Федеральный закон о дополнительном образовании действующий

Дополнительное образование детей

Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

К началу 2022 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.

Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов к 2024 году будет организована работа региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство) во всех субъектах страны. Важная задача таких центров – воспитание молодых талантливых ребят, их мотивация к активному участию в развитии своего региона. Региональные центры станут координаторами взаимодействия с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы помочь каждому ребенку выстроить индивидуальную образовательную траекторию и оказать тьюторскую поддержку.

Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России обеспечивает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями.

Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой, в частности, пройдет внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.

Физическая культура и спорт

Одна из приоритетных задач Минпросвещения России – создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Для решения этой задачи созданы условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.

Ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России и Минобрнауки России утверждает Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в школах, организациях дополнительного образования, колледжах и вузах.

Все мероприятия по развитию массового спорта Минпросвещения России проводит во взаимодействии с всероссийскими федерациями по видам спорта и физкультурно-спортивными общественными организациями.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на внутришкольном, муниципальном и региональном этапах представлены соревнованиями, спартакиадами, спортивными праздниками, днями здоровья и спорта, тематическими неделями, конкурсами и акциями.

Число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ:

  • 12 353 всего
  • из них 5 192 школы
  • из них 2 871 центра

Численность занимающихся в организациях:

  • 10 232 036 всего
  • из них 2 017 049 в школах
  • из них 4 068 675 в центрах

Туристические базы и детские оздоровительные учреждения:

  • 374 всего
  • из них 172 центра
  • из них 21 школа
  • из них 92 спортивных школы и 14 спортивных школ олимпийского резерва

Суммарная численность работников учреждений дополнительного образования – 441 353:

  • из них 263 756 педагогических работников
  • из них 138 706 человек в составе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала

Федеральный закон от 31 июля 2022 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 июля 2022 года

Читайте также:
Работа ИП без печати закон

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;”;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

“9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;”;

в) пункт 10 изложить в следующей редакции:

“10) примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;”;

2) статью 12 дополнить частью 9 1 следующего содержания:

“9 1 . Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.”;

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

“Статья 12 1 . Общие требования к организации воспитания обучающихся

1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).”;

4) часть 3 статьи 30 после слов “образовательной организации,” дополнить словами “включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2022 года.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Изменения в законодательстве в сфере образования, вступающие в силу с 1 января 2022 года.

Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2022 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Минпросвещения определило новый порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. В частности, закреплены правила реализации программ на случай возникновения ЧС, режима повышенной готовности на всей территории России или ее части. Исключено указание на максимальное количество учеников в одном классе (25 человек). Данный показатель определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Читайте также:
Закон об основах нотариальной деятельности

Уточнены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказы Минобрнауки по данному вопросу утратили силу

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2022 № 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2022 г. № 442»
(Зарегистрирован 16.12.2022 № 61494)

пункт 12 Порядка изложен в новой редакции: » Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.»

Приказ вступает в силу с 01.01.2021

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2022 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

С 2022 г. устанавливаются новые правила организации и осуществления деятельности по программам дошкольного образования. Они заменят правила 2013 г.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную (для детей, нуждающихся в длительном лечении и специальных лечебно-оздоровительных мероприятиях) или комбинированную (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) направленность.

Могут быть организованы также группы детей раннего возраста для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев, семейные дошкольные группы.

Группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов), полного дня (10,5-12 часов), продленного дня (13-14 часов) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей возможна организация работы групп также в выходные и праздники.

Отдельно оговорены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2022 г. N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»

С 2022 г. будут действовать новые требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату предоставления информации. Ранее изданный приказ по этому вопросу будет отменен в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Уточнен перечень специальных разделов сайта

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2022 г. N 897 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и отмене некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования»

С 2022 г. перестанут применяться постановление Правительства 2013 г. о лицензировании образовательной деятельности и приказ Рособрнадзора 2014 г. об утверждении требований к структуре сайта образовательной организации и формату представления на нем информации

Рособрнадзором разъяснены требования, предъявляемые с 1 января 2022 г. к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления информации

Указанные Требования утверждены Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2022 г. N 831, вступают в силу с 1 января 2022 года и действуют по 31 декабря 2026 года.

В частности, Требованиями предусмотрено создание в специальном разделе двух новых подразделов «Доступная среда» и «Международное сотрудничество».

Главная страница подраздела «Доступная среда» должна содержать информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о специальных условиях питания, о специальных условиях охраны здоровья, и прочее.

Информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо соотносить со сведениями о местах осуществления образовательной деятельности.

Главная страница подраздела «Международное сотрудничество» должна содержать информацию: о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки (при наличии), а также информацию о международной аккредитации образовательных программ.

Читайте также:
Закон о рекламе размещение наружной рекламы

Требованиями предусмотрено, что данные сведения размещаются на сайте только при наличии таких договоров или аккредитации. В настоящее время такое такое уточнение отсутствует.

Требованиями установлено, что документы, самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательной организацией, размещаются на сайте в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. Визуально на сайте простая электронная подпись будет выглядеть как пиктограмма, указывающая на то, что документ подписан простой электронной подписью. При установке курсора на эту пиктограмму, на экран должны выводиться сведения «дата и время подписания; фамилия, имя, отчество и должность лица, подписавшего документ; сформированный уникальный программный ключ».

Также, в числе прочего, разъяснено, какая информация должна быть размещена в Специальном разделе в формате электронных документов.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Кабмин обновил правила оказания платных образовательных услуг. Прежний порядок, принятый в 2013 г., утратит силу с 1 января 2022 г. в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

Заново прописаны правила информирования об услугах, процедура заключения договоров, ответственность исполнителя и заказчика

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2022 г. N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»

Правительство РФ обновило правила лицензирования образовательной деятельности. Ранее утвержденный порядок признан утратившим силу с 1 января 2022 г. в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточнены лицензионные требования. Как и ранее, прописан перечень услуг по реализации образовательных программ, определены лицензирующие органы. Документы на получение лицензии можно будет подать в т.ч. через МФЦ

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2022 г. N 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»

Правительство РФ обновило порядок прохождения целевого обучения по программам среднего профессионального и высшего образования. Пересмотрены правила установления квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных средств, а также типовая форма договора об обучении.

Ранее утвержденный акт по данным вопросам признан утратившим силу с 1 января 2022 г. в рамках механизма «регуляторной гильотины»

Порядок устанавливает требования к заполнению и учету аттестатов и их дубликатов, а также правила их выдачи.

Признается утратившими силу приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115, которым утвержден аналогичный Порядок, с внесенными в него изменениями.

Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года и действует до 1 января 2027 года.

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2022 г. N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»

Правительство РФ обновило правила лицензирования образовательной деятельности. Ранее утвержденный порядок признан утратившим силу с 1 января 2022 г. в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточнены лицензионные требования. Как и ранее, прописан перечень услуг по реализации образовательных программ, определены лицензирующие органы. Документы на получение лицензии можно будет подать в т.ч. через МФЦ

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодёжи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодёжи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.

Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

Правила действуют до 01.01.2027.

Признаются утратившими силу с 01.01.2022 постановления Главного государственного санитарного врача РФ, регулирующие правоотношения в аналогичной сфере деятельности.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 433-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Вносит изменение в:

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Скорректирован Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Поправки призваны сократить перечень документов личного хранения.

Так, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния нужно будет предоставлять, если они выданы в иностранном государстве. Также согласно поправкам необходим их нотариально удостоверенный перевод на русский язык. Предусмотрена передача свидетельств об усыновлении, выданных органами ЗАГСа или консульскими учреждениями России.

Читайте также:
Количество дней в отпуске по закону

Также упомянуты документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и званиях и те, что связаны с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, вместе с нотариально удостоверенным переводом на русский язык

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2022 г. N 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях»

На 2022-2026 гг. Минздрав установил новые:

— правила организации оказания медпомощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом (в т. ч. при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медосмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физкультурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы ГТО;

— форму медицинского заключения о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях (тренировочных мероприятиях и спортивных соревнованиях), мероприятиях по оценке выполнения нормативов ГТО;

— форму медицинского заключения о допуске спортсменов спортивной команды к участию в спортивном мероприятии.

Вносимые изменения продиктованы правоприменительной практикой, а также отвечают современным тенденциям развития спортивной медицины

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. N 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

На 2022-2026 гг. установлены правила организованной перевозки группы детей автобусами.

Если автобусов 1-2, то о поездке нужно уведомить районное подразделение ГИБДД по месту отправления, а если 3 и более — подать заявку на сопровождение патрульным автомобилем. Если во втором случае поездка будет длиться более 12 часов, то также необходим медработник.

Детей до 7 лет брать в поездки длительностью более 4 часов нельзя.

На автобусе должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета. Также указаны требования к водителям

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2022 г. N 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»

На 2022-2026 г. установлен новый порядок выдачи медорганизациями справок и медицинских заключений. Ранее утвержденные правила отменяются в рамках «регуляторной гильотины».

Предусмотрена возможность получения справок и медзаключений в электронной форме. В этом случае на них проставляется усиленная квалифицированная электронная подпись медработника. Запросить электронную документацию можно будет либо при личном обращении, либо через портал госуслуг

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2022 № 712
«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
(Зарегистрирован 25.12.2022 № 61828)

Утверждены изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.

Федеральный закон о дополнительном образовании действующий

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 6 статьи 10 и статьей 75 Федерального закона об образовании подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых, которое направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • организацию свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы, в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

При этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее – Порядок организации деятельности). Указанный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также для индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:
Расширить балкон по закону

Согласно Порядку организации деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании).

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом об образовании.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно (Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств – письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ).

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам, утверждены приказами Минкультуры России (часть 5 статьи 83 Федерального закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Указанные программы реализуются:

  • в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145.

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86. Оно определяет не только порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, но и порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок повторного прохождения итоговой аттестации. Указанное Положение распространяется на образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства утверждена приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975.

В соответствии со статьей 84 Федерального закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее – интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);

2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.

Читайте также:
Какой процент наценки на товар по закону

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждены приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730. При этом, указанные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки, которые представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 (далее-Порядок).

Согласно Порядку при приеме граждан на обучение по образовательной программе требования к уровню их образования не предъявляются. Однако образовательная организация осуществляет индивидуальный отбор, который проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ.

Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией (пункты 3 и 4 Порядка).

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается (часть 6 статьи 84 Федерального закона).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Целями Концепции являются:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения указанных целей необходимо будет решить, в том числе следующие задачи:

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
  • обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
  • развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
  • создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.

В Концепции определены принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, к которым, в том числе относятся:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

План мероприятий на 2015 – 2022 годы по реализации указанной Концепции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2022 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р (далее-Стратегия развития).

В соответствии с пунктом 2 раздела VII Стратегии развития для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса таких мер, как:

Читайте также:
Закон о неразглашении конфиденциальной информации

1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

  • внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
  • совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
  • создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета “Физическая культура”;
  • разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
  • установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

  • разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
  • разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

22 января 2019 г.

Автор : к.ю.н., начальник отдела НИР ФГБНУ «ФЦОЗ» Зоя Павловна Дащинская

Новый порядок организации доп. образования детей: приказ Минпросвещения

Министерством просвещения утверждён новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказу должны следовать не только общеобразовательные школы, но и ИП.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

В связи с утверждением нового приказа от 9 ноября 2018 г. N 196, ранее действовавший приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 признан не действительным.

Кто должен соблюдать порядок организации дополнительного образования для детей?

Положения Порядка должны соблюдать все организации, которые реализуют программы дополнительного образования детей. Сюда также включены не только частные школы, клубы, но и организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Содержание программ дополнительного образования для детей

В новом Порядке перечислены основные направления, на которые должны быть направлены программы допобразования:

Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональная ориентация обучающихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

Социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры обучающихся;

Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Как видите, из данного перечня, в сравнении с предыдущим приказом, исключено такое направление, как укрепление здоровья учащихся.

Сроки реализации общеобразовательных программ дополнительного образования для детей

Дополнительные общеобразовательные программы можно реализовывать в течение календарного года, в том числе во время каникул. Ежегодно программы необходимо обновлять.

Индивидуальные учебные планы дополнительного образования детей

Образовательный процесс должен организовываться в форме индивидуальных учебных планов, которые составляются в соответствии с утверждёнными локальными актами организации.

Индивидуальные учебные планы формируются для тех, кто обучается индивидуально и в группах одновозрастных или разных возрастных категорий:

Виды дополнительных образовательных программ для детей

Занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей:

Формы обучения по программам дополнительного образования

Разрешены следующие формы реализации образовательных программ: групповые и индивидуальные.

Также допустимы к применению дистанционные образовательные технологии или электронное обучение. При этом необходимо учитывать требования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Требования к педагогам дополнительного образования

Педагоги доп. образования должны иметь на руках подтверждающие документы о профессиональном образовании:

Читайте также:
Как наказать мошенника по закону

или высшее образование.

Особенности профподготовки педагогов дополнительного образования описаны в нашей предыдущей публикации.

Отметим, что педагог допобразования должен иметь не только педагогическое образование, но и по специальности, соответствующее направлению дополнительной общеобразовательной программы. Например, занятие игры на музыкальном инструменте может проводить специалист с музыкальным образованием. Если у этого специалиста нет педагогического образования, то он должен пройти переподготовку и получить диплом о профессиональной переподготовке по педагогике. Об этом гласят квалификационные требования, которые указаны в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.

Также Порядком предусмотрена возможность привлечения студентов педагогических учебных профессиональных заведений.

Порядок устанавливает требования к реализации программ допобразования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон об электронном документообороте

Единого закона об электронном документообороте (ЭДО) в российском законодательстве нет. Однако ЭДО регулируется нормативно-правовыми документами — федеральными законами, Налоговым кодексом, постановлениями правительства, приказами ФНС. Они разъясняют порядок применения безбумажного делопроизводства в разных сферах.

Описание закона

Электронный документооборот решает много бизнес-задач: ускоряет проведение сделок, выстраивает быстрое получение, отправку, хранение, поиск документов, упрощает порядок предоставления отчетности в контролирующие госструктуры. Особенности работы с ЭДО регулируются нормативно-правовыми актами.

Наиболее значимый на сегодня закон об ЭДО — 63-ФЗ «Об электронной подписи». Он регулирует отношения в области использования электронных подписей (ЭП), которые дают электронным документам юридическую силу. Без них обмен с контрагентами или госорганами актами, соглашениями, договорами, отчетностью сможет иметь разве что ознакомительный характер.

Не менее важны и следующие нормативно-правовые документы, которые регламентируют электронный документооборот в России:

  • Налоговый кодекс РФ. Статья 169 регулирует составление счетов-фактур в электронном виде, а статья 93 — представление электронных документов в налоговую.
  • Гражданский кодекс РФ. В статьях 160 и 434 говорится о возможности обмена документами в электронном виде.
  • 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье 9 закона установлена возможность составления первичного учетного документа как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
  • 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В статье 2 закона дано определение понятию «электронный документ» и другим терминам.

Помимо федеральных законов об электронном документообороте и статей в кодексах, ЭДО регулируется множеством приказов и постановлений. Среди основных — приказ Минфина РФ от 05.02.2022 № 14н. Он утверждает порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Изменения в законе

Сфера безбумажного делопроизводства достаточно нова и активно развивается, поэтому изменения в ее нормативно-законодательной базе происходят регулярно. Новый закон об электронном документообороте 2022–2022 годов — поправки к 63-ФЗ. Они ужесточают требования к удостоверяющим центрам (УЦ), выдающим электронные подписи.

Изменения вступили в силу с 1 июля 2022 года, но пока для владельцев ЭП ничего не изменилось — новые правила начнут действовать с 1 января 2022 года. А вот УЦ уже стало в разы меньше: большинство не прошли аккредитацию по новым правилам. Для предпринимателей, руководителей юрлиц, сотрудников компаний и доверенных лиц этот закон о документообороте означает, что:

  • подписи, выданные не прошедшими аккредитацию УЦ до 1 июля, будут действовать до конца этого года, если сроки действия цифровой подписи или прежней аккредитации центра не истекут раньше;
  • с 1 января ИП и руководители организаций должны будут использовать подписи ФНС — получить их можно уже сейчас в налоговой. Чуть позже такие подписи начнут выдавать доверенные лица ФНС — удостоверяющие центры, получившие новую аккредитацию и прошедшие дополнительный отбор;
  • руководителям финансовых организаций нужно будет получать подписи в Центробанке, а должностным лицам госструктур — в Казначействе.

Также с 1 января 2022 года сотрудники компаний и уполномоченные лица, как определяет закон об электронном документообороте в России 476-ФЗ, должны будут перейти на использование для рабочих и личных документов личную подпись — ЭП физического лица. Это связано с тем, что в ФНС руководители будут получать лишь одну — причем некопируемую — подпись на юрлицо. Для подписания документов организации подписью физлица понадобится электронная доверенность. Особенности ее применения сейчас прорабатываются.

Удостоверяющий центр Контура уже подтвердил соответствие новым требованиям закона и получил аккредитацию сроком до июня 2024 года. УЦ планирует получить и статус доверенного лица ФНС. Всегда быть в курсе последних изменений и вовремя обновить электронную подпись помогут эксперты системы электронного документооборота Диадок.

Подключиться к Диадоку, чтобы использовать все преимущества ЭДО

Еще одно важное изменение

Определило переход на электронный документооборот постановление правительства еще в одной сфере. С 8 июля в России завершился годовой эксперимент и начала действовать система прослеживаемости импортных товаров. Она призвана обеспечить учет данных о такой продукции и операциях, связанных с ее оборотом. Но главное — появилось новое условие относительно работы с счетами-фактурами. Положение утверждено приказом Минфина от 5 февраля № 14н.

Читайте также:
Федеральный закон 351 ФЗ о пенсионных накоплениях

Документы, определяющие электронный документооборот в РФ, регламентируют: теперь счета-фактуры, в том числе корректировочные, при работе с прослеживаемыми товарами нужно составлять только в электронной форме. Исключений всего несколько:

  • товар приобретен для личных нужд физлица или самозанятого;
  • продукция реализуется в соответствии с таможенной процедурой экспорта/реэкспорта;
  • товар реализуется или перемещается на территорию страны — члена Евразийского экономического союза.

Постановление об электронном документообороте в этой сфере гласит, что система прослеживаемости касается всех юрлиц и ИП, работающих с подконтрольными товарами, вне зависимости от системы налогообложения. Организация, освобожденная от НДС или применяющая специальные налоговые режимы, должна составлять универсальные передаточные документы — и тоже в электронном формате.

ЭДО внедряется и в области госзакупок. Электронный документооборот законодательство изменило в этой сфере. Уже с 1 мая 2022 года приемка документов в ЕИС стала только электронной для конкретного перечня заказчиков. Предполагается, что следующий год принесет новые изменения в ЭДО — законодательство полностью заменит бумажные акты электронными. Электронное актирование позволит сократить расходы на передачу документов, снизить вероятность ошибки при формировании акта и внесении сведений в реестр контрактов, повысить прозрачность закупочных процессов.

Электронный документооборот изменится к 2024 году: как не порушить бизнес-процессы и избежать штрафов

В 2022 году ФНС представила концепцию развития электронного документооборота (ЭДО), которую планирует внедрить к 2024 году. По задумке налоговиков, это сократит расходы государства и бизнеса на печать, бумагу и доставку, а также поможет быстрее обмениваться документами.

Подготовьтесь к главным изменениям, чтобы спокойно обмениваться документами с контрагентами, не нарушить бизнес-процессы и не попасть на штрафы налоговой.

Если нет времени читать весь материал целиком, смотрите наш чек-лист — он поможет подготовиться к переходу на ЭДО уже сегодня.

Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал

К концу 2024 года вступят в силу следующие нововведения:

  • многие документы окончательно перейдут в электронный формат, например транспортные и кадровые документы, а также документы по учёту НДС;
  • начнут действовать новые правила обмена документами. Например, физические лица, которые подписывают документы от лица организации, должны будут иметь электронную доверенность;
  • получить электронную подпись можно будет бесплатно в ФНС.

Ожидается, что в 2023 году ФНС обяжет бизнес отказаться от бумажных транспортных накладных в пользу электронных. А другие мероприятия, призванные ускорить переход на цифровой формат, начнутся уже в 2022 году. Поэтому эксперты рекомендуют подготовиться к переходу на ЭДО до того, как он станет обязательным.

Мы помним, как розница переходила на онлайн-кассы. Многие компании не подготовились к переходу заранее: когда срок подошёл, им пришлось быстро подстраиваться под новые правила. Из-за этого некоторые предприятия приостановили бизнес-процессы и потеряли деньги. При этом сроки поставки и цены на оборудование выросли, а за несоблюдение требований штрафовали. Важно, чтобы в случае с переходом на ЭДО ситуация не повторилась. Особенно это касается компаний, занятых в сфере грузоперевозок. Перевод перевозочных документов в «цифру», в отличие от ввода электронных касс и фискальных накопителей, имеет для компаний преимущества. Это одна из немногих инициатив государства, которая ведёт бизнес не к дополнительным расходам, а позволяет оптимизировать процессы и сократить затраты.

Заблаговременная подготовка к переходу на ЭДО позволит снизить риски, в первую очередь технические: что-то не отправляется или не открывается, не тянет ноутбук, нужны дополнительные лицензии. Кроме этого у компаний будет время обучить сотрудников новым правилам. Как ни странно, но сейчас при ЭДО часть документов всё равно остаётся на бумаге, например, те же самые товарно-транспортные накладные. Какие документы, кто и кому будет скоро передавать только в электронном виде, лучше понимать уже сейчас. И третья причина подготовиться заранее — это нагрузка на удостоверяющие центры и ФНС, куда все пойдут в последний момент за электронной подписью. Планомерный переход позволит избежать очередей и быстро дозвониться в техподдержку, чтобы получить консультации и настройки.

Чтобы плавно перейти на электронный документооборот, начните использовать электронные документы при учёте сотрудников и в работе с контрагентами, получайте электронную подпись по новым правилам, выберите оператора ЭДО и подготовьте техническую базу.

Переведите кадровые документы в электронный формат. Кадровые документы, которые позволяют обмениваться трудовыми договорами, уведомлениями и заявлениями, скоро нужно будет использовать в электронном виде. К таким документам относятся:

  • уведомление об изменении условий работы;
  • заявление о переводе на другую должность;
  • заявление об отпуске;
  • заявление об увольнении и другие.
Читайте также:
Количество дней в отпуске по закону

Проведение эксперимента по переводу в электронный вид документов, связанных с работой, закреплено в законе № 122-ФЗ. При этом окончательный перечень определяют работодатели. Это может быть трудовой договор, приказы о приёме на работу и прекращении трудовых отношений, соглашения, предупреждения, графики отпусков и так далее.

Переведите транспортные документы в электронный формат. В обозримом будущем в электронный формат перейдут транспортные документы, которые позволяют отслеживать перемещения товаров и подтверждать транспортные расходы. К ним относятся:

  • транспортная накладная;
  • заказ-наряд;
  • сопроводительная ведомость;
  • путевой лист.

Переведите документы по учёту НДС в электронный формат. Скоро в электронном виде надо будет оформлять следующие документы:

  • счёт-фактура;
  • книги покупок и продаж;
  • универсальный передаточный документ (УПД).

Пока бизнес обязали соблюдать электронный формат только с УПД для маркированной продукции и УПД, которые содержат данные о прослеживаемом товаре. С остальными документами по учёту НДС можно работать в бумажном формате.

Переведите в электронный формат документы, если вы работаете в строительной сфере. К таким документам относятся формы КС-2 и КС-3.

Важно. ФНС опубликовала перечень документов, формат которых уже утверждён. На начало октября 2022 года таких документов пять: универсальный передаточный документ, универсальный корректировочный документ, формы ТОРГ-2 и ТОРГ-12, акт выполненных работ. Другие форматы пока ещё в разработке и на утверждении.

Получайте электронную подпись по новым правилам. С 1 января 2022 года юридические лица и ИП могут получить сертификат в отделении ФНС, а не только в удостоверяющем центре. Услуга бесплатная, но нужно пройти процедуру идентификации, предоставить документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС.

Кроме этого изменятся правила выдачи КЭП для физлиц и уполномоченных представителей организации. Они смогут получить электронную подпись физического лица в доверенном удостоверяющем центре. Список таких удостоверяющих центров опубликован на сайте ФНС.

В сертификате останутся только ФИО сотрудника. Данные о компании, в которой он работает, фиксироваться не будут. Использовать такие сертификаты для подписания документов от лица компании можно будет только вместе с электронной доверенностью.

Следите за новыми правилами обмена электронными документами. С 1 июля 2022 года правила электронного документооборота немного изменятся. Например, физические лица, которые подписывают документы от лица организации, должны будут иметь электронную доверенность. Документ, подписанный лицом без электронной доверенности, утратит юридическую значимость. Его нельзя будет представить в налоговую и суд.

Как именно будет выстроен обмен документами, пока неизвестно. О новых правилах обмена электронными документами ФНС сообщит позже, так что следите за новостями по теме.

Подготовьте сотрудников к работе с КЭП. Бывает, что сотрудник, который раньше не работал с электронной подписью, может подписать файл, но не отправить его. Из-за этого контрагент не получит документы вовремя.

Выберите оператора ЭДО. На сайте ФНС опубликован список компаний-операторов, организующих электронный документооборот. Обращайтесь только к тем компаниям, которые есть в списке.

Если вы хотите организовать ЭДО самостоятельно, без помощи оператора, Дело банк поможет быстро наладить процесс. Чтобы вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, попробуйте облачную бухгалтерию. Бесплатная услуга «1С: ДиректБанк» позволяет управлять расчётными счетами прямо из «1С». Если вам надо работать с отчётностью в интернет-банке, есть сервис «Отчётность».

Подготовьте техническую базу для перехода на ЭДО. Заранее установите на рабочие компьютеры программу «КриптоПро». Без неё не получится подписывать документы с помощью электронной подписи.

Обновите бухгалтерские программы, чтобы они поддерживали работу с новыми формами и форматами отчётности. Если компания продолжит подавать в ФНС документы на старых бланках, налоговая может доначислить налог на прибыль или снять вычет по НДС. Если же компания продолжит сдавать отчётность в бумажном формате вместе электронного, то её не примут, а расчётный счёт могут заблокировать.

А ещё обеспечьте стабильный доступ к интернету. Если в офисе постоянные обрывы соединения или низкая скорость, будет сложно обмениваться электронными документами в срок.

Закрепите переход на ЭДО на предприятии. Внесите соответствующие изменения в локальные акты, инструкции, учётные политики. Это позволит организовать переход на ЭДО внутри компании и избежать претензий проверяющих, например налоговиков и аудиторов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: