики изменений, которые он планирует ввести. После того, как строительство будет завершено, специалисты муниципалитета проверяют соответствует ли фактическая пристройка заявленной. Если есть отклонения, вы получите отказ.

Если дом в долевой собственности, строительство пристройки приведет к изменению размеров долей. Не все собственники могут быть с этим согласны, так как увеличение размера доли приведет к увеличению налога на недвижимость. Прежде чем узаконивать строение, нужно получить от всех собственников согласие. Если такого согласия нет, скорее всего, вам откажут.

Чтобы успешно пройти процедуру легализации, обращайтесь за помощью к специалистам «Геомер групп». У нас вы можете заказать необходимые технические документы на объект. Наши специалисты будут представлять ваши интересы в администрации. Участие эксперта в процессе легализации повышает ваши шансы на положительный исход дела. Чтобы записаться на консультацию, звоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Разрешение на пристройку к многоквартирному дому

Москва, нежилое помещение, пристройка к многоквартирному дому. Собственность. Можно ли провести капитальный ремонт крыши пристройки без разрешения? Если требуется разрешение на реконструкцию, кто его выдает?

Имеется разрешение на пристройку к многоквартирному дому на первом этаже из администрации города, а также согласие жильцов. Пристройка сделана, существует уже лет 10. Теперь говорят это незаконно. Как узаконить данную пристройку? На какой документ ссылаться?

Может ли администрация дать разрешение на пристройку к многоквартирному дому на муниципальной земле без согласия жителей дома.

К квартире, расположенной в многоквартирном доме и переведенной в нежилой фонд начали пристраивать пристройку с подвальным помещением. Никто из владельцев квартир этого дома своего разрешения на возведение пристройки не давал. Что делать и куда обращаться с претензией?

Заявление в АМС на выдачу разрешения для пристройки к многоквартирному дому.

Проблема следующего характера: К квартире (которая переведена в нежилое помещение) в многоквартирном доме самовольно возведена пристройка с отдельным входом (вторым, т.к. один есть рядом), в пристройке окно переделано в дверь. Проведено общее собрание жильцов (согласие на пристройку 76 %). Администрация не очень хочет давать разрешение на строительством, фактически они не знают как действовать: как назвать данный вид строения перепланировка или реконструкция. Как узаконить строение?

Имеют ли право соседи пристроить пристройку к дому и этим загородить проход в многоквартирном доме без разрешения соседей? Могу ли я подать в суд на них и снести эту пристройку?

Я проживаю в многоквартирном доме на 2-ом этаже. Сосед с первого этажа сделал под моими окнами пристройку к своей квартире. Могу ли требовать сноса этой пристройки в суде, если у соседа имеется разрешение на ее строительство?

Как получить разрешение на пристройку к многоквартирному жилому дому в Республике Крым?

Хотим сделать пристройку 70 м 2 к квартире, расположенной на первом этаже. Дом находится под управлением МУП. Жильцы всего дома не возражают. Нужно ли оформлять землю? И какие документы нужны для начала безопасного строительства?

Мы сделали пристройку к многоквартирному немецкому дому, проект и разрешение на строительство есть, для того что бы сделали ввод в эксплуатацию что нужно, тех.план квартиры или дома?

Я решил сделать пристройку к квартире в многоквартирном (две квартиры) одноэтажном доме, земля приватизирована под домом, сосед не против пристройки. В администрации сказали, чтобы дать разрешение на строительство обязательно нужно геологическое исследование, нужно ли это исследование в моём случаи.

У меня есть разрешение на строительство пристройки 5 на 5 м. к многоквартирному дому. Можно немного превысить размер?

Мы живём в частном многоквартирном доме, землю оформить мы не можем т.к. соседи, которые живут напротив не хотят подписывать план межевания (у нас общий въезд), а нам надо сделать пристройку к дому, разрешение всех соседей есть, как можно получить через суд разрешение на пристройку.

Какие документы необходимо для разрешения на строительство пристройки к малоэтажному многоквартирному дому земля оформлена в долевую собственность и какие существуют ограничения по объему пристройки.

Читайте также:
Как зарегистрировать новый дом на земельном участке

На пристройку к многоквартирному дому на 1-этаже получено разрешение Горадминистрации как на временное (некапитальное) строение, но согласие жильцов дома, Горгаза и Горводоканала не получено. Может ли общее собрание жильцов запретить строительство этой пристройки, если она нарушает нормы по внешним коммуникациям и ущемляет интересы жильцов (занимает 20 кв.м придомового неприватизированного участка, загораживает тротуар и затеняет соседнюю квартиру) ?

Мы сделали пристройку к своей квартире в многоквартирном доме. Хотим провести общее собрание собственников квартир. Подскажите, пожалуйста, какое количество собственников (процентное соотношение) должно дать разрешение на данную пристройку?

Скажите пл. к кому конкретно обратиться с разрешением на пристройку к многоквартирному дому, построенному в 1956 году, на который не сформировано право собственности жильцов дома и не определены границы придомовой территории. На руках-протокол собрания жильцов дома с письменным согласием 2/3 соседей на пристройку (построена в 2009 году при Украине в Крыму). Спасибо.

Я живу в многоквартирном доме-хрущевке 1963 года постройки. Сосед на 1 этаже начал делать пристройку к своей квартире, которая у него не приватизирована. Ни у кого из соседей разрешения не спросил. Проекта и разрешения администрации также нет. Соседи против пристройки, сказали ему об этом, но он все равно продолжает строиться. Что делать в данном случае?

У меня в аренде есть земельный участок, зарегистрированный как положено в Рос реестре. Мой сосед, пристроил к своему многоквартирному дому пристройку, которая находится на муниципальной земле и нигде не оформлена. Разрешения на постройку у него тоже нет. Раньше между нами был проход 4 метра, а теперь его пристройка стоит в 1, 5 метрах от моего забора. И он требует, чтобы я перенесла свой забор, и признание межевания моего участка неправильным. Что мне делать в этой ситуации. И прав ли мой сосед. Никаких документов и разрешений на его пристройку ему никто не выдавал.

Вопрос касательно пристройки в многоквартирном доме.. Купили нежилое помещение, изначально хозяин нам сказал, что есть разрешение на пристройку на 18 кв, с фасадной стороны (то есть дверь выходит на проезжую часть) , но мы долго не раздумывая, прошли все инстанции получили Все разрешения на строительство, и согласие жильцов) . И вот спустя почти год получили полное разрешение на пристройку и начали стройку (да самое главное к этому дому по нашей же стороне имеются 4 пристройки начиная от магазина и заканчивая парикмахерской) и как это часто бывает, Одна из соседок окна которой выходят на дорогу, начала жаловаться на на и в милицию и в прокуратуру, якобы о незаконном возведении пристройки (все доки и в полицию и в прокуратуру относительно пристройки мы предоставили).

Так теперь она приходит к рабочим и кричит, что подаст в суд, что мы захватили ее 5 см,🤦хотя мы четко по проекту строим и отмерили все по заявленным требованиям архитектуры. ВОПРОС, ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ СУДА? МОЖЕТ ЛИ СУД ПРИНЯТЬ СТОРОНУ СОСЕДКИ, ВЕДЬ В РЕАЛЕ, Я ТОЖЕ ПОЛНОПРАВНАЯ ХОЗЯЙКА ПЛРЩАЛИ В ЭТОМ ДОМЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ КАК БЫТЬ?

Как оформить пристройку к частному или многоквартирному дому

Многие люди, проживающие в многоквартирных или частных домах, увеличивают свою жилплощадь посредством перепланировок, а также строительства пристроек.

При этом нужно понимать, что оформление пристройки к частному дому или многоквартирному связано со сбором документов и бумаг. Пока строение не будет узаконено, местные власти будут иметь право снести его или оштрафовать вас.

Сегодня вы узнаете, как узаконить пристройку к дому в зависимости от того, являете ли он частным или многоквартирным, и что для этого потребуется.

  1. Как оформить пристройку к многоквартирному дому: перечень документов
  2. Как узаконить пристройку к многоквартирному дому
  3. Как зарегистрировать пристройку: юридические тонкости
  4. Когда могут отказать в оформлении?
  5. Как оформить пристройку к частному дому и нужно ли это делать
  6. Как узаконить пристройку к частному дому
  7. Можно ли узаконить самовольно построенный объект?

Как оформить пристройку к многоквартирному дому: перечень документов

Чтобы соорудить пристройку в многоэтажном доме, потребуется разрешение не только от властей, но ещё и от соседей. Сейчас мы поговорим о документальной части.

Оформление бумаг на эту часть дома нужно в таких случаях:

  • перед началом строительства;
  • когда строение уже построено, но признано незаконным.

В многоэтажных домах пристройки чаще всего бывают таких видов:

  • некапитального строения – они не имеют фундамента или же их можно без труда разобрать без необходимости возведения стен (навесы и прочее); в таких случаях согласие соседей или разрешение от властей не нужно, просто оформляется акт переустройства;
  • капитального строения – такие объекты могут непосредственно влиять на технические характеристики здания и менять его инфраструктуру (например, веранда или балкон); здесь требуется задокументированное согласие соседей и официальных инстанций.

Чтобы возвести капитальные строения, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • согласие на строительство от всей соседей в доме – житель каждой квартиры должен подписаться под тем, что он не против вашей пристройки;
  • проект будущего сооружения;
  • документы на право собственности:
  • план помещение;
  • разрешение от Роспотребнадзора;
  • официальное разрешение от местного архитектурного комитета и пожарной службы.

Когда строительные работы завершены, следует оформить акт приёмки, под которым должны подписаться члены приёмочной комиссии:

  • владелец квартиры;
  • соседи;
  • представитель проектной организации;
  • представитель местной администрации.

После подписания акта в БТИ заказывается оформление техпаспорта, также вносятся изменения в свидетельство на квартиру.

Чтобы оформить уже существующую пристройку, нужны такие документы:

  • документы на право собственности;
  • выписка из домовой книги;
  • разрешение из БТИ;
  • согласие соседей на постройку в письменном виде;
  • акты о присутствии или отсутствии коммуникаций, расположенных в непосредственной близости;
  • проект и план встроенного помещения;
  • фотография строения.

Образцы оформления каждого документа можно легко отыскать в интернете и по ним составить свои.

Как узаконить пристройку к многоквартирному дому

Если вы хотите пристроить к квартире новый балкон или веранду, они должны быть признаны нежилым фондом. Многие часто пристраивают к квартирам дополнительные комнаты и доказать, что они являются нежилыми, очень сложно.

Читайте также:
Нормативы строительства жилого дома на земельном участке

Когда вы оформили и подготовили весь пакет документов, то обратитесь в местное самоуправление, где будет согласован план строительства и дано разрешение. Потребуется написать соответствующее заявление, образец которого вы можете попросить уже на месте. В нём потребуется указать точные данные о застройщике и участке, где будет возводиться строение.

Если строение не предназначается для проживания, алгоритм узаконивания такой:

  • реконструируйте ранее возведённую постройку;
  • возьмите заключение, где указано, что именно было достроено, а что демонтировано;
  • соберите техническую документацию;
  • отправляйтесь в Регистрационную палату за разрешением.

Если на основании всего перечисленного вам не выдают разрешение, то можете обращаться в суд.

В большинстве случаев возвести на первом этаже многоэтажки дополнительный балкон можно без проблем, иногда даже не требуется согласие соседей.

Нужно помнить, что если построенное строение находится на участке, который вам не принадлежит, то его могут снести, если не узаконить его. Именно поэтому пристройку заранее следует приватизировать или же взять в аренду. В крайнем случае сделайте проект строения на сваях.

Участок, где расположена или будет находиться пристройка, должен быть приватизирован. Если получить сейчас право собственности на него никак нельзя, то можно его арендовать. Запасной выход – создать проект пристройки, стоящей на сваях.

Как зарегистрировать пристройку: юридические тонкости

Юристы при оформлении пристройки к многоэтажке советуют учитывать следующее:

  • оформляйте строение как нежилой фонд, чтобы вас не облагали штрафами;
  • соберите заранее техническую документацию, чтобы знать наверняка, можно ли в вашем случае что-то строить;
  • лучше, чтобы участок был приватизирован;
  • помещение лучше узаконивать в качестве отдельного имущества;
  • строение не должно мешать работе коммуникаций или нарушать их;
  • для оформления привлекайте юристов.

Когда могут отказать в оформлении?

Соседи и разрешительные органы могут отказать в своём согласии на возведение строения или его официальное оформление в следующих случаях:

  • если конструкция не соответствует проекту;
  • если она не соответствует техническим требованиям;
  • если применены некачественные стройматериалы;
  • когда применена устаревшая строительная технология;
  • когда пристройка портит внешний вид здания;
  • если здание является архитектурным памятником;
  • если возведение противоречит интересам соседей.

Как оформить пристройку к частному дому и нужно ли это делать

Есть мнение, если вы являетесь хозяином участка, где есть частный дом, то пристраивать к нему можно что угодно без разрешения каких-либо инстанций, но это не так.

Если вы хотите что-то пристроить к своему частному дому, то помните следующее:

  • размещение построек регламентируется градостроительным законодательством и все нужно согласовывать;
  • пристройка меняет площадь и проект, если дом принадлежит нескольким людям, то меняется и их доля в нём, а это нужно документировать официально;
  • при строительстве конструкция дома нарушается, что иногда может быть небезопасно;
  • если отсутствует официальное разрешение на сооружение рядом с частным домом, то вы не сможете проводить с ним сделки по недвижимости; впоследствии вам может быть выписан штраф, а пристройку могут снести.

Разрешение не требуется лишь для возведения некапитальных пристроек к дому, например:

  • балконов;
  • веранд;
  • террас и т.д.

Как узаконить пристройку к частному дому

Узаконить некапитальные сооружения тоже нужно, но это очень просто и можно сделать даже после того, как вы их построили. Просто отнесите документы на дом в БТИ и напишите заявление об изменениях в техническую документацию. Приедет приёмочная комиссия, и составит акт о переустройстве.

А вот если речь идёт об узаконивании капитальной пристройки, то тут все сложнее. Оформить её можно и после окончательной постройки, но здесь потребуется дополнительное оформление в суде как самовольной постройки. Чтобы этого не было, лучше заняться этим ещё на этапе проектирования.

Документы потребуются следующие:

  • подтверждение права собственности на землю и дом;
  • план и техпаспорт участка;
  • кадастровый план;
  • проект строения;
  • в случае если у дома есть другие собственники, они должны предоставить заявление на проведение работ;
  • согласие соседей;
  • заключение газовых, энергетических или водо-канализационных организаций о безопасности подключения объекта к коммуникациям;
  • разрешения от пожарных, СЭС и архитектурного отдела.

Все документы вместе с заявлением нужно подать в местное самоуправление, если нарушения отсутствуют, то вы получите документ о согласии на строительство. Когда вы его окончите, то нужно позвать комиссию для составления акта приёмки. Выданное заключение о соответствии нормам относится в БТИ, где вносятся изменения в техдокументацию. После этого объект регистрируют в Росреестре и оплачивают пошлину за перерегистрацию частного дома.

Можно ли узаконить самовольно построенный объект?

Немало людей занимаются вопросами оформления уже после строительства объекта. Иногда проходит немало времени и эта необходимость обуславливается тем, что нужно выполнять определённые манипуляции с недвижимостью, например, продать её или сдать в аренду.

Без разрешительных документов на пристройку все это сделать нельзя, оформляется она в данном случае только через суд. При этом через него можно не только узаконить самовольно построенное сооружение и опротестовать административное решение об отказе в выдаче разрешения на будущее строительство, даже если отказ содержал причину.

Для подачи иска документы нужно такие же, как и в предыдущем случае, но дополнительно потребуется исковое заявление. Если решение суда будет положительным, то действия по регистрации будут выглядеть так, как и для законно построенного сооружения.

Чтобы суд одобрил постройку и вы не имели с ней проблем в дальнейшем, очень важно правильно подготовить документы:

  • убедитесь, что у вас на руках есть все разрешительные документы от ресурсопоставляющих компаний и контролирующих структур;
  • должны присутствовать все бумаги на право собственности;
  • все присутствующие нарушения санитарных правил и архитектурных норм, допущенные при строительстве, должны быть устранены;
  • стройматериалы, использованные для постройки, должны отвечать требованиям безопасности и иметь сертификацию.

Сооружение пристроек к частным или многоквартирным домам – достаточно распространённая практика. Одни жители хотят увеличить жилплощадь, другие – внести коррективы в недостатки дома или просто оборудовать террасу. Но независимо от цели сооружения пристройки её обязательно следует оформить, как и другую жилплощадь.

Читайте также:
Как огородить придомовую территорию многоквартирного дома

Что такое мансардный этаж и увидеть фото самой мансарды, а так же узнать считается ли она вторым этажом в доме, вы можете здесь

Как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2018 г. № 213/пр “Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы”

В целях реализации статей 12, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, ст. 14, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; N 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7027, ст. 7061; N 50, ст. 7337, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1163; N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072; N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6982; 2014, N 23, ст. 2937; N 26, ст. 3388, ст. 3406; N 30, ст. 4218, ст. 4256, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 11, ст. 38, ст. 52; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4362; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 19, ст. 24; N 5, ст. 559; N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200, ст. 4237, ст. 4288, ст. 4294, ст. 4305; N 28, ст. 4558; 2017, N 1, ст. 10, ст. 39; N 27, ст. 3946; N 31, ст. 4806, ст. 4807, ст. 4828; 2017, N 52, ст. 7922, ст. 7939; 2018, N 1, ст. 87; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2018 г., N 0001201804030042), приказываю:

Утвердить Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы согласно приложению к настоящему приказу.

И.о. Министра Ю.С. Гордеев

Утверждены
Приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 6 апреля 2018 г. № 213/пр

Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10, ст. 5498; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, ст. 14, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; N 31, ст. 4206; N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7027, ст. 7061; N 50, ст. 7337, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1163; N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072; N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6982; 2014, N 23, ст. 2937; N 26, ст. 3388, ст. 3406; N 30, ст. 4218, ст. 4256, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 11, ст. 38, ст. 52; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4362; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 19, ст. 24; N 5, ст. 559; N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200, ст. 4237, ст. 4288, ст. 4294, ст. 4305; N 28, ст. 4558; 2017, N 1, ст. 10, ст. 39; N 27, ст. 3946; № 31, ст. 4806, ст. 4807, ст. 4828; 2017, N 52, ст. 7922, ст. 7939; 2018, N 1, ст. 46, ст. 69, ст. 72, ст. 87; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2018 г., N 0001201804030042), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2011, N 22, ст. 3168; 2013, N 21, ст. 2648; 2014, N 14, ст. 1627; 2016, N 1, ст. 244; N 23, ст. 3327; N 30, ст. 4914; 2017, N 2, ст. 338; N 11, ст. 1557; N 38, ст. 5628), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 21, ст. 2652; 2014, N 14, ст. 1627; 2016, N 1, ст. 244), Правилами оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Минимальный перечень) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 30, ст. 4914; 2017, N 11, ст. 1557; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2013, № 0001201304120004).

Читайте также:
Как узнать сдан ли дом в эксплуатацию

1.2. Настоящие Методические рекомендации не являются обязательными к применению органами местного самоуправления при установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также при определении предельных индексов изменения размера такой платы.

2. Определение типа многоквартирного дома

2.1. Тип многоквартирного дома рекомендуется определять исходя из его конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.

3. Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме

3.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).

3.2. Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

3.3. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (далее – среднее значение размеров платы).

3.4. При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из Минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе – информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.

3.5. Среднее значение размеров платы в отношении каждого типа многоквартирных домов рекомендуется определять как отношение суммы размеров платы за содержание жилого помещения в однотипных многоквартирных домах, к количеству таких многоквартирных домов, принятому для расчета.

3.6. Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее – индекс потребительских цен). Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.

4. Порядок определения предельных индексов изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения

4.1. Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.

Обзор документа

Разработаны методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, об определении размера такой платы.

Размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, за холодную, горячую воду, электроэнергию, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.

Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития России. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого,нежилого) в многоквартирном доме в месяц.

Как рассчитать плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества

С 30 июля есть пять вариантов для расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Так вышло потому, что в этот день вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ.

Подробности в сегодняшней статье.

Пять вариантов расчёта

Новый Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ внёс изменения в порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД. Чтобы держать вас в курсе событий, 14 августа совместно с Еленой Шерешовец мы провели вебинар, на котором рассказали, хорошо или плохо скажутся перемены на работе управляющих компаний.

Чтобы рассчитать плату за коммунальные ресурсы, нужно тариф умножить на объём конкретного ресурса. Возникает логичный вопрос: как узнать объём потреблённого ресурса. Есть пять вариантов, чтобы сделать это.

Выбор варианта рассчёта платы за коммунальный ресурс зависит от ситуации:

  • В МКД установлен ОДПУ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
  • В МКД установлена автоматизированная информационная измерительная система.
  • ОСС приняло решение об ином порядке начисления.
  • В МКД не установлен ОДПУ (п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).
  • В субъекте РФ не принят норматив.

Если дом оснащён общедомовым прибором учёта, рассчитывать нужно по нормативу, а потом раз в год делать перерасчёт с учётом показаний ОДПУ. Формулы перерасчёта будут приняты в конце августа этого года.

Читайте также:
Как считается отопление в многоквартирном доме

По-другому рассчитывать плату нужно, если в доме помимо ОДПУ есть автоматизированная информационная измерительная система. Или если в доме установлен ОДПУ, но ОСС приняло решение об ином порядке начисления.

Остановимся на каждом варианте подробнее и расскажем в конце, что делать, если в субъекте РФ до сих пор не установлен норматив.

В МКД установлен ОДПУ

Если в многоквартирном доме установлен ОДПУ, расчёт делается исходя из норматива с проведением перерасчёта. Объём потреблённого коммунального ресурса будет рассчитываться как произведение норматива, установленного субъектом РФ, на общую площадь помещений из общего имущества МКД, на частное общей площади помещения МКД и общей площади всех помещений МКД.

Зачем тогда прибор учёта, если считаем по нормативу? Прибор учёта понадобится один раз в год. Весь год, начиная с августа и до 1 июля следующего года, вы в домах с ОДПУ выставляете плату за коммунальный ресурс по нормативу. 30 июня следующего года в платёжном документе за июнь нужно будет сделать перерачёт.

Перересчёт делает лицо, управляющее МКД: управляющая организация, ТСЖ, ТСН или ЖК. Чтобы сделать перерасчёт, нужно взять все показания ОДПУ за год, отнять от них норматив и эту разницу умножить на долю помещения потребителя в общем имуществе МКД.

Если получившийся результат нулевой или положительный, то корректировка будет нулевой. Это значит, что если по ОДПУ жильцы целый год потребляли коммунальный ресурс больше, а по нормативу вы выставляли им меньшие суммы, корректировка будет равна нулю, доначислять вы не имеете права.

Перерасчёт можно сделать только в том случае, если по факту жильцы дома в течение года потребляли меньше коммунальных ресурсов, чем по нормативу. Перерасчёт всегда делается в меньшую сторону: жильцы в любом случае заплатят меньше.

Есть ещё три основания для перерасчёта:

  • управляющая компания прекратила управлять домом,
  • у жильца прекратилось право собственности на жилое помещение,
  • расторгнут договор найма.

Автоматизированная информационная измерительная система

В многоквартирном доме установлены ОДПУ, но также стоит автоматизированная информационная измерительная система. Рассчёт платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества будет производиться по показаниям этой системы при условии, что в ней есть возможность одномоментного снятия показаний.

Понятие «одномоментное снятие показаний» законом не закреплено. Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.

Объём коммунального ресурса для такого дома – то, что показала автоматизированная система, умноженное на частное общей площади конкретного помещения и общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников приняло иное решение

Это единственный вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на ОИ в МКД на сегодняшний день, на который может повлиять управляющая организация. В этой ситуации в доме тоже стоят общедомовые приборы учёта, но ОСС 50+% голосов принимает одно из двух решений об определении размера расходов на приобретение коммунального ресурса:

  • по показаниям ОДПУ,
  • по среднемесячному объёму.

Чтобы принять решение начислять плату за коммунальный ресурс по показаниям ОДПУ, должны соблюдаться два условия: в доме должен быть установлен ОДПУ и должно выполняться работы сверх минимального перечня.

Важно помнить: если в субъекте РФ не принят норматив, проводить такое собрание нельзя.

Если в доме есть ОДПУ, перечень работ и услуг превышает минимальный и на ОСС принято решение об определении расходов исходя из показаний ОДПУ, объём коммунального ресурса определяется следующим образом: разница объёма КР и суммы объёмов КР умножается на частное общей доли помещения МКД и общей доли всех помещений в МКД.

Если получившийся объём имеет отрицательную величину, то в следующем месяце он уменьшается на данную величину (пп. «а» п. 21 ПП РФ N 124). Перерасчёт в этом случае не делается.

Второй вариант решения ОСС – собственники будут платить в размере среднемесячного потребления коммунального ресурса. Обязательные условия для такого решения:

  • в доме установлен ОДПУ,
  • ОСС принимает размер среднемесячного потребления,
  • перерасчёт делается в июле.

Пререрасчёт делается также, как в случае, когда общее собрание собственников не проводилось. Единственная разница: из суммы всех показаний ОДПУ за год вычитается не норматив, а размер среднемесячного потребления коммунального ресурса.

То есть перерасчёт делается, когда по факту в течение года жильцы дома потратили меньше коммунальных ресурсов, чем по среднемесячному потреблению. Перерасчёт делается в меньшую сторону, жильцы в любом случае заплатят меньше.

В МКД нет ОДПУ

Четвёртый вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание ОИ применяется для домов, в которых не установлен ОДПУ или для домов, в которых:

  • прошло три календарных месяца с даты выхода из строя ОДПУ,
  • утратился ранее введённый в эксплуатацию ОДПУ,
  • истёк срок эксплуатации ОДПУ.

В этих случаях объём потреблённого ресурса определяется по нормативу. Норматив умножается на площадь мест общего пользования, а затем умножается на долю конкретного собственника. Перерерасчёт не делается.

Но что делать, если субъект РФ не принял норматив?

Субъект РФ не принял норматив

Для начала нужно определиться, какой норматив не принял субъект РФ:

норматив на ОДН – на 1 ноября 2016 года

или на коммунальный ресурс на общее имущество в МКД – на 1 июня 2017 года.

Если не принят норматив на коммунальный ресурс, делать ничего не нужно. Ещё не закончился период, который начался с 1 января и который закончится с принятие новых нормативов. Нужно продолжать считать по нормативам на ОДН, которые утвердили на 1 ноября 2016 года. Выставлять больше норматива нельзя, проводить ОСС нельзя.

Если же не принят норматив на ОДН, жильцам МКД выставляется плата за коммунальный ресурс на содержание ОИ в МКД по фактическому потреблению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: