Бесплатное оказание юридической помощи в гражданском процессе

Бесплатная юридическая помощь (БЮП)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться и в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

В соответствии со ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи консультируют граждан, а также составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

Читайте также:
Отзыв на кассационную жалобу по гражданскому делу

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Кроме того, адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что региональным законодательством могут быть дополнительно предусмотрены иные категории граждан, которые вправе получать бесплатную юридическую помощь, а также случаи, по которым такая помощь может быть оказана.

Ряд адвокатских палат разместили на своих сайтах информацию о порядке предоставления бесплатной юридической помощи адвокатами в их регионах. Ссылки на разделы о бесплатной юридической помощи на сайтах региональных адвокатских палат размещены на сайте ФПА РФ в разделе «Адвокатские палаты субъектов РФ».

Бесплатная юридическая помощь

Что такое бесплатная юридическая помощь

Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи – одна из важнейших социальных задач государства.

В целях ее реализации 21 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Он направлен на создание условий для получения бесплатной юридической помощи малоимущими и иными социально незащищенными категориями граждан.

Реализация государственной политики в сфере оказания бесплатной юридической помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона):

издаются законы и иные нормативные правовые акты, в том числе расширяющие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи;
определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и его компетенции;
определяется порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации;
определяется размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.

Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) определены категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

Читайте также:
Подлог документов по гражданскому делу

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав
и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в регионе. [Якорь]

Дополнительные категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Куда обратиться за бесплатной юридической помощью

Список центров бесплатной юридической помощи

Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) не предусматривает оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством (см. статьи 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

Читайте также:
Деликтоспособность в гражданском праве

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), которым устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов.

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ).

В каждом субъекте Российской Федерации определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. На официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Минюста России) размещена информация о данных органах в разделе «Бесплатная юридическая помощь»

Читайте также:
Представление и истребование доказательств в гражданском процессе

Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

Перечень документов, необходимых при обращении за бесплатной юридической помощью

При обращении за бесплатной юридической помощью гражданину необходимо иметь при себе пакет документов, подтверждающих его право на получение такой помощи. Поскольку организация деятельности участников систем бесплатной юридической помощи относится к компетенции субъектов Российской Федерации и регулируется принятыми во исполнение Федерального закона нормативными актами субъектов, перечень необходимых документов может несколько отличаться в различных регионах. Более подробная информация – на сайтах территориальных органов Минюста России.

Как получить юридическую помощь бесплатно?

Во Всероссийский день бесплатной юрпомощи получить ее сможет каждый. При этом и в другие дни юридические бюро, клиники и центры, правозащитные организации и юрфирмы, адвокаты и нотариусы помогают гражданам безвозмездно

1 июня пройдет Всероссийский день бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам». Проводится он по инициативе Федеральной палатой адвокатов РФ дважды в год и приурочен ко Дню российской адвокатуры (31 мая) и Дню юриста (3 декабря). В этот день любой гражданин сможет получить безвозмездную квалифицированную юрпомощь.

ФПА РФ направила в адвокатские палаты субъектов РФ письма, в которых рекомендовала разместить на сайтах палат и коллегий адреса и графики приема граждан в этот день с учетом действующих в регионах ограничений из-за распространения коронавируса, а также номера телефонов, по которым можно получить юридическую консультацию.

При этом бесплатную юридическую помощь (БЮП) можно получить и в другие дни.

Кто вправе рассчитывать на БЮП круглогодично?

Бесплатную помощь могут получить и физические, и юридические лица. Но нужно учитывать, что государственные организации оказывают ее гражданам с низкими доходами или находящимся в трудной жизненной ситуации: ветеранам ВОВ, инвалидам I и II групп, гражданам пожилого возраста. Полный список указан в ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ; п. 3 ст. 7 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1.

Негосударственные организации сами определяют категории граждан, которые могут к ним обратиться за бесплатной помощью. Но преимущество все же отдается малообеспеченным и находящимся в трудной ситуации.

БЮП: как помогут?

Бесплатная юридическая помощь не отличается от платной: это консультации в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и даже судебное представительство. Но есть нюансы.

Государственные организации и адвокаты помогают только в конкретных ситуациях: в спорах по защите прав потребителей и прав на имущество, некоторых трудовых и семейных спорах, вопросах предоставления мер социальной поддержки. Полный перечень дан в ч. 2 ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ.

Негосударственные организации сами определяют виды БЮП. Они могут как расшить список, так и сузить его, выбрав одно направление.

Кто оказывает БЮП и где ее можно получить?

Узнать о местах, куда следует обращаться за бесплатной юридической помощью, можно на сайте Министерства юстиции. Но нужно иметь в виду, что информация на сайте не обновлялась с июня 2014 г., поэтому ниже мы подробно расскажем о том, где окажут безвозмездную помощь.

1. Государственные юридические бюро помогают бесплатно тем, кому такая помощь положена по закону: ветеранам, инвалидам, малоимущим, усыновителям, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Список бюро есть на сайте Минюста.

2. Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь только тем категориям граждан, которые перечислены в ст. 20 Закона о БЮП. Списки адвокатов, которые готовы бесплатно помочь, публикуются на сайтах адвокатских палат регионов. Вот, например, список адвокатов, принимающих граждан в Москве. Список адвокатских палат субъектов РФ, их контакты и информация о БЮП доступны на сайте ФПА РФ.

3. В установленных законом случаях участие адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве оплачивается за счет средств федерального бюджета, т.е. его помощь будет бесплатной для подзащитного. Например, обязательное назначение защитника предусмотрено, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним, не может самостоятельно осуществлять свою защиту в силу физических или психических недостатков (ч. 4 ст. 16; ч. 5 ст. 50; ч. 1 ст. 51 УПК РФ).

4. Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь и консультируют по вопросам совершения нотариальных действий. У них можно, например, получить ответы на вопросы по наследственным делам, по документам, связанным с семейным правом (соглашения об алиментах и порядке общения с ребенком, брачные договоры и др.), предприниматели могут проконсультироваться по корпоративным вопросам.

5. Негосударственные центры БЮП работают за счет помощи политиков, благотворительных организаций и фондов. Список центров опубликован на сайте Минюста. Но нужно иметь в виду, что обычно в них поступает много обращений, и юристы не всегда могут оперативно реагировать на запросы.

6. Правозащитные общественные организации созданы для того, чтобы бесплатно защищать права граждан. Чаще такие организации специализируются на определенных вопросах. Например, Комитет против пыток создан для осуществления общественного контроля за проблемой жестокого обращения с людьми сотрудников правоохранительных органов и оказания профессиональной юрпомощи жертвам пыток. Организация «Русь Сидящая» призвана оказывать помощь осужденным и их семьям. Правозащитная группа «Агора» объединяет юристов-правозащитников, работающих по резонансным делам о нарушении прав человека. Союз комитетов солдатских матерей России занимается защитой прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей.

Читайте также:
Права и обязанности специалиста в гражданском процессе

7. Центры помощи жертвам насилия оказывают бесплатную юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. В них могут проконсультировать по вопросам развода, алиментов, определения места жительства ребенка и общения с ним, установления и оспаривания отцовства, лишения и ограничения в родительских правах, снятия с регистрационного учета и выселения. Среди таких центров: «Насилию.нет», «Ты не одна», «Консорциум женских НКО», Кризисный центр помощи женщинам и детям.

8. Беременные женщины могут получить бесплатную юридическую помощь в кабинетах медико-социальной и правовой помощи, а также в центрах медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие кабинеты и центры создаются в медицинских организациях. Беременные женщины могут получить устную и письменную консультацию по вопросам прав женщин на меры социальной защиты (поддержки) и по трудовым вопросам. Им расскажут, как обратиться в суд за защитой прав, обжаловать решения органов государственной власти и местного самоуправления 1 .

9. Юридические фирмы нередко ведут дела на условиях pro bono, т.е. бесплатно. Они сами устанавливают критерии, по которым отбирают дела, но количество их обычно небольшое. Как правило, предпочтение отдают малоимущим людям и некоммерческим организациям, помогающим гражданам с низким доходом, определенной категории дел (защита от семейного насилия, дискриминации на работе) или социально значимым спорам.

10. На базе высших учебных заведений часто создаются юридические клиники. Вузы сами определяют перечень вопросов и лиц, которые могут обратиться за бесплатной юридической помощью. Оказывают ее студенты старших курсов. Но они консультируют и составляют документы под присмотром куратора – практикующего юриста, который оценивает их работу.

«Бесплатность» помощи может быть лишь приманкой

Поступают ли вам звонки с незнакомых номеров? Представьте – вы берете трубку, и разговор начинается со слов: «Согласно Федеральному закону “О бесплатной юридической помощи” вы имеете право на…», после этого вам предлагают задать вопрос и получить бесплатную консультацию. Компании-обманщики привлекают людей «бесплатностью», а потом навязывают доверчивым гражданам свои услуги, за которые им приходится платить.

В таких ситуациях следует применять критическое мышление: разберитесь, зачем организации оказывать вам помощь бесплатно. Одно дело, если она создана для таких целей и существует на средства грантов или пожертвований. Другое – если это коммерческая организация, которая использует бесплатную юридическую помощь лишь как маркетинговый инструмент привлечения клиентов. Попытка решить свои проблемы с ее помощью может оказаться сомнительной затеей.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 17 февраля 2020 г. № 69н/95н «Об утверждении Порядка оказания медицинскими организациями услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам в период беременности».

Право на квалифицированную юридическую помощь

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

И это не просто декларативная норма, данное положение означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи.

Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно:

  • обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи;
  • установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии;
  • осуществлять финансирование деятельности лиц, оказывающих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.

Под квалифицированной юридической помощью в данной статье Конституции РФ подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав свобод и законных интересов. Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости и самоуправления. Однако надо признать, что для значительной части населения нашей страны возможность воспользоваться услугами адвоката реально не всегда может быть обеспечена, в том числе и по причинам финансового характера. Но при этом, разумеется, адвокатура – это далеко не единственный элемент правозащитной системы общества, в которую помимо нее входят государственные правоохранительные органы, аппараты Уполномоченных по правам человека, юридические фирмы, частнопрактикующие юристы, а также многочисленные правозащитные общественные организации. Кроме того, в случае возникновения спора можно в целях урегулирования конфликта обратиться к независимому посреднику (медиатору) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Наконец, в целях выработки оптимального механизма по реализации политики государства в области оказания гражданам квалифицированной бесплатной юридической помощи в порядке эксперимента в десяти регионах нашей страны работали государственные юридические бюро. Их деятельность была признана успешной и учтена при разработке и принятии Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ». Основная идея принятого закона заключается в создании правовых условий для формирования в РФ эффективной государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан. Законом предусмотрено, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться как через существующие адвокатские образования, так и через систему государственных юридических бюро, а также органами государственной власти. При этом круг лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь, шире, чем это предусмотрено действующим Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Кроме того, существует негосударственная система бесплатной юридической помощи. Учитывая очень высокий уровень профессионализма сотрудников и высокое качество юридических услуг, оказываемых правозащитными общественными организациями, существование такой возможности решения правовых проблем граждан в нашей стране представляется совершенно необходимым. Также бесплатная юридическая помощь может быть оказана гражданам в: – аппарате Уполномоченного по правам человека; – различных общественных приемных и центрах, существующих в том числе при Ассоциации юристов России; – студентами так называемых юридических клиник при вузах под руководством преподавателей; – приемных политических партий и отдельных депутатов. Наконец, прокурорам предоставлено право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и по вопросам, перечисленных, например, в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, как представляется, выбор для граждан есть, и необходимо активно своими правами пользоваться. С дополнительной информацией по теме можно ознакомиться в брошюре «Государственные общежития: проблемы приватизации». Пермь, 2012.Станислав Шестаков, юрист некоммерческой организации «Пермский фонд содействия ТСЖ» Источник: некоммерческая организация «Пермский фонд содействия ТСЖ» Материалы по теме

Читайте также:
Полномочия суда апелляционной инстанции в гражданском процессе

Категории граждан, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

В соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи путем обращения в Государственное юридическое бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:

1) пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости;

2) граждане, получающие пенсию за выслугу лет или страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;

3) граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

4) граждане, приобретшие в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях” право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили;

5) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

6) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

7) одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иные лица, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) без матери.

Право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем обращения в Государственное юридическое бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:

1) неработающим инвалидам III группы;

2) ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;

3) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях” право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили;

4) беременным женщинам, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам;;

Читайте также:
Печать юридического лица гражданский кодекс

5) гражданам, признанным в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, установлением и взысканием пособия по безработице;

6) гражданам, награжденным нагрудным знаком “Почетный донор России”;

7) детям, не достигшим возраста 16 лет, их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Мировое соглашение в суде общей юрисдикции: подписывать или нет?

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

Практически каждому человеку по тем или иным причинам приходится сталкиваться с гражданским судопроизводством. Причинами для обращения в суд могут послужить ненадлежащее качество оказанных услуг, дорожно-транспортное происшествие, неисполнение денежных обязательств, споры между супругами при расторжении брака и т. д.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством производство по гражданскому делу может быть окончено несколькими способами:

  • вынесение судебного решения (исковые требования при этом могут быть удовлетворены полностью или в части либо истцу может быть отказано в их удовлетворении) (ч. 1 ст. 194 ГПК РФ);
  • окончание определением о прекращении производства по делу (ст. 220 ГПК РФ).

В последнем случае производство по гражданскому делу может быть прекращено по различным причинам, например, при отказе истца от иска или если аналогичный спор между теми же сторонами уже был разрешен в судебном порядке. В случае смерти гражданина, являющегося одной из сторон, если спорное правоотношение не допускает правопреемства, или в случае ликвидации организации производство по делу также прекращается судом. Кроме того, законодатель предоставил участникам процесса право разрешить конфликт путем заключения мирового соглашения.

Следует отметить, что мировое соглашение между истцом и ответчиком всегда является наиболее благоприятным завершением спора: только в этом случае в равной мере учтены интересы каждой из сторон, что редко происходит при вынесении решения судом. Поэтому процент обжалований мировых соглашений стремится к нулю – и истец, и ответчик обычно удовлетворены исходом дела и намерены придерживаться компромиссного решения.

По юридической силе определение об утверждении мирового соглашения приравнивается к решению суда (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ). В определение обычно полностью переносится текст заключаемого сторонами соглашения. Такой судебный акт вступает в силу по истечении 15 календарных дней с момента его утверждения судом (ст. 331-332 ГПК РФ).

Как правило, стороны приходят к согласию до вынесения решения судом первой инстанции, однако законодатель не лишает участников процесса возможности обжаловать вынесенный судебный акт и утвердить мировое соглашение в апелляционной инстанции (ст. 326.1 ГПК РФ). Более того, это можно сделать и на стадии исполнительного производства (ч. 2 ст. 439 ГПК РФ).

Не стоит бояться подписывать мировое соглашение, однако текст данного документа должен быть правильно составлен. Рассмотрим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке мирового соглашения.

Прежде всего, этот документ должен быть законным, то есть ни одно из его положений не может противоречить нормам действующего законодательства. Кроме того, мировое соглашение не должно нарушать права и законные интересы третьих лиц (ст. 39 ГПК РФ). Одновременно с этим соглашение должно быть заключено только в отношении предмета искового заявления, то есть если стороны, например, при расторжении брака в суде делят имущество, то мировое соглашение в рамках данного спора не может содержать в себе положений, определяющих порядок общения с ребенком отдельно проживающего родителя. Иначе суд откажет в его утверждении, даже если обе стороны на этом настаивают.

Второе требование, предъявляемое к мировому соглашению, заключается в том, что оно должно быть исполнимым. Это означает, что в случае недобросовестного поведения одной из сторон и уклонения ее от исполнения своих обязательств по мировому соглашению другая сторона сможет получить исполнительный лист и восстановить свои права с помощью судебных приставов.

При этом следует отметить, что если соглашение противоречит требованию законности (например, предусматривает исполнение обязательства за счет третьих лиц), суд сразу укажет на это, и у сторон будет возможность подкорректировать текст. С неисполнимым же мировым соглашением ситуация складывается значительно сложнее.

Напомню, что вопрос о выдаче исполнительного листа, если одна из сторон отказывается исполнять мировое соглашение добровольно, решается в судебном заседании, в том же суде, где оно утверждалось (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ). При этом суд далеко не всегда удовлетворяет подобные требования.

Так, например, невозможно получить исполнительный лист, если условиями соглашения предусмотрено, что одна из сторон в будущем обязуется продать, предположим, квартиру или иное имущество, а часть вырученных от сделки денег – передать другой стороне. С учетом того, что действующее законодательство не предусматривает возможности понуждения лица к отчуждению его имущества, в данном случае стороне, которой по соглашению причитаются денежные средства, остается надеяться только на добросовестность второй стороны. Если у ответчика остался непогашенный долг перед истцом, в мировом соглашении следует просто прописать требование о выплате определенной суммы. Иначе можно остаться у разбитого корыта.

Аналогичным образом дело обстоит, если по мировому соглашению сторона обязуется в будущем приобрести какое-либо имущество, а затем передать его другой стороне. Нужно иметь в виду, что возможность понуждения кого-либо к приобретению имущества законодателем также не предусмотрена.

Читайте также:
Альтернативная подсудность гражданских дел

Также следует обратить внимание, что если мировое соглашение предполагает какие-либо взаимные обязательства сторон, то они должны быть прописаны очень подробно, с указанием мельчайших деталей. Четко и недвусмысленно должно быть изложено, кто в какой срок и в каком порядке должен совершить определенное действие. В противном случае, скорее всего, возникнут проблемы с получением исполнительного листа при недобросовестном исполнении обязательств.

Приведем пример такого неудачного соглашения.

А обратился к Б с иском о разделе совместного имущества супругов. В браке было приобретено нежилое помещение 1-Н, право собственности на него в равных долях принадлежит А и Б. Также у них есть несовершеннолетний ребенок. Суд удовлетворил иск, возбуждено исполнительное производство, где А является взыскателем, а Б – должником.

После этого стороны заключили мировое соглашение, в котором предусмотрено, что А отказывается от получения средств по исполнительному производству и обязуется отозвать исполнительный лист в отношении Б в течение 10 дней с момента подписания мирового соглашения.

В свою очередь, Б обязуется передать А сумму в размере 3 млн руб. не позднее шести месяцев с момента подписания мирового соглашения, при этом денежные средства являются целевыми и передаются для приобретения квартиры для ребенка.

Также соглашением установлено, что А передает Б по договору дарения право собственности на 1/2 долю нежилого помещения 1-Н. В день подписания договора дарения стороны закладывают денежные средства в размере 3 млн руб. в банковскую ячейку, которые в день получения Б свидетельства о праве собственности на 1/2 долю указанного нежилого помещения извлекаются из банковской ячейки и передаются А.

После утверждения мирового соглашения А действовал добросовестно и отозвал исполнительный лист. Потом он ждал шесть месяцев, однако Б денежные средства так и не передал.

А обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на данные денежные средства, однако суд ему отказал, поскольку из соглашения следует, что перед этим он обязан передать по договору дарения право собственности на 1/2 долю нежилого помещения 1-Н.

Анализируя текст такого соглашения, можно однозначно сказать, что обязательства А в части отказа от получения средств по исполнительному производству и отзыва исполнительного листа и обязательства Б в части передачи суммы в размере 3 млн руб. не позднее шести месяцев с момента подписания мирового соглашения являются взаимными обязательствами. Поэтому истец не сможет получить исполнительный лист до того, как будет заключен договор дарения (и соответственно, у ответчика появится обязанность внести деньги в банковскую ячейку), а ответчик не сможет обязать истца заключить данный договор.

Для того чтобы соглашение было исполнимым, его следовало бы максимально упростить и конкретизировать. Например, следующим образом.

Стороны пришли к соглашению, что совместно нажитое имущество супругов состоит из помещения 1-Н. и делится между сторонами в следующем порядке:

На основании настоящего Соглашения в индивидуальную частную собственность стороны Б переходит 1/2 доля нежилого помещения 1-Н, принадлежащая стороне А.

На основании настоящего Соглашения Сторона Б обязуется выплатить Стороне А компенсацию в размере 100% от рыночной стоимости принадлежащей ей 1/2 доли нежилого помещения 1-Н, что составляет 3 млн руб.

Выплата указанной в п. 2 настоящего Соглашения компенсации осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет, открытый Стороной Б на имя несовершеннолетнего ребенка А и Б [указать реквизиты счета], в течение 10 календарных дней с момента утверждения судом настоящего Соглашения.

Стороны пришли к соглашению, что обязательным основанием для регистрации перехода права собственности на имущество, указанное в п. 1, в пользу Стороны Б, является банковский документ, подтверждающий исполнение Стороной Б обязательств, указанных в п. 3 настоящего Соглашения. Отсутствие такого документа является основанием для отказа в регистрации перехода права собственности.

Сторона А отказывается от получения средств по исполнительному производству и обязуется отозвать исполнительный лист в отношении Стороны Б в течение 10 дней с момента регистрации перехода права собственности на 1/2 доли нежилого помещения 1-Н, принадлежащую Стороне А, в пользу Стороны Б.

Существуют две основные причины подписания неисполнимого мирового соглашения. Первая – это низкий уровень правовой грамотности лица, готовившего текст мирового соглашения. Второй причиной является умышленное недобросовестное поведение стороны, составлявшей текст документа. Как правило, при неисполнении мирового соглашения негативные последствия возникают только для стороны, ожидающей исполнения обязательства.

Резюмирую: если есть возможность разрешить судебную тяжбу миром, это стоит сделать. Но при подготовке мирового соглашения рекомендую прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Если же текст документа составлен противоположной стороной, от подписания мирового соглашения также не стоит отказываться, но при этом следует обязательно проверить его на предмет законности и исполнимости.

Интервью

Значение мирового соглашения в разрешении конфликтов хозяйствующих субъектов, нюансы процесса заключения и исполнения решений и ряд других малоизвестных вопросов, например: сколько раз можно заключать мировое соглашение по одному делу, мы попросили осветить адвоката Рейзера Илью Геннадьевича.

В. Арбитражные суды еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству обязаны всячески содействовать примирению сторон и «принять меры для заключения ими мирового соглашения», руководствуясь принципом, что лучшее сражение – то, которого не было.

Однако что если подписанием и утверждением мирового соглашения не удается закончить процесс?

О. Институт мирового соглашения имеет уже достаточно долгую и яркую историю, он является неотъемлемой частью российского арбитражного процесса: глава 15 Арбитражного процессуального кодекса «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» появилась еще в самой первой редакции документа и с тех пор менялась лишь незначительно.

По общему правилу, мировое соглашение прекращает спор между сторонами (полностью или в части), и лишает их права инициировать судебное разбирательство по тем же основаниям и аналогичному предмету.

Суд прекращает производство по делу, и, казалось бы, это означает, что мировое соглашение сторонами спора может быть заключено лишь один раз.

Читайте также:
Обжалование заочного решения в гражданском процессе

В. Так ли это на практике? Насколько реально убедить стороны закопать топор войны и кто это может сделать?

О. Согласно положениям АПК, за задачей судопроизводства в арбитражных судах является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (пункт 6 статьи 2 Кодекса).

Говоря проще, деятельность судей должна быть направлена не только и не столько на разрешение конфликтов между участниками экономической деятельности, сколько на установление атмосферы мира в деловом мире, ведь судебное разбирательство – это крайняя стадия открытого конфликта между сторонами, и суды, понимая это, должны воздействовать на стороны с тем, чтобы помочь им решить конфликт без такого противостояния.

В АПК эта мысль повторяется множество раз: суд должен проявлять активность, всячески содействуя примирению стороны, от самого начала до самого конца процесса: фактически, начиная с первого раза, когда судья встречается со сторонами (на этапе подготовки дела к судебному разбирательству), и заканчивая уже исполнительным производством.

На это в Кодексе сделан особый акцент: суды любой инстанции бьются за примирение сторон до последнего.

Еще один важный момент: на стадии подготовки к судебному разбирательству суд выясняет у сторон, проводились ли какие-либо действия по примирению до начала процесса, тем самым выявляет вопросы, по которым может быть достигнуто соглашение сторон.

Итак, предположим, что суду удалось справиться с задачей, стороны ходатайствуют об обращении к суду или к посреднику для мирного урегулирования спора, суд выносит определение об отложении судебного разбирательства или перерыве в судебном заседании для примирения сторон.

В. Расскажите о практике примирительных процедур

О. Институт примирительных процедур более развит на Западе: российское бизнес-сообщество относится к нему с большой долей недоверия: все-таки, исполнение того, о чем стороны договорятся, происходит добровольно.

Есть в этом доля неоправданного скептицизма: ведь АПК защищает стороны с помощью механизма принудительного исполнения мирового соглашения в случае необходимости.

Однако, так или иначе, стороны удалось посадить за стол переговоров: с медиатором или судьей, или даже без названных лиц истец и ответчик смогли договориться.

Как свидетельство окончания примирительных процедур стороны заключают мировое соглашение.

И здесь начинаются трудности. Во-первых, до последнего времени не была до конца ясна правовая природа этого документа, легальной дефиниции нигде не давалось, и юристы довольно активно спорили по вопросу, считать ли мировое соглашение сделкой и применять ли к нему все правила о сделках из Гражданского кодекса.

Точку в этом споре (забегая вперед, скажем, что и во многих других) поставило Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 “О примирении сторон в арбитражном процессе” (далее – Постановление №50).

Тогда еще существовавший Высший арбитражный суд разъяснил, что «мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора».

Казалось бы, раз уж мировое соглашение – это сделка, то и оспаривать ее можно отдельно. Однако пункт 21 Постановления №50 гласит, что «оспаривание утвержденного судом мирового соглашения (части 1, 5 статьи 141 АПК РФ) отдельно от оспаривания судебного акта, которым мировое соглашение утверждено, невозможно».

Подобная практика была и до выхода Постановления №50, например, ФАС Восточно-Сибирского округа указывал, что мировое соглашение является процессуальным действием арбитражного суда, поэтому пересмотр мирового соглашения возможен лишь путем обжалования заинтересованным лицом определения о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения в установленном законом порядке.

Довод истца (в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия)) о том, что мировое соглашение является гражданско-правовой сделкой и может быть оспорено отдельно, ФАС ВСО отклонил как основанный на неправильном толковании материального и процессуального права (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2011 по делу N А58-3951/10).

Таким образом, в случае прохождения процедуры утверждения мирового соглашения судом у недовольной стороны остаются два варианта: подать жалобу на соответствующее определение суда или же (при наличии соответствующих обстоятельств) подать заявление о пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам).

Также могут возникнуть трудности с третьими лицами, которые принимают участие в процессе. Как разумно отмечено в п.11 Постановления №50, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора вправе участвовать в заключении мирового соглашения, так как такое третье лицо вступает в дело практически как истец.

Споры вызывает п. 12 Постановления №50, согласно которому, третьи лица без самостоятельных требований также вправе выступать участниками мирового соглашения.

Такая позиция является в корне неверной, третьи лица без самостоятельных требований привлекаются к процессу лишь потому, что решение по данному делу может повлечь для них определенные последствия, они не являются сторонами спорного правоотношения.

Следовательно, суд в своем определении, утверждающем мировое соглашение, не вправе, к примеру, обязать третье лицо исполнить обязательства ответчика за него.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, не может участвовать в принятии мирового соглашения, так как не может ни признать иск, ни отказаться от него.

В данном случае немаловажно отметить, что право на обжалование судебного акта есть не только у участников процесса, в том числе и третьих лиц, но и субъектов, чьи права были затронуты решением суда (см. например, Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2013 по делу N А12-457/2013).

И тут мы приходим к пониманию, что утверждение мирового соглашения – это далеко не всегда точка в споре между сторонами.

В. Возможно ли обращение в кассационную инстанцию в случае несогласия с мировым соглашением одной из сторон?

О. Рассматривая первый вариант действий сторон, а именно обращение в суд кассационной инстанции с заявлением об отмене определения суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу, следует иметь в виду, что в данном случае описывается странная, хоть и не редкая ситуация: стороны заключили мировое соглашение, договорившись о мирном разрешении спора, суд надлежащим образом соглашение утвердил, однако одна из сторон пошла это решение оспаривать.

Проблема заключается в том, что стороны мирового соглашения обязаны составить его таким образом, чтобы не нарушить предписания закона, а также чьи-либо права и законные интересы, что и обязан проверить суд.

На данном этапе и возникают проблемы: стороны согласуют какое-либо условие, а суд пропускает в нем нарушение требований закона или ущемление прав граждан.

Читайте также:
Деликтоспособность в гражданском праве

Таким нарушением может быть не учтенный корпоративный конфликт, который привел к ущемлению прав одного из учредителей (см. Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2014 N Ф05-1006/2014 по делу N А40-39447/13-152-379); неучтенная инфляция и ограничение способов выплаты задолженности при значительном периоде отсрочки платежей кредитору (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2014 N Ф09-9960/12 по делу N А07-19173/2010) или, к примеру, неучтенная судом первой инстанции информация от третьих лиц (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2015 N Ф07-292/2015 по делу N А56-35789/2012).

Также не стоит забывать о широких границах действия принципа диспозитивности: даже когда стороны подписали мировое соглашение, истец или ответчик вправе без объяснений причин заявить ходатайство об отзыве мирового соглашения, если суд несмотря на этот факт, соглашение утвердит, вышестоящий суд такое решение отменит (см. Постановление ФАС Московского округа от 27.03.2014 N Ф05-1848/2014 по делу N А41-59580/13).

Необходимо отметить также важность чисто технических вопросов, так, суд может «потерять» часть мирового соглашения и утвердить другой текст, это – безусловное основания для отмены определения суда об утверждении мирового соглашения (см. например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2014 по делу N А39-4314/2013).

Вторая проблема может быть связана с обратной ситуацией: стороны попытались утвердить мировое соглашение с нарушениями закона, суд в утверждении такого соглашения правомерно отказал.

У сторон в данном случае есть право обжаловать такое определение суда (см. например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2014 по делу N А39-3735/2013), а есть возможность выработать новое, уже законное, мировое соглашение.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту “Кредитный договор с банком”, где подробно объясняется что делать в случае спора с ним.

Или узнать здесь как подать жалобу на определение суда

Что такое особое производство в арбитражном суде, рассказано в этой статье:

В. А в случае новых или вновь открывшихся обстоятельств?

О. Ситуация с оспариванием определения суда первой инстанции об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу встречается не так часто, однако имеет большую важность.

В данном случае суду кассационной инстанции каждый раз необходимо тщательно проверять, являются ли заявленные в жалобе обстоятельства новыми или вновь открывшимися.

К сожалению, бывают случаи, когда инициатор такого производства вынужден доходить до кассационной инстанции, чтобы доказать свою правоту (см. например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015 N Ф07-2623/2014 по делу N А56-67812/2013).

Напомним, что при пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам процесс фактически начинается сначала и стороны вновь вправе переходить к примирительным процедурам и заключать мировое соглашение.

В. Получается что по одному делу может быть несколько мировых?

О. Постановление №50 наряду с удовлетворением участников хозяйственной деятельности вызвало и споры.

К примеру, в пункте 23 Постановления говорится о возможности сторон заключить несколько мировых соглашений: «по смыслу части 1 статьи 139 АПК РФ, в случае если после утверждения судом мирового соглашения стороны заключили новое мировое соглашение, изменяющее условия первоначального мирового соглашения, ранее утвержденного судом (в частности, по вопросам отсрочки, рассрочки исполнения обязательства), и обратились в суд с ходатайством о его утверждении, такое мировое соглашение может быть утверждено судом.

При этом в определении об утверждении нового мирового соглашения должно быть указано, что судебный акт, которым утверждено первоначальное мировое соглашение, не подлежит исполнению (абзац шестой части 7 статьи 141 Кодекса)».

Это и вправду нонсенс, ведь, как мы уже говорили, суд, утверждая мировое соглашение, прекращает производство по делу. Исковое производство завершается окончательным актом, содержащим полное решение по делу: определение суда об утверждении мирового соглашения.

Стороны могут изменить содержание соглашения лишь путем обращения в суд кассационной инстанции в месячный срок.

Другой вопрос, что после искового производство начинается производство исполнительное: и уже в рамках судебного исполнительного производства должник и взыскатель вправе заключить новое мировое соглашение, изменяющее условия первого.

Так, стороны могут изменить способ взыскания, утвердить иной график взыскания, предусмотреть рассрочку, взыскатель может и вовсе отказаться от своих требований, и это будет абсолютно законно, ведь исковое производство de jure и de facto закончилось, а значит, суд вправе утвердить новое соглашение с оговоркой, что первое мировое соглашение исполнению не подлежит.

Таким образом, мы приходим к неожиданному выводу, что мировых соглашений по одному спору между сторонами может быть заключено несколько.

Мы начали нашу беседу с мудрой мысли о сражении, а закончим известной русской пословицей: Худой мир лучше доброй ссоры.

Смысл пословицы таков: любой мир, даже если мир ненадёжный, плохой, всегда лучше ссоры.

Есть надежда что с развитием российского общества роль мирового соглашения займет лидирующую роль в разрешении конфликтных ситуаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: