Оплата вознаграждения председателю совета многоквартирного дома

Статьи

Еще раз о вознаграждении председателю совета МКД, но уже другие аспекты. I часть

Тема уплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома затрагивалась нами неоднократно, в т.ч. вопрос о необходимости уплаты налогов и страховых взносов с такого вознаграждения. Статьи на эту тему размещены здесь и здесь .

На сегодняшний день позиция Минфина России не изменилась.

Как и прежде он считает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае, несмотря на то, что трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, именно управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД – застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не изменилось мнение министерства и по поводу уплаты НДФЛ.

Минфин России полагает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве налогового агента и обязана исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Данные подходы к уплате страховых взносов и налоговых платежей приведены в Письме от 09.04.2022 N 03-04-05/28105.

Судебная же практика по данному вопросу и сейчас порой складывается в пользу управляющих организаций (см., например, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2022 N Ф07-16026/2019 по делу N А05-1693/2019, Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 мая 2019 г. по делу № А71-169/2019), в связи с чем можно констатировать, что ясности в регулировании соответствующих отношений так и не прибавилось.

Но сегодня в статье мы хотели бы затронуть несколько иные аспекты, связанные с уплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, а именно ситуацию, когда собственники помещений МКД на общем собрании приняли решение о возложении на управляющую организацию обязанностей по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения за счет средств собственников помещений, которые они будут вносить управляющей организации на основании выставляемых ею платежных документов, в которых отдельной строкой будет указан вид платы «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома».

После ознакомления с таким решением общего собрания собственников у управляющей организации возникает закономерный вопрос о том, каким образом оформить отношения по выплате председателю совета МКД вознаграждения, ведь жилищное законодательство не содержит никаких прямых указаний на этот счет, ограничившись в ч. 8.1. ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ требованием о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выплате вознаграждения председателю совета МКД должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

В п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Следовательно, для того, чтобы у управляющей организации возникла обязанность осуществлять действия по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, сбору и перечислению ему собранных средств, недостаточно одного только решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, необходимо еще и согласие самой управляющей организации на осуществление данных действий на предложенных собственниками условиях, а также заключение договора, предусматривающего их выполнение (или расширение круга обязанностей управляющей организации по действующему договору управления многоквартирным домом путем включения в него дополнительных условий, если изначально условиями такого договора не предусматривалось наделение управляющей организации дополнительными обязанностями только по решению общего собрания собственников помещений без подписания дополнительного соглашения к договору управления).

Проведенный нами анализ судебной практики по спорам, связанным с уплатой вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет поступивших от собственников помещений денежных средств на указанные цели, позволяет сделать вывод о том, что для оформления соответствующих отношений используются в основном такие договоры как:

Договор управления многоквартирным домом (в него включаются условия об обязанностях управляющей организации осуществлять начисление, сбор и выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома);

Агентский договор, по условиям которого управляющая организация выступает агентом собственников помещений в многоквартирном доме, который по поручению, от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома осуществляет сбор и перечисление вознаграждения председателю совета многоквартирного дома за счет денежных средств, полученных от собственников помещений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 304-КГ18-25750 по делу N А27-23844/2017);

Договор возмездного оказания услуг, согласно предмету которого уполномоченный представитель (Председатель совета МКД) обязуется представлять интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с полномочиями, предоставленными собственниками помещений в МКД, а управляющая организация обязуется оплачивать оказанную услугу в размере, утвержденном протоколом общего собрания собственников на текущий год (см. например, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 29.03.2018 по делу N 33-2345/2018).

Читайте также:
Куда платить за капитальный ремонт многоквартирного дома

Следует отметить, что по мнению Минстроя России, изложенному в Письме от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04, наиболее приемлемым является вариант выплаты вознаграждения, при котором договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно пп. 5 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

Приведенное мнение Минстроя России о том, что именно договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию могут быть возложены дополнительные обязанности, связанные с начислением, сбором, выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома разделяют и некоторые суды (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 N 07АП-10192/2017 по делу N А27-9838/2017).

Кроме того, суды отмечают, что для включения в платежный документ, выставляемый собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строки «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома» необходимо, чтобы соответствующая возможность была предусмотрена условиями договора управления многоквартирным домом, иначе соответствующие действия управляющей организации признаются незаконными, поскольку п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, допускает размещение в платежном документе только тех сведений, которые прямо перечислены в названном пункте, а также сведений, включение которых в платежные документы предусмотрено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в рассматриваемом нами случае – договором управления многоквартирным домом (см., например, уже упомянутое выше Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016).

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что урегулировать отношения, связанные с начислением, сбором и выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома с привлечением управляющей организации можно путем включения в договор управления следующих условий об обязанностях управляющей организации по начислению, сбору и выплате председателю совета МКД вознаграждения, в т.ч. об обязанности управляющей организации ежемесячно (или с иной периодичностью) осуществлять действия:

по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений МКД (Протокол № _ от ___),

по выставлению в платежных документах, представляемых собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строкой платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (Протокол № _ от __). Указанное вознаграждение не входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и оплачивается собственниками помещений дополнительно к указанным видам платы.

по выплате вознаграждения председателю совета многоквартирного дома путем _________________ (в этом условии нужно указать, каким способом будут перечисляться/выдаваться денежные средства председателю совета МКД, например, путем перечисления денежных средств на счет председателя совета многоквартирного дома, реквизиты которого должны быть предоставлены им управляющей организации путем _______________ не позднее ______________) в размере поступивших от собственников помещений многоквартирного дома денежных средств в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома.

Также в договор управления необходимо включить следующие условия:

о том, кто, в какие сроки и каким способом обязан уведомить управляющую организацию о прекращении конкретным лицом осуществления полномочий председателя совета многоквартирного дома и о выборе нового председателя совета МКД;

о том, что в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об изменении размера вознаграждения председателю совета МКД, управляющая организация принимает на себя обязательства начислять такое вознаграждение в измененном размере с даты, указанной в решении собственников помещений, без внесения дополнительных изменений в договор управления;

о последствиях не уведомления (несвоевременного) уведомления управляющей организации о прекращении полномочий председателя совета МКД, о его переизбрании, об изменении реквизитов его банковского счета, об изменении размера вознаграждения и т.д.;

о том, начисляются ли пени собственникам помещений, несвоевременно или не в полном объеме внесшим плату в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, и если начисляются, то в каком размере. Кроме того, если принято решение о начислении пени, то необходимо указать, что их размер указывается управляющей организацией в платежном документе, выставляемом собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

Читайте также:
Нормы при строительстве индивидуального жилого дома СНИП

о том, осуществляет ли управляющая организация работу по взысканию задолженности собственников помещений по внесению платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома;

о том, уплачивается ли самой управляющей организации вознаграждение за действия по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения, если да, то в каком размере, в какие сроки/с какой периодичностью, каким способом и т.д.

На наш взгляд, управляющей организации, получившей протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о поручении ей осуществления действий по начислению, сбору и выплате вознаграждения председателю совета МКД, необходимо подготовить дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом, в котором изложить все существенные условия, касающиеся порядка исполнения ею обязанностей, связанных с начислением и выплатой вознаграждения председателю совета МКД, и обеспечить его подписание в том порядке, который установлен условиями действующего договора управления многоквартирным домом для внесения в него изменений.

Если действующим договором управления МКД не установлен какой-то специальный порядок внесения в него изменений (подписания дополнительных соглашений к нему), то управляющей организации необходимо инициировать общее собрание собственников помещений для целей утверждения условий дополнительного соглашения к договору управления многоквартирным домом, в котором будут отражены приведенные выше условия, связанные с вознаграждением председателю совета многоквартирного дома.

Какие еще нюансы необходимо учесть управляющей организации при начислении и получении платы для целей выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома читайте во второй части статьи .

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2021». Заявка здесь .

5. Финансовое обеспечение деятельности совета многоквартирного дома.

”’Вознаграждение председателя и членов совета многоквартирного дома
Платить или не платить?”’
В России традиционно, за редким исключением , председатели жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья получают вознаграждение за свою работу на этой, по сути, выборной общественной должности за счет взносов членов этих организаций. Поскольку советы многоквартирных домов многие сравнивают с правлением ТСЖ или ЖСК, то часто возникают вопросы о том, может ли председатель совета дома получать вознаграждение, нужно ли ему платить и если да, то как это делать.

Члены совета дома выбираются собственниками помещений из своих рядов. Члены совета дома и его председатель – не люди со стороны, не наемные работники, а такие же собственники квартир, как и все остальные: «первые среди равных». Выполняя возложенные на них законом функции по подготовке предложений по содержанию и ремонту дома и контролю за выполнением работ и оказанием услуг управляющей организацией, члены совета дома и его председатель работают, в том числе, и для себя, а не только для своих соседей. То есть совет дома – это деятельность собственников помещений для всех собственников помещений. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса деятельность совета дома является общественной, непредпринимательской, добровольческой.

В тоже время собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и членов совета многоквартирного дома и определить способ выплаты такого вознаграждения. Это решение может быть принято в том числе и потому, что в настоящее время активность собственников помещений в принятии на себя забот о собственном многоквартирном доме не очень высока, и бывает непросто найти добровольцев, желающих потрудиться в совете дома, особенно без оплаты.

Проблема с выплатой вознаграждения членам совета дома заключается в том, что законодательство в настоящее время не предусматривает возможность коллективу собственников помещений в доме, не имеющему собственного юридического лица (ТСЖ или ЖСК) иметь счет в банке, на который могли бы поступать взносы собственников помещений для финансирования деятельности совета дома и с которого можно было бы выплачивать вознаграждение и оплачивать другие расходы совета.

Есть ли законные способы оплачивать работу членов совета дома или его председателя? Проще сказать, как нельзя выплачивать вознаграждение председателю совета МКД.

Прежде всего, нельзя включить вознаграждение председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.

Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления.

Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона.

Читайте также:
Как продать дом в деревне какие документы

Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации). Если управляющая организация будет платить председателю совета дома, то:
• контроль выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления со стороны председателя правления перестает быть объективным;
• плата, перечисляемая управляющей организацией председателю совета дома, который должен её контролировать, будет иметь характер подкупа.

Не может также использоваться такой способ вознаградить председателя совета многоквартирного дома как принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совета дома от платы за содержание и ремонт жилого помещения (а иногда и от оплаты коммунальных услуг) по договору управления многоквартирным домом.

Согласно законодательству плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором. Такая плата должна покрывать затраты управляющей организации и обеспечивать ей прибыль. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации остается не оплаченной.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт устанавливается в расчете на один кв. метр общей площади помещений и подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений, исходя из размера жилого помещения, на счет управляющей организации. За невнесение указанной платы с должника взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Все выше приведенные выдержки из Жилищного кодекса означают, что отношения, связанные с оплатой услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются между управляющей организацией и каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме на одинаковых условиях. В свою очередь, это означает, что общее собрание собственников не имеет права принимать решение о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы, установленной на основании договора управления. Такое решение создает неравные условия для собственников помещений в доме. Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.

К тому же, как было указано выше, за счет платы собственников помещений по договору управления покрываются затраты, риски и прибыль управляющей организации, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в доме. Если кто-то из собственников прекращает платить управляющей организации, она будет нести убытки, и это отразится на качестве содержания и ремонта общего имущества. Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений, поэтому общее собрание не вправе принять это решение.

Что касается освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг, то это просто недопустимо. Во-первых, плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). Либо управляющая организация будет возмещать расходы на погашение долгов перед коммунальными предприятиями за счет сокращения объемов и снижения качества работ по содержанию и ремонту дома. Во-вторых, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. В-третьих, функции председателя совета дома выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, нереально. Таким образом, нельзя допускать освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг.

Если общее собрание все же примет решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, то сегодня нет возможности сделать это в соответствии с законодательством. Между собственниками помещений и председателем совета дома не может быть заключен ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Председатель совета – не наемный работник для своих соседей, а выборное лицо, его деятельность не имеет профессионального или предпринимательского характера, его функции и полномочия устанавливаются не соглашением с собственниками, а нормами Жилищного кодекса.

Читайте также:
ЛПХ земли поселений: можно ли строить дом

Остается только путь внесения добровольных взносов собственниками помещений для финансирования деятельности совета дома, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение председателю совета в соответствии с решением общего собрания. Такие взносы могут вноситься:
1) на счет в банке, открытый председателем совета МКД на свое имя (счет физического лица);
2) в общественную кассу (в «шапку»).

И в том, и другом случае взносы собственников можно рассматривать только как добровольные (закон не устанавливает таких взносов). Полнота и своевременность внесения взносов собственниками зависят только от их доброй воли и порядочности.

При создании общественной кассы для сбора наличных средств собственникам помещений можно также рекомендовать выбрать общественного кассира, который не является членом совета дома. Кассир должен отчитываться перед общим собранием собственников помещений о поступлении и расходовании средств общественной кассы.

Если председатель совета дома получает вознаграждение за свою работу в совете он, выполняя требования налогового законодательства, должен подавать декларацию о доходах в налоговую инспекцию и самостоятельно уплачивать подоходный налог.

>Создание общественной кассы, внесение собственниками взносов для ее формирования, расходование общественных средств основываются на добровольности и доверии.

Финансирование мероприятий совета многоквартирного дома.

Помимо вознаграждения председателю (и членам) совета дома, которое может устанавливать решением общего собрания собственников помещений, может возникнуть необходимость в финансировании со стороны собственников других расходов, связанных с деятельностью совета дома – выполнением отдельных функций совета, с проведением заседаний совета и других мероприятий. Например, для подготовки предложений для общего собрания собственников помещений по планированию и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества и подготовке заключения по условиям проектов договоров управления наверняка потребуется достаточно большое количество бумаги, канцелярские принадлежности. Будут также расходы на копирование документов, на телефонные переговоры и т.д. Расходы могут возникнуть и у комиссий собственников помещений.

Как и в отношении вознаграждения председателю совета дома, закон не установил возможности и порядка создания какого-либо фонда или кассы для сбора средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности совета дома. Совет дома не является юридическим лицом, у него не может быть своего расчетного счета. Совет не может заключить с собственниками помещений договор на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета, поскольку сам совет не представляет собой организацию, а избранные собственниками члены совета дома не могут вступать с собственниками в договорные отношения, не нарушив закон.

Поэтому создание общественной кассы для сбора средств на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета дома возможно только на добровольных началах, без возможности воздействовать на собственников, которые не хотят участвовать в формировании «фонда совета дома». При этом членам совета дома придется предусмотреть порядок сбора, хранения и расходования средств из такого фонда (общественной кассы), предоставления финансовых отчетов собственникам помещений, чтобы уменьшить риск подозрений в недобросовестном использовании советом дома, его председателем общественных средств. Возможно, заботу об «фонде совета» стόит возложить, например, на финансовую комиссию собственников или избранного общим собранием общественного кассира.

Еще одним возможным вариантом обеспечения деятельности совета дома является включение в перечень работ и услуг управляющей организации по договору управления многоквартирным домом «предоставление офисных услуг», включая, например, набор на компьютере, печатание, копирование по заданию совета многоквартирного дома объявлений, информационных и отчетных материалов, анкет и других документов, обеспечение совета дома канцелярскими принадлежностями, телефонной связью и др.

Для того, чтобы заказать такую «офисную услугу» и определить, сколько она будет стоить, а затем действительно воспользоваться ею, совету многоквартирного дома необходимо составить детальный годовой план своей работы (и работы комиссий собственников), для каждого пункта плана оценить, какие документы, какого объема и в каком количестве экземпляров будут подготавливаться (или использоваться) советом. Собрать сведения о стоимости компьютерной печати, копирования документов на рынке услуг, стоимости канцелярских материалов и т.д. Иначе говоря, разработать не только план работы совета, но и смету расходов для реализации этого плана. Затем на основании этой информации предварительно договориться с управляющей организацией об объеме и стоимости офисных услуг, определить, сколько они будут стоить в расчете на 1 кв. метр площади помещений собственников в месяц. После чего подготовленное предложение об обеспечении деятельности совета путем заказа офисных услуг управляющей организации можно выносить на рассмотрение общим собранием собственников помещений. Если собственники принимают соответствующее решение, совет дома может пользоваться дополнительной услугой управляющей организации в рамках договора управления домом. Детализированное описание услуги и ее количественных характеристик (количества набранных на компьютере страниц, количество напечатанных страниц, количество копий и т.д.) обеспечивает совету возможность получить заказанную и оплаченную собственниками услугу в полном объеме.

Заказ управляющей организации офисных услуг в сочетании с добровольческой деятельностью членов совета может снять проблему с финансированием собственниками помещений деятельности совета дома.

Читайте также:
Регистрация недостроенного частного дома

Возможно, активная работа совета многоквартирного дома и вовлечение большинства собственников помещений в процесс подготовки и принятия решений по управлению общим имуществом приведет к созданию товарищества собственников жилья. В этом случае у собственников помещений появится законная возможность выплачивать вознаграждение тем людям, которые занимаются текущей работой по управлению домом (председателю и членам правления товарищества), и оплачивать расходы, связанные с деятельностью правления. Эти расходы покрываются за счет взносов собственников помещений, размер которых определяется утвержденной общим собранием сметой расходов товарищества, а оплата производится с расчетного счета юридического лица, контролируемого самими собственниками помещений в доме. Возможность иметь «счет дома» и контролировать расходование средств – одно из основных преимуществ товарищества собственников жилья перед способом управления управляющей организацией.

Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 304-КГ18-25750 по делу N А27-23844/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 2019 г. N 304-КГ18-25750

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – инспекция) на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 по делу N А27-23844/2017 Арбитражного суда Кемеровской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “С-Порт” (далее – общество) о признании недействительным предписания инспекции от 22.09.2017 N 97-237.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Каракулова Татьяна Александровна,

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены. Заявление общества удовлетворено. Предписание инспекции признано недействительным.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на существенные нарушения норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, общество осуществляет управление многоквартирным домом N 42, расположенным по улице Циолковского в городе Новокузнецке (далее – МКД), на основании лицензии от 29.04.2015 N 167, протокола общего собрания собственников помещений данного дома от 01.04.2015 и заключенного с ними договора управления.

В ходе проведенной инспекцией внеплановой документарной проверки соблюдения обществом лицензионных требований установлено начисление платы за услуги “вознаграждение председателю совета МКД с лицевого счета дома из средств, полученных от собственников в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.

Составлен акт, выдано предписание, согласно которому обществу необходимо привести расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 154, 156, 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из отсутствия правовых оснований для выплаты вознаграждения председателю совета МКД за счет средств, полученных от собственников помещений в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества в доме. Суды сочли, что данная выплата могла начисляться собственникам лишь в соответствии с заключенным между ними и исполнителем договором и на основании отдельного платежного документа.

Суд округа отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права.

Судами установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений от 15.08.2016 поручено управляющей компании заключить агентский договор, в котором поручить управляющей компании, как агенту, от имени и в интересах собственников помещений перечислять денежные средства с лицевого счета дома председателю совета МКД в размере 7 000 рублей ежемесячно.

Такой договор был заключен 15.08.2016 (N Цлк-42/16/3). На основании агентского договора у управляющей компании возникла обязанность ежемесячно перечислять вознаграждение председателю совета МКД.

Действия управляющей компании не противоречат пункту 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Протокол общего собрания собственников помещений от 15.08.2016 и агентский договор от 15.08.2016 N Цлк-42/16/3 никем не оспорены и не признаны недействительными.

Инспекция полагает, что вознаграждение председателю совета МКД взимается незаконно со статьи “содержание и ремонт общего имущества”. По мнению инспекции, управляющей компании следовало включить вознаграждение председателю совета МКД в платежный документ отдельной строкой.

Читайте также:
Базовая станция сотовой связи на крыше дома

Между тем жилищное законодательство не содержит положений о том, как должны оформляться начисление и выплата вознаграждения председателю совета МКД.

Суд кассационной инстанции полагал, что при таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания.

Суд округа признал оспариваемое предписание не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Иное толкование заявителем норм материального права не свидетельствует о неправильном применении их судом округа или допущенной судебной ошибке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

отказать Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД

В июле Министерство финансов РФ опубликовало письмо № 03-15-06/48555, в котором объяснило, в каком случае страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД выплачивают управляющие организации.

Обложение страховыми взносами вознаграждений председателям Советов МКД

Страховые взносы платят лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Такими лицами могут быть и организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Объект обложения страховыми взносами для организаций – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Если в доме не создано ТСЖ, или им не управляет жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, но в доме более четырёх квартир, собственники помещений на общем собрании должны избрать Совет МКД. Совет МКД избирается из числа собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).

На общем собрании собственники помещений в МКД выбирают способ управления МКД и из числа членов совета МКД избирают председателя Совета МКД (ч. ч. 2 и 3 ст. 161 и ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).

Общее собрание собственников также имеет право решить вопрос о выплате вознаграждения председателю и членам Совета МКД. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, порядок определения его размера (ч. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Чтобы принять решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД, собственники анализируют перечень его полномочий, которые установлены ч. ч. 7 и 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Статья 16 ТК РФ определяет, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, трудовые отношения возникают в результате избрания на должность.

Управляющие организации и вознаграждение председателям Советов МКД

В договоре управления МКД, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляет УО, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации. Например, обязанность по начислению и выплате вознаграждения председателю Совета МКД за счёт денежных средств, поступивших на счёт УО от собственников помещений в МКД.

Подведём промежуточные итоги. Если ОСС приняло решение, что ознаграждение председателю Совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт денег, поступивших на её счёт от собственников жилья, то в этом случае управляющая организация является страхователем, а председатель совета МКД – застрахованным лицом.

Это значит, что в таком случае управляющая организация выступает плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений. Основание – пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.

Управляющая организация представляет в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ). В этом расчёте УО отражает информацию обо всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Минфин РФ обращает внимание, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).

Ведомство считает, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и это должно предусматриваться решением ОСС в расходах, предназначенных для выплаты такого вознаграждения.

Уплата НДФЛ с сумм вознаграждений председателям советов МКД

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налоговые агенты – лица, исчисляющие, удерживающие у налогоплательщика и перечисляющие налоги в бюджетную систему России (п. 1 ст. 24 НК РФ). Так, налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Читайте также:
Строительный шум в жилом доме время

Выходит, если собственники на общем собрании приняли решение о том, что вознаграждение председателю совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт поступивших на её счёт денег от собственников, в таком случае УО выступает в качестве налогового агента.

Если УО налоговый агент, у неё появляется обязанность исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

Запомнить

Управляющая организация может быть плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

УО должна представлять в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В расчёте УО отражает сведения о всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Если ОСС приняло решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД управляющей организацией за счёт денег, поступивших на её счёт, УО выступает в качестве налогового агента.

Налоговый агент должен исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

Вознаграждение старшему по дому (председателю совета МКД): порядок начисления и выплаты

Жилищный кодекс предусматривает возможность установления председателю совета МКД (а также и членам совета) вознаграждения. Но закрепив такую возможность, нет точных ответов на вопросы — кто обязан начислять, за какие работы и услуги происходит выплата и другие вопросы, ответы на которые приходится искать на просторах Интернета. Данная статья поможет вам разобраться в вопросах выплаты вознаграждения председателю совета МКД.

Вознаграждение устанавливается на общем собрании собственников

Общее собрание собственников вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД (ч. 8.1. ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение собрания по вознаграждению председателю совета МКД должно содержать:

— условия выплаты вознаграждения;

— порядок выплаты вознаграждения;

— порядок определения размера вознаграждения.

Зарплата или вознаграждение председателю совета МКД

В ЖК РФ указано на возможность установления вознаграждения (ч. 8.1. ст. 161.1 ЖК РФ ).

В свою очередь, зарплата имеет место быть, когда правоотношения сторон оформляются трудовым договором, где сотрудник работает по должности согласно штатному расписанию, под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ).

При ведении деятельности председатель совета МКД не является работником и не подчиняется напрямую УО или собственникам помещений (которые теоретически могут выступать как работодатели), председатель совета МКД выполняет определенные функции, обусловленные положениями ЖК РФ и решением общего собрания.

Минфин в письме от 7 февраля 2018 г. № 03-15-05/7618 отразил мнение, что выплата вознаграждения председателю совета МКД связана с выполнением им управленческих функций и правоотношения между ним и собственниками помещений регулируются нормами гражданского законодательства.

Коллеги с acato.ru, изучая вопрос об оформлении правоотношений между председателем совета МКД и УО, сделали вывод:

Запрещено заключать трудовой договор, в котором управляющая организация — работодатель, члены и (или) председатель совета МКД — работник. Члены и председатель совета МКД по роду своей деятельностью контролируют исполнение условий договора управления с управляющей организацией и не могут зависеть от нее как от работодателя. В случае заключения трудового договора произойдет конфликт интересов — члены и председатель совета МКД являются представителями собственников и должны представлять их интересы, соответственно, не могу зависеть от управляющей организации в материальном плане.

Таким образом, учитывая положения ЖК РФ верным будет говорить не о зарплате, а о вознаграждении председателю совета МКД.

Какое количество голосов надо для утверждения вознаграждения?

Для принятия решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД необходимо простое большинство голосов об общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений в МКД. Это общее правило установлено в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ и в части вознаграждения не закреплено исключения в виде принятия решения не менее 2/3 и т.д.

В итоге, для вознаграждения достаточным будет наличия кворума больше 50 % от количество голосов в доме + от этого кворума должны проголосовать большинство голосов, принявших участие в собрании.

Предоставили протокол УК, а они отказываются включать в платежку строку «вознаграждение председателю совета МКД»

Данная ситуация возможна, когда перед проведением собрания, не были оговорены вопросы: кто будет начислять вознаграждение и предъявлять его к оплате собственникам?

Выделяется два варианта сбора вознаграждения:

  • через УО, посредством включения дополнительной строки в платежный документ;
  • через расчетный центр.

Учитывая, что процесс предоставления платежных документов и ведения учета, требует трудовых ресурсов, то за такую работу придется платить: в УО или в расчетный центр.

Минстрой в письме от 29 сентября 2015 г. N 32395-ОГ/04 указывает, что выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация, а для закрепления обязанности УО производить начисления необходимо внести в договор управления условия:

  • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
  • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
Читайте также:
Надстройка мансардного этажа в частном доме

Вариант через расчетный центр теоретически не исключен, но на практике он будет дороже, чем вариант сотрудничества с УО, поэтому он не применяется.

Проект газификации частного дома пример

Данный проект выполнен на основании задания на проектирование и технических условий, выданных ГУП РК “Крымгазсети” г.Симферополь.

Ведомость рабочих чертежей основного комплекта:

1) Общие указания;

2) План квартиры; Разрез А-А; Условные обозначения;

3) Схема газопровода;

4) Футляр для прохождения газопровода через стену;

5) Спецификация на футляр; Спецификация на проектируемый газопровод.

Проектом предусматривается смещение (перенос) существующего уличного газопровода низкого давления диаметром 89мм.
Ведомость рабочих чертежей:
1. Общие данные. Ведомость рабочих чертежей основного комплекта. Ведомость ссылочных и прилагаемых документов. Общие указания.
2. Общие данные. Общие указания. Пояснительная записка.
3. Газоснабжение. План газификации.
4. Газоснабжение. Схема газификации.
5. Газоснабжение. План демонтируемого участка газопровода.
ПД. Спецификация оборудования, изделий и материалов.
Формат autocad.

Ведомость рабочих чертежей:
1. Общие данные. Ведомость рабочих чертежей основного комплекта. Ведомость ссылочных и прилагаемых документов. Общие указания.
2. Общие данные. Общие указания. Пояснительная записка.
3. Газоснабжение. План газификации. Схема газификации.
4. Газоснабжение. План демонтажа. Схема демонтажа.
ПД. Спецификация оборудования, изделий и материалов.
Формат autocad.

Протяженность трассы газопровода высокого давления Р 20.06.2016 | Комментарии (0)

Ведомость рабочих чертежей основного комплекта:
Общие данные;
План квартиры;
Схема стояков центрального отопления;
План системы отопления;
Схемы обвязки узлов системы отопления;
Схема системы водоснабжения и водомерного узла;
План и схема системы газоснабжения;
Спецификация материалов и оборудования.

Проектом предусматривается:
– демонтаж сущ. газовых стояков, разводки по кухням к газовым приборам;
– прокладка газовых стояков, разводки по кухням к газовым приборам;
– присоединение вновь проложенного газопровода к существующему;
– установка отключающих устройств на высоте 1,5-1,6 метра от уровня отмостки.

Ведомость чертежей:
1. Общие данные.
2. План дома М 1:100.
3. План газопровода М 1:500.
4. Аксонометрическая схема газопроводов.
5. Ковер для вывода провода-спутника.
6. Спецификация.
Формат автокад.

Ведомость рабочих чертежей основного комплекта ГСН:
1. Общие данные;
2. План газопровода. М1:500;
3. Продольный профиль газопровода;
4. Спецификация.
Формат компас.

Ведомость рабочих чертежей основного комплекта ГСВ:
1. Общие данные;
2. Газопроводы. План;
3. Газопроводы. Разрез 1-1, 2-2. М1:25;
4. Аксонометрическая схема газопровода. М1:100.
Формат компас.

Как газифицировать частный дом: правила и льготы

Отапливать частный дом можно котлами на твёрдом или жидком топливе, а также электрическим и газовым отопительным оборудованием. Эксплуатация котлов первого типа – довольно хлопотное и затратное дело, ведь постоянно нужно завозить топливо, загружать его в рабочую камеру котла, очищать дымоход и котёл от золы.

Электрические котлы и водонагреватели удобны в обслуживании, но потребляют много электроэнергии, поэтому владельцу дома придётся ежемесячно оплачивать немалые коммунальные счета.

Наиболее экономный вариант – использование газового отопления, ведь голубое топливо недорогой энергоресурс и после подключения дома к газовой магистрали хозяину нужно будет лишь соблюдать правила безопасности и вовремя проводить техобслуживание газовых приборов. Эта статья расскажет читателям, как провести газ к частному дому и какие документы требуется собрать для получения разрешения на газификацию.

Какие дома можно подключить к газоснабжению

Централизованное газоснабжение предусматривает транспортировку и доставку природного газа потребителю. Подключение капитального строения к газовой магистрали включает два этапа – организационные и технические действия. В комплекс организационных мероприятий входит подготовка и сбор необходимой технической документации, подача заявления на газификацию и заключение договора в случае положительного решения газовой службы.

Технические действия: подводка газовой магистрали к земельному участку, подсоединение дома к газораспределительной сети, установление газового счётчика и запуск газа.

Газификация жилого дома чётко регламентирована законодательством. Согласно Постановлению Правительства №1314 подключение газа разрешается к объектам капитального строения. Если жилые, дачные или садовые дома, а также гаражи и постройки хозяйственного назначения имеют прочную связь с землёй, т. е. установлены на фундаменте, и зарегистрированы как недвижимость, то с их подключением не возникнет никаких проблем. В любом другом случае в газификации будет отказано. Попытка подключения газоснабжения к объектам не капитального строительства запрещается законом и, в зависимости от последствий, карается штрафом или уголовным наказанием. В многоквартирном доме газ подключается ко всему дому. Чтобы подключить капитальные строения, расположенные на территории гаражных кооперативов, садоводства или дачных посёлков, заявку на технологическое присоединение подаёт собственник территории.

Необходимая документация

Для рассмотрения в газораспределительной организации (ГРО) заявления на технологическое подключение жилого дома к газораспределительной сети нужно собрать следующую документацию:

  • документы, подтверждающие право собственности заявителя на дом и земельный участок;
  • документ, подтверждающий соответствие технических условий дома с газораспределительной сетью (ТУ);
  • копию паспорта;
  • схему земельного участка и прилегающей территории;
  • расчёт планируемого расхода газа;
  • проект газификации.
Читайте также:
Сколько стоит узаконить пристройку к частному дому

А также в заявке указывается местонахождение дома, который нужно подключить к газовой магистрали, паспортные данные заявителя и почтовый адрес, адрес электронной почты или телефон для связи. Заявление можно подать в электронном формате на сайте ГРО, отправить по почте или в центре приёма документов газораспределительной организации. За недостоверность документов, прилагаемых заявителем в электронном формате, законодательством предусмотрена административная ответственность. Адрес ГРО можно узнать в органах местного управления или найти в интернете, указав название субъекта РФ.

Этапы газификации дома

Исполнитель рассматривает заявку в течение трёх дней с момента получения. Если заявитель не выполнил все требования, ему направляется уведомление, что в 20-дневный срок необходимо предоставить все недостающие сведения и документы. Рассмотрение заявки на это время приостанавливается.

Документы на право собственности

Если вы не являетесь единоличным собственником земельного участка, то необходимо согласие на газификацию всех совершеннолетних собственников. Ваши права и права других собственников могут представлять посторонние лица по доверенности, оформленной в нотариальной конторе.

Если подключение вашего дома к сети газораспределения будет осуществляться с соседнего участка, обязательно согласие владельца участка. Однако уступка мощности возможна лишь в том случае, если соседнее строение подсоединено к этой же сети газораспределения не менее 5 лет и нет технических противопоказаний присоединению нового потребителя.

Схему земельного участка (ситуационный план) можно бесплатно получить в местной администрации, а также в БТИ и у кадастровых инженеров, однако, за их услуги придётся заплатить. Расчёт планируемого расхода газа составляется сотрудниками исполнителя (ГРО). Если он не превышает 5 куб. м. в час, документ прилагать не требуется.

Технические условия для газификации жилого дома

Запрос на предоставление технических условий также подаётся в газораспределительную службу. Отказать в приёме заявки на предоставления ТУ не могут, если газификация разрешается законодательством, и заявитель подал все требуемые документы. Экспертиза будет проведена в установленные сроки.

Основанием для отказа в выдаче документа о ТУ может стать отсутствие возможности технологического присоединения. В этом случае исполнитель должен уведомить заказчика о примерных сроках появления такой возможности. При необоснованном уклонении исполнителя от выдачи документа ТУ, заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной выдаче необходимых документов и возмещении ущерба причинённого таким отказом.

В документе о технических условиях указывают следующие параметры:

  • максимальный расход газа (м 3 /час);
  • название объекта;
  • сроки подключения дома к газораспределительной магистрали;
  • характеристика сети в точке подключения;
  • срок действия ТУ.

При расчёте учитывается площадь дома, а также технические характеристики отопительного и водонагревательного оборудования. При разработке ТУ учитывается пропускная способность газовой магистрали и количество точек подключения. Точка подключения – это место присоединения газопотребительной сети к газовой магистрали.

Точка подключения дома к центральной газовой системе

По установленному регламенту дом должен быть подключён в одной точке. Если на участке два жилых дома, возможно отдельное подключение каждого дома.

Документ о ТУ действителен в течение 70 дней без учёта выходных, если не указана дата его действия. За это время нужно успеть разработать проект газификации и заключить договор о подключении. Если не уложиться в это время, придётся заново проводить техническую экспертизу и составлять акт.

Проект на газификацию

Проектная документация составляется на основе сведений о ТУ. В перечень документа входят следующие сведения:

  • место ввода газовой трубы в частный дом;
  • разводка коммуникаций по территории объекта и внутри дома;
  • список необходимых работ при подключении;
  • меры безопасности;
  • сметы работ;
  • рекомендации по техническим характеристикам газового оборудования.

Проект газификации частного дома

Для разработки проектных документов, проектировщик на месте проводит нужные замеры, при этом учитываются пожелания заказчика по расположению газовых приборов. Проект газификации могут составить специалисты газораспределительной компании, но закон предусматривает возможность привлечения для разработки проекта сторонние компании, но их услуги обойдутся дороже. Однако в этом случае документация будет составлена быстрее. При обращении в стороннюю проектную организацию, необходимо проверить у неё наличие лицензии на проведение данных работ.

Ранее проект на распределение газа по дому нужен был только для строений в 3 этажа и выше с проживанием 1 семьи. Однако согласно СП 402.1325800.2018 с 06.06.2019 года проект газоснабжения станет обязательным и в других случаях при подключении к газу.

Заключение договора

После составления проектной документации и получения разрешения на газификацию капитального строения, стороны заключают договор о подключении. Этот документ заключается в установленном Гражданским Кодексом РФ порядке. Согласно договору исполнитель (ГРО) обязан подключить дом или другое капитальное строение к газораспределительной сети с учётом всех параметров, указанных в технических условиях. В свою очередь, заявитель должен оплатить услуги по технологическому присоединению. Договор заключается письменно в двух экземплярах. Каждая из сторон получает по одному экземпляру, который содержит следующие условия:

  • список технических работ по подключению;
  • обязательства сторон;
  • сроки проведения работ;
  • стоимость проекта газоснабжения (за исключением случаев, когда проект разработан сторонней организацией);
  • размер и сроки внесения заявителем платы за технологическое подключение;
  • порядок разграничения принадлежности сетей газопотребления и газораспределения;
  • ответственность сторон за несоблюдение пунктов договора.
Читайте также:
Содержание придомовой территории многоквартирного дома: что входит

Здесь перечислены основные условия договора. В зависимости от региона, местоположения объекта, удалённости газовой магистрали от участка и других причин, в договор могут быть внесены дополнительные пункты.

Порядок газификации индивидуального жилого дома в рамках договора комплексного обслуживания

Сроки заключения договора и подключения газоснабжения к капитальному строению, строго регламентированы законодательством в зависимости от категории заявителя. Владельцы жилых, дачных и садовых домов относятся к первой категории заявителей, так как часовой расход газа не превышает 20 м 3 .

Если газопровод проходит недалеко от дома, то проект договора направляется владельцу в течение 5 дней, без учёта выходных. В остальных случаях, заявителям первой категории проект договора должны отправить в 15-дневный срок. Заявителю на рассмотрение договора предоставляется 10 дней. О несогласии с каким-либо пунктом договора, домовладелец должен уведомить исполнителя в течение этого времени. Договор считается заключённым с того дня, когда исполнитель получит подписанный заказчиком экземпляр. Изменение условий возможно при обоюдном согласии сторон и оформляется дополнительным соглашением.

Плата за подключение газа к частному дому

После оформления всех юридических формальностей, исполнитель отправляет в исполнительный орган по регулированию тарифов заявку об установлении стоимости технологического присоединения. При этом нужно уведомить заказчика не позднее 5 дней с момента отправки заявления. К заявке прилагается договор о подключении, положительное экспертное заключение сметных и проектных документов, сметная документация с указанием стоимости каждого вида работ.

Изучив всю документацию, орган исполнительной власти в течение 22 дней без учёта выходных, утверждает размер платы по каждому виду работ в отдельности. В случае отказа заявителя от подключения домовладения к газопроводу после заключения соглашения и проведения экспертиз, собственник домовладения компенсирует исполнителю все подтверждённые расходы.

Монтаж газопровода в частный дом

Плата за подключение обязывает подрядчика подвести газораспределительную сеть к точке подключения и подготовке объекта к пуску газа не позднее сроков установленных договором. Разводка коммуникаций по участку и внутри дома заявителя оплачивается отдельно. Если эти работы будут проведены специалистами газораспределительной организации, то их стоимость рассчитают по тарифным ставкам. Чтобы сэкономить время для проведения работ в границах участка и внутри капитального строения, можно привлечь сторонние компании. В этом случае оплату начисляют по рыночным ценам.

Монтаж счетчика при вводе газа в дом снаружи

Если к границе участка проложена газораспределительная сеть, монтажные работы по проведению газа в частный дом для граждан первой категории, должны начаться не позднее 9 месяцев после оплаты технологического присоединения. Подключение дома к газопроводу должно быть выполнено в 10-дневный срок с момента начала работ.

Заключительный этап монтажных работ – установка счётчика, подключение газовых приборов, проверка системы на возможные утечки, проверка вентиляции и контрольный пуск газа. Эти работы могут проводить только сотрудники ГРО. После этого подписывается акт готовности, собственник дома получает квитанцию технадзора, и документы опять направляются в газораспределительную организацию. В течение трёх недель должны прийти работники горгаза и опломбировать газовый счётчик. Затем с потребителем заключается договор на поставку газа и включают капитальное строение в систему газоснабжения. Эти отношения регулируются Постановлением Правительства №549.

Врезка в центральный газопровод для подключения жилого дома

Льготы и субсидии на проведение газа к частному дому

Согласно федеральному закону №69-ФЗ (редакция от 26.07.2019) в статье 24 утверждён список лиц, которым могут быть предоставлены льготы и субсидии на подключение газоснабжения к частному домовладению и поставку газа. К ним относятся следующие категории граждан:

  • пенсионеры;
  • инвалиды I, II, III группы;
  • ветераны, участники боевых действий и их вдовы;
  • многодетные семьи;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • малообеспеченные семьи.

Размер льгот регулируется на федеральном и региональном уровне. В большинстве случаев предоставляется 50% льгота на подключение газа собственникам частных домов, относящимся к этим категориям граждан. Однако региональные власти отдельных субъектов Российской Федерации могут возвратить до 90% стоимости подключения. Ветеранам и инвалидам ВОВ, блокадникам, а также лицам достигшим 80-летнего возраста, может быть предоставлена 100% компенсация.

Выплаты за подключение газа к дому льготным группам

Для оформления компенсации нужно обратиться в фонд социального страхования по месту прописки. При себе нужно иметь:

  1. Паспорт.
  2. Документы, подтверждающие право собственности на капитальное строение.
  3. Пенсионное удостоверение (для пенсионеров).
  4. Медицинские документы, подтверждающие инвалидность (инвалидам I, II, III группы).
  5. Справка о составе семьи.
  6. Справка о доходах (для малоимущих граждан).
  7. Договор с газораспределительной организацией и договор на поставку газа.
  8. Акты проделанных работ.
  9. Платёжные чеки (для подтверждения покупки газового оборудования и подключения газоснабжения).

В случае предоставления недостоверных сведений, наличия задолженности, нехватки документов или неправильно заполненного заявления, в компенсации будет отказано. Работающим пенсионерам тоже могут отказать в предоставлении субсидии. Согласно законодательству, льготные категории граждан обязаны ежегодно подтверждать свой статус.

В заключение статьи стоит отметить, что удобство эксплуатации и дешевизна голубого топлива окупит хлопотную и дорогую процедуру газификации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: