Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.10.2022 2022-10-23

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Маркович, А. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / А. А. Маркович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (385). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84832/ (дата обращения: 19.11.2021).

В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова : дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственная служба, дисциплинарные взыскания, служебная проверка.

Государственная служба на сегодняшний день является одним из важнейших институтов социального управления государственного типа. Современный этап развития российской государственности характерен повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления.

В настоящее время система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов [58].

Важность рассмотрения сущности и содержания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена тем, что служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. В связи с этим, все совершенные ими дисциплинарные проступки оказывают негативное влияние как на дисциплину в конкретном государственном органе, но и могут затрагивать интересы всей службы в государственных органах в целом [10, с. 43].

Характерным признаком дисциплинарной ответственности выступает то, что ее меры могут быть применены к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, которое вправе назначать служащего на государственную должность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих преследуют одну важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы [11, с. 1030].

В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимаются меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

В статье 192 ТК РФ [1] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3]. Так, в ст. 57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер. Цель данного взыскания направленно на исправление поведения государственного служащего. Увольнение с гражданской службы — самое строгое взыскание в действующем законодательстве, применяемое к госслужащим.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности.

Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего.

Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем. Увольнение с гражданской службы необходимо отличать от такой категории как «освобождение от замещаемой должности». Последняя не предполагает увольнение лица с гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, а подразумевает под собой только включение лица в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурной основе.

Федеральным законом № 329-ФЗ [4] в Закон о государственной гражданской службе были введены статья 59.1, предусматривающая дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, статья 59.2, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

Так, Ю.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку при вынесении в отношении ее данного дисциплинарного взыскания не приняты во внимание ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы. Кроме того, проверка проведена с процедурными нарушениями, в состав комиссии был включен государственный служащий Т. А., который проводил ревизию дел у них в отделе и который потом проводил служебную проверку в отношении истицы, что указывает на его явную заинтересованность в исходе дела, так как ему нужно было отстоять свои выводы, сделанные при ревизии путем наложения взыскания на истицу.

Однако суд не согласился с доводом истицы указав, что ссылка на заинтересованность лиц состоявших в комиссии по служебному разбирательству, в частности, Т.А. носит предположительный характер и не нашла своего подтверждения, ввиду того, что по общему правилу под гражданскими служащими, которые могут проявлять прямую либо косвенную заинтересованность в результатах проверки, следует понимать тех лиц, которые, являясь гражданскими служащими — сослуживцами лица, в отношении которого проводится проверка, непосредственно заинтересованы в ее результатах (например, сам гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка; возможно, его непосредственный начальник (подчиненный) или потерпевшее от действия (бездействия) гражданского служащего лицо). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. Между тем истец на наличие между Ю. В. и Т. А. родственных, дружеских либо неприязненных отношений не указывала. Не является Т. А. и непосредственным начальником Ю. В.

Читайте также:
Коэффициенты для исчисления должностных окладов гражданских служащих

Кроме того, доводы истицы о том, что при назначении наказания не были учтены все ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы также не имеют правого значения. Положительные характеристики — это смягчающие вину обстоятельства, которые влияют на тяжесть наказания, а не обстоятельства, исключающие наличие состава дисциплинарного проступка. Ю.В. было назначено наказание в виде выговора, которое является вторым по тяжести взысканием перед неполным служебным соответствием и увольнением, то есть, не самое суровое наказание в норме закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. В связи с чем, оснований для признания приказа о применении дисциплинарного взыскания за его чрезмерной суровостью суд не усматривает.

Таким образом, суд пришел к выводу о принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований [7].

Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами ТК РФ заключается также в системе применения мер к государственным служащим.

Порядок применения к служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка [9, с. 119]. Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, который прямо или косвенно заинтересован в её результатах. Здесь значение приобретает такая категория как «конфликт интересов», под которой Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. Если такие действия не предпринимаются, то результаты служебной проверки не могут считаться действительными, поскольку личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с его должностными обязанностями и влияет на исход дела.

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О указано, что положения части 4 статьи 58 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, закрепляя порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливая сроки наложения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеют целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий [6].

Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:

– если служащий временно не может выйти на работу (болезни, травмы);

– если служащий находится в отпуске;

– если проводится служебная проверка;

– если служащий отсутствует на службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т. п.).

Если в течение года госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается.

При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Производство по дисциплинарным делам государственных служащих является той сферой общественной деятельности, в которой существенно затрагиваются права, свободы и законные интересы личности. Любые действия должностных лиц по возбуждению, рассмотрению дисциплинарных дел, применению мер обеспечения производства по делу, должны обеспечивать реализацию основных задач дисциплинарного производства, права и законные интересы его субъектов и участников, защиту государственного служащего от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности [8, с. 152].

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом. Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения. Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. N 104. 31.05.2003.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. N 162. 31.07.2004.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. N 266. 26.11.2011.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Березюк Евгении Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 4 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  7. Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25 сентября 2018 г. по делу № 2–5025/2018 // СПС Консультант Плюс.
  8. Лещина Э. Л. Гарантии законных прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2022. С. 151–155.
  9. Наниз А. Ю. Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих в Российской Федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2022. № 3 (56). С. 118–120.
  10. Служебно-деликтные правоотношения: монография / под ред.: Лупарев Е. Б. М.: Юрлитинформ, 2013. 296 c.
  11. Филюшина А. А., Олейникова А. Я. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 30. С. 1030–1035.
Читайте также:
Розыск ответчика в гражданском процессе

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих – это специфическая разновидность правовой ответственности, которая опосредует отношения по применению дисциплинарного принуждения уполномоченным субъектом в соответствии с требованиями закона к государственному гражданскому служащему, допустившему дисциплинарный проступок.

Правовое регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Правовое обеспечение деятельности государственных гражданских служащих, в том числе их поступления на службу, привлечения к дисциплинарной ответственности, прекращения служебных отношений и пр. осуществляется нормами специального федерального и регионального законодательства.

Следуя нормам специального федерального закона о государственной гражданской службе, при допущении лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, исполнения своих обязанностей по собственной вине ненадлежащим образом или неисполнения обязанностей (дисциплинарного проступка) влечет наложение мер ответственности дисциплинарного характера, если уголовным или административным законодательством не предусмотрены за такое деяние, соответственно, уголовная или административная ответственность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Обязанности лица, замещающего должность государственной гражданской службы, – это те должностные обязанности, которые возложены на служащего для решения задач соответствующего органа публичного управления. Когда лицо, замещающее должность государственной гражданской службы, не реализует предоставленные ему полномочия в строгом соответствии с законом, целями и задачами функционирования органа публичного управления, тогда не только не достигаются полезные для общества в целом и отдельных сфер общественной жизни результаты публичного управления, но и наносится прямой ущерб интересам общества и личности. Указанное актуализирует вопросы ответственности служащих за виновное исполнение ими своих служебных обязанностей в ненадлежащей форме или неисполнение таких обязанностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Противоправное поведение служащих может характеризоваться как уголовное или административное правонарушение либо как дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок на гражданской службе как основание дисциплинарной ответственности характеризуется следующими признаками:

  • это нарушение служащим должностных обязанностей;
  • это деяние в форме бездействия или действия;
  • это виновное деяние служащего;
  • это деяние, не представляющее общественной опасности.

Положениями специального федерального законодательства предусматриваются следующие виды взыскания как меры дисциплинарной ответственности служащих:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, о его неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение служащего.

Необходимо отметить, что приведенные меры дисциплинарной ответственности в отношении гражданских служащих законом определены исчерпывающе. Однако порядок их расположения в статье не предусматривает необходимости их последовательного применения: применяемое взыскание определяется тяжестью допущенного гражданским служащим проступка и иными обстоятельствами.

За допущение служащим одного проступка в отношении него может применяться только одно взыскание. Здесь важно подчеркнуть, что на тот период, пока в отношении служащего нанимателем проводится проверка по вопросу допущения дисциплинарного проступка, он может быть отстранен от службы. Такое отстранение в качестве дисциплинарного взыскания рассматриваться не может.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Относительно процедуры применения взыскания к служащему, допустившему дисциплинарный проступок необходимо отметить следующее:

  • взыскание за дисциплинарный проступок применяется к служащему, по общему правилу, непосредственно после того, как такой проступок был обнаружен;
  • взыскание за дисциплинарный проступок не может быть применено к служащему позднее одного месяца с момента, когда такой проступок был обнаружен. Из этого срока исключаются периоды уважительного отсутствия на службе служащего (например, отпускной период, период временной нетрудоспособности и пр.). Кроме того, исключению из этого срока подлежит и период проверки. Однако, в любом случае, служащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности позже, чем через шесть месяцев со дня совершения проступка, а если проступок был обнаружен в ходе или по результатам аудиторской или иной проверки финансово-хозяйственной деятельности органа, то позднее двух лет с момента совершения проступка;
  • применению взыскания за дисциплинарный проступок служащего обязательно предшествует предложение нанимателя служащему дать соответствующие объяснения. Служащий при этом не лишен права отказаться от дачи таких объяснений. Если служащий воспользовался своим правом отказаться от дачи объяснений, нанимателем составляется соответствующий акт о таком отказе. Необходимо отметить, что факт отказа служащего от дачи письменных объяснений не выступает препятствием для применения в отношении него мер дисциплинарной ответственности;
  • применению взыскания за дисциплинарный проступок всегда предшествует проверка;
  • итоги проверки доводятся до сведения лица, представляющего нанимателя и инициирующего проверку, в виде заключения в письменной форме подразделения органа публичного управления по кадровым вопросам, правового подразделения и профсоюза и пр.
Читайте также:
Какие бывают договоры в гражданском праве

Меры дисциплинарной ответственности применяют исходя из тяжести дисциплинарного проступка, степени вины служащего, обстоятельств совершения деяния, составляющего проступок, итогов реализации служащим своих обязанностей.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.
Читайте также:
Соглашение о подсудности в гражданском процессе

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 – Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.
Читайте также:
Гражданский брак раздел имущества Россия

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Ответственность государственных служащих.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» – «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читайте также:
Ходатайство о допросе эксперта в гражданском процессе

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.
Читайте также:
Выдача дубликата исполнительного листа по гражданскому делу

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Встречный иск

Особенным видом защиты ответчика является встречный иск.

По уже возбужденному в суде гражданскому делу ответчик подает свой иск к истцу. Важным условием принятия встречного иска является то, что встречные требования должны быть связаны с первоначальными. И повлекут отказ в удовлетворении требований первоначального истца. Также они должны быть заявлены по схожим основаниям.

Встречный иск позволяет быстро и, что немаловажно, объективно рассмотреть спор между сторонами в суде. За образец встречного иска можно взять любое исковое заявление (о расторжении договора, о признании сделки недействительной и т.п.), в котором указать о его предъявлении именно в качестве встречного иска.

Встречный иск

Пример встречного искового заявления

ВСТРЕЧНЫЙ ИСК

В производстве Минусинского городского суда находится гражданское дело № 2-0254/2022 по иску Сергеевой А.П. к Сергееву И.А. о выселении бывшего члена семьи собственника. В обоснование требований истец ссылается на то, что я, как бывший муж, после расторжения брака перестал быть членом ее семьи. И утратил право пользования жилым помещением.

Считаю, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку дом по адресу: г. Минусинск, ул. Алоэ, дом 335 был приобретен нами в период брака на совместно нажитые денежные средства. Он является совместной собственностью супругов. Дом был оформлен только на Сергееву А.П., поскольку на момент покупки я работал вахтовым методом и не мог присутствовать при заключении сделки. От своих прав на совместное имущество я не отказывался, ранее не заявлял о правах, поскольку со стороны истца никаких препятствий в проживании не было.

При ознакомлении с исковыми требованиями о выселении я хочу заявить встречный иск о разделе имущества после развода – жилого дома по адресу: г. Минусинск, ул. Алоэ, дом 335 — и признании за мной права собственности на ½ долю в праве на этот дом.

Читайте также:
Бесплатное оказание юридической помощи в гражданском процессе

Поскольку удовлетворение встречного иска полностью исключит удовлетворение первоначального иска, между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению спора, считаю необходимым заявить свои требования в форме встречного иска.

Руководствуясь статьями 131-132, 137-138 ГПК РФ,

  1. Принять встречный иск Сергеева Ивана Алексеевича к Сергеевой Алевтине Петровне о разделе совместно нажитого супругами имущества, а именно жилого дома по адресу: г. Минусинсск, ул. Алоэ, дом № 335, и признать за Сергеевым И.А. право собственности на ½ долю в праве собственности на жилой дом по адресу: г. Минусинск, ул. Алоэ, дом 335, признать за Сергеевой А.П. право собственности на ½ долю в праве собственности на жилой дом по адресу: г. Минусинск, ул. Алоэ, дом 335

Подача встречного иска

Встречный иск – это по сути отдельное исковое заявление. Поэтому, предъявление встречного иска происходит по правилам, указанным в ГПК РФ для подачи искового заявления . Право на предъявление такого иска суд разъясняет ответчику на стадии подготовки к судебному рассмотрению.

При разбирательстве исков в судах первой инстанции предъявление встречного иска может происходить на любых стадиях до вынесения решения. Если встречный иск не был принят судом, ответчик вправе предъявить свои требования в виде самостоятельного иска. Не допускается подача встречного иска на стадиях апелляционного или кассационного обжалования, на стадии обжалования в порядке надзора.

Встречный иск оптимально предъявить на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству. Заранее стоит направить встречный иск ответчику. Если подать его в судебном заседании непосредственно, суд может отказать. Не переносить заседание, чтобы предоставить участвующим в гражданском деле лицам время для подготовки. А именно отказать — подавайте иск отдельно.

Рассмотрение дела при подаче встречного иска в этом же судебном заседании возможно, когда спор не вызывает больших затруднений, встречный иск сторона направила заранее, представлены все необходимые доказательства по гражданскому делу. Однако на практике такие случаи очень редки.

Вне зависимости от подсудности требований, заявленных во встречном иске, встречный иск подается и рассматривается в том суде, где разрешается основной иск. В качестве исключения можно привести ситуацию, когда первоначальный иск рассматривает мировой судья, а при подаче встречного иска изменилась подсудность. Тогда гражданское дело суд направит в районный для разрешения спора.

Совместное рассмотрение основного и встречного исков служит гарантией объективности рассмотрения дела и исключает возможность принятия судом отдельных решений, противоречащих друг другу. Удовлетворение встречного иска несет за собой уменьшение размера заявленных первоначально требований. Либо отказ в удовлетворении основного иска. Не исключается и принятие мирового соглашения сторонами, как по начальному, так и по встречному иску в процессе разрешения спора.

Условия принятия встречного иска

Существую некоторые условия принятия встречного иска. К ним относятся:

  • встречное требование предъявлено в противовес первоначальному
  • удовлетворение встречного иска в полной мере либо частично исключает полное удовлетворение первоначального иска
  • иски взаимосвязаны и их общее рассмотрение способствует более эффективному разрешению спора и принятию верного решения судом

Как правило, встречный иск суд примет к рассмотрению, если он делает невозможным удовлетворение первоначального требования. При несоблюдении вышеуказанных условий суд вправе не принять встречный иск к рассмотрению. Причем определение суда по этому вопросу самостоятельному обжалованию не подлежит.

Рассмотрение встречного иска

После принятия встречного искового заявления суд рассматривает все требования совместно. Стороны, их процессуальное положение, при этом не меняются, истец остается истцом, а ответчик – ответчиком. Суд дополняет бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу, предлагает сторонам представить свои доводы по новым обстоятельствам, которые необходимо будет выяснить.

При вынесении решения суд указывает на удовлетворение (отказ в удовлетворении требований) как по первоначальному, так и по встречному иску. Обычно это выглядит следующим образом: «Исковые требования Иванова к Петрову удовлетворить. Взыскать … Во встречных исковых требованиях Петрова к Иванову отказать» или «Встречные исковые требования Петрова к Иванову удовлетворить. Признать … В исковых требованиях Иванова к Петрову отказать».

Однако возможны ситуации, когда суд отказывает и в первоначальных и во встречных исковых требованиях. Или частично удовлетворяет требования обоих сторон. Невозможна только ситуация, когда суд удовлетворит требования и истца, и ответчика, поскольку это будет противоречить самой сути встречного иска.

20 вопросов по теме

Можно ли во встречном иске подать на моральный ущерб?

Во встречном иске можно заявить требования о компенсации морального ущерба, если: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

Жена подала на алименты, но не подала на развод. Могу ли я подать встречный иск о расторжении брака?

Алименты могут быть взысканы и без расторжения брака. Такие требования не будут встречными по смыслу положений статьи 138 ГПК РФ, поэтому суд не примет их от вас в виде встречного иска. Однако вы можете подать свой иск самостоятельным заявлением.

На меня подали (МинОбороны) в суд (выселение со служебной.квартиры). Заседание назначено. Я пенсионер, но меня местная власть не ставит на учет нуждающихся в жилье, нарушая ЖК ст.51 ч.1 п.1. Мне надо доказать свое право, т.е. подать иск на местную администрацию. Можно ли назначенное заседание, где я ответчик, каким либо образом отложить, чтобы я вначале защитила свои права, как истец?
Как я поняла, надо подать ходатайство. А какую причину указать? Ведь это не встречный иск. А какой? И на какие статьи Гражданского процессуального кодекса РФ мне ссылаться?

Читайте также:
Соглашение о подсудности в гражданском процессе

В вашем случае предъявление требований к местной администрации не будет встречным иском, поскольку такой иск никак не связан с первоначальным и никак не повлияет на решение суда. В вашем случае нужно подавать самостоятельный иск к местной администрации.

Скажите, пожалуйста, за встречный иск надо платить госпошлину?

Госпошлина при подаче встречного иска оплачивается точно также, как и при подаче обычного иска.

Управляющая компания подала иск на уплату задолженности за коммунальные услуги за проданную квартиру. Но у нас есть справка об отсутствии задолженности которую выдал МФЦ при продаже квартиры. Не знаем откуда взялась эта задолженность. Можем мы подать встречный иск?

Даже не представляю какой встречный иск нужно готовить в этой ситуации. Вам нужно просто со всеми имеющимися квитанциями обратиться в управляющую компанию для сверки всех расчетов.

Компания по вывозу тко подала иск о взыскании задолженности. Совершенно не согласны с расценками. Как правильнее и эффективнее готовиться к судебному заседанию: предъявить встречный иск,возражение или изложить свою точку зрения непосредственно в ходе судебного заседания ?

Обязательно составьте возражение на иск, если не согласны с расценками. Устные пояснения суд тоже учтет, но письменный вид предпочтительнее. Встречный иск предъявляется тогда, когда у Вас есть какие-то требования, удовлетворение которых исключит требования истца. Например, признать договор незаключенным, недействительным и т.п.

гражданин подал иск о признании права пользования жилым помещением в котором на протяжении более десяти лет не проживал. могу ли я подать встречный иск о признании его утратившим право пользования данным жилым помещением?

Анастасия, условия принятия судом встречного иска мы указали и на первый взгляд в таком случае они есть. Подача встречного иска — действенный способ защиты прав. И требования — взаимоисключающие. Поэтому суд будет вынужден принять решение по каждому, в т.ч. встречному, требованию.

Мать подала иск о лишении бывшего мужа отцовства. Можно ли в том же процессе рассмотреть встречный иск об уменьшении размера алиментов по ст. 70 СК ввиду появления в новом браке других детей?

Иск о лишении отцовства не связан с уменьшением алиментов, поэтому суд вряд ли примет такой встречный иск. И даже если речь идет о лишении родительских прав, а не отцовства, то все равно целесообразно подать иск на уменьшение выплат по алиментам отдельно, по правилам подачи иска в суд.

Заказал услугу по перевозке вещей из квартиры в квартиру. Диспетчер озвучила стоимость услуги, исходя из перечисленного мной количества и состава вещей. Услуга не была оказана полностью (вещи не были распакованы и расставлены, как договаривались) и на момент оплаты сумма услуги возросла вдвое. Я отказался оплатить , предложил обсудить сумму на следующий день в офисе фирмы, получил отказ, а теперь на меня подали в суд. Хочу выдвинуть встречный иск, потому что пришлось нанимать других людей для распаковки и расстановки вещей (без чека и договора).Могу ли я в таком случае включить во встречный иск потраченную сумму, если нет документа, подтверждающего оплату?

Вы можете подать встречный иск о защите прав потребителя, признав услуги некачественными и выполненными не в полном объеме. Но только в том случае, если Вы заключали письменный договор или у Вас есть иные доказательства оказания услуг и достижения договоренности об объеме услуг, которые Вы заказали и намеревались оплатить. И в этот иск можно включить сумму, которую пришлось заплатить другим исполнителям, но обязательно предоставив чек и договор. Без документа об оплате нет смысла включать какие-то суммы во встречный иск. Но поскольку Вы вообще не оплатили услуги Исполнителя (из Вашего вопроса), то и убытков у Вас не возникло. И тогда смысла включать такие требования в иск нет. Доказывайте, что в объем услуг не вошла распаковка и отказывайтесь оплачивать эту услугу.

Здравствуйте. На последнем заседании судья не приняла встречный иск. Вынесла решение. Встречный иск подавать самостоятельно в этот же суд? Рассматривать его будет тот же судья?

Нет, сейчас встречный иск утрачивает такой признак, как «встречность». И подавать его нужно по общим правилам с учетом подсудности. Как правило, это местожительство ответчика. Если это тот же суд, то судью могут назначить и этого же, и другого.

Как написать встречное исковое заявление

Встречный иск — это исковое заявление, подаваемое в рамках уже существующего судебного дела ответчиком по первоначальному требованию к истцу. Оно основывается на претензиях ответчика к истцу по первоначальному иску.

У ответчика по делу есть право высказать собственные претензии не только в форме отзыва, но и предъявить отдельную просьбу об удовлетворении своих требований, если для этого есть основания. Рассмотрим, как подать встречный иск в гражданском процессе, но аналогичное право есть и у участников арбитражного и административного судопроизводства.

Когда подавать

В суде первой инстанции встречный иск может быть предъявлен до удаления суда в совещательную комнату (ст. 137 ГПК РФ) — фактически в любое время процесса, до момента вынесения окончательного решения.

Читайте также:
Ходатайство о допросе эксперта в гражданском процессе

В апелляционном порядке ответчик вправе предъявить требования, только если суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции (ч. 6 ст. 327 ГПК РФ, позиция ВС РФ).

Юристы рекомендуют подавать встречное заявление на исковое заявление максимально рано, желательно — на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (это самое первое заседание суда). В противном случае рассмотрение спора может затянуться. В частности, судья вправе отложить разбирательство, чтобы предоставить сторонам время для подготовки с учетом предъявления новых требований и вскрытия обстоятельств по делу (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ №13 от 26.06.2008).

Кто вправе подать

В Гражданском процессуальном кодексе указано, что подача встречного иска допускается только при наличии требований у ответчика к истцу. Если ответчик только возражает против требований, но сам от него ничего не требует, подавать такой документ не нужно, достаточно написать отзыв и изложить соображения со ссылками на факты и, желательно, нормы права.

Кто не вправе

В соответствии со ст. 244.14 ГПК не допускается предъявление претензий к первоначальному истцу по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа. Таким образом, по всем другим делам такие права у ответчика есть.

Где рассматриваются

Стороной по делу предъявление встречного иска в гражданском процессе производится в рамках уже существующего дела — тому судье, который рассматривает первоначальный иск (ч. 2 ст. 31 ГПК РФ).

Если судебное производство находится у мирового судьи, а встречные исковые требования подсудны районному суду, все равно необходимо направить исковое к мировым судьям. Если они примут документы, то передадут дело на рассмотрение по подсудности (ч. 3 ст. 23 ГПК РФ).

Бумажный документ направляйте почтой или подавайте в канцелярию. Для этого рекомендуется ознакомиться с правилами подачи документов, которые опубликованы на сайте судебного органа.

Для электронной версии действует общий порядок — подача через личный кабинет на сайте ГАС «Правосудие».

Требования к исковому заявлению

Существует установленный порядок подачи встречного иска по гражданскому делу, который нужно соблюдать обязательно. Так, судья примет его, только если (ст. 138 ГПК РФ) выполнен ряд требований.

  1. Такое требование направлено к зачету первоначального требования. Например, истец просит взыскать неустойку за просрочку оплаты работ, а подрядчик предъявляет неустойку за задержку выполнения ремонта. В случае если контрагент уже подал исковое заявление, другая сторона вправе прекратить свое обязательство зачетом, только подав собственную претензию в рамках уже начатого судопроизводства (см. позицию ВС РФ, ВАС РФ). Нужно соблюсти и другие обязательные для зачета условия.
  2. Удовлетворение встречного иска и первоначального одновременно разрешается только в части, но не полностью. Например, нередко судьи встают на сторону граждан, получивших кредит в спорах с банками, признавая пункты договоров недействительными и снижая размер задолженности.
  3. Претензии взаимосвязаны и их совместное рассмотрение приведет к оперативному и справедливому рассмотрению дела.

При установлении досудебного порядка урегулирования спора судебный орган примет претензию только при условии его соблюдения. Этот вывод следует из толкования ст. 137 ГПК. При отсутствии доказательств соблюдения такого порядка в пакете документов судебный орган вправе вернуть встречное исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ (Апелляционное определение Новгородского областного суда от 31.05.2017 по делу №33-1142/2017).

Как написать

В ГПК РФ отдельно не указано, как написать встречное исковое заявление, так как правила его составления стандартные для исковых. Действуют общие нормы, установленные в ст. 137 ГПК РФ. Есть и специфические особенности: в названии документа необходимо указать, что он подается в рамках другого дела и к первоначальному истцу. Стоит указать номер дела и фамилию судьи.

Включите в иск сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. Рекомендуем указать также, какие есть условия для предъявления встречного иска.

Подпись и дата на бланке ставятся в обязательном порядке. Представитель признается уполномоченным на это действие только в том случае, если оно прямо оговорено в его доверенности (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).

Пример встречного иска

Какие документы приложить к заявлению

Обязательные приложения указаны в ст. 132 ГПК РФ. Во-первых, это документ об уплате госпошлины. Кроме того, приложите уведомление о вручении или иной документ, который подтверждает, что лицам, участвующим в деле, направлены копии всего пакета документов при отсутствии их полностью или частично (в этом случае они предоставляются в соответствующей части) у данных лиц. Для электронной версии эти правила тоже действуют.

Судебные расходы

Государственная пошлина рассчитывается в соответствии со ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ. На официальных сайтах судов размещены специальные калькуляторы (к примеру, на сайте Черемушкинского районного суда Москвы).

Как долго рассматриваются документы

В соответствии со ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ срок гражданского судопроизводства ограничивается двумя месяцами с момента поступления заявления в судебный орган. Срок может быть продлен еще на месяц. Срок продлевается при изменении изначальных требований (ст. 39).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: