Преобразование МУП в ООО: пошаговая инструкция

Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Читайте также:
Организация ТСЖ в многоквартирном доме: пошаговая инструкция

Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.
Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.
Читайте также:
Закрываем ИП: пошаговая инструкция и все документы
Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

Направить документы можно одним из способов:

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов
  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

  • При выделении — правопреемство не возникает.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ликвидация ГУПов и МУПов! Что дальше?

Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон, ограничивающий деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 году.

В соответствии с принятым и опубликованным Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», запрещается создание новых государственных унитарных предприятий (далее-ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (далее-МУП) на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции. Исключением являются предприятия, созданные актами президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.

Также унитарные предприятия можно будет создавать для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, а также для осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности за границей.

Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выдержка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.

Читайте также:
Как открыть караоке бар: пошаговая инструкция

Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

В целом, этот закон пострашнее пенсионной реформы, последствия данного закона ударят по россиянам сильнее, чем даже пресловутое увеличение пенсионного возраста.

Итак, закон об упразднении всех МУПов и ГУпов и передаче их в частные руки станет в итоге причиной того, что тарифы выйдут из-под контроля, и практически все услуги в нашей стране вырастут в цене в несколько раз.

Предположительно, частные владельцы будут творить произвол, устанавливая любые цены.

  • 8487
  • рейтинг 1

Англо-американское договорное право

Юридический Due Diligence

Подготовка к TOLES

Комментарии (3)

Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
2. Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

В части естественных монополий следует рассматривать совокупно со 135-ФЗ о ЗК, а здесь 10% ограничение по п.3 , что думаете?

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу Законе о реформировании унитарных предприятий.

В декабре 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках*. «Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2022 годы[1], утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618», – отметила Оксана Кузнецова.

Можно определить два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: первый связан с созданием унитарных предприятий, второй – с ограничением их деятельности на конкурентных рынках.

Законом с 08 января 2022 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год. Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов – проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», – пояснила Оксана Кузнецова.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

Читайте также:
Смена основного ОКВЭД ООО: пошаговая инструкция

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера – обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений Закона, ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т.д.

«Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», – отметила Оксана Кузнецова.

В мероприятии также приняли участие представители Московского управления ФАС России, Правительства г. Москвы, органов исполнительной власти и прокуратуры, общественных, коммерческих организаций и ассоциаций.

* Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»

Тонкости преобразования

Самыми распространенными организационно-правовыми формами юридического лица среди коммерческих фирм являются ООО и АО. В случае изменения условий хозяйствования, но при желании сохранить своих контрагентов фирмы прибегают к реорганизации в форме преобразования, которая имеет ряд особенностей.

Суть преобразования

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Одной из форм реорганизации является преобразование.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.

Преобразование – это один из способов реорганизации, при котором создается другое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Ограничения

Нужно помнить, что коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, а ООО и АО – в товарищества или государственные предприятия.

ООО вправе преобразоваться в общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Для ООО изменение организационно-правовой формы необходимо, когда количество его участников превысит 50. В этом случае нужно перерегистрироваться в ПАО или в производственный кооператив.

АО вправе преобразоваться в ООО или производственный кооператив, а также в хозяйственное товарищество (ст. 20 Закона «Об акционерных обществах).

Принимая решение о преобразовании необходимо учитывать другие ограничения, присущие форме вновь регистрируемого бизнеса.

Так, минимальный уставный капитал ООО и АО составляет 10 000 рублей, ПАО – 100 000 рублей.

Ни ООО, ни АО, ни ПАО не могут иметь в качестве единственного учредителя юридическое лицо, состоящее из одного учредителя.

Передаточный акт

При реорганизации в форме преобразования составлять передаточный акт не нужно. На это указали чиновники ФНС в письме от 14 марта 2016 года № ГД-4-14/4182@.

Из положений статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса следует, что передаточный акт необходимо представлять в регистрирующий орган в связи с реорганизацией в форме разделения и выделения.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юрлица в отношении третьих лиц не изменяются (п. 5 т. 58 ГК РФ). Исключение – обязанности в отношении учредителей (участников).

Осуществление правопреемства при реорганизации в форме преобразования на основании передаточного акта не нормами закона не предусмотрено.

Новый ИНН

Если компания меняет организационно-правовую форму, то вновь образованному юридическому лицу налоговики присваивают новый ИНН.

Ведь преобразование юридического лица (смена организационно-правовой формы) – это одна из форм реорганизации. В результате реорганизации возникает новое юрлицо.

Читайте также:
Как сделать ТСЖ: пошаговая инструкция

В случае смены организационно-правовой формы ИНН «старой» организации признается недействительным, а вновь возникшему юридическому лицу присваивается новый ИНН (см. письмо Минфина от 12 мая 2010 г. № 03-02-07/1-232).

В связи с новым ИНН фирме нужно приводить в порядок всю свою договорную базу.

Изменения в ЕГРН

В результате преобразования юридического лица перехода прав в порядке правопреемства не происходит. При преобразовании юридического лица не происходит изменения его прав и обязанностей в отношении других лиц (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Правопреемства от одного лица к другому, и, соответственно, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не требуется. Поэтому в отношении права собственности на недвижимость предполагается не регистрация, а внесение изменений в ЕГРН (Определение ВС РФ от 23 октября 2017 г. № 302-КГ17-14848; Письмо Минфина от 13 февраля 2018 г. № 03-05-04-03/8828).

При реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН просто вносятся соответствующие изменения.

Из АО в ООО

Заметим, что чаще всего меняют АО на ООО. Почему?

У ООО, как у юридического лица перед АО есть ряд преимуществ:

  • участники общества не обязаны лично участвовать в управлении компанией;
  • ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель;
  • ООО не обязано публиковать результаты ведения дел;
  • правовое положение общества не зависит от правового статуса создавших его участников;
  • широкие возможности для локального нормотворчества у участников (учредителей) общества.

Кроме того, АО обязано вести реестр акционеров и привлекать для этого за плату стороннюю фирму, имеющую лицензию.

Особое внимание при преобразовании АО в ООО нужно уделить порядку обмена акций на доли. Его нужно указать в решении о реорганизации. Все без исключения акционеры преобразуемого АО имеют право на получение в уставном (складочном) капитале во вновь создаваемом юридическом лице.

Решение о распределении долей в уставном капитале вновь создаваемого юрлица только среди акционеров, голосовавших «за» по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, противозаконно (письмо Банка России от 1 февраля 2019 г. № ИН-06-28/11).

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Читайте также:
Открытие ИП патент: пошаговая инструкция

Правопреемник и уведомления

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Инвентаризация имущества и обязательств

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача имущества и обязательств

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

В части доходов

130 4 508 10 130

В части расходов

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Читайте также:
Покупка квартиры по военной ипотеке: пошаговая инструкция

Закрытие лицевых счетов

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)

Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760)

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н)

В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

Завершение реорганизации

Сама же процедура госрегистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций), состав необходимых документов для регистрации, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения регламентированы Федеральным законом № 129-ФЗ.

Читайте также:
Ликвидация путем присоединения: пошаговая инструкция

Особенности изменения подведомственности

Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).

Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:

1) работа с регистрирующими органами;

2) инвентаризация и передача имущества;

3) закрытие лицевых счетов;

4) составление и представление реорганизационной отчетности.

[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[6] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Из садового дома в жилой: трудности в изменении статуса дома

Руководитель ООО “АН “ВАШ ДОМ”, руководитель Центра бесплатной юридической помощи г. Истра Московской области, юрисконсульт

специально для ГАРАНТ.РУ

У вас есть садовый дом. Вы решили придать ему статус жилого. Например, ваша семья уже давно проживает в таком доме, и вы хотите прописаться в нем. А такое возможно лишь в доме со статусом “жилой” (ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”). Закон устанавливает, чтобы для переоформления садового дома в жилой дом имелось соответствующее разрешение органа местного самоуправления (п. 55 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, далее – Постановление № 47). Этот орган должен располагаться в том муниципальном образовании, к ведению которого территориально относится переоформляемый дом.

Когда полный пакет документов передан в орган местного самоуправления (непосредственно или через МФЦ), не позднее чем через 45 календарных дней заявитель получит один из ответов: либо ему разрешат перевести дом из садового в жилой, либо нет. Перечень необходимых документов расписан в п. 56 Постановления № 47.

Так почему же в переоформлении рассматриваемого вида жилой недвижимости орган местного самоуправления может отказать?
Исчерпывающий список причин отказа приведен в п. 61 Постановления № 47.

Среди них следующие причины для отказа:

  1. Заявитель предоставил не весь требуемый законом список документов;
  2. Переоформляемый дом не принадлежит заявителю (согласно сведениям об этом объекте из ЕГРН), то есть право собственности оформлено на другое лицо;
  3. В ЕГРН вообще нет сведений о праве собственности кого-либо на переоформляемый садовый дом, при этом заявитель не может предоставить никакие правоустанавливающие документы на него. Правда, в законе по поводу этого пункта есть небольшая оговорка. Так, отказ от органа местного самоуправления правомерен только при одновременном соблюдении следующих условий:
    • о праве собственности на дом нет ни документов, ни сведений в ЕГРН;
    • орган местного самоуправления уведомил об этом заявителя и предложил предоставить соответствующие документы;
    • заявитель в течение 15-ти дней такие документов не предоставил;
  4. Отсутствует согласие на переоформление дома третьих лиц – для случаев, когда они также имеют права на него (например, банки при ипотеке на дом, содольщики, супруги при совместной собственности и пр.);
  5. Садовый дом находится на садовом участке, на котором по закону не может находиться жилой дом (например, участок предоставлен для огородничества, садовый дом находится на землях гослесфонда, в пределах водоохранной зоны или там, где капитальное строительство запрещено, чаще всего это обремененные участки ЗУИТами – ЛЭП, нефтепровод, зона памятника культуры и пр.).

Что же делать, когда орган местного самоуправления отказался выдавать разрешение на перевод садового дома в жилой?

На первый взгляд, ответ прост: исправить те недочеты, из-за которых был произведен отказ.

Но на практике все гораздо сложнее.

Проблемы с пакетом предоставляемых документов

Читайте также:
Введение суммированного учета рабочего времени: пошаговая инструкция

К примеру, заявителю отказали, потому что он предоставил не весь пакет документов. Но иногда “донести” нужное сложно или даже невозможно. Например, невозможно предоставить согласие на перевод садового дома в жилой дом от третьих лиц, также имеющих право собственности: они либо не хотят давать такое согласие по разным причинам, либо заявитель не знает, где этот гражданин вообще находится и как его найти, чтобы получить от него нужный документ.

Статус земельного участка как причина отказа

Довольно распространенная причина отказа связана со статусом земельного участка, на котором находится садовый дом, переводимый в жилой. Особенно когда садовый участок не включен в территориальные зоны правил, определяющих землепользование и застройку. В таком случае, скорее всего, придется кооперироваться с другими гражданами и всем вместе от имени садоводческого товарищества нужно будет работать в направлении подготовки документации по планировке территории и внесению соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

Важный момент: в каждом муниципальном органе свои земельные и градостроительные правила. Прежде чем заниматься переоформлением садового дома, необходимо изучить их, чтобы знать и понимать все нюансы. Для этого можно через портал госуслуг заказать бесплатно градостроительный план своего земельного участка. Эту услугу можно без труда найти на официальном сайте в списке “Категории услуг”.

Техническое состояние дома – это важно

Еще один немаловажный момент – техническое состояние дома. Строение должно соответствовать всем признакам “жилого”, быть пригодным для проживания: с водой, отоплением, освещением и т.п. Площади помещений и высота должны также соответствовать нормативам (например, кухня не меньше 6 кв. м., высота не менее 2,5 м). Для каждого региона (муниципальной единицы) такие нормативы свои и закреплены местными нормативными актами. Если причина отказа в таком несоответствии – придется его устранять: проводить электричество и другие инженерные коммуникации, делать реконструкцию.

Если получить разрешение органа местного самоуправления в переводе дома из садового в жилой никак не получается, придется обжаловать отказ в судебном порядке. В исковом заявлении нужно будет указать причины, которые перечислены в решении об отказе. Затем необходимо будет доказать, почему эти причины неправомерны.

Как перевести садовый дом в жилой?

Перевод дачи в ИЖС позволяет проживать там на законных основаниях и оформить прописку. Это возможно, если дом и земельный участок соответствуют установленным требованиям. Рассмотрим, каковы условия признания садового дома жилым, основные преимущества, пошаговый порядок действий, возможные основания для отказа и особенности признания дачного дома жилым через суд.

В статье расскажем:

Дача: это жилое или нежилое помещение

Понятия «дача» ни в одном законе нет. Но есть формулировка «садовый дом» — здание сезонного проживания, предназначенное для удовлетворения бытовых нужд граждан. Согласно ст. 16 ЖК РФ, жилым помещением признается дом, часть дома или квартира.

Но 1 января 2019 года вступил в силу ФЗ от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства…», согласно которому с указанной даты все садовые дома признаются жилыми. Если право собственности оформлено до 01.01.2019, переоформление статуса не требуется. В ЕГРН должно быть указано назначение – «жилое».

Если в ЕГРН домик числится нежилым, значит, он не признается жилым строением. Не имеет значения, на каком участке он расположен: СНТ, для сельского хозяйства, ИЖС.

Обратите внимание! Оформить регистрацию можно только в жилом доме. Чтобы узнать статус, достаточно заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра. Оформление онлайн обойдется в 350 р. Перевод нежилого дачного домика в жилой сейчас возможен в рамках «Дачной амнистии» в упрощенном порядке.

Как признать садовый дом жилым: условия

Перед тем, как признать дом жилым в СНТ, нужно убедиться, что он соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения…»:

  1. Расположение в жилых зонах согласно условиям градостроительного зонирования, или на территории ведения садоводства и огородничества.
  2. Работоспособность несущих конструкций, отсутствие повреждений и деформаций, при которых есть угроза обрушения.
  3. Наличие инженерных систем: водоснабжения, водоотведения, электричества. Если район газифицирован, понадобится газоснабжение.
  4. Оптимальная теплоизоляция наружных конструкций.
  5. Защита помещения от проникновения талой воды, дождя, снега.
  6. Наличие минимум одной комнаты, санузла, кухни.
  7. Отметка пола должна располагаться выше отметки земли. Размещение жилых помещений в подвалах и цокольных этажах запрещено.
  8. Соответствие требованиям в плане уровня шума, электромагнитного излучения.

Примечание: для перевода садового дома в жилой важно, чтобы он уже числился в ЕГРН, а право собственности было оформлено надлежащим образом. Если у помещения несколько собственников, понадобится согласие каждого на перевод.

Преимущества перевода дачного дома в жилой

Для перевода нежилого дома в жилой характерны несколько преимуществ:

  1. Оформление налогового вычета. Имущественный вычет полагается только при покупке жилья.
  2. Оформление регистрации. Прописаться можно только в жилом помещении.
  3. Снижение расходов на оплату электроэнергии по сравнении с городскими тарифами. Сельские обычно меньше на 30-50%.
  4. Проще продать: жилые дома для покупателей представляют большую ценность.
Читайте также:
Заполнение формы П4 статистика: пошаговая инструкция

Совет юриста: если собственник стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с переводом дачного домика лучше подождать. Иначе с очереди снимут, т.к. для получения жилья от муниципалитета другой пригодной для проживания недвижимости в собственности быть не должно.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Как перевести садовый дом в жилой?

Для признания садового дома жилым нужно руководствоваться положениями п.55-63 Постановления Правительства №47. Сначала собственнику придется обратиться к кадастровому инженеру для технического обследования здания, затем собрать и подать документы на рассмотрение, и в установленные сроки получить решение органа местного самоуправления.

Рассмотрим, как переоформить дачу в жилом дом в упрощенном порядке, и что для этого нужно.

Шаг 1: техническое обследование

При подаче документов собственнику понадобится межевой план и кадастровый паспорт. Они подтверждают, что недвижимость соответствует всем требованиям. Эти документы делают кадастровые инженеры, услуга обойдется в 15 000-20 000 р.

Также оформляется заключение о соответствии дачного дома техническим требованиям. Его может сделать ООО или ИП, зарегистрированный в СРО в области инженерных изысканий.

Шаг 2: сбор и подача документов

Перед тем, как дом в СНТ перевести в жилой, нужно собрать:

  • заявление о признании садового дома жилым;
  • межевой план;
  • кадастровый паспорт;
  • выписку из ЕГРН;
  • заключение по результатам обследования технического состояния недвижимости.

Важно! Если у домика несколько собственников, понадобятся нотариальные согласия от каждого. Подавать документы нужно в МФЦ или напрямую в местную администрацию.

Шаг 3: получение решения

Представленные документы рассматриваются не более 45 дней с момента подачи заявления. По результатам заявителю выдается решение о признании садового дома жилым или об отказе.

Шаг 4: внесение изменений в Росреестр

При положительном решении администрация самостоятельно направляет документы в Росреестр для регистрации нового статуса недвижимости. Размер госпошлины для собственника составляет 200 руб.

Основания для отказа перевода дачного дома в жилой

Отказать в изменении статуса на жилой дом на дачном участке могут в нескольких ситуациях:

  1. Представлен неполный комплект документов, кроме выписки из ЕГРН: если ее нет, администрация запрашивает сведения в Росреестре самостоятельно.
  2. Подача документов неуполномоченным лицом (не собственником или представителем по нотариальной доверенности).
  3. Размещение объекта на земельном участке, на которых запрещено возведение капитальных строений. Например, на участке для огородничества.

Обратите внимание! Решение об отказе обязательно должно содержать основания. Оно направляется заявителю не позднее трех рабочих дней с момента принятия. Обжаловать его можно в судебном порядке.

Как признать дом жилым на дачном участке в судебном порядке?

Если администрация отказала в переводе из нежилого в жилой дом, решение можно оспорить через суд в порядке административного производства. Заявление и остальные документы нужно подавать в районный или городской суд по адресу нахождения ответчика.

Совет юриста: в заявлении в качестве искового требования нужно указать признание отказа администрации в переводе домика в СНТ в жилой незаконным. Если иск удовлетворят, муниципалитет обяжут пересмотреть решение.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Документы

Что именно понадобится при обращении в суд:

  • письменный отказ в переводе садового домика в жилой;
  • административное исковое заявление;
  • кадастровый паспорт;
  • межевой план;
  • выписка из ЕГРН;
  • заключение о соответствии дома всем требованиям.

Дополнительно могут понадобиться другие документы, подтверждающие необоснованность отказа администрации.

Судебная практика

Чаще всего суды отказывают в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на невозможность изменения статуса строений по вине истцов. Но ситуации бывают разные, вот несколько примеров решений по реальным делам:

    О признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым домом (Решение № 2А-6235/2019 2А-6235/2019

М-5269/2019 М-5269/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 2А-6235/2019). В удовлетворении требований отказано.
О признании жилого строения пригодным для проживания (Решение № 2-2242/2012 2-2242/2012

М-2511/2012 М-2511/2012 от 28 декабря 2012 г. по делу № 2-2242/2012). Иск удовлетворен, жилой дом на садовом участке признан пригодным для постоянного проживания.
Об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым (Решение № 2А-12431/2019 2А-12431/2019

Ответы юриста на частные вопросы

Заключение эксперта

  1. Перевести дачный дом в жилой можно, если в Росреестре он числится как нежилой и соответствует всем требованиям, в том числе и техническим.
  2. Для переделки дачи в жилой дом нужно обращаться в местную администрацию, при отказе – в суд.
  3. После перевода дачного дома из нежилое в жилое собственник сможет зарегистрироваться там. В нежилых строениях регистрация запрещена.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: