Как зарегистрировать некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.
Читайте также:
Как сделать финансовый анализ предприятия: пошаговая инструкция

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2022 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Инструкция: как зарегистрировать НКО и стоит ли это делать

Какую ответственность накладывает регистрация некоммерческой организации, какие документы нужно собрать и почему деньги потребуются в любом случае.

Любая некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое требует внимания и особого обхождения. В России зарегистрировано около 226 тыс. НКО, но реально работают около 75-80 тысяч. НКО – это серьезная ответственность и большое количество документов: кадровая и бухгалтерская документация, персональные данные, протоколы заседаний, регулярные отчеты в Минюст и налоговую, нулевые в том числе.

Прежде чем регистрировать некоммерческую организацию, нужно понять свои желания, оценить силы, финансовые возможности и наличие времени: это не хобби. Председатель совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская и юрист ассоциации Софья Прохорова рассказали, к чему нужно быть готовым при регистрации НКО.

Выбрать: коммерческая или некоммерческая организация

Если человек хочет чем-то заниматься самостоятельно, начать свое дело, кому-то помогать, приносить пользу обществу и конкретным людям, но при этом быть руководителем и принимать решения, ему нужно создать организацию (юридическое лицо). Есть два пути, которыми можно воспользоваться: зарегистрировать коммерческую или некоммерческую организацию.

Фото: Andrea Natali / Unsplash

Регистрировать некоммерческую организацию имеет смысл, если человек горит идеей, но не уверен в своих будущих финансовых возможностях. Некоммерческая организация годами может перебиваться с хлеба на воду, лишь бы сдавала отчеты и соблюдала минимальные нормы закона. В основном НКО живут на пожертвования, членские взносы, субсидии, гранты, и предугадать, будет ли пожертвование завтра, практически невозможно. У учредителей НКО нет права требовать по истечении определенного периода дивиденды и в случае их отсутствия обратиться в суд с иском о ликвидации юрлица в связи с недостижением цели. Так могут поступить участники коммерческих организаций.

Читайте также:
Как переименовать ООО: пошаговая инструкция

У коммерческой организации должны быть доход и прибыль. Если в течение трех лет их нет, это основание для беспокойства: претензии могут быть как со стороны участников, так и со стороны налоговой службы.

Если вы точно уверены, что ваше дело будет приносить доход, а со временем и прибыль, тогда есть смысл создать коммерческую организацию. Чтобы остаться верным начальной идее о пользе обществу, часть прибыли можно перечислять на благотворительность.

Поэтому если есть перспективы финансового развития, создавайте коммерческую организацию, если финансовых перспектив и особой уверенности в них нет, но идея нести добро в мир не отпускает, создавайте НКО.

В каких случаях логично регистрировать НКО

Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.

Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.

Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.

Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.

В любом случае нужны начальные деньги

Если у людей, которые занимаются общественно полезной деятельностью, есть начальные деньги, можно думать о том, чтобы зарегистрировать НКО. Но важно помнить: без денег даже некоммерческая организация функционировать не сможет.

Начальные средства нужны, чтобы заплатить нотариусу, оплатить госпошлину при регистрации юрлица, сделать печать. Кроме того, в штате как минимум должен быть руководитель (директор/председатель) и человек, указанный в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности. Его нужно принять на работу, оформить документы, платить зарплату (за полную ставку не меньше минимальной оплаты труда по вашему региону), налоги и страховые взносы. Директор может работать по совместительству и получать в несколько раз меньше МРОТ, но все равно на это каждый месяц нужны деньги. За нарушение этого требования законодательства может последовать штраф на юрлицо от 50 до 100 тыс. рублей.

Фото: Richard Dykes / Unsplash

Существует много так называемых нулевых НКО, которые ждут, что они вот-вот получат президентский грант и развернут деятельность. Иногда это ожидание длится годами.

Но целью создания НКО не может быть получение денег! Деньги – это средство достижения цели, а не самоцель. Такая подмена понятий очень опасна для нашего сектора.

Цель некоммерческой организации – общественная польза. Она достигается либо с помощью объединения людей для решения их проблем, либо путем оказания услуг, или же сбором денег на добрые дела.

Если денег нет, но помогать очень хочется

Если собственных ресурсов на создание и, главное, содержание организации недостаточно, имеет смысл найти давно существующую НКО и предложить стать ее филиалом, отделением, представительством в вашем регионе, написать совместный проект. У опытной организации, как правило, есть репутация, деньги, возможности, база данных благополучателей.

Лучше расширить возможности и укрепить своим энтузиазмом уже существующую организацию, чем регистрировать новую, а через несколько месяцев понять, что на ее поддержание нет денег, сил и нервов.

Часто бывает так: у человека есть идеи, он зарегистрировал НКО, но денег на деятельность нет. Вместе с тем в его регионе есть организация, которая существует уже 25 лет и занимается тем же самым. Казалось бы – присоединись к ним, работайте и развивайтесь вместе. На мой взгляд, такое сотрудничество может быть эффективным. Да, вам могут отказать, но попробовать стоит. Чтобы сделать что-то хорошее, совершенно не обязательно регистрировать свое юридическое лицо.

Иногда человеком движет еще и тщеславие, желание быть именно руководителем, а не рядовым сотрудником, принимать решения, а не подчиняться им. В этом случае отговорить человека потешить свое самолюбие таким способом — через создание юрлица — очень трудно.

Ограничения для учредителя

Если вы все же хотите зарегистрировать свою собственную организацию, изучите Гражданский кодекс, закон «Об общественных объединениях», закон «О некоммерческих организациях».

Будущий учредитель НКО не должен привлекаться по статьям, связанным с экстремистской деятельностью и финансированием терроризма, и не может быть руководителем организации, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующая и имеющая задолженности по налогам и сборам.

Какие документы нужны для регистрации НКО

Чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию, нужно подготовить комплект документов для подачи в территориальное управление Министерства юстиции. Именно этот орган принимает решение о регистрации НКО либо об отказе в регистрации.

При подготовке документов нужно быть очень внимательным. В России (в отличие от Армении, например, где можно зарегистрировать НКО за 15 минут по электронной почте), достаточно строгие правила: забыл строчку в протоколе, не там поставил запятую – тебе отказали.

Фото: Alesia Kazantceva / Unsplash

Документы, необходимые для регистрации некоммерческой организации в России:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица (форма № Р11001), подписанное учредителем, в двух экземплярах;
  • устав в трех экземплярах, в котором формулируются основные базовые вещи, связанные с организацией: наименование, структура органов управления для каждой организационно-правовой формы, источники формирования имущества, местонахождение (только муниципальное образование – точный адрес не нужен), цели и предмет деятельности. При регистрации НКО виды деятельности должны быть прописаны четко, формулировка «и иные виды деятельности» недопустима;
  • учредительный протокол либо решение единственного учредителя в двух экземплярах;
  • квитанция об оплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица (4 тыс. рублей);
  • НКО, выполняющие функции «иностранного агента», должны приложить также заявление о включении организации в соответствующий реестр.

Если учредитель не сам везет пакет документов в управление Минюста, заявление нужно заверить у нотариуса, который попросит предъявить устав, протокол, форму заявления и паспорт учредителя. Если учредителей несколько, заверить заявление может один из них. Услуги нотариуса тоже нужно оплатить, тарифы уточняйте у нотариусов вашего города.

Читайте также:
Реорганизация путем выделения: пошаговая инструкция

Некоммерческая организация может быть зарегистрирована по месту жительства одного из учредителей или директора. Московский Минюст не требует предоставления документов на квартиру, но в некоторых регионах попросят подтвердить право собственности на недвижимость. Если же НКО регистрируется по стороннему адресу, нужно предоставить гарантийное письмо о том, что собственник помещения обещает заключить договор с организацией, когда она будет зарегистрирована.

Официальные требования к документам опубликованы на сайте Министерства юстиции России.

Выбрать организационно-правовую форму

В уставе нужно указать выбранную организационно-правовую форму будущей некоммерческой организации. Отталкиваться нужно от вашей деятельности. Если она, например, связана с аккумулированием денежных средств и последующим их распределением, нужен фонд. Если основная деятельность – оказание услуг, тогда автономная некоммерческая организация. А если хотите объединиться с теми, у кого такие же интересы или проблемы, чтобы действовать совместно, создавайте общественную организацию.

Что происходит с документами потом

Документы можно подать лично или по доверенности в территориальное управление Минюста по региону, где регистрируется организация в часы приема документов. Сроки рассмотрения документов для общественных организаций и движений – 28 календарных дней, для прочих – 14 рабочих дней.

Фото: Rebecca Freeman / Unsplash

Если в Минюсте находят несущественные замечания (описки, сбившаяся нумерация), регистрацию могут приостановить и вернуть документы заявителю на доработку. Тогда заново собирать все документы и платить пошлину не придется.

В случае существенных нарушений (например, вы все-таки использовали формулировку «и иная деятельность», указали неверную структуру органов управления) Минюст направляет мотивированный отказ в регистрации юрлица с обоснованием причин. Тогда нужно начинать все сначала.

Если Минюст принял положительное решение, документы автоматически уходят в налоговую службу, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). После этого налоговая возвращает документы в Минюст, он их оформляет и выдает заявителю. Время межведомственной пересылки четко не регламентировано, но в среднем весь путь занимает до полутора месяцев.

После получения документов о регистрации юридического лица руководитель делает печать, открывает расчетный счет, и новое юридическое лицо начинает работу.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Правила регистрации некоммерческой организации (НКО)

Общее собрание утвердило решение об учреждении некоммерческой организации, следующий этап – регистрация НКО.

Какие законы регламентируют процесс государственной регистрации НКО

Государственную регистрацию новых некоммерческих организаций регламентируют:

закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

приказ № 455 Минюста РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Какие органы регистрируют НКО

Регистрирует НКО Минюст РФ или его территориальное отделение. Также он может отказать в регистрации. В органы Минюста подается пакет документов в соответствии со ст. 13.1 ФЗ-7 и административным регламентом № 455 о порядке регистрации.

После регистрации Федеральная налоговая служба ставит НКО на налоговый учет и вносит сведения о ней в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ (если вновь созданная НКО не является организацией без образования юрлица).

Порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ регламентирует №129-ФЗ.

Список документов для регистрации

Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:

учредительные документы (3 экземпляра);

решение о создании и утверждении учредительных документов;

сведения об учредителях;

сведения о месте нахождения;

документ об оплате госпошлины;

документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;

документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);

для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).

Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.

Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.

Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.

Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.

За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2022 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.

Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.

Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.

При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.

Сдача документов для регистрации НКО

Сформированный пакет документов для регистрации передается заявителем в органы Минюста. Заявителем со стороны НКО может быть:

Читайте также:
Порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция

выбранный общим собранием учредителей и уполномоченный для этого член организации.

Пакет документов для регистрации, в зависимости от формы организации, направляется в одно из подразделений Минюста:

общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации подают документы в центральные органы Министерства юстиции;

остальные НКО передают документы в соответствующие территориальные подразделения Минюста.

Пакет документов можно передать в Минюст 3 способами:

личное обращение уполномоченного лица;

отправка ценного письма с описью вложения;

Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации

После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:

приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);

продлить срок рассмотрения документов;

оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);

отказать в регистрации.

Решение Минюста оформляется виде распоряжения.

Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.

Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:

18 рабочих дней – для всех НКО;

30 дней – для политических партий;

33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.

Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.

Внесение данных о регистрации в ЕГРЮЛ

В течение 5 дней после получения пакета документов из Минюста о регистрации новой некоммерческой организации ФНС или его территориальное подразделение вносит данные о ней в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п.3 ст.13.1 ФЗ-7).

На следующий рабочий день после внесения данных в реестр ФНС или его территориальное подразделение обязано передать информацию об этом в Минюст (или его территориальные структуры). Дополнительно ФНС передает выписку из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет, которые Минюст выдает заявителю (т.е. НКО) при получении свидетельства о регистрации.

Выдача свидетельства

После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.

Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.

Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.

Причины возможных отказов в регистрации

Пакет документов, необходимых для регистрации, предоставлен не в тот территориальный регистрирующий орган, к которому относится НКО.

Документы, необходимые для регистрации, предоставлены не в полном объеме.

В сданных на регистрацию документах содержатся ошибки.

Недостоверные сведения в документах, предоставленных для регистрации.

Устав или учредительные документы НКО нарушают законодательство РФ.

Учредитель НКО не имеет права быть учредителем в соответствии с требованиями федеральных законов.

Наименование НКО оскорбляет нравственность, национальность или религиозные чувства граждан.

НКО с таким наименованием уже зарегистрировано на территории РФ.

Если некоммерческой организации отказали в регистрации, она может согласиться с этим решением, либо подать жалобу в вышестоящий орган или в суд, либо устранить замечания и подать документы на регистрацию повторно. Законодательно подавать документы на регистрацию повторно не запрещено. Обязательным условием для повторной подачи документов на регистрацию является устранение замечаний, вызвавших отказ.

И новым, и уже существующим НКО необходимо вести учет. При создании новой организации важно подумать об этом заранее и выбрать программу для автоматизации деятельности НКО. В программе, в которую встроена 1С: Бухгалтерия 8, можно вести бухгалтерский и налоговый учет.

Если у вас уже есть одна НКО и вы только что зарегистрировали новую, обратите внимание: программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации позволяет вести учет одновременно по нескольким организациям с разными режимами налогообложения.

С помощью автоматизации учета можно быстро и без ошибок заполнить реквизиты контрагентов по ИНН или наименованию, рассчитать суммы налогов и взносов и оплатить их по актуальным реквизитам в федеральную налоговую службу. Также можно вести электронный документооборот, заполнять и сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Минюст онлайн. При этом есть возможность отслеживания доставки отчетности адресату.

Как зарегистрировать некоммерческую организацию

1. Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация (НКО) — это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и которая не распределяет прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Некоторые виды деятельности НКО могут осуществлять только на основании лицензий.

Действующим законодательством закреплен следующий перечень организационно-правовых форм НКО, регистрацию которых осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) и его территориальные органы:

  • общественные организации (к ним относятся политические партии, профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности);
  • общественные движения;
  • ассоциации и союзы (к ним относятся некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации и объединения работодателей, профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций);
  • фонды (к ним относятся благотворительные и общественные фонды);
  • частные учреждения, в том числе общественные;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • адвокатские палаты и адвокатские образования (адвокатские бюро и коллегии адвокатов);
  • общины коренных малочисленных народов;
  • казачьи общества.

2. Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?

Социально ориентированная некоммерческая организация — это некоммерческая организация , которая осуществляет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России, а также определенные виды деятельности .

Некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг называют социально ориентированную НКО, которая не является иностранным агентом , не имеет задолженностей по налогам, сборам и другим обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

  • оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
  • надлежащая реализация проектов по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Читайте также:
Создание автономной некоммерческой организации: пошаговая инструкция

3. Как некоммерческая организация может зарабатывать и тратить деньги?

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и другую приносящую доход деятельность только для достижения целей, ради которых она создана. Эта деятельность должна соответствовать целям организации и должна быть указана в ее учредительных документах.

Такой деятельностью признаются :

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО;
  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
  • участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и другое имущество.

Источниками формирования имущества НКО могут быть:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования ;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления (в зависимости от организационно-правовой формы НКО могут быть разрешены разные источники формирования имущества).

Некоммерческие организации не могут распределять полученную прибыль между участниками. Целевые поступления они могут тратить на заявленные цели, а доходы организации — на развитие и поддержку текущей деятельности.

4. На какую поддержку могут рассчитывать некоммерческие организации?

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать НКО экономическую поддержку, в том числе закупать у них товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также они могут предоставлять гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов.

В приоритетном порядке поддержку оказывают социально ориентированным некоммерческим организациям. Это может быть:

  • финансовая поддержка, имущественная , информационная , консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников и волонтеров социально ориентированных НКО;
  • предоставление социально ориентированным НКО и юридическим лицам, оказывающим им материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов;
  • закупки у социально ориентированных НКО товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки.

Кроме субсидий, можно получать федеральные гранты. Гранты на конкурсной основе выделяют различные организации, например Фонд президентских грантов. Подробнее о грантах Президента Российской Федерации можно узнать на сайте Фонда президентских грантов.

Социально ориентированные НКО, зарегистрированные в Москве, могут получить гранты Мэра Москвы. Подробнее об этом можно узнать на сайте грантов Мэра Москвы.

5. Какую отчетность должны готовить некоммерческие организации?

Некоммерческие организации должны подавать отчетность в Федеральную налоговую службу, Министерство юстиции РФ, Федеральную службу государственной статистики, Пенсионный фонд РФ. Перечень отчетности зависит от организационно-правовой формы организации и системы налогообложения, которую она применяет. Подробнее об этом можно прочитать в инструкции.

Если НКО входят в Реестр негосударственных НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, и Реестр благотворительных организаций города Москвы, они также подают отчетность в Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы. Подробнее об этом можно узнать из инструкции.

6. Какие документы нужны для регистрации некоммерческой организации?

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании потребуются:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом ( заявителем ), с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
  • протокол или решение об учреждении некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах (указываются в приложении к заявлению);
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в заявлении);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации);
  • заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Список документов для регистрации отличается для следующих видов НКО:

  • общественных объединений и их отделений ;
  • политических партий и их региональных отделений ;
  • религиозных организаций .

Размер государственной пошлины за регистрацию составляет:

  • для юридических лиц, кроме политических партий, их региональных отделений, общероссийских общественных организаций инвалидов и их структурных подразделений, — 4 000 рублей;
  • для политических партий и каждого ее регионального отделения — 3 500 рублей;
  • для общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1 400 рублей.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства должна уведомить об этом Минюст России. Подать документы можно в центральный аппарат Минюста России:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • лично или почтовым отправлением с описью вложения (адрес можно узнать на сайте Минюста России).

Минюст России не позднее 30 дней со дня получения документов внесет сведения о филиале или представительстве в соответствующий реестр и выдаст руководителю филиала или представительства выписку из него. Не позднее семи дней со дня внесения в реестр сведений о филиале или представительстве его руководитель должен уведомить Минюст России об адресе и контактном телефоне филиала или представительства.

Читайте также:
Преобразование МУП в ООО: пошаговая инструкция

7. Как зарегистрировать некоммерческую организацию?

Для регистрации некоммерческой организации нужно собрать пакет документов и представить его в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании организации.

Подать документы в центральный аппарат Минюста России или в его территориальный орган можно:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • лично (график работы органов можно узнать на сайте Минюста России);
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте Минюста России).

Если оснований для отказа в регистрации НКО не найдут, Минюст России примет решение о регистрации и направит в Федеральную налоговую службу необходимые сведения и документы. Федеральная налоговая служба внесет в ЕГРЮЛ соответствующую запись, и Минюст России выдаст заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Срок регистрации обычно не превышает:

  • 33 дней — для общественных объединений;
  • 30 дней — для политических партий;
  • одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — для религиозных организаций;
  • 17 рабочих дней — для других некоммерческих организаций.

Если вам отказали в государственной регистрации некоммерческой организации, вы можете повторно подать документы после устранения причины отказа.

8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.

Если вы хотите узнать больше о государственных мерах поддержки организаций, реализующих социальные проекты, вы можете позвонить по телефону горячей линии для некоммерческих организаций Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы: 8 (495) 212-19-57 (в будние дни с 10:00 до 19:00).

Как зарегистрировать некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок создания и государственной регистрации общественной организации?

Общественная организация представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (часть первая ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”; далее – Закон N 82-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, далее – Закон N 7-ФЗ).
По общему правилу общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах объединений. В состав учредителей могут входить и юридические лица – общественные объединения (ст. 18 Закона N 82-ФЗ).
Для создания общественной организации необходимо совершение следующих действий.
1. Учредители общественного объединения (физические лица и юридические лица – общественные объединения) созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации (часть третья ст. 18 Закона N 82-ФЗ), принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы (часть первая ст. 6 Закона N 82-ФЗ).
Согласно ст. 20 Закона N 82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму (в рассматриваемой ситуации общественная организация). Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (часть первая ст. 28 Закона N 82-ФЗ);
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая ст. 15 Закона N 82-ФЗ);
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом (ст. 26 Закона N 7-ФЗ);
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (смотрите в связи с этим ст. 25, 26 Закона N 82-ФЗ, а также п. 4 ст. 123.4 ГК РФ, согласно которому общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд).
В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Кроме того, на съезде принимается решение о формировании руководящих органов общественной организации и ее контрольно-ревизионного органа. Согласно ст. 8 Закона N 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Кроме того, в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
При составлении протокола (выписки из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей в целях его последующего представления для государственной регистрации следует принимать во внимание требования п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент). Согласно этому пункту протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать:
– дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
– список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
– сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);
– существо принятых решений и результаты голосования по ним;
– сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
– фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
С момента принятия указанных выше решений общественная организация считается созданной: осуществляет уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом N 82-ФЗ. Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (части третья и четвертая ст. 18 указанного закона).
2. Для приобретения прав юридического лица общественная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон о госрегистрации) с учетом особенностей, установленных Законами N 82-ФЗ и 7-ФЗ (часть первая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается Минюстом России или его территориальным органом, в зависимости от уровня создаваемой организации (смотрите части третью и пятую указанной статьи). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании общественной организации а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется органом ФНС России на основании решения о государственной регистрации, принимаемого органом Минюста (часть вторая ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
В течение трех месяцев (часть седьмая ст. 21 Закона N 82-ФЗ) со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания ее учредителей в соответствующий орган Минюста России должны быть представлены документы, перечисленные в части шестой ст. 21 Закона N 82-ФЗ (смотрите также п. 1 Административного регламента, ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):
1) заявление, по форме N Р11001 (утверждена приказом ФНС России от 31 августа 2022 г. N ЕД-7-14/617@, смотрите также приказ Минюста РФ от 12 ноября 2022 г. N 278), подписанное уполномоченным лицом (заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины (4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ));
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 указанного закона, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и устава, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 41 Административного регламента).
Заявителем при государственной регистрации общественной организации при ее создании является один из учредителей или руководитель юридического лица, выступающего ее учредителем (п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 2 Административного регламента).
3. В срок не позднее 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации территориальный орган Минюста России принимает решение о государственной регистрации этого юридического лица либо, если принято решение об отказе в государственной регистрации, выдает заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть одиннадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения предусмотрен ст. 23 Закона N 82-ФЗ. Не позднее трех рабочих дней со дня получения Минюстом от ФНС информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об общественной организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (часть четырнадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ, п. 25 Административного регламента).

Читайте также:
Как открыть образовательный центр: пошаговая инструкция

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Восстановление кадрового учета: пошаговая инструкция

Автор: Анна Рябцева руководитель проектов по кадровому делопроизводству 1С-WiseAdvice

Восстановление кадрового учета: пошаговая инструкция

Автор: Анна Рябцева
руководитель проектов по кадровому делопроизводству 1С-WiseAdvice

Кадровый учет незаслуженно считают менее важным, чем бухгалтерский. Поэтому кадровому делопроизводству во многих организациях не уделяют должного внимания, считая его чем-то второстепенным. Особенно остро эта проблема проявляется у представителей малого бизнеса, где зачастую о кадровом делопроизводстве вообще почти ничего не знают.

Проблемы всплывают тогда, когда на пороге стоит Гострудинспекция с проверкой или возникает конфликт с сотрудником. К этому моменту ситуация бывает настолько запущена, что самостоятельно навести порядок в кадровом делопроизводстве уже почти невозможно.

В этой статье расскажем о технологии восстановления кадрового учета, которую применяем мы. Вы можете использовать ее как пошаговую инструкцию, но лучше заключить договор на восстановление кадрового учета с 1C-WiseAdvice, и мы приведем дела в идеальный порядок, а вам останется лишь поддерживать его в будущем.

Когда необходимо восстановление кадрового делопроизводства

По нашему опыту чаще всего восстановление кадрового делопроизводства остро необходимо, когда:

  1. Покупают готовый бизнес, где кадровый учет до этого не вели или вели с нарушениями, и новым хозяевам нужно восстановить кадровое делопроизводство после предшественников.
  2. Разгорается трудовой спор, который выливается в проверки трудовой инспекции и других госорганов. В этом случае привести в порядок кадровую документацию нужно как можно быстрее, чтобы не нарваться на штрафы.
  3. Вскрываются факты недобросовестной работы сотрудников, которые намеренно исказили или уничтожили кадровые документы.
Читайте также:
Как сделать финансовый анализ предприятия: пошаговая инструкция

План мероприятий по восстановлению учета зависит от степени его запущенности. Бывает, что база данных в порядке, а в документах бардак или их вовсе нет, тогда упор делается на восстановление документов. Или наоборот – документы есть, но нет электронной базы, и ее нужно создать, используя имеющиеся зарплатные и кадровые документы. В особо тяжелых случаях имеет место смешанное восстановление КДП, когда нужно приводить в порядок и базу, и документы.

Алгоритм действий по восстановлению кадровых документов

Первым делом нужно узнать, как обстоят дела сейчас:

  • для чего понадобилось восстанавливать учет, и что к этому привело;
  • какой режим работы, система оплаты труда и правила внутреннего распорядка действуют в компании;
  • какие нормативные документы уже разработаны в компании, какие требуют доработки, а какие нужно разрабатывать с нуля.

После этого необходимо провести полный анализ наличия кадровых документов и сверить их с реестрами баз данных (если они есть).

Минимальный набор документов, который должен быть у каждого работодателя

Общие:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • журнал учета трудовых книжек;
  • график отпусков;
  • табель учета рабочего времени;
  • положение об обработке персональных данных сотрудников

На каждого сотрудника:

  • трудовой договор с дополнительными соглашениями на все изменения;
  • трудовая книжка;
  • личная карточка Т-2;
  • приказ о приеме (перемещении, увольнении).

Составьте таблицу со списком сотрудников и отметьте, какие из этих документов имеются, а какие отсутствуют.

Когда картина станет ясна, можно приступать к поэтапному восстановлению кадровой документации.

Этап 1. Восстанавливаем обязательные локальные нормативные акты и обязательные кадровые документы

К таким документам относятся как к досадной формальности. Поэтому зачастую их либо вовсе нет, либо они составлены тяп-ляп и имеют мало общего с реальной ситуацией в компании.

Между тем, именно на эти документы будут смотреть контролеры и суд при проверках и трудовых спорах. И любое несоответствие будет играть против компании.

Компания скачала из интернета и утвердила первые попавшиеся Правила внутреннего трудового распорядка. В Правилах было указано такое дисциплинарное взыскание как строгий выговор. Но в действующей редакции Трудового кодекса нет такого вида взыскания, а есть только замечание и выговор. При проверке Гострудинспекция выявит это нарушение. А если сотруднику вынесут строгий выговор, захотят уволить, а сотрудник обратится в суд, тот встанет на сторону сотрудника.

Сотрудник устно отпросился у непосредственного начальника и отсутствовал на работе несколько часов, не оформив отгул. Руководство компании потребовало, чтобы сотрудника наказали. Но если в правилах внутреннего трудового распорядка не было пункта о том, что любое отсутствие на рабочем месте нужно согласовывать письменно, а сотрудник приведет свидетельские показания, что устно его отпустили, наказать не получится.

Чтобы таких ситуаций не было, нужно, чтобы локальные документы были разработаны с учетом действующего законодательства и правил, которые на самом деле действуют в компании. Причем эти правила не должны ухудшать положение сотрудников.

Что нужно сделать:

  1. Разработать или привести в порядок имеющиеся обязательные локальные акты, которые регулируют трудовые отношения:
    • Правила внутреннего трудового распорядка. При составлении опирайтесь на содержание Раздела VIII ТК РФ «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»;
    • Положение об оплате труда и премировании;
    • Положение о защите персональных данных;
    • Положение о командировках.
      Ознакомить с документами сотрудников под роспись.
  2. Проанализировать действующий шаблон трудового договора и привести его в соответствие с трудовым законодательством.
  3. Восстановить обязательные кадровые документы:
    • сформировать штатное расписание и приказ на утверждение. Если штатное расписание есть, но оно устарело, приказом утвердить изменения к нему. Но если изменений было много, целесообразнее утвердить новое;
    • проверить порядок ведения, а при необходимости, восстановить график отпусков;
    • выпустить приказ о возложении обязанностей на должностное лицо, работающее с трудовыми книжками;
    • подготовить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек.
Читайте также:
Как устроить работника в ИП: пошаговая инструкция

В итоге вы получите проверенную и актуальную нормативную базу, отвечающую действующему законодательству, учредительным документам, коллективному договору (если он есть) и специфике работы компании.

Этап 2. Проверяем и восстанавливаем кадровые документы работников (личные дела)

Необходимо проверить наличие, соответствие законодательству и оформление следующих документов:

  1. Трудовые договоры и наличие в них обязательной информации, предусмотренной статьей 57 ТК РФ. Они должны быть составлены в двух экземплярах, один из которых передается работнику, а другой хранится у работодателя. Если договора нет, нужно отправить сотруднику уведомление о необходимости оформить трудовой договор, а затем составить договор и подписать сторонами. Если руководитель организации сменился, договор подписывают текущей датой, а уведомление сотрудника подшивают вместе с договором в качестве оправдательного документа.
  2. Должностные инструкции. Часто их бездумно скачивают из интернета, и реальные функции сотрудников не отвечают прописанным в инструкции, что потом может привести к проблемам. Нужно привести инструкции в соответствии с реальным положением дел, и ознакомить с ними сотрудников.
  3. Согласие работников на обработку персональных данных.
  4. Приказы о приеме на работу: соответствует ли информация в них содержанию трудовых договоров.
  5. Приказы на переводы и сопутствующих документов-оснований для перевода.
  6. Приказы на изменение заработной платы.
  7. Дополнительные соглашения к трудовым договорам: все ли изменения оформлены доп.соглашениями.
  8. Личные карточки Т-2: есть в ли в них персональная информация о сотруднике, о приеме и перемещениях, об отпусках, аттестациях и об увольнении. В карточке должна стоять подпись работника об ознакомлении. Если карточки велись в электронном виде, нужно их распечатать и ознакомить сотрудников.
  9. Трудовые книжки: есть ли в них записи о трудоустройстве, внутренних перемещениях и поощрениях. Если трудовая книжка хранится на руках у сотрудника – это нарушение.

Убедитесь, что все эти документы имеются в наличии, не противоречат друг другу, составлены правильно, на них имеются необходимые подписи и печати. Если какие-то документы отсутствуют – подготовьте новые. Если оформлены неправильно, не соответствуют трудовому законодательству или локальным нормативным документам – сделайте корректировки.

Любое несоответствие в этих документах может привести как к проигрышам в судебных спорах с работником, так и к штрафным санкциям со стороны проверяющих органов.

Руководство хочет уволить сотрудника за систематические опоздания или невыполнение должностных обязанностей. Но в трудовом договоре с сотрудником не прописано время начала и окончания рабочего дня, а значит у компании нет оснований увольнять сотрудника за опоздания. Или в должностной инструкции не прописана та функция, которую требовали от работника. Или сотрудника не знакомили под роспись с должностной инструкцией и не выдали ему копию.

Все это станет причиной проигрыша в суде. Сотрудника восстановят в должности, а работодателя еще и обяжут выплатить ему заработок за время вынужденных прогулов.

В рамках этого этапа 1C-WiseAdvice восстанавливает документы только по неуволенным, то есть еще работающим в компании сотрудникам.

Этап 3. Проверяем и восстанавливаем документы по основным кадровым процедурам

На этом этапе нужно проверить, правильно ли оформляются следующие процедуры:

  1. Предоставление очередных отпусков: имеется ли график отпусков, приказы с подписями, уведомления о начале отпуска, заявления работников (если отпуск вне графика) и т.д.
  2. Предоставление других видов отпусков (дополнительный, без сохранения зарплаты, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.): имеется ли приказ с подписями и документы-основания.
  3. Направление в командировки: имеется ли правильно оформленный приказ с подписями.
  4. Привлечение к работе в нерабочее время: есть ли приказ, уведомление и согласие работника.
  5. Премирование: есть ли приказ на премию, указаны ли в нем основания и соответствуют ли они положению о премировании и условиям трудового договора.
  6. Увольнение: имеется ли приказ с подписями и документ-основание.

Если на этом участке есть нарушения, мы сообщим о них клиенту, но восстановить документы по уволенным работникам не сможем.

  • Больничные: правильно ли заполнены листки нетрудоспособности всеми сторонами и нет ли среди них подделок.
  • Если есть недочеты, нужно выпустить корректирующие приказы, оформить недостающие документы и собрать недостающие подписи.

    Как быть с документами по уже уволенным сотрудникам?

    Лучше подстраховаться и заранее снять с себя ответственность за ошибки предшественников. Для этого нужно составить акт о передаче дел или издать приказ о восстановлении кадрового делопроизводства. Эти документы помогут, если проверяющие найдут пробелы.

    Документы, к которым уже невозможно взять подписи, нужно подшить в дело с пометкой «Восстановлено».

    Как понять, какие документы нужно восстанавливать, а какие уже нет?

    Руководствуйтесь «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. В этом перечне для каждого вида документов указаны сроки хранения, и если срок хранения к моменту восстановления кадрового документооборота истек, то оформлять новый не нужно.

    Как видите, разработка и восстановление кадрового делопроизводства – это долгая и кропотливая работа. Чем больше организация и чем дольше период восстановления – тем сложнее работа.

    Мы приведем в порядок и систематизируем работу с кадровыми документами. Если нужно, составим акты по всем недочетам и пропишем меры по восстановлению – это может потребоваться для отчета перед учредителями.

    Вы забудете о неразберихе, потому что получите грамотно разработанные локальные документы, шаблоны и полный порядок в кадровом архиве. Вам останется только поддерживать этот порядок, вовремя оформляя текущие документы, и проверки вам будут не страшны.

    А чтобы в будущем не пришлось снова восстанавливать кадровый учет – доверьте этот участок специалисту, а не сваливайте на бухгалтера, как это часто бывает. Здесь мы рассказали, почему бухгалтер не может и не должен вести кадровое делопроизводство.

    В 1C-WiseAdvice кадровые вопросы находятся в компетенции профильных специалистов, поэтому у наших клиентов этот участок всегда в порядке.

    Алгоритм кадрового делопроизводства с нуля

    Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    В любой компании есть сотрудники, а это значит, что нужно организовывать кадровое делопроизводство. В больших организациях оно налажено, но в только начинающей свою деятельность компании нужно создавать его с нуля.

    Читайте также:
    Порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция

    Этапы создания кадрового делопроизводства

    Ответственность за создание кадрового делопроизводства может быть поручена разным сотрудникам. Это и создатель компании, и ее руководитель, и бухгалтер, и офис-менеджер. Вне зависимости от того, кому поручена эта работа, создание делопроизводства подразумевает наличие опыта и знаний. Рассмотрим этапы организации кадрового делопроизводства.

    Изучение всей полноты информации о кадровом делопроизводстве

    Сотруднику понадобятся следующие ресурсы:

    • Нормативные акты: трудовое право, кадровая документация. Все нормы должны быть в последней редакции. Нужны они для соблюдения законодательства в процессе создания кадрового делопроизводства.
    • Методички, книги по делопроизводству.
    • Программа для ведения кадрового учета. Самая распространенная – 1С. Однако, помимо нее, существует множество других программ, включая те, которые обгоняют 1С по функционалу. Преимущество 1С заключается в том, что в каждом городе есть специалисты по обслуживанию системы.

    Все справочные материалы можно достать бесплатно, однако программу придется приобретать.

    Изучение учредительной документации

    ВАЖНО! Инструкция по кадровому делопроизводству от КонсультантПлюс доступна по ссылке

    Сотруднику, который занимается организацией делопроизводства, нужно взять у руководителя копии учредительных документов. Кадровая документация составляется именно на их основании.

    Информация о порядке найма директора берется из Устава. Там же можно посмотреть иные условия трудоустройства:

    • Порядок установления заработной платы.
    • Срок заключения трудового договора.

    В Уставе может быть изложен порядок найма на работу ключевых специалистов, установления штатного расписания.

    Определение перечня документации

    Перечень необходимой документации нужно согласовывать с руководством. Именно с директором следует обговаривать желаемые условия в правилах внутреннего распорядка, во внутренних нормативных актах. Рассмотрим документы, которые нужно оформлять в обязательном порядке:

    • Приказы, которые относятся к деятельности сотрудника. К примеру, это могут быть приказы о приеме на работу, увольнении, переводе на другую должность. Эти документы будут храниться на протяжении 75 лет.
    • Кадровые приказы. Срок хранения бумаг составляет 3-5 лет.
    • Карточки Т-2, в которые вносится информация о сотрудниках.
    • Трудовые книжки.
    • Трудовые договоры.

    Эти документы обязана заводить компания вне зависимости от ее размеров.

    Трудоустройство директора

    Генеральный директор – первый сотрудник в компании. Если сотрудник поступает на службу на конкурентной основе, с ним заключается трудовой договор. Соглашение заключает председатель выборного органа.

    Если в компании есть учредители, соглашение подписывается с ними. Если руководитель – это одновременно и учредитель, и ИП, он подписывает соглашение и за сотрудника, и за работодателя. В документе должна быть указана дата, с которой директор находится на службе.

    Составление основной документации

    Потребуется составить ряд документов:

    • штатное расписание;
    • правила распорядка в фирме;
    • прочие внутренние нормативные акты.

    Документы требуется согласовать с директором. После того как все правки внесены, бумаги утверждаются. Образцы документов можно найти в интернете.

    Штатное расписание составляется по унифицированной форме. Однако, если требуется, руководитель может оставить составление локального акта на свое усмотрение. В него можно вносить вспомогательные колонки. В штатном расписании прописывается следующая информация:

    • Наименование должности.
    • Число штатных единиц.
    • Размер оклада.
    • Надбавки сотруднику.

    Все должности в расписании нужно указывать в порядке их значимости. Первым в списке значится генеральный директор, последними – вспомогательные сотрудники (к примеру, уборщики).

    В трудовом распорядке нужно зафиксировать график работы компании. К примеру, это может быть посменная работа. Если требуется, в документ можно внести нюансы корпоративной этики, требования к внешнему виду сотрудников.

    Необходимо подготовить журналы учета. В частности, выполняются следующие действия:

    1. Нумерация.
    2. Шнуровка страниц.
    3. Скрепление документа печатью.

    Нумерация должна быть сквозной. Все листы должны быть пронумерованы. После этого нужно прошнуровать все листы, включая обложку. Хвостики выводятся за журнал. Скрыть их нужно бумажкой. На ней нужно указать количество листов в журнале. Также должна стоять подпись руководителя или сотрудника, ответственного за ведение документа. На журнале также нужно проставить дату начала его ведения, наименование компании.

    Разработка типового бланка трудового соглашения

    В типовой бланк нужно внести все условия трудоустройства сотрудников. К примеру, это могут быть следующие пункты:

    • Место работы.
    • Рабочие часы.
    • Заработная плата: размер и порядок выплат.
    • Бонусы, предоставляемые работодателем.

    Бланк также включает в себя следующие сведения:

    • наименование компании, ее юридический и реальный адрес;
    • ФИО сотрудника;
    • должность, на которую принимается сотрудник;
    • срок, на который заключается соглашение;
    • тип трудового соглашения (основная работа или совместительство);
    • должностные обязанности.

    ВАЖНО! Все условия, прописанные в бланке, должны соответствовать закону. В обратном случае они признаются недействительными. В остальном работодатель может вносить в соглашение любые сведения.

    Подготовка прочей документации

    Для дальнейшей кадровой работы понадобятся дополнительные документы:

    • книги учета;
    • соглашения о материальной ответственности;
    • бланки приказов и прочее.

    Образцы документов также можно отыскать в интернете.

    Решение о нюансах ведения трудовых книжек

    В первое время заниматься ведением трудовых книжек может руководитель. Это нужно зафиксировать в соответствующем приказе о принятии ответственности. Приказ нужно оформлять обязательно. В обратном случае на компанию налагается штраф. В дальнейшем ответственность за ведение книжек можно переложить на других работников.

    Принятие на работу сотрудников

    На этом этапе потребуется оформление целого ряда документов, таких как:

    • трудовые соглашения;
    • приказы о приеме на службу;
    • трудовые книжки и книга учета их движения.

    Оформление трудящегося на работу проводится по следующему алгоритму:

    1. Прием заявления у сотрудника.
    2. Ознакомление лица со всеми локальными актами (к примеру, с должностной инструкцией, положением об оплате труда).
    3. Заключение трудового соглашения (на документе должна стоять подпись руководителя и сотрудника).
    4. Второй экземпляр трудового договора выдается сотруднику.
    5. Заполняется личная карточка по форме Т-2.
    6. Оформление личного дела.

    Вся документация (личная карточка, трудовое соглашение и прочее) передается в бухгалтерию. Нужно это для начисления зарплаты. Данный перечень документации установлен законом. Оформление каждой из этих бумаг является обязательным.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: