Нормы при строительстве индивидуального жилого дома СНИП

Нормы при строительстве индивидуального жилого дома СНИП

ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 55.13330.2016 с СП 55.13330.2011 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-04-21

Предисловие

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – Акционерное общество “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий (АО “ЦНИИЭП жилища”)”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 55.13330.2011 “СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019 год

Введение

Настоящий свод правил актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” [1], выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” [2], обеспечения гармонизации с требованиями международных нормативных документов, учета существующих методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.

Учтены также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” [3] по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых одноквартирных домах.

Свод правил выполнен авторским коллективом АО “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (канд. архит., проф. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков (ответственный исполнитель темы), канд. архит., доц. Н.В.Дубынин, арх. С.А.Куницын) при участии АО ЦНИИПромзданий (канд. техн. наук Т.Е.Стороженко), ОАО “Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве” (А.С.Тарада).

Изменение N 1 к СП 55.13330.2016 выполнено авторским коллективом: ООО “Институт общественных зданий” (канд. архит. А.М.Гарнец – руководитель темы, канд. архит. Т.А.Исаева, И.Р.Домрачева); АО “ЦНИИПромзданий” (д-р техн. наук В.В.Гранёв, канд. архит. Д.К.Лейкина).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию жилых одноквартирных домов (далее – дома) с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки.

1.2 Настоящий свод правил распространяется также на жилые одноквартирные дома со встроенными, пристроенными или встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, общественного или производственного (ремесленного или сельскохозяйственного) назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 52941-2008 (ИСО 4190-6:1984) Лифты пассажирские. Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением

ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением

ГОСТ Р 56943-2016 Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах” (с изменением N 1)

СП 20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия”

СП 21.13330.2012 “СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах” (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 “СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений”

СП 25.13330.2012 “СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах” (с изменением N 1)

СП 28.13330.2017 “СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии”

Читайте также:
Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома: что входит

СП 30.13330.2016 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий”

СП 31.13330.2012 “СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” (с изменениями N 1, 2)

СП 32.13330.2012 “СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения” (с изменением N 1)

СП 42.13330.2016 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

СП 44.13330.2011 “СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания” (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий”

СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

СП 54.13330.2016 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные”

СП 56.13330.2011 “СНиП 31-03-2001 Производственные здания” (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

СП 60.13330.2016 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”

СП 61.13330.2012 “СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов” (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 “СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы” (с изменениями N 1, 2)

СП 105.13330.2012 “СНиП 2.10.02-84 Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции” (с изменением N 1)

СП 106.13330.2012 “СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения” (с изменением N 1)

СП 113.13330.2016 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей”

СП 116.13330.2012 “СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения”

СП 118.13330.2012 “СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения” (с изменениями N 1, 2)

СП 131.13330.2012 “СНиП 23-01-99* Строительная климатология” (с изменениями N 1, 2)

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования

СП 137.13330.2012 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования

СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с изменением N 1)

СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества

СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

СанПиН 2.1.2.3150-13 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения

СанПиН 2.1.4.1175-02 Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

Нормы при строительстве индивидуального жилого дома СНИП

Письмо Росреестра от 3 февраля 2022 г. № 13-00062/21 (о проверке отступов жилого дома от границ ЗУ при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом)

Письмо Росреестра от 3 февраля 2022 г. № 13-00062/21 (о проверке отступов жилого дома от границ ЗУ при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом)

Вопрос: О проверке соблюдения отступов жилого дома от границ ЗУ (стоящего на учете, а также вновь образованного) при применении положений частей 12 – 13 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответ: 1. По вопросу применения Федерального закона от 08.12.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 404-ФЗ) к новым домам, которые еще не поставлены на государственный кадастровый учет, и к реконструкции уже учтенных жилых домов.

При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) с учетом абзаца первого части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление как государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект одновременно в случае его строительства (создания), так и осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции, или осуществление государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, если сведения о здании уже содержатся в ЕГРН, в том числе если сведения о жилом доме были внесены в ЕГРН в порядке внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании документов осуществленного до 01.01.2013 государственного технического учета этого объекта или в порядке государственного кадастрового учета по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

Читайте также:
При продаже дома нужно ли возвращать субсидию

2. По вопросу приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства в случае несоответствия отступов от границ земельного участка при размещении здания.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации недвижимости установлены частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ и не содержат такого основания как нарушение параметров разрешенного строительства или реконструкции в виде отступов от границ земельного участка.

Как указано в части 13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ предметом проверки органом регистрации прав представленных заявителем документов являются:

наличие или отсутствие предусмотренных пунктами 1 – 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок;

соответствие сведениям, содержащимся в ЕГРН (пункт 1) и предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1, пункту 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводит проверку:

соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами;

соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.

Пунктами 2 – 4 части 1 статьи 38 ГрК РФ предусматривается установление в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности:

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

При этом такие параметры градостроительным регламентом могут не устанавливаться (часть 11.1 статьи 38 ГрК РФ).

Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и не являются параметрами непосредственно объекта капитального строительства, устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ. Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесена к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Относительно применения при правовой экспертизе пункта 22 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, которым предусматривается приостановление учетно-регистрационных действий, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений, отмечаем следующее.

Основным предметом проверки в соответствии с указанным основанием является соответствие объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается). Иными словами, в данном случае речь идет о таких характеристиках объекта капитального строительства как его назначение и (или) вид разрешенного использования. Указание на градостроительный регламент в пункте 22 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ также связано с видом разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, которые могут быть изменены в результате выбора правообладателем указанных объектов недвижимости без согласований и разрешений.

Читайте также:
Как узаконить место для парковки возле дома

Согласно проекту федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 21.07.2020) пункт 22 предлагается изложить в другой редакции:

«22) назначение или разрешенное использование созданного (создаваемого) объекта недвижимости не допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), за исключением случаев, если в соответствии с законом размещение такого объекта на данном земельном участке допускается независимо от вида его разрешенного использования;».

С учетом изложенного выше проверка соблюдения застройщиком отступов от границ земельного участка как одного из параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не относится к компетенции органа регистрации прав и при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не осуществляется, в том числе при реализации положений части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

3. По вопросу о необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции для целей реконструкции жилого дома, который был построен до введения в действие ГрК РФ, в том числе в связи с направлением органом местного самоуправления «уведомления о соответствии планируемых параметров реконструкции к жилому дому, в связи с тем, что не соблюдены отступы от границ земельного участка», при этом предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции и минимальные отступы от границ земельного участка, установленные действующими в настоящее время правилами землепользования и застройки, не могут быть соблюдены в силу объективных причин.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) (пункт 1 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038).

В связи с чем по указанным в данном пункте вопросам необходимо обращаться в Минстрой России.

Дополнительно полагаем возможным отметить, что в соответствии с частями 8, 9 статьи 36 ГрК РФ:

земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;

реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции;

изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости Э.У. Галишин
и кадастровой деятельности

Типовые проекты: какие стандарты нужны для комфортного загородного жилья

Одна из приоритетных задач развития рынка жилья в России — это индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). По данным опроса ВЦИОМ, почти 70% семей хотели бы переехать из многоквартирных домов в загородные форматы жилья — в частный дом, коттедж или таунхаус. Фактически проживают в такой недвижимости не более 30% граждан. При этом, по оценке «Дом.РФ», доля сделок с ипотекой в ИЖС составляет менее 2%, но спрос в этом сегменте рынка у россиян постепенно растет.

Загородные форматы жилья стали особенно востребованы среди покупателей из-за пандемии и перехода на удаленную схему работы. По данным «Дом.РФ», в январе — июне 2022 года в России было введено в эксплуатацию 20,2 млн кв. м индивидуальных домов. Это рекорд за десять лет. При этом в «Дом.РФ» обращают внимание, что первичный рынок ИЖС развит слабо из-за отсутствия стандартов индивидуального домостроения, высокой стоимости инфраструктуры, отсутствия гарантий для банков и профессиональных подрядчиков, слабого развития ипотеки и слабого проникновения цифровизации и проектного финансирования.

Вместе с экспертами рассказываем о том, что нужно для развития рынка загородного жилья, какие плюсы принесет стандартизация проектов частных домов для безопасности и качества строительства, их доступности и появления ипотечных продуктов.

Читайте также:
Градостроительные нормы при постройке частного дома

Большие планы для ИЖС

Ежегодно в России, по данным Минстроя, строится 250–270 тыс. индивидуальных жилых домов, или 40–45% всей вводимой площади жилья. К 2024 году ежегодный объем ввода индивидуального жилья должен превысить 40 млн кв. м. Согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», с 2022 до 2024 года в России должно быть построено 180 млн кв. м частных жилых домов. Чтобы достичь этих объемов, на поддержку отрасли из федерального бюджета предлагается выделить 137,7 млрд руб.

Однако отсутствие стандартов индивидуального домостроения, высокая стоимость инфраструктуры и слабое развитие механизмов финансирования (ипотека, проектное финансирование) превратились в системные ограничения развития ИЖС. Без мер поддержки ИЖС и конкретно деревянного домостроения план нацпроекта по вводу жилья не может быть выполнен, предупреждал замглавы Минстроя России Никита Стасишин.

Российские власти активно взялись за развитие рынка строительства индивидуальных жилых домов и внедрение различных ипотечных программ для частного жилья, что должно увеличить спрос и доступность домов для покупателей. Уже разработана дорожная карта для развития рынка ИЖС и внедрения ипотеки для частных домов.

Среди мер поддержки, которые предлагает Минстрой:

  • создание стандарта ипотечного кредитования ИЖС, применение которого будет рекомендовано всем банкам; стандарт будет учитывать параметры земельного участка и дома, которые выступят залогом по кредиту;
  • увеличение площади земельных участков для ИЖС, в том числе за счет федеральных земель и земель лесного фонда;
  • более эффективное выделение участков для ИЖС гражданам и застройщикам, в том числе без торгов;
  • обеспечение инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой участков для ИЖС, на эти цели могут быть выделены субсидии из федерального бюджета;
  • создание бесплатного каталога типовых проектов индивидуальных жилых домов и регулирование внешнего вида домов с помощью дизайн-кода.

Типовые проекты и стандартизация частных домов

Среди главных направлений развития рынка ИЖС — стандартизация и общее повышение качества строительства, проектное финансирование, создание комфортной городской среды, комплексное развитие территорий («всероссийская реновация») и повышение доступности жилья за счет льготных ипотечных программ.

Минстрой и «Дом.РФ» запустили совместный конкурс на разработку типовых проектов индивидуальных и многоквартирных малоэтажных жилых домов, а также социально-культурных объектов. Себестоимость 1 кв. м конкурсных домов должна быть 30–50 тыс. руб. плюс 10 тыс. руб. на чистовую отделку. По результатам конкурса будет сформирован общедоступный реестр лучших проектов, прошедших государственную экспертизу и готовых к реализации. Граждане, власти регионов и муниципалитетов, а также застройщики смогут бесплатно выбрать подходящие проекты из нескольких десятков вариантов индивидуальных домов уже в начале 2022 года.

Конкурс типовых проектов — одно из ключевых мероприятий в части стандартизации рынка жилья. В «Дом.РФ» поясняют, что под стандартизацией подразумеваются расширение практики применения типовых проектных решений, необходимость вовлечения специализированных строительных компаний, наличие требований по обеспеченности инфраструктурой.

Сейчас большая часть индивидуальных домов в России строится хозяйственным способом, то есть граждане ведут строительство собственными силами или с привлечением низкоквалифицированных рабочих без соблюдения требований к качеству и срокам работ. В результате такое жилье гораздо менее ликвидно, чем квартиры, и часто не соответствует всем современным стандартам комфорта и безопасности.

«Вывести рынок частного домостроения на новый уровень»

Олег Комлик, заместитель управляющего директора «Дом.РФ» по развитию ипотечного рынка:

— Чтобы вывести рынок частного домостроения на новый уровень, сделать его доступным для граждан и понятным для бизнеса, нужен комплексный подход. «Дом.РФ» проводит конкурс типовых проектов ИЖС, по итогам которого будет создана открытая база готовых проектов индивидуальных домов, разработанных с учетом Стандарта комплексного развития территории. Граждане и застройщики смогут строить дома по готовой проектно-сметной документации, они будут соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности.

Стандартизация ИЖС даст банкам понятный предмет залога по ипотечным кредитам. Банки, уже работающие в этом сегменте, смогут наращивать свое присутствие, на рынок придут и новые игроки. База типовых проектов позволит запустить федеральную ипотечную программу для покупки и строительства частных домов.

Ипотека на частные дома

Банки неохотно кредитуют покупку и строительство частных домов, но ситуация меняется. У некоторых из них уже есть пилотные программы по кредитованию загородной недвижимости. В августе президент России Владимир Путин поручил распространить льготную ипотеку на частные дома, построенные по типовым проектам. Банк ВТБ запускает ипотечную программу на строящиеся частные дома по ставке от 8,9% годовых, а в Сбербанке назвали приоритетом перевод строительства частных домов на счета эскроу.

Банки охотнее пойдут в кредитование сегмента, поскольку благодаря стандартизации будет сформирован понятный для них залог, считают в «Дом.РФ». Запуск ипотечных программ на частные дома в России повысит спрос на такое жилье, полагают банкиры. К 2025 году доля вводимого жилья из дерева в России может вырасти в полтора-два раза. В результате до 20% жилфонда страны составит деревянное жилье, отмечают в Центре макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка.

Читайте также:
Проект дома с магазином в частном доме

Качество и безопасность частных домов

Стандартизация строительства повысит качество и безопасность возводимых зданий — ведь все стандарты по технологиям и используемым строительным материалам будут прописаны и отступать от них нельзя.

Главная проблема на рынке частного домостроения — отсутствие на нем крупных застройщиков. Они предпочитают многоквартирное строительство, где проекты окупаются гораздо быстрее. Привлечь крупных девелоперов в этот сегмент можно за счет проникновения в ИЖС счетов эскроу и проектного финансирования, считают в «Дом.РФ». Интерес крупных девелоперов сформирует качественное предложение комплексной застройки ИЖС.

В этом году о планах выйти на рынок загородного малоэтажного жилья заявили несколько крупных девелоперских компаний, работающих в столичном регионе. Планы построить коттеджные поселки в Подмосковье есть у ПИК, «Инград» и «Крост». ГК «Самолет» заявила сразу о пяти мультиформатных проектах, где будут коттеджи и малоэтажные многоквартирные дома. Под поселки сформирован земельный банк в 3 тыс. га, где планируется построить около 100 тыс. кв. м ИЖС и 100 тыс. кв. м малоэтажных домов.

Олег Комлик, заместитель управляющего директора «Дом.РФ» по развитию ипотечного рынка:

— Активизировать девелоперов в сегменте загородного жилья можно за счет проникновения в ИЖС счетов эскроу и проектного финансирования. Развитию рынка ИЖС поможет и распространение льготных ипотечных программ на индивидуальное домостроение. На ИЖС уже распространяется «Семейная ипотека» и планируется расширить действие программы льготной ипотеки. «Дом.РФ» реализует пилотные проекты — с начала года выдано ипотечных кредитов на индивидуальное строительство на сумму около 3 млрд руб.

Инфраструктура для частных домов

Для комфортного проживания в загородном жилье, как и в городском, важно наличие полноценной инфраструктуры. Пока коттеджные поселки, СНТ и небольшие поселения с частным сектором не обеспечены достаточной инфраструктурой для комфортной жизни.

Проект комплексного развития территорий поможет решить эту проблему, убеждены в «Дом.РФ». При КРТ изначально продумываются вопросы размещения социальной, транспортной, торговой инфраструктуры, наличия мест отдыха. Для начала строительства поселков нужны инженерные сети, решению этой задачи будет способствовать распространение нового механизма привлечения средств — инфраструктурные облигации «Дом.РФ».

В результате стандартизации поселки, стоящие посреди чистого поля и не обеспеченные необходимой инфраструктурой и состоящие из хаотично разбросанных домов, без просторных благоустроенных улиц, должны уйти в прошлое.

Что такое инфраструктурные облигации

Правительство России разработало механизм финансирования инфраструктурных проектов с помощью облигаций «Дом.РФ». Средства от их размещения будут выдаваться на строительство инфраструктуры на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. «Дом.РФ» выступает поручителем по облигациям, займы застройщикам выдаются под гарантию субъекта России.

Стандартизация поможет рынку

Сегодня без стандартизации проектов строительства и наполнения инфраструктуры обойтись невозможно, считает директор департамента маркетинга семейства компаний KASKAD Family (специализируется на загородном жилье) Екатерина Коган. По ее мнению, стандартизация сократит себестоимость строительства за счет оптимизации строительства и ускорит подготовку исходно-разрешительной документации.

«При многообразии вариантов совершить выбор и взять ответственность за него человеку сложно, только 10% клиентов с легкостью принимают решения. Поэтому предложение готовых типовых стандартизированных форматов позволит покупателю быстрее принять решение», — говорит Екатерина Коган.

По словам руководителя направления загородной недвижимости девелоперской группы «Самолет» Ивана Виноградова, стандарт комплексного развития территорий призван решить проблемы с инфраструктурой. А стандартизация проектов поможет снизить затраты на проектирование.

«Сейчас качество строительства стандартизировано различными документами (СНиПы, СП), также существуют требования к использованию материалов определенного класса и производству работ на рынке. Переход отрасли на счета эскроу позволил повысить защищенность сделок. Но с другой стороны, возникают сложности с выходом на рынок у небольших застройщиков, могут возникнуть проблемы с банковскими кредитами», — говорит генеральный директор Optima Development Давид Худоян.

В KASKAD Family отмечают, что все современные технологии строительства рассчитаны на стандартное типовое загородное жилье. Например, индустриальное домостроение или возведение частного дома с помощью 3D-принтера.

Нормы строительства частного дома, заборов, бань, гаражей на своем участке

Имея в частном секторе земельный участок, каждый хочет поскорее обустроить его, построив на нем жилище и другие постройки. Для осуществления запланированных построек, помимо финансовых накоплений необходимо ознакомиться со стандартами возведения различных построек.
Для облегчения данной задачи рекомендуется обратиться к проектировочной организации, которая в своей работе учтет все нюансы требований норм строительства частных домов – СНиПов, а также градостроительные нормы. В данной же статьи поможем разобраться с вопросом самостоятельно!

Читайте также:
Характеристика на жильца дома от соседей

Что можно возводить на земельном участке?

Для начала стоит отметить, что не все виды возводимых на дачном участке, на участке в садовом товариществе или просто предоставленном для ИЖС наделе сооружений регулирует СНиП 30-102-99. В основном он указывает на общие правила застройки земельного участка, нормы расположения жилого дома и хозяйственных сооружений, материалов, которые должны быть использованы для возведения сооружений и т.д. Поэтому, для начала стоит определиться, какие здания будут располагаться на участке.

Что можно строить на землях ИЖС?

В общем, в соответствии с нормами строительства на земельном участке можно построить следующие сооружения:

  • жилой дом;
  • сараи;
  • наружный туалет;
  • баня;
  • компостная яма;
  • гараж;
  • иные хозяйственные объекты.

К категории иных хозяйственных объектов могут быть отнесены как дополнительные амбарные сооружения, так и водонапорные башни, ветряные мельницы и т.д.

Разумеется, основной постройкой является сам жилой дом. В отличие от других сооружений на участке под ИЖС, жилая постройка является основной и для ее постройки необходимо получить разрешение. На сараи или иные хозяйственные постройки такое разрешение не нужно. Исключением разве что является водонапорная башня, на которую оформляется лицензия и платиться налог.

СНиП по строительству частных домов

К жилому сооружению предъявляется целый ряд требований, в частности:

  • требований пожарной безопасности;
  • нормы гидрологических характеристик почвы;
  • правила возведения несущих стен;
  • нормы расхода материалов;
  • требования к расположению относительно дорог и соседних участков и других сооружений;
  • нормы планировки внутренних помещений жилого дома.

СНиП индивидуального жилого дома с полным перечнем требований по строительству жилого дома можно сказать здесь СНиП СП 30-102-99.

Основным является требование к планировке внутренних помещений.

Так, что бы сооружение было признано пригодным для проживания, необходимо:

  • в самом здании не должно быть производственных помещений;
  • в здании должны быть помещения для жилья, питания и гигиенических процедур;
  • должна быть центральная отопительная система, а при ее отсутствии теплогенераторы;
  • санузел и кладовая.

При этом наличие санузла и кладовой внутри здания не обязательно, если на участке есть внешние постройки, применимые в указанных целях.

Расстояние от границы участка до строения

Нормы определения границы застройки определяются двояко, в зависимости;

  • от расстояния построек от соседского участка;
  • от расстояния между строениями по СНиП внутри участка.

Так, отступы от соседнего участка сооружения должны быть равны не менее:

  • сам жилой дом на расстоянии от соседей не менее 3 метров;
  • сараи – 4 метра;
  • бани, туалеты – 2,5 метра;
  • теплицы и парники –4 метра;
  • гараж – не менее 1 метра;
  • иные сооружения – 3 метра.

Расстояние от так называемой красной линии дорог до любого сооружения на участке не должно быть меньше 5 метров. Расстояние от забора до дома определять можно по своему усмотрению.

Противопожарные нормы при строительстве индивидуального жилого дома

По сути, требования о соблюдении расстояния между постройками введены, в том числе в целях обеспечения пожарной безопасности. Так, если на участке имеются деревянные постройки, то расстояние между ними не должно быть меньше 15 метров. Кроме того, имеются специальные противопожарные нормы при строительстве индивидуального жилого дома, касающиеся выборки строительных материалов и противопожарной отделки стен.

В идеале стены нужно покрыть термоизолом или иным противопожарным материалом. Поэтому, построить дом на участке ИЖС, в котором полностью соблюдены нормы пожарной безопасности – дело не дешевое.

Пожарные нормы строительства частного дома также затрагивают электропроводку, техническое состояние электрического и газового оборудования, состояние отопительных систем.

По этой причине рекомендуется обратиться к специалистам при решении соответствующего вопроса.

О высоте частных строений

Итак, существуют ли требования ограничивающие высоту частных строений? Конкретных требований относительно высоты частных строений законодательство не выдвигает. Однако частный одноквартирный жилой дом не должен быть выше трех этажей. Высота в метрах не указывается.

В то же время, в качестве отдельного этажа признается мансарда. А вот цокольные и другие подземные этажи при этом не учитываются. Но там обустраивать жилые помещения запрещаются. Также если верхняя часть цокольного этажа выходит наружу более чем на 2 метра, он будет расцениваться как отдельный этаж.

Однако СНиП устанавливает максимально допустимую высоту забора. Правила постройки забора определяют, что он не должен превышать двух метров. Исключения составляют случаи, когда участок вплотную прилегает к проезжей части. В таких случаях забор по СНиП может превысит указанную высоту.

Забор между соседними участками не должен быть выше 1,75 метра.

Относительно других сооружений на частном участке требований к их высоте законодатель не выдвигает. Но в любом случае нужно быть готовым разрешать споры с соседями.

Читайте также:
Как быстро продать дом в деревне

Нормы строительства ИЖС

Нормы строительства ИЖС, помимо норм пожарной безопасности включает в себя и требования относительно площади отдельных помещений внутри здания. Так:

  • Общая площадь основного жилого помещения (гостиная, зал) не должно быть меньше 12 квадратных метров.
  • Кухня или столовая-кухня не должна быть меньше 6 квадратов.
  • При объединении санузла, общая площадь не должна быть меньше 4 квадратов, при разделении: туалет – не менее 0,96, ванная – 1,8 квадратных метра.
  • Спальни – 8 квадратов.

При этом, если указанные помещения находятся на мансарде, то их площадь может быть сокращена на 2 квадратных метра.

Ширина проходных коридоров, лестничных проемов должна быть не меньше 0,9 метра. Если в доме есть прихожая, то ее площадь как минимум должна быть 1,8 метра.

Что касается высоты потолка в помещениях, то она как минимум должна составлять 2,5 метра. А вот высота потолка на цокольном этаже не должна быть больше двух метров, если только не предполагается использовать их в хозяйственных целях (построить ванную, кладовую и т.д.).

Можно ли построить многоквартирный дом или таунхаус на участке ИЖС

Для того, чтобы осуществить постройку многоквартирного дома на участке ИЖС необходимо сменить тип участка на «земли поселений общего пользования». Однако, не меняя вида разрешенного пользования, возможно возведение таунхауса.

Вообще, на участке под ИЖС, находящемся в частной собственности, можно возводить любые сооружения, не противоречащие законодательству. Таунхаус в этом смысле вполне законная постройка. Однако проблема возникает в связи с правом собственности на отдельные квартиры внутри таунхауса.

Максимум что можно получить каждому жильцу – это доля на таунхаус. Разумеется, в судебном порядке можно определить четкие границы доли, указать помещения, которые отнесены к доле того или иного жильца и т.д. Однако в целом, осуществление такой постройки считается нежелательным, так как велик риск сноса по заявлению третьих лиц, прокуратуры. Также постоянными явлениями станут споры с соседями.

Постройка гаража на участке: нормы

Есть также правила и нормативы строительства гаража на участке. Гараж на частном участке можно построить по-разному:

  • вывести его в качестве отдельного сооружения;
  • построить в качестве помещения внутри жилого здания.

Основные требования:

  • При постройке гаража в качестве отдельного здания, расстояние от красной линии должно быть не меньше 1 метра, а от соседнего участка – не менее шести.
  • При обустройстве помещения внутри жилого здания под гараж, необходима отдельная вентиляционная система для указанного помещения.

СНиП содержит иные требования, касающиеся строительных материалов, использование которых в возведении гаража допустимо.

Санитарные нормативы

Общие санитарные нормативы при постройке жилого дома состоят из следующих:

  1. Санузлы нельзя расположить непосредственно над спальными комнатами. При постройке двухэтажного дома, санузел допускается обустроить над кухней.
  2. Вход в санузел не следует устанавливать напротив двери спальни или кухни. Допускается обустроить вход в санузел из самой спальной комнаты.

Санитарные требования к отопительной системе дома:

  • отопительные трубы не должны распространять в воздухе вредные вещества и неприятные запахи;
  • все отопительное оборудование должно быть доступно для уборки и обслуживания;
  • отопительная мощность не должна превышать 90 градусов.

Требования к вентиляции:

  • кухня и санузлы должны иметь отдельные системы вентиляции;
  • спальные комнаты должны быть оснащены системой регулярного проветривания (окна, оконные клапаны и т.д.);
  • нельзя совмещать вентиляцию спальных и общих жилых комнат с системами других хозяйственных помещений в доме.

Требования к инсоляции:

  • во всех жилых помещениях должен быть доступ к естественному освещению;
  • искусственное освещение в помещениях не должно быть меньше 20 люксов на уровне пола.

Кроме того, установлены отдельные санитарные нормы при строительстве частного дома к электромагнитным излучениям, шумам и вибрациям и т. д.

Нормы для инженерных сетей

Жилой дом должен быть подключен либо к центральным коммуникационным системам либо иметь свою, автономную систему инженерных сетей. При подключении к центральным системам с застройщика снимается ответственность за правильность сетей. За это отвечают поставщики, которые и осуществляют подключение. А вот при обустройстве автономной инженерной сети необходимо соблюдать определенные правила.

Канализация

Выгребная яма, фильтрующий колодец должны находиться на расстоянии не меньше чем 8 метров от жилого дома. Все ведущие трубы канализации должны иметь обязательный размер в диаметре 150 мм или более. Проводить такие трубы нужно на глубине не менее 30 сантиметров. При этом угол наклона трубы должен быть более чем 0,007. Впрочем, есть еще и зависимость от диаметр трубы.

Проведение газа

Ни в коем случае газовые трубы не должны пролегать через фундамент или жилое помещение. Допускается проведение труб через кухню в остальные помещения, при условии наличия центрального выключателя на кухне. Также не должны быть установлены газовые нагреватели в ванной комнате.

При использовании газовых баллонов, во внутрь дома разрешается устанавливать баллоны объемом не более 12 литров. Большего объема емкости должны устанавливаться вне жилого дома.

Электричество

Если электричество притягивается от столба, находящегося на расстоянии более 25 метров от конечного пункта подключения, то необходимо установка еще одного столба. При этом столб не должен преграждать транспортные и пешеходные пути.

Высота проводов должна быть на уровне не менее 2,75 метров от земли. При пересечении транспортных и пешеходных путей – 6 метров.

Отдельных требований для водопровода закон не устанавливает (за исключением обустройства скважин). Самое главное, чтобы используемые трубы не имели в составе вредные примеси. Горячей водой можно обеспечить дом, установив бойлер.

Читайте также:
Отменили ли капитальный ремонт многоквартирных домов

В любом случае, постройка частного дома и обустройство отдельного участка – дело не простое. Нужно иметь в виду, что даже при наличии средств на это может уйти несколько лет.

Нормы при строительстве жилого дома

Собственники земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), при строительстве жилого дома должны пользоваться определенными техническими правилами. Они призваны гарантировать безопасность в процессе использования жилья.

Наиболее важные регуляторы вопросов строительства малоэтажных домов содержатся в следующих нормативных правовых актах:
– “СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства” (принят Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N 94);
– “СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001” (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр);
– “СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003” (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр);
– “СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений” (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7);
– “СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты.
Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям” (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288).

Перед тем как начать строительство, стоит определиться с расположением объекта на участке. Для этого нужно учесть действующие нормативы расстояний между соседними строениями и иными объектами. После чего устанавливается ограждение, которое обозначает границу частных владений.

В процессе возведения дома требуется учесть следующие нормативы:
1. Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов – не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. (п. 5.3.2. СП 30-102-99).
2. До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м; от постройки для содержания скота и птицы – 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м; от стволов высокорослых деревьев – 4 м; среднерослых – 2 м; от кустарника – 1 м. (п. 5.3.4. СП 30-102-99).
3. Постройки для содержания скота и птицы допускается пристраивать только к усадебным одно-двухквартирным домам при изоляции их от жилых комнат не менее чем тремя подсобными помещениями; при этом помещения для скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом (п. 5.3.5. СП 30-102-99).
Дом должен включать в себя одну или несколько комнат, а также вспомогательные помещения кухни (в том числе кухни-ниши и (или) кухни-столовые), ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел. Кроме того, могут устраиваться встроенные, встроенно-пристроенные и пристроенные вспомогательные подсобные помещения (кладовые) и встроенная мебель, вспомогательное помещение генераторной отопления и (или) электроснабжения, помещение стоянки при доме, бассейн, парная баня или сауна.
Площади помещений домов должны быть не менее: общей комнаты (или гостиной) – 16 м2 (при одной жилой комнате – 14 м2); спальни – 8 м2 (на двух человек – 10 м2, а при размещении ее в мансарде – 7 м2), спальни для инвалида-колясочника – 9 м2; кухни – 9 м2, кухни-ниши или кухонной зоны в кухне-столовой – 6 м2.
Ширина помещений (кухни и кухонной зоны в кухне-столовой, передней, внутриквартирных коридоров, ванной комнаты, туалета или уборной, совмещенного санузла), а также площади проектируемых домов – в зависимости от количества жилых комнат принимаются не менее указанных в СП 137.13330.
Для реконструируемых домов частного жилищного фонда допускается принимать:
– площади помещений, не менее: общей комнаты (или гостиной) – 12 м2; спальни – 8 м2 (при размещении ее в мансарде – 7 м2); кухни – 6 м2;
– ширину подсобных помещений, не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой – 1,7 м; передней – 1,4 м, внутриквартирных коридоров – 0,85 м; ванной – 1,5 м; туалета или уборной – 0,8 м;
– глубину туалета (уборной или совмещенного санузла) по оси установки унитаза, не менее: при открывании двери наружу – 1,2 м, при открывании двери внутрь – 1,5 м.
Противопожарные расстояния между домами и другими зданиями и сооружениями должны соответствовать требованиям и СП 4.13130.

Читайте также:
Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома: что входит

ВС разобрался в деле о бездоговорном потреблении электроэнергии

Верховный суд обязал нижестоящие суды пересмотреть дело (№ 7-КГ21-1-К2) жительницы Иваново, которая оспаривала взыскание с нее неосновательного обогащения за бездоговорное пользование электроэнергией.

Согласно материалам дела, Людмила Артемова* купила квартиру, в которой ранее отключили электричество за неуплату. В дальнейшем при проверке энергетики выяснили, что квартиру самовольно подключили к электросетям, и в ней отсутствуют счетчики. Несколько раз «Ивгорэлектросеть» направляла женщине извещения с требованием оплатить задолженность за потребление электроэнергии, но они оставались без ответа. В итоге компания обратилась в суд.

Ленинский районный суд Иваново иск «Ивгорэлектросети» удовлетворил частично. Он взыскал с женщины стоимость потребленной электроэнергии в размере 33 930 руб., расходы на уплату госпошлины, а в остальной части требований отказал. Суд пришел к выводу, что между сторонами фактически действует договор по энергоснабжению, а временное отключение от электросети не является его расторжением. В этом случае задолженность нужно рассчитывать как безучетное потребление, постановил суд.

Ивановский областной суд отменил это решение и взыскал с женщины 211 275 руб. По его мнению, в этом случае было не безучетное, а бездоговорное потребление, поскольку ответчик «при полном ограничении подачи электроэнергии в жилое помещение в отношении предыдущего собственника допустила несанкционированное подключение вводного кабеля к воздушной линии в нарушение предусмотренного законом порядка подключения». Второй кассационный суд общей юрисдикции согласился с этой позицией.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала, что апелляционная инстанция не привела мотивы, по которым она не согласилась с выводами райсуда о том, что временное прекращение подачи электроэнергии не является расторжением договора. Хотя в материалах дела есть справка об открытии лицевого счета по квартире, где живет Артемова.

«Выводы суда апелляционной инстанции о бездоговорном потреблении являются ошибочными, поскольку энергоснабжение в принадлежащем ответчику жилом помещении осуществлялось на основании договора энергоснабжения, заключенного с предыдущим собственником, при этом полное ограничение энергоснабжения по причине неоплаты за данную коммунальную услугу не свидетельствует о расторжении договора», – следует из определения ВС.

Допущенные областным судом нарушения являются существенными и привели к неправильному разрешению спора, отметил ВС и постановил направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Мнения юристов

Коммунальные услуги часто регулируются подзаконными актами, непонятными рядовому потребителю, комментирует юрист фирмы Легес Бюро Легес Бюро Федеральный рейтинг. × Александра Обрывко. Тут, например, ответчица не озаботилась переоформлением на себя договора на подачу электроэнергии и не поставила счетчик, поэтому ей пришлось дойти до Верховного суда в решении вроде бы рядового вопроса. Обрывко также отметила важность доказательств в подобных делах.

«Безучетное потребление – это когда договор есть, а счетчик сломан, скручены показания или было самовольное подключение после отключения за неоплату. Потребитель обычно полностью проигрывает в таких случаях. Но, например, в Определении ВС от 13 августа 2022 года дело решили в пользу ответчика, который доказал, что поставщик не следил за пломбой на приборе учета», – отметила адвокат.

По словам адвоката BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Владимира Шалаева, поставщики энергии часто неверно трактуют нормы права, заменяя безучетное потребление на бездоговорное.

Регулирование отношений между сетевой компанией и потребителем довольно подробное, и есть большая судебная практика. И подходы судов в спорах по взысканию неосновательного обогащения позволяют защитить права потребителей. Например, снижаются риски взыскания, если не доказано, что потребление энергии было бездоговорным или акт о бездоговорном потреблении энергии составлен с существенными нарушениями. Также суд может учесть, что в связи с аварийным изменением схемы поступления энергии потребитель фактически потреблял энергию другого поставщика, пояснил Шалаев.

* Имя и фамилия изменены редакцией

Прокурор разъясняет – Прокуратура Оренбургской области

Прокурор разъясняет

  • 19 августа 2022, 10:38

На основании п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Кроме гражданской ответственности за подобные действия предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административная ответственность наступает за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц – от 30 000 до 80 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Читайте также:
Как быстро продать дом в деревне

За совершение повторных вышеуказанных действий, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам (ч. 2 ст. 7.19 КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц – от 80 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении должностных и юридических лиц – должностные лица государственного энергетического надзора.

Дела о самовольном подключении рассматривают судьи.

Уголовная ответственность, предусмотрена ч. 1 ст. 215.3 Уголовного кодекса РФ и наступает за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, и влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции по месту их совершения.

Разъяснение подготовлено Бугурусланской межрайонной прокуратурой

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

19 августа 2022, 10:38

Какая ответственность предусмотрена за бездоговорное потребление (самовольное подключение и использование) электрической, тепловой энергии, нефти или газа

На основании п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Кроме гражданской ответственности за подобные действия предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административная ответственность наступает за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц – от 30 000 до 80 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

За совершение повторных вышеуказанных действий, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам (ч. 2 ст. 7.19 КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц – от 80 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении должностных и юридических лиц – должностные лица государственного энергетического надзора.

Дела о самовольном подключении рассматривают судьи.

Уголовная ответственность, предусмотрена ч. 1 ст. 215.3 Уголовного кодекса РФ и наступает за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, и влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции по месту их совершения.

Разъяснение подготовлено Бугурусланской межрайонной прокуратурой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: