Когда договор водопользования заключается в соответствии с законодательством

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

СТ 11 ВК РФ

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 настоящего Кодекса.

В части первой комментируемой статьи 11 ВК РФ предусматривается договорной порядок водопользования. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. К целям предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования относятся забор водных ресурсов, использование акватории, а также производство электрической энергии.

Как оформляется договор?

Объект на воде нельзя получить в личное пользование, если не составить заявление со специальной формой. В заявлении необходимо указать:

  • Информацию о составителе. Юридическим лицам важны также банковские данные, помимо других. Понадобятся сведения о документе, удостоверяющем личность, наименование в полной и сокращенной форме, обозначение формы организационно-правовой.
  • Цели, виды и сроки использования.

Кроме того, заявление требует применения ряда приложений. Их минимальный список состоит из:

Вода в промышленных целях

  1. Отображения сведений в форме графика. Дополнениями служит пояснительная записка, расположение соответствующих средств с объектами.
  2. Информации о том, возможно ли вести регулярно наблюдения за режимом использования водного объекта.
  3. Письменные сведения по мероприятиям, связанным с водохозяйством и действиям, которые направлены на охрану самих объектов, а также сохранение биологических ресурсов, среды обитания. Надо написать о том, какого размера средства помогают реализовать мероприятия, каковы их источники.
  4. Если необходимо – документ, который подтверждает, что лицо имеет соответствующие полномочия на выполнения определенных действий от лица заявителя.
  5. Документов учредителей в копиях, если заявление пишется юрлицом. Для физлиц достаточно лишь копии бумаги, удостоверяющей личность.

Нельзя требовать от предъявителя документов, которые в основных правилах не описываются. Рассмотрение заявления должно проводиться в срок, который не превышает 60 дней. Главное – чтобы все сведения полностью соответствовали действительности. Уполномоченный орган также отвечает за определение условий пользования тем или иным водным объектом.

Статья 12 ВК РФ. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Зачем нужен договор водопользования, кто и где его оформляет?

Согласно существующей норме закона (ч.1, ст.12 Водного кодекса РФ) по договору водопользования водопользователю за плату предоставляется право пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования заключается между исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления (одна сторона) и водопользователем (другая сторона).

В некоторых случаях осуществляется водопользование без договора, то есть каких-либо разрешений для того, чтобы использовать водный объект, получать не нужно. Так, например, не требуется заключения договора водопользования, чтобы брать воду из близлежащих водоемов на полив земель в садоводческом некоммерческом товариществе.

А вот для того, чтобы коммерческое предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность, могло осуществлять забор воды из водоема, нужно уже заключить договор.

Такой договор может быть заключен без аукциона или через проведение аукциона. В этой статье мы не будем останавливаться на договоре водопользования без аукциона и акцентируем внимание именно на заключении договора водопользования через проведение аукциона. Ввиду этого следует особо выделить договор водопользования для рекреационных целей с разметкой акватории, так как он будет заключаться только по результатам проведения аукциона.

Заинтересованные в заключении данного договора лица должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (по месту предполагаемого водопользования). К заявлению необходимо приложить определенные документы и материалы:

Договор водопользования. Понятие, содержание. Цели и порядок заключения.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов)

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

+ может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Статья 14. Срок договора водопользования

не более чем 20 лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправленияо желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. Если отказ – то можно подать в суд

Статья 16. Заключение договора водопользования

1. Заключается по результатам аукциона, за исключением приобретения права пользования в целях (см выше)

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети “Интернет”.

Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования

в соответствии с гражданским законодательством.

2. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

3. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

1. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

2. Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления.

3. Отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.

4. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

2. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

Заключение договора водопользования с городом

Я хочу с администрацией города (с комитетом по имуществу) заключить договор водопользования в рекреационных целях.

Они мне предлагают заключить договор на пять лет на аукционной основе.С их слов через пять лет так же будет организован аукцион и заново заключаться договор.Правы ли они?

На сколько лет заключается договор водопользования?

    аукцион, Агентство по имуществу
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 39 ответов
  • 8 отзывов

Будучи распорядителем тем или иным видом имущества, муниципальный (государственный) орган вправе и обязан провести аукцион по распоряжению данным имуществом. Условия аукциона, в том числе срок будущей аренды, являются существенными условиями договора, следовательно заключить договор с победителем аукциона на тех условиях, на которых проводился аукцион, орган просто обязан. Водный кодекс РФ определяет только максимальный срок такого договора – 20 лет. Минимальный срок отсутствует. По истечении 5 лет снова будет проведен аукцион, потому что преимущественного права перезаключения Вы лишены в силу того, что договор изначальный заключался на аукционе.

Данные отношения регламентируются: Водный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230, Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165

  • 266 ответов
  • 71 отзыв

Предельный срок представления водных объектов в пользование не может составлять более 20 лет (соответственно меньше – может).

Водопользователь надлежащим образом исполнявший свои обязательства по договору водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение догвора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона (ст.15 Водного кодекса РФ).

Аукцион на право заключения договора водопользования проводится в случаях, установленных Правительством РФ. В настоящее время аукцион должен проводиться, если договором водопользования предусматриваются:

– разметка границ акватории водного объекта,

– размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений

– в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством (Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230).

  • 886 ответов
  • 147 отзывов

Существует Постановление Правительства РФ № 230 от 14.04.2007г. “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона”.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем 20 лет.

  • 251 ответ
  • 62 отзыва

Дополню, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.

В иных случаях договор водопользования заключается без проведения аукциона, причём водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок (ст. 15, “Водный кодекс Российской Федерации” от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011)).

Предельный срок представления водных объектов в пользование не может составлять более 20 лет (соответственно меньше – может).

Рубрики

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

Постановление 165 О подготовке и заключении договора водопользования

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165
“О подготовке и заключении договора водопользования”

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подготовки и заключения договора водопользования;

Форму примерного договора водопользования.

2. Дополнить пункт 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 2046), абзацем следующего содержания:

“Договор водопользования заключается по формепримерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 “О подготовке и заключении договора водопользования”.”.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила подготовки и заключения договора водопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165)

ФОРМА примерного договора водопользования

I. Предмет Договора

II. Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом

III. Права и обязанности сторон

IV. Ответственность сторон

V. Порядок изменения, расторжения и прекращения Договора

VI. Срок действия Договора

VII. Рассмотрение и урегулирование споров

VIII. Особые условия Договора

IX. Адреса, подписи сторон и иные реквизиты

4. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее – заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее – уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее – заявление).

Водный кодекс РФ/Глава 3

← Глава 2 Водный кодекс Российской Федерации — Глава 3 Глава 4 →

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Какие бывают виды водопользования акватории

  • Общее – осуществляемое без применения специальных устройств и сооружений. Это самый экологически щадящий вариант. К нему относятся: купание, судоходство, рыболовство.
  • Специальное. Согласно Приказу Минприроды № 70 от 23.036. 2005 г., к этой категории относится деятельность с использованием плавучих и стационарных устройств для водозабора и водоотведения, перегораживающих и гидравлических устройств и сооружений, стоянок и причалов судов. К специальному водопользованию относится деятельность, связанная с применением спецтехники для буровых и добывающих работ.
  • С полным или частичным изъятием водных ресурсов – водозабор для коммунальных служб, использование в сельском хозяйстве (орошение полей, обслуживание ферм, принадлежащих организациям, мелиоративные мероприятия), разведение рыбы на огороженных участках водоема.
  • Без изъятия ресурсов — электрогидроэнергетика, стоянки судов, водные кафе, рыбоводство в отдельных водоёмах, выращивание сельхозпродукции на пойменных лугах.
  • ситуационный план арендуемого участка водоема;
  • сведения о потенциальном арендаторе;
  • расчет платы, вносимой за аренду;
  • сведения о лицах, отвечающих на экологическое состояние водоема;
  • копия аттестата лаборатории, проводящей мониторинг состояния воды;
  • согласование с органами государственной власти, отвечающими за состояние водоема.

Когда договор водопользования заключается в соответствии с законодательством

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

12.2. Особенности предоставления в пользование
водных объектов

Договор водопользования. Заключение, изменение или расторжение договора водопользования осуществляется по основаниям, установленным гражданским законодательством, за исключением случаев, когда иное установлено водным законодательством. Стоит отметить, что к договору водопользования применяются положения Гражданского кодекса об аренде в части, не противоречащей водному законодательству. В то же время несмотря на то, что происходит заимствование гражданско-правовых положений о договоре аренды, в водном законодательстве не применяется термин “договор аренды водного объекта”, так как правовая природа этих двух договоров – договор водопользования и договор аренды – все-таки весьма различна.
На основании ч. 1 ст. 11 ВК РФ договор водопользования может быть заключен только в трех случаях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
На основании ст. 12 ВК РФ договор водопользования заключается между заявителем (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), желающим заключить договор водопользования и собственником водного объекта (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием). Как уже указывалось выше, Российская Федерация на основании ст. 26 ВК РФ передала полномочия предоставления большинства водных объектов в пользование субъектам РФ, поэтому договор водопользования заключается в основном между будущим водопользователем и либо исполнительным органом субъекта РФ, либо органом местного самоуправления.
В заявлении указываются:
– сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица и индивидуального предпринимателя;
– наименование и место расположения водного объекта;
– обоснование цели, видов и срока водопользования .
——————————–
О подготовке и заключении договора водопользования: Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 165.

После получения заявления уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в течение 60-ти дней должен подготовить два экземпляра договора водопользования, подписанных уполномоченным должностным лицом, и передать на подпись заявителю либо направить заявителю мотивированный отказ. Заявитель, в свою очередь, подписывает договор водопользования в течение 30-ти дней и направляет в уполномоченный орган либо уведомляет об отказе в подписании договора водопользования. Хотелось бы отметить, что законодатель допускает составление договора водопользования в форме электронного документа, в этом случае подписание договора осуществляется электронными подписями.
В договоре водопользования должны содержаться следующие сведения (ст. 13 ВК РФ):
– данные о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, если вид водопользования предполагает забор воды;
– срок действия договора водопользования;
– размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
– порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
– ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
По соглашению сторон, помимо этих обязательных условий, в договоре могут содержаться и иные, не противоречащие действующему законодательству. К договору водопользования в обязательном порядке должны прилагаться материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Максимальный срок водопользования не может превышать 20 лет. Договор считается заключенным только с момента его регистрации в государственном водном реестре. Понятие государственного водного реестра дано в ст. 31 ВК РФ. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В пользование может передаваться как весь водный объект целиком, так и часть водного объекта. Пользование водным объектом осуществляется на возмездной основе. На основании ст. 20 ВК РФ ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, определяются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 “О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности” и Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 “Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности”.
В некоторых случаях заключение договора возможно только по результатам аукциона, например, когда на право пользования одним водным объектом претендуют два и более заявителя. По общему правилу водопользователь, который надлежащим образом выполнял условия договора, имеет право на преимущественное заключение договора водопользования в отношении этого водного объекта на новый срок, но если договор водопользования был заключен по результатам аукциона, то у водопользователя такого преимущественного права уже не будет. При заключении договора водопользования на новый срок возможен пересмотр условий договора по желанию сторон. Особенности заключения договора водопользования закреплены Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона” (вместе с “Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе”, “Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования”).
Водный кодекс в ст. 19 предусмотрел возможность передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу. Обязательными условиями такой передачи являются:
– согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, т.е. того, кто предоставлял в пользование водный объект;
– передача возможна на срок, не превышающий срок действия договора водопользования.
Законодатель установил запрет на передачу прав и обязанностей по договору третьим лицам в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для того чтобы осуществить передачу прав и обязанностей по договору, водопользователь направляет заявление о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору другому лицу в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, которое должно быть рассмотрено в течение тридцати дней соответствующим органом. Если в передаче прав и обязанностей по договору будет отказано, то такой отказ водопользователь может обжаловать в судебном порядке.
Ответственность за невыполнение обязательств по договору водопользования стороны несут в соответствии с гражданским законодательством.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Водный объект предоставляется в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для следующих целей (ч. 2 ст. 11 ВК РФ):
– обеспечения обороны страны и безопасности государства;
– сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
– организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
– разведки и добычи полезных ископаемых и т.д.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается на основании заявления лица, заинтересованного в получении этого водного объекта. Заявление подается в уполномоченный исполнительный орган государственной власти РФ или орган местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект. Если водный объект находится в федеральной собственности, то в соответствии со ст. 26 ВК РФ решение принимает исполнительный орган субъекта РФ, за исключением случаев, когда водный объект предоставляется для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этом случае предоставление водного объекта осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются:
– сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица и индивидуального предпринимателя;
– наименование и место расположения водного объекта;
– обоснование вида, цели и срока водопользования .
——————————–
Пункт 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 “О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование”.

В зависимости от целей использования водного объекта к заявлению могут быть приложены и другие документы (например, поквартальный график сброса сточных вод), перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 “О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование”.
После получения заявления уполномоченный исполнительный орган государственной власти РФ или орган местного самоуправления обязан его рассмотреть в 30-дневный срок и либо принять решение о предоставлении водного объекта в пользование, либо принять решение об отказе в предоставлении. Отказ в предоставлении водного объекта должен быть мотивированным и может быть обжалован заявителем в суде. Если же уполномоченный орган принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование, то в нем должны быть указаны в соответствии со ст. 22 ВК РФ следующие данные:
– сведения о водопользователе;
– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, если водный объект используется для орошения земель сельскохозяйственного назначения;
– сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
– срок водопользования.
К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Водный объект может быть предоставлен в пользование полностью либо может быть предоставлена только его часть. Максимальный срок пользования водным объектом на основании решения о предоставлении в пользование водного объекта такой же, как и в случае предоставления на основании договора водопользования, и составляет двадцать лет. Решение о предоставлении водного объекта в пользование считается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре.
В некоторых случаях для использования водного объекта не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Перечень этих целей водопользования перечислен в ч. 3 ст. 11 ВК РФ, например, для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными либо купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. В действующем Водном кодексе не содержится упоминания о водном сервитуте, но, наш взгляд, эти цели водопользования как раз и представляют собой водный сервитут.

12.2. Особенности предоставления в пользование
водных объектов

Договор водопользования

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Статья 14. Срок договора водопользования

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

Статья 16. Заключение договора водопользования

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети “Интернет”.

(часть 6 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТРОНИГ

под экологическим контролем понимается деятельность направленная на предотвращение выявления и пресечения нарушений природоохранного и природоресурсного законодательства. Виды. ФЗ об охране окружающей среды. В зависимости от субъекта выделяют 3 вида контроля: 1)государственный; 2)производственный№ 3)общественный экологический контроль. До 2008 года в законе выделялся и муниципальный экологический контроль, который был исключен в июле 2008. осуществляется субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. основания цель производства экологического контроля это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений. Как правило в рамках структурной организаций выделяется либо структурное подразделение либо должностное лицо, отвечающее за выполнение природоохранных требований. Деятельность данных лиц регулируется локальными НА.

Положения о структурном подразделении, должностные инструкции и трудовой договор. Общественный экологический контроль проводится общественными объединениями в соответствии с их уставами. Полномочия общественных организаций предусмотрены в ст.12 ФЗ об охране окр среды. Одним из самостоятельных полномочий является предъявление в суд исковых заявлений о возмещении вреда. Другие полномочия в области охраны окр среды привязаны к органам гос власти и органам местного самоуправления, то есть общественные организации при обнаружении экологического правонарушения могут только сообщить о нем в компетентные органы.

Государственный экологический контроль.

Осуществляется фед и региональными органами исполнительной власти. К фед относятся 1) федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприродадзор) – это комплексный орган исполнительной власти осуществляющий экологический контроль практически в отношении всех природных ресурсов и объектов (атмосферного воздуха,водных объектов, недр,объектов животного мира и др.); 2) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор). В области охраны окружающей среды осуществляет контроль за ядерной и радиационной безопасностью, так же за обращением с радиактивными отходами, за безопасным ведением работ связанными с ними. Кроме органов экологического контроля, выделяются органы государственного земельного контроля,осущеСтвляющие свои полномочия в обл охраны и использования земель. Кроме росприроднадзора к ним относятся: нарному и фитосанитарному надзору служба гос регистрации кадастровой картографии и фед служба по вете. Осуществляет контороль в отношении земель сельхоз назначения, фед служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль в отношении земель лесного,водного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. В отношении всех оставшихся категорий земель экологический контроль осуществляет рос реестр. Региональный экологический контроль осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. В РТ можно выделить 3 органа исполнительной власти: 1)министерство экологии и природных ресурсов Рт; 2) экологическая полиция; 3)министерство лесного хозяйства РТ.

Министерство экологии и природных ресурсов РТ — осуществляет контроль в отношении водных объектов, атмосферного воздуха в отношении обращения отходов, объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий регионального значения. Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окр среды МВД РТ (создано 16 марта 2002г. Приказом МВД РТ). Осуществляет контроль за соблюдением санитарно гигиенических норм, за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных и водных объектов, а так же контроль за соблюдением сроков и качества восстановления почв после завершения земляных работ.

Министерство лесного хозяйства РТ. Осуществляет гос лесной контроль, в том числе за соблюдением правил пожарной безопасности.

Порядок гос экологического контроля.

Админ. законодательство в соответствии с РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. н

а фед уровне это КоАП РФ 30 дек 2001г, на региональном уровне — законы субъектов. В татарстане действует КоАП РТ от 19 дек 2006г. Фед кодекс предусматривае 40 административных экологических правонарушений. В частности КоАП рф предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, за нарушения законодательства олб экологической экспертизе, за порчу земель, за использование земель не по целевому назначению, за нарушение правил охраны водных объектов, атмосферного воздуха, лесов и т. д.

Татарстанский кодекс предусматривает только 1 административное экологическое правонарушение ст.3.1 Коап Рт уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. За совершение админ экологических правонарушений предусмотрены след наказания: предупреждение, админ штраф и конфискация орудия совершения административного правонарушения. Особенностью админ ответственности явля-я то, что назначение админ наказания юридическому лицу не освобождает от админ ответственности за данное правонарушение виновное физ лицо. Рассматривают органы гос экологического контроля.

Порядок привлечение к админ ответственности. При выявлении признаков админ экологического правонарушения (которые отражаются в акте). Составляется протокол, Выносятся определения о времени и месте рассмотрения административных материалов. В назначенный день админ комиссия рассматривает материалы о привлечении лица к ответственности при наличии полного состава правонарушения выносит постановление о привлечении к админ ответственности. Вместе с постановлением выносится предписание об устранении экологического правонарушения с указанием срока. Если лицо не согласно с привлечением к ответственности то вправе обжаловать его в судебном порядке в течении 10 дней.

Гражданско-правовая ответственность.

Экологическое законодательство в частности ФЗ об охране окружающей среды гражданско правовую ответственность опрежделяет как возмещение вреда, причиненного окружающей среде а так же здоровью и имуществу граждан. Общие положениия о возмещении вреда предусмотрены ст.15 ГК а особенности возмещения вреда причиненного окр среде предусмотрены в ст.ст.77 и 78 ФЗ об охране окружающей среды. Особенности возмещения экологического вреда. Экологический вред возмещается по утвержденным методикам и таксам возмешения экологического вреда. В настоящее время методики и таксы исчисления размеров вреда утверждаются министерством природных ресурсов и экологии РФ (ранее эти методики утверждались гос комитетом по охране окр среды). Существуют еще и методики в отношении исчисления размеров вреда к почвам, водным объектам , объектам животного мира, в отношении подземных водных объектов и др. методики утверждаются по различным природным компонентам и видам загрязнения. Если методики и таксы отсутствуют, то экологический вред определяется исходя из фактического ущерба с учетом убытков и упущенных выгод.

Порядок проведения граждан-правовой ответственности:

определяется размер экологического вреда органов гос экологического контроля (гос инспектор либо комиссия росприроднадзора, либо мин экологии РТ). В результате составляется акт о размере причиненного вреда;

в адрес правонарушителя направляется претензия к которой прилагаются документы (расчет суммы вреда, копия админ протокола и др док подтверждающих факт правонарушения). Если в течение месяца со дня направления претензии претензионная сумма возмещения экологического вреда не была уплачена. Направляет исковое заявление о взыскании суммы экологического вреда в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

При рассмотрении искового заявления вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды своими силами и за счет своих средств. При удовлетворении исковых требований вступившее в силу законное решение суда передается судебным приставам для возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав устанавливает для должника (ответчика) срок для добровольного погашения суммы долга. После истечения срока и погашения суммы долга судебный пристав осуществляет принудительное взыскание указанной суммы. особеностью гжданск-правовой ответственности явля-я ее применение независимо от привлечения лица к админ либо уголовной ответственности. Причем в соответствии со ст.78 фз об охране окр среды срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде составляет 20 лет.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 409 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

3) срок действия договора водопользования;

Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

2. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 208-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 – 11 части 3 статьи 11 настоящего Кодекса, предельный срок водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.
(часть 4 введена Федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 208-ФЗ)

Водный кодекс РФ

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Какие условия договора водопользования являются существенными? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)

Вопрос: Какие условия договора водопользования являются существенными?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Частями 1 и 2 ст. 12 ВК РФ устанавливается, что по договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 ВК РФ, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.
В силу ст. 13 ВК РФ договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 11 ВК РФ;
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Договор водопользования может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.
Помимо норм ВК РФ необходимо также обратиться к нормам ГК РФ, касающимся договора аренды.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Пунктом 3 ст. 607 ГК РФ устанавливается, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Иных существенных условий общими положениями о договоре аренды не предусматривается.
Таким образом, существенными условиями договора водопользования будут являться сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
В.В.Половинка
Минфин России
03.03.2010

Вопрос: Какие условия договора водопользования являются существенными?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Частями 1 и 2 ст. 12 ВК РФ устанавливается, что по договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 ВК РФ, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.
В силу ст. 13 ВК РФ договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 11 ВК РФ;
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Договор водопользования может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.
Помимо норм ВК РФ необходимо также обратиться к нормам ГК РФ, касающимся договора аренды.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Пунктом 3 ст. 607 ГК РФ устанавливается, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Иных существенных условий общими положениями о договоре аренды не предусматривается.
Таким образом, существенными условиями договора водопользования будут являться сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
В.В.Половинка
Минфин России
03.03.2010

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию
×
×