Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

Социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», главе 9 Федерального Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 342-ФЗ) и главе 8 Федерального Закона от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Данные нормативные документы регулируют отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Статья 66 Закона № 342-ФЗ гарантирует сотрудникам оплату труда в виде денежного довольствия, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее – единовременная социальная выплата). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Каждый сотрудник полиции имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под медицинским обслуживанием понимается предоставление (оказание) медицинской помощи лицам, имеющим право на лечение в медицинских учреждениях системы МВД России в соответствии с действующим законодательством.

Сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере, устанавливаемом указанным федеральным органом.

Особый статус сотрудника органов внутренних дел предполагает государственное страхование его жизни и здоровья со дня начала службы в органах внутренних дел РФ, призванное обеспечить компенсационные выплаты сотруднику и членам его семьи при наступлении соответствующего страхового случая, например, гибели при выполнении своих служебных обязанностей, а также наступления в период службы заболевания, повлекшего его смерть (ст. 43 Федерального закона «О полиции»). Во всех перечисленных случаях указанные лица имеют право на получение единовременного пособия, размер которого определен законом.

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей и стаж службы в ОВД, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством РФ (статья 70 Закона № 342-ФЗ). На лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в ОВД, распространяются положения Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Не вызывает сомнений тот факт, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Предполагается, что меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2022 г. № 954
МОСКВА
О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты

Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:
Правовое регулирование административной ответственности в РФ

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 “О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 3, ст. 430; 2013, № 13, ст. 1559; 2014, № 51, ст. 7441; 2015, № 25, ст. 3662; 2016, № 32, ст. 5127; 2017, № 14, ст. 2076; 2018, № 53, ст. 8648; 2019, № 47, ст. 6666).

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на текущее содержание.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 июня 2022 г. № 954

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты

1. Пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

“членов семьи, а также родителей погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в войсках национальной гвардии, сотрудников, проходивших службу в организациях вневедомственной охраны войск национальной гвардии, – в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих руководство соответствующими организациями войск национальной гвардии.”.

2. Абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

“5. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению № 3. К заявлению прилагаются следующие документы:”.

3. Абзац второй пункта 15 дополнить словами “, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления”.

4. Подпункты “б” – “г” пункта 19 изложить в следующей редакции:

“б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;

в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо предоставления в установленном порядке сотруднику органом государственной власти иной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты;”.

а) в абзацах первом и втором слова “учетного дела” заменить словами “решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты”;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

“Сведения о гражданине Российской Федерации, уволенном со службы с правом на пенсию, состоящем на учете в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты, при поступлении на службу в орган вновь в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, на основании решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии его на учет по прежнему месту службы.”.

6. Пункт 23 изложить в следующей редакции:

“23. В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.”.

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“25. Уполномоченное подразделение ведет формируемую органами базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее – база данных).”;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

“По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается распределение органу бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, без учета абзаца второго настоящего пункта.”.

8. Абзацы восьмой – тринадцатый пункта 27 признать утратившими силу.

9. Пункт 29 изложить в следующей редакции:

Читайте также:
Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

“29. При определении общей площади жилого помещения учитываются:

жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи;

жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;

совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 – 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:

О = Н – (Л + П) + Д,

Н – норматив общей площади жилого помещения;

Л – сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;

П – общая площадь жилых помещений, на которую в результате совершения после принятия на учет для получения единовременной выплаты действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями уменьшился размер общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, или которая отчуждена сотрудником и (или) членами его семьи;

Д – размер дополнительной площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил.”.

10. В пунктах 32 и 34 слова “уполномоченное подразделение” заменить словом “орган”.

11. Дополнить приложением № 3 следующего содержания:

“ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты

(руководителю федерального органа исполнительной власти, органа)

от гражданина(ки) __________________________,

(фамилия, имя и отчество (при наличии)

проживающего(ей) по адресу __________________________________________________________

(адрес регистрации, контактный телефон, адрес электронной почты)
ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня, ___________________________________________________

(специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)

на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – единовременная выплата), предусмотренной статьей 4 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Службу прохожу в _____________________________________________________

(наименование подразделения)

___________________________ в должности ____________________________________

(наименование должности)
(серия, номер, кем и когда выдан)

Служебное (пенсионное) удостоверение ___________________________________

(серия, номер, кем и когда выдано)

Личный номер ____________________ номер СНИЛС _______________________

супруга (супруг) _______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, номер СНИЛС)

место работы (службы) _________________________________________________

дети и иждивенцы _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, номер СНИЛС)

Дополнительные сведения ______________________________________________

(наличие права на дополнительную площадь жилого помещения)

На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по месту службы не состою (состою).

Единовременная выплата (иная выплата (субсидия) для приобретения или строительства жилого помещения органом государственной власти) мне не предоставлялась.

Я предупрежден (предупреждена) и согласен (согласна), что при получении единовременной выплаты я буду снят (снята) с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (для принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма).

Я предупрежден (предупреждена) о возможности снятия с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет для получения единовременной выплаты, а также о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.

Я и члены моей семьи подтверждаем достоверность и полноту настоящих сведений (за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи подпись ставится их законным представителем). Даем согласие на проведение комиссией по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, иных органах и организациях.

“____” ___________ 20__ г.

(подпись заявителя, специальное звание, инициалы, фамилия)

“____” ___________ 20__ г.

(подпись заявителя, специальное звание, инициалы, фамилия)

“____” ___________ 20__ г.

(подпись заявителя, специальное звание, инициалы, фамилия)

В случае изменения состава семьи, жилищных условий и других сведений, которые содержатся в документах, представленных в соответствии с пунктами 5 и 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 “О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты” (далее – Правила), обязуюсь в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения, представить соответствующие документы в комиссию по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам. Подписи членов моей семьи подтверждаю.

Читайте также:
Правовая ответственность в сфере охраны здоровья

Уведомлен, что в случае выявления изменений, указанных в пункте 23 Правил, о которых я в установленные сроки без уважительной причины не проинформировал комиссию по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (не представил документы, подтверждающие произошедшие изменения), буду снят с учета для получения единовременной выплаты.

“____” ___________ 20__ г.

(подпись заявителя, инициалы, фамилия)

Я и члены моей семьи даем согласие _____________________________________

(наименование и адрес федерального органа исполнительной власти, органа)

в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О персональных данных” на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных в рамках участия в мероприятиях, направленных на предоставление единовременной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также членам их семей, на совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона “О персональных данных”, со сведениями, представленными мной в ________

(наименование и адрес федерального органа исполнительной власти, органа)

Настоящее согласие дается на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальные гарантии сотрудников полиции в 2022 году

С целью повышения эффективности работы сотрудников правоохранительных органов, в законодательстве РФ предусмотрены несколько специальных социальных гарантий.

Причем отличительной чертой такой системы является то, что эти социальные привилегии предоставляются не только на бумаге, но и фактически, так как такая программа является действенным инструментом обеспечения государственности безопасности.

Общая информация

В законодательстве Российской Федерации предусматривается много льгот, которыми могут воспользоваться различные категории граждан. Порядок предоставления такого рода привилегий регламентируется отдельными нормативными актами.

Для оформления социальных гарантий человек должен входить в категорию льготников, соответствовать установленным законом или иными нормативными актами условиям для получения статуса.

Нормы законодательства

Действует два нормативных акта, которыми регламентируется порядок предоставления мер поддержки служащим:

  1. ФЗ № 247, где содержится информация о том, какие именно сотрудники правоохранительных органов и член их семей вправе претендовать на получение различных гарантий. В этом же акте содержится основной порядок получения таких привилегий.
  2. ФЗ № 342, где перечислены основные права и обязанности служащих.

Поддержка, на которую могут рассчитывать сотрудники МВД

Довольствие

В ФЗ № 342 оговорены основные моменты, касающиеся денежного довольствия. К примеру, в этом нормативном акте оговорены следующие моменты:

  1. Каждый сотрудник МВД должен быть обеспечен специальным имуществом. Перечень такого обязательного имущества определяется отдельно, исходя из условий прохождения службы.
  2. Все общие положения вещевого обеспечения сотрудников правоохранительных органов оговариваются Постановлениями Правительства РФ.
  3. Если сотрудник не пользуется предоставленной ему форменной одеждой, он вправе рассчитывать на получение компенсации.
  4. При расторжении контракта с МВД, военнослужащий должен возместить стоимость предоставленного ему имущества, с учетом срока его использования (данное требование действует только в отдельных случаях).
  5. По нормам военнослужащему в отдельном порядке может быть выдан продовольственный паек.

Скачать для просмотра и печати:

На заметку! Материальное обеспечение каждого сотрудника МВД всеми необходимыми средствами, если это связано с несением им службы, возлагается на государство. Так все внутренние войска получают все средства из специального фонда.

Предоставление жилья

Для большей части служащих предоставление собственного жилого помещения — основополагающий фактор при выборе своей сферы деятельности. Но стоит помнить о том, что получение жилья по праву собственности имеет ряд особенностей.

Согласно закону, воспользоваться такой льготой могут исключительно те военнослужащие, которые выполнили ряд условий.

Чаще всего служащему просто выплачивается денежная компенсация за аренду квартиры либо предоставляется жилое помещение внаем из жилищного фонда соответствующего структурного подразделения. Данная оплата может проводиться несколькими способами, но чаще всего представляет собой выплату на карту.

Социальная поддержка семьи служащего

Работа военнослужащего сопряжена с тяжелыми и опасными условиями, поэтому у членов их семей также есть право рассчитывать на получение мер социальной поддержки от государства.

В законодательстве РФ вопрос о предоставлении гарантий родственникам служащих рассматривается отдельно.

Рассмотрим некоторые из них:

Детализация отдельных гарантий

Единоразовая выплата для покупки или строительства жилья

После достижения достаточного срока службы в структуре, человек встает в специальную очередь для получения выплаты на покупку квартиры или возведение жилья. Размер этой выплаты устанавливается администрацией, которая при определении суммы учитывает возможности бюджета.

Для получения средств, служащий должен соответствовать нескольким требованиям:

  1. Иметь 10-летний срок службы.
  2. У военнослужащего и его близких родственников не должно быть в аренде жилья по договору найма.
  3. У служащего и его близких родственников не должно быть в собственности жилья, а если таковое имеется, то площадь не должна превышать 15 кв.м. на человека.
  4. Имеющееся у человека жилье не соответствует требованиям, предъявляемым жилым помещениям. в этом случае площадь помещения значения не имеет.
  5. Если совместно со служащим проживает больной с хронической формой заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно.
  6. Если служащий проживает в коммунальной квартире или в общежитии.
  7. Если сотрудник правоохранительных органов проживает совместно с другими семьями в одной квартире или неизолированной комнате.
Читайте также:
Правовое регулирование испытания при приеме на работу

При определении размера выплаты учитываются и все близкие родственники, которые проживают совместно с военнослужащим. Такая мера поддержки выплачивается единожды за весь срок службы. Воспользоваться правом на получение этих денежных средств могут и те служащие, которые вышли на заслуженный отдых, но все равно находятся в очереди на получение пособия. Члены семей сотрудников, погибших по причинам, связанным с исполнением своих служебных обязанностей, сохраняют право на такую выплату.

Внимание! Если человек намеренно совершил действия, направленные на ухудшение его жилищных условий, он лишается права на получение выплаты в течение последующих пяти лет.

Предоставление жилья в собственность

В отдельных случаях жилое помещение, приобретение или строительство которого произошло за счет бюджетных средств, может быть передано в собственность военнослужащему. Ситуация должна соответствовать нескольким критериям:

  1. Сотрудник правоохранительных органов погиб или получил серьезный вред своему здоровью при выполнении возложенных на него служебных обязанностей. В этой ситуации квартира предоставляется в собственность членам его семьи в равных долях.
  2. Оформление жилого помещения в собственность допускается теми военнослужащими, которые получили инвалидность при выполнении своих обязанностей или ставшей результатом болезни, развившейся при выполнении человеком возложенных на него задач.
  3. Площадь предоставляемого по праву собственности жилого помещения должна соответствовать нормам, оговоренным на законодательном уровне.
  4. Претенденты должны иметь право на получение вышеуказанной единовременной выплаты на строительство или покупку жилья, должны соответствовать перечисленным для ее получения критериям.

Важно! В случае с погибшими, право собственности на жилье остается у их вдов вплоть до вступления ими в новый брак.

Предоставление жилья в пользование по договору социального найма

Сотрудники полиции, которые были уволены со службы до 1 марта 2005 года, но поставлены на учет в качестве граждан, нуждающихся в получении жилья, все совместно проживающими с ними близкие родственники, имеют право на получение квартиры во владение на основании договора социального найма.

Впоследствии такое жилое помещение может быть оформлено на бывшего сотрудника МВД и членов его семьи в собственность.

По желанию, таким гражданам может быть предоставлена единовременная выплата на строительство или покупку жилья с последующим снятием с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нормы по предоставлению жилья

В нормативных актах предусмотрены нормы к площади помещения, предоставляемого служащему в качестве социальной гарантии: в собственность или по договору найму.

В ФЗ выделены следующие размеры:

  1. Если жилье предназначается для проживания одного человека, минимальный метраж должен составить 33 кв.м.
  2. Если семья военнослужащего состоит из 2 человек, минимальная площадь предоставляемого им жилого помещения составляет 42 кв.м.
  3. Для семьи в 3 и более человека минимальный размер жилья рассчитывается по 18 кв.м. на человека.

На заметку! При расчете минимальной площади жилого помещения, показатель может быть увеличен на 15 кв.м.

Увеличение минимального размера жилого помещения на 20 кв.м. от установленной законодателем нормы возможно:

  1. В отношении служащего со званием от полковника и выше.
  2. В отношении сотрудников, имеющих ученые степени и ученые звания, в том числе пенсионеров с такими званиями.

Учитывая особенности современных жилых помещений, допускается превышение заявленных минимальных размеров площади, но не более чем на 9 кв.м.

Предоставление специального жилья, выплата компенсации

Сотрудники правоохранительных органов, которые не располагают собственным жильем в месте прохождения своей службы или если у них появилась нужда в получении жилого помещения во время выполнения возложенных задач, вправе рассчитывать на получение квартир. В таких целях создан фонд специализированного жилья.

Служащими, которые нуждаются в получении такой социальной гарантии, могут быть признаны следующие сотрудники:

  1. Служащий, который не имеет в пользовании жилого помещения, полученного в рамках социального найма, если таким же жильем не обладает член его семьи.
  2. Военнослужащий, не имеющий жилья в собственности, если его близкий родственник или член семьи также не имеет такого имущества
  3. Сотрудники правоохранительных органов, которые выступают в качестве арендатора жилья, но не могут в него возвращаться из-за удаленности квартиры или дома от места службы.

Если на момент обращения за предоставлением помещения, у муниципалитета отсутствует подходящая квартира, администрация обязана возмещать работнику ежемесячно вынужденные затраты на съем жилья.

Члены семьи сотрудника, погибшего вследствие выполнения возложенных на него служебных обязанностей или по причине заболевания, связанного с выполнением им служебных обязанностей сохраняют право пользования таким помещением. Кроме того, они не могут быть выселены до приобретения у них права на другой помещение. За ними также сохраняется право на возмещение затрат на аренду жилья до момента получения единовременной социальной выплаты и три месяца после ее получения. Вышеуказанные права теряются в случае вступления супруга умершего в новый брак.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Понятие «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей»: теоретический анализ сущности и содержания

Рубрика: Юриспруденция

Читайте также:
Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины

Дата публикации: 31.05.2022 2022-05-31

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Овсянников, Д. А. Понятие «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей»: теоретический анализ сущности и содержания / Д. А. Овсянников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (364). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81795/ (дата обращения: 19.11.2021).

В статье на основе теоретического анализа научной литературы и нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение в органах внутренних дел, сформулировано определение понятия «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей», определено его содержание и сущность, проведен сравнительный анализ понятий «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей», «социальная защита сотрудников полиции и членов их семей».

Ключевые слова: сотрудник полиции, социальное обеспечение сотрудника полиции и членов их семей, социальная защита сотрудников полиции и членов их семей.

Политические и экономические потрясения, деструктивные общественные процессы, обусловленные, в том числе, и пандемией коронавирусной инфекции, как следствие — обострение криминогенной активности как в мире в целом, так и в России, в частности, обуславливают повышение значения эффективной деятельности органов внутренних дел в новых условиях современной жизни. На органы внутренних дел Российской Федерации возложен широкий спектр важнейших для обеспечения стабильности в обществе задач. Полиция наряду с другими правоохранительными органами выступает в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантом обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, гарантом обеспечения общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне [1].

Исходя из значимости для общества и государства возложенных на современную полицию задач, сегодня актуализируются и вопросы усовершенствования системы социального обеспечения не только сотрудников ОВД, но и членов их семей. От надлежащего исполнения ними своих служебных обязанностей в значительной степени зависит и состояние правопорядка в стране в целом. Таким образом, сотрудник полиции выступает своего рода гарантом как правопорядка, так и стабильности в обществе и государстве. Эффективность выполнения служебных задач сотрудником полиции помимо всего прочего зависит и от уровня благосостояния семьи полицейского, качества его социального обеспечения.

После проведенной реформы органов внутренних дел уровень благосостояния сотрудников ОВД и членов их семей, качество социального обеспечения существенно повысились. Однако определенные проблемы в указанной сфере все еще остаются не решенными. Это касается и эффективности реализации нормативных правовых норм, регулирующих порядок предоставления тех или иных видов социального обеспечения, на практике, а также пробелов в действующем законодательстве, регламентирующем правоотношения по социальному обеспечению полицейского и членов его семьи.

Сотрудники органов внутренних дел, а в некоторых случаях и члены их семей являются специальными субъектами системы социального обеспечения. Это обусловлено спецификой возложенных на сотрудников задач и выполняемых ими функций.

Эффективность механизма социальной защиты сотрудников полиции и членов их семей «напрямую зависит от качества правового регулирования правоотношений в этой сфере, наличия слаженных механизмов и процедур реализации мер социальной защиты, которые предусмотрены в действующем законодательстве» [2, с. 180].

Социально-правовой статус сотрудника ОВД определяется Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], ФЗ «О полиции» [3], Закон Российской Федерации от 12.0 2.1993 № 4468- I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [4], Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и др. Именно в указанных нормативных правовых актах заложены основы социального обеспечения данной категории служащих. Однако, следует отметить, что ни в одном из приведенных выше актов не закреплено понятие социального обеспечения сотрудников полиции и членов их семей.

Что касается сущности и непосредственного определения указанного понятия, прежде всего, следует отметить, что данный институт прошел долгую историю формирования и становления. Термин «социальное обеспечение», впервые появился в литературе в 20–30 г.г. прошлого столетия, однако трактовался по-разному. Часто его уравнивали с понятием «социальное страхование».

Более глобальные исследования сущности социального обеспечения имели место в 50–70-е годы. Так, например, Е. И. Астрахан под социальным обеспечением понимал «одну из правовых форм материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности за счет средств государственного фонда, который образуется путем ассигнований из государственного бюджета» [6, с. 340]. В этом же контексте трактовали указанное понятие и М. Г. Александров, А. Е. Пашерстник, однако указывали на то, что социальное обеспечение распространяется на военнослужащих и некоторые другие категории лиц [7, с. 288–290]. Значительный взнос в определение сущности понятия «социальное обеспечение» был сделан Андреевым В. С., который определял его как «систему социально-экономических мер, связанных с обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и при нетрудоспособности, с медицинским обслуживанием и лечением как важное средство профилактики и восстановления трудоспособности» [8, с. 14].

Читайте также:
Правовой статус апартаментов

Некоторые авторы считают, что для характеристики особого правового статуса сотрудников полиции необходимо использовать термин «социально-правовая защита». Так, Л. В. Чернышова считает, что понятия социальная и правовая защита не следует трактовать по отдельности. Именно объединение указанных понятий «в единый термин «социально-правовая защита» дает возможность комплексно подходить к решению проблем социально-правового обеспечения сотрудников органов внутренних дел» [9, с. 52].

В действующем законодательстве, регламентирующем социальную защиту сотрудников ОВД и членов их семей закреплен термин «социальная защита». Необходимо определить соотношение терминов «социальная защита» и «социальное обеспечение». По мнению В. М. Шамарова, «социальная за щита сотрудников ОВД состоит, кроме всего прочего, также и в обеспечении данной категории служащих всеми в идами довольствия, а также предоставлении членам их семей льгот, социальных гарантий, различных видов социально й поддержки, компенсаций за условия службы» [10, с. 78].

Однако, на наш взгляд, под социальной защитой сотрудников полиции и членов их семей следует понимать систему государственных гарантий правового, экономического и организационного характера, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения сотрудников ОВД, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, членов их семей, при наступлении социально значимых обстоятельств, признаваемых государством таковыми.

Под социальным обеспечением сотрудников ОВД и членов их семей следует понимать систему мер материального и нематериального характера, которые применяются государством в целях обеспечения сотрудника ОВД и членов его семьи, и направлены на удовлетворение социально-экономических, бытовых, культурно-образовательных потребностей и создание условий для их достойного существования.

Что касается соотношения указанных понятий, то понятие «социальная защита сотрудников ОВД и членов их семей» шире, нежели понятие «социальное обеспечение сотрудников ОВД и членов их семей», поскольку поглощает его.

К вопросу о социальной защите сотрудников ОВД и их семей в Российской Федерации

Социологические науки

  • Гамаюнова Александра Витальевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • СОТРУДНИК ОВД
  • ЧЛЕНЫ СЕМЬИ
  • ГАРАНТИИ
  • СТРАХОВАНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Похожие материалы

  • Актуальные проблемы адаптации сотрудника полиции в социуме в современной России
  • Анализ семьи как системы в рамках теорий конфликта в социологии
  • Социальная работа в органах внутренних дел: задачи, формы, основные направления
  • Психотерапевтический метод «анималотерапия»: преодоление эмоционально — стрессовых состояний у детей, пострадавших от насилия в семье
  • Реализация социальных проектов по профилактике семейного неблагополучия на территории октябрьского района города Екатеринбурга

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел – это система социально – юридических гарантий, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников. Как следует из Конституции, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Данные конституционные положения имеют непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Следует сказать, что социальная защита может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В широком смысле социальная защита – это совокупность разнообразных правовых средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1]

Проблемы социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья. Очень часто они становятся объектом посягательства преступников. В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.

Сотрудникам органов внутренних дел установлены льготы, гарантии и компенсации. К социальным гарантиям можно отнести:

  • использование при оплате труда системы премиальных выплат;
  • установление вещевого довольствия или его денежного эквивалента;
  • медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами; государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью
  • и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступившими в период прохождения службы;
  • пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсий по случаю потери кормильца.

По содержанию объектов социальную защищенность сотрудников органов внутренних дел можно разделить на четыре группы:

  • материальное обеспечение, включающее денежное и вещевое, а также денежные доплаты и компенсации;
  • медицинское и санаторно-курортное обеспечение;
  • государственное страхование;
  • пенсионное обеспечение.

Материальное обеспечение, включающее денежное и вещевое, а также денежные доплаты и компенсации. Правительство России устанавливает виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел: должностные оклады, процентные надбавки за выслугу лет, оклады по специальным званиям, другие надбавки и доплаты. Выплаты денежного довольствия обеспечивают Министерство внутренних дел Российской Федерации, финансово-экономические службы министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации, бухгалтерии органов, подразделений и учреждений внутренних дел.

Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
  • поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
  • надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;
  • коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • за использование личного транспорта в служебных целях;
  • за наем (поднаем) временных жилых помещений и т.д. [2]
Читайте также:
К какой правовой семье относится Россия

Кроме того, сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

  • к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);
  • к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются вещевым довольствием бесплатно, за исключением отдельных предметов, которые отпускаются за плату по нормам снабжения. Право на получение довольствия наступает при назначении сотрудника на штатную должность и со дня присвоения специального звания. Последующая выдача производится по окончании срока носки выданных предметов. Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в гражданской одежде, а также другим работникам по решению руководителя органа внутренних дел выплачивается денежная компенсация за предметы обмундирования, положенные по нормам. [3]

Медицинское и санаторно-курортное обеспечение. Сотрудники внутренних органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение лекарствами в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, санаторно-курортное обеспечение.

Государственное страхование. В качестве дополнительных гарантий защиты жизни и здоровья осуществляется обязательное государственное личное страхование сотрудников. Порядок осуществления страхования жизни и здоровья сотрудников ОВД определен в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и приказе МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России». Организация обязательного государственного личного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел, а также порядок и условия выплаты единовременных пособий и страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительное социальное страхование, возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел вследствие катастроф, а также при защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае гибели или смерти сотрудника в результате катастрофы, несчастного случая, стихийного бедствия, насилия, связанного с его служебной деятельностью или исполнением служебных обязанностей, кадровые подразделения органов внутренних дел сообщают сведения о семье и родственниках погибшего, находившихся на его иждивении, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Следует сказать, что, несмотря на изменения, внесенные в законодательство, установлен объем льгот и компенсаций, формирующих правовые и социальные основы для осуществления государственных гарантий в механизме защиты прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел. Социальная защита – объективно необходимый элемент правового положения сотрудников органов внутренних дел. От ее улучшения зависит эффективность правоохранительной деятельности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2013. – 64 с.
  2. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12188106/

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2022
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2022
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Филиалы и представительства – их создание и ликвидация

    Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

    Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

    • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
    • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
    • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.
    Читайте также:
    Правовой режим внеоборотных активов

    В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

    • наименование субъекта Российской Федерации;
    • наименование района, города, иного населенного пункта;
    • наименование улицы;
    • номер дома и квартиры.

    Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

    Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

    Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

    В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

    • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
    • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
    • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
    • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
    • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
    • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
    • документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
    • доверенность на руководителя филиала (представительства).

    Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

    • цели, задачи и функции филиала (представительства);
    • виды осуществляемой деятельности;
    • органы управления филиалом (представительством);
    • источники образования имущества;
    • порядок взаимодействия с органами головной организации;
    • контроль за деятельностью филиала (представительства).

    Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

    Читайте также:
    Правовая экспертиза договора: образец

    В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

    Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

    Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

    В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

    Читайте также:
    Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности

    Правовое положение филиалов и представительств юридических лиц.

    Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции и др.)

    Филиал– обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (например, филиал учебного заведения).

    Они не являются юридическими лицами, действуют на основании имущества, предоставленного им создавшим их юридическим лицом, и утверждённых им положений; их руководители действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности. Они должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц.

    Об изменениях, вносимых в учредительные документы в связи с созданием или ликвидацией филиала или представительства, сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке, без каких-либо согласований; направление сведений носит информационный характер.

    Филиалы некоммерческих организаций, унитарных предприятий и некоторых других организаций могут выполнять только те функции, которые соответствуют целям деятельности , указанным в учредительных документах юридического лица. Филиалы коммерческих организаций имеют право на занятие любой деятельностью, не запрещенной законом, если иное не вытекает из учредительных документов юридического лица или самого филиала.

    Филиалы и представительства могут создаваться как на территории РФ, так и на территории иностранных государств. Но законодательством предусмотрена возможность свободного создания филиалов и представительств на территории иностранных государств только для коммерческих юридических лиц, некоммерческие организации имеют право на создание таких подразделений только на территории РФ.

    Представительства в гражданском обороте выступают от имени юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту.

    Поле деятельности филиалов в отличие от представительств значительно шире: они представляют интересы и выполняют все (или часть) функции юридического лица. Представительства и филиалы не имеют прав юридического лица и иметь их не могут. В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства являются субъектами налогооблажения и исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Ответственность за действия филиалов и представительств несут юридические лица, их создавшие.

    6.Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания, учредительные документы. Особенности создания унитарных предприятий, некоммерческих организаций.

    Возникновение юридического лица – это создание и его государственная регистрация.

    Способы создания юридических лиц:

    1)распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

    2)добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

    Добровольный способ делится на:

    1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

    2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

    Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

    1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

    Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

    2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Реорганизация – его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Реорганизация возможна в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования юридического лица.

    Ликвидация – его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

    1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: