Имеет ли право сотрудник полиции останавливать автомобиль

Кто может проверять тахографы и РТО на трассе 12:11, 14 февраля 2020 Версия для печати

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:

г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта :
требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;

д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации – требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

Читайте также:
Договор хранения с правом реализации товара: образец

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:

д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:

на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Читайте также:
Доверенность на право подписи товарных накладных: образец

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Это должен знать каждый водитель. Как правильно показывать машину полиции

Серьезный спор возник между автомобилистами в соцсетях в сообществе «Синие ведерки»: столкнувшийся с сотрудниками ГИБДД водитель посчитал, что досмотрели его автомобиль не по правилам, без понятых. Разбираемся, можно ли заменить понятых видеосъемкой, в каких случаях инспекторы могут провести осмотр, а когда — досмотр машины и самого водителя.

Согласно разъяснениям ГИБДД, достаточным основанием для проведения осмотра транспортных средств и грузов считается наличие только лишь подозрения в том, что они используются в противоправных целях.

Кроме того, основаниями для осмотра автомобиля и груза служат:

  • ориентировки, информация об использовании автомобиля в противоправных целях;
  • проверка маркировки и ее сверка с данными регистрационных документов;
  • несоответствие груза и сопроводительных документов к нему.

Осмотр транспортного средства и груза заключается в визуальном обследовании транспортного средства и перевозимого груза. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств, хотя эта возможность не исключается.

Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза: багажник и бардачок, кузов грузового автомобиля и так далее. Результаты осмотра отражаются в акте, составленном в произвольной форме.

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с Autonews.ru объяснил, что осмотр инспекторам более удобен, потому что не нужно тратить время на составление протокола и поиск понятных. Однако эксперт подчеркнул, что проводить его можно только для проверки груза, трогать что-либо в автомобиле в таком случае сотрудник ГИБДД права не имеет.

Читайте также:
Военсуд: право на дополнительную жилую площадь

«Например, водитель везет полный кузов окорочков, а в накладной у него указаны памперсы. Тогда инспектор в праве проверить груз, — привел пример Травин. — Инспектор может также сверить маркировочное обозначение на двигателе или кузове, это тоже осмотр. Так полицейский может убедиться, что документы соответствуют автомобилю. Но при этом он ничего не трогает».

В ГИБДД при этом подчеркивают: в случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра автомобиля и груза сотрудник полиции вправе произвести досмотр.

Досмотр — это обследование автомобиля без нарушения его конструктивной целостности. Проводят в соответствии нормам закона «О полиции». Инспекторы в таком случае могут уже лично проверить багажник, бардачок, а также другие технологические полости и замкнутые пространства, в том числе топливный бак и обшивку кузова.

Основная задача досмотров — борьба с перевозкой наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В подавляющем большинстве случаев их действия носят профилактический характер.

Согласно закону «О полиции», досмотр полицейские проводят, если у них есть обоснованное предположения, что водитель может перевозить запрещенные предметы или орудия преступления. «Например, в регионе запрещена рыбалка, а Рыбнадзор передал, что водитель определенной машины может ехать с незаконным уловом. Или поступил звонок от человека, который видел, что водитель положил в машину оружие или наркотики. Тогда можно провести досмотр автомобиля, чтобы подтвердить это обоснованное предположение. В ст. 27.9 КоАП сказано, что досмотр проводится с целью обнаружения таких предметов. Не существует норм, позволяющих провести досмотр просто так», — объяснил Травин.

Однако управляющий партнер юридической фирмы «ГК Лигал» Кирилл Гавриличев признает, что у инспекторов всегда найдется повод и причина. «Обычно они говорят, что машина попала под ориентировку, либо водитель похож на разыскиваемое лицо, — рассказал Гавриличев. — Но в Москве в розыске всегда есть белый седан. При этом у инспекторов работают свои негласные правила — в ночное время они проверяют водителей дорогих молодежных марок автомобилей на предмет наркотиков. Также есть особые направлении, например, Новый Арбат и Смоленская набережная — там водителей регулярно досматривают, проверяя наркотики и оружие».

Согласно разъяснениям ГИБДД, в отличие от осмотра, досмотр транспортного средства проводят либо в присутствии двух понятых. Альтернативой считается видеозапись. Решение проводить досмотр с понятыми или под видеозапись принимает инспектор ГИБДД — водитель обязан подчиниться. К примеру, в ночное время или на отдаленной трассе понятых найти не так просто. Таким образом отсутствие понятых при наличии съемки совершенно законно.

Независимо от наличия понятых, сначала инспекторы обязаны начать составлять протокол досмотра. Именно этот документ считается процессуальным основанием для начала процедуры. «Нельзя сначала провести досмотр, а потом составить документ», — обратил внимание Травин.

Снимать можно на любую видеокамеру, на любой смартфон, включая личный мобильный телефон инспектора — никаких жестких требований к устройствам законодательство не предусматривает. Главное, чтобы на видео было четко понятно, что там происходит. Съемку нужно начинать до составления протокола: инспектор представляется и сообщает, что составляет нужные документы, после чего приступит к досмотру автомобиля. Водителю не запрещено вести свою, альтернативную съемку.

«Если в процессе съемки были сделаны нарушения, например, началась она слишком поздно или там вообще ничего нельзя разобрать, водитель в праве обжаловать протокол и эту видеозапись будет оценивать суд. Процедуру проведения досмотра можно признать незаконной, если по видеозаписи непонятно, что происходит. Тогда действия сотрудников полиции можно признать незаконными и необоснованными», — уточнил Травин.

По итогам водителю вручается копия протокола о досмотре. Если полицейские что-то обнаружили что-то незаконное или подозрительное, эта информация должна быть отражена в документе. Если не нашли — тоже. Протокол подписывают водитель и понятые при их наличии.

При этом эксперт считает качественную видеосъемку более удобным вариантом для водителя. Так, если дело дойдет вдруг до суда, понятых оказывается не так просто отыскать и доказать с их помощью факт возможного нарушения со стороны инспекторов не получится.

В свою очередь Гавриличев предупреждает: в суде непросто будет оспорить протокол, если он был оформлен с нарушением, но концептуально все меры соблюдены. Например, если понятые пришли позже начала составления протокола и досмотра. «Эту лазейку знают полицейские и ею пользуются. С точки зрения права морали и логики, нет ничего критичного, если полностью исключить факт подбрасывания запрещенных предметов. Но такую ситуацию полностью исключать нельзя», — считает эксперт.

При досмотре сотрудники полиции сами будут открывать и проверять содержание бардачков, багажника и других интересующих их мест в автомобиле. Водители не должны этому препятствовать.

«Иногда инспектор предлагает «просто посмотреть багажник», просто чтобы проверить, не везет ли водитель чего-то, запрещенного, — обращает внимание Травин. Но поиск чего-то запрещенного имеет признаки досмотра, нужно оформлять все по правилам. Тогда нужны понятные, съемка и протокол.

Тем не менее автомобилисты чаще всего соглашаются на просьбы инспекторов обойтись без понятых и протоколов. Они сами открывают двери, бардачки и багажники, чтобы сэкономить время. Юрист Гавриличев рассказал об опыте нескольких его клиентов во время проведения этапов чемпионата Мира по футболу в Москве.

«Во время чемпионата проводили такие «экспресс-досмотры». Водители сами открывали подлокотники, бардачки, багажники, все подозрительные предметы доставали из карманов и показывали своими руками вплоть до упаковки жвачки, чтобы показать, что это не наркотик. Это сокращало время на процедуру инспектора», — поделился Гавриличев.

Помимо очевидных запрещенных веществ и незарегистрированного оружия эксперт назвал несколько видом предметов, которые теоретически могут стать проблемой даже для добропорядочных автомобилистов.

«Если охотничье ружье перевозится в нарушение правил перевозки, в собранном состоянии без чехла — это предмет административного нарушения — водителя оштрафуют, — перечисляет Травин. — За незарегистрированный травматический пистолет тоже могут привлечь. Почему-то полицейские у нас изымают биты, хотя ударить человека можно и домкратом».

Читайте также:
Имеют ли право банки передавать долги коллекторам

Иногда возникают вопросы к ножам, но ведь не всякий нож запрещено перевозить. Например, есть кухонные ножи, на которые разрешения не нужны. Если у полицейских возникнут вопросы, они могут изъять нож и отправить его на экспертизу.

Остановка транспортного средства сотрудником ДПС

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про остановку транспортного средства сотрудником ГИБДД. В правилах дорожного движения к данной ситуации относятся всего несколько пунктов. Тем не менее многие водители их не знают, в связи с чем имеют вопросы по поводу остановки автомобиля ДПС.

Также в данной статье будут рассмотрены причины остановки транспортного средства, регламентированные административным регламентом ГИБДД (приказом 664).

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.

Кроме того, остановить автомобиль могут сотрудники транспортного надзора и таможни. Однако сделать это они могут только на специальных пунктах контроля.

Понятие регулировщик регламентировано пунктом 1.2 правил:

“Регулировщик” – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 686 “Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры”.

Т.е. останавливать автомобили могут не только сотрудники ГИБДД (полицейские), но и дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ, сотрудники транспортной безопасности.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.

Документы, которые проверяются при остановке автомобиля

Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.1 1 ПДД:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.1 1 . В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.

Читайте также:
Имеет ли право работодатель штрафовать сотрудника

Документы, которые может проверить сотрудник полиции:

  • Водительские права;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы о перевозке пассажиров или грузов, путевой лист;
  • Документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира, в случае установки опознавательного знака “Инвалид”.

Прочие документы сотрудник ГИБДД требовать от Вас не может.

Причины остановки авто сотрудниками ДПС в 2021 и 2022 году

Основания для остановки автомашины сотрудником ГИБДД перечислены в пункте 84 административного регламента (приказ 664):

  • Нарушение правил дорожного движения или других требований в области безопасности дорожного движения. При этом нарушение может быть зафиксировано как непосредственно сотрудником ГИБДД, так и техническими средствами (видеокамерами, прибором для измерения скорости и т.п.).
  • Наличие данных о причастности водителя или пассажиров к ДТП, преступлению или нарушению. Например, информация о нарушении правил может быть получена по рации от другого наряда полиции.
  • Наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Для опроса водителя или пассажиров о ДТП, нарушении или преступлении, свидетелями которого они являются.
  • Привлечение в качестве понятого для совершения административных процедур в отношении другого водителя (например, при проверке на состояние опьянения).
  • Для предоставления транспортного средства сотруднику ГИБДД.
  • При регулировании дорожного движения. Например, если на узком участке дороги движение транспортных средств осуществляется поочередно. В этом случае полицейский по очереди останавливает автомобили разных направлений.
  • При проезде по дороге автомобилей специального назначения, скорой помощи или аварийно-спасательных служб.
  • Для привлечения водителя к оказанию помощи полицейским или другим участникам дорожного движения.
  • При проведении специальных мероприятий (рейдов) ГИБДД.
  • При возникновении опасной ситуации на дороге. Например, если произошло разрушение дорожного покрытия (образовался провал) и дальнейшее движении невозможно.
  • Для проверки документов на автомобиль.
  • Для проверки документов водителя или пассажиров, если имеются данные о совершении ими преступления или о нахождении в розыске.

Выше приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если Вы хотите подробнее изучить тему остановки автомобиля сотрудниками полиции, рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”:

Данный курс посвящен подробному изучению административного регламента ГИБДД (обмундированию и документам сотрудников полиции, правилам несения службы, оспариванию решений полицейских и т.д.).

Подведем итоги данной статьи:

  • Водитель должен остановить автомобиль по требованию регулировщика.
  • Регулировщиками могут быть не только полицейские, но и дорожные рабочие, сотрудники железнодорожных переездов и паромных переправ.
  • Предъявлять документы нужно только по требованию полицейских (ДПС).
  • Водитель должен остановить автомобиль там, куда указал регулировщик. Даже в том случае, если это противоречит требованиям дорожных знаков или разметки.

Отмечу, что на практике законопослушных водителей сотрудники ГИБДД останавливают довольно редко. Тем не менее если Вас когда-нибудь остановят, Вы будете знать, как и что делать.

В завершение предлагаю Вам посмотреть веселое видео про остановку автомобиля сотрудником полиции:

Консультация юриста онлайн

Квалифицированные юристы и адвокаты, готовы не только дать ответы на вопросы, но и отстоять Ваши интересы как в до судебном, так и в судебном порядке

Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию “Лидер”

Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу

Какие проблемы решают наши юристы?

У Вас возник вопрос? Не знаете сможем ли мы решить Вашу проблему? Убедитесь в квалификации наших специалистов на деле

Обязательно обращайтесь за консультацией. В ходе общения с нашим юристом или адвокатом, Вы получите ответы на все интересующие вопросы в рамках проблемы. В процессе консультации юрист расскажет о перспективах и путях решения Вашей проблемы.

Грамотно составляем претензии, жалобы в различные инстанции (в том числе судебные), исковые заявления, соглашения, договоры и прочие юридически значимые документы. Знайте, что составлять документы такого плана, должен практикующий профессионал, только так удастся избежать недоразумений в будущем.

Выступим в защиту прав клиента. Полноценное ведение дела, начиная с консультации, подготовки документов, ведения переговоров с противоположной стороной и заканчивая защитой прав в судебной инстанции. Здесь клиент сам выбирает, как будет работать наш специалист, это может быть ведение дела до получения положительного решения суда, или ведение дела до определенного этапа.

Если есть хоть самая малая надежда на решения спора без судебной волокиты, то мы обязательно воспользуемся такой возможностью. С нашей стороны полное сопровождение клиента, до подписания соглашения между сторонами. Подготовка документов и проведение переговоров, а так же нахождение компромисса, ложится на наши плечи.

С нашей стороны, тщательная подготовка к суду. Сбор необходимых документов, сбор доказательств. Написание искового заявления в соответствии с требованиями Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Подготовка стратегии решения вопроса, проработка всех возможных форс-мажорных ситуаций и пути выхода из них. Обязательно думаем над скрытием фактов, которые могут негативно повлиять на исход дела. По итогу получаем несколько возможных вариантов развития событий, тем самым всегда имеем козырь в рукаве.

Специалисты нашей компании, имеющие солидную практику в обжаловании решений судов любой инстанции, готовы встать на защиту Ваших прав. Если имело место, нарушение со стороны судьи, наши юристы и адвокаты готовы составить апелляционную, кассационную или надзорную жалобу на решение суда. Стоит сразу отметить, что утвердительный ответ, о возможности обжалования конкретного решения суда, принимается нашими специалистами, только после тщательного изучения материалов дела и понимания дальнейших возможностей. Скажу так, далеко не каждое решение суда, можно обжаловать и порой нет смысла тратить время, нервы и деньги. Но если клиент желанием об обжаловании решения преследует иные цели, то мы всегда идем на встречу и работаем в соответствии с поставленной задачей.

Читайте также:
Имеют ли право коллекторы приходить домой

Как работает юридическая компания «Лидер»?

В своей работе, мы всегда нацелены на результат и на достижение целей клиента. Ставим точные цели, после чего движемся к их достижению, обеспечивая клиента уверенностью в завтрашнем дне

Чем дольше мы работаем в сфере юридических услуг, тем совершеннее становится наш подход. Не будем скрывать, в начале работы у нас были дела, с которыми мы не справились, но это не значит, что у нас работают плохие специалисты, просто мы умеем признавать ошибки. Тот, кто не признает ошибок, не может развиваться и стать лучше.

В свою очередь, мы учли совершенные ошибки, это помогло создать пошаговый план, которого мы придерживаемся всегда. Следование плану, не позволяет нам упустить, что либо из виду, погружаясь в детали дела, мы разрабатываем план действий, в котором уже учтены все возможные погрешности и варианты развития событий, в том числе, что делать если все пошло не по сценарию.

Как правило, 95% дел, не важно каких, к примеру, семейные споры, трудовые, долговые обязательства, являются типовыми и в таких делах, все развивается по определенному сценарию, мы понимаем какие шаги должны быть с нашей стороны и какие шаги будет предпринимать противоположная сторона, для защиты. Это не гадание на кофейной гуще, все строится на годах практики.

Консультация клиента в устной форме. Даем ответы на вопросы, рассказываем о вариантах решения проблемы, а так же изучение документов

Оценка перспектив дела, ведь очень важно понимать, беремся за дело или нет, мы не даем пустых обещаний. Поиск решения проблемы и заключение договора с клиентом

Подготовка документов, поиск необходимых доказательств по делу. Решение вопроса в до судебном порядке или подготовка к суду, если переговоры не дают результатов

Решение проблемы в судебном порядке, защита прав клиента на каждом без исключения заседании. Работаем до получения положительного решения суда. При необходимости обязательное обжалование решения в суде любой инстанции

План действий по решению проблемы

Профессионал всегда действует обдуманно и согласно намеченным целям. Мы понимаем, что для клиента Важно знать, с кем он будет иметь дело и поэтому хотим еще немного рассказать о принципах которых мы придерживаемся в процессе работы

Важно понять все тонкости и ключевые моменты проблемы, изучить документы, что бы оценить перспективы дела, принять верный курс на решение и прийти к качественному результату.

Мы определим несколько вариантов для решения проблемы, это необходимо. Если, что то пойдет не по плану, мы сможем комфортно пойти по другому пути решения задачи. Тем самым получив нужный результат.

Проводим переговоры с противоположной стороной, в ходе которых мы придем к договоренности и заключению соглашения по возникшему спору. Досудебное соглашение позволит решить вопрос быстрее в 10 раз, чем разрешение спора в судебном порядке.

Не удалось решить спор в досудебном порядке, мы готовим документы, подаем из в суд, прикладываем исковое заявление. Защищаем права клиента в суде, до получения положительного решения.

Хотите через 15 минут узнать решение Вашего вопроса?

Просто заполните форму и нажмите “заказать консультацию”

Обращение к нам ни к чему Вас не обязывает

Мы не навязываем услуги

Не требуем денег

Напротив, мы подробно расскажем о тонкостях проблемы, оценим перспективы дела, а так же расскажем способы выхода из сложившейся ситуации, а Вы сами убедитесь, в квалификации юристов нашей компании.

Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию “Лидер”

Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу

Почему юридической компании «Лидер», можно доверять?

Для нас крайне важно оставить только положительное впечатление от сотрудничества с нами. Если Вы еще ни разу не обращались к нам, то позвольте рассказать Вам о некоторых положительных моментах, которые Вы можете оценить и понять, что мы сторонники строгого порядка и последовательности

Только специалист ежедневно решающий проблемы клиентов, знает тонкости дела, способные кардинально переломить ход дела в пользу клиента

Если Вам знакома ситуация, когда юрист пропадает и по нескольку дней не отвечает на звонки, это не про нас, мы держим Вас в курсе всех дел

У нас очень строгий договор, в нем прописаны все обязанности юриста, все права клиента, нет мутных формулировок, мы соблюдаем условия договора

Если, все же возникла ситуация, когда дело было проиграно по вине нашего юриста, то мы возмещаем 100% расходов на дело. Полное возмещение

Мы оказываем следующие виды юридических услуг и консультаций

Ниже представлены юридические услуги, которые в том числе оказывает наша организация. На самом деле, у нас внушительный штат юристов и адвокатов, работающих в различных правовых сферах. Какой бы сложной не была Ваша проблема, звоните, решение обязательно найдется

Направление гражданского права весьма обширно и охватывает огромную область юриспруденции, в Гражданском Кодексе РФ более 1000 статей и разобраться в таком объеме информации крайне затруднительно, так как важную роль играет правоприменительная практика. Только практикующий специалист сможет дать Вам четкий ответ на поставленный вопрос и защитит Ваши права в суде.

Не важно, неудачная покупка, некачественная услуга или вопрос отказа от качественного товара, дать Вам какие то гарантии и оценить перспективы ситуации, сможет только квалифицированный юрист по защите прав потребителей. Права потребителя, это одно из самых популярных направлений в юриспруденции, именно по данной категории к нам ежедневно поступает более 100 звонков со всей России и мы готовы помочь каждому попавшему в трудную ситуацию потребителю.

Если Вы ежедневно за рулем, то скажу по своему опыту, лучше всегда иметь контакты с проверенным авто юристом, так как может наступить момент, когда звонок авто юристу, может избавить Вас от серьезных проблем. Консультируем по спорам о вине в ДТП, ОСАГО, КАСКО, возмещение ущерба в результате ДТП, ДТП со скрывшимся виновником и пр.

Читайте также:
Абсолютный и ограниченный суверенитет государства конституционное право

Обратившись за консультацией к семейному юристу, Вы получите не только ответ на вопрос, но так же в рамках разговора, юрист даст Вам полезные советы с учетом Вашей ситуации, подскажет как действовать и каких ошибок не стоит допускать. Так же мы всегда особое внимание уделяем оценка перспектив дела, так как это важнейший этап, на которым мы решаем перспективное дело или нет. Мы всегда честны перед нашими клиентами, если мы беремся за дело, то гарантировано доводим его до победного конца.

Регулярные изменения в жилищном законодательстве, плюс сама сложность вопроса, все это предполагает определенного рода вопросы к юристу по жилищному праву. Опять же может показаться, что мы навязываем услуги! Но ради справедливости, мы лишь хотим предостеречь Вас от ошибок, которые допускают люди, решающие правовые жилищные вопросы самостоятельно. Для успешного подхода к решению данных вопросов, требуются не только знания, но и внушительный багаж опыта. Обращайтесь, мы готовы решить проблему эффективно и с наименьшими затратами.

Консультируем по вопросам восстановления на рабочем месте, невыплаты заработной платы, травмам на производстве и прочим вопросам при которых происходит нарушение трудовых прав работников. С другой стороны, не всегда уязвимой стороной в трудовых отношениях выступает работник, порой юридическая помощь требуется работодателю и в таких ситуациях, мы консультируем и оказываем юридическую помощь работодателям.

Дел решаем в пользу клиентов

Клиентов из 1000, довольны уровнем услуг

Из 300 юристов, практика более 10 лет

Что Вы получите при обращении в юридическую компанию «Лидер»?

Предлагаем Вам подробнее узнать о наших целях, задачах. Мы готовы делиться с Вами любой полезной информацией

На рынке юридических услуг, компания “Лидер” уже более 10 лет и за все это время, мы решили тысячи проблем как физических лиц, так и организаций. Ежедневно к нам обращаются сотни клиентов, что бы получить юридическую консультацию и узнать о перспективах дела и заключить договор на оказание услуг.

Мы всегда готовы защитить Ваши права, так как именно для этого работает наша организация и люди в ней. Если у Вас возникла проблема или вопрос, приглашаем Вас на консультацию, подготовьте вопросы, задайте их нам и получите точный ответ, а так же квалифицированную правовую помощь.

С Вами будут работать, исключительно профильные юристы, только специалисты, разбирающиеся и имеющие солидную практику в решении вопросов одной специализации. Как правило, узкопрофильные юристы и адвокаты, видят, как точно решить проблему, знают ее причину, знают, как действовать, знают, как подготовить документы, как собрать доказательную базу, как обойти ошибки, как подготовиться к суду, какие решение принимают суды по конкретному вопросу, как применить законодательство и самое главное как выиграть дело.

Не буду вводить в заблуждение, не все вопросы можно решить в пользу клиента и мы беремся за дело, только после оценки перспектив, так как нам нужно сказать клиенту как на самом деле обстоят его дела.

Честность и прозрачность работы, помогает нам успешно трудиться на рынке юридических услуг. Если дело не повернуть в пользу клиента, то мы будем вынуждены сказать об этом. Не берем денег за обещания, не наш стиль. Честно дадим ответ, относительно перспектив решения вопроса, “Да” или “Нет”. Принятие решения обращаться к нам или нет, принимает клиент. Нет смысла давить, мы знаем наши возможности, мы уверены в своих силах, опыте и знаниях.

Ни для кого не секрет, что участие в решении проблемы юриста или адвоката, значительно повышает шансы на успешный исход дела. Только практикующий юрист знает все тонкости конкретного дела, и общаться с таким специалистом крайне приятно, ведь профессионал, дает четкие ответы на вопросы в процессе юридической консультации, и не важно, проходит она в офисе, онлайн или по телефону.

Только специалист с солидным багажом знаний, знает, как устроена судебная система изнутри, он четко понимает, какие меры нужно предпринять в зависимости от ситуации, какие документы подготовить, как и когда нужно сгладить острые углы, а самое главное какие ошибки не стоит допускать.

Обращаясь в нашу компанию, Вы можете быть уверены в точности ответа, а так же Вы гарантированно можете рассчитывать на профессиональную помощь юриста или адвоката. Прием звонков осуществляется на номера, указанные на сайте, и Вы практически в любое время позвонив по бесплатному номеру, можете проконсультироваться у юриста и мы с радостью простым языком, объясним Вам, как обстоят Ваши дела и на, что можно рассчитывать.

За годы работы, мы поняли, что самое неприятное чувство для наших клиентов, это неопределенность, ведь люди хотят знать, решаема ли их проблема и когда они звонят нам и обращаются онлайн, то задают очень много вопросов, и мы даем на них четкие и понятные ответы, никакой воды, никаких общих формулировок.

Именно за точность и честность, клиенты после каждой юридической консультации выражают благодарность, ведь после разговора с нами, они уже осведомлены и их не мучает чувство неопределенности, что очень важно.

Мы работаем, что бы решать Ваши проблемы, это наша основная задача.

Если мы взялись за решение вопроса, то гарантировано доведем дело до победного и получим необходимое решение суда.

Имеет ли право участковый останавливать автомобили и проверять документы?

В одной из ранних наших статей мы уже рассматривали, какие полномочия имеют органы ГИБДД по отношению к автолюбителям по новым введённым законам. Но среди многих водителей существует недопонимание, какие права имеет участковый сотрудник: имеет ли он право останавливать автомобили на дороге и во дворах домов, проверять документы и, главное, выписывать штрафы? Какие обязанности есть у этого должностного лица? Всё это мы по порядку выясним в этой статье.

Участковый – это сотрудник полиции?

Да. Со всеми вытекающими отсюда правами по линии деятельности органов внутренних дел. Об этом говорит Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД. Более того, должность прямо так и носит название: “участковый уполномоченный полиции“.

Читайте также:
Право отказа от исполнения договора дарения

Таким образом, участковый – полноценный исполняющий государственную функцию полиции РФ. Отсюда вытекают его полномочия.

Имеет ли право останавливать машины?

Да. Причём, вне зависимости от конкретного места остановки – будь то дорога, жилой двор или даже уже стоящий автомобиль по части обращения к водителю или его пассажирам.

Как мы указали выше, участковый является сотрудником полиции. Административный регламент же наделяет всех сотрудников правом останавливать авто, а не только инспекторов ГИБДД.

В итоге имеем, что участковый имеет полномочия:

Аналогичная обязанность есть у водителей транспортных средств. Пункт 2.4 ПДД предписывает право остановки регулировщикам. С одной стороны, чёткое определение регулировщика дано в пункте 1.2 Правил, и здесь таким лицом является тот, кому предоставлена компетенция регулировать дорожное движение, и это может навести сомнения в наличии такого права у участкового. Тем не менее, обратите внимание, что в этих целях обязаны работать не только сотрудники ГИБДД, но могут привлекаться и иные сотрудники полиции (часть 1 статьи 10 ФЗ О полиции и пункт 10.5 Приказа №205).

Отсюда следуют и соответствующие обязанности:

  1. право остановки может появиться исключительно при наличии исчерпывающих оснований для этого:
    1. если есть основания полагать, что вы совершили нарушение или преступление,
    2. ориентировка на ваш автомобиль,
    3. достаточные основания полагать, что ваша машина причастна к ДТП,
    4. необходимость опроса свидетелей в вашем авто,
    5. вы нужны участковому как понятой,
    6. ему требуется использовать ваше транспортное средство (пункт 2.3.3 ПДД обязывает вас предоставить его по такому требованию),
    7. если в рамках регулирования нужно запретить вам проезд,
    8. и другие причины;
  2. при обращении к водителю или любому другому гражданину участковый обязан представиться, назвать свои фамилию, должность,
  3. вы можете потребовать у него служебное удостоверение, а он обязан вам его предъявить.

Может ли проверять документы?

И снова да. Логика официального законодательства 2021 года здесь та же – так как участковый является полноправным в этом плане сотрудником полиции, то он имеет право не только остановки машин, но и проверки документов:

  • у водителя,
  • пассажиров,
  • а также у пешеходов как участников дорожного движения.

Об этом прямо говорит пункт 31 регламента Приказа №664. В то же время есть и свои причины для проверки документов – равно как и для сотрудников ГИБДД:

  1. если участковый выявил нарушение ПДД,
  2. спецмероприятия по предупреждению нарушений и/или ДТП,
  3. ориентировки о причастности вашей машины к ранее совершённому ДТП,
  4. ориентировки на розыск.

Имеет ли полномочие выписывать штрафы?

А вот данный вопрос уже несколько сложнее из-за своей двусторонности. Дело в том, что само понятие выписывания штрафа ГИБДД в том виде, в каком его называют автолюбители-обыватели, имеет под собой сразу несколько административных процедур:

  • составление протокола как возбуждение дела о правонарушении,
  • рассмотрение дела как уполномоченное лицо,
  • вынесение постановления со штрафом или определения о закрытии дела как его завершение.

Так вот, протокол участковый имеет право составлять при всех нарушениях ПДД и других нормативных актов водителями, пассажирами автомобиля или пешеходами.

А вот рассматривать дела уже может уже не все. В нашем случае подпункт 9 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ перечисляет статьи этого же Кодекса, при привлечении по которым участковый уполномочен рассматривать материалы дела.

Проще, говоря, если вас за конкретное нарушение можно привлечь по одной из этих статей КоАП, то это имеет право делать участковый полиции. Вот эти статьи (мы перечислим только те, которые относятся к гражданам и водителям в частности):

  • 6.24 за нарушения по курению в общественных местах,
  • 12.1 – вождение незарегистрированного в ГИБДД автомобиля, в том числе повторное, а также отсутствие техосмотра на машину,
  • 12.2, часть 1 – нечитаемые госномера,
  • 12.2, часть 2 – скрытые, видоизменённые, отсутствующие номера,
  • 12.3, части 1, 2 и 3 – управление автомобилем без документов и передача руля такому водителю,
  • 12.22 – нарушения при учебной езде,
  • 12.23 – нарушения ПДД по перевозке людей, в том числе детей без удерживающего устройства, а также организованной перевозки,
  • 12.28 – несоблюдение Правил в жилых зонах и дворовых территориях,
  • 12.29 и 12.30 – нарушения Правил пешеходом, пассажиром авто или велосипедистом,
  • 19.15 – проживание в жилище гражданина без паспорта в случаях, когда он обязателен,
  • 19.15.1 – проживание лица без регистрации,
  • 19.24 – нарушение гражданином мер надзора за ним,
  • 20.1 – мелкое хулиганство,
  • 20.20 – употребление спиртного в общественном месте или наркотических препаратов без разрешения/назначения врача,
  • 20.21 – появление в общественном месте в состоянии опьянения.

При рассмотрении этих дел участковый уже имеет право самостоятельно выписывать штрафы гражданам. А вот при выявлении других нарушений он уже может только возбудить дело – составить протокол и далее направить его уполномоченному должностному лицу (например, сотруднику ГИБДД в подразделение по месту нарушения) либо в суд по подсудности.

В завершение отметим полноценный документ, действующий в 2021 году на территории России и регулирующий права и обязанности участкового по прямому назначению. Это Приказ МВД №205 от 29.03.2019. В нём представлены исчерпывающие полномочия и компетенции этого должностного лица, в том числе:

  • может ли тот заходить и принудительно проникать в жилые помещения,
  • какие задачи в целом он решает на службе,
  • как он обязан обходить подведомственные ему территории,
  • как реагировать на обращения граждан,
  • и другие его полномочия.

Какие ещё права и обязанности?

Помимо прочего, в отношении водителей участковый:

  • обязан оформлять ДТП, если оно произошло на подведомственной ему территории либо поручено ему определённым должностным лицом и находится не в компетенции ГИБДД (например, машину повредило сооружение или предмет – забор, сосулька, хулиган во дворе и так далее),
  • может провести освидетельствование водителя на алкогольное опьянение и направить на медосвидетельствование, если в рамках пункта 10.5 Приказа №205 ему даны полномочия по надзору за дорожным движением.
Читайте также:
Имеет ли право сосед ставить глухой забор

Энциклопедия решений. Преимущественное право приобретения акций

Преимущественное право приобретения акций

В публичном акционерном обществе акционерам не может быть предоставлено преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых акционером третьим лицам (п. 5 ст. 97 ГК РФ).

Если акционерное общество (далее также – общество, АО) является непубличным, его устав может предусматривать преимущественное право приобретения его акционерами акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами, по цене предложения третьему лицу или по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества. По общему правилу акционеры могут приобрести акции в порядке использования преимущественного права пропорционально количеству акций, которое принадлежит каждому из них.

При наличии в уставе непубличного АО таких положений акционер, который намеревается продать свои акции третьему лицу , должен известить об этом общество, указав при этом количество продаваемых акций, их цену и другие условия их отчуждения. Общество должно уведомить акционеров о содержании такого извещения не позднее двух дней со дня его получения. По общему правилу акционеры могут воспользоваться преимущественным правом приобретения акций в течение двух месяцев со дня получения обществом от акционера извещения о намерении продать акции (уставом может быть предусмотрен более короткий срок осуществления этого права, но не менее 10 дней). Этот срок прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании преимущественного права или об отказе от его использования.

Если акционеры до истечении срока использования преимущественного права приобретения акций не заявили о намерении использовать его или не отказались от его использования, акционер вправе продать акции третьему лицу по цене и на условиях, о которых он известил общество. Если акционер продаст акции с нарушением преимущественного права, акционеры, чье право нарушено, вправе в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о данном нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей приобретателя и (или) передачи им отчужденных акций с выплатой приобретателю их цены по договору купли-продажи.

Положения о порядке использования преимущественного права приобретения акций распространяются и на само общество, если в соответствии с уставом ему предоставлено такое право в случае, когда преимущественным правом не воспользовались акционеры этого общества (п.п. 3, 4 ст. 7 Закона об АО в редакции Закона N 210-ФЗ).

Следует отметить, что до 01.07.2015 Закон об АО предусматривал преимущественное право приобретения акций, продаваемых акционером третьему лицу, в отношении закрытых акционерных обществ (п. 3 ст. 7 этого Закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 210-ФЗ). С 01.09.2014 деление обществ на открытые и закрытые упразднено Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, однако в силу п. 9 ст. 3 этого Закона до первого изменения уставов ЗАО к ним применялись положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах. Поэтому до вступления в силу Закона N 210-ФЗ в тех ЗАО, которые не привели свои уставы в соответствие с частью первой ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ, акционеры также пользовались преимущественным правом покупки акций в соответствии с положениями Закона об АО. В тех обществах, которые по состоянию на 01.09.2014 были закрытыми акционерными обществами и в уставах которых отсутствуют положения о преимущественном праве приобретения акций, отчуждаемых акционерами третьим лицам по возмездным сделкам, акционеры с 01.07.2015 пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых акционерами третьим лицам, в силу ч.ч. 11 и 12 ст. 27 Закона N 210-ФЗ вплоть до приведения устава общества в соответствие с частью первой ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ, то есть, до решения вопроса о том, будет ли устав предусматривать преимущественное право акционеров на приобретение акций при их возмездном отчуждении третьим лицам (если акционерное общество имеет статус непубличного). Положения ч.ч. 11 и 12 ст. 27 Закона N 210-ФЗ предусматривают преимущественное право именно при продаже акций, а не при совершении любых возмездных сделок, направленных на их отчуждение третьим лицам.

Что касается договора мены акций , отметим, что с 01.07.2015 закон допускает наличие преимущественного права акционеров на приобретение акций при их отчуждении акционером третьему лицу по возмездным сделкам, в том числе по договору мены, если такое право предусмотрено уставом непубличного акционерного общества. Поэтому приведенные выше правила реализации данного права справедливы и в отношении отчуждения акций по договору мены.

До вступления в силу Закона N 210-ФЗ при отчуждении акций ЗАО (созданных до 1 сентября 2014 года) по договору мены у остальных акционеров не возникало преимущественного права приобретения акций, предусмотренного пунктом 3 ст. 7 Закона об АО в предыдущей редакции, который продолжает применяться к таким акционерным обществам до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ). Это объясняется тем, что на тот момент законодатель, определяя отношения, в рамках которых применимо преимущественное право приобретения акций, не предусмотрел возможности реализации этого права при отчуждении акций по договору мены (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.06.2009 N 131, пп. 9 п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

Поскольку дарение акций не является возмездной сделкой, в отношении него не может быть установлено преимущественное право приобретения акционерами непубличного АО акций, отчуждаемых другими акционерами, по цене предложения третьему лицу (п. 3 ст. 7 Закона об АО).

Преимущественное право покупки акций в непубличном обществе

Статья 41. Порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции

(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лица, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть уведомлены о возможности осуществления ими предусмотренного статьей 40 настоящего Федерального закона преимущественного права в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Читайте также:
Право отказа от исполнения договора дарения

Уведомление должно содержать информацию о количестве размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, цене размещения указанных ценных бумаг или порядке ее определения (в том числе при осуществлении преимущественного права приобретения ценных бумаг) либо указание на то, что такие цена или порядок ее определения будут установлены советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее начала размещения ценных бумаг, а также информацию о порядке определения количества ценных бумаг, которое вправе приобрести каждое лицо, имеющее преимущественное право их приобретения, порядке, в котором заявления этих лиц о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть поданы в общество, и сроке, в течение которого эти заявления должны поступить в общество (далее – срок действия преимущественного права).

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Срок действия преимущественного права не может быть менее 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления, если иной срок не предусмотрен настоящим пунктом.

Если цена размещения или порядок ее определения не установлены решением, являющимся основанием для размещения путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, срок действия преимущественного права не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления, а если информация, содержащаяся в таком уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, – менее восьми рабочих дней с момента ее раскрытия. В этом случае уведомление должно содержать сведения о сроке оплаты ценных бумаг, который не может быть менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения или порядке ее определения.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения акционерным обществом путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами, и информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, срок действия преимущественного права не может быть менее двенадцати рабочих дней с момента раскрытия такой информации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, имеющее преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в течение срока его действия вправе полностью или частично осуществить свое преимущественное право путем подачи заявления о приобретении размещаемых ценных бумаг и исполнения обязанности по их оплате.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Заявление о приобретении размещаемых ценных бумаг лица, имеющего указанное в настоящей статье преимущественное право, зарегистрированного в реестре акционеров общества, должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать подавшее его лицо и количество приобретаемых им ценных бумаг.

Указанное заявление подается путем направления или вручения под роспись регистратору общества документа в письменной форме, подписанного подающим заявление лицом, а если это предусмотрено правилами, в соответствии с которыми регистратор общества осуществляет деятельность по ведению реестра, также путем направления регистратору общества электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Указанными правилами также может быть предусмотрена возможность подписания такого электронного документа простой или неквалифицированной электронной подписью. В этом случае электронный документ, подписанный простой или неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Заявление о приобретении размещаемых ценных бумаг, направленное или врученное регистратору общества, считается поданным в общество в день его получения регистратором общества.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

3.2. Лицо, имеющее указанное в настоящей статье преимущественное право, не зарегистрированное в реестре акционеров общества, осуществляет такое преимущественное право путем дачи соответствующего указания (инструкции) лицу, которое осуществляет учет его прав на акции общества. Такое указание (инструкция) дается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и должно содержать количество приобретаемых ценных бумаг. При этом заявление о приобретении размещаемых ценных бумаг считается поданным в общество в день получения регистратором общества от номинального держателя акций, зарегистрированного в реестре акционеров общества, сообщения, содержащего волеизъявление такого лица.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

3.3. Если цена размещения или порядок ее определения не установлены решением, являющимся основанием для размещения путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, оплата указанных ценных бумаг при осуществлении преимущественного права их приобретения осуществляется в срок, указанный в уведомлении о возможности осуществления преимущественного права их приобретения.

Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривает их оплату неденежными средствами, лица, осуществляющие преимущественное право приобретения указанных ценных бумаг, вправе по своему усмотрению оплатить их денежными средствами.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

4. Общество не вправе до окончания срока действия преимущественного права размещать дополнительные акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, лицам, не имеющим преимущественного права их приобретения.

5. Уставом непубличного общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры непубличного общества, может быть определен отличный от установленного настоящей статьей порядок осуществления преимущественного права приобретения размещаемых непубличным обществом акций либо эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Соответствующие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: