Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

Все об изменении вида разрешенного использования земель сельхозназначения: полный алгоритм действий

Все земельные богатства государства делятся на определенные законодательством категории целевого назначения. Такое разделение необходимо для определения правового режима использования и охраны земель. Земельные угодья за пределами населенных пунктов, позволяющие вести сельскохозяйственную деятельность, относятся к группе земель сельскохозяйственного назначения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Все земли сельхозназначения – это большая категория, определенная Земельным Кодексом РФ в пункте 1 статьи 77. Предназначение участков земель сельскохозяйственного назначения делятся по видам разрешенного использования на группы:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для ведения крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для организации сельскохозяйственного производства;
  • для дачного строительства;
  • для садоводческой деятельности;
  • для животноводства;
  • прочие варианты.

Более детально ознакомиться с характеристикой и видами разрешенного использования земель сельхозназначения вы можете в отдельной статье.

Разграничение земельных угодий по видам разрешенного использования основывается на Приказе №540 Минэкономразвития, от 01.09.2014 года. Кроме основных и дополнительных ВРИ, есть условно-разрешительные. Такие виды указываются для конкретного участка в градостроительном регламенте в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Это отдельно выделенные территории, для которых невозможно изменение ВРИ. К таким относятся земли лесного фонда и особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Ознакомиться с правовым режимом и особенностями использования земель сельхозназначения можно тут.

Когда может понадобиться изменение?

Не всегда ВРИ участка подходит под планы собственника или потенциального покупателя. Растущий спрос на загородную недвижимость приводит к необходимости в преобразовании особых категорий земель в участки применимые под строительство жилых домов (о том, можно ли строить дом на землях сельхозназначения, и какой именно, мы рассказывали тут). Также изменение ВРИ требуется, если предполагается возведение торговой точки или производственных помещений. Еще таким образом можно существенно увеличить стоимость земельного участка, когда в планах перепродажа земли (как определяется кадастровая стоимость земель сельхозназначения?).

Действующие способы

Первый

Смена действующей категории – это продолжительная и трудоемкая работа. В законодательстве четко прописана вся процедура и сроки исполнения. Регламентируется смена категории ФЗ РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями на 29.07.2017 года). Такой перевод необходим в случаях, если на участке планируется:

  • строительство коммерческой недвижимости или промышленных зданий;
  • постройка многоквартирного дома или организация заповедника.

Об особенностях перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и о том, как он осуществляется, мы подробно рассказывали в этом материале.

Второй

Изменение ВРИ земель сельхозназначения (без вывода из действующей категории) необходимо, чтобы использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения для садоводства, возведения частного дома или строительства иных зданий (можно ли строить на землях сельхозназначения?), что невозможно при действующем ВРИ. Порядок изменения ВРИ предусмотрен Земельным Кодексом РФ статьей 8, где четко расписаны все требования.

Как изменить?

С чего начать?

Это открытая информация и ее может запросить как собственник, так и арендатор земельного участка. Документ выдается через 30 дней с момента подачи заявления. В нем будут перечислены все возможные виды разрешенного использования: основные, дополнительные и условно разрешенные.

Необходимые документы

Уточняйте перечень требуемых документов в территориальном органе власти. Список формируется местной администрацией и может отличаться в каждом районе.

Основной список документов, которые необходимы для подачи в органы местного самоуправления для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения:

  • Заявление с просьбой о смене вида разрешенного использования.
  • Декларация о смене ВРИ.
  • Оригиналы и копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также всех строений на нем.
  • Кадастровый паспорт и другая техническая документация на участок:
  1. план межевания;
  2. результаты землеустроительных работ;
  3. результаты проведенных экспертиз.
  • Если участок принадлежит индивидуальному предпринимателю, то выписка из ЕГРИП.
  • Если собственник имеет юридическое лицо, то выписка из ЕГРЮЛ.
  • Подлинник и копию паспорта собственника.
  • При обращении доверенного лица, надлежащим образом оформленная нотариальная доверенность (подлинник и копия).
  • Читайте также:
    Какой вид ответственности несут участники полного товарищества

    Как составить заявление?

    В заявлении с просьбой о смене вида разрешенного использовании необходимо указать:

    1. местоположение, кадастровые характеристики и технические сведения участка;
    2. правоустанавливающий документ и свидетельство о праве собственности;
    3. причины, по которым возникло желание, изменить ВРИ;
    4. описать преимущества, которые появятся после смены вида разрешенного использования;
    5. высказать просьбу дать разрешение на данную процедуру;
    6. в конце подпись с расшифровкой и дата.
    • Скачать бланк заявления об изменении вида разрешенного использования земли
    • Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земли

    Составление декларации

    Однако это документы разной юридической силы. Тогда как заявлением выражается просьба, то декларация – это завершенное действие. Именно декларация служит основанием для выдачи акта, в котором будет разрешение на внесение изменений в реестр кадастра.

    Образец можно скачать в интернете, а можно написать самостоятельно, соблюдая основные правила:

    1. у казать наименование органа власти, куда подаете документ;
    2. название самого документа (посередине строки);
    3. личные данные: Ф.И.О. и адрес регистрации;
    4. информация о земельных угодьях с указанием категории земель и способ правообладания;
    5. изложить просьбу об изменении вида землепользования с пояснением причин данного решения;
    6. указать на то, что совладельцы и собственники соседних участков не против планируемых изменений;
    7. поставьте подпись с расшифровкой и дату.
    • Скачать бланк декларации изменения вида использования земель
    • Скачать образец декларации изменения вида использования земель

    Сколько стоит?

    Госпошлина на изменение ВРИ, установленная налоговым законодательством РФ, составляет 2000 рублей. Для юридических лиц процедура обойдется дороже и составит 22 000 рублей.

    Куда обращаться и подавать документы?

    Все вопросы по изменению вида землепользования решаются в местных органах власти. Правила для проведения процедуры расписаны в Градостроительном кодексе РФ, статьи 37 и 38. Пакет документов подается в земельный комитет администрации, к которой территориально относится земельный участок.

    Сроки рассмотрения и принятия решения

    Когда заявление подано администрация имеет право организовать публичные слушания, где будут присутствовать граждане, живущие на смежных земельных участках и в районе данной территориальной области. Им предоставляется возможность давать рекомендации и выносить замечания. Результаты слушания публикуются в местном печатном издании.

    Опираясь на заключение комиссии, результаты общественных слушаний и всех обстоятельств дела администрация выносит решение. Как правило, если были публичные слушания и присутствующие граждане отнеслись положительно, то решение выносится в пользу собственника.

    Время принятия решения комиссией напрямую зависит от качества ее работы. Максимальный срок 30 дней. Если проводились публичные слушания, то вынесение решения может составлять 60 дней.

    Что делать при принятии положительного решения?

    В случае положительного решения администрация подаёт сведения в Росреестр об изменениях статуса землевладения. Собственнику следует самостоятельно обратится в кадастровую палату для внесения изменений. Для этого необходимо представить следующие документы с их нотариально заверенными копиями:

    • межевой план;
    • кадастровый паспорт;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • решение главы администрации об изменении вида разрешенного использования участка.

    При подаче заявления иметь при себе паспорт. Процесс внесения изменений занимает около 10 дней.

    После на руки выдается новая кадастровая выписка, где будет содержаться информация о новом виде разрешенного использования земельного участка. Одновременно вносятся изменения в ЕГРН. Свидетельство о праве собственности менять не нужно, так как все характеристики земельного участка указываются в кадастровом паспорте.

    О том, как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки, мы рассказывали тут.

    Отказ

    Администрация может отказать в изменении ВРИ если:

    • не были исполнены все требования к ходатайству;
    • обратилось лицо не указанное в федеральном законе.
    Читайте также:
    Виды юридических лиц по характеру деятельности

    Отказ выдается в письменном виде в тридцатидневный срок после принятия документов. В сопроводительном письме должно быть четко прописано обоснование. Опротестовать решение можно в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе, исправив все недочеты, изложенные в сопроводительном письме.

    Также отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка могут при соблюдении всех правил подачи документов. Основанием для такого отказа может служить ряд причин:

    1. несоответствие перевода действующему законодательству;
    2. решения экспертиз;
    3. расхождение в целевом назначении с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

    Если основой отказа стали законодательные положения, нарушающие права заявителя, следует обращаться в суд с апелляцией.

    Если цели по использованию земельного участка не совпадают с его ВРИ, чтобы избежать проблем с законом, надо пройти процедуру изменения вида разрешенного землепользования. Это возможно при точном соблюдении алгоритма обращения в уполномоченные органы власти и соблюдении законодательных норм.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Прокурор разъясняет – Прокуратура Нижегородской области

    Прокурор разъясняет

    • 22 марта 2022, 14:44

    Анализ проведенных проверок по обращениям в сфере землепользования показал, что граждане зачастую используют для личных нужд принадлежащие земельные участки с нарушением установленного вида разрешенного использования.

    В ряде случав предусмотренный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования участка не используется.

    Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

    Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования

    При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен участок.

    Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

    Информацию о градостроительном регламенте можно получить в органах местного самоуправления, а также в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

    Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

    Для их изменения необходимо собственнику участка обратиться в органы Росреестра для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений.

    При этом согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2022 № 42-П от 23.10.2022 сведения об использовании участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования могут не вносится в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушением не является.

    Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка .

    Лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в орган местного самоуправления в соответствии с установленным регламентом.

    Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, которые проводятся в течение одного месяца со дня оповещения об их проведении. Оповещение о проведении публичных слушаний (общественных обсуждениях) проводится путем его опубликования в официальных средствах массовой информации, на сайте администрации, информационных стендах.

    На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия, созванная органом местного самоуправления, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

    После принятия решения информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляется в органы Росреестра.

    Читайте также:
    Кража относиться к следующему виду преступлений против

    С учетом изложенного только предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре.

    Указанная процедура обеспечивает соблюдение интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением вида разрешенного использования участка.

    Нарушение указанной процедуры может привести к признанию изменения целевого назначения земельного участка недействительным.

    Письмо Росреестра от 11.06.2022 N 13-5223-АБ/20 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    от 11 июня 2022 г. N 13-5223-АБ/20

    ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

    Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает

    Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее – Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

    Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее – Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

    В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

    градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

    разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);

    акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

    вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

    проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

    Читайте также:
    Виды саморегулируемых организаций в РФ

    Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.

    В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

    На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

    В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

    Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

    Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:

    в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;

    в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;

    в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

    в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.

    Читайте также:
    Основной вид удержаний из заработной платы сотрудников

    Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.

    Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования “автомобильный транспорт” (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.

    Таким образом, указание вида разрешенного использования “автомобильный транспорт” не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.

    По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами , , ) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN , , от 15 сентября 2017 г. N . Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).

    Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

    “Письмо” Росреестра от 09.10.2022 N 13-00290/20 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    ПИСЬМО
    от 9 октября 2022 г. N 13-00290/20

    ОБ ИЗМЕНЕНИИ
    ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

    Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.

    В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее – Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

    Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

    Читайте также:
    Виды опьянения в уголовном праве

    В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

    градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

    разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);

    акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

    вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

    проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

    Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

    Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

    Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

    В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2022 N 254-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

    Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 “Проект межевания территории. Текстовая часть” должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

    Читайте также:
    Виды и содержание инструктажей по безопасности труда

    Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

    Начальник Управления
    законодательства в сфере
    регистрации недвижимости
    и кадастровой деятельности
    Э.У.ГАЛИШИН

    Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

    В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

    Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

    В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

    Классификатор видов разрешенного использования

    Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

    Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

    ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

    Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2022 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

    Классификатор содержит 13 ВРИ:

    1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);

    2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);

    3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)

    4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)

    5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)

    6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)

    7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)

    8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)

    9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)

    10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)

    11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)

    12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)

    Читайте также:
    Как изменить основной вид деятельности ООО

    13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

    Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).

    Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

    Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

    Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

    Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

    Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

    В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

    Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

    Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

    В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

    · 2.1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;

    · 2.2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;

    · 13.2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.

    Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

    ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

    Чем следует руководствоваться при желании разводить на участке сельскохозяйственных животных

    Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство» и т.д.

    В то же время многие садоводы и огородники интересуются, возможно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

    В то же время при желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные правовые акты, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность.

    Читайте также:
    Виды доверенностей для физических лиц

    Поэтому в первую очередь необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

    Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

    Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

    Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

    В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

    В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2022 № П/0310.

    Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

    ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

    Образовательные организации в РФ понятие типы виды

    Статья 23. Типы образовательных организаций

    1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

    2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

    1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

    2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

    (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

    3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

    1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

    4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

    1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;

    2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

    3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

    (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

    5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

    6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 517-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

    Читайте также:
    Понятие и виды объединений коммерческих организаций

    6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

    Статья 23. Типы образовательных организаций

    Статья 23 . Типы образовательных организаций

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

    1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

    2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

    1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

    2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

    3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

    4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

    3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

    1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

    4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

    1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;

    2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

    3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

    4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

    5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

    Информация об изменениях:

    Пункт 6 изменен с 1 сентября 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 517-ФЗ

    6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

    5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

    6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: