Положение о дежурстве на дому: образец

О круглосуточных дежурствах

У многих фирм возникает производственная необходимость организовать круглосуточное дежурство. Постоянное присутствие персонала можно обеспечить собственными силами. Чаще всего дежурные работают по графику «сутки через трое». Рассмотрим особенности учета и оплаты их труда.

Для обслуживания непрерывно действующего поста (центра ответственности) администрация формирует группу работников. Общий фонд рабочего времени (24 часа в сутки на одном рабочем месте) распределяется между работниками этой группы в соответствии с требованиями трудового законодательства, условиями коллективного и трудового договоров.

График сменности необходим

Трудовой договор определяет продолжительность ежедневной работы (смены). Трудовое законодательство не запрещает применение смены продолжительностью 24 часа. Статья 94 Трудового кодекса разъясняет, что на таких условиях не могут привлекаться отдельные категории работников. Например, на суточное дежурство нельзя направить работника моложе 18 лет. К работе в ночное время не допускаются беременные женщины (ст. 96 ТК РФ). Ряд принципиальных требований содержит и статья 103 Трудового кодекса:

  • работа дежурных должна строиться в соответствии с графиком сменности;
  • график сменности доводят до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения его в действие. Это значит, что с графиком дежурств на декабрь работник должен быть ознакомлен до наступления ноября;
  • работа в течение двух смен подряд запрещается. Если дежурство длится сутки, то привлекать работника на два дежурства подряд недопустимо.

Отсутствие графика сменности или выход работника в две смены подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения. Ответственность за все виды нарушений законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа по статье 5.27 КоАП:

  • на должностных лиц – в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию по этой статье, то ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Как составить график сменности

Составлять график сменности удобно по форме, предусмотренной для табеля учета рабочего времени. С этой целью в унифицированной форме табеля № Т-13 используют графы 1 – 6. Но их недостаточно – нужно предусмотреть дополнительную графу для подписи каждого работника, удостоверяющей (с указанием даты), что он с этим документом ознакомлен.

При сменной работе режим рабочего времени предусматривает рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Эта формулировка закреплена в статье 100 Трудового кодекса. Законодательство не разъясняет, какова продолжительность такой рабочей недели в днях. Поэтому в трудовом договоре работника фиксируется условный усредненный показатель – продолжительность рабочей недели в часах. Но как его определить?

Законодательством не разъяснено и понятие «нормальная продолжительность рабочего времени». Однако по смыслу статьи 91 Трудового кодекса – это время, отведенное для выполнения трудовых обязанностей и согласованное трудовым договором. Данная статья вводит предельную продолжительность нормального рабочего времени на протяжении недели – 40 часов. Поэтому при использовании скользящего графика и работодатель вынужден установить работнику определенную продолжительность рабочей недели также в часах. Этот по своей сути среднегодовой показатель не может превышать 40 часов.

Нормирование рабочего времени осуществляется по решению работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо на основании коллективного договора (ст. 159, 160 ТК РФ). При этом продолжительность отработанного времени за выбранный учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Поэтому на протяжении учетного периода работодатель ведет суммированный* учет рабочего времени. А установленная продолжительности рабочей недели используется при расчете отпускных (п. 13 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213).

Работодателю предстоит установить продолжительность рабочей недели дежурного. Недельный фонд рабочего времени – 168 часов (24 часа в день ) 7 дней). Если распределять эту нагрузку на пять дежурных, то на каждого из них придется в среднем 33,6 часов (168 / 5). А вот при четырех дежурных на одного работника в среднем придется 42 часа в неделю (168 / 4).

Нормальное число рабочих часов

Понятие нормального числа рабочих часов разъясняет постановление Минтруда от 29 декабря 1992 г. № 65 (далее – Постановление № 65). Норму следует исчислять на основании расчетного графика пятидневной рабочей недели (п. 2 Постановления № 65). Для практического применения содержащегося в нем правила требуется установить продолжительность рабочей недели работника – 40 часов или менее:

Новая, дополненная редакция статьи 104 Трудового кодекса, вступившая в силу с 6 октября 2006 года, по существу не изменила это положение. Ее формулировка не противоречит разъяснениям Минтруда (Постановлению № 65). Нельзя утверждать, что теперь нормальное число рабочих часов совпадает с еженедельной продолжительностью рабочего времени, установленной конкретным работодателем. Оно по-прежнему привязано к стандартной «пятидневке». Этот принцип используют для определения штатной численности персонала, необходимого для обеспечения круглосуточного дежурства.

Составляем штатное расписание

Потребность предприятия в дежурствах должна быть отражена в штатном расписании. В этом первичном документе требуется указать не только наименование должности дежурного (вахтер, охранник и т. д.), но и необходимое количество таких штатных единиц.

Планируя штатную численность дежурных, необходимо помнить о возможности наступления временной нетрудоспособности, о социальных гарантиях. Каждому работнику полагается ежегодный отпуск в 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). А, кроме того, дополнительные отпуска могут быть положены отдельным категориям работников или установлены коллективным договором.

Предлагается два варианта расчета штатной численности на одно рабочее место с круглосуточным режимом работы в зависимости от продолжительности рабочей недели. Здесь учтено, что в предпраздничные дни продолжительность рабочего дня нужно сокращать на один час (ст. 95 ТК РФ). А кроме того можно проконтролировать, чтобы количество сверхурочных в течение года не превысило 120 часов (ст. 99 ТК РФ).

По этому алгоритму нетрудно подсчитать, что для штатной численности – 4 человека при максимально допустимой «средней» продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю, сверхурочные работника составят 370 часов за год. Иными словами, сокращение штата повлечет нарушение трудового законодательства.

Как выбрать учетный период

Суммированный учет основан на том, что работодатель вправе увеличить «контрольный», то есть учетный, период, с одной недели вплоть до года (ст. 104 ТК РФ). Учетный период определяется спецификой производства. Существуют отрасли, в которых нагрузка на персонал носит сезонный характер. Например, у дежурных котельной основной пик занятости приходится на отопительный сезон, а у охранников в учебном заведении – с 1 сентября по 30 июня. В таких случаях на время производственного «затишья» планируют отпуска. А учетный период выбирают так, чтобы его продолжительность заведомо превосходила период интенсивной работы. В наших примерах таким учетным периодом будет год. Смысл продолжительного учетного периода в том, чтобы в его пределах минимизировать сверхурочные, сгладить сезонную перегрузку работника. Можно установить этим работникам привычный учетный период – месяц. Ведь графики работы придется составлять сразу на весь учетный период (п. 3 Постановления № 65). А планирование занятости конкретных сотрудников на длительную перспективу – неблагодарное занятие.

Следует обратить внимание еще на одну деталь: по предприятию в целом устанавливается лишь продолжительность учетного периода и дата его введения. А для каждого вновь принятого работника учетный период будет отсчитываться с момента его приема на работу. Соответственно для него придется определять нормальное число рабочих часов в индивидуальном порядке.

Особенности оплаты труда дежурных

Оплата труда на основе месячного оклада для дежурных с суммированным учетом рабочего времени не вполне подходит. Она неоправданно усложняет работу бухгалтерии и не в полной мере учитывает экономические интересы работников. Гораздо практичнее применять тариф за смену, особенно в ситуациях уплотнения графика для замены отсутствующего работника. Тариф относится к смене в целом. Суточная смена не делится на дневную и ночную части. Платить в повышенном размере за труд в ночное время не придется. Кроме того, не возникает проблем с оплатой за не полностью отработанный месяц.

Сверхурочные – в расходы

Выявить сверхурочные часы можно только по окончании учетного периода. Их оплачивают в повышенном размере: за первые два часа – не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее, чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Сверхурочные часы фиксируют в лицевом счете работника – по графам 26 и 27 унифицированной формы № Т-54. Длительный учетный период окажется невыгодным работодателю, если накопится большое количество сверхурочных для двойного тарифа. Такое соображение будет аргументом в пользу краткосрочного месячного учетного периода.

Возникает вопрос: возможно ли включить сверхурочные в расходы на оплату труда в целях налогообложения прибыли? Минфин в письме от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/ 4/22 дает на него положительный ответ. Но учесть такие расходы, в том числе за пределами 120 часов, работодатель вправе лишь в том случае, если обязанность сверхурочной работы предусмотрена трудовым договором.

№ строки
Показатели
Порядок расчета
Если 40 часов в неделю
Если 36 часов в неделю

3

1
Установленная еженедельная продолжительность рабочего времени, часов
Решение руководства
40
36
2
Годовой фонд рабочего времени по одному посту (центру ответственности), часов
24 часа x 365 дней
8760
8760
3
Норма рабочего времени одного работника за год, часов
по производственному календарю 5-дневной недели
1980
1781,6
4
Потребность в работниках, человек
стр. 2 / стр.3
4,4
4,9
5
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, часов
28 дней / 7 дней x стр.1
160
144
6
Норма рабочего времени работника за год с учетом отпуска, часов
стр. 3.– стр. 5
1820
1637,6
7
Потребность в работниках с учетом запланированных отпусков, человек
стр. 2 / стр.6
4,8
5,3
8
Штатная численность персонала, единиц
округление до целых единиц стр. 7
5
5
9
Годовой ресурс рабочего времени штатного персонала, часов
стр. 8 x стр. 6
9100
8188
10
Сверхурочные за год на весь персонал, часов
стр. 2 – стр. 9
340
572
11
Сверхурочные за год на одного штатного работника (в среднем), часов
стр. 10 / стр.8
нет
114,4

Норма рабочего времени на определенные периоды исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

  • при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов,
  • при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней (п. 2 Постановления № 65).

Норма о переносе выходных дней, совпадающих с праздничными, не распространяется на круглосуточно действующее подразделение (Постановление № 65). Но если смена приходится на нерабочий праздничный день, то она оплачивается по двойному тарифу (ст. 153 ТК РФ).

* О некоторых проблемах суммированного учета читайте ПБ № 9, за 2006 г.

Е. Диркова, аудитор

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Положение о дежурстве на дому: образец

от 17 июня 2019 года N 1550-р

Об утверждении Инструкций по организации дежурства в администрации муниципального образования “Город Астрахань”

В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, а также в целях оперативного решения вопросов и предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования системы жизнеобеспечения населения муниципального образования “Город Астрахань”:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Инструкцию ответственного дежурного по администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

1.2. Инструкцию о порядке использования дежурного автомобиля администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

1.3. Список ответственных дежурных по администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

2. МБУ города Астрахани “Аварийно-спасательный центр” составлять график дежурных из числа руководящего состава администрации муниципального образования “Город Астрахань”, согласованный с заместителем главы администрации – руководителем аппарата администрации муниципального образования “Город Астрахань”, к 1 числу каждого месяца;

3. Управлению муниципальной службы и кадров администрации муниципального образования “Город Астрахань”, кадровым службам структурных подразделений администрации муниципального образования “Город Астрахань”, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия настоящего Распоряжения администрации муниципального образования “Город Астрахань” ознакомить должностных лиц администрации муниципального образования “Город Астрахань”, указанных в списке ответственных дежурных по администрации муниципального образования “Город Астрахань”, с инструкцией ответственного дежурного по администрации муниципального образования “Город Астрахань” и инструкцией о порядке использования дежурного автомобиля администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

4. Управлению информационной политики администрации муниципального образования “Город Астрахань” разместить настоящее Распоряжение администрации муниципального образования “Город Астрахань” на официальном сайте администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

5. Управлению по связям с общественностью администрации муниципального образования “Город Астрахань” подготовить проект постановления администрации муниципального образования “Город Астрахань” о признании утратившим силу Постановления администрации муниципального образования “Город Астрахань” от 17.12.2015 N 8809 “Об утверждении инструкции по организации дежурства в администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

6. Настоящее Распоряжение администрации муниципального образования “Город Астрахань” вступает в силу после признания утратившим силу Постановления администрации муниципального образования “Город Астрахань” от 17.12.2015 N 8809 “Об утверждении инструкции по организации дежурства в администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

7. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения администрации муниципального образования “Город Астрахань” оставляю за собой.

Утверждена
Распоряжением администрации
муниципального образования
“Город Астрахань”
от 17 июня 2019 г. N 1550-р

ИНСТРУКЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕЖУРНОГО ПО АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД АСТРАХАНЬ”

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок назначения, права и обязанности ответственного дежурного по администрации муниципального образования “Город Астрахань” (далее – ответственный дежурный).

1.2. Ответственный дежурный назначается в соответствии с графиком дежурств ответственных дежурных в целях организации в установленном порядке работы по:

– оперативному и достоверному сбору данных и обмену информацией в области защиты населения города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации);

– своевременному оповещению и достоверному информированию главы администрации муниципального образования “Город Астрахань”, иных должностных лиц, населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования “Город Астрахань”;

– координации действий по своевременному предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Режим работы ответственного дежурного

2.1. День дежурства определяется согласно графику дежурств ответственных дежурных (далее – график дежурств). График дежурств составляется МБУ г. Астрахани “Аварийно-спасательный центр” по согласованию с должностными лицами, включенными в список, и утверждается главой администрации муниципального образования “Город Астрахань”.

2.2. Основанием для внесения изменений в график дежурств служит отсутствие включенного в график дежурств должностного лица в связи с временной нетрудоспособностью, выездом в служебную командировку, семейными обстоятельствами и другими уважительными причинами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исполнением им служебных обязанностей, не совместимых с дежурством.

2.3. Время дежурства устанавливается круглосуточно – с 8-00 часов до 8-00 часов следующего дня.

2.4. В течение дежурства ответственный дежурный в период времени с 17-30 до 8-30 в рабочие дни, а также в выходные и праздничные дни осуществляет дежурство на дому.

3. Права и обязанности ответственного дежурного

3.1. Ответственный дежурный при заступлении на дежурство обязан:

– получить информацию от диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы города Астрахани (далее – ЕДДС города) о ситуации в городе;

– изучить поступившие ранее сообщения и распоряжения, время их получения, указания по ним и доведение их до исполнителей (время доведения, кому поручено), а также результаты исполнения.

3.2. Ответственный дежурный имеет право:

– вызывать дежурный автомобиль для решения служебных вопросов (через диспетчера ЕДДС города по телефону 24-07-07);

– вызывать на рабочие места руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования “Город Астрахань” в случае непринятия своевременных мер дежурными службами в аварийных ситуациях.

3.3. В период несения дежурства ответственный дежурный обязан постоянно быть готовым к оперативной связи по телефону (домашнему или мобильному) с диспетчером ЕДДС города.

3.4. При получении информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (а также крупных пожаров) ответственный дежурный по городу обязан:

– прибыть на место происшествия, оценить обстановку, в случае необходимости доложить главе администрации муниципального образования “Город Астрахань” о возникшей ситуации и прогнозе дальнейшего ее развития;

– прибыть в штаб организации тушения пожара (ликвидации чрезвычайной ситуации), представиться руководителю проведения аварийно-спасательных работ и осуществлять контроль за прибытием сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС:

– МБУ г. Астрахани “Аварийно-спасательный центр”;

– пожарных расчетов ГУ МЧС РФ по Астраханской области;

– УМВД по городу Астрахани;

– бригад территориального центра медицины катастроф;

– осуществлять контроль за прибытием представителя администрации района города Астрахани и через него за прибытием представителя объекта (представителя УК, ТСЖ);

– организовывать проведение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения (во взаимодействии с оперативной группой МЧС России по Астраханской области, представителем администрации района уточнить количество пострадавших жителей, проводить беседы с жителями о необходимости предоставления им жилья);

– в случае необходимости организовать вызов (через диспетчера ЕДДС города по телефону 24-07-07) представителя жилищного управления администрации муниципального образования “Город Астрахань” для возможного отселения в маневренный жилой фонд пострадавших жителей;

– осуществлять непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке и ходе проведения работ;

– в случае необходимости и после проведения оценки целесообразности, по запросу руководителя тушения пожара, организовать вызов (через диспетчера ЕДДС по телефону 24-07-07) дополнительных сил и средств:

– трактора (погрузчика) для проведения разбора завалов;

– автомобилей оборудованных для перевозки воды (для подвоза воды в маловодные районы города либо в случае повышенной категории пожара).

– организовать работу спасателей аварийно-спасательного центра по вопросам оповещения населения, находящегося в зоне возможного распространения пожара.

По окончании выполнения работ разрешить убытие спасателей аварийно-спасательного центра в место постоянной дислокации и ответственного по району.

3.5. По окончании дежурства ответственный дежурный обязан проинформировать нового ответственного дежурного о полученных распоряжениях и сообщениях, принятых мерах и о том, что предстоит еще выполнить.

Директор МБУ г. Астрахани
“Аварийно-спасательный центр”
В.М.РОЖКОВ

Утверждена
Распоряжением администрации
муниципального образования
“Город Астрахань”
от 17 июня 2019 г. N 1550-р

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЖУРНОГО АВТОМОБИЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД АСТРАХАНЬ”

1. Дежурный автомобиль администрации муниципального образования “Город Астрахань” (далее – дежурный автомобиль) используется согласно графику дежурства ответственных дежурных для выполнения оперативных заданий главы администрации муниципального образования “Город Астрахань”, а также для решения вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Дежурный автомобиль используется круглосуточно.

Положение об организации и осуществления дежурства

Положение

об организации и осуществления дежурства

в государственном учреждении образования

«Средняя школа № 1 г. Бреста»

  1. Цель организации дежурства – обеспечение безопасности работы государственного учреждения образования (далее – учреждение образования), которая включает в себя следующее:

соответствующее нормам безопасности функционирование зданий, сооружений, оборудования тепловых, водоканализационных, электрических сетей, телефонной связи;

поддержка удовлетворительного санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий;

соблюдение правил внутреннего распорядка для работников учреждения образования и правил внутреннего распорядка для учащихся;

сохранности имущества учреждения образования и личных вещей участников образовательного процесса;

отсутствие в учреждении образования посторонних лиц и подозрительных предметов;

оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Организация дежурства способствует развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности за поддержание уклада жизни коллектива школы, активизации деятельности органов ученического управления.

  1. Организация дежурства во время проведения учебных занятий осуществляется следующим образом:

2.1 дежурной сменой, в состав которой входят:

дежурный член администрации учреждения образования;

дежурный педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя в V- XI классах;

дежурные учащиеся V – XI классов;

дежурный на посту «Охрана»;

рабочий по обслуживанию здания;

дежурный из числа технического персонала.

2.2 дежурство педагогических работников, учащихся, технического

персонала, работников гардероба, работников на посту «Охрана», рабочих по обслуживанию здания осуществляется в соответствии с графиками, составленными заместителями директора по воспитательной работе, по хозяйственной работе и утвержденными руководителем учреждения образования.

2.3 дежурные классные коллективы и дежурные педагогические работники осуществляют дежурство в две смены: первая смена – 08.00 – 13.30; вторая смена – 13.30 – 19.00.

3. Организация дежурства во внеурочное время осуществляется следующим образом:

3.1 в выходные и праздничные дни осуществляется сторожем по установленному графику;

3.2 при проведении мероприятий в здании учреждения образования в период каникул, в вечернее время, в шестой школьный день, на основании приказа директора учреждения образования назначается педагогический работник (группа педагогических работников), которые являются ответственными за организацию и проведение мероприятий;

3.3 в период каникул дежурство в учреждении образования

осуществляется работником гардероба или работником из числа технического персонала в соответствии с графиком, составленном заместителем директора по хозяйственной работе. В случае производственной необходимости во время каникул к дежурству могут привлекаться педагогические работники согласно графику, составленному руководством учреждения образования;

3.4 в период проведения экзаменов дежурство осуществляется педагогическими работниками в соответствии с графиком, составленным заместителем директора по учебной работе.

4. Обязанности работников дежурной смены следующие:

4.1 дежурный член администрации обязан:

осуществлять дежурство в две смены: первая смена – 08.00 –13.00; вторая смена: 13.00 – 20.00;

осуществлять контроль за организацией образовательного процесса, при необходимости вносить коррективы в расписание учебных занятий;

организовать работу дежурной смены и выполнение задач, перечисленных в разделе 1 настоящего Положения;

принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков, препятствующих должному осуществлению образовательного процесса;

докладывать о происшествиях руководителю учреждения образования, а при необходимости, обращаться в соответствующие дежурные службы города.

4.2 Дежурный педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя в V – XI классах обязан:

организовать вверенный ему классный ученический коллектив для осуществления дежурства в соответствии с графиком;

провести классное ученическое собрание накануне дежурства с целью проведения инструктажа по правилам безопасного поведения во время дежурства. Ознакомить с правилами организации дежурства, распределить дежурных по постам;

следить за проветривание коридоров, рациональным использованием электроэнергии, воды, санитарным состоянием помещений учреждения образования;

немедленно докладывать дежурному представителю администрации учреждения образования о происшествиях и выявленных недостатках;

обеспечить безопасность учащихся дежурного класса, осуществляющих дежурство;

в последний день дежурства провести классное ученическое собрание, где подвести итоги дежурства, выставить оценку каждому учащемуся за осуществление им дежурства.

5 Правила осуществления дежурства учащимися дежурного класса

5.1 дежурные классы дежурят в две смены:

первая смена – 08.00 – 13.30; вторая смена – 13.30 – 19.00;

5.2 дежурство осуществляют на следующих постах:

первый этаж, центральная часть здания (не более 3-х человек);

лестницы с левой стороны и правой стороны, со второго по четвертый этажи (не менее 1-ого человека на лестничном пролете);

холлы с левой стороны и с правой стороны, с первого по четвертый этажи (не более 2-х человек на каждом этаже);

коридор вдоль мастерских на первом этаже (1 человек);

коридоры на четвертом этаже с левой стороны и с правой стороны (по 1-ому человеку);

обеденный зал (не более 8-ми человек);

коридор на втором этаже (учительская) (1 человек);

5.3 проводят учет отсутствующих учащихся в учреждении образования и несут ответственность за оформление и сохранность «Журнала учета отсутствующих учащихся»;

5.4 следят за соблюдением учащимися правил поведения во время перемены, сохранностью имущества учреждения образования, находящегося как в коридорах, холлах, так и в санитарных узлах;

5.5 в обеденном зале оказывают помощь работникам пищеблока в осуществлении питания учащихся, следят за сохранностью мебели, дисциплиной и порядком, помогают учащимся I – IV классов, учащимся группы продленного дня убирать посуду после приема пищи.

6. Правила осуществления дежурства педагогическими работниками:

6.1 осуществляют дежурство во время перемены на участке, определенном в графике, который составляется на текущий месяц ответственным педагогическим работником на этаже (левая и правая сторона здания). График предоставляется заместителю директора по воспитательной работе для согласования за два дня до начала месяца и утверждается руководителем учреждения образования;

6.2 в коридорах, где находятся учебные кабинеты «Информатика», «Музыка», «Биология», «Химия», «Мастерская по обработке металла», «Мастерская по обработке древесины», «Кулинария», «Мастерская по обработке ткани», в спортивном блоке, дежурство осуществляют учителя, которые в данный момент в этих кабинетах проводят учебные и факультативные занятия;

6.3 следят за проветривание коридоров, рациональным использованием электроэнергии, воды, санитарным состоянием помещений учреждения образования;

6.4 следят за сохранностью имущества учреждения образования на вверенной ему территории;

6.5 обеспечивает безопасность учащихся во время перемены;

6.6 немедленно докладывать дежурному представителю руководства учреждения образования о происшествиях и выявленных недостатках.

7. С целью осуществления личной ответственности каждого педагогического работника за безопасность учащихся и недопустимости травматизма необходимо во время перемены держать в поле зрения учащихся того класса, который пришел на урок. Учащиеся должны зайти в учебный кабинет не менее чем за пять минут до начала урока.

8. Ответственность педагогических работников, осуществляющих дежурство в учреждении образования определяется в соответствии с Уставом государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Бреста», и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения образования, иных локальных нормативных документов, приказов и распоряжений руководителя учреждения образования, должностных обязанностей работников, установленных данным Положением.

Учет рабочего времени при дежурстве на дому

Похожие публикации

Дежурство на дому – это не работа из дома, как многие ошибочно полагают, а нахождение сотрудника дома в ожидании вызова на работу. Некоторые работодатели теряются – как при дежурстве на дому вести учет рабочего времени? Считать ли это работой в выходной день или не учитывать вовсе – ведь в некоторых случаях работник может быть и не вызван на работу?

График дежурства дома

Такой режим безусловно предполагает особенности учета рабочего времени – он засчитывается в общую длительность рабочего времени по установленным правилам и не считается работой в выходной или праздничный день. Согласно мнению Минтруда России, режим работы в виде дежурства на дому должен быть установлен только в ситуациях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом учет рабочего времени, а также оплату этого времени нужно организовать в порядке, который указан в данных нормативных правовых актах.

Вызывать работника на работу в выходные и праздничные дни работодатель имеет право в следующих случаях:

  • при возникновении чрезвычайных ситуаций – то есть работник вызывается на работу для предотвращения катастрофы, для устранения последствий стихийных катастроф и бедствий, в неотложном случае;
  • если деятельность работодателя подразумевает работу в выходные дни. Например, если выполняются работы по обслуживанию населения, неотложные незапланированные заранее ремонтные работы и т.д. В данном случае письменное согласие для дежурства работника не требуется.
  • в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций, от которых зависит деятельность организации. Обратите внимание, в этом случае вам понадобится получить письменное согласие работника.

Однако стоит учитывать, что на работу в выходные дни нельзя вызывать беременных женщин и несовершеннолетних (исключением являются трудящиеся, принадлежащие к творческим профессиям и спортсмены).

Стоит обратить внимание, что согласно трудовому законодательству место и режим работы работника закрепляются в трудовом договоре с ним. Если в данный день работник не должен работать и день является для него днем отдыха, свободным от работы, то оплата труда сотрудника при работе в такие дни не должна быть менее двойного размера оплаты (статья 153 ТК РФ). Кроме повышенной оплаты работы вы можете предложить работнику взять дополнительный день отдыха в удобное для него время.

Дежурство на дому по Трудовому кодексу

Давайте разберемся с учетом рабочего времени на примере медицинских работников, для которых дежурство на дому и гибкий график работы – почти рядовая ситуация. Согласно ч. 4-5 ст. 350 Трудового кодекса РФ медицинским работникам, трудящимся в медицинских организациях, может устанавливаться дежурство на дому (с их согласия). Для работников, которым устанавливается дежурство, используют суммированный учет рабочего времени.

Работодатель должен вести учет следующих периодов рабочего времени сотрудника, который работает (дежурит) на дому:

  • времени, которое сотрудник находится дома, ожидая вызов на работу;
  • времени, которое сотрудник потратит на оказание медицинской помощи;
  • времени, в течение которого сотрудник будет добираться от дома непосредственно до места работы (в случае медицинских работников – места оказания помощи), а также времени, затраченного на обратную дорогу.

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником, время, которое он дежурит дома, учитывается и оплачивается в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства. При этом график дежурства на дому в учетном периоде должен быть скорректирован и распределен между работниками таким образом, чтобы общая длительность рабочего времени работника с учетом времени, которое он дежурил на дому, не была больше нормы его рабочего времени за соответствующий период.

Если дежурящего на дому медработника все-таки вызывают на работу, время на оказание медицинской помощи и время, которое сотрудник добирается до места работы, а также время, потраченное на обратную дорогу, должно быть учтено в размере часа рабочего времени за каждый час оказания помощи и нахождения в пути. При этом порядок учета нахождения в пути до места работы и обратно должен быть установлен локальным нормативным актом работодателя (например, Правилами внутреннего трудового распорядка) по согласованию с рабочим профсоюзом (либо другим представительным органом работников при его наличии).

В табеле учета рабочего времени в дни, когда сотрудник с его согласия дежурил на дому, фактически отработанное время необходимо отражать по вышеуказанным правилам. Например, если в определенный день продолжительность дежурства на дому медицинского работника составила четыре часа, и он не выезжал по вызову для оказания квалифицированной помощи, в табеле учета рабочего времени в этот день необходимо указать два часа.

Положение о дежурных группах

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ ГДС «Аленушка»»

Приказ № 123 от «02» июня 2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о дежурных группах

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

«Городищенский детский сад «Аленушка»»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского и взрослого населения в связи с распространением инфекционных заболеваний (коронавирсуной инфекции COVID -19) и регулирует порядок организации и функционирования дежурной группы (дежурных групп) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МБДОУ ГДС «Аленушка».

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

– Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

– Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020г. №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочими днями»;

– Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ( COVID -19)»;

1.3. Дежурные группы создаются для воспитанников, у которых оба родителя (законных представителя) или единственный родитель (законный представитель) являются работниками, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ( COVID -19)» и иных нормативно-правовые актов, изданных региональными органами власти касающиеся организации работы учреждений организаций в период с 04.04.2020г. по 23.06.2020г.

1.4. Основной целью и задачами дежурной группы являются:

– удовлетворение запросов общества и выполнение социального заказа:

– оптимальное использование кадрово-временных ресурсов ДОУ;

– охрана жизни и здоровья воспитанников и работников ДОУ.

2. Организация функционирования дежурной группы

2.1. Количество дежурных групп в ДОУ определяется запросом (потребностью) родителей (законных представителей) и устанавливается приказом руководителя ДОУ на основании заявлений родителей (законных представителей) воспитанников.

2.2. Наполняемость группы составляет не более 10-12 воспитанников.

2.3. Дежурные группы могут быть сформированы по одновозрастному или разновозрастному принципу.

2.4. С целью оптимального использования кадрово-временных ресурсов, дежурные группы могут быть открыты на первом этаже ДОУ.

2.5. На основании заявления родителей (законных представителей), руководитель ДОУ издает приказ о зачислении ребенка в дежурную группу. Документом, подтверждающим необходимость нахождения работника по месту работы, является справка от работодателя, оформленная в свободной форме

В зачислении в дежурную группу может быть отказано в том случае, если один из родителей или единственный родитель (законный представитель) не являются работниками, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ( COVID -19)» и иных нормативно-правовых актов, изданных региональными и муниципальными органами власти, касающиеся организации работы ДОУ в период с 04.04.2020г. по 23.06.2020г.

Ответственность за достоверность, предоставленных сведений несут родители (законные представители) и должностные лица, выдавшие справку.

2.6. Дежурные группы работают по 5-дневной рабочей неделе (с выходными днями суббота и воскресенье) в соответствии с режимом полного дня и продолжительностью работы ДОУ (12-часовым пребыванием детей).

2.7. Организация работы дежурных групп предусматривает обязательное наличие необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, а также соблюдения правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

2.8. Прием воспитанников осуществляется в соответствии с пунктом 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с проведением «утреннего фильтра по «вирусной инфекции» с обязательным измерением температуры тела).

2.9. Для исключения встречного потока детского и взрослого населения (работников ДОУ и родителей (законных представителей)) в помещениях ДОУ необходимо ограничить допуск родителей (законных представителей).

2.10. Прием детей осуществлять на улице, если позволяют погодные условия), с проведением «первичного фильтра», с последующим проведением осмотра согласно п.2.8. данного Положения или в специально выделенном помещении ДОУ, расположение которого не будет позволять пересекаться потоку работников ДОУ, детей уже принятых в группу, и вновь пребывающих воспитанников и их родителей (законных представителей).

Данный пункт Положения действует на протяжении ежедневного утреннего приема для всех пребывающих в ДОУ.

2.10. Для оптимизации порядка приема при входе в ДОУ должен находиться дежурный администратор, который проводит воспитанников в группы или направляет ребенка и родителя на осмотр в специально выделенное помещение.

Передача воспитанников родителям (законным представителям) в вечернее время осуществляется на улице или вызовом по домофону.

2.11. Воспитанники дежурных групп обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденным меню.

2.12. Педагогическими работниками дежурных групп ведется учет посещения группы воспитанниками, поступающими в дежурные группы, в установленном порядке, определенными локальными актами ДОУ.

2.13. Работа сотрудников осуществляется в соответствие с режимом работы ДОУ и графиком, утвержденным заведующим ДОУ.

2.14. Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми в дежурных группах осуществляется в соответствие с режимом дня, основной образовательной программой (приложением №1 к Положению) ДОУ, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, с учетом возраста воспитанников.

2.15. Работа воспитателей в дежурных группах осуществляется на основании приказа о назначении ответственных педагогических работников за работу дежурных групп и графика работы, утвержденного заведующим ДОУ. Воспитателям дежурных групп обеспечить соблюдение рекомендаций роспотребнадзора:

осуществлять контроль температуры тела работников при входе в ДОУ, и в течении рабочего дня с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания;

информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиеной под роспись, соблюдение режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета;

организовать работу персонала пищеблока с использованием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки);

посуду после каждого использования дезинфицировать путем погружения в дез. раствор с последующим мытьем и высушиванием;

усилить контроль за организацией питьевого режима, обратив особое внимание на обеспеченность одноразовой посуды и проведением обработки куллеров и чайников.

2.16. Предусмотреть сотрудникам соблюдение социальной дистанции (2 метра) воспитанников ДОУ, исключить скопление детей и родителей при проведении «утреннего фильтра».

2.17. Перед открытием дежурных групп организовать проведение генеральной уборки помещений с применением дез. средств по вирусному режиму, при входе в здание установить дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.

2.18. По окончании работы после ухода детей проводить дезинфекцию помещений ( обработку рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, мебели, сан. узлов, вентилей кранов, спуска бачков унитаза). Дезинфицирующие средства использовать в соответствии с инструкциями производителя в концентрациях для вирусной инфекции.

2.19. Знакомить каждого родителя под роспись с рекомендациями по обязательному соблюдению действий в условиях сохранения рисков распространения COVID -19.

2.20. Обеспечить наличие в ДОУ запаса дез. средств для уборки помещений и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток).

Права участников дежурных групп

3.1. Работник ДОУ отвечающий за утренний прием, проводящий «утренний фильтр», исполняющий обязанности медицинского работника (в случае его отсутствия) имеет право:

– не принимать в ДОУ детей с признаками катаральных явлений, явлений интоксикации, температурой отклоняющейся от нормальной и иными признаками заболевания;

– интересоваться у родителя (законного представителя) о состоянии здоровья детей при проведении утреннего осмотра;

– вести мониторинг состоянии здоровья детей в течение всего времени пребывания в образовательном учреждении;

– проводить разъяснительную работу с родителями (законными представителями) воспитанников о соблюдении правил личной гигиены и профилактике инфекционных заболеваний.

3.2. Родители, имеют право:

– интересоваться проведением образовательной деятельности, присмотром и уходом в период нахождения ребенка в ДОУ;

– получать информацию от работников ДОУ о состоянии здоровья своего ребенка.

3. Заключительные положения

4.1. В случае изменения запроса родителей (законных представителей) воспитанников, изменений эпидемиологической ситуации в регионе, на основании нормативно-правовых актов органов власти, приказа руководителя ДОУ, дежурные группы приостанавливают (закрывают) свою деятельность и расформировываются.

4.2. Контроль деятельности дежурных групп осуществляет заведующий ДОУ.

4.3. Работники организации несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время посещения дежурной группы.

I. Определение состава общего имущества

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

1. Состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – собственники помещений) – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее – оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

(пп. “е(1)” введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом “Об электроэнергетике”.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2022 N 950)

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Что является общедомовым имуществом в многоквартирном доме

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, – она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

– без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

– без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

– невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

– собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

– собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

В.Н. Игуминова,

главный специалист-эксперт

муниципального отдела по Омскому району

Читайте также:
Сколько стоит проект газификации частного дома
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: