Федеральный закон о запрете продажи алкогольной продукции

О порядке осуществления розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, в стационарных и нестационарных помещениях

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются алкогольной продукцией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков. Таким образом, розничная продажа пива и пивных напитков не лицензируется.

I. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков в стационарных торговых помещениях:

Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно – кассовую технику.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей
в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, для розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков необходимо наличие стационарных помещений, при этом для продажи пива и пивных напитков требования к размеру площади не предъявляются.

Все ограничения, установленные пунктом 2 статьи 16, указанного федерального закона распространяются на всю алкогольную продукцию, включая пиво и напитки, изготовленные на его основе.

При оказании услуг общественного питания не применимы ограничения, установленные абз. 3, 5,7 п.2 статьи 16 указанного закона.

II. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков в нестационарных торговых помещениях:

Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах запрещена.

Этот запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема в готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли (абзац 10 пункта 2 статьи 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ).

Таким образом, в нестационарных торговых объектах допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания.

В тоже время, Департамент торговли и услуг города Москвы в рамках полномочий, представленных ему постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. № 26-ПП, своим распоряжением от 21 августа 2012 г. № 136 ограничил розничную продажу пива, пивных напитков и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, исключив их из ассортиментного перечня номенклатуры нестационарных торговых объектов общественного питания.

Розничная продажа алкогольной продукции

Продажа алкоголя хоть и приносит хорошую прибыль, однако ограничена многочисленными запретами. Порядок и правила продажи алкоголя постоянно изменяются и дополняются.

Новые изменения в розничной продаже алкоголя

24 апреля 2022 года подписан Федеральный закон № 145-ФЗ, который ограничивает продажу алкоголя в предприятиях общепита, находящихся в многоквартирных домах. Он вступает в силу на майских праздниках, 5 мая 2022 года. Закон запрещает розничную продажу алкоголя при зале обслуживания менее 20 кв. метров. Закон принят для того, чтобы у жителей многоквартирных домов не было под окнами раздражающих факторов в виде граждан, принимающих горячительные напитки. Причем региональные власти могут ввести дополнительные ограничения на продажу алкоголя в объектах общепита, которые расположены в многоквартирных домах.

Основные правила и запреты продажи алкоголя

Для реализации алкогольной продукции нужна специальная лицензия.

Запрещено продавать спиртное с 23.00 до 8.00.

Реализация алкоголя допускается в маркированных бутылках. Каждая бутылка во время поставки и продажи должна быть просканирована для учета в ЕГАИС.

Запрещены онлайн-продажи алкоголя.

Запрещено продавать спиртные напитки лицам до 18 лет.

Розничная торговля спиртными напитками подразумевает дополнительные правила. Нельзя торговать спиртными напитками в розницу:

в учебных и детских учреждениях;

на оптовых базах;

через передвижную точку торговли;

в общественном транспорте;

на территориях воинских частей и прочих армейских объектах;

Торговые точки должны иметь собственные помещения с торговым залом и складом или же арендовать помещения не меньше, чем на один год. Площадь таких магазинов должна быть: в городе – от 50 кв. м, в деревнях и поселках – от 25 кв. м.

Помещения для реализации спиртных напитков должно иметь вентиляцию, отапливаться и освещаться электрическими лампочками при необходимости. Кроме того, если в магазине и на складе есть свет, необходимо проследить, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на бутылки.

Читайте по теме:

Контроль оборота алкогольной продукции

Порядок оборота алкогольной продукции прописан в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О регулировании оборота и производства эпилогового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Контроль продаж алкоголя регулирует система ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Как она работает? Организации и предприниматели, которые занимаются продажей алкоголя в розницу, предоставляют сведения о себе в систему ЕГАИС. Учету поддается каждая покупка алкогольного напитка, даже пива и слабоалкогольных напитков (Закон от 19.06.2015 № 182-ФЗ).

Читайте также:
Новый закон о задержке зарплаты

Читайте по теме:

Контроль оборота алкогольной продукции

Контроль в системе ЕГАИС осуществляется уже на этапе получения заказа у производителя алкогольных напитков. Организация должна установить себе программу товарного учета, поддерживающую ЕГАИС. Сведения из программы и количество закупленного алкоголя должны полностью совпадать. Каждая бутылка должна быть с маркой; на марке нанесен штрих-код, который содержит информацию о производителе, его лицензии на изготовление, иную информацию о продукции.

Торговля алкогольной продукцией

После подписания накладной и размещения данных в программе учета, можно выставлять алкогольные напитки на продажу. После продажи программа выдаст чек с информацией о точке продажи и штрих кодом. При таком порядке действий данные обо всех продажах будут зафиксированы в системе ЕГАИС.

Продажа алкоголя общепитом

Владельцы кафе и ресторанов также фиксируют оборот алкогольной продукции. Все заведения, где продается алкоголь, должны установить программу, поддерживающую ЕГАИС.

Розничная продажа алкоголя предприятиями общепита возможна только в тех объектах, которые имеют зал обслуживания посетителей. Еще одно условие – вскрытие продавцом упаковки.

Читайте по теме:

Учет продаж

Продавцы алкоголя должны вести журнал учета. В журнал вносят такие данные: код, наименование и номер товара; дата продажи; данные о количестве единиц продукции и его литраже; код вида алкогольной единицы. Разрешается вести учет продаж в бумажном или электронном варианте. Ведение журнала продаж и учет через ЕГАИС производится раздельно.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Надежная альтернатива дорогим СПС

Документы с комментариями экспертов. Выходит более 24 лет, помогает бухгалтерам разбираться в новых документах по учету.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Детальный обзор нового закона №171 о продаже алкоголя с 1 января 2022 года – правила, штрафы, ответственность. реклама

Парламент Российской Федерации принял множество поправок к закону о продаже алкоголя №171. Крупных торговых марок спиртных напитков, предприятий и потребителей ждут большие перемены в сфере изготовления и реализации таких продуктов. С января нынешнего года, предприятиям, занимающимся их производством и реализацией, предоставили льготный период для приведения бизнеса к новым дополнениям. Организациям не будут выставляться штрафные санкции за несоблюдение обновленного правового акта. Такие обременения для предприятий за нарушения начнутся с июля нынешнего года.

  • 1 ФЗ о продаже алкогольной продукции
    • 1.1 Основные положения закона о продаже алкоголя
    • 1.2 Последние обновления закона о продаже алкоголя в 2022 г.
  • 2 Перспективы новых законопроектов об алкоголе
  • 3 Правила торговли алкоголем
    • 3.1 Понятие «алкоголь» в законе
    • 3.2 Виды алкогольной продукции по закону о продаже
    • 3.3 Закон и пиво
    • 3.4 Запрет на сбыт спиртного ночью в отдельных регионах
    • 3.5 Закон о запрете реализации алкоголя в праздники
    • 3.6 Закон о продаже спиртных напитков несовершеннолетним лицам
  • 4 Реклама алкогольной продукции
  • 5 Продажа алкоголя без лицензии
  • 6 Учет продаж алкогольных продуктов
  • 7 Ответственность по закону
    • 7.1 Санкции за нарушение правил торговли алкоголем

ФЗ о продаже алкогольной продукции

ФЗ был принят по причине масштабного неконтролируемого распространения

спиртного, что явилось катализатором множества правонарушений и других действий, которые опасны для жизни общества. Федеральный акт разработан для контроля и у

меньшения распития, продажи, изготовления спиртных, алкогольных жидкостей производственными структурами.

Основные положения закона о продаже алкоголя

Циркуляция спиртной продукции в стране регулируется Федеральным актом №171, принятым Думой в 1995 году и одобренный Президентом России. Закон рассчитан встать на защиту нравственных ценностей, здорового образа жизни, законных интересов граждан страны.

Подразумевает закон об алкоголе (продажа, хранение, изготовление) и содействие экономической безопасности Федерации. Это вправе быть достигнуто регуляцией объема, процесса производства и циркуляции алкогольных, спиртных жидкостей. Не обошло действие закона и потребителей, использующих упомянутые продукты.

Своеобразный капитулярий об алкоголе насчитывает 28 рубрик, 4 главы нижеследующего значения:

  1. №1 оговаривает сферу распространения закона, его конечные цели, способы и полномочия федеральных, муниципальных органов власти по поводу регулирования и уменьшения хождения нелегального спиртного.
  2. Вторая — предусматривает требования к изготовлению спиртосодержащей и ей подобной продукции, маркировке, оформлению документации, декларированию, обороту, продаже.
  3. Третья — устанавливает правила регистрации таковых напитков и получения необходимой лицензии для их изготовления.
  4. Четвертая – контроль за соблюдением Закона и ответственность за его неисполнением.

Последняя глава предусматривает методы контроля по исполнению данного законодательства, степень ответственности при его игнорировании.

Сфера распространения ФЗ оговорена 3-й частью ст.1. Она включает следующие положения:

  1. Изготовление этанола частным образом, который не предназначен для реализации.
  2. Оборот спиртных лекарств, находящихся в перечне медикаментов, кроме этанола, идущего фармацевтическим предприятиям для хозяйственных нужд.
  3. Продажа, производство аптеками средств с C2H5OH (спирт).
  4. Оборот товара в металлизированных аэрозольных емкостях менее чем 450 мл и непредназначенных для питья.
  5. Импортно-экспортные операции с алкогольными напитками, которые поставляют для дипломатических, различных консульских нужд.
  6. Эти процедуры предназначены для экспозиции в форме образцов и прохождения сертификации. Продукция для показа ограничивается 5 единицами потребительской емкости по каждому названию.
  7. Движение спиртных медикаментов, которые находятся в государственном формуляре, производится специализированными структурами.

Посмотрите видео: “Что “бухали” в СССР в сухой закон.”

Продажа парфюмерии, косметики, изделий бытовой химии, индивидуальной гигиены, содержащие этанол, и не перечисленные упоминаемым законодательством, корректируются другими постановлениями Правительства.

Последние обновления закона о продаже алкоголя в 2022 г.

Изменения в ФЗ №171 затрагивает производителей хмельной продукции, торгующие организации и покупателей. Всем предстоит перейти на новые условия работы, употребления спиртных жидкостей. Контролирующим органам придется проверять не только розничный сбыт, но и сеть.

Закон о продаже алкоголя с 1 января 2022 года приводит в действие следующие механизмы:

  1. Запрещены рекламные акции крепких напитков через интернет.
  2. Проходит обязательная регистрация оборудования и установок, производящих спиртное.
  3. Частным лицам запрещено транспортировать больше 10 л. алкогольной жидкости без указания на ней акцизных бандеролей.
  4. Система учета спиртных продуктов – ЕГАИС, обеспечиваем действенный контроль над продажей пьянящих напитков.
  5. Повышаются штрафные санкции за нарушение антиалкогольных законов, предусматривающих не только денежное взыскание.
Читайте также:
Ответственность председателя ТСЖ по закону

Скачать ПП РФ №1459 (вместе с “Правилами”) “О функционировании ЕГАИС, учете производства и торговле алкопродукцией” от 29/12/2015 года с последними изменениями и дополнениями 2022 г. Последний пункт нашел отражение в кодифицированном акте об административной ответственности — КоАП, а именно:

  • Статья 14.16. Нарушение правил продажи спиртного;
  • Статья 14.17. Нарушение требований к производству или алкопродукции;
  • Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа спиртного физическими лицами;
  • Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкоголя;
  • Статья 14.18. Использование этанола для производства спиртосодержащей продукции;
  • Статья 14.19. Нарушение государственного учета (ЕГАИС) производства и оборота алкопродукции.

Рассматривая местное, региональное законодательство, можно сделать вывод, что здесь так же приняты дополнительные меры по продаже алкоголя.

Перспективы новых законопроектов об алкоголе

Закон о продаже любой алкогольной продукции насчитывает несколько основных изменений. Одно из требований предусматривает реализацию только в стационарном месте, оборудованным складскими помещениями, и находилось в собственности продавца хмельных напитков.

Требование подразумевает аренду стационара, но только для долгосрочного пользования. Установленные нормы вправе уменьшить лишь для торговых точек, которые продают слабые напитки – до 12°.

Предлагается наложить запрет на полутора литровые пластиковые алкогольные емкости. Последнее должно уменьшить количество пивных, дешевых винных продуктов, коктейлей, продающихся в подобной таре.

Правила торговли алкоголем

Правила продажи алкогольной продукции в нынешнем году рассчитаны на уменьшение потребления спиртосодержащих товаров, которые представляются ограничением ее реализации. Они касаются тех лиц, которые занимаются сбытом и употреблением.

Понятие «алкоголь» в законе

Чтобы четко разграничить действие законодательства, необходимо рассмотреть понятие, которое подразумевает собой алкогольный напиток. Исходя из положения, таковым считается питьевая жидкость, содержащая 0,5 процентов спирта либо продуктов брожения этанола. Однако ряд кисломолочного продовольствия, квас, в составе которого немногим более 1% этанола, но таковыми не считаются.

Виды алкогольной продукции по закону о продаже

Не подлежит учету продукция, которая считается безалкогольной, по причине прохождения проверки. Таковой позиционируется пиво, в составе которого этанола есть до 4%, и вино. Однако они так же содержать менее 0,5% спирта, но в зону действия законодательного акта не попадают.

Регламент под номером 171 называет алкоголем жидкость, которая имеет в составе спирт.

Таковыми считаются следующие продукты:

  • вина различных сортов;
  • бренди;
  • ликеры;
  • текила;
  • коньяки;
  • водка;
  • портвейны;
  • виски;
  • абсент;
  • яблочный или грушевый кальвадос;
  • спиртовые питьевые настойки.

Соответствующую категорию разделяет алкогольное пиво.

Закон и пиво

Многие покупатели недоумевают, почему пиво попало в список, если оно содержит совсем мало алкоголя. То же самое относится к энергетическим спиртным жидкостям. Конечно, для солодовых напитков делается некоторое исключение, но не убирает его из подобной группы.

Для его предполагаемой продажи следует изучить упоминаемый закон. Государственный налог по каждому виду лицензии предусматривает уплату 40 000 руб., для оптовых же продаж – 500 000.

Запрет на сбыт спиртного ночью в отдельных регионах

Федеральные правовые акты оговаривают продажу спиртной жидкости после 11 часов вечера до 8:00 утра. Однако некоторые областные власти страны вправе этот закон ужесточить с помощью локальных постановлений.

К таковым регионам, где спиртное продается по ограничению во времени, относятся:

  • Санкт-Петербург, область – 11:00-22:00;
  • Коми – 8:00-22:00;
  • Псков, Архангельск – 10:00-23:00;
  • Киров – 10:00-23:00, выходные – 17:00-23:00.

В Ичкерии водку продают только с 10 до 12 часов утра, мусульманские же праздники полностью обходятся без спиртного.

Закон о запрете реализации алкоголя в праздники

Кроме строго отведенных часов для торговли продукцией, существуют некоторые даты, когда продавать нельзя в течение суток. Последние регламентируются государственными и локальными правовыми актами.

Первые выделяют такие общероссийские даты:

  1. Защиты детей. Подразумевает отказ родителей, старших подростков, их товарищей от употребления пьянящих напитков.
  2. Знаний. Многие школьники отмечают эту дату по-взрослому, организовав выезд на природу или домашнее застолье с употреблением алкогольных напитков. Продавцы магазинов не отпускают учащимся подобную продукцию, но она покупается родственниками либо старшими по возрасту лицами.
  3. Последний звонок, начало продолжительных каникул так же не обходится без участия бутылки водки или вина. Поэтому решение о запрете их реализации правомочно.
  4. Выпускные балы, по мнению школьников, веселее становятся после принятия алкоголя. Подобное время устанавливается региональными, местными органами самоуправления, что подразумевает закрытие на день выпускного бала алкогольных магазинов.
  5. Молодежи. Российские социологи пришли к мнению, что одной из глобальных проблем подрастающего поколения страны является алкоголизм. Поэтому 27 июня купить вино или водку в магазине нельзя.
  6. Трезвости. Разумеется, этот день обходится без различного рода спиртных жидкостей, т. к. даже название, подразумевает их отсутствие.

Все изменения в торговле крепкими напитками не касаются структур общепита, где продукт вправе присутствовать в любой период времени и количестве. Однако для кафе или ресторана тоже существуют некоторые правила, указанные антиалкогольным законом.

Закон о продаже спиртных напитков несовершеннолетним лицам

На рассмотрение парламента выносились законопроекты относительно повышения возрастного ценза, с которого разрешается покупка алкоголя, до 21 года, как это делается в зарубежных странах. Главным инспиратором нового правового акта выступает Минздрав государства.

Пока возрастной ценз на продажу алкоголя остановлен на достижении 18-летия, т.е. согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 16 закона №171 наложен запрет на продажу спиртного несовершеннолетним, а совершеннолетним признается гражданин РФ достигший восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ).

Читайте также:
23 статья закона о полиции: текст

Но существуют некоторые отклонения от упоминаемой отметки.

Т.е. согласно Гражданскому кодексу РФ дееспособными признаются граждане, не достигшие 18 лет в следующих случаях:

  • регистрация брака (ст.21 “Дееспособность гражданина”);
  • с 16 лет, ели они трудоустроены или занимаются предпринимательской деятельностью (ст.27 «Эмансипация»).

По мнению социологов, лицо, принявшее на себя подобные обязательства, автоматически считается взрослым.

Реклама алкогольной продукции

Акт о рекламных кампаниях крепких напитков в нынешнем году фиксирует положения, согласно которым производители и устроители пропаганды, обязаны действовать по измененным правилам. Статьи упоминают, что информационные щиты должны монтироваться не ближе чем за 100 метров от спортивных либо физкультурно-оздоровительных структур.

Однако во время проведения онлайновых трансляций культурно-массовых мероприятий, разрешается рекламировать спиртосодержащие жидкости. Исключение составляют детско-юношеские соревнования.

Правовой акт оговаривает некоторые правила, предусматривающие подобную пропаганду.

Рекламное оповещение не может затрагивать следующие факторы:

  • печатные издания, кроме продвижения винной продукции и шампанского, произведенного на территории государства;
  • бумажные, аудио, видеоклипы, предназначенные для подростков до 18 лет;
  • телевидение, эфирное или проводное радио;
  • средства пассажирского транспорта;
  • спортивные, образовательные, дошкольные, детские, военные структуры.

Запрещается пропаганда алкогольных напитков посредством интернет согласно ст. 21 ФЗ №38 “О рекламе” (в актуальной версии 2022 года).

Продажа алкоголя без лицензии

Кроме подключения к государственному сервису ЕГАИС, для торговли упоминаемой продукции необходимо обрести лицензию.

Располагать формуляром на продажу алкоголя предприниматель может только после подачи в органы власти следующих документов:

  • ходатайство на получение спиртного сертификата;
  • платежную квитанцию об отчислении налога;
  • справку из фискальной организации;
  • решение от структур МЧС и Роспотребнадзора;
  • документ об уплате пошлины в ИФНС;
  • формуляр о постановке на учет предприятия;
  • коды реестра статистики;
  • свидетельство о владении помещением либо контракт об его аренде.

Лицензия выдается на срок от 12 до 60 месяцев, которую предприниматель вправе продлить.

Учет продаж алкогольных продуктов

Новый электронный контроль — ЕГАИС, позволит учитывать всю реализуемую крепкую продукцию. Использование системы исключит из продажи незаконный алкогольный продукт. Она гарантирует создание полной базы находящихся в реализации напитков отечественного, зарубежного производства.

Для проведения метода, на кассах будут располагаться специальные сканеры, которые предназначены для считывания информации с акцизной бандероли, через интернет передавать главной базе данных. Сведения также присутствуют на образце чека. Таким образом, покупатель получает данные о приобретении легального алкогольного товара.

Парламентарии рассматривают проект, который предусматривает специальные условия для торговли бренди. Это ограничит поступление в магазины и продажу, особенно на розлив, нелегального коньяка. Планируется также выделить данный продукт в отдельную группу крепких алкогольных напитков, что позволит покупателям приобретать качественное спиртное, а контролирующим органам облегчит работу.

Торгующие предприятия будут заполнять учетный журнал, который отражает данные о реализации спиртных жидкостей, их характеристики.

Формуляр содержит следующие сведения:

  • код, название, номер товара;
  • индекс рода алкогольного продукта;
  • дату реализации;
  • количество находящихся на складе и проданных бутилированных емкостей.

Информацию о поставках разрешается не отражать в формуляре, а последний содержать в бумажном либо электронном виде. Исходя из внесенных сведений, необходимо один раз в квартал заполнять налоговую декларацию.

Ответственность по закону

Торгующие структуры либо частные предприниматели вправе быть оштрафованы, если их уличат в продаже крепких напитков в розницу после 11 вечера, что запрещено законом. Об этом говорят разделы кодифицированного акта о правонарушениях.

Субъекты Федерации так же предусматривают наказание за подобное нарушение. Все они исходят из наложения штрафных санкций в размере 100 000 р., с полной конфискацией продукции.

Ограничительный правовой акт выделяет список мест, где пьянящую жидкость продавать нельзя.

К таковым относятся следующие объекты (п.3 ст. 16 КоАП):

  • детские образовательные, лечебные структуры, соседние к ним территории;
  • ведомства культуры;
  • стратегические точки особой важности;
  • единицы общественного транспорта;
  • вокзальные сооружения.

При размещении торговых ларьков вблизи перечисленных структур, физический владелец подлежит обложению штрафом до 15 000, а юридический 300 000 р., с отчуждением товара.

Санкции за нарушение правил торговли алкоголем

Если игнорировать правила продажи алкоголя, реализатор обременяется денежным обложением.

Сумма штрафа зависит от вида нарушения, составляет следующий размер:

  • продажа крепких напитков без сопроводительных документов: 15 — для физических и 300 тысяч — юридических лиц;
  • реализация поддельных видов обусловливается тем же наказанием;
  • несоответствие декларации продаваемому товару — 10 и 100 тысяч, для частных предпринимателей и организаций.

Игнорирование требований контролирующих ведомств влечет обременение от 5 до 12 тысяч.

А при неоднократном совершении незаконный деяний предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 151.1, 171.4 УК РФ.

Измененный ФЗ о продаже алкогольной продукции предусматривает ужесточение реализации, употребления крепких напитков. Установлены новые правила, касающиеся производства, оборота данной продукции.

Посмотрите видео: “Дмитрий ПОТАПЕНКО и Виталий МИЛОНОВ – Пить или не пить: Нужен ли в России «сухой закон»?”

Закон о продаже алкоголя

Закон о продаже алкоголя, он же Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, был принят в России не случайно. Как не прискорбно, наша страна находится в топе мировых рейтингов по употреблению алкоголя. Ни для кого не секрет, что алкоголизм является одной из важнейших проблем нашего общества, и различные представители власти также регулярно акцентируют на этом внимание.

Одним из наиболее эффективных рычагов снижения количества алкоголя, в среднем потребляемого по стране, является ограничение его продажи на законодательном уровне. В связи с тем, что подобного рода меры уже были приняты, вопрос о том, когда запрещено продавать алкоголь, интересует и лиц, которые занимаются его сбытом, и лиц, которые планируют его потреблять. Конечно, существует специальный закон о продаже алкоголя, однако далеко не все удосуживаются открыть его и разобраться во всем. Ниже приведена вся информация в более доступной и понятной форме.

Читайте также:
Торговая наценка на детское питание закон

Понятие «алкоголь»

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Для того, чтобы грамотно использовать и руководствоваться законом о продаже алкоголя, необходимо четко уяснить, что именно подпадает под понятие «алкогольный напиток». Интересующий нас закон — это Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. По факту, все напитки, в которых содержится 0,5 % этилового спирта или же продукты его брожения, официально являются алкогольными — ст. 2 ФЗ-171. Однако, есть небольшое поступление. Под это понятие не попадает вся продукция, в которой процентная доля спирта не превышает 1,2%. В примеру, в подобных незначительных количествах алкоголь может содержаться в кисломолочной продукции(кефир, тан, кумыс), а также в квасе. Стоит отметить, что некоторые виды кваса содержат даже больше спирта, чем 1,2%, однако к алкогольным напиткам их все равно не причисляют.

По видам продукции

Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.

Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:

  • вино;
  • ликер;
  • портвейн;
  • виски;
  • коньяк;
  • водка;
  • бренди;
  • абсент;
  • текила;
  • кальвадос;
  • любые настойки на спирту;
  • пиво.

На пиве стоит остановиться отдельно. Многие, почему то, полагают, что пиво не подпадает под действие закона о продаже алкоголя по причине низкого содержания спирта в нем. Тоже самое часто думают и о различной слабоалкогольной продукции, энергетических напитках на основе алкоголя, и так далее. Как правило, содержание спирта в таких напитках находится на уровне 3-4% или даже выше, так что никаких оснований делать для них исключение нет. С юридической точки зрения именно рассматриваемого закона продажа 3,5-процентного пива равнозначна продаже 70-процентной чачи. Но нужно понимать, что для продажи пива есть исключения, указанные в других нормах. Поэтому если решили заняться розничной торговлей пива — изучайте законодательство более внимательно, в частности ФЗ-289.

Нормативная база

Закон о продаже алкоголя, в который в 2022 году, кстати, были внесены новые поправки (вступили в силу с 06.08.2017), является основным нормативным актом, который регламентирует реализацию любых спиртных напитков.

Одним из самых важных пунктов этого закона является ограничение возраста лиц, которым можно продавать алкоголь. В любых инстанциях он составляет 18 лет. Исключение сделаны лишь для тех случаев, когда человек официально вступил в брак, или же открыл собственное частное предприятие. В таких случаях он официально считается взрослым, и способным нести ответственность за свои действия. Однако даже в случае предъявления, например, свидетельства о браке продавцы в магазинах очень часто отказывают клиенту в продаже спиртного.

Требования к помещению и документам

Еще одним весьма интересным пунктом закона является ограничение площади помещений, в которых может реализовываться алкоголь. Закон о запрете продажи алкоголя возбраняет реализацию спиртных напитков в заведении, площадь которого меньше 50 метров квадратных. Вне городской черты это ограничение уменьшается до 25 метров квадратных. Эту информацию регулируют разные статьи закона, но фактически для понимания стоит сразу изучать 278-ФЗ — именно в нем прописаны основные поправки, касающиеся изменений в части помещений.

Стоит отметить, что желающих обойти закон о продаже алкоголя в России всегда хватало. Распространенной схемой является попытка купить алкоголь через интернет. При этом, курьер привозит клиенту не только непосредственно напиток, но также договор об аренде, который является прикрытием. Согласно этому документу алкоголь якобы передается лицу в прокат в качестве декоративного элемента. При этом, согласно договору получатель не имеет право повреждать или вскрывать его. Тем не менее, сейчас эта схема уже без проблем раскусывается сотрудниками правоохранительных органов. Договор об аренде признается тем, что составлялся для сокрытия реального договора купли-продажи, после чего компанию – реализатора привлекают к ответственности. В некоторых случаях привлечь могут даже покупателя, если он непосредственно принимал участие в осуществлении схемы, полностью осознавая тот факт, что это незаконно.

Кстати, в ст. 10 можно уточнить список документов, необходимых для торговли алкоголем.

Ограничение по времени

Что касается времени, то для всей территории Российской Федерации действует одно незыблемое правило – запрещено подавать алкоголь в период с 23 часов и до 8 часов следующего дня — ст. 16, пункт 5. При этом, каждый отдельно взятый субъект Российской Федерации согласно новому закону о продаже алкоголя может ужесточить эту меру. Временной запрет на продажу реализуется на всех уровнях и во всех формах. Исключение составляют рестораны, кафе и другие заведения общественного питания. В них человек может заказывать спиртные напитки в любой форме и в любом виде тогда, когда ему захочется.

Бытует распространенное заблуждение о том, что, к примеру, можно продавать алкоголь стороннему лицу по чекам, которые были пробиты заблаговременно, однако и эта идея ничего общего с реальностью не имеет. Сделка в данном случае считается реализованной в момент передачи товара клиенту, и если это происходит после 23:00 – этот акт официально признается незаконным.

Ответственность

Организация или частный предприниматель могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о продаже алкоголя после 23:00. Этот момент регламентируется 14 статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (раздел о нарушении правил реализации этанола, а также алкогольной и содержащей спирт продукции). Законы субъектов Российской Федерации также могут предусматривать меру пресечения для подобных случаев. Стоит отметить, что в некоторых случаях объем или наименование продаваемого алкоголя не играют никакой роли – даже за бутылку пива организацию можно оштрафовать на сто тысяч рублей, а также подвергнуть принудительной конфискации алкогольной продукции.

Читайте также:
Зимняя резина: сроки замены по закону

Стоит отметить, что закон об ограничении продажи алкоголя также выделяет целый перечень локаций, в которых реализация спиртосодержащей продукции не может производиться никогда и ни в каких формах, согласно ст.16 171-ФЗ. К таковым относятся:

  • детские образовательные учреждения, а также медицинские объекты, объекты, чей собственник оспаривается, а также все территории, которые прилегают к ним непосредственно;
  • культурные объекты. Исключение составляют те случаи, когда организация уже окончила предоставлять услуги общественного питания;
  • военные объекты, стратегические военные объекты и объекты государственной важности, а также вся территория в непосредственной от них близости;
  • любые виды общественного транспорта;
  • вокзалы, аэропорты и прочие места, в которых часто происходят массовые скопления людей, что делает их потенциально опасными.

За размещение пунктов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в этих локациях согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ предусмотрен штраф в размере 10-15 тысяч рублей для физических лиц, и 200-300 тысяч рублей для юридических лиц (статья 14.16 КОАП РФ). Также могут конфисковать всю алкогольную продукцию.

За тем, чтобы закон о ночной продаже алкоголя соблюдался, должны следить представители прокуратуры и полиции. Оба эти ведомства имеют полное право проводить проверки в любых местах, в которых считают нужными. Как правило, подобного рода мониторинг проводится в точках реализации, на которых жаловались граждане. Продажу алкоголя в ночное время выявить довольно просто в тех случаях, когда проводится так называемая проверочная закупка. Ее могут проводить любые лица, уполномоченные вести следственно-оперативную деятельность в рамках компетенции указанных выше государственных структур и органов.

Довольно интересным моментом в данной ситуации являются полномочия участкового или же сотрудника прокуратуры. У многих возникает вопрос: могут ли они самостоятельно проверять факт нарушения запрета продажи алкоголя ночью и проводить соответствующую закупку. Согласно соответствующим нормативным актам, количество подразделений и лиц, которые имеют право вести оперативно-розыскную деятельность (а закупка алкоголя в целях проверки, безусловно, относится к этой категории) весьма ограничено, и участковых сотрудников полиции в ней нет. Как и сотрудников прокуратуры. Именно на этом основании можно смело считать все постановления, основанные на данных закупки, проведенной участковым, недействительными. Тем не менее, суды придерживаются на этот счет различных точек зрения, и, стоит отметить, обычно решающую роль в разбирательстве этот пункт не играет.

Запрет на продажу алкоголя ночью в отдельных регионах

Как уже говорилось ранее, в Целом по Российской Федерации действует закон о продаже алкоголя после 23 ночи и до 8 утра. Тем не менее, согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ некоторые регионы могут ужесточить указанные нормы, и подойти к ним более сурово (но не менее). Стоит отметить, что многие субъекты РФ уже давно воспользовались такой возможностью с помощью местных локальных актов. Из доступной актуальной информации, которую удалось найти на момент написания статьи, регионы-«трезвенники» выглядят так:

Санкт-Петербург и Ленинградская область Продажа алкоголя запрещена с 22:00 вечера и до 11:00 часов утра следующего дня. Таким образом, суточный период, в который не может производиться продажа алкоголя, увеличен на 4 часа.
Республика Коми Утром продажа алкоголя начинается, как и везде, в 8 часов, однако вечером приобрести алкогольную продукцию можно только до 22:00.
Псковская область Вечером продажа алкоголя оканчивается, как и везде, в 23 часа, однако утром приобрести алкогольную продукцию можно только с 10:00.
Архангельская область Вечером продажа алкоголя оканчивается, как и везде, в 23 часа, однако утром приобрести алкогольную продукцию можно только с 10:00.
Кировская область Вечером продажа алкоголя оканчивается, как и везде, в 23 часа, однако утром приобрести алкогольную продукцию можно только с 10:00. При этом, во все выходные дни закон о продаже алкоголя начинает действовать в 17:00 по местному времени.
Чеченская республика Тут с возможностью ограничения реализации алкогольной продукции поступили наиболее жестко. Единственная возможность приобрести спиртосодержащие напитки – с 10:00 и до 12:00. Всего два часа есть у желающих выпить. Стоит отметить, что во время мусульманских праздников правило действует круглые сутки, и продавать спиртное нельзя в принципе.

Во всех остальных регионах, например, в той же Самарской области, запрет действует так же, как прописано в основном законе без каких-либо дополнительных ограничений.

Запрет на продажу алкоголя в праздники

Помимо строго отведенного времени на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, также предусмотрены определенные даты, в которые продажа должна быть запрещена в принципе в течение всего дня вне зависимости от времени. Запрет устанавливается локальными законодательными актами. К общегосударственным дням полного отказа от продажи спиртного относятся:

  • день защиты детей. В связи с тем, что согласно исследованиям социологов огромное количество детей по всему миру страдает из-за того, что их родители или просто старшие товарищи употребляют алкоголь, 1 июня вы не сможете купить ни пиво ни вино. Стоит отметить, что о многом это сделано для того, чтобы и сами дети также не смогли купить спиртное;
  • день знаний. Запрет о продаже алкоголя 1 сентября является особенно актуальным. У современной молодежи вошло в моду отмечать этот праздник по-взрослому. Многие даже просят своих родственников или старших товарищей приобрести им спиртное, так как те имеют документы, однако сейчас и такие попытки надежно пресекаются законом;
  • последний звонок. 25 мая во многом напоминает 1 сентября, и даже хуже. Многие старшеклассники стремятся отметить окончание учебы и начало летних каникул, или же вообще окончание школы, а потому лишение магазинов возможности реализации алкоголя является вполне уместным;
  • дни, когда в конкретном регионе проходят выпускные балы. Этот пункт идентичен предыдущему и также направлен на то, чтобы ограничить рвение вчерашних школьников. В связи с тем, что в различных субъектах Российской Федерации дата проведения выпускных варьируется, руководство области решает этот вопрос самостоятельно;
  • день молодежи. В связи с тем, что алкоголизм является одной из главных проблем современной российской молодежи, вполне логичным является запрет на любую продажу алкоголя 27 июня;
  • день трезвости. Закон о продаже алкоголя в день трезвости действует как нельзя эффективно. Даже абсурдной будет смотреться попытка человека купить алкоголь, когда ему сообщают о том, что сегодня 11 сентября, и вся страна должна вспомнить о проблеме алкоголизма.
Читайте также:
Как правильно ссылаться на статью закона

Некоторые области пошли дальше, и расширили список дней, в которых никто не сможет приобрести алкогольную продукцию в магазинах. К примеру, власти Ульяновской области добавили к списку следующие даты:

  • все без исключения выходные дни (+104 дня в году);
  • день Российской Федерации, отмечаемый 12 июня;
  • день семейного общения, отмечаемый 12 сентября.

Также Республика Коми расширила список, прибавив к уже имеющемуся пункту про день молодежи все выходные дни, которые с ним соседствуют (совершенно логично, что желающие отпраздновать это событие станут делать это не в саму дату, а в ближайший выходной).

Стоит отметить, что на все перечисленные выше ограничения по датам распространяется правило о том, что в любых заведениях общественного питания алкоголь может подаваться в любое время и в любом количестве (если клиент, конечно, достиг совершеннолетнего возраста). В связи с тем, что все дни, когда нельзя продавать алкоголь, указаны в том же законе, который предписывает часы его реализации, штраф за нарушение предусмотрен тот же – до сотни тысяч рублей с конфискацией продукции. В той же форме должна проводиться и проверка того, как магазин следует установленным нормам.

Перспективы законодательства

Закон, ограничивающий продажу алкоголя, до сих пор является предметом самых жарких споров. В частности, предлагается целый ряд дополнений. Например, планируется потребовать, чтобы место, в котором ведется продажа, было строго стационарным, имело собственные складские помещения, принадлежало лицу, которое ведет торговлю, или же находилось в долгосрочной аренде. В качестве небольшого послабления предлагается уменьшить количество норм для тех магазинов, которые продают спиртное с крепостью не выше 12 градусов.

Также очень популярной поправкой является запрет на продажу алкогольных напитков в полуторалитровых бутылках из пластика. Это должно существенно ограничить возможность реализации пива, а также дешевого вина, коктейлей и слабоалкогольных напитков в больших объемах. Однако нужного количества голосов такой законопроект пока не набирает.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Кто и когда может покупать алкоголь в России?

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Читайте также:
Основные положения федерального закона о персональных данных

Ограничение по возрасту

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15‑4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762‑2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» [1] (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171‑ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171‑ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762‑2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

Федеральным законом № 171‑ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции. [1] Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

Читайте также:
Как наказать шумных соседей по закону

[2] Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

Прокурор разъясняет – Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

  • 19 марта 2014, 12:34

29.06.2013 принятФедеральный закон N 135-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей».

Закон вступил в силу со 02.07.2013.

В соответствии с законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 6.21 КоАП РФ предусматриваются также квалифицированные составы данного правонарушения – совершение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних посредством СМИ и через Интернет, а также совершение правонарушения иностранным гражданином, лицом без гражданства.

Составлять протоколы об административных правонарушениях за публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, имеют право должностные лица органов внутренних дел, рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции судей.

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

19 марта 2014, 12:34

Принят Федеральный закон, направленный на защиту несовершеннолетних от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений

29.06.2013 принятФедеральный закон N 135-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей».

Закон вступил в силу со 02.07.2013.

В соответствии с законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 6.21 КоАП РФ предусматриваются также квалифицированные составы данного правонарушения – совершение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних посредством СМИ и через Интернет, а также совершение правонарушения иностранным гражданином, лицом без гражданства.

Составлять протоколы об административных правонарушениях за публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, имеют право должностные лица органов внутренних дел, рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции судей.

Статья 6.21 КоАП РФ. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (действующая редакция)

1. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети “Интернет”), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:
Главенство законов в РФ

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети “Интернет”), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 6.21 КоАП РФ

Комментируемая ст. 6.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

При этом под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних понимается распространение такой информации в целях воздействия на общественное мнение, в том числе несовершеннолетних лиц.

Объектом правонарушения по ст. 6.21 КоАП РФ являются общественные отношения в области соблюдения гарантий прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 14 Закона N 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В силу ст. 5 Закона N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

При этом анализ п. 7 ст. 2 Закона N 436-ФЗ и ст. 1 Закона N 124-ФЗ свидетельствует, что такая информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, запрещена к распространению среди детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет (совершеннолетия).

Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ выражается в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившееся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывании информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ административная ответственность за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений наступает в случае распространения информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, – оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе, имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей, использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Запрет осуществления указанных в ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации. Тот факт, что такой запрет не распространяется на случаи, связанные с пропагандой аморального поведения в рамках традиционных сексуальных отношений, которые также могут требовать государственного, в том числе административно-деликтного, реагирования, не дает оснований для признания данной нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации с точки зрения нарушения принципов равенства применительно к защите конституционных ценностей, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что косвенным объектом ее защиты являются также социальные связи каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации; п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ), может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде, тем более если иметь в виду, что конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предопределяет наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией, с чем могут быть сопряжены объективные трудности при стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества к соответствующим лицам на бытовом уровне. Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершеннолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распространителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам.

Читайте также:
Закон о долевом участии в жилищном строительстве

Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации. И хотя избранный им возрастной критерий также является – в контексте неоднозначности экспертных оценок относительно возраста, в котором происходит окончательное формирование сексуальных предпочтений, – в определенным смысле оценочным, он придает ограничению, предусмотренному ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ, точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности в указанном аспекте.

При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений – как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, – среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте. Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т.е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов – педагогов, медиков, психологов.

Объективная сторона предусмотренного данной статьей деяния как правонарушающего действия, адресованного непосредственно несовершеннолетним, не включает в качестве элемента последствия получения ими информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и, будучи ограниченной лишь самим противоправным действием, не предполагает подтверждения того, что распространенная лицом информация действительно повлияла на формирование у ее адресатов нетрадиционных сексуальных установок, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений либо интереса к таким отношениям.

Это означает, что и субъективная сторона формального состава такого правонарушения, как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, не может охватывать ее последствия и заключается лишь в осознании цели данного противоправного действия. Наличие или отсутствие такой цели, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 октября 2013 года N 1718-О, подлежит установлению наряду с иными фактическими обстоятельствами судами общей юрисдикции и (или) иными органами и должностными лицами, которым при оценке тех или иных конкретных действий следует учитывать изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 15-П правовую позицию о необходимости разграничения информирования и агитации как совокупности действий, побуждающих или имеющих целью побудить субъектов правовых отношений к определенному поведению.

При установлении в рамках конкретного административно-деликтного производства, обладает или не обладает указанными признаками пропаганда, подпадающая под предусмотренный ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ запрет, правоприменительные органы не могут не принимать во внимание специфику адресата этой пропаганды – несовершеннолетних, а адресующее им ту или иную информацию в столь деликатной сфере, как сексуальные отношения, лицо должно осознавать, что обычное, с его точки зрения, информирование в конкретной ситуации может иметь свойства агитации (пропаганды), если будет доказано, что его целью являлось распространение (или тем более навязывание) информации определенного содержания. Вместе с тем тот факт, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях оказалась или могла оказаться доступной для несовершеннолетних, сам по себе, в отрыве от всех обстоятельств дела, не может служить основанием для применения к этому лицу мер государственного принуждения в форме административной ответственности – противоправным и административно наказуемым может признаваться только умышленное совершение лицом соответствующих публичных действий, непосредственно направленных на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, либо умышленное совершение тех же действий лицом, которое сознательно допускало, что среди получателей информации могут быть несовершеннолетние, или относилось к этому безразлично.

Вышеуказанные выводы были изложены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П, которым Конституционный Суд РФ признал ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ.

Объективная сторона административных правонарушений по ч. ч. 2 – 4 ст. 6.21 КоАП РФ выражается в действиях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ, совершенных:

а) с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ);

б) иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 6.21 КоАП РФ);

в) иностранным гражданином или лицом без гражданства с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 6.21 КоАП РФ).

Субъектом административной ответственности по ст. 6.21 КоАП РФ выступают физические лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, юридические лица (ч. ч. 1, 2 ст. 6.21 КоАП РФ), иностранные граждане, лица без гражданства (ч. ч. 3, 4 ст. 6.21 КоАП РФ).

С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.21 КоАП РФ может быть совершено только умышленно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: