Пошаговый алгоритм внедрения профессиональных стандартов

Внедрение профессиональных стандартов в организации

  • Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
  • Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
  • Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
  • Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
  • Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
  • Шаг 3: составление плана-графика
  • Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
  • Итоги

Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?

Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы

Внедрение профстандартов в организациях, относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2022 (п. 2 постановления № 584).

Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы

В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).

Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:

  • работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
  • в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).

Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.

Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.

Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов

Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.

Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:

1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:

  • установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
  • содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.

2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.

3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.

4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.

Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:

1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.

То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.

2. При приеме новых сотрудников на работу:

  • установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
  • при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
  • при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.

Изучим далее, в рамках какого алгоритма могут быть реализованы перечисленные мероприятия по внедрению профстандартов.

Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма

Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.

Читайте также:
Как увеличить уставной капитал ООО: пошаговая инструкция

Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах

После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.

Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).

В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:

  • вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
  • работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
  • если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
  • если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).

Шаг 3: составление плана-графика

Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.

Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:

  • определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
  • определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1–3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).

Рассматриваемый приказ может дополняться:

  • тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
  • положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.

После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).

Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение

Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.

Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.

По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).

Итоги

Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.

Читайте также:
Как стать страховым брокером: пошаговый бизнес план

Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:

Пошаговый алгоритм внедрения профессиональных стандартов

Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:

  • Этап 1создание рабочей группыпо внедрению профессиональных стандартов.

Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.

  • Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.

Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.

Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:

– статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;

– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”;

– Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”;

– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.

  • Этап 3 – определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:

– согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

– согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, обязаны внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2022 года.

  • Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.

  • Этап 5 – реализация мероприятий, установленных в Планемероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:

Подэтап 1. Составление Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.

Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.

Подэтап 2. Поиск информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса “Профессиональные стандарты” (http://profstandart.rosmintrud.ru (http://profstandart.rosmintrud.ru/)) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ “Научно-исследовательский институт труда и социального страхования” Минтруда России (http://vet-bc.ru (http://vet-bc.ru/)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Читайте также:
Как открыть автоломбард: пошаговая инструкция

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.

По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов просто по названиям должностей является грубой ошибкой.

Так работодатель придет к некорректным выводам.

Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.

Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.

Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо сравнить с целями профессии по профстандарту.

Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.

Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.

Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.

Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.

Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС. Это же относится и к квалификационным требованиям, установленным для таких должностей, профессий и специальностей.

Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.

Подэтап 5. Сопоставление действующего функционала по должности, специальности, профессии с тем, что установлен профессиональным стандартом.

На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.

Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в организации, с требованиями профстандарта.

На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.

Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.

Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.

Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.

Члены рабочей группы готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.

В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию и в другие документы.

В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию и в другие документы.

Подэтап 8. Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.

Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом. Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня. Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных программ обучения и повышения квалификации работников.

Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.

Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.

Приложение 1

Образец:

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов

в [наименование организации]

г. [место издания приказа]

[число, месяц, год]

В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,

1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:

Председатель – [должность, Ф. И. О.];

Члены группы – [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].

2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).

3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).

4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.

Читайте также:
Запрос цен по 44 фз: пошаговая инструкция

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]

С приказом ознакомлены:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Приложение 2

Образец:

Утверждено
приказом генерального директора

от 00.00.0000 № ________

о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов

Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее – положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее – Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

2. Порядок образования рабочей группы

2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.

2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.

2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].

3. Основные функции рабочей группы

Рабочая группа осуществляет следующие функции:

3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].

3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.

3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.

3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.

3.6. [Указать иные функции рабочей группы].

4. Регламент работы

4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.

4.2. Председатель Рабочей группы:

– открывает и ведет заседания Рабочей группы;

– осуществляет подсчет результатов голосования;

– подписывает документацию от имени Рабочей группы;

– отчитывается перед руководителем Организации о работе Рабочей группы.

4.3. Члены Рабочей группы обязаны:

– присутствовать на заседаниях Рабочей группы;

– голосовать по обсуждаемым вопросам;

– исполнять решения, принятые на заседании Рабочей группы.

4.4. Члены Рабочей группы вправе:

– знакомиться с материалами и документами, поступающими в Рабочую группу;

– участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;

– в письменном виде высказывать особое мнение.

4.5. Решения по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Рабочей группы, принимаются большинством голосов членов Рабочей группы, присутствующих на заседании.

5. Права рабочей группы

5.1. Рабочая группа имеет право:

– вносить на рассмотрение руководителя Организации вопросы, связанные с реализацией введения профессиональных стандартов в Организации;

– вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы;

– привлекать для принятия участия в работе группы работников Организации для выполнения отдельных поручений.

6. Заключительные положения.

6.1 Настоящее Положение вступает в действие со дня его утверждения руководителем Организации.

6.2. Настоящее Положение действует до его отмены или замены новым Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

6.3 Текст настоящего Положения подлежит доведению до сведения членов рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.

Приказ о внедрении профстандартов в организации

Составление приказа о внедрении профстандартов необходимо в тех случаях, когда в штате предприятия есть должности, для которых законом прописаны определенные нормы. Приказ относится к локальным актам компании, является вполне самостоятельным документом и запускает процесс по внедрению в организации профессиональных стандартов.

Наибольшее распространение документ на сегодняшний день имеет в государственных, муниципальных и бюджетных учреждениях, но иногда применяется и в крупных коммерческих структурах.

Что такое профстандарты

Профессиональные стандарты или, если сокращенно, профстандарты – совсем «свежее» понятие в Трудовом кодексе РФ. По сути это набор требований, касающихся опыта работы, образования, стажа, которым должен отвечать представитель той или иной профессии.

Перечень специалистов, к которым применяются профстандарты, практически неограничен – это преподаватели, официанты, врачи, кадровики, инженеры, программисты и т.д.

Ранее для определения условий, которым должны были соответствовать работники предприятий и организаций, применялись квалификационные справочники, поделенные на отрасли по роду деятельности. Основное отличие от них профстандартов, имеющих единую структуру, заключается в том, что требования, которые прописываются к одним и тем же должностям в профстандартах могут отличаться, в зависимости от уровня образования и опыта работы специалиста.

Часть профстандартов носит рекомендательный характер, часть являются обязательными.

Если профессиональные стандарты для той или иной категории работников обязательны, их применение должно происходить во всех без исключения компаниях, независимо от их организационно-правового статуса.

Читайте также:
Как открыть ЛПХ: пошаговая инструкция

Цели и задачи комиссии по внедрению профстандартов

Внедрением профстандартов на предприятии занимается специально созданная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек из числа руководства фирмы или сотрудников отдела кадров. Все участники комиссии должны быть ознакомлены с нормой закона о внедрении профстандартов, а также теми условиями, которые обязаны соблюдаться при ее реализации. Кроме того, эту информацию они должны довести до сведения других работников, в особенности тех, кого внедрение профессиональных стандартов касается напрямую.

Основная задача комиссии – оценить образование, подготовку и профессиональные качества персонала для определения дальнейшей кадровой политики.

Процедура оценки уровня работников проводится при помощи аттестации через приказ о проведении аттестации работников и анализа внутренней документации предприятия. При этом закон не требует тестирования всех подряд сотрудников, вполне допускается внедрение как целой группы профстандартов, так и только некоторой их части.

Результатом деятельности комиссии может стать разработка новых трудовых договоров, и соглашений, корректировка действующих должностных инструкций, изменение условий труда и размера заработной платы, переобучение некоторых специалистов, повышение их квалификации, перевод на другие должности и т.д. Следует отметить, что несоответствие сотрудника профессиональным стандартам не может являться основанием для его увольнения.

Основание для приказа на внедрение профстандартов

Каждый издаваемый на предприятии приказ должен иметь под собой определенное основание. В данном случае в качестве такового выступает постановление Правительства РФ № 584 от 27.06.2016 года. Ссылку на него следует обязательно давать в приказе.

Кто пишет приказ

Приказ является документом, фиксирующим волеизъявление руководителя организации. При этом непосредственно его составлением может заниматься любой работник, обладающий навыками по созданию распорядительной документации, например, юрист, секретарь или кадровик. Но кто бы ни писал приказ, после того как будет окончательно оформлен, его обязательно следует передать для ознакомления и визирования директору предприятия.

Образец приказа о внедрении профстандартов в организации

На сегодняшний день нет унифицированного образца приказа на внедрение профстандартов. Это означает, что предприятия и организации могут писать данный документ в произвольном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы.

Однако, есть значения, которые указывать в приказе следует обязательно:

  • номер, место, дату его составления,
  • полное название предприятии, в котором он выпускается,
  • определить людей, которые будут заниматься внедрением профстандартов,
  • вписать состав комиссии,
  • обозначить ее цели и задачи,
  • указать сроки, в которые они должны быть достигнуты,
  • ответственное за исполнение лицо (в качестве такового может выступать сам руководитель предприятия или какой-то другой сотрудник, находящийся в его прямом подчинении).

Правила оформления приказа

Как и по содержанию документа, так и по его оформлению, никаких норм и ограничений нет: приказ можно писать как от руки, так и в печатном виде, на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации. Заверять печатью бланк документа нет необходимости, т.к. с 2016 года это требование закона, применяемое ранее к юридическим лицам, отменено, а вот автограф руководителя предприятия или иного сотрудника, уполномоченного на подписание подобного рода документов, на приказе стоять должен.

Обычно приказ пишется в единственном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно сделать его копии.

Как и сколько хранить приказ

Составленный, заверенный и изданный надлежащим образом приказ весь период действия должен находиться в составе прочей распорядительной документации, в месте, доступ к которому следует ограничивать. После того, как его актуальность будет утрачена, его нужно передать в архив предприятия, где он должен храниться период, установленный законодательством или локальными актами компании (но не менее трех лет), после чего его можно утилизировать.

Пошаговый алгоритм по практическому применению профессиональных стандартов в организации (на предприятии):

Подготовительные работы:

  • Создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.
  • Обучение членов рабочей группы по внедрению и применению профессиональных стандартов.
  • Разработка комплексного плана внедрения профессиональных стандартов.

Реализация плана внедрения профессиональных стандартов:

  • Проведение сравнительного анализа должностей в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.
  • Приведение в соответствие названий должностей и требований к ним в организации, с указанными в квалификационных справочниках, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
  • Проведение сравнительного анализа названия должностей и квалификационных требований к ним в организации с наименованием должностей и требований к ним, указанным в квалификационных справочниках (Списки 1 и Списки 2) и профессиональных стандартах, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
  • Выделение перечня должностей, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.
  • Выделение перечня должностей, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
  • Определение отраслевой нормативной базы
  • Определение утвержденных профессиональных стандартов в соответствие с трудовыми функциями работников организации и их анализ.
  • Проведение анализа должностных инструкций, трудовых договоров, составление сравнительной матрицы выполняемых трудовых функций.
  • Составление описания профессионально-квалификационной структуры организации (ПКС).
  • Приведение в соответствие требований к квалификации работников, должностям в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ с требованиями профессиональных стандартов.
  • Проведение сравнительного анализа требований к образованию и обучению, опыту работы в профессиональных стандартах и выявление несоответствия уровня образования работников требованиям профессиональных стандартов
  • Планирование и составление графика обучения и развития персонала с учетом идентификации компетенций на соответствие требованиям профессиональных стандартов по квалификационным уровням.
  • Проведения обучающих мероприятий на соответствие профессиональным стандартам, оценка их эффективности.
  • Оценка квалификаций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
  • Формирование квалификационных требований, применяемых при найме.
  • Внесение изменений (при необходимости) в штатное расписание и другую локальную нормативную документацию организации, в том числе в должностные инструкции в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
  • Проведение оптимизации профессионально-квалификационной структуры организации (при необходимости).
  • Подготовка отчета по итогам проделанной работы по внедрению профессиональных стандартов (для учредителя и контрольно-надзорных органов).
  • Подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (при необходимости).
Читайте также:
Покупка квартиры по ДДУ: пошаговая инструкция

Локальные нормативные акты организации, в которые вносятся изменения и/или дополнения (при необходимости):

  • Порядок работы по подбору и найму персонала, оценки кандидатов на вакантные должности.
  • Порядок приема на работу, основания для отказа в заключении трудового договора.
  • Основания и порядок изменения условий трудового договора, в т. ч. перевода на другую работу.
  • Основания и процедура проведения аттестации работников.
  • Основания и порядок проведения оценки квалификаций персонала (на соответствие требованиям профессиональных стандартов).
  • Основания и процедура направления работников на обучение (на соответствие требованиям профессиональных стандартов).
  • Положения о структурных подразделениях.
  • Штатное расписание.
  • Должностные инструкции, трудовые договора, соглашения, коллективный договор.
  • Положения об оплате труда, о премировании и др. документы, устанавливающие системы и порядок оплаты труда.
  • Положения об обучении, об оценке персонала, о кадровом резерве, о карьере и др. документы, связанные с управлением персоналом.

В соответствии с законодательством РФ в целях реализации мероприятий по внедрению профессиональных стандартов и минимизации рисков при проведении инспекционных проверок предлагаем предприятиям и организациям любых организационно-правовых форм и форм собственности обучение членов рабочей группы организации, консультационную и методическую поддержку, пакет документов для реализации плана внедрения профессиональных стандартов.

Внедрение профстандартов в организации. Алгоритм действий

Старт: после оплаты

Доступ: 2 месяца

Кому будет полезен

Руководителю организации, чтобы разобраться, для чего внедрять профстандарты

Директору по персоналу или начальнику отдела кадров, которые хотят знать ключевые требования

Специалисту по кадрам, которым нужен пошаговый алгоритм внедрения профстандартов

Бухгалтеру, совмещающему кадровую работу, чтобы знать, как оформлять документы

Программа

  • Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы с профстандартами.
  • Соотношение понятий «профессиональный стандарт» и «квалификация работника».
  • Случаи обязательного применения профстандартов.
  • Особенность применения профстандартов в бюджетной сфере.
  • Обязательное и рекомендуемое применение профстандартов.
  • Пошаговый алгоритм применения профстандартов в организации.
  • Объемы применения профстандартов.
  • Конкретизация трудовых функций в соответствии с профстандартами.
  • Особенности внесения изменений в должностную инструкцию в связи с применением профстандартов.
  • Направление работников на обучение.
  • Проверки ГИТ в области применения профстандартов.
  • Увольнение работников за несоответствие профстандартам.
  • Анализ актуальной судебной практики по вопросам применения профстандартов.

Пройдите тест из 5 вопросов, если хотите проверить свои знания.

Лекторы

Горицына Дарья
Александровна

Конюхова Евгения
Владимировна

эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства

Документ

Сертификат успешно подтвердил(а) свои знания по теме

Ваш результат

Узнаете, в каком случае обязательно применять профстандарты

Научитесь внедрять профстандарты в организации с учетом специфики деятельности

Получите алгоритм действий, который поможет правильно применить профстандарты

Разберете судебную практику по вопросам применения профстандартов

Процесс

Шаг 1. Смотрите видео в записи

В записи в удобное для вас время. Вам сразу доступны все видео.

Шаг 2. Сдавайте онлайн-тесты

Вы можете по желанию проверить свои знания.

Шаг 3. Получите сертификат

После успешного прохождения теста сертификат будет ждать в личном кабинете. Вы можете скачать его и поделиться в любых социальных сетях.

А еще.

Пройдите всё за один день

Вам не нужно подстраиваться под расписание. Все видео и тесты можно пройти с первого дня и сразу получить сертификат.

Скачивайте авторские материалы

Пользуйтесь методическими материалами во время обучения и после, они останутся с вами навсегда.

Преимущества Контур.Школы

Бессрочная лицензия

Лицензированный учебный центр онлайн-образования для коммерческих организаций и учреждений государственного сектора.

10 лет безупречной репутации

Мы обучили более 570 000 специалистов в сфере закупок, бухучета, кадров, охраны труда, маркетинга и продаж.

Эксперты-практики

Экспресс-курсы проводят спикеры с 5-20-летним практическим опытом в бухучете, кадрах, закупках, охране труда, маркетинге и продажах.

Разные форматы

Видео, методические материалы, чек-листы, онлайн-тесты, образцы документов и подборки нормативных документов.

Персональная поддержка

Поддержка куратора на весь период доступа, а также круглосуточная техническая поддержка.

Мобильное приложение

В приложении можно смотреть уроки и вебинары, проходить тестирование и задавать вопросы.

Как участвовать в тендерах, электронных торгах, аукционах

эксперт в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ, кандидат юридических наук

Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги и как получить контракт? Ответим на эти и другие важные вопросы начинающих поставщиков

  1. Что такое электронные торги?
  2. Чем торгуют на ЭТП?
  3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?
  4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?
  5. Какие типы электронных аукционов встречаются?
  6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая информационная система?
  7. Как получить сертификат электронной подписи?
  8. Я хочу участвовать в электронных аукционах, которые проводят госслужбы и крупные компании. Что мне делать?
  9. У меня есть ЭП и Рутокен. Что делать дальше?
  10. Какую электронную торговую площадку выбрать?
  11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?
  12. Где пройти обучение по 44-ФЗ?
Читайте также:
Пошаговый план открытия интернет магазина

1. Что такое электронные торги и где их проводят?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП) в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.

Правила проведения электронных торгов в бизнес-сегменте и в госзакупках могут сильно различаться.

Открытые электронные процедуры по госзакупкам проходят на восьми площадках:

  1. «Сбербанк-АСТ».
  2. «ЕЭТП».
  3. «АГЗ РТ».
  4. «РТС-тендер».
  5. ЭТП Газпромбанк.
  6. АО «РАД».
  7. Национальная электронная площадка.
  8. ЭТП «ТЭК-ТОРГ».

Закупки по 223-ФЗ, которые проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят на этих же площадках, по единым правилам.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать и покупать товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

  • Для заказчиков по 44-ФЗ существует так называемый аукционный перечень: утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), закупки которых проводят преимущественно путем открытых электронных аукционах (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р).
  • Для отдельных видов юридических лиц — субъектов 223-ФЗ (госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров (работ, услуг), закупаемых в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616). Такие электронные закупки проводятся обязательно на электронной торговой площадке, но не обязательно в форме аукциона.

Правительство РФ может в любой момент обновить или изменить эти перечни. Будьте готовы к изменениям.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только в электронной форме. Это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального.

Если вы — новичок и хотите заключить госконтракт, нужно пройти регистрацию в ЕИС и выходить на электронные торговые площадки «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗ РТ», «РТС-тендер», ЭТП Газпромбанк, АО «РАД», Национальная электронная площадка, ЭТП «ТЭК-ТОРГ».

Крупные коммерческие заказчики (АО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС» и др.) также перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги, — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «ОТС», и это лишь малая доля активно работающих ЭТП бизнес-сегмента.

Еще один источник выгодных сделок — реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы хотите выгодно приобрести такое имущество, без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

  • Вы получите новые рынки сбыта, в т.ч. региональные.
  • Вы сможете продавать свой товар (услуги) заказчику из любого города России. У вас будет доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.
  • Вы будете взаимодействовать с участниками торгов без посредников, сэкономите время и деньги.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных процедурах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

  1. Открытый электронный аукцион. В таком аукционе все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  2. Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион») — это единственная форма проведения электронных торгов по государственным закупкам. Заказчик объявляет объем необходимых услуг и начальную максимальную цену, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену.
  3. Аукцион на повышение: побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляют, например, при сдаче в аренду государственного (муниципального) имущества.

Что кроме аукциона?

В электронной форме можно провести практически любую закупку, не только аукцион:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются в том числе регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество возможностей для проведения закупок. Выбирайте то, что вам больше подходит.

Читайте также:
Открытие кафе: пошаговая инструкция

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая информационная система?

Как было

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru. Раньше для этого сайта использовали сокращение ООС, сейчас чаще используют сокращение «оф.сайт», «закупки.гов» или просто ЕИС. До 2016 года сайт zakupki.gov.ru был единственным официальным источником информации о государственных закупках:

  • до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • после 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как сейчас

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система (ЕИС). Официальный сайт ЕИС сейчас — это полноформатный портал, предоставляющий информацию для заказчиков, участников закупок, контролирующих органов, общественности. Здесь публикуются планы, размещаются закупки, хранится информация о заключенных контрактах, ведутся реестры заказчиков и участников, жалоб, проверок и т.д. Здесь агрегирована информация о регламентированных закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615.

7. Как получить сертификат электронной подписи?

Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

  1. Определитесь, какие именно закупки вас интересуют: государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, где будут проводиться электронные торги и какими законами будут определены правила участия. Заказчики по 44-ФЗ осуществляют открытые закупки на восьми электронных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.
  2. Приобретите подходящий сертификат электронной подписи. Подходящий — это такой сертификат, который примут на нужной вам электронной торговой площадке (ЭТП). Участником торгов может стать не только юрлицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила те же.
  3. Чтобы стать участником госзакупок, надо зарегистрироваться в ЕИС.
  4. Найдите интересующую вас закупку, изучите документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования — подавайте заявку на участие.

Юрий Майский, преподаватель-эксперт Контур.Школы рассказывает, как найти нужную закупку:

9. У меня есть ЭП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо пройти процедуру регистрации в ЕИС. После этого вам будут доступны закупки на любой из восьми отобранных ЭТП.

Затем нужно найти закупку. Вы можете сделать это на официальном сайте ЕИС или непосредственно на площадках. Изучите документацию, оцените выгоду и можете подавать заявку на участие. Будьте внимательны, в некоторых процедурах необходимо предоставить обеспечение заявки, для этого нужно заранее открыть спецсчет в уполномоченном банке и перечислить средства или оформить банковскую гарантию.

Если вы приобрели ЭП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей.

  1. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо зарегистрироваться в ЕИС и тогда вы автоматически получите аккредитацию на восьми площадках для госзакупок («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗ РТ», «РТС-тендер», ЭТП Газпромбанк, АО «РАД», Национальная электронная площадка, ЭТП «ТЭК-ТОРГ»).
  2. Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (АО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС» и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.).
  3. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  1. Получение сертификата электронной подписи для госзакупок в удостоверяющем центре.
  2. Регистрация в Единой информационной системе.
  3. Подготовка к торгам. Участник выбирает закупку, готовит документы. Если заказчик потребовал, то предоставляет обеспечение заявки. И подает заявку на участие.
  4. Торги. Если это аукцион, то далее следует процедура, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену. Если это конкурс, то заявка оценивается по совокупности критериев. В любом случае победителем может стать только тот, чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  5. Заключение контракта. Участник, ставший победителем, обязан заключить государственный (муниципальный) контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Заказчик включает в проект контракта предложение победителя. Сначала проект контракта своей электронной подписью подписывает поставщик, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным, и информация о нем публикуется в ЕИС. Осталось его исполнить!

Электронные торги

Из нашей статьи вы узнаете:

Электронные торги — это процесс выбора поставщика или покупателя, который проводится на специальных сайтах — электронных торговых площадках. Участие в электронных торгах позволяет продавать свои товары и услуги бюджетным и госучреждениям, а также крупным корпорациям. Кроме того, поставщик получает новые рынки сбыта.

Читайте также:
Реорганизация путем выделения: пошаговая инструкция

Электронные торги в сфере закупок регулируются законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коммерческие закупки, в которых заказчиками выступают частные компании и ИП, не должны противоречить ГК РФ, 615-ПП и 135-ФЗ.

Способы проведения электронных торгов

Закупки по 44-ФЗ могут быть конкурентными и неконкурентными. Основные способы конкурентных закупок:

  • аукцион
  • конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений

Аукцион может быть открытым и закрытым. К открытому допускаются все, а для участия в закрытом устанавливаются дополнительные требования, так как закрытые способы закупки применяются в случаях перечисленных в ч.2 статьи 84 Закона №44-ФЗ , в том числе: если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну или закупки осуществляются для определенных государственных структур и ведомств. Заказчик указывает в заявке конкретные характеристики, срок поставки и начальную максимальную сумму договора. Затем потенциальные исполнители торгуются, снижая цену в пределах шага аукциона, от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость, которую никто не «перекрыл» в течение 10 минут.

Конкурс проводится тогда, когда важна не только низкая цена, но и другие параметры. Конкурс также может быть открытым или закрытым, с ограниченным участием и двухэтапный. Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и другие факторы. Конкурс не предполагает торгов подобных электронному аукциону, участники закупки указывают свои цены сразу. Но при этом у участников закупки, допущенных к участию в открытом конкурсе в электронной форме, есть право подавать окончательные предложения о цене контракта. Участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта. Если он таким правом не воспользовался, то заказчик будет рассматривать его первоначальное предложение о цене контракта. Выигрывает конкурс тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта.

Запрос котировок похож на аукцион, но максимальная стоимость заказа не может превышать 3 млн. рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.

Запрос предложений похож на конкурс — участники направляют заказчику цены и характеристики своих услуг. Выигрывает тот, кто предложил оптимальные условия исполнения заказа.

Неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика. Этот способ возможен в ряде случаев, которые закреплены в ст.93 закона 44-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ могут проводиться разными способами, но чаще всего используются конкурс и аукцион. Неконкурентный способ тоже возможен, но никакого списка случаев, когда он допустим, нет. Заказчики ограничены только законом о защите конкуренции.

Этапы электронных торгов
Получение электронной подписи

Для регистрации и работы в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и на электронной торговой площадке необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. С её помощью участники заверяют справки, документы, подписывают контракты.

Приобрести КЭП можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи РФ, ГК «Астрал».

Регистрация в ЕИС

Для участия в электронных торгах нужно зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере госзакупок — ЕИС.

Для регистрации в ЕИС нужно выполнить следующие шаги:

  1. Зарегистрировать руководителя компании на портале ЕСИА Госуслуги в качестве физлица.
  2. С аккаунта руководителя создать на Госуслугах профиль вашей компании.
  3. Создать профиль вашего юрлица или ИП в ЕИС, подождать, когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
  4. Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь ФЭТП.

После регистрации в ЕИС участник получит аккредитацию и сможет работать на восьми федеральных ЭТП.

Аккредитация на электронной торговой площадке

ЭТП, которые не являются федеральными, устанавливают свои требования к участникам. Они могут включать в себя специальное расширение для электронной подписи и пакет документов для аккредитации. Поэтому перед регистрацией следует уточнить эти нюансы.

Аккредитация на ЭТП проводится в электронном виде. Участник готовит документы, подписывает их электронной подписью и отправляет оператору. Оператор проверяет заявку и принимает её или отклоняет. Если заявку отклоняют, то обычно поясняют причину отклонения.

Обеспечение заявки с помощью спецсчёта или банковской гарантии

Спецсчёт — это обычный счёт в банке, который используется для обеспечения заявок при участии в закупках. Участники торгов переводят свои деньги на спецсчета, и на время проведения конкурса или аукциона эти деньги замораживаются банком.» После окончания торгов деньги размораживаются у всех, кроме победителя. Если он отказывается подписывать контракт, деньги списываются в пользу заказчика. Если соглашается, то счёт размораживается, и часть денег автоматически уходит на оплату комиссии электронной площадке.

Другой способ обеспечения — получение банковской гарантии. Гарантия — обещание банка заплатить за клиента деньги, если он не выполнит свои обязательства. Клиент покупает это обещание на определённую сумму и срок. Если клиент не выполнит заказ, банк сам выплатит сумму обеспечения заказчику.

Поиск торгов

Искать заказы можно вручную на электронных торговых площадках или воспользоваться специальным сервисом. Все заказы в сфере госзакупок можно найти через ЕИС. Если закупки там нет, она либо ещё не объявлена, либо недействительна.

Упростить поиск закупок поможет «Астрал.Тендер». Сервис находит государственные и коммерческие закупки, оценивает шансы на успех, предоставляет информацию о заказчике и конкурентах.

Читайте также:
Как стать страховым брокером: пошаговый бизнес план
Подготовка документации для участия

Для того чтобы поучаствовать в выбранном тендере, нужно собрать документы. Список необходимых документов указан в документации к закупке, поэтому очень важно внимательно ознакомиться с текстом документации.

КОММЕНТАРИЙЭКСПЕРТА:

При подготовке заявки на участие в закупке внимательно изучайте инструкцию по ее заполнению. На практике в работе заказчиков встречаются две крайности. Это формальный подход к оформлению в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки или наоборот, излишне подробная, запутанная для восприятия с многочисленными уточнениями, ссылками и т.д. В случае возникновения сомнений в правильности понимания содержания инструкции во избежание отклонения вашей заявки уточняйте условия закупки через направление заказчику запросов на разъяснение документации. Если ответ на запрос не прояснил ситуацию – целесообразно направить жалобу в орган по контролю. При этом следует помнить, что жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки только до окончания установленного срока подачи заявок.

Обычно в перечень необходимых документов участника входят:

  • Заполненная заявка на участие, заверенная подписью руководителя.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Учредительные бумаги организации.
  • Документы, подтверждающие полномочия ответственных лиц.
  • Свидетельство о регистрации компании.
  • ИНН юридического лица.
  • В случае ведения деятельности, подлежащей лицензированию — все лицензии.
  • Заверение из налоговой службы об отсутствии задолженности.
  • Копии главных бухгалтерских отчётов (балансов, о прибылях и убытках), заверенных налоговой службой за три периода отчётности.
  • Подтверждение об оплате финансового обеспечения участия, или банковская гарантия.
  • Опись представленных документов.

Их предоставляют в электронном виде и подписывают электронной подписью руководителя.

Подача заявки

Заявка на аукцион состоит из двух частей, каждая из которых может быть доступна для просмотра заказчику в разное время. Обе части заявки направляются оператору электронной площадки одновременно.

Первая часть содержит полную информацию о предлагаемых товарах, работах и услугах. Она рассматривается 3-5 дней, после чего организации разрешается участвовать в аукционе. Во второй части указаны реквизиты поставщика, она анализируется в течение 4-6 дней после завершения торгов. На её основании принимается решение о заключении сделки.

Заключение контракта

Проект контракта содержится в закупке изначально. После подведения итогов закупки в него вносятся сведения о победителе и его предложение по цене и условиям исполнения контракта. Сроки заключения контракта по результатам закупки в электронной форме различаются в зависимости от способа закупки:

  • по итогам конкурса – не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола подведения итогов открытого конкурса;
  • аукциона – не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона;
  • запроса котировок – не ранее чем через 2 рабочих дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений- не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

Если победитель уклоняется от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, занявшим второе место.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:

Победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 44-ФЗ он: – не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя; – или не направил протокол разногласий; – или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе. Сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта, направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В отношении победителя, признанного уклонистом, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре. Обратите внимание, что для второго участника заключение контракта это право, а не обязанность. Если он этим правом воспользовался, то на него распространяются такие же нормы 44-ФЗ и последствия их неисполнения, как и на победителя.

Результат: Выполнение/жалобы/закрывающие документы

Участники могут обжаловать результаты электронных торгов в судебном или административном порядке . Для этого они подают исковые заявления в арбитражный суд или в орган по контролю в сфере закупок.

По исполненному контракту составляются документы о приемке. В настоящее время приемка может быть с использованием бумажного документооборота или проводится в электронной форме. Подписание документов о приемке является точкой отсчета для срока оплаты по контракту. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а если закупка проводилась только для субъектов малого бизнеса – 15 рабочих дней.

Расторжение контракта может произойти по следующим причинам:

  • по решению суда;
  • по решению заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта (когда исполнитель нарушил его условия);
  • по обоюдному соглашению сторон.

В этом случае заказчик указывает в Реестре контрактов статус «Исполнение прекращено».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: