Где регистрируют право собственности на земельный участок

Как я оформила землю в собственность

Которую выделило государство 30 лет назад

Моей бабушке принадлежит садовый участок — его ей выделило государство еще в 80-х годах. Но никаких документов о праве собственности не было.

Я помогла бабушке оформить землю в собственность по закону. В этой статье расскажу, что для этого нужно, где взять документы и сколько времени займет весь процесс.

В вопросе оформления земли важны нюансы, поэтому в случае с вашей землей порядок действий и результат может быть другим.

Дач больше нет

После написания этой статьи, 1 января 2019 года, вступил в силу федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон вывел из законодательства понятие «дача». Вместо дачных участков теперь будут садовые и огородные участки, вместо дачников — садоводы и огородники.

Но невозможно так просто отказаться от знакомого с детства слова. Поэтому в статье используются слова «дача», «дачник» и «дачная амнистия». Порядок действий и все перечисленные законы остались в силе.

Законы о земле — это сложно. В законах о земле невозможно разобраться обычному человеку. Нужные статьи находятся в нескольких десятках федеральных законов и нормативных актов. Чтобы их найти, понять и выбрать те, что будут работать именно в вашем случае, понадобится помощь юриста, специализирующегося на земельном праве.

Эта статья — частный случай и личный опыт автора, а не юридическая консультация. В вашем случае все может оказаться иначе.

О каких земельных участках идет речь

В 80-х годах государство и крупные предприятия бесплатно давали своим работникам земельные участки. Моим бабушке и дедушке тоже выделили шесть соток в Саранске. Сделку скрепили рукопожатием дедушки и чиновника из администрации, а землю записали на бабушку. Сейчас дедушки уже нет, а бабушка до сих пор сажает на этой земле картошку и лук.

Если разбираться детально, землю предоставляло не государство, а садоводческое товарищество. Государство выделило ему большой кусок земли, который разделили на участки и раздавали гражданам. Наш участок тоже находится в садоводческом товариществе и предназначен для садоводства.

Однажды соседи по даче рассказали, что скоро все неоформленную землю заберет государство и отдаст олигархам на коттеджи. Бабушка схватилась за сердце. Неподалеку в самом деле располагается коттеджный поселок, который постепенно приближается к нашему садоводческому товариществу.

Пришлось отложить дела и заняться оформлением.

Зачем оформлять бабушкину землю в собственность

Если затянуть с оформлением права собственности на землю, потом оформить его не получится. Или это будет сложнее и дороже.

Если нет никаких документов на участок, основные доказательства права на землю — объяснения дачника и свидетельские показания соседей. Если тот, кому выделили участок, умрет, спросить вообще будет не у кого. Останется надеяться на хорошего юриста, который придумает, как распутать эту ситуацию.

Если документы о выделении земли остались, оформить землю будет проще. Но если владельца участка не станет, то по дачной амнистии это сделать уже не получится. Нужно будет обращаться в суд. Расходы возрастут, и времени на оформление уйдет больше.

Даже если ваш участок находится в глуши, зарос кустами и никому не нужен, подумайте еще раз. Может быть всякое: соседи захотят расшириться, государству понадобится именно этот участок, чтобы построить дорогу или жилые дома.

Если вам земля не нужна, возможно, ваши дети или внуки захотят построить на ней дом. Но наследовать неоформленный земельный участок нельзя — наследники могут получить его, только если сейчас оформить право собственности на землю.

Дачная амнистия или суд

В советское время вся земля в стране принадлежала государству. Землю давали только в бессрочное пользование или в пожизненное наследуемое владение. У многих сохранились подтверждающие документы: постановление, решение, распоряжение муниципального органа о предоставлении участка, выписка из земельной шнуровой или похозяйственной книги.

Те, у кого есть такие документы, могут оформить землю в упрощенном порядке — по дачной амнистии. Она распространяется на землю, которую государство выделило до 30 октября 2001 года.

Дачная амнистия — это бесспорный порядок. То есть никто не спорит, что государство выделило землю именно вам.

Раз есть документ на землю, даже выданный много лет назад в СССР, то государство соглашается, что земля ваша, и разрешает оформить ее в собственность быстро и недорого. Для этого в Росреестр нужно представить документы, которые подтверждают право на землю.

По дачной амнистии можно узаконить не только землю, но и постройки на ней: дом, гараж, баню. Но это отдельная тема, и там другие требования. На нашем участке расположен летний дом, но мы собираемся его демонтировать и строить новый, поэтому право собственности на дом не оформляли.

В случае моей бабушки постановления о выделении участка или чего-то подобного не сохранилось. Поэтому дачная амнистия не подошла. Участок принадлежит городу до тех пор, пока я не докажу обратное. Получается, есть спор между бабушкой и городом, а кто прав, может решить только суд. Пришлось собирать документы и объяснять в суде, что бабушка имеет на землю право.

По закону дачная амнистия действует до 1 марта 2022 года. Оформить земельный участок в садоводческом товариществе через суд можно до 31 декабря 2022 года. Поэтому я решила поторопиться.

Членство в садоводческом товариществе

Единственный документ, который у нас сохранился и мог помочь, — членская книжка. Она подтверждала, что бабушка действительно была членом садоводческого товарищества и платила взносы.

Еще в книжке было указано, что за бабушкой закреплен участок под номером 38. Этого документа было недостаточно, чтобы оформить землю без суда, но в суде он сыграл основную роль.

Читайте также:
Как узнать право собственности на земельный участок

У садоводческого товарищества есть право собственности на имущество, которое находится на его территории, в том числе на земельные участки. Члены товарищества вправе бесплатно получить в собственность участок для садоводства и огородничества. Это право не зависит от даты вступления в товарищество.

Земельный участок, который могут получить в собственность члены садоводческого товарищества, должен соответствовать определенным требованиям:

  1. Он должен быть образован из участка, который предоставили товариществу до 30 октября 2001 года.
  2. Земельный участок должен быть распределен члену товарищества по решению общего собрания.
  3. Участок не должен быть изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Такое бывает, когда государство решает, например, построить дорогу через садоводческое товарищество. Тот участок, который затронет дорога, государство резервирует в установленном порядке и запрещает производить с ним любые действия.

Бабушкин участок находился в садоводческом товариществе рабочих и служащих Мордовского научно-исследовательского института «Наука». Это товарищество было ликвидировано, а в 2016 году создано вновь и зарегистрировано как правопреемник товарищества, действовавшего в 80-е годы.

Если бы товарищество не реорганизовали, шансы получить землю были бы минимальными.

Оформление земельного участка мы начали с разговора с председателем садоводческого товарищества. Мы показали ему бабушкину старенькую членскую книжку, и нам взамен дали новую. Еще мы взяли копии учредительных документов товарищества. Через несколько дней председатель товарищества подготовил протокол о выделении бабушке ее участка.

Схема земельного участка

Росреестр знает только о тех участках, которые поставлены на кадастровый учет и размежеваны, то есть у которых измерены точные координаты углов. С точки зрения государства, бабушкин участок не существовал. На публичной кадастровой карте его не было.

Чтобы подготовить заявление о предоставлении земельного участка, нужна его схема. На ней будет указано, какой участок имеется в виду, какая у него площадь и где конкретно он находится.

Схема — это чертеж участка в уменьшенном виде на кадастровом плане территории. Ее можно сделать самостоятельно, но я обратилась в организацию по землеустройству. Специально обученный человек — кадастровый инженер — приехал на место с необходимым оборудованием и составил схему бабушкиного участка.

Чтобы составить схему, не нужны никакие документы, кроме гражданского паспорта. Для дальнейшего оформления понадобится еще и межевой план, который тоже делает кадастровый инженер. За оба этих документа я заплатила 3570 рублей.

Заявление в администрацию города

Земля бабушки находится на территории Саранска. Это значит, что ситуацию с неоформленным правом собственности сначала нужно объяснить в администрации города Саранска. Ее же нужно попросить предоставить земельный участок бесплатно. Это необходимо для того, чтобы в иске подтвердить, что мы приняли все меры для оформления участка в собственность в порядке, предусмотренном земельным кодексом. По закону администрация города вправе бесплатно предоставить участок по заявлению заинтересованного лица.

Если пропустить этап обращения к администрации, суд оставит исковое заявление без движения, потому что нет доказательств нарушения прав.

В департаменте перспективного развития уже были бланки заявлений на разные случаи, в том числе и на случай моей бабушки. Я просто заполнила недостающую информацию о заявителе и об участке.

Заявление рассматривается бесплатно за 14 дней. Ответ могут отдать на руки или отправить почтой — на выбор. Я выбрала почту. Ровно через две недели пришел отказ. Теперь можно было обращаться в суд.

Исковое заявление об обязании предоставить земельный участок

Дальше нужно было готовить документы в суд: иск об обязании администрации Саранска предоставить земельный участок. Это очень важный момент, так как от наличия всех необходимых документов и доказательств будет зависеть исход дела.

Исковое заявление нужно подавать в суд муниципального района, в котором находится участок. В моем случае это Октябрьский районный суд Саранска.

Подтверждающие документы. Чтобы суд удовлетворил иск, к нему нужно приложить максимум документов, которые подтверждают право на землю. Это:

  1. Учредительные документы садоводческого товарищества: устав, свидетельство о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, протокол о назначении председателя.
  2. Документы, подтверждающие, когда и как садоводческому товариществу была выделена земля, в составе которой находится спорный участок. Эти документы можно попросить у председателя СНТ или у соседей, они одинаковые для всех.
  3. Схема земельного участка.
  4. Отказ администрации города предоставить земельный участок бесплатно.
  5. Членская книжка садоводческого товарищества.
  6. Протокол садоводческого товарищества о выделении земельного участка.

Аналогичные дела. Так как земля находится на территории садового товарищества, скорее всего, кто-то уже обращался с аналогичными требованиями. Чтобы узнать результат, нужно зайти на сайт суда муниципального района, на территории которого расположен участок.

Для этого на сайте суда в разделе «Судебное делопроизводство» нужно выбрать «Поиск информации по делам». В графе «Участник» необходимо ввести наименование садового товарищества.

В списке дел, скорее всего, будут решения по аналогичным искам. Мотивировочную часть решения можно взять за основу для подготовки искового заявления, если обстоятельства дела совпадают.

Что писать в иске. В своем исковом заявлении я описала, какому садовому товариществу была выделена земля, на которой находится бабушкин земельный участок, кому и когда был выделен этот участок. Написала, что у бабушки есть членская книжка, которая подтверждает, что бабушка — член садоводческого товарищества.

Еще я указала, что бабушка все время обрабатывала участок: на нем растут плодовые деревья и кустарники.

Затем я написала об обращении в администрацию города, попросила суд признать незаконным их отказ и бесплатно предоставить бабушке в собственность земельный участок.

Читайте также:
Как оформить парковочное место в собственность

Также в исковом заявлении нужно указать фамилии, имена, адреса и номера мобильных телефонов соседей по даче, чтобы суд мог вызвать их на заседание.

Госпошлина. Для подачи искового заявления об обязании предоставить участок нужно заплатить государственную пошлину — 300 рублей.

Третье лицо. Садоводческое товарищество, на территории которого находится участок, необходимо вызвать в суд в качестве третьего лица. Это участник гражданского дела, который не заявляет самостоятельных требований, но решением суда могут быть затронуты его интересы. Третье лицо вправе давать объяснения в заседании, задавать истцу и ответчику вопросы, получить копию решения суда и обжаловать его.

Поскольку земля находится на территории садоводческого товарищества, только оно может подтвердить, что бабушка действительно является его членом, платит взносы и обрабатывает землю.

Рассмотрение дела. Первое заседание — предварительное. С собой нужно принести оригиналы всех документов, которые вы приложили к иску. Судья посмотрит все документы, сверит копии с оригиналами, скажет, если чего-то не хватает, и назначит основное заседание.

На судебное заседание нужно пригласить соседей по даче. Об этом я узнала из решений по аналогичным делам на сайте суда. Судья уточнил у них, нет ли споров по границам участка, как долго они знают бабушку и что растет на нашем участке.

Дело было рассмотрено в одном заседании, не считая подготовительного. Представитель администрации города против иска возражал. Председатель садоводческого товарищества не возражал и подтвердил все наши доводы. В итоге суд удовлетворил иск и обязал администрацию города Саранска бесплатно предоставить бабушке в собственность земельный участок

В общей сложности с момента подачи иска до вынесения решения прошел месяц. Еще месяц потребовался на вступление решения в законную силу. Администрация города решение суда не обжаловала.

Еще одно обращение в администрацию, межевой план и регистрация права

После того как решение вступит в законную силу, нужно опять подать в администрацию города заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Но на этот раз уже есть решение суда. Поэтому нужно потребовать у администрации выполнить это решение и предоставить земельный участок.

Через 14 дней я получила постановление о предоставлении земельного участка. Это самый главный документ. Участок уже почти бабушкин.

С постановлением администрации я еще раз обратилась к кадастровому инженеру, чтобы он подготовил межевой план. Это документ, который содержит полную информацию по конкретному земельному участку: местоположение границ, площадь и другие параметры. Межевой план изготавливается на компакт-диске и в печатном виде.

Осталось зарегистрировать право в Росреестре. Для регистрации права собственности понадобится постановление из администрации города, межевой план на диске и квитанция об оплате госпошлины — 300 рублей.

На основании постановления администрации государственный регистратор оформит право собственности, а все сведения о новом участке возьмет из межевого плана. Всю эту информацию регистратор внесет в единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН .

Результат: сроки и стоимость

На оформление земельного участка в собственность бабушки ушел год. Я обратилась к председателю садоводческого товарищества в апреле 2017 года. Исковое заявление в суд подала 4 сентября 2017 года, а решение суд вынес 10 октября 2017 года. 21 марта 2018 года в Росреестре зарегистрировали право собственности на земельный участок.

В сумме я заплатила 4170 рублей: 3570 рублей за схему и межевой план, 300 рублей госпошлины в суде и 300 рублей госпошлины в Росреестре.

мои расходы на схему, межевой план и госпошлины

Мы сэкономили на доверенности, потому что моя бабушка участвовала во всех делах и вместе со мной ходила в суд, в администрацию города и в МФЦ . С доверенностью получится немного дороже.

Запомнить

  1. Если в советские времена вашим родственникам выделили земельный участок, на него необходимо оформить право собственности. Это можно сделать в упрощенном порядке по дачной амнистии или через суд.
  2. Чтобы оформить землю в собственность, нужно собрать все имеющиеся документы на участок и отнести их в МФЦ . Там подскажут, какой способ оформления подойдет в вашем случае.
  3. Если возможен только судебный порядок, до суда нужно составить схему участка, а затем попросить муниципальную администрацию предоставить участок в вашу собственность.
  4. После получения положительного решения суда муниципальная администрация обязана исполнить решение и предоставить участок. Для регистрации права собственности понадобится межевой план.

“Единственный документ, который у нас сохранился и мог помочь, — членская книжка. Она подтверждала, что бабушка действительно была членом садоводческого товарищества и платила взносы.
Еще в книжке было указано, что за бабушкой закреплен участок под номером 38. Этого документа было недостаточно, чтобы оформить землю без суда, но в суде он сыграл основную роль.” – странно, что членской книжки было недостаточно, чтобы администрация предоставила участок в собственность, а не оформила отказ.
Точнее не так: да, в администрацию недостаточно принести только членскую книжку с заявлением о предоставлении участка. Но с помощью членской книжки можно запросить у председателя необходимые документы – землеотводный документ о выдаче земли товариществу, план всего товарищества, решение о создании товарищества (копия протокола о создании товарищества или выписка из этого протокола), документ, доказывающий членство в товариществе (справка о членстве, выписка из протокола общего собрания о включении гражданина в члены товарищества или копия этого протокола). Если у председателя нет этих документов, он или член товарищества может запросить их в архивах. Затем оформляем схему участка на кадастровом плане территории.
Полученные документы подаем в администрацию с заявлением о предоставлении участка в собственность бесплатно.
Пишу не просто так: таким способом оформили участок мой отец. Потом соседи. Самарская область. Без помощи юриста не обошлось, но и в суд мы не ходили, т.к. администрация не отказала. Просто странно, что автор сразу указал, что участок без суда не оформить.

Читайте также:
Выделение части дома из общей долевой собственности

10 вопросов дачников: ответы БТИ и Росреестра

Генеральный директор Московского областного БТИ Роман Ларин и эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко ответили на самые актуальные вопросы читателей «Российской газеты» о регистрации и строительстве дачных домов, теплиц и других объектов.

Нужно ли регистрировать теплицы?

Специалисты из БТИ и Росреестра ответили так:

Необходимость регистрации хозпостроек, в том числе теплиц и сараев, зависит от назначения участка.

«Если земля предназначена для ведения огородничества, то на таких участках не допускается возведение объектов капитального строительства. Значит, все хозпостройки (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения) не могут быть возведены как капитальные — на прочном фундаменте.

Вывод: если на огородных участках появятся теплицы на капитальном фундаменте, то их придётся сносить, если на садовых — регистрировать.

Нужно ли регистрировать маленький садовый домик, в котором живут только летом?

Да, строение носит все признаки садового дома, который используется для временного проживания. Однако процедура носит заявительный характер.

Зачем дачную амнистию снова хотят продлить? Сколько сегодня неоформленных дач?

«Ни у Росреестра, ни у Кадастровой палаты таких данных нет. Информация о том, сколько не зарегистрированных индивидуальных домов и дач, должна быть у органов местного самоуправления.

С какими основными сложностями собственник может столкнуться при регистрации старых домов и строений, если дачную амнистию не продлят?

Сплошь и рядом крыльцо дома практически смотрит в забор соседнего участка. Не соблюдались также особые условия использования территорий, например, есть жилые строения, попадающие в зону аэропортов, линий электропередач, природоохранных зон.

Существуют нарушения по видам разрешенного использования земельных участков. В ряде случаев параметры построенных домов выходят за установленные Градостроительным кодексом нормы: не более 3 надземных этажей и не более 20 метров в высоту. Во всех этих случаях оформить дом в собственность будет невозможно».

Да, в соответствии с действующим законодательством, право приобретения в собственность находящихся на праве аренды земельных участков возникает только у собственников зданий, строений, сооружений, находящихся на этом участке. Гражданин обязан сначала завершить строительство и зарегистрировать право на дом. Только после этого он сможет выкупить землю.

Какие еще строения, помимо домов и дач, подпадают под дачную амнистию?

За какой период гражданин должен построить дом?

Если строение возвели по правилам, то органы местного самоуправления сами подают документы на регистрацию в Росреестр. При таких правилах от регистрации объектов недвижимости нельзя уклониться, иначе объект сочтут самовольной постройкой и постановят его снести.

Можно ли исключить из ЕГРН полуразвалившиеся строения, которые не стоят того, чтобы платить за них налог?

«Исключить из ЕГРН объекты, право на которые зарегистрировано в заявительном порядке, можно только в случае уничтожения, гибели объектов.

Можно ли построить два дома на одном участке? Или один придётся сносить?

Если же «земельный участок физически не позволяет построить на нем второй жилой дом, так как не будут соблюдены необходимые отступы от границ, иные нормы и правила (например, противопожарные), то один из домов порекомендуют снести. Но можно попробовать признать право на второй дом в судебном порядке».

Могут ли у собственника изъять землю?

Участок могут изъять и в случае, когда землю не используется по целевому назначению. К примеру, участок выделен для ведения сельского хозяйства, а там построили магазин, или деятельность, которая организована на участке, наносит вред окружающей среде (например, работает автомойка).

Какой земельный участок надо выбрать, чтобы можно было строить на нём дом и разводить огород для личных нужд?

Что можно делать на землях ИЖС?

  • строить жилой дом (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более трех, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для проживания);
  • разбивать огород для выращивания сельскохозяйственных культур для личного пользования;
  • размещать индивидуальные гаражи и хозяйственные постройки.

Что можно делать на землях ЛПХ?

  • построить жилой дом,
  • выращивать сельхозпродукцию,
  • размещать гаражи и иных вспомогательные сооружения,
  • содержать сельскохозяйственных животных.

Статья 16. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки единого института развития, иные объекты недвижимого имущества единого института развития

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в наименование статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

Статья 16. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки единого института развития, иные объекты недвижимого имущества единого института развития

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

1. Отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с указанным в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решением межведомственного коллегиального органа передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации или в отношении которых принято одно из решений межведомственного коллегиального органа, указанных в пунктах 2, 2.2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не является препятствием для:

Читайте также:
Прописка в долевой собственности без согласия

1) принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям;

2) принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений об изъятии объектов недвижимого имущества, закрепленных за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

3) подписания уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и единым институтом развития передаточного акта, предусмотренного подпунктом “в” пункта 1 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона;

4) утратил силу с 1 марта 2015 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 2 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 401-ФЗ

5) внесения Российской Федерацией земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, включая земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, в отношении которых единый институт развития выступает агентом Российской Федерации, в качестве вклада в уставный капитал единого института развития в жилищной сфере либо в качестве вклада в имущество единого института развития в жилищной сфере, не увеличивающего его уставный капитал;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ часть 1 статьи 16 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

6) государственной регистрации права собственности единого института развития в жилищной сфере на передаваемые ему из федеральной собственности земельные участки, иные объекты недвижимого имущества.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

1.1. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, в отношении которых приняты указанные в пунктах 2, 2.2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение межведомственного коллегиального органа, в объеме, необходимом в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ этих земельных участков не являются препятствием для:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

1) выдачи (направления) выписок из Единого государственного реестра недвижимости о таких земельных участках;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ пункт 2 части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

2) принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи, и государственной регистрации права собственности единого института развития на передаваемые ему из федеральной собственности земельные участки, иные объекты недвижимого имущества;

3) утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 1.2 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

1.2. В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предусмотренные пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи, должны содержать:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 1 части 1.2 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

1) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых принято указанное в пунктах 2 и 2.2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение межведомственного коллегиального органа, описание местоположения расположенных на них объектов недвижимого имущества;

2) площадь указанных в пункте 1 настоящей части земельных участков.

Информация об изменениях:

Часть 1.3 изменена с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

1.3. До принятия межведомственным коллегиальным органом решений, предусмотренных пунктами 2, 2.1, 2.2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, единый институт развития в жилищной сфере вправе без выдачи ему Российской Федерацией доверенности:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

1) обеспечивать проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых предлагается принять указанное в пунктах 2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение межведомственного коллегиального органа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом;

2) утратил силу с 1 марта 2015 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

3) обращаться с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых предлагается принять указанное в пунктах 2, 2.2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение межведомственного коллегиального органа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;

4) обращаться с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых могут быть подготовлены предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона предложения, в том числе в целях включения в границы населенных пунктов таких земельных участков для их использования в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Читайте также:
Покушение на частную собственность: статья
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 5 части 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

5) обращаться с ходатайствами о переводе земельных участков единого института развития из одной категории в другую, а также в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, с заявлениями о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, в границы населенных пунктов и об установлении или изменении вида разрешенного использования таких земельных участков для их использования в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 30 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

6) обращаться с заявлениями о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества в случае, если в отношении указанных земельных участков, иных объектов недвижимого имущества предлагается принять указанное в пунктах 2 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение межведомственного коллегиального органа, а также о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом.

Информация об изменениях:

Часть 1.4 изменена с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

1.4. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в объеме, необходимом в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, и отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ таких земельных участков не являются препятствием для:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

1) выдачи (направления) выписок из Единого государственного реестра недвижимости о таких земельных участках;

2) принятия межведомственным коллегиальным органом решений, предусмотренных пунктом 2.1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 1.5 изменена с 2 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 401-ФЗ

1.5. В случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении подлежащих внесению Российской Федерацией находящихся в федеральной собственности земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, в отношении которых единый институт развития выступает агентом Российской Федерации, в качестве вклада в уставный капитал единого института развития в жилищной сфере либо в качестве вклада в имущество единого института развития в жилищной сфере, не увеличивающего его уставный капитал, были приняты решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками, права хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами недвижимого имущества и до принятия таких решений указанные права были ранее зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, одновременно с государственной регистрацией права собственности единого института развития на такие земельные участки, иные объекты недвижимого имущества регистрируется прекращение права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками, права хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами недвижимого имущества.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.6, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.6. В решениях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, должно указываться полномочие единого института развития в жилищной сфере на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям, прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления объектами недвижимого имущества, которые закреплены за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом выдача уполномоченным федеральным органом исполнительной власти единому институту развития доверенности на совершение указанного действия не требуется.

2. Утратила силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

3. Утратила силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

4. Государственный кадастровый учет в связи с образованием земельных участков единого института развития, иных объектов недвижимого имущества единого института развития, земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, прекращением их существования либо изменением уникальных характеристик земельных участков единого института развития, иных объектов недвижимого имущества единого института развития, земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, или любых указанных в пунктах 14, 17 и 23 части 4, пунктах 1 – 4, 9, 10, 12, 18 и 21 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” сведений о земельных участках единого института развития, об иных объектах недвижимого имущества единого института развития, о земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в данном реестре, его территориальными органами или подведомственным этому федеральному органу исполнительной власти государственным бюджетным учреждением соответствующего заявления единого института развития о государственном кадастровом учете.

Читайте также:
Иск о признании права собственности отсутствующим: образец
Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

5. Государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничений (обременений) права на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, в отношении которых могут быть подготовлены предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона предложения, на земельные участки единого института развития, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, государственная регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками единого института развития, права хозяйственного ведения или оперативного управления объектами недвижимого имущества единого института развития, внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости проводятся не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня подачи единым институтом развития соответствующих заявлений и других документов, необходимых для государственной регистрации права, прекращения права, перехода права, ограничений (обременений) права или внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 6 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

6. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов по запросам единого института развития бесплатно предоставляют сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение которых осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

7. Уведомления об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка (исполнения договора), договора безвозмездного пользования земельным участком, направленные единым институтом развития, и документ, подтверждающий получение такого уведомления соответственно арендатором, пользователем, являются основанием для государственной регистрации прекращения аренды земельного участка либо права безвозмездного пользования земельным участком.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Оформление земли в собственность

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Собственник земельного участка может передавать надел по наследству, в аренду, продавать его, но возможно это при наличии справок, подтверждающих прохождение регистрации. Как оформить землю в собственность, в какие органы обращаться, какие бумаги подготовить подскажет представленный материал.

Законодательная база Российской Федерации не стоит на месте, развивается, предлагая гражданам выгодные условия пользования имуществом. Земельные участки, перешедшие в собственность до 2001 года, оформлялись в одном порядке, начиная с 2001 года, процедура изменила характер, теперь действуют нововведения, ознакомиться с которыми рекомендуется каждому.

Оформление земли в собственность в 2022 году носит упрощенный порядок. В этом порядке можно зарегистрировать:

  1. Надел, на который право собственности получено до 2001 года.
  2. Участок с жилым объектом недвижимости (если земля получена до 1990 года).
  3. Земли, предназначенные для сада/огорода, на которых построены дома без разрешения на строительные работы.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственность носит упрощенный характер.

Пошаговая инструкция

Владелец земли для эксплуатации надела в рамках закона должен пройти процедуру регистрации. Если этого не сделать, права в пользовании, действиях будут ограничены, сделки признаны незаконными.

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2022 году поможет сделать все правильно, в нужной последовательности. Действия субъекта:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в Росреестр.
  3. Подача заявления.
  4. Выписка из ЕГРН

Подать обращение можно не только в Росреестр, но и в МФЦ. Обращение рассматривается на протяжении двух недель с момента приема.

Это процедура, если земля имеет установленные приделы. Если нет, нужно пригласить специалиста для проведения межевания. Если сроки не горят, воспользуйтесь услугой бесплатно, но нужно ждать. Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. План межевания нужен для составления акта границ, который можно находится в справке из ЕГРН.

Для проведения разного рода манипуляций с землей, участок должен стоять на учете. Делается это в Кадастровой палате или МФЦ.

Следующий шаг – обращение в администрацию местного поселения. После можно регистрировать право собственности.

Тонкости оформления при купле-продаже

Закон об оформлении земли в собственность предусматривает прохождение процедуры через нотариальную контору. В присутствии адвоката стороны дают согласие на проведение сделки (согласие формируется в письменной форме).

После покупатель обращается в регистрационный орган ля закрепления прав собственности на надел.

Документы для оформления земли в собственность:

  1. Выписку из ЕГРН, отображаемую кадастровый план.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату всех расходов (государственной пошлины).
  3. Договор купли-продажи.
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Если заявитель не может лично обратиться в регистрационный орган, этим правом обладает лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность. Доверенный субъект должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, подтверждение права управления личными делами.

Рекомендуется предварительно уточнять у представителей регистрационного органа перечень документации. Обстоятельства перехода права земли от одного субъекта к другому разные, в зависимости от них может меняться перечень справок.

Читайте также:
Как зарегистрировать недостроенный дом в собственность

После приема пакета документации, представитель регистрационного органа выдает заявителю на руки расписку. Информация о готовности справки передается в телефонном режиме.

Для регистрации собственности можно обратиться в регистрационные органы лично, подать обращение в МФО, зайти на сайт Госуслуг, отправить форму в электронном виде.

Получение разрешения снимает ограничения права распоряжаться недвижимым имуществом, если разрешения нет, права собственника ограничены (актив нельзя продавать, передавать в аренду, по наследству, дарить).

Внимание! Обязательный после регистрации права земельного участка, обязательно закажите выписку из ЕГРН на официальном сайте: https://rosreestor.online/ для того, чтобы убедиться в правильности данных.

Приватизация земельного участка

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Переход права по дачной амнистии

Упрощенную форму регистрации права собственности на надел имеет дачная амнистия (новое в оформлении земли в собственность). Это временная программа, сроки продлены до конца 2022 года. Эксперты рекомендуют каждому, кто хочет получить право собственности на недвижимый актив, воспользоваться дачной амнистией.

Категория граждан, имеющая право воспользоваться дачной амнистией:

  1. Особы, имеющие право на надел, оспорить которое не возможно (бесспорное право).
  2. Владелец надела (земля принадлежит товарищескому сообществу).
  3. Лица, начавшие, но не закончившие регистрацию.

Справки, бумаги передаются представителям Росреестра или МФЦ. Примите во внимание: представители государственных органов могут потребовать кадастровый паспорт или план межевания.

Решение выносится на протяжении 10-30 дней, процедура действует до конца декабря 2022 года, по окончанию этого срока оформление переводится на стандартный режим.

Если земля в собственности, обязательно нужно заказать выписку из ЕГРН!

Оформление права после аренды

Собственник ЗУ может распоряжаться наделом на свое усмотрение, дарить его, продавать, передавать во временное пользование по договору аренды.

Пользователь активом, взятым в аренду, может выразить желание купить участок. Передача ЗУ в собственность происходит одним из способов:

  1. Приватизация.
  2. Купля-продажа (перед договоров нужно купить выписку из ЕГРН).

Приняв решение выкупить надел, первое, что должен сделать будущий владелец – получить разрешение. Недвижимый объект может иметь собственника в виде частного лица или в виде муниципалитета, сельского совета. Без разрешения дальнейшие манипуляции невозможны.

Получив разрешение, можно обращаться к нотариусу для заключения и удостоверения сделки. Заключается сделка в письменном виде, после документация передается в Росреестр или МФЦ .

Если арендатор планирует на земле возвести здание (сарай, гараж, складское помещение) для занятия сельскохозяйственной деятельностью, рекомендуется ЗУ приватизировать.

Обязательно во время оформления нужно предъявить договор-основание. Если такого нет, будьте готовы к сбору большого дополнительных справок, подтверждающих факт передачи земельной площадки в аренду.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Читайте также:
Лишение права собственности на квартиру основания

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Читайте также:
Можно ли оформить собственность на несовершеннолетнего ребенка

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Киоск во дворе жилого дома? Да, так можно

Автомат с водой, палатка с овощами и киоск с хлебом — это нестационарные торговые объекты, или сокращенно — НТО.

В парках, на улицах и набережных НТО размещают через городскую администрацию. Мы рассказывали про эту нелёгкую процедуру в отдельной статье .

На придомовой территории жилого дома тоже можно разместить НТО. Но раньше в некоторых городах это запрещалось по местному закону. И в это же время в другом городе предприниматель спокойно ставил во дворе павильон с мясом по договору с ТСЖ, потому что там запрета не было.

19 апреля 2022 года Конституционный Суд сказал, что торговля во дворе — норм, если жильцы не против. Спасибо упорным предпринимателям из Калининграда, Ярославля и Перми — по их жалобе приняли такое решение.

НТО можно ставить во дворах

Придомовая территория многоквартирного дома принадлежит собственникам квартир. По закону они могут сдать в аренду кусочек земли под торговлю или бытовые услуги и заработать деньги — ст. 209 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.

В России пока есть старые жилые дома, земля под которыми принадлежит муниципалитету. Жильцы ещё не оформили её в свою собственность. В таких дворах жильцы не могут сдавать участки в аренду.

Городские власти не могут запрещать торговые точки на земле жильцов многоквартирного дома. Им можно только установить правила для размещения НТО. К примеру, по удалённости киосков от домов и детских площадок, внешнему виду и безопасности. В некоторых городах запреты дворовых НТО прописаны в правилах благоустройства территории. Конституционный Суд сказал до 20 апреля 2022 года убрать такие пункты.

Ещё придомовые точки торговли, общепита и мелкого ремонта раньше запрещал санпин для жилых зданий 2.1.2.2645-10. Но с 1 марта 2022 года этот документ больше не действует, он попал под регуляторную гильотину.

По новому санпину для жилых домов 2.1.3684-21 запрета на торговлю и бытовые услуги во дворах больше нет.

Курс молодого ИП

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Условия для размещения НТО

Дворовые киоски и палатки не должны залезать на соседние участки, мешать жильцам и загрязнять территорию. Предпринимателю получится разместить точку при следующих условиях.

✅ Земля под домом и под придомовой территорией принадлежит собственникам квартир, а не муниципалитету. Значит, жильцы могут зарабатывать на аренде.

✅ Земельный участок стоит на кадастровом учёте. То есть у него есть чёткие границы и точная площадь. Росреестр присвоил ему кадастровый номер и внёс в публичную кадастровую карту . У жильцов есть кадастровый план. Торговый объект точно не залезет на территорию соседнего двора или общественный тротуар.

✅ Собственники квартир согласны сдать место в аренду под НТО. Они утвердили размер платы, место размещения и вид торговой деятельности. Решение приняли на общем собрании дома. Результат оформили протоколом — именно этот документ подтверждает, что жильцы дома разрешили предпринимателю поставить НТО.

✅ Предприниматель заключил договор аренды с ТСЖ или управляющей компанией дома. Теперь кусочек земли во дворе принадлежит ему. Жильцы не могут просто так выгнать его, а администрация не заставит снести самовольное сооружение.

✅ НТО не нарушает городские правила благоустройства и санпины.

В санпине для жилых домов 2.1.3684-21 говорится, что во дворах нельзя мыть машины, сливать бензин и масло, настраивать сигнализацию, сигнал, тормоза и двигатель. Выходит, во дворе не получится разместить мини-автосервис.

Остальные ограничения надо искать в местных правилах своего города. К примеру, в Москве нельзя разместить некапитальный торговый объект на газоне, в арке и ближе 5 метров от окон здания. Внешний вид должен соответствовать архитектурно-художественному дизайну города. А в Санкт-Петербурге возле НТО обязательно ставить урну и чистить её каждый день.

Читайте также:
Работа с получением жилья в собственность

Статья актуальна на 25.06.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Законность установки НТО на ЗУ, находящемся в частной собственности

Добрый день. Ситуация следующая. ИП заключил Договор аренды земельного участка, прилегающего к торговому комплексу, с ООО – крупной торговой продуктовой сетью, владеющей этим торговым комплексом, с целью установки торговых павильонов для последующей сдачи в аренду. Земельный участок у ООО также находится в собственности. Вид разрешенного использования ЗУ- под торговую и предпринимательскую деятельность.

Администрация города сочла, что установка торговых павильонов без ее разрешения и согласования незаконна. И, несмотря на то, что ЗУ в частной собственности, вид использования ЗУ позволяет заниматься торговой деятельностью, начинают давить на то, что при продаже ЗУ торговой сети и разрешению ей строительства на нем торгового комплекса был разработан проект, в котором окружающий участок предназначен для размещения парковочных мест, хотя место установки павильонов всегда было свободно, парковочных мест хватает и т.д. Насколько законно действует администрация и имеет ли она право воздействовать на этот процесс?

Андрей, добрый вечер.

Администрация города сочла, что установка торговых павильонов без ее разрешения и согласования незаконна.

«О размещении нестационарных торговых объектов», в ст.1 которого указывается следующее:

Размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО) на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — Схема) в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и договором на размещение НТО.

Таким образом, я полагаю, что поскольку участок находится в собственности юрлица, то администрация не вправе настаивать на размещении НТО в соответствии со своей схемой и требовать согласования.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

начинают давить на то, что при продаже ЗУ торговой сети и разрешению ей строительства на нем торгового комплекса был разработан проект, в котором окружающий участок предназначен для размещения парковочных мест, хотя место установки павильонов всегда было свободно, парковочных мест хватает и т.д.

Здравствуйте. Позвольте уточнить, а вот это вот «начинают давить» в чем выражается в реальности?

Инициировали проверку прокуратуры совместно со специалистами Комитета по архитектуре. Сейчас, по нашей информации, составляют какую-то бумагу (постановление или что-то еще), но настрой Комитета архитектуры – раз без разрешения – убрать.

Сейчас, по нашей информации, составляют какую-то бумагу (постановление или что-то еще), но настрой Комитета архитектуры — раз без разрешения — убрать.

Я бы рекомендовал пока не переживать и дожидаться этой самой неясной бумаги, которая безусловно должна быть составлен с указанием на то, какие именно нормативные акты (местные или федеральные) нарушает установка Вами соответствующих павильонов. На данный момент какой-то опасности для Вас мы не видим, что усматривается из приведенной коллегой нормы регионального закона. Поэтому будет «бумага» — можно будет анализировать. А при ее отсутствии полагаю гадание бессмысленным.

Вы имеете право обжаловать решение администрации в судебном порядке (ст. 1, ст. 4, ст. 218 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Чтобы точно ответить на ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми документами на недвижимость, решением администрации.

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
КАС РФ Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: