Какая зарплата у летчиков гражданской авиации

Кадры на взлет: «Аэрофлот» повысил зарплату пилотов до 650 000 рублей в месяц

Авиакомпания «Аэрофлот» (№2 в рейтинге ведущих российских авиакомпаний по соотношению цена/качество Forbes) с начала 2018 года существенно повысила заработную плату командиров воздушных судов. Об этом говорится в сообщении авиаперевозчика, присланном в редакцию Forbes в четверг, 15 февраля.

Максимальный размер зарплаты командира дальнемагистральных самолетов Boeing 777 и Airbus A330 повышена до 650 000 рублей. Для командиров воздушных судов, пилотирующих среднемагистральные самолеты Boeing737 и Airbus A320 максимальная среднемесячная зарплата установлена в размере 635 000 рублей.

Ранее командир воздушного судна получал в «Аэрофлоте» 470 000 рублей в месяц. Максимальный размер заработной платы выплачивается командирам воздушных судов, занимающим эту должность не менее трех лет и имеющим не менее 90 часов полетного времени в месяц или 900 часов за календарный год. В эту зарплату входят все дополнительные выплаты, в том числе ежеквартальное поощрение за стаж и добросовестную работу.

В «Аэрофлоте» пояснили, что 90 часов — это максимально возможная в авиакомпании и в российской гражданской авиации продолжительность полетного времени. В Евросоюзе, США и Китае она превышает 100 часов в месяц.

При этом в ЕС максимальная продолжительность полетного времени за календарный год такая же как в России — 900 часов. А в США и Китае — 1000 часов.

Российская авиакомпания напомнила, что в настоящее время в «Аэрофлоте» действует система привлечения на работу квалифицированного летного состава, в рамках которой предусмотрена выплата стимулирующих единовременных выплат при приеме на работу. Для командира экипажа размер такого входного бонуса составляет 650 000 рублей. Для второго пилота — 350 000 рублей. Эти бонусы выплачиваются тем, кто только начинает работать в авиакомпании, а также бывшим пилотам «Аэрофлота», которые решили вернуться на прежнее место работы. В этом случае речь идет о пилотах, с момента ухода которых из группы «Аэрофлот» прошло не менее трех лет.

«Аэрофлот» также компенсирует пилотам расходы на обучение, в том числе потраченные на эти цели средства самих работников. Для летного состава предусмотрен ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 70 дней, что является самым продолжительным для мировой гражданской авиации. В европейских авиакомпаниях, для примера, он составляет 28 дней.

Крупнейший российский авиаперевозчик заверил, что «регулярная индексация должностного оклада, а также прочие меры материального поощрения летного состава полностью соответствуют мировой практике гражданской авиации».

С этим не согласен президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Он рассказал Forbes, что на самом деле оклады пилотов остались старыми (чуть более 60 000 рублей), часовые ставки остались старыми (4000 рублей). Поменялась только премиальная часть.

По его словам, руководство «Аэрофлота» получило сумму в 650 000 рублей за счет того, что просто сложило оклады за год, часовые ставки, премии, в том числе ежемесячную, квартальную за выслугу лет и годовую, и поделило сумму на 12 месяцев. «Но это не интересно летчикам, ведь все зависит от доброй воли работодателя и сумма может быть выплачена, а может, и нет», — рассказал Дельдюжов.

Согласно приказу №450 директора «Аэрофлота» о зарплатах о том, что выплата стимулирующей доплаты, «может быть приостановлена приказом генерального директора при ухудшении финансовых экономических показателей компании». Кроме того, лишать пилотов премии может и летное руководство.

Дельдюжов особо отметил, что зарплаты повышены только командирам воздушных судов, а вторым пилотам ничего не добавили. И если раньше они получали 43% от зарплаты командира, то сейчас в три раза меньше.

Шереметьевский профсоюз летного состава предлагал руководству «Аэрофлота» решить нехватку летного состава гарантированной зарплатой — теми же 60 000 рублей (около $10 000) за 80 часов летного времени. В Корее и Вьетнаме авиакомпании платят командирам самолетов $12 000. «Но из-за разницы в $2000 туда никто из России не поедет», — считает Дельдюжов. И это помогло бы решить утечку российских пилотов в Азию и привлечь сюда иностранных пилотов.

«А так толку не будет», — сказал Дельдюжов. Он уточнил, что приказ Савельева о повышении зарплат действует уже 1,5 месяца, а уход пилотов продолжается. Начали уезжать и вторые пилоты, где во Вьетнаме, например, им предлагают хорошие условия и перспективы стать командирами.

Нехватка пилотов

В июне 2017 года газета «Коммерсантъ» сообщила о массовой утечке летных кадров российских авиакомпаний в Азию. По данным издания, с 2015 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС), из них 100 человек выбрали для работы авиакомпании Китая. Еще около 400 человек находились в процессе трудоустройства. Источники издания уточнили, что массовый отток пилотов затронул такие авиакомпании, как S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».

Пилоты уезжают в Китай, Корею и Вьетнам, где зарплаты командиров воздушных судов составляют от $17 000 до $25 000, что значительно выше, чем в России после резкого ослабления курса рубля в конце 2014 года.

Читайте также:
Как обжаловать кассационное определение по гражданскому делу

В декабре 2012 года Forbes писал, что зарплата командира воздушного судна в «Аэрофлоте» равняется 420 000 рублей в месяц (бортпроводника — от 70 000 рублей). Это, по обменному курсу на то время, составляло почти $13 000.

Тогда генеральный директор авиаперевозчика Виталий Савельев, комментируя идею Минтранса допускать иностранных пилотов к штурвалам самолетов российских авиакомпаний, заявил, что «Аэрофлот» в любом случае не останется без пилотов. «Аэрофлот» найдет деньги на повышение зарплат. К 2025 году мы будем перевозить 75 млн пассажиров в год, войдем в двадцатку крупнейших авиакомпаний в мире, мы от своей стратегии не откажемся», — заявил гендиректор авиакомпании.

В июле 2017 года Савельев признал массовый отток российских пилотов в Азию. Он объяснил это тем, что зарплата в азиатских авиакомпаниях в валютном эквиваленте в 1,5-2 раза больше, чем в России, где «Аэрофлот» платил тогда командирам экипажа 470 000 рублей в месяц, а вторым пилотам — от 320 000 до 350 000 рублей ежемесячно. «Это запредельные суммы, и у каждой должности есть потолок», — заявил тогда Савельев (цитата по «Интерфаксу»), объясняя нежелание проводить индексацию зарплат.

Тем не менее 21 декабря замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Шамиль Курмашов заявил, что на рынке очевиден дефицит пилотов и поэтому авиакомпания «Аэрофлот» может увеличить расходы на летный персонал. «Конкретный размер будет определен в ближайшее время, поскольку рынок труда нами в настоящее время анализируется», — сказал он.

28 декабря 2017 года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев объявил о решении в 2018 году повысить зарплаты командирам воздушного судна до 650 000 рублей в месяц (около $10 000). «Небольшой подъем зарплаты будет и вторым пилотам», — сказал топ-менеджер в интервью телеканалу «Россия 24».

Савельев сообщил, что из-за «нереальных зарплат» в Китае авиакомпанию за год покинули около 60 «высококлассных командиров». Он отметил, что решение проиндексировать зарплату летному составу принято, в том числе, и для необходимости привлечения иностранных пилотов. Тогда в «Аэрофлоте» работали 17 иностранцев-командиров экипажа.

Глава Шереметьевского профсоюза летного состава привел данные Росавиации, согласно которым в октябре 2017 года Россия нуждалась в 279 командирах экипажа и 312 вторых пилотах. В том числе «Аэрофлоту» требовалось 127 командиров экипажа и 181 второй пилот.

Дельдюжов напомнил, что в 2018 году «Аэрофлот» собирается увеличить парк самолетов на 44 единицы (до 350). То есть потребуется как минимум еще 242 экипажа или 484 пилота. По его расчетам, с учетом списания с летной работы возрастных пилотов, группе «Аэрофлот» необходимо будет принять на работу в 2018 году почти 900 пилотов. «С таким подходом это вряд ли удастся», – считает Дельдюжов.

В июле 2014 года в России вступил в силу закон, разрешающий вхождение иностранных граждан в состав летного экипажа гражданского воздушного судна России. В августе того же года постановление правительства России установило максимальную численность иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира воздушного судна — «200 человек на каждый период, равный 12 месяцам».

В августе 2017 года Росавиация объявила очередной прием заявления о потребности в принятии на работу пилотами иностранных граждан. В июне 2017 года (предыдущий заявочный период) не распределенная численность иностранных граждан на должность командиров воздушных судов составляла 121 человек.

Зарплаты в российской гражданской авиации 2021 — сколько получают пилоты пассажирских самолетов

Автопилотирование гражданских лайнеров все еще в далекой перспективе, поэтому ни один пассажирский воздушный рейс по-прежнему невозможен без пилота и сопровождающего его экипажа. Невидимые герои ежедневно взлетают в небо и, неся ответственность за сотни человек, садят судна в гололед, туман и в ограниченной ландшафтными условиями местности. И, конечно же, кажется, что эти сильные и смелые полубоги получают за свою работу соответствующую зарплату, а так ли на самом деле – попробуем разобраться.

Сколько получают пилоты пассажирских самолетов в России в 2021 году в месяц

На самом деле доходы пилотов не являются тайной за семью печатями, и вся эта информация есть в свободном доступе в сети. Согласно ей, зарплаты пилотов авиации сильно разнятся в зависимости от авиакомпаний, налетанных часов, должности и даже региона.

Пилоты гражданской авиации

Не так давно оклады пилотам были повышены, что вполне справедливо, если учитывать все сложности и специфику этой работы.

Приведем средние показатели доходности для разных категорий:

Должность Оклад в месяц, тыс. руб. Оклад в месяц, USD
Капитан воздушного судна в крупных компаниях 470-650 5433-8898
Второй пилот в крупных компаниях 350 4791
Капитан воздушного судна в небольших или региональных компаниях 230-350 4791
Плоты небольших или региональных компаний до 200 2738
Читайте также:
Обязательное досудебное урегулирование споров в гражданском процессе

Как видите, разница есть, и она действительно немалая. Что касается уровня доходности, то даже оклад КВС в топовой компании не приходится считать запредельным, если учитывать всю ответственность, которую несут пилоты.

Кроме того, по признанию последних, «чистыми» они получают меньше ввиду различных вычетов.

И это не только налоги, но и всевозможные сопутствующие расходы, включая обучение. Не секрет, что те знания, с которыми выходят новоиспеченные специалисты летных вузов и училищ, носят общий характер, и уже по приему на работу им приходится проходить переподготовку под управление суднами, используемыми компаниями.

Согласно официальной информации, предоставляемой многими авиакомпаниями, такая «переучка» обходится им в 1 миллион рублей для каждого пилота. Безусловно, эти расходы несет именно предприятие, что не освобождает летчиков от других трат, месячный размер которых с учетом питания и прочих нужд составляет в среднем около 80 тыс. руб.

Кроме того, КВС должен владеть так называемым авиационным английским не менее 4-го уровня при максимальном 6-м. Без этого его просто не возьмет в штат ни одна авиакомпания, какими бы способностями и потенциалом он не обладал. А это дополнительные расходы, причем не только материальные, но и временные.

Пилоты Аэрофлота

После распада Советского государства авиакомпания «Аэрофлот» не только не прекратила свое существование, но и успела стать именем нарицательным, эдаким брендом российского воздухоплавания, позициоирующим уровень предоставляемого сервиса, как высокий, если не премиальный. Стоимость билетов на полеты с этой а/к соответствующая – с «Аэрофлотом» действительно дорого летать.

С этим здесь все также в полном порядке, и приведенные выше табличные данные по окладам, достигающим в размере 650 тыс. руб., как раз относятся к старшим пилотам «Аэрофлота». Другое дело, что это потолок, выше которого очень сложно прыгнуть, тогда как минимальные оклады, согласно официальным сведениям на сайте а/к, стартуют от 400 тыс. руб.

Мало того, по признаниям летчиков, свои кровные 400 они не получают, поскольку определенную часть съедают вычеты. Еще один важный нюанс заключается в так называемом налете, который позволяет скорректировать оклад в большую сторону при наличии большого количества часов в графике.

Так, 90 и выше часов в месячной программе позволяет поднять зарплату на 14-15%, что также является весьма неплохим подспорьем, если учитывать его изначальную величину.

Бытует мнение, будто самые большие зарплаты в “Аэрофлоте”. И это действительно так, ведь капитан судна, работающий в этой авиакомпании, может получать до 650 тыс. в месяц

Льготы и привилегии

И это не считая определенных преференций, которыми наделяет своих летчиков каждая маломальски значимая а/к. Примечательно, что в такой политике есть определенный умысел, поскольку мнение о том, что на трудоустройство летчиками стоит нескончаемая очередь, является ошибочным.

Иногда и вовсе случается кадровый голод, из-за чего приходится набирать новичков, тратя большие средства на их обучение и/или переподготовку. Квалифицированный экипаж – это всегда ценные кадры, капитаны суден – тем паче, поэтому каждая а/к заинтересована в том, чтобы избежать текучки.

При этом каждая организация практикует свои правила привлечения и удерживания кадров, начиная с подъемных в размере месячного оклада, которые выплачивает все тот же «Аэрофлот», и заканчивая льготами на оплату жилья, билетов на воздушный и другие виды транспорта, содержание детей в дошкольных учреждениях и надбавкой к пенсионному обеспечению.

Сюда же стоит отнести санаторный отдых с оборудованными спортзалами и плавательными бассейнами, а также ежегодную индексацию окладов в размере, сопоставимом уровню инфляции по регионам и в общем по стране.

Как отличаются зарплаты пилотов гражданской авиации по российским регионам

Теперь более подробно о региональных зарплатах, которые действительно разнятся.

Для наглядности приведем сравнительную таблицу минимальных и средних окладов летного экипажа по стране:

Регион Размер оклада КВС в руб. и в USD Размер оклада второго пилота в руб. и в USD
Москва и область 300000 54800-130000
Санкт-Петербург и область 250000 39600-102000
Казань 190000 100000
Воронеж 200000 100000
Приморский край 220000 130000
Тюменская область 215000 120000
Хабаровский край 180000 51000
Магаданская область 130000 60000
Новосибирск 140000 70000
Барнаул 130000 70000

Приведенные выше цифры носят условно значение, но ознакомление с ними позволяет понять, насколько отличаются оклады летного состава по регионам. А они на самом деле сильно разнятся, причем не только из-за региональной принадлежности а/к, но и самой авиакомпании.

Так, например, КВС а/к «Россия» получает от 500 тыс. руб., тогда как в той же S7 Airlines оклад на сопоставимой должности будет составлять около 350 тыс. руб. И все эти величины регулируются внутренним регламентом авиаперевозчиков, во многом завися и от дотационной политики местных властей.

Отдельного внимания заслуживают военные летчики, заработная плата которых варьируется в достаточно широком диапазоне от 80 до 500 тыс. руб., в зависимости от назначения спецрейсов и поставленных задач.

К слову, в России отнюдь не самые высокие доходы в гражданской авиации среди стран СНГ. К примеру, в Казахстане капитан борта может получать около 10 тыс. долларов США

Сколько зарабатывают пилоты пассажирских самолетов за границей

А что же зарубежные асы? Реально ли подвести какую-то общую черту для тех, кто летает из терминалов дальних стран, с учетом того, что они бороздят те же небесные маршруты, что и российские летчики?

Читайте также:
Срок обжалования кассационного определения по гражданскому делу

Попробуем подбить общую статистику для этих категорий по странам ближнего и дальнего зарубежья используя такую универсальную валюту, как доллар США:

  • КНР – 29 тыс.;
  • США – 11,2 тыс.;
  • Германия – 8,2 тыс.;
  • Казахстан – 10 тыс.;
  • Беларусь – 2,5-5 тыс.;
  • Украина – 1,4-2,5 тыс.

Приведенные выше значения – средние, и они также могут отличаться в зависимости от а/к, часов налета и опытности командиров воздушных суден.

Однако в целом ситуация понятная и вполне прогнозируемая.

Насколько меньше зарабатывают в месяц пилоты малой авиации

Малая авиация – безусловная боль, поскольку она оплачивается из государственного бюджета, не зная большой капитализации, сторонних инвестиций и, как следствие, высоких зарплат. В итоге даже высококлассный летчик не сможет получать здесь более 60 тыс. руб., хотя и задачи перед ним стоят совершенно другие, как, собственно, и степень ответственности.

Как правило, в их компетенцию входит удобрение и орошение сельскохозяйственных угодий, поиск и спасение утопающих и заблудившихся в лесу, тушение пожаров, скорая медицинская помощь (санавиация), доставка почты и небольших грузов, патрулирование, участие в тематических и праздничных мероприятиях, пр.

Каждый пилот мечтает о международных рейсах. И не только из финансовых соображений, хотя зарплаты в малой авиации заставляют задумываться и над материальной стороной вопроса

В общем, поводов для того, чтобы с грустью провожать взглядом международные пассажирские борта, как герой Анатолия Васильева в знаменитом двухсерийном фильме «Экипаж», более чем достаточно. Особенно, если учитывать тот факт, что все пилоты без исключения любят свою профессию не за зарплату, мечтая летать в «совершенно другом небе».

Сколько зарабатывают пилоты в России за месяц

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации. Вы узнаете об их доходах, расходах, профессиональных льготах и бонусах.

Содержание

  • Из чего складывается зарплата пилота гражданской авиации
  • Сколько зарабатывает пилот за рейс на пассажирском самолете
  • Сколько платят за полеты в России
  • В день
  • В месяц
  • В год
  • Заработок пилотов в Аэрофлоте
  • Какие зарплаты получают в Москве
  • Оклад пилотов Боинга 777

Из чего складывается зарплата пилота гражданской авиации

Заработная плата пилота складывается из следующих выплат:

  • Оклад – фиксированная сумма, которую платят ежемесячно. Размер зависит от должности (командир воздушного судна, второй пилот) и типа самолета (Аэробус, Боинг, ИЛ, SSJ и пр.).
  • Количество рабочих часов. Санитарная норма во всех российских авиакомпаниях – 80 ч, максимальная – 90 ч. В зимние месяцы (несезон) может выходить 70-75 ч в месяц, в летний период – 87-89 ч. Выплату за налет могут и не выплачивать, если он меньше 30 часов в месяц.
  • Премия. Компания-работодатель может и депремировать пилота, например, если он нарушит правила трудовой дисциплины, несвоевременно сдаст экзамен по английскому языку и т. д.

Доход пилота зависит от следующих факторов:

  • Опыт. При налете более 1500 часов пилот может стать командиром воздушного судна.
  • Политика авиакомпании. Зарплаты у крупных авиаперевозчиков (например, Россия, S7, Utair, Уральские авиалинии) выше, чем у небольших региональных компаний.

Заработок не зависит от направления, так как одного и того же пилота могут назначать на внутренние или международные линии, на регулярный рейс или чартер. Помимо высокого дохода летчики гражданской авиации получают корпоративные льготы и бонусы:

  • Программа добровольного медицинского страхования для сотрудника и членов семьи.
  • Оплата гостиниц или предоставление служебного жилья.
  • Авиаперелеты на рейсах компании-работодателя и т. д.

На общий заработок пилота влияют еще и рабочие расходы:

  • Сертификат о знании авиационного английского языка – без него нельзя попасть ни на международные, ни на внутренние рейсы. Квалификацию нужно подтверждать 1 раз в 3-6 лет.
  • Переобучение на новую авиатехнику. Авиакомпания тратит собственные средства на то, чтобы провести обучение по управлению конкретной моделью самолета. За это летчик несколько лет выплачивает компенсацию из своей зарплаты.

Расскажем подробнее, сколько в среднем зарабатывают пилоты гражданской авиации за один рейс, день, месяц, год.

Сколько зарабатывает пилот за рейс на пассажирском самолете

Информацию о том, сколько зарабатывает пилот пассажирского самолета за рейс, мы нашли в интернете. За каждый час полета летчик гражданской авиации получает примерно 2500 рублей. Если налет по текущему месяцу уже превышает норму в 80 ч, то тариф увеличивается до 5000-6000 руб.

Таким образом, за один стандартный полет, который длится 3-4 часа, могут начислить от 8000 до 25000 рублей. Эта сумма – только выплата за количество часов в воздухе, она не учитывает оклад и премию.

Читайте также:
Ходатайство о вызове специалиста по гражданскому делу

Сколько платят за полеты в России

Мы изучили информацию в сети о том, сколько зарабатывает пилот самолета в России. Примерный уровень заработной платы второго пилота в крупной авиакомпании:

  • Оклад – около 90 000 руб.
  • Часы налета – приблизительно от 175 000 до 200 000 руб.
  • Премия – 40-50 тысяч рублей.

Заработок командира воздушного судна еще выше – в крупных авиакомпаниях зарплата может достигать 350 000 — 400 000 рублей в месяц. Летчики гражданской авиации, которые работают у небольших региональных авиаперевозчиков, получают не так много – около 150 тыс. руб.

В день

Сказать однозначно, сколько зарабатывает летчик в день, не получится, так как зарплата зависит от многих факторов. Например, если пилот совершает полет по рейсу Москва-Хабаровск, то сумма будет в несколько раз больше, чем если бы он летел из Москвы в Санкт-Петербург.

Примерный дневной заработок можно посчитать вручную. Сложим оклад 90 000 руб. и премию 50 000 руб., а затем разделим на 80 часов. Получается 1750 рублей за час, добавим к этой сумме выплату за налет 2500 руб./час. Если рейс длится около 5 часов, то за это время летчик заработает чуть больше 20 000 рублей. Расчеты являются приблизительными.

В месяц

Большинство авиакомпаний не разглашают данные о доходах своих сотрудников. Поэтому информацию о том, сколько зарабатывают пилоты самолетов в месяц, мы искали в интернете. Зарплата летчиков, работающих в регионах, варьируется от 80 000 до 300 000 рублей, в среднем около 200 тыс. руб. в месяц. Командир воздушного судна получает от 350 000 рублей.

В год

В открытом доступе нет достоверных сведений об официальных зарплатах летчиков гражданской авиации. Поэтому мы посчитаем вручную, сколько зарабатывает пилот в год, на основе данных из интернета. Если взять для расчетов средний ежемесячный заработок в размере 200 000 рублей, то годовая заработная плата составит 2,4 млн руб. Доход командира воздушного судна будет выше – от 3,6 до 5,4 миллиона рублей за год.

Заработок пилотов в Аэрофлоте

Конкретной информации о том, сколько зарабатывает второй пилот самолета или КВС в Аэрофлоте, нет, так как компания не указывает размер заработной платы в вакансиях. Но, как пишут в интернете, у крупнейшего российского авиаперевозчика самые высокие зарплаты по России.

Так, линейный летчик получает около 350 тысяч рублей в месяц, командир летного судна – до 650 тыс. руб. Мы не можем утверждать, что эти данные являются достоверными.

Какие зарплаты получают в Москве

Официальной статистики по российским городам нет. Поэтому сказать достоверно, насколько отличаются заработки пилотов, которые работают в столице, от их коллег из других регионов, не получится. Доход зависит прежде всего от авиакомпании и количества летных часов.

Как пишут в интернете, пилот самолета в Москве зарабатывает около 150 тыс. руб. (в среднем по нескольким авиаперевозчикам), командир авиалайнера – примерно 300 000 рублей в месяц.

Оклад пилотов Боинга 777

Boeing 777 – один из самых крупных авиалайнеров в мире, который предназначен для авиалиний большой протяженности. То есть такие воздушные судна чаще всего используются для длительных или трансконтинентальных перелетов.

Пилот, управляющий Боингом 777, может зарабатывать больше, чем его коллеги на ближнемагистральных самолетах – в первую очередь из-за часов налета. За полет, который длится 10-12 часов, он может заработать до 30 тыс. руб. (при ставке от 2500 руб./час).

Средняя зарплата летчика гражданской авиации в 2020 году

Пилот гражданской авиации – трудная и ответственная профессия. Во время полета авиатор отвечает не только за себя, но и за жизни пассажиров на борту. Такую работу выбираю немногие, поэтому рынок труда предлагает летчикам достойную заработную плату и комфортные условия труда. Подробнее о том, сколько зарабатывает авиатор гражданских авиалиний в Российской Федерации, мы расскажем чуть ниже.

Профессиональные обязанности

Соискатели должности летчика гражданской авиации должны иметь высшее образование с квалификацией «пилот» и свидетельство линейного пилота, допуск на типы воздушных судов определенной модификации. Также при приеме на работу предпочтение отдается кандидатам со знанием английского языка.

Летчик воздушного судна должен:

  • Профессионально управлять самолетом;
  • Организовывать предполетную и полетную работу соблюдая все требования правил безопасности;
  • Уметь анализировать метеообстановку и принимать правильные решения на основе полученных данных о состоянии погоды;
  • Проводить контроль технического состояние судна перед полетом;
  • Эксплуатировать ВС в полном соответствие с Правилами аэронавигационного обслуживания (AFM).

От чего зависит зарплата

Профессия авиатора всегда была престижной. Одних ребят в нее манит романтика и ни с чем несравнимая тяга оторваться от земли. Другие мыслят более меркантильно, выбирая доходную профессию. Их в первую очередь интересует, сколько получают в год пилоты пассажирских самолетов. Хотя четкой стандартной суммы никто не назовет – зарплаты летчиков ежемесячно могут отличаться (как и годовой доход), потому что зависят от многих факторов.

Читайте также:
Какой нормативный акт является фундаментом гражданского законодательства

Обслуживаемая техника

Чем престижнее авиакомпания, тем выше будут заработки у работающего там персонала. К примеру, лоукостеры платят своим пилотам намного меньше ввиду бюджетности перелетов. Хотя даже у компаний, занимающих первые позиции рейтингов, зарплата летчика, обслуживающего Боинг, будет отличаться от той, что получает пилот аэробуса.

Закрепления команды за конкретной техникой не существует: сегодня персонал могут посадить на регулярный рейс, завтра – отправить в чартерный. Это говорит о том, что многие пилоты владеют навыками управления самолетов своей компании.

Часы налета

Не имея достаточно опыта (иными словами – часов налета), сложно получить работу в престижной авиакомпании. Чтобы наработать практику, для начала придется устраиваться на работу на маленькие аэродромы местного значения где-нибудь в глубинке. Только при достаточном послужном списке летчику удастся пробиться в крупную авиакомпанию, но и там он не сразу станет командиром корабля. Достигнув желаемого, не всегда можно надеяться на стабильность зарплаты, ведь она не тарифицирована месячной ставкой. Во внимание берется часовая оплата, так что месячный заработок напрямую зависит от того, сколько вылетов было совершено за отчетный период (а также их продолжительность). Минимальной месячной нормой считается 65 часов. Чем больше пилот будет задействован в своей профессии, тем больше он получит.

Квалификация пилота

Одним из самых решающих факторов при трудоустройстве — это квалификация кандидата. Подтверждается она специальным документом. Получить который можно пройдя обучение в специализированных летных учебных заведениях.

Различают несколько основных квалификаций пилотов:

  • любители (требуется минимальный налет 42 часа);
  • линейные;
  • летчики гражданской авиации;
  • пилот сверхлёгких воздушных аппаратов.

Любое обучение проводится в соответствии с законодательными требованиями. Существует ряд навыков и знаний, которыми должен владеть кандидат на получение лицензии:

  1. Знание теории и практики планирования.
  2. Владение предполетной подготовки.
  3. Выполнение основных манёвров.
  4. Отличное знание правила воздушного движения.
  5. Уметь сажать и поднимать летательный аппарат.

Как обстоят дела в России

В нашей стране проблема нехватки пилотов стоит достаточно остро. Несмотря на то что население нашей страны составляет 140 000 000 человек, найти среди них необходимое количество пилотов достаточно трудно. Поэтому в первую очередь многие авиакомпании стараются пролоббировать снятие запрета на прием в качестве первого пилота гражданской авиации налоговых нерезидентов. Именно эта причина и вынуждает как Аэрофлот, так и частные компании идти на всевозможные уступки, в число которых входит не только чрезмерно высокая зарплата, но и колоссальное количество всевозможных дополнений, бонусов и льгот. Поэтому и затраты у компаний на содержание летного персонала весьма завышены.

Разберем заработки пилота отечественной авиации на примере известной всем государственной компании Аэрофлот. Всего 2 года назад зарплата в авиакомпании была следующей:

  1. 290 000 рублей (при налете 85 часов в месяц).
  2. 340 000 рублей (если в графике пилота значится 90 и более часов налета).

Сейчас на официальном сайте Аэрофлота в объявлении при наборе на работу значится заработная плата в размере 400 000 рублей. Хотя сами же летчики заявляют о том, что средняя зарплата, на самом деле, ниже.

В зависимости от региона

В России зарплата летчиков сильно разнится в зависимости от региона. На первом месте Тюменская область, здесь средняя оплата труда летчиков составляет 222 592 рублей, дальше она распределяется так по областям:

  • Омская — 200 тыс. руб;
  • Томская — 200 тыс. руб;
  • Иркутская — 200 тыс. руб;
  • Красноярский край — 200 тыс. руб;
  • Республика Татарстан — 140 тыс. руб;
  • Московская область — 115 767 руб;
  • Хабаровский край — 104 250 руб.
  • Магаданская область — 55500 руб.

Привилегии, льготы и бонусы

Каждая авиакомпания вдобавок к высокой зарплате определяет для летчиков обширный соцпакет, включающий различные бонусы и льготы. Делается это для привлечения на работу опытных пилотов и удержания своего летного состава от заманчивых предложений конкурентов. Например, в Аэрофлоте для привлечения пилотов действуют разовые выплаты при устройстве на работу. Первый и второй пилоты получают вознаграждение в размере месячного заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск у летчиков составляет 70 дней.

По сравнению с европейскими отпусками эта цифра более чем в два раза выше. Также Аэрофлот предоставляет многочисленные льготы за содержание детей в детских учреждениях, оплату жилья, транспорт. Сотрудники имеют право на льготные авиабилеты и надбавку к пенсии. Авиакомпания следит за состоянием здоровья своих сотрудников: предоставляет путевки в санатории, оборудует спортивные площадки и тренажерные залы.

Кроме того, ведущий российский авиаперевозчик ежегодно индексирует заработную плату с ростом инфляции.

Когда пилоты выходят на пенсию и сколько они получают

Какая зарплата у пилотов Аэрофлота, интересуются многие граждане РФ. Для выхода на заслуженный отпуск мужчинам достаточно иметь стаж в 20 лет (не менее 6000 часов), а женщинам необходимо иметь 15 лет стажа и не менее 4800 часов полета.

Читайте также:
Заявление о привлечении соответчика в гражданском процессе

Выплата состоит из двух частей:

  1. Страховая пенсия (формируется за счет пенсионных отчислений);
  2. Дополнительная выплата.

Вторая часть рассчитывается по следующей формуле:

ДВ=(1000%*С-СП)+25%С*СТ

Где: С = величина социального обеспечения и в 2020 году равна 5034,25 рублям; СП — страховая пенсия; СТ- превышение минимального стажа, исчисляется в целых годах.

Оплата труда летчиков в других странах

Конечно, нашим читателям интересно, как ценится труд летчиков в других странах. В США, к примеру, она составляет 16, 5 $ в месяц при 65 часах налета. В Англии пилот зарабатывает 40—160 тыс. $ в год. А также они получают возмещение за использование казенного или своего транспорта. В Турции летчикам платят 11,5 тыс. лир плюс компенсация 2,5 тыс. евро за возможное изменение курса валют. Меньше всего платят тем, кто работает на лоукостерах и чартерах, всего 7,8—9,8 $ в месяц.

Как стать летчиком

Прежде, чем попасть на серьезную работу, нужно отучиться в летном училище. Попасть туда очень трудно, для этого не только нужно сдать вступительные экзамены, но и обладать отменными показателями здоровья. Летчики регулярно проходят медкомиссии, поэтому внимательно следят за состоянием своего организма.

В училище сначала проходят общеобразовательные предметы, затем специализированные – аэродинамику, аэронавигацию. На последних курсах будущие авиаторы практикуются сначала на одномоторных, потом на двухмоторных судах. После окончания учебы сначала подают документы в небольшие компании. Если работа дается с успехом, можно взять рекомендацию, составить резюме и обратиться к более известному перевозчику.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам можно отнести такие пункты:

  1. Нужность и востребованность профессии.
  2. Уникальность профессии, считается одной из престижной по всему миру.
  3. Приличная оплата труда. Причем у летчиков любой категории. но, все же, пилоты чартерных рейсов, получают больше других.
  4. Возможность бесконечно путешествовать.
  5. Специальные программы и скидки для пилотов и членов их семей.
  6. Ранний выход на пенсию.
  7. Если вы пилот — значит у вас безупречное здоровье!
  8. Ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить то, что то, что пилоты видят из кабины самолета навряд ли получится увидеть на земле, и даже если вы летите пассажиром, вы видите далеко не всю красоту.

А теперь рассмотрим минусы работы пилотом:

  1. Частое отсутствие дома, что негативно сказывается на семейной жизни. Один-два выходных в неделю, зачастую выпадающие на будни, в то время, как ваши родные находятся на работе.
  2. Ненормированный рабочий день.
  3. Бесконечная смена часовых поясов, сбитый ритм, что ведет к стрессам и усталости, которые являются главными врагами пилота.
  4. Колоссальное эмоциональное напряжение.
  5. Считается одной из рискованных профессий из-за периодических самолето-крушений.
  6. Сложно заняться другой профессией, так как в летных училищах учат только летать. А потеря работы для пилота — огромный стресс, кроме неба у него ничего нет.

Что ждать в 2020 году

Индексация заработных плат запланирована на 2019-2020 гг. В первую очередь новые з/п получат «рядовые» специалисты.

Подводя итоги

Даже по скромным подсчетам пилоты гражданской авиации зарабатывают много. Однако не стоит спешить завидовать тем, кто ежедневно поднимает стальные машины в небо. Профессия пилота – самая тяжелая и ответственная. Каждый раз, заходя в кабину самолета, пилот становится ответственен за жизни пассажиров, экипажа, а любая ошибка может стать фатальной. К тому же очень часто пилоты – одинокие люди, у которых нет времени на полноценное общение в кругу семьи.

Зарплата пилота

Зарплата пилота в Российской Федерации в среднем составляет 140 000 рублей в месяц. В столице и крупных городах она может достигать отметки в 300 000. Минимум – 20 000. Но точные данные о выплачиваемых летчикам суммах российские компании предпочитают держать в тайне.

Размеры зарплат пилотов гражданской авиации в Москве и регионах

По некоторым источникам известно, что в месяц в разных компания летчики получают:

  • «S7 Airlines» – около 350 000;
  • «Utair» – 100 000-150 000;
  • «Россия» – не менее 120 000.

Зарплата пилота гражданской авиации в России на 2017 год (в должности командира авиалайнера) в среднем составила 200 000 рублей.

В 2018 ведущая компания РФ «Аэрофлот» увеличила оклады своим сотрудникам. Согласно обнародованным данным, дальнемагистральные перелеты капитанам экипажей теперь оплачиваются в размере 650 000, среднемагистральные – 635 000. Доход вторых пилотов возрос до 350 000. Но для начисления высокой заработной платы специалисту необходимо проработать в компании не менее двух лет.

С отдалением от столицы уровень оклада летчиков падает. Заработок по регионам диспропорционален и зависит от многих факторов. Разница довольно ощутимая:

Область, край Руб./месяц
Ленинградская 40 000
Хабаровский 51 000-104 000
Московская 54 800-115 800
Магаданская 56 000-130 000
Республика Татарстан 140 000
Приморский 150 000
Иркутская 200 000
Томская 200 000
Омская 200 000
Красноярский 200 000
Тюменская 215 000
Читайте также:
Может ли гражданская жена претендовать на имущество

Зарплаты по городам РФ так же существенно отличаются:

Город Руб./месяц
Новосибирск До 75 000
Кемерово До 75 000
Волгоград До 75 000
Барнаул До 75 000
Москва 100 000-305 000
Санкт-Петербург 112 000
Казань 195 000
Воронеж 272 500

Как рассчитываются итоговые суммы?

Помимо должностного оклада, оговоренного компанией, пилоты гражданской авиации получают различные привилегии: полный социальный пакет до 300 000 рублей в год, оплата гостиниц в командировке, бесплатное оказание медицинских услуг.

На размер ежемесячных зарплат влияют следующие параметры:

  • финансовая политика работодателя;
  • стаж;
  • загруженность линии;
  • регион;
  • часы летного времени;
  • класс пилота;
  • типа авиатранспорта;
  • занимаемая должность;
  • квалификация;
  • различные компенсации, поощрения, премии;
  • знание иностранных языков.

Крупные и престижные перевозчики имеют в своем авиапарке воздушный транспорт довольно сложных конструкций. Несмотря на то, что сегодня большая часть полета происходит на автопилоте, летчик гражданской авиации обязан знать устройство и уметь управлять любым авиатранспортом, попадающим под его квалификацию.

Пилоты не всегда точно осведомлены, на чем будут совершать рейс в тот или иной день. Вся информация предоставляется непосредственно на брифинге за час до ожидаемого рейса.

Показатели зарплат напрямую зависят от загруженности потока пассажиров по сезонам и направлениям. Летом пилоты получают двойные ставки, так как приходится совершать дополнительные авиарейсы. То же можно сказать о туристических линиях.

При работе на северных территориях зарплаты повышаются в зимнее время года, так как сложные погодные условия требуют высокого мастерства управления. Не меньшую роль играют расстояния. Международные перевозки оплачиваются выше, чем перелеты между соседними городами.

В авиации месячный заработок складывается согласно почасовой тарификации. Чем больше было совершено вылетов, тем на более высокую сумму может рассчитывать сотрудник.

Чтобы второму пилоту стать капитаном воздушного судна, следует налетать не менее 4000 часов.

Пилотам, которые имеют хороший стаж работы, исчисляемый тысячами часов в воздухе, многие компании делают перерасчет зарплаты на определенных этапах карьеры. Особое внимание уделяется при расчетах времени, которое летчики отлетали сверх установленного нормами периода. За это полагаются отдельные премиальные выплаты. Поэтому многие авиаторы предпочитают держаться за рабочие места, нарабатывая часовой стаж только в определенной компании.

Пилоты вертолетов

По сравнению с гражданской авиацией пилоты вертолетов зарабатывают значительно меньше. Но доход может компенсироваться количеством вылетов и сложностью условий сезонной работы. Средняя месячная зарплата пилота вертолета в 2017 году с бонусами не превышала 100 000 рублей. В столице выдавали минимальное базовое жалование в 66 000-80 000. В июле максимальный доход составил 160 000. Немногим большую сумму получали в зимнее время в непростых условиях Крайнего Севера.

Средние зарплаты водителей вертолетов в некоторых регионах:

Область, край Руб./месяц
Московская 128 000
Магаданская 130 000
Приморский 150 000

Военные летчики

Зарплата военного летчика в России составляет около 110 000 рублей в месяц, но государство предоставляет им бесплатное жилье. К тому же, у военных нет такого понятия как оклад. Денежные выплаты в этой сфере строго установлены как ежемесячное довольствие, которое регламентировано Законодательством РФ.

Все начисления происходят согласно занимаемому человеком званию и присужденной должности. Чем они выше, тем на более крупные суммы денежного довольствия можно рассчитывать. Кроме этого, военным летчикам полагается получение различных надбавок и льгот, которые рассчитываются для всех, кто находится на службе.

Например, довольствие в звании майора составляет около 50 000 рублей в месяц. При совершении многократных вылетов дополнительные бонусы могут составить еще около 50 000. Также существуют специальные надбавки при работе в тяжелых климатических и погодных условиях, в районах боевых действий и так далее. Офицеры, которые в настоящее время проходят службу на истребителях в Сирии, зарабатывают от 400 000. Даже в мирное время зарплата военного пилота будет не меньше 100 000.

Летчики-испытатели составляют отдельный класс высококвалифицированных пилотов. Ввиду постоянного риска для жизни их оклады больше, чем у обычного летного персонала.

Также уровень денежного вознаграждения напрямую зависит от класса пилота: первый, второй или третий. Отдельная категория – снайперы. Такие специалисты могут совершать любые требуемые маневры даже в самых нелетных погодных условиях. Уровень зарплат у этих профессионалов наиболее высокий.

Сколько платят летчикам в мире?

Денежные вознаграждения российских авиаторов в настоящее время не дотягивают до уровня стран Европы и мира. На заработную плату иностранных летчиков влияет высокий уровень жизни за границей. К примеру, крупнейшая авиакомпания Америки предлагает своему воздушному персоналу плату в размере 30 000$ каждый месяц.

Тем не менее доходы российских пилотов выше, чем в государствах СНГ:

Страна Сумма в долларах за год
Беларусь 2 500-5 000
Казахстан 2 950
Украина 3 000-5 000, на дальние – 7 000-10 000
Китай 29 000-170 000, на Боингах – 250 000
Гондурас 30 000-50 000
США 40 000-200 000
Англия 55 000-210 000
Турция 99 000
Германия 102 000
Франция 263 000
Читайте также:
Поворот решения суда в гражданском процессе практика

Суммы месячного дохода пилотов в рейтинге крупнейших иностранных авиакомпаний опережают отечественные показатели на несколько тысяч долларов:

Название Сумма /долл.
KLM 16 000
SAS 16 800
Hawaiian Airlines 18 000-21 000
Alaska Airlines 19 000-20 000
Chengdu Airlines 25 000
Lufthansa 25 000-37 000
Air France 25 000
Delta Air Lines 25 000-33 000
American Airlines 26 000-30 000
China Southern 27 000-30 000
United Airlines 28 000-35 000

Пенсионное обеспечение

Для выхода на заслуженный отдых пилотам следует отлетать в воздухе 20 лет и иметь летный стаж 6 000 часов. У пилотесс требования меньше: 15 лет полетов над землей и не менее 4 800 часового времени. У вертолетчиков еще меньше: 3 100 у мужчин и 2 480 у женщин. Уходят на пенсию в 50-55 лет.

Пенсионные выплаты не имеют льгот по вредности профессии и формируются из: страховой части, накопительной и дополнительных выплат. В среднем по России пенсионер, проработавший всю жизнь летчиком, может получать до 40 000 рублей. Размер пенсии отставных военных больше, чем у гражданских лиц в 1,7 раз.

Перспективы профессии

В настоящее время многие авиакомпании мира испытывают дефицит в сотрудниках. Большая нехватка пилотов ощущается в региональной авиации, так как именно местные авиалинии ежегодно обеспечивают до 40% пассажирского потока. Это говорит о том, что профессия пилота сегодня и в ближайшем будущем останется востребованной. Аналитики компании «Боинг» предсказывают, что к 2040 году число пассажирских самолетов возрастет до 42 000. Всегда найдутся вакансии для пилотов, осуществляющих перевозки общего назначения: сотрудников экологических организаций, скорой помощи и так далее.

Каков предельный возраСтатья пребывания на гражданской службе

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

1 января 2017 года в законную силу вступил Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее – Федеральный закон №143-ФЗ), которым внесены изменения в федеральные законы, регламентирующие условия назначения пенсий федеральным государственным служащим.

Так, согласно новой редакции части 1 статьи 25.1 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличен с 60 лет до 65 лет. При этом, гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Срочные служебные контракты, которые заключены на 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 25 Федерального закона №79-ФЗ с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.

Одновременно Федеральным законом №143-ФЗ изменены условия назначения пенсий федеральным государственным служащим, установленные статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 3, 7 – 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 – 4 части 1 и пунктами 2 – 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 7).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 – 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Читайте также:
Ходатайство об истребовании доказательств по гражданскому делу

Согласно приложению к Федеральному закону №166-ФЗ, стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется с учетом данной нижеприведенной таблицы.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

Предельный возраст: pro et contra

Федеральным законом от 24 марта 2021 г. № 52-ФЗ внесены важные изменения в ст. 25.1 Закона о государственной службе. Как известно, предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему категории «помощники (советники)» срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий должностного лица, чью деятельность он обеспечивает. Гражданскому служащему категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок гражданской службы с его согласия может быть продлен тем, кто его назначил (но не больше чем до достижения им возраста 70 лет). Вместе с тем на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, отныне при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими 70 лет.

Согласно Конституции РФ, Президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей администрации, включая полномочных представителей. Именно данные ключевые должности в настоящее время могут замещаться без учета возраста должностного лица.

Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, сохранения опытных кадров идет не одно столетие, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. В России после революции 1917 г. отмечалось резкое «омоложение» управленцев (вспомним Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал крупными воинскими соединениями). Напротив, вторая половина ХХ в. характеризовалась длительным пребыванием чиновников на государственной службе – прежде всего руководящего состава госслужащих (период 1970–1980 гг. именовался «эпохой кремлевских старцев»).

В новейшей истории также наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010 г. Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013 г. Президент РФ Владимир Путин поднял эту планку до 65 лет, а для руководящего состава – до 70. Текущая реформа стала продолжением данного курса.

Каковы же аргументы в пользу «омоложения» управленческих кадров и против отмены предельного возраста для любых должностей? Ключевым традиционно называется повышение эффективности публичного управления.

Эффективность в данной трактовке включает как минимум три составляющие.

Первая – сменяемость власти, причем не только в персональном, но и в поколенческом плане. Обновление управленческих кадров препятствует формированию и укреплению коррупционных связей, отсекает «окружение» должностных лиц от публичных проектов, вносит дискуссию во «внутривластные» (внутриведомственные, внутрипартийные) отношения и устраняет «зашоренность» в поиске оптимальных управленческих решений.

Вторая – омоложение управленцев способствует внедрению новых технологий – как технических, так и социальных. В эпоху цифровизации и формирования «электронного государства» данный аспект эффективности управления трудно переоценить. При самых выдающихся управленческих талантах госслужащие не из «эпохи Интернета» не смогут стать «проводниками цифры», развивать «электронное государство».

Третья – длительное нахождение на публичных должностях – прежде всего руководящих, – людей одного поколения приводит к невозможности занять эти должности людьми следующего поколения. Такая ситуация разрушает социальные «лифты», что порождает оппозиционность как в широких слоях общества, так и в самом госаппарате – возникают так называемые «контрэлиты» (группы, обладающие необходимыми качествами и ресурсами для занятия элитных позиций, но не имеющие соответствующих правовых и фактических возможностей). Именно такие группы могут (и будут) стремиться к обретению власти путем смены действующей системы. Причем «демонтаж» «старой» системы государства может осуществиться и как реформа, и как «дворцовый переворот», и как революционное движение. Последние сценарии таят риски человеческих жертв, разрушения экономики и социальной системы, серьезного ухудшения жизни в стране и даже прекращения существования государства.

Очевидно, что происходящие в России корректировки законодательства о госслужбе сами по себе к подобным рискам не ведут, но явно обозначают тенденцию к сохранению опытных кадров – прежде всего руководящего звена (разумеется, с различными исключениями из общей тенденции и частичным «омоложением» управленцев низового и среднего звена).

При этом высказывается немало доводов против «омоложения» чиновничества и за отмену предельного возраста – по крайней мере, для руководящего звена. В качестве центрального аргумента выдвигают ту же эффективность публичного управления, что и в случае с «омоложением» кадров.

Читайте также:
Что такое претензия в гражданском праве

Вместе с тем эффективность трактуется принципиально иначе.

Во-первых, именно управленческий опыт видится основой результативности принятия и реализации управленческих решений. Очевидно, что человек, выполнявший те или иные действия много раз, будет делать их лучше, чем новичок. В сопроводительных материалах к поправкам в Закон о госслужбе, когда они находились в стадии законопроекта, отмечалось, что введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу.

Во-вторых, публичная служба на руководящих должностях предполагает некий карьерный путь, занимающий значительное время. Зрелые должностные лица, приближаясь к достижению предельного возраста в той или иной должности, могут оказаться в состоянии «временщиков», когда от результатов их труда, эффективности их работы ничего не зависит: через год-два они будут уволены безотносительно к ним. Даже введение правовых возможностей точечного продления полномочий для эффективных чиновников, достигших предельного возраста, на мой взгляд, проблему не решает. Такой подход ставит госслужащих в очень зависимое положение от вышестоящих должностных лиц, полностью гасит инициативу, подталкивает к конъюнктурности. В целом предельный возраст для занятия публичных должностей может рассматриваться как возрастная дискриминация, снижающая эффективность публичного управления.

В-третьих, эффективность любой деятельности во многом зависит от мотивации. Заинтересованность в занятии той или иной должности весьма зрелым чиновником нередко имеет альтруистические мотивы, является стремлением послужить обществу. Безусловно, во многих случаях нельзя не усмотреть и мотивов самовыражения, самореализации. Учитывая высокое пенсионное обеспечение госслужащих в России, сложно подозревать служащего в стремлении держаться за работу только ради материального благополучия, из-за страха нищеты и т.д.

Полагаю, что во всех перечисленных аргументах присутствует здравый смысл, а сочетание тенденций «омоложения» управленцев и сохранения опытных кадров является единственно возможным решением. Его формы должны определяться конкретной ситуацией и текущими задачами государства. Только диалектическое сочетание «молодости и опыта» способно обеспечить эффективность публичного управления, в то время как доминирование только одной из тенденций станет основой для деградации системы управления и публичной власти в целом.

И все же проблемой современной России видится не сама по себе отмена предельного возраста для руководящих кадров, а господство тенденций противоположной направленности применительно к широким слоям населения (при общем его старении). Дело в том, что руководство государства, его важнейших органов (как и различного рода элит, составляющих топ-менеджмент госкомпаний и госучреждений) в 60, 70 и даже 80 лет считается более мудрым, опытным, квалифицированным и достойным занимать любые должности сколь угодно долго. В ряде случаев, возможно, это действительно так. Одновременно с этим граждане – так называемые «представители народных масс», – работающие в бюджетной или коммерческой сферах, уже после 45–50 лет (а то и после 30) рассматриваются как «неликивид». Людям в 40–50 лет ощутимо сложнее найти работу, так называемые «новые предпенсионеры» (55–65 лет) испытывают еще большие трудности и держатся буквально за любую работу. Не лучше обстоят дела и у работающих пенсионеров, большинство которых трудятся не столько ради творческой самореализации (хотя и таких немало), сколько в связи с невысокими размерами пенсий. Подчас даже в 30–35 лет работник сталкивается с прямой или косвенной дискриминацией по возрасту: ему ставятся «в вину» якобы недостаточная энергичность, незнание некоторых современных технологий и даже «нетоварный» вид.

На мой взгляд, именно очевидные двойные стандарты оценки профпригодности в связи с достижением определенного возраста представителями «элит» и «масс» являются крайне опасной тенденцией. Безусловно, есть профессии (в частности, спортсмены), которые исключают возможность профессионального долголетия в привычном понимании (то есть с юности до старости). Вместе с тем в большинстве сфер профессиональной деятельности подходы к возрасту должны укладываться в общую тенденцию омоложения либо профессионального долголетия, а лучше всего – их разумного сочетания.

При определенном превалировании тенденции профессионального долголетия и кадрового сбережения для большинства сфер, включая публичное управление, руководящий состав может иметь некоторые привилегии в части возрастных рамок. Но эти привилегии не должны вести к так называемому «поколенческому разрыву», когда на смену пожилым руководителям приходят их дети (нередко в буквальном смысле), а не следующее профессиональное поколение.

Остается надеяться, что публичная власть (и ее органы и должностные лица, и институты гражданского общества) сможет выработать общий подход оптимального сочетания «молодости и опыта» как в публичном управлении, так и в иных сферах профессиональной деятельности. Станет ли отмена возрастных ограничений госслужащих, назначаемых президентом, началом данного пути, удастся ли распространить ценности профессионального долголетия на широкие слои населения и при этом минимизировать возникающие риски – прежде всего «поколенческого разрыва», – покажет время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: