Обжалование в порядке надзора в гражданском процессе

Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) – 2) утратили силу. – Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Комментарии к ст. 391.1 ГПК РФ

1. Действующее гражданское процессуальное законодательство открывает широкие возможности по исправлению судебных ошибок. В настоящее время кассация является правовым институтом, обеспечивающим устранение допущенных судами ошибок в уже вступивших в законную силу постановлениях. Однако с точки зрения российского законодателя такой системы пересмотра судебных решений недостаточно, в связи с чем до сих пор в гражданском процессуальном праве сохраняется институт надзора. По мнению ученых, такой подход законодателя прежде всего обусловлен закреплением в Конституции РФ функции судебного надзора за Верховным Судом РФ . Отчасти такая ситуация обусловлена и тем, что ряд судебных постановлений в силу специфики построения системы судов общей юрисдикции не обжалуется в кассационном порядке. Таким образом, для исправления допущенных вышестоящими судами нарушений российским процессуальным законодательством предусмотрена исключительная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора, являющегося чрезвычайным, исключительным способом проверки законности судебных постановлений, имеющим узкий предмет проверки, ограниченный исключительно вопросами права .

См.: Миннегалиева Л.И. Возбуждение надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 3.

См., например: Зайцев И.М. Устранение ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1985. С. 125; Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права: очерки истории. М., 1971. С. 99; Поспелов Б.И. Спорные вопросы нового законодательного регулирования апелляционного производства в гражданском процессе // Юрист. 2011. N 6. С. 3; и другие.

2. Комментируемая статья открывает новую главу 41.1 ГПК РФ, введенную в действие с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”. Указанный Закон внес серьезные коррективы в институт надзора в гражданском процессе, принципиальное влияние на реформирование которого оказала судебная практика Европейского суда по правам человека.

В ряде решений Европейского суда по правам человека было признано, что надзорное судопроизводство России нельзя отнести к исключительным и эффективным средствам защиты права, поскольку окончательное и обязательное для исполнения судебное постановление допустимо пересматривать только при наличии действительно исключительных обстоятельств, в то время как на деле использованием действующей процедуры пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений может быть отменено любое судебное постановление на основании неопределенного круга нарушений материального или процессуального права .

См. подробнее: Предварительная Резолюция ResDH(2006)1 “О нарушении принципа правовой определенности процедурой пересмотра дел в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации – принятые общие меры и остающиеся вопросы в свете Постановлений Европейского суда по правам человека по делу Рябых (24 июля 2003 г.) и делу Волкова (5 апреля 2005 г.)”, принятая Комитетом Министров Совета Европы от 8 февраля 2006 г. на 955-й встрече Заместителей Министров; решения Европейского суда по правам человека от 6 мая 2004 г. по вопросу приемлемости жалобы N 33408/03 “Денисов (Denisov) против России”; от 5 ноября 2009 г. по вопросу приемлемости жалобы N 29612/09 “Мартынец (Martynets) против России”; Постановления Европейского суда по правам человека от 18 ноября 2004 г. по делу “Праведная (Pravednaya) против Российской Федерации” (жалоба N 69529/01), от 24 июля 2003 г. по делу “Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации” (жалоба N 52854/99) и др.

В рамках проводимой реформы институт надзора уже претерпел значительные изменения. Сущность производства в суде надзорной инстанции по новому законодательству коренным образом отличается от надзорного производства, существовавшего в советском гражданском судопроизводстве. В советском государстве надзорное производство связывалось с деятельностью соответствующих должностных лиц судебно-прокурорских органов по изучению надзорной жалобы или других документов, послуживших поводом к возбуждению надзорного производства, истребованию дела для проверки фактов, изложенных в надзорной жалобе или ином документе, принесению протестов в порядке надзора .

См.: Кац Ю.С. Возбуждение производства в порядке надзора по гражданским делам. М., 1965. С. 11.

Согласно ныне действующему гражданскому процессуальному законодательству сущность надзорного производства в гражданском процессе заключается в проверке судьей надзорной инстанции приемлемости надзорной жалобы (представления прокурора) и законности обжалуемых судебных постановлений, а затем выявлении судом надзорной инстанции оснований к отмене (изменению) обжалуемых судебных постановлений при рассмотрении дела с целью соблюдения законности, защиты нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц . В результате реформирования института надзора в настоящее время резко сокращено количество надзорных инстанций, и теперь единственной является Президиум Верховного Суда РФ, полномочиям которого посвящены нормы комментируемой главы.

См.: Алексеевская Е.И. Теоретические и практические проблемы производства в суде надзорной инстанции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15 – 16.

3. В нормах комментируемой статьи законодатель традиционно определяет объекты надзорного обжалования (ч. ч. 1, 2), круг субъектов надзорного обжалования (ч. ч. 1, 3), а также судебный орган, уполномоченный на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – Президиум Верховного Суда РФ.

Прежде всего, в ч. 1 комментируемой статьи определен круг лиц, наделенных правом обжалования судебных постановлений в порядке надзора. Как и в других видах производств по пересмотру судебных актов, право на обжалование судебных постановлений в порядке надзора предоставлено как лицам, участвующим в деле, так и иным лицам, которые к участию в деле при рассмотрении его судами первой, апелляционной, кассационной инстанций привлечены не были, но при этом вынесенными указанными судебными инстанциями судебными постановлениями нарушены их права, свободы и законные интересы. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела”, лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушены судебным актом, при обжаловании этих судебных актов пользуются правами и исполняют обязанности лиц, участвующих в деле. Следует обратить внимание, что, в отличие от права апелляционного обжалования, которым наделены лица, не привлеченные к участию в деле, но вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, правом надзорного обжалования, так же как и кассационного обжалования, обладают иные лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями.

Читайте также:
Замена гражданского паспорта в 45 лет

Как следует из положений комментируемой части, процессуальной формой обращения в суд надзорной инстанции для лиц, участвующих в деле, и иных лиц, права, свободы и законные интересы которых нарушены обжалуемыми судебными постановлениями, является надзорная жалоба, содержанию и порядку подачи которой посвящены отдельные нормы комментируемой главы.

4. В нормах ч. 1 комментируемой статьи содержится принципиальное положение о законодательно предоставленной возможности обжалования в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Как отмечает Конституционный Суд РФ , объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела. Положения комментируемой нормы в части объекта обжалования находят свою конкретизацию в нормах ч. 2 комментируемой статьи, в которую законодатель включил перечень судебных актов, подлежащих пересмотру в порядке надзора. При этом, если для пересмотра отдельных судебных актов, перечисленных в комментируемой части статьи, не установлено никаких ограничений, то обжалование в порядке надзора некоторых из них поставлено в зависимость от обжалования этого судебного акта в апелляционном или кассационном порядке. Такой подход законодателя отражает общее правило последовательной проверки судебных постановлений в судах: пересмотр решения судом надзорной инстанции до его рассмотрения в суде нижестоящей инстанции исключен. Закрепленный в комментируемой норме порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку обеспечивает исключительность стадии пересмотра в порядке надзора. Сохранившаяся до настоящего времени строгая последовательность обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений в суде надзорной инстанции послужила причиной для введения в теорию гражданского процессуального права понятия “подсудность надзорной жалобы” . Федеральный законодатель в комментируемой норме устанавливает правила инстанционной подсудности гражданских дел Президиуму Верховного Суда РФ. Комментируемая норма направлена на реализацию положений ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, закрепляющих право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом . В случае если надзорная жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных комментируемой нормой, то они подлежат возвращению судьей без рассмотрения по существу (см. комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 391.4 ГПК РФ).

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 608-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рыжкова Сергея Борисовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 148, 195, 196, 198, 199 и главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.

См.: Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессе // Законодательство. 2003. N 10. С. 54.

См. подробнее: Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2611-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Березова Валерия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.

5. Анализ положений ч. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что из сферы надзорного производства выпадают судебные акты мировых судей, районных судов, президиумов областных и равных им судов в силу того, что законодатель не предусматривает обжалования вынесенных перечисленными судами судебных актов в порядке надзора. Как указал Конституционный Суд РФ , такая дифференциация связана со спецификой дел, которые закон относит к подсудности мировых судей, отвечает целям обеспечения соразмерности защищаемых прав и процессуальных издержек и не может рассматриваться как недопустимая и нарушающая конституционное требование о равенстве всех перед законом и судом; пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 898-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сердюковой Веры Трофимовны на нарушение ее конституционных прав ст. 377, 381 и 391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.

Такой подход законодателя позволил ученым сделать вывод, что надзорное производство для целого ряда судебных постановлений представляет собой неравнозначную замену кассационного производства, поскольку основания для отмены в кассационном и надзорном порядке существенно отличаются . Следует отметить, что еще в дореформенный период в 2007 году Конституционным Судом РФ положения гражданского процессуального законодательства в части, не допускающей обращение с надзорной жалобой (представлением) на вступившие в законную силу судебные постановления мировых судей и судов апелляционной инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, были признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования гражданского судопроизводства сужение возможностей надзорного обжалования указанных судебных постановлений связано с особенностями гражданских дел, отнесенных к подсудности мировых судей, и наличием апелляционных процедур проверки выносимых ими решений. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что не исключается в целях единства обеспечения судебной практики и законности пересмотр судебных постановлений по делам, подсудным мировому судье, Президиумом Верховного Суда РФ .

См.: Борисова Е.А. Проверка судебных постановлений в гражданском процессе: изменения в ГПК РФ // Закон. 2009. N 12; Жуйков В.М. О некоторых проблемах проверки судебных постановлений по гражданским делам // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 6 – 9.

Читайте также:
Сроки доверенности в гражданском праве

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2007 г. N 475-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кулика Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями части третьей статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 части второй статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.

Однако, несмотря на изложенную позицию Конституционного Суда РФ, в теории и практике возникают закономерные вопросы о том, каково соотношение кассационного и надзорного пересмотров, дополняют ли они друг друга в соответствии с правилом последовательного обжалования либо взаимоисключают. Как отмечает В.В. Ярков, складывается впечатление о создании двух практически не пересекающихся подсистем надзора: одна в отношении решений мировых судей и районных судей под названием “кассация” и вторая – в отношении судебных актов судов начиная с областного уровня с сохранением терминологии надзорного производства .

См.: Ярков В.В. Новеллы ГПК РФ: “Новое вино в старые меха” // Юридическая газета. 2011. N 1 – 2. С. 2.

Следует отметить, что помимо судебных решений, вступивших в законную силу, и последующих определений (постановлений) судов второй, кассационной инстанций объектом надзорного обжалования могут быть вынесенные по первой инстанции определения Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу. Другие определения судов первой инстанции в соответствии с ныне действующим гражданским процессуальным законодательством не рассматриваются в порядке надзора.

Особенностью объекта обжалования в порядке надзора является то, что проверке могут подлежать как одно, так и несколько судебных постановлений. Пересмотру может подлежать одновременно и дополнительное решение по делу. В надзорной жалобе указывается на каждое решение, определение, которое обжалуется, а суд вправе оставить без изменения одно из них и отменить другие.

6. Положения ч. 3 комментируемой статьи дополняют круг субъектов, наделенных правом обращения в суд надзорной инстанции с целью пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Учитывая уровень судебного органа, уполномоченного на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, законодатель наделил полномочием на обращение в Президиум Верховного Суда РФ высшее должностное лицо органов прокуратуры – Генерального прокурора РФ или его заместителей. Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Обеспечению законности в сфере экономики, социальной сфере, защите прав граждан, публичных интересов в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском процессе. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства законодатель в комментируемой норме предоставил возможность обращения высших должностных лиц органов прокуратуры в суд надзорной инстанции с надзорным представлением, которое по своему содержанию, как это следует из положений ст. 391.3 ГПК РФ (см. комментарий к ст. 391.3), во многом идентично надзорной жалобе.

Однако для реализации права на обращение в суд надзорной инстанции с представлением недостаточно только волеизъявления указанных должностных лиц органов прокуратуры. Как следует из положений комментируемой части, реализация такого права обусловлена участием должностных лиц органов прокуратуры в рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций. Хотя действующее законодательство, так же как и судебная практика, не содержит конкретных разъяснений по реализации права должностных лиц органов прокуратуры на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, представляется возможным при решении вопроса о правомочности лица, обращающегося в суд надзорной инстанции, исходить из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 5 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29. Согласно указанным разъяснениям под участием прокурора в рассмотрении дела следует понимать не только его участие в качестве так называемого “процессуального истца”, но и его участие в процессе для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством, а также в случае, если прокурор не был привлечен судами первой и апелляционной инстанций к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу федерального закона.

Как обжаловать решение суда?

Судебный процесс состоит из нескольких этапов. Четыре из них — стадии пересмотра решения (апелляция, первая и вторая кассации, надзор). Причем лишь в некоторых случаях на апелляции дело может пересматриваться по существу, а на последующих проверяют только законность принятого решения. В каждую из инстанций подается жалоба в определенные сроки.

Прохлопали ушами и пропустили срок — упустили возможность обжаловать решение. Также закон предъявляет ряд требований к содержанию и списку документов, которые нужно приложить к жалобе. Без знания всех вышеперечисленных нюансов ваше обращение просто не будет рассмотрено судом.

Любой судебный процесс требует знания его тонкостей. Профессиональные юристы знают, что недостаточно просто прочесть закон, чтобы понять, как действовать. Если вы хотите, чтобы ваши требования в суде были удовлетворены, лучше сразу обратиться к опытному специалисту. Особенно это касается обжалования приговоров.

Обжалование решений судов общей юрисдикции

Любое решение любого суда (за исключением тех, что приняты высшей инстанцией) можно обжаловать: по гражданскому, административному, уголовному делу или экономическим спорам. С последними, если вы предприниматель, нужно идти в арбитражный суд. В зависимости от конкретной инстанции, различается срок подачи и порядок обжалования.

Как подать апелляционную жалобу

Первый этап судебного процесса — рассмотрение дела в суде первой инстанции. Это могут быть как мировые суды, так и районные, суды уровня субъекта и даже Верховный Суд (его Судебные коллегии по гражданским, уголовным, административным делам, Апелляционная коллегия, Президиум), в зависимости от характера спора. Подавляющее большинство гражданских, уголовных и административных дел начинаются в мировых и районных судах.

С момента, как судья в первой инстанции принял решение, оно еще не имеет законной силы, пока не пройдет срок для его обжалования. Только после этого оно начинает действовать, и обжаловать его в апелляционной инстанции будет нельзя. Это ее главная особенность: пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

Сначала их рассматривают в неполной апелляции — то есть проверяют на предмет того, не допустил ли суд первой инстанции ошибку при рассмотрении дела и вынесении решения. Если этот факт установлен, судья переходит к полной апелляции — пересмотру дела по правилам первой инстанции. Это то, к чему стремится каждый податель апелляционной жалобы.

Читайте также:
Электронный документ как доказательство в гражданском судопроизводстве

Самое главное — знать сроки, в которые можно подать такую жалобу по разным видам дел. Статья 321 Гражданского процессуального кодекса говорит, что обжаловать судебный акт можно в течение месяца с момента, как он был вынесен. То же правило установлено и статьей 298 Кодекса административного судопроизводства, а также статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса.

Из их ряда выбивается статья 389.4 Уголовного процессуального кодекса, в которой установлен десятидневный срок обжалования для всех, кроме лиц, находящихся под стражей: они могут сделать это исключительно в день вынесения приговора.

Но любой срок может быть восстановлен, если был пропущен по уважительной (с точки зрения суда) причине. Решение того, насколько уважительной была причина пропуска, принимается на усмотрение судьи. Примером такой причины является, например, допущение ошибки в определении срока в судебном акте, поскольку здесь нет вашей вины.

Итак, срок для апелляционного обжалования решения не истек: как подготовить саму жалобу? Требования процессуальных кодексов к форме этого документа единообразны — согласно статьям 322 ГПК, 260 АПК, 389.6 УПК и 299 КАС, жалоба должна содержать:

  • наименование суда апелляционной инстанции;
  • данные о подателе жалобы, его место нахождения или место проживания, а УПК требует также указывать его процессуальное положение;
  • данные обжалуемого решения (реквизиты), а АПК и УПК требуют также указывать сведения о суде, вынесшем его;
  • ваши требования и основания, по которым вы считаете, что вынесенное судом решение некорректно — АПК требует делать ссылки на нормативные правовые акты, а по правилам УПК нужно указать одно из оснований, перечисленных в его статье 389.15;
  • перечень документов-приложений.

Апелляционную жалобу не подают напрямую в суд одноименной инстанции. Это делают через судебный орган, принявший решение, которое вы собрались обжаловать: через мировой в районный суд и через арбитражный суд субъекта в апелляционный арбитражный суд. Это самый простой случай.

Если по первой инстанции решение вынесено районным судом, то оспаривать его нужно в судебной коллегии по гражданским, уголовным или административным делам суда уровня субъекта (краевого, областного и т.д.).

А если по первой инстанции дело рассматривалось одной из указанных коллегий, то судебный акт можно обжаловать только в соответствующей коллегии уже Верховного Суда РФ. Если же вдруг ваше дело в качестве суда первой инстанции рассматривала одна из коллегий ВС РФ, то апелляционное обжалование будет происходить в Апелляционной коллегии ВС РФ.

Несколько иначе дела обстоят в системе арбитражных судов (отдельной от судов общей юрисдикции), над которой также обособленно стоит ВС РФ. Учтите — если ваше дело по первой инстанции рассматривалось в окружном арбитражном суде, то обжаловать в апелляции судебное решение не получится, так как оно сразу вступит в законную силу. Но обжаловать его можно все равно — правда, уже в кассационной инстанции.

Если вы собираетесь обжаловать решение суда по гражданскому, арбитражному или административному делу, обязательно приложите к жалобе квитанцию об уплате государственной пошлины (если таковая требуется в вашем конкретном случае). Потребуется доверенность, если жалоба подается доверенным лицом. АПК РФ требует прикладывать копию оспариваемого решения. С апелляционной жалобы и приложений к ней должны быть сняты копии и направлены прочим лицам, участвующим в деле.

Особые указания имеет по отношению к апелляционной жалобе УПК РФ. Если вы хотите, чтобы доказательства, представленные при рассмотрении в суде первой инстанции, были исследованы в апелляции, об этом обязательно нужно заявить в тексте жалобы. Приведите также перечень лиц, которых, по вашему мнению, нужно вызвать на заседание: свидетелей, экспертов и т.д. Если вы были осуждены и хотите участвовать в апелляционном процессе, обязательно укажите это в жалобе.

Как подать кассационную жалобу

Следующий за апелляцией этап — кассация. Их две, они последовательны — первая и вторая. Это обжалование вступившего в законную силу судебного акта. Здесь дело по существу уже не рассматривается, а производится проверка законности принятого решения. Поводом для его отмены в кассации служит, например, неправильное применение судьей норм материального и процессуального права.

Такие решения нужно обжаловать напрямую в суде кассационной инстанции. То, в какой суд вам предстоит направить жалобу, будет зависеть от суда, который рассматривал дело в качестве первой инстанции:

  • мировой или районный суд — первая кассация в Президиум суда уровня субъекта, вторая в Судебную коллегию по гражданским, уголовным или административным делам ВС РФ;
  • судебная коллегия по гражданским, уголовным либо административным делам суда уровня субъекта или ВС РФ — оспорить в кассации нельзя (как и в апелляции), нужно сразу идти в надзорную инстанцию.

Сроки кассационного обжалования составляют 2 месяца с момента, как обжалуемое решение вступило в законную силу, и полгода по гражданским и административным делам. Сроки подачи кассационной жалобы не ограничены для осужденных, но ограничены годом для тех, кто требует ухудшения положения осужденного или оправданного.

То, что от вас требуется указать в кассационной жалобе, будет мало чем отличаться от того, что вы писали в апелляционной жалобе. Только теперь вам нужно указать, какой суд рассматривал дело в апелляции, первой кассации (если имело место), и какие решения были приняты (понадобятся их копии). В остальном, требования те же: направление копий жалобы и приложений по числу лиц, участвующих в деле, список приложений и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Пересмотром всех решений в порядке надзора занимается ВС РФ. Этот процесс предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений, принятых второй кассацией или апелляцией самого ВС. На этом этапе происходит формальная проверка законности: не нарушил ли суд при вынесении решения нормы Конституции РФ, например? Перескочить нельзя: только пройдя все описанные нами выше этапы, можно дойти до надзора.

Куда подавать надзорную жалобу? Казалось бы, понятно: в ВС РФ. Но он имеет сложную структуру, каждое звено которой рассматривает те или иные дела, как мы уже заметили. Правда, в отличие от предыдущих случаев, здесь все гораздо проще: если вы хотите оспорить решение по гражданскому, уголовному или административному делу, то надзорная жалоба всегда подается в Президиум ВС РФ. Правило работает так же, если вы являетесь участником экономического спора. Подавать жалобу нужно непосредственно в Президиум.

Читайте также:
Как найти гражданское дело по номеру

В какие сроки можно оспорить решение в порядке надзора? Статья 391.2 ГПК, статья 308.1 АПК и статья 333 КАС говорят, что это можно сделать в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Учтите — если вы являетесь осужденным, сроки надзорного обжалования для вас не ограничены. А вот если вы хотите обжаловать приговор в отношении другого лица в сторону ужесточения его положения, сделать это можно только в течение года.

Содержание надзорной жалобы аналогично содержанию апелляционной и кассационной жалобы. Вы также должны перечислить все пройденные вами ступени обжалования и указать принятые ими решения. К жалобе по уголовному, гражданскому или административному делу нужно приложить оригиналы указанных актов (потом их вам вернут).

Надзорная жалоба по экономическому спору может быть направлена в электронном виде на сайте ВС РФ через личный кабинет Госуслуг: на портале ВС кликните на кнопку регистрация, и откроется окно, в которое нужно ввести данные с Единого портала госуслуг.

Под обжалованием решения суда подразумеваются процессы сразу в нескольких судебных инстанциях: апелляционной, кассационной (первой, второй) и надзорной. Они последовательны — нельзя перескочить через одну, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Один из ключевых моментов — соблюдение сроков обжалования. Они единообразны для гражданских, административных дел и экономических споров, а в отношении уголовных дел действуют специальные правила.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Новосибирской области

Прокурор разъясняет

  • 3 декабря 2020, 11:01

Правом апелляционного обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции обладают истец, ответчик, третье лицо, законные представители сторон, прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, лицо, не являющееся стороной по делу, чьи права и обязанности были затронуты решением суда (ч.ч. 2, 3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Подать апелляционную жалобу (представление) следует до момента вступления в законную силу решения суда. Общий процессуальный срок составляет один месяц со дня принятия решения в окончательной форме. При вынесении заочного решения срок начинает исчисляться по истечении семи дней со дня вручения копии этого решения не явившемуся в судебное заседание ответчику. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, т.е. без вызова сторон, оно вступает в законную силу через пятнадцать дней.

Апелляционная жалоба (представление) рассматривается районным судом – на решения мировых судей; верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа – на решения районных судов; апелляционным судом общей юрисдикции – на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации – на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.

Кассационная жалоба подается на вступившие в силу судебные постановления лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Правом принесения кассационного представления обладает Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.

Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции (первая стадия) и в Верховный Суд Российской Федерации (вторая стадия).

Кассационную жалобу (представление) следует подавать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Трехмесячный срок распространяется как на первую стадию кассационного обжалования, так и на вторую. Пропущенный срок возможно восстановить только в случае предоставления доказательств уважительности его пропуска.

Кассационная жалоба (представление) на первой стадии подается на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции – в кассационный суд общей юрисдикции.

На второй стадии кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерациина те же судебные постановления, если кассационная жалоба (представление) были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции; и на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов.

Частью 1 ст. 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, которыми являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Последние два основания являются причиной отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Полномочия надзорной инстанции принадлежат только Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, а также определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорную жалобу в течение трех месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу могут податьлица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Надзорное представление могут принести только Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Читайте также:
Календарный месяц по гражданскому кодексу

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушаетправа и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;единообразие в толковании и применении судами норм права.

Отдел по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

1 Изображения

Прокуратура
Новосибирской области

Прокуратура Новосибирской области

3 декабря 2020, 11:01

Основания, порядок и сроки обжалования решений суда по гражданским делам

Правом апелляционного обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции обладают истец, ответчик, третье лицо, законные представители сторон, прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, лицо, не являющееся стороной по делу, чьи права и обязанности были затронуты решением суда (ч.ч. 2, 3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Подать апелляционную жалобу (представление) следует до момента вступления в законную силу решения суда. Общий процессуальный срок составляет один месяц со дня принятия решения в окончательной форме. При вынесении заочного решения срок начинает исчисляться по истечении семи дней со дня вручения копии этого решения не явившемуся в судебное заседание ответчику. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, т.е. без вызова сторон, оно вступает в законную силу через пятнадцать дней.

Апелляционная жалоба (представление) рассматривается районным судом – на решения мировых судей; верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа – на решения районных судов; апелляционным судом общей юрисдикции – на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации – на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.

Кассационная жалоба подается на вступившие в силу судебные постановления лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Правом принесения кассационного представления обладает Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.

Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции (первая стадия) и в Верховный Суд Российской Федерации (вторая стадия).

Кассационную жалобу (представление) следует подавать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Трехмесячный срок распространяется как на первую стадию кассационного обжалования, так и на вторую. Пропущенный срок возможно восстановить только в случае предоставления доказательств уважительности его пропуска.

Кассационная жалоба (представление) на первой стадии подается на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции – в кассационный суд общей юрисдикции.

На второй стадии кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерациина те же судебные постановления, если кассационная жалоба (представление) были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции; и на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов.

Частью 1 ст. 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, которыми являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Последние два основания являются причиной отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Полномочия надзорной инстанции принадлежат только Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, а также определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорную жалобу в течение трех месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу могут податьлица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Надзорное представление могут принести только Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушаетправа и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;единообразие в толковании и применении судами норм права.

Подача надзорной жалобы в верховный суд РФ

Составление надзорной жалобы — одна из наисложнейших процедур, требующих безукоризненного знания и правильного толкования законодательных норм. Важность предельно внимательного отношения к этому документу обусловлена в том числе и тем, что решения, принимаемые судом по результатам рассмотрения жалобы, вступают в силу в момент их оглашения и впоследствии не могут быть опротестованы.

Использование готовых образцов и различных руководств, отвечающих на вопрос о том, как следует писать надзорную жалобу, опубликованных в свободном доступе, почти наверняка приведет к нежелательным последствиям, возможности исправить которые уже не будет. Специалисты портала Правовед.ru готовы оказать услугу по составлению жалобы непосредственно в режиме онлайн с гарантией соблюдения всех процессуальных требований.

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

Читайте также:
Непреодолимая сила в гражданском праве

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Составление надзорной жалобы — одна из наисложнейших процедур, требующих безукоризненного знания и правильного толкования законодательных норм. Важность предельно внимательного отношения к этому документу обусловлена в том числе и тем, что решения, принимаемые судом по результатам рассмотрения жалобы, вступают в силу в момент их оглашения и впоследствии не могут быть опротестованы.

Использование готовых образцов и различных руководств, отвечающих на вопрос о том, как следует писать надзорную жалобу, опубликованных в свободном доступе, почти наверняка приведет к нежелательным последствиям, возможности исправить которые уже не будет. Специалисты портала Правовед.ru готовы оказать услугу по составлению жалобы непосредственно в режиме онлайн с гарантией соблюдения всех процессуальных требований.

Надзорная жалоба: понятие и основания для подачи

Надзор – исключительная, то есть последняя, стадия судопроизводства, призванная проверять законность судебных решений, уже вступивших в законную силу и прошедших проверку во всех предыдущих судебных инстанциях (апелляционной и кассационной).

Полномочиями по рассмотрению надзорных жалоб наделен только Президиум Верховного Суда РФ, причем, это касается всех видов разбирательств – арбитражного, гражданского и уголовного.

Таким образом, основаниями для обжалования судебных решений в порядке надзора являются допущенные при их вынесении существенные нарушения прав и интересов участников процессов, не устраненные на предшествующих этапах опротестования.

Иными словами, подавать надзорную жалобу следует в том случае, если обращение в суды апелляционной и кассационной инстанций не привели к ожидаемому результату.

В какие сроки подается надзорная жалоба

Статьи 319.2 ГПК РФ и 308.1 АПК РФ допускают подачу надзорной жалобы в течение 3 месяцев, начиная от даты вступления в силу опротестовываемого решения по гражданским и арбитражным делам соответственно. В уголовном процессе сроки обжалования в порядке надзора не ограничены.

Пропущенный срок может быть восстановлен судом при условии признания причин опоздания уважительными. При этом, в арбитражном процессе установлен ограниченный период в течение которого это возможно – не позднее полугода с момента вступления в силу обжалуемого решения.

Как составить надзорную жалобу

Гражданский, Арбитражный и Уголовный процессуальные кодексы содержат, в целом, идентичные требования к содержанию надзорной жалобы. Так, в документе обязательно должны присутствовать:

  • наименование суда надзорной инстанции (Президиум ВС РФ);
  • полные данные заявителя, контактная информация и сведения о его процессуальном положении;
  • данные о других участниках разбирательства с указанием места их расположения (проживания);
  • перечисление всех пройденных ранее судебных инстанций и содержание принятых ими решений;
  • основания для подачи надзорной жалобы и подтверждающие их доводы;
  • суть требований к суду.

К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные копии судебных решений всех предыдущих инстанций.

Кроме того, обжалование решений по гражданским и арбитражным делам, в отличие от уголовных, облагается госпошлиной. Поэтому при внесении жалобы необходимо представить квитанцию об ее уплате либо документы, дающие право на льготу.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от обязанности по оплате госпошлины, в том числе при обращении в ВС РФ, освобождены инвалиды 1 и 2 групп, истцы по делам о взыскании заработной платы или вреда, причиненного преступлением и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ. Сделать это можно как непосредственно через судебную канцелярию, так и по почте. Второй вариант предпочтителен для жителей регионов страны, не имеющих возможности лично приехать в столицу.

Датой подачи жалобы считается день направления ее по почте, согласно штампу почтового отделения. Таким образом, даже если документы поступят в суд позднее срока, отведенного на обжалование, при надлежащей дате отправления жалоба будет принята как внесенная своевременно.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 г. N 2 г. Москва “О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации” были внесены существенные изменения в главу 41 ГПК РФ, регулирующую производство в суде надзорной инстанции.

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении данного Закона, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с частью 2 статьи 376 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 статьи 376 ГПК РФ, были исчерпаны иные установленные данным Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Исходя из названной нормы, а также статей 3791, 382 и пункта 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) этот срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах надзорной инстанции и подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца, В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 3 статьи 107, статья 108 ГПК РФ).

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (пункт 3 части 1 статьи 3791 ГПК РФ).

Читайте также:
Претензионный порядок урегулирования споров в гражданском процессе

Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

2. В соответствии с частью 4 статьи 112 ГПК РФ заявление лиц, названных в части 1 статьи 376 ГПК РФ, о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 376 и частью 2 статьи 389 ГПК РФ, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и (или) сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы.

В определении о восстановлении или об отказе в восстановлении срока на обжалование судье следует подробно изложить мотивы принятого решения. При этом надлежит иметь в виду, что заявление о восстановлении срока на обжалование может быть удовлетворено при условии возникновения указанных обстоятельств в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. Обстоятельства, связанные с пропуском срока на подачу жалобы в порядке надзора, возникшие за пределами годичного срока, не имеют правового значения и не подлежат проверке.

3. Судам необходимо учитывать, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу (часть 2 статьи 376, статья 377 ГПК РФ).

Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 3791 ГПК РФ, как поданные с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ГПК РФ.

4. В соответствии с частью 1 статьи 381 ГПК РФ судьи, названные в статье 3801 ГПК РФ, изучают надзорную жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. При этом истребование дела оформляется запросом судьи, рассматривающего надзорную жалобу или представление, и подлежит незамедлительному исполнению.

Приостановление исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции допустимо только при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (часть 1 статьи 381 ГПК РФ).

Вопросы об истребовании дела и о приостановлении исполнения судебного постановления могут разрешаться судьей как одновременно, так и в разное время в зависимости от момента поступления просьбы о приостановлении исполнения обжалуемого в порядке надзора судебного постановления. По своей инициативе судья не вправе приостанавливать исполнение судебного постановления.

5. Судам следует иметь в виду, что приобщенные к надзорной жалобе документы, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции, а в определенных случаях и судом второй инстанции, не могут учитываться при принятии решения по надзорной жалобе.

6. Обратить внимание судов на то, что статья 387 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) значительно сократила число оснований для отмены судебных постановлений в порядке надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

По смыслу статьи 387 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права из числа указанных в статьях 363 и 364 ГПК РФ.

Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.

7. В соответствии с частью 11 статьи 390 ГПК РФ суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции, независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу.

8. Исходя из того, что Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность апелляционного или кассационного обжалования судебного приказа, он может быть обжалован должником в суд надзорной инстанции в пределах срока, указанного в части 2 статьи 376 ГПК РФ.

Читайте также:
Досудебная экспертиза в гражданском процессе

9. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу пункты 23, 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

Энциклопедия решений. Печать юридического лица. Штампы и фирменные бланки

Печать юридического лица. Штампы и фирменные бланки

Одним из средств индивидуализации юридического лица может стать печать.

Ранее общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество должны были иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование этих обществ на русском языке и указание на их место нахождения.

Внимание

С 6 апреля 2015 года отменена обязанность хозяйственных обществ (ООО и АО) иметь печать, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ”).

Теперь ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон об ООО), п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО)).

Как разъяснил Минфин России, в случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в связи с налоговой проверкой (см. письмо от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).

Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами. Так, например, обязанность использовать печать установлена для юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность (абз. шестнадцатый ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

В настоящее время некоторые подзаконные правовые акты по-прежнему предусматривают обязательное использование печати организации, например, для документов эмитентов (п.п. 1.6, 1.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П).

Во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати.

Требования об использовании печати содержатся также в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 “О трудовых книжках”. Однако проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку, а также в иных предусмотренных случаях осуществляется при наличии печати. Если в организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек (разъяснение, утв. приказом Минтруда России от 31.10.2016 N 589н).

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (абз. второй п. 5 ст. 2 Закона об ООО, абз. второй п. 7 ст. 2 Закона об АО).

Форма и содержание печати в случае её наличия у общества законодательно не регламентированы.

Исходя из действовавших ранее требований, а также сложившейся практики печать юридического лица может содержать:

– полное фирменное наименование юридического лица на русском языке. Полное фирменное наименование должно включать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ);

– место нахождения юридического лица;

– фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

– иную информацию и надписи (например, ОГРН, КПП, надписи “Для документов, “Для договоров” и т.п.).

На печати могут присутствовать различные изображения, например логотип организации. Однако при использовании таких изображений необходимо учитывать, что размещаемое на печати обозначение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п.), которому предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).

Если исключительные права на это обозначение принадлежат другому лицу, для его правомерного использования организации необходимо получить согласие правообладателя.

Внимание

Не допускается произвольное использование на печатях организаций изображения государственного герба Российской Федерации. Организациям может быть предоставлено такое право лишь в случае наделения их отдельными государственно-властными полномочиями (абз. второй ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации”).

Законодательство не содержит правил относительно размера, шрифтов текста на печати организации. Цвет чернил для оттиска печати также не регламентирован, но по сложившейся практике обычно используются синие и фиолетовые чернила.

Количество печатей, которыми может располагать общество, законодательством не ограничено. Организация вправе иметь и использовать несколько печатей, в том числе для различных целей.

Наличие нескольких печатей в организации с разграничением сферы их использования, например, “Для договоров”, “Отдел кадров” и др. рекомендуется для дополнительной защиты финансовых документов организации и контролем за документооборотом в целом.

В некоторых случаях печати и штампы организации должны соответствовать определённым критериям. Например, по мнению Федеральной службы по труду и занятости, использование штампа с наименованием организации при ведении трудовой книжки не является нарушением, если на нем указаны полное и сокращенное (при его наличии) наименования организации и штамп будет приравнен к записи в трудовой книжке (см. письмо от 19.08.2015 N 1922-6-1).

Печати организации не подлежат государственной регистрации.

Помимо печати ООО и АО могут иметь штампы и бланки со своим наименованием (п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).

Если в уставе ООО или АО не указано иное, утверждение печати, бланков и иной фирменной символики относится к обычной организационной работе единоличного исполнительного органа. Директор может издать приказ об утверждении образца (описания) печати до её изготовления, либо после – с использованием готового эскиза оттиска печати.

При наличии комплексной системы средств индивидуализации в организации: несколько печатей, штампов, фирменного бланка, целесообразно издать специальный локальный акт, регламентирующий порядок их использования и утверждения их оттисков. Данный акт может быть утверждён единоличным исполнительным органом, если иное не предусмотрено уставом организации.

Рекомендуется хранить печати организации с соблюдением определённых правил безопасности, например, в сейфе. Целесообразно также издать локальный акт о назначении ответственных за хранение печатей организации лиц. В организации может вестись специальный журнал учета печатей.

Читайте также:
Правила исчисления сроков в гражданском праве

При изменении данных, указанных на печати (например, наименования, местонахождения юридического лица), необходимо изготовить новую печать и уничтожить старые. Также уничтожаются пришедшие в негодность печати и штампы организации, о чём уполномоченные в организации лица должны составить специальный акт.

Обязательность применения круглой печати

Обязательность применения круглой печати юридическими лицами отменена. Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ с соответствующими поправками вступил в силу 7 апреля этого года. Подобная лояльность в отношении обязательного использования печати связана с тем, что в эпоху развитых технологий присутствие оттиска печати на документе не свидетельствует о ее стопроцентной достоверности. Кроме того, на фоне внедрения электронной подписи печать становится неактуальной.

Внесенные поправки предлагают на выбор: либо использоваться круглую печать, либо заменить ее другим современным способом идентификации.

Если компания приняла решение пользоваться печатью, то это решение нужно зафиксировать в уставе.

Документы, на которые требуется печать

Итак, согласно Федеральному закону от 06.04.2015 № 82-ФЗ, печать проставляют на документах в том случае, если она имеется у организации:

  • на копиях извещения об уплате авансового платежа акциза; на копиях извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции (ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ);
  • на обеих частях складского свидетельства;
  • на решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
  • на сертификате эмиссионной ценной бумаги;
  • на решении о выпуске российских депозитарных расписок;
  • на копиях учредительных документов юрлица, необходимых для госрегистрации;
  • на выписке по счету депо;
  • на закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства;
  • на документах, представляемых претендентами на покупку государственного и муниципального имущества;
  • на акте о несчастном случае на производстве;
  • на доверенности представителю в арбитражном суде;
  • на доверенности представителю в суде;
  • на доверенности представителю в исполнительном производстве;
  • на журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора);
  • на доверенности от имени организации при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа;
  • на копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, которая подается вместе с заявлением о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • на отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах и о совершенных таможенных операциях, представляемой на бумажном носителе;
  • на выписках из системы учета товаров на бумажном носителе лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
  • на доверенности для участия в открытом конкурсе;
  • на заявке на участие в открытом конкурсе;
  • на доверенности на получение аккредитации участника электронного аукциона;
  • на доверенности, выданной физическому лицу на осуществление от имени участника действий по участию в электронных аукционах;
  • на доверенности на осуществление действий от имени участника закрытого аукциона;
  • на заявке на участие в закрытом аукционе.

В настоящий момент на Едином портале правовой информации проходит антикоррупционную экспертизу проект приказа ФСС России с изменениями в приложение № 2 к приказу ФСС России от 26.02.2015 № 59, которым утверждена форма расчета по взносам 4-ФСС.

Речь о законопроекте «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» ».

Сейчас установлено, что в расчете 4-ФСС в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю» при заполнении поля «Ф.И.О. (последнее при наличии) руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, представителя плательщика страховых взносов (страхователя)» ставят печать организации.

Согласно проекту документа, форма расчета будет приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ. А именно: требование о проставлении печати в указанном поле исключается. Вместе с тем добавлено условие проставления печати при ее наличии.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ в отдельные законодательные акты в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ

Подпункт 5 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Копии извещения об уплате авансового платежа акциза; копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции должны быть заверены подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью.

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Акционерное общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Абзац 9 пункта 1 статьи 913 части второй Гражданского кодекса РФ

Обе части двойного складского свидетельства должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада (при наличии печатей).

Абзац 14 пункта 1 статьи 17 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента (при наличии печати).

Абзац 11 части 4 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, а в случае выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг – подпись руководителя или уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, печать эмитента (при наличии печати).

Пункт 10 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Решение о выпуске российских депозитарных расписок должно быть подписано лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента российских депозитарных расписок, и заверено печатью эмитента российских депозитарных расписок (при наличии печати).

Абзац 5, 6 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Читайте также:
Двойная реституция в гражданском праве

На нотариально удостоверенных копиях учредительных документов юрлица, необходимых для госрегистрации, ставят печать юрлица (при наличии печати).

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Абзац 5 пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 16.07.1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Выписка по счету депо заверяется подписью уполномоченного лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа депозитария, и печатью депозитария, указанного в закладной (при наличии печати).

Пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 16.07.1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Закладная об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства должна быть удостоверена подписью владельца закладной и заверена его печатью (при наличии печати), если владельцем закладной является юридическое лицо.

Абзац 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии печати) и подписанное его руководителем письмо).

Абзац 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Документы, представляемые претендентами на покупку госимущества, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

Абзац 5 статьи 230 Трудового кодекса РФ

После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).

Пункт 5 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Доверенность от имени организации представителю в арбитражном суде должна быть подписана ее руководителем и скреплена печатью организации (при наличии печати).

Пункт 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ

Доверенность от имени организации выдается представителю в суде за подписью руководителя, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

Пункт 2 статьи 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Доверенность, выдаваемая от имени организации представителю в исполнительном производстве, должна быть подписана руководителем и скреплена печатью организации (при наличии печати).

Пункт 10 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Журнал учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора) должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Пункт 6 статьи 39 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Доверенность от имени организации при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа

должна быть подписана руководителем и скреплена печатью организации (при наличии печати).

Подпункт 6 пункта 3 статьи 90 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, которая подается вместе с заявлением о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью (при наличии печати).

Подпункт 2 пункта 5 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах и о совершенных таможенных операциях на бумажном носителе должна быть заверена подписью руководителя организации, главного бухгалтера и печатью (при наличии печати).

Пункт 14 статьи 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

У лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора, выписки из системы учета товаров на бумажном носителе подписывает руководитель, главный бухгалтером и заверены печатью проверяемого лица (при наличии печати).

Подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать доверенность, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица).

Пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Заявка на участие в открытом конкурсе должна быть заверена печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Доверенность на получение аккредитации участника электронного аукциона заверяется печатью (при наличии печати) участника.

Подпункт 5 пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени участника действий по участию в электронных аукционах заверяется его печатью (при наличии печати).

Подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Доверенность на осуществление действий от имени участника закрытого аукциона заверяется его печатью (при наличии печати) (для юридического лица).

Пункт 4 статьи 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Заявка на участие в закрытом аукционе должна быть скреплена печатью участника закрытого аукциона (при наличии печати) (для юридического лица).

Дзапарова М.А., налоговый консультант

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Если у Вас есть вопрос – задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: