Как узаконить самовольную пристройку к частному дому

Как узаконить самовольную пристройку к частному дому

Разберёмся, как узаконить самовольную пристройку к частному дому. Сделать это несложно, ответственность грозит только тем, кто не узаконил увеличение площади и не собирается это делать. Каждый частный дом, пригодный для проживания, зарегистрирован в ЕГРН и имеет кадастровый паспорт. В нём отражены сведения о технических характеристиках здания: адрес, этажность, площадь. Если в доме произошли изменения – проведена реконструкция с увеличением площади – их нужно отразить в кадастровых сведениях.

Какие пристройки требуют обращения в администрацию

Не все пристройки нуждаются в регистрации и не все становятся причиной внесения изменения в ЕГРН.

Обязательно согласование действий с муниципалитетом и Кадастровой Палатой, если:

  • Реконструкция будет затрагивать несущие стены;
  • От надёжности постройки зависит безопасность людей (например, это – дополнительная комната, в которой будут жить члены семьи).

Террасы, крылечки, беседки и летние кухни чаще всего не относятся к капитальным строениям и не требуют обращения в муниципалитет.

Но если была проведена серьёзная реконструкция (добавлена комната или этаж, гараж, баня, полноценная кухня), её нужно согласовать. Дело в том, что в процессе согласования специалисты на месте оценивают качество и безопасность пристройки, а это особенно важно для домов, в которых люди будут жить постоянно.

Как должно быть: порядок действий

Чтобы к владельцу дома ИЖС или к автору реконструкции не возникло вопросов у администрации, он должен действовать по следующему порядку:

  1. Обратиться в муниципалитет, в котором зарегистрирован дом. Получить бланк заявления на реконструкцию. Заполнить его, предоставив технические сведения о будущей пристройке к зданию и эскиз (чертёж).
  2. Дождаться решения муниципалитета. Чаще всего, оно положительное. Для отказа нужны веские основания. В крайнем случае, заявление отправят на доработку, если оно не соответствует правилам.
  3. Получить разрешение и приступать к запланированной реконструкции. Выполнять её в соответствии с заявленной схемой.
  4. После окончания работ заказать новый кадастровый план дома у лицензированного кадастрового инженера. С этим документом вновь обратиться в муниципалитет, который проведёт проверку соответствия, после которой документация автоматически попадает в ЕГРН, где внесут изменения в кадастровые сведения.

Что делать, если пристройка уже есть?

По разным причинам владелец может нарушить этот алгоритм и создать пристрой раньше, чем обратится в муниципалитет. Некоторые игнорируют законодательство, другие боятся бюрократии. Есть и такие мастера, кто делает пристройку без чертежей и схем, поэтому не могут предоставить эту информацию в муниципалитет.

Сооружение, созданное в результате такой незаконной реконструкции, называется самовольной постройкой.

Обнаружив несоответствие фактических квадратных метров заявленным в кадастре, муниципалитет подаст на владельца в суд и заставит снести незаконное сооружение. Причём, делать это собственнику придётся за свой счёт. Чтобы не попасть под крайние меры, собственник должен узаконить самовольную пристройку.

Вариант 1: досудебное согласование

Алгоритм узаконивания пристройки к дому почти не отличается от традиционного уведомительного:

  1. Подать заявление в муниципалитет. Это может быть администрация района, города, села. Обычно такими вопросами занимается либо градостроительный комитет, либо ведомство, связанное с архитектурой, в крупных городах существуют отдельные специальные контролирующие единицы.
  2. Подождать ответ.
  3. Заказать технический паспорт нового здания.
  4. Снова прийти в муниципалитет.
  5. Пройти экспертизу.

Трудности могут возникнуть на этапе ответа: если администрация откажет, узаконить постройку будет намного сложнее.

Вариант 2: судебное решение

Если администрация отказала, а постройка уже есть (или очень нужна), владелец может инициировать судебное разбирательство.

Подать в суд на администрацию несложно, и суд встанет на сторону заявителя, если:

  • Заявитель является полноправным собственником и здания, и земли под ним, здание не находится в аресте, за ним не числится долгов.
  • Фактическая (или теоретическая) постройка соответствует нормам строительства, не несёт угрозы здоровью и жизни как самого владельца, так и окружающих.
  • Пристройка не занимает чужой площади: не находится на территории соседнего участка, не занимает муниципальную землю.

Если суд принимает решение в пользу заявителя, решение становится основанием для обращения в муниципалитет. Скорее всего, в процессе судебного разбирательства пристройка уже пройдёт экспертизу, и останется только зафиксировать её в ЕГРН – для этого обратиться в МФЦ.

Если суд встаёт на сторону ответчика и запрещает постройку, у собственника есть три пути: подать апелляцию; изменить постройку и подвести её под требования законодательства: сделать безопаснее, изменить форму и т.д.

После чего вновь подать заявление в администрацию;Снести незаконную постройку.

Типичные причины отказа суда:

  • Инициатором судебного процесса стал гражданин, не имеющий на это права. Сделать это может только собственник земельного участка и здания. Если собственников несколько, и дом им принадлежит долями, они должны подать коллективное заявление. Иначе суд расценит, что некоторые собственники будут не согласны с новой площадью в своей собственности (новым налогом и повышением коммунальных платежей).
  • Пристройка не относится к категории строений, нуждающихся в легализации.
  • Несоблюдение норм строительства, постройка несёт угрозу безопасности людей.
  • Пристройка оказалась больше, чем здание.
  • Пристройка не соответствует изначально заявленным параметрам.

Стоимость

Одна из причин, по которой владельцы не решаются начать строительство с обращения в администрацию – это попытка сэкономить. Между тем, легализация строения по факту может обойтись значительно дороже!

Если идти законным путём (уведомлять администрацию), расходы будут включать:

  • Стоимость составления технического плана, который потом нужно будет приложить к заявлению;
  • Пошлину за регистрацию в ЕГРН внесённых изменений.
Читайте также:
Компенсация за просрочку сдачи дома по ДДУ

Путь легализации постфактум через суд включает:

  • Госпошлину за судебный процесс. Её размер высчитывается как процент от стоимости готовой постройки. Чтобы подать в суд, на руках у заявителя должно быть заключение эксперта о цене пристройки.
  • Стоимость заключения о цене пристройки.
  • Оплату технической экспертизы, которая выдаст заключение о безопасности и пригодности жилья к эксплуатации.
  • Оплату юридических услуг, если вы решили прибегнуть к помощи юриста при обращении в суд.
  • Сопутствующие расходы, если суд потребует дополнительные экспертизы и документы.

В итоге, стоимость легализации не порадует. Вот почему лучше всё делать сразу по закону.

Заключение

Узаконить самовольную пристройку к дому возможно, но это достаточно трудоёмкая и финансово затратная процедура. Заранее трудно сказать, сколько денег уйдёт на легализацию пристройки, поэтому при решении создать действительно капитальное строение лучше сразу идти по законному пути. Уведомительный путь не так страшен, он дешевле и не отнимает много времени. Зато можно быть уверенным, что легальная пристройка не принесёт проблем с законом.

Пристройка «в законе» – нюансы оформления по действующему регламенту

Одним из достоинств частного дома является возможность изменения его площади в случае возникновения подобной необходимости. Случается, что с расширением семьи, а это не только рождение детей, но и объединение со старшим поколением или подобное, в доме начинает катастрофически не хватать места. Купить или построить новый есть возможность далеко не у всех, тогда пристроить к уже имеющемуся помещение или помещения значительно проще. Что касается технических вопросов, каждый сам решает, какую технологию и материалы использовать при строительстве пристройки. А вот законодательство – одно для всех, как и алгоритм оформления необходимых документов. Рассмотрим основные аспекты легализации пристраиваемой конструкции.

Содержание:
  • Что такое пристройка и нужно ли ее оформлять
  • Оформление некапитальной пристройки
  • Алгоритм действий по легализации пристройки до начала строительства
  • Как узаконить уже существующую пристройку

Что попадает под понятие пристройки и нужно ли оформлять эти конструкции документально

По действующему Градостроительному кодексу РФ пристраивание к дому какой-либо конструкции, не входящей в изначальные архитектурные планы и влекущее изменение его исходных ключевых характеристик (площадь, объем) является реконструкцией. А реконструкция дома находится в юрисдикции государственных надзорных органов и регулируется не только Градостроительным кодексом, но и другими нормативно-правовыми актами. Пристройки подразделяются на капитальные и некапитальные.

Капитальная пристройка – жилое или техническое помещение, с одной или более общими с домом стенами, любой площади, для строительства которого задействуется дополнительная земля. Количество этажей пристройки может совпадать с этажностью дома, а может и не совпадать, обычно, в меньшую сторону.

Некапитальная пристройка – второстепенная, нежилая конструкция, не требующая капитального фундамента и меняющая параметры дома незначительно. Это может быть крыльцо, балкон, открытая терраса или веранда, навес и подобное.

И капитальные и некапитальные пристройки должны быть оформлены документально, но алгоритм процесса значительно отличается.

Как оформить некапитальную пристройку

Кардинальных изменений в конструктиве дома из-за некапитальных пристроек не возникает, они не создают опасности для самих жильцов, не нарушают нормативные расстояния и никак не могут ущемить права соседей, поэтому и разрешение на их возведение не требуется. Собственно, сейчас оно не требуется вообще, но с 1 марта этого года в обиход ввели уведомление, которое подается в органы местного самоуправления перед началом строительства. Вот только местные власти могут, как согласовать стройку, так и выдать отказ и, по сути, смысл не изменился. Если речь о некапитальных пристройках и уведомление муниципалам подавать не нужно, но по окончанию строительства их необходимо оформлять через БТИ.

  • Предоставить правоустанавливающие документы на участок и дом.
  • Написать заявление о внесении изменений в техническую документацию.

В идеале на место выедет комиссия, чтобы удостовериться в параметрах пристройки, по результатам осмотра выдадут акт об окончании переустройства. Оформлять некапитальный пристрой можно как сразу после постройки, так и спустя время, штрафы и санкции за просрочку не предусмотрены. Оставить вообще без оформления теоретически можно, но нецелесообразно – неизвестно как изменится законодательство, лучше иметь на руках весь пакет документов.

Легализация капитальной пристройки до начала строительства

Можно долго перебирать точные формулировки, но любая капитальная пристройка, даже если это будет нежилое помещение, но с общей с домом стеной – реконструкция и должна быть согласована до начала строительства, а не после.

…Рекомендую сначала рассмотреть юридическую сторону вопроса. Для осуществления «реконструкции» (пристройки), надо сделать проект и получить от местных властей «разрешение на реконструкцию». Если этого не сделать, то получится «самострой», с этим явлением гос-во борется, причем с каждым годом все сильнее.

И хотя разрешение для ИЖС сначала упразднили, а после заменили уведомлением/согласованием, от перемены мест слагаемых сумма не меняется – уведомление о планируемой реконструкции обязательный, а не рекомендованный этап.

Читайте также:
Как узнать статус дома: общежитие или нет

ГрК РФ Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или жилого дома (действует с 04.08.2018, ФЗ № 340)

«1. В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве)…».

Как показывает практика, сегодня возможна и удаленная подача уведомления через личный кабинет портала Государственных услуг. Форма заполняется в электронном виде и подается в соответствующем разделе.

Форма уведомления типовая и утверждена органами исполнительной власти, при заполнении потребуется внести следующие сведения.

  • ФИО, место жительства заявителя, а также реквизиты паспорта (либо иного документа, удостоверяющего личность).
  • Кадастровый номер участка (если он есть), его адрес или описание местоположения.
  • На каком основании возникло право на участок.
  • Если долевая собственность, перечисляются данные и о других владельцах.
  • О виде разрешенного использования участка (ВРИ).
  • О виде разрешенного использования объекта капитального строительства (ОКС), жилой или садовый дом.
  • Цель подачи уведомления (бланк один, только указывается не строительство, а реконструкция).
  • О параметрах планируемой пристройки, в том числе, об отступах от границ участка.
  • Графическое изображение расположения планируемой пристройки на участке (с указанием габаритов и расстояний до границ).
  • О том, что в дальнейшем пристройка не будет вынесена в отдельный объект капитального строительства (то есть, дом не поделят на самостоятельные части).
  • Почтовый адрес и электронная почта (при наличии) для обратной связи.
  • Способ, которым заявитель хочет получить ответ.

К уведомлению прилагаются документы на землю, если она еще не регистрировалась в ЕГРН. Если дом находится в границах объекта исторического поселения, потребуется приложить текстовое описание фасадов и графическое изображение. В течение семи рабочих дней (двадцати для исторических поселений) с момента поступления уведомления, местные власти должны провести проверку и либо согласовать реконструкцию, либо отказать в согласовании. При получении согласия можно приступать к строительству, по окончанию которого комиссия от местных властей должна будет принять объект и выдать заключение о соответствии. В реальности же обычно достаточно уведомить местные власти о завершении реконструкции, предоставить техплан и госпошлину за регистрацию. А заявление на регистрацию в Росреестр в течение тех же семи дней подадут сами муниципалы.

Во втором случае придется получать согласие через суд. Если же обойтись без уведомления и построиться на свой страх и риск, можно получить самострой со всеми вытекающими, а это минимум, приведение в соответствие, а максимум – снос.

Любой «передел, приводящий к увеличению площади» – это реконструкция. «Узаконивать» в итоге вам придется не пристройку, а заново весь дом в измененных координатах. Но без прохождения квеста «уведоми-согласуй» вы рискуете обрести самострой.

Если пристройка никак не задевает права соседей или соседи из тех, с кем можно договориться, то вполне реально жить с таким самостроем десятилетиями. Но вот продать, подарить или завещать нелегально реконструированный дом не получится. Да, в планах власть имущих продление дачной амнистии, но речь в ней будет идти об уже построенных или реконструированных домах. А не о пристройках, возводимых в режиме реального времени в обход действующего законодательства.

Как узаконить уже существующую капитальную пристройку

На данный момент легализовать самострой можно только через суд, при условии, что строительство велось в соответствии с ВРИ, строительными нормативами и в допустимых границах. Для этого владельцу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, ответчиком будет выступать муниципалитет. Если решение в пользу истца, останется только оплатить госпошлину и зарегистрировать изменения. Но и отказы не редкость, особенно, если нарушения все же имеют место быть. А отказ влечет за собой не только снос самостроя, но и выплату штрафа.

Вывод

Исконно наша традиция, надеяться на «авось»:

  • продавать не придется;
  • соседи хорошие;
  • все так живут, и ничего и подобное;

в ситуации с пристройками может стать причиной серьезных проблем. Стоит потратить время и силы на оформление пристройки, будь она капитальная или некапитальная, чтобы сэкономить куда больше этих ресурсов в будущем.

В тему: из б/у морского контейнера получился домик-банька – удобства, опять же, в каркасной пристройке. Преобразить обычную бытовку можно не только внутренними усовершенствованиями, но и за счет пристроенной террасы. В видео – о рубленой бане, ставшей банным комплексом.

Верховный суд разъяснил, почему нельзя узаконить самовольные пристройки

В нашем случае хозяйка двухкомнатной квартиры в областном центре увеличила ее на 15 квадратных метров. Женщина провела перепланировку внутри квартиры и возвела еще несколько пристроек, но уже с улицы. Потом попросила местную власть согласовать такое расширение жизненного пространства.

Читайте также:
Параметры горячего водоснабжения жилых домов

Но с чиновниками местной администрации по этому вопросу она не нашла взаимопонимания и вынуждена была обратиться в суд, чтобы узаконить такое жилье – “улучшенное и дополненное”.

Районный суд выслушал стороны спора и пошел навстречу нашей героине. Он разрешил истице легализовать обновленную и солидно увеличенную квартиру. По мнению суда, расширенная за счет нескольких пристроек квартира отвечала инженерным и противопожарным требованиям, а соседи жительницы и председатель ТСЖ письменно не возражали против изменений. Тогда администрация города обжаловала такое решение. Безуспешно. В итоге администрация дошла до Верховного суда РФ, и он ее доводы услышал, посчитав правильными и вполне законными. Ну а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ объяснила, что именно упустили из виду коллеги в нижестоящих инстанциях.

Вот главная мысль, которую высказали самые опытные судьи страны. Она звучит следующим образом. Самовольно построенный балкон или лоджию нельзя легализовывать по правилам, которые действуют при реконструкции и перепланировке жилья, подчеркнул Верховный суд.

А в качестве важного аргумента он напомнил, что еще в 2014 году Президиум Верховного суда в обзоре практики по делам о самострое объяснил коллегам из нижестоящих судов, как важно отличать самовольные постройки от менее радикальных преобразований.

Но это разъяснение, как оказалось, запомнили не все. До сих пор некоторые суды в стране продолжают допускать подобные ошибки, которые спустя месяцы, а то и годы приходится исправлять Верховному суду.

Так случилось и в деле жительницы Краснодара, которая решила узаконить изменения в своей квартире.

Хозяйка квартиры демонтировала часть перегородок и построила вместо них другие, перенесла радиаторы отопления и в дополнение сделала несколько пристроек – “подсобных помещений” к своей квартире.

Результат подобных преобразований оказался таков – собственнице удалось увеличить общую площадь жилья с 48,9 кв. м до 63,8 кв. м.

Краснодарская администрация не оценила это “строительное” достижение и отказалась признавать квартиру в измененном виде. Тогда хозяйка попросила суд своим решением заставить чиновников согласовать ей новое жилье. И это ей удалось.

Первым иск рассматривал Советский райсуд Краснодара. Он учел заключения местной фирмы и отдела надзорной деятельности Краснодара – их эксперты подтвердили, что реконструированное жилье безопасно для проживания и отвечает существующим инженерным и противопожарным требованиям.

Соседи собственницы, если судить по материалам дела, также не возражали против изменений. Во всяком случае, истица подтвердила это письмом председателя ТСЖ и протоколом общего собрания жильцов. Экспертизы и протокол собрания собственников квартир в доме убедили суд в законности перепланировки и пристроек.

Городская администрация осталась недовольна таким вердиктом и обжаловала решение районного суда в апелляцию. Но там ее снова не услышали. Краснодарский краевой суд подтвердил, что истица выполнила оба условия Жилищного кодекса РФ для того, чтобы сохранить квартиру в новом, перепланированном виде.

По мнению областного суда, хозяйка “улучшенной” квартиры не нарушила прав своих соседей и не создала угрозу их жизни и здоровью. А это, как обязательное условие, прописано в статье 29 Жилищного кодекса РФ.

Верховный суд РФ с подобными выводами своих краснодарских коллег не согласился. Он пересмотрел эти выводы местных судов, поправил краснодарских судей. Верховный суд заявил следующее.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, местные суды перепутали два разных понятия – перепланировку и самовольную постройку. В нашем случае, собственница краснодарской квартиры не только улучшила свое жилье, но и изменила параметры всего дома, когда возвела к нему свои пристройки.

Суд подчеркнул – изменились ограждающие конструкции краснодарской многоэтажки.

Верховный суд РФ подчеркнул: пристройки возведены собственницей квартиры именно самовольно, потому что истица не получила разрешения на их строительство.

В этой ситуации местные суды неправомерно узаконили пристройки, причем сделали это по правилам легализации перепланировки. Признать самострой куда сложнее. Например, у его “автора” должно быть право возвести этот объект, он должен отвечать правилам землепользования и застройки и так далее.

Все эти разъяснения придется учесть Краснодарскому областному суду при новом рассмотрении дела, так как Верховный суд прежнее решение отменил.

В аналогичных ситуациях эксперты обязательно подчеркивают разницу между совсем не тождественными понятиями – перепланировкой, переустройством и реконструкцией. И это важный момент, который необходимо помнить.

Так перепланировка изменяет план квартиры без переноса коммуникаций, а переустройство – с переносом коммуникаций. Реконструкция же означает новые площади за пределами старого периметра дома.

По мнению экспертов, гражданам, которые планируют перепланировку, переустройство или реконструкцию собственного жилья, стоит предварительно согласовать перемены с административными органами. Сейчас этот важный этап часто пропускают, чтобы сэкономить время и деньги, но некачественные работы могут стать причиной аварий.

Что будет в случае нарушения? Если перепланировку квартиры ее собственник все-таки провел без разрешения, это грозит ему административным штрафом. Причем, оплата штрафа не избавит собственника от необходимости узаконить все сделанные изменения или вернуть квартиру в ее первоначальный вид. Если этого не сделать, такие штрафы будут выносить регулярно.

Читайте также:
Как узаконить реконструкцию частного дома

Но это еще не самое плохое. Администрация, выписав несколько штрафов, вправе обратиться в суд с иском о лишении гражданина права собственности, а его жилье местные власти законно могут выставить на торги.

Что изменилось в законе о самовольных постройках с 4 августа

Вступил в силу федеральный закон с поправками в гражданский кодекс по поводу самовольных построек. Изменились определение самовольной постройки и условия для сноса. Это касается тех, кто построил недвижимость на бесхозном участке или без разрешения на строительство.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев чуть лучше защищены, снести самовольный дом стало сложнее. Но это не значит, что можно строиться на чужой земле, нарушать нормативы и возводить здания, которые мешают соседям.

Вот как теперь обстоит дело с самовольными постройками.

Ой, а можно желтую плашку, на которой вы всегда всё четко по полочкам раскладываете?

  1. Раньше можно было построить здание вроде бы по закону, а потом землю под ним могли переквалифицировать в какой-нибудь заповедник, и все — дом нужно было сносить. Теперь нет: если строил, когда было можно, то сносить больше нельзя.
  2. Раньше любили всё сносить. Теперь прежде чем сносить, будут искать способы привести в порядок.
  3. Стало легче легализовать самострой.
  4. На частной территории сносить что-то можно только по суду или если постройка кому-то угрожает. Просто снести, потому что «не положено» уже нельзя.
  5. В общем: раньше «сноси, и все». Теперь «давай сначала попробуем исправить, а снести успеем».

Что такое самовольная постройка?

Раньше. Самовольной считалась любая постройка, которую возвели без документов о праве собственности или без разрешения на строительство. Неважно, на своем участке или где-то на пустыре: если дом без разрешения, плана и межевания — это самовольная постройка. И для нее в гражданском кодексе есть особые условия.

Или купили участок с разрешенным использованием под жилищное строительство, а построили там дом, а потом власти взяли и поменяли назначение — теперь это водоохранная зона. И дом уже вне закона.

Так могло быть с разными ограничениями. Вот рядом с садовым товариществом не было дороги, электростанции или газопровода, и дачи стояли себе годами. А потом раз — и дачам тут стоять уже не положено.

Так же и с коммерческой недвижимостью: киосками, павильонами, ангарами, гаражами.

С 4 августа. Теперь самовольными считаются только такие постройки, которые возвели без разрешений и без учета ограничений, если в начале строительства такие ограничения уже были, а когда постройку обнаружили — они все еще действовали. Если не было газопровода или охранной зоны, а потом появились ограничения, то дома, дачи и киоски нельзя признать самовольными постройками и просто так снести их за счет хозяев.

Если собственник не мог знать о каких-то ограничениях по поводу строительства на своем участке и что-то построил, то, даже если такие ограничения потом обнаружатся, самовольной постройка не считается. К ней нельзя будет применить такие же нормы, как к самовольным строениям — например, снос за счет собственника.

Раньше такой нормы в гражданском кодексе вообще не было, и люди теряли имущество. Было и по-другому: собственники участков обращались в суд, чтобы признать столб линии электропередачи самовольной постройкой и убрать его со своего участка. В общем, проблем хватало, а точных норм закона — нет.

Право собственности на самовольную постройку

Самовольной постройкой нельзя распоряжаться на свое усмотрение. Например, продавать, дарить или сдавать в аренду — на нее вообще нет права собственности. Построить на своем участке дом — еще не значит стать его собственником. Нельзя прийти в Росреестр и автоматически оформить права собственности на дом или дачу только потому, что они на вашем участке. Тут ничего не изменилось.

Когда самовольную постройку могут снести

Раньше. Самовольную постройку сносили, причем почти всегда за счет того, кто ее построил. Так и было написано: подлежит сносу. Построили без документов или разрешений — сносите свой дом или узаконьте его.

С 4 августа. Теперь о сносе самовольных построек написали подробнее. По умолчанию, такую постройку нельзя использовать. Это значит, что построенный без разрешения киоск нельзя использовать для торговли.

А вот о сносе теперь не так категорично. Самовольную постройку могут снести, а могут привести в соответствие с требованиями застройки. Но все это за счет того, кто построил или пользуется участком. Сносить или приводить в соответствие — почти всегда решает суд. Иногда — местные власти.

Теперь есть законное основание не сносить самовольную постройку, а привести ее в соответствие с требованиями закона и назначением участка. Например, уменьшить этажность дома или сделать реконструкцию дачи так, чтобы ее часть не заходила на другой участок или не была так близко к газопроводу.

Читайте также:
Завод по изготовлению каркасных домов

Как оформить право собственности на самовольную постройку

И раньше, и сейчас это нужно делать через суд. Собственником самовольной постройки становится владелец участка, где она находится.

Нельзя построить дом на чужой земле и признать в суде свое право собственности на него.

Если земля принадлежит родителям, и дети построили там дом, то собственниками дома могут стать только родители. Или нужно разделять участок, получать новый адрес — и только тогда оформить дом на настоящих владельцев. На все это нужно много времени и денег, поэтому лучше учесть такие нюансы до начала строительства.

Узаконить можно не любую самовольную постройку, а только ту, что отвечает всем этим требованиям.

На участке можно строить такой объект. Например, для строительства жилого дома должно быть свое назначение, для дачи — свое, для гаража или киоска тоже. Просто так изменить назначение участка нельзя. Хотя иногда хитрые застройщики выкупают землю в частном секторе и начинают строить там многоквартирный дом в семь этажей. Это незаконно. Многоквартирный дом нельзя построить на участке под ИЖС .

Постройка соответствует параметрам застройки. Например, на участке под ИЖС можно построить максимум три этажа. А иногда строят пять и даже продают в таких домах квартиры.

Если купить квартиру в таком доме на этапе строительства, можно никогда ее не получить. Соседи обратятся в суд, и разрешение на строительство многоквартирного дома аннулируют. В лучшем случае заселятся только те, кто купил квартиру до третьего этажа. Причем станут они не собственниками квартиры, а собственниками доли в доме. Потом будет много проблем с продажей.

Если вам предлагают такую квартиру и говорят, что скоро узаконят дом, вам врут. Ничего не узаконят, а если и получится так сделать, соседи оспорят, и стройку запретят. Закон о дольщиках тут не сработает.

Постройка не нарушает ничьи права и никому не мешает. Нельзя строить дом и занять часть участка соседа, а потом идти в суд, чтобы узаконить летнюю кухню, веранду или баню — якобы кто строил, тот и хозяин.

Так не получится: придется сносить, реконструировать или договариваться с соседями.

Нарушением прав может быть даже слишком высокий коттедж или затемнение соседских окон навесом возле гаража.

Если построил не владелец участка — можно обойтись без сноса

Теперь есть возможность узаконить самовольную постройку, даже если нет документов о праве собственности на участок.

Например, если что-то построили на муниципальной или государственной земле, теперь такую постройку можно узаконить и стать ее собственником, — но только если постройка отвечает всем требованиям, а в договоре на использование участка нет ограничений.

Если строил один, а собственником стал другой

Тот, кто стал собственником самовольной постройки, должен возместить расходы на ее возведение. Такое условие было и раньше. Например, если кто-то построил на чужом участке дом, а потом владелец участка его узаконил и получил в собственность, можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он — пусть возмещает расходы.

По этому поводу появилось дополнение: расходы нужно возмещать за вычетом той суммы, которую потратили на то, чтобы узаконить эту постройку.

Когда постройку могут снести по решению местных властей

Вообще, сносить самовольные постройки можно по решению суда. Но есть исключения, когда решает администрация. Этот пункт изменился и стал подробнее.

Например, решения администрации достаточно, если:

  1. До начала строительства нужно было обязательно оформить участок в собственность, но этого не сделали.
  2. Постройка находится на участке, где нельзя строить такую недвижимость.

Есть случаи, когда администрация решает, сносить постройку или все-таки привести ее в соответствие с требованиями и узаконить. Если у вас такая ситуация и возник спор с властями, лучше искать юриста и ничего не предпринимать. В законе есть сложные формулировки, в которых без эксперта разобраться нельзя, а чиновники могут этим пользоваться и гнуть свою линию.

Сроки: если постройку решили сносить или переделывать

Бывает, что без сноса не обойтись, и администрация принимает решение — сносить. Сносить должен тот, кто строил, или все сделают за него, а потом выставят счет. Срок для сноса установят с учетом вида постройки, но это будет максимум год.

Чтобы привести постройку в соответствие с требованиями, дадут от шести месяцев до трех лет.

Если участок в собственности, власти могут заставить снести постройку?

Нет, и это очень важная поправка. Никакая администрация не может прийти к вам на участок и заставить вас снести дом, гараж, баню или дачу. Без суда можно принять решение о сносе построек только на муниципальных и государственных участках, а на ваших личных — нет.

Исключение только одно: постройка угрожает жизни и здоровью людей. Если ваш коттедж никому не вредит, снести его можно только по решению суда. А суд еще посмотрит, нужно его сносить, или можно договориться с соседями, или перестроить.

Читайте также:
Надстройка мансардного этажа в частном доме

Если суд откажет в сносе, власти не имеют права настаивать или еще хуже — все равно снести постройку и выставить расходы. Такая же ситуация с объектами, на которые уже зарегистрировали право собственности. Никаких решений администрации о сносе быть не может. Теперь в гражданском кодексе об этом прямо написано.

И вот еще особые условия, когда администрация не имеет права сносить чужую недвижимость без решения суда:

  1. Нет документов на земельный участок, если постройка на нем появилась еще до того, как вступил в силу земельный кодекс.
  2. Нет разрешения на строительство здания, которое построили до 14 мая 1998 года.

Когда вообще не может быть принято решение о сносе

Иногда на постройку зарегистрировано право собственности, но ее все равно признают самовольной. Например, если выясняется, что не соблюдены какие-то требования по удалению от охранных зон, леса, газопровода, дорог или электросетей.

Теперь нельзя снести такую постройку, если совпадают условия:

  1. Участок предназначен для ИЖС или это садовый земельный участок. То есть там разрешено строить частные жилые дома.
  2. У собственника участка есть на него документы.
  3. Право собственности на жилое строение зарегистрировано до 1 сентября 2018 года.
  4. Параметры строения ничего не нарушают.

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Когда могут изъять участок

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

С 4 августа. Теперь к этим условиям добавили угрозу окружающей среде и возведение самовольных построек. Но одного факта незаконного строительства для изъятия мало. Участок заберут, если постройку сказали снести или переделать, а владелец участка игнорирует требования.

Это все изменения по поводу самовольных построек и домов?

Нет, это только то, что внесли в гражданский кодекс отдельным законом. Но есть еще градостроительный кодекс, и в него тоже внесли изменения в тот же день — сразу тремя федеральными законами. Там подробнее о процедуре сноса, полномочиях властей и планировках территорий.

Мне досталось по наследству пл дома с маленьким участком 3 сотки у меня и 3 сотки у брата. Дом перепланировли по суду и после экспертизы. Брат самовольно построил огромный гараж в зоне сада, хотя у него есть возможность его иметь рядом с дорогой , та он есть по плану.У меня такой возможности нет и сад – эта зона моего отдыха. Метр от забора для гаража – и каждый день выхлопные газы во дворе.Потому что построен гараж не для стоянки одной машины , а для бизнеса. Так они меня выживают и делают все , чтобы досадить мне. Построен с нарушением норм строительства-выше 3 метров и сзади иХ гаража мая зона в 30 см.Самострой без разрешения на строительства. ЧТО ДЕЛАТЬ МНЕ?

У меня отняли человеческие условия жизни два соседа постройками надомной они издеваться смеються ячейки живу как крот а подземелье изакон оправдывает насильников а мои условия ухудшили на с о процента где такой закон чтобы отнять у инвалида в лроц грн достойные условия жизни и отдать великовозрастным мужикам меня притесняли унижают оскорбляют и от творят что это нормально говорить я не знаю кому говорить я не знаю кому пожаловаться Помогите мне пожалуйста я просто в отчаянии что меня соседи пояснили постройками меня унижают оскорбляют и закон говорит что это нормальная постройки к единственной жилой комнате 13 м квадратных приделали коридор и теперь ходят владеют один сделал стенку над этой над моей комнаты 2 коридор и теперь я в ужасе и теперь ни единого закона нет о том чтобы у человека не отнимать хорошие условия у меня отняли хорошие условия меня сделали в таких рамках У меня стена разрушается и соседи все помогают разрушать её дальше и закон на их стороне что это так Какое что это за бесправие это какой-то это я я не понимаю в каком я в обществе живу или это в джунглях я живу закон на стороне насильника слушайте люди как это можно у одинокой женщины отнять у инвалидов второй группы отнять небо солнышко заставить постройками я тут как туалет у меня не жилье как туалет единственной жилой комнате приделать приделать себе коридор бахать Бархат стенкой Баха дверьми и теперь Моя стена принадлежит соседу Что он хочет то и делает люди как это быть и что делать Помогите пожалуйста

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Пожалуйста, скажите, где конкретно это написано. Очень надо. Пожалуйста.

Здравствуйте. Наше ДНТ”Обский” существует уже около 30 лет. Участки не приватезированы. Находятся в полосе отвода жд. Мы не кому не мешали, и тут вдруг у властей 7 лет назад, что-то ударило в их голову, всей гопкоманией решили нас снести, точнее, чтобы мы всё снесли за свой счёт. Что нам делать? Суды на стороне РЖД.

Читайте также:
Подсчет голосов общего собрания собственников многоквартирного дома

Купил помешение под комерцию. Все документы на замлю и строение законные. Плачу налоги и на землю и на строение. Законно провел в это помещение газ,свет,воду и вывел канализацию. За все врвремя плачу. Теперь идут разговоры,что будут делать капитальный ремонт улицы и что все строения,кроме многожтажных домов,будут сноситься. Законно ли это? Могу ли я отстоять законные права на право моей собственности и не дать снести его?

Если дом построили а по документам это баня, что будет ?

Галина. На смежной границе сосед, без моего согласия, возвёл самовольное строение площадью 314 кв. м., высотой около 6 метров и содержит 30 голов свиней не считая молодняка. Суд решил от сарая до границы отступить 1 метр т. к. нарушает районный суд мои права я письменно с приложенным материалом отправила прокурору областного суда прокурор не ответил. Областной суд отказал защищать мои права. Шесть раз я обращалась к Председателю Верховного Суда Республики Беларусь с приложенными материалами на 94 листах ответа от Председателя Верховного Суда РБ я не получила. С этими материалами, на 94 листах, я обратилась Генеральному прокурору Республики Беларусь Конюку ответа не было перешёл на другую работу. Сейчас я обратилась с заявлением и приложенными материалами на 94 листах к Генеральному прокурору Республики Беларусь Шведу Андрею Ивановичу сейчас Генеральная прокуратура дала ответ, годичный срок истёк. За время судов, Минской судебно-строительной экспертизы я потратила 1600 бел.руб. Я считаю что годичный срок не истёк так как ответ Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О. не дал, а также Генеральный прокурор РБ Конюк ответа не дал. Я гражданка Республики Беларусь с 50 лет, защитить мои права, я обращалась к Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко но Администрация Президента даёт отписки. Зарегистрирована с недееспособным сыном инвалидом 2-й группы в городе на расстоянии 25 км. от города жилой дом, родители оформили дарение дом с участком 25 соток, как можно летом находиться со свиньями. Мне все говорят закон есть но его не соблюдают. Куда обратиться,прошла все инстанции Конституционный Суд РБ, Парламент, Совет Министров, депутата Палаты представителей Национального собрания РБ.

в моем случае : есть решение суда о признание право собственности за выкуп-но в решение отсуствует пункт “Заключить договор купли-продажи с администрацией” с2008 года не могу добиться заключения договора.На земельный участок есть все документы:кадастровый-геодезия-межевой план и остальные Как мне быть

С чего начать оформление пристройки: необходимые документы и порядок действий

Владельцы частных домовладений часто со временем достраивают к основному зданию различные пристройки. Причины могут разные – от сокрытия архитектурных изъянов до увеличения жилой площади. Однако даже имея право собственности на дом, закон ограничивает владельцев на его самовольную реконструкцию. Эта статья расскажет читателям, как оформить пристройку к частному дому, какие документы необходимо собрать, сколько это стоит. Также затронем сложности, с которыми могут столкнутся домовладельцы при получении разрешения на строительство.

Разрешение на строительство

Чтобы пристроить к частному дому хозяйственное или жилое помещение, нужно, согласно градостроительному кодексу, оформить разрешение на строительство в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (далее ГАСК).

Из официального определения в градостроительном кодексе РФ следует, что пристройка – это второстепенная по отношению к основному строению дополнительная часть здания, не включённая в начальный проект, и имеющая одну или несколько общих стен с основным строением. Все постройки делят на капитальные и облегчённые объекты. Для веранды, крыльца, террасы и прочих не капитальных пристроек, разрешение на строительство не требуется.

Здания и сооружения капитальной застройки подразумевают прочную связь с землёй и, в отличие от некапитальных строений расположены на крепком фундаменте. На строительство капитальных построек нужно оформить разрешение и утвердить проект.

Разрешение на строительство

Если капитальную пристройку возвести без разрешения, то возникнут сложности с узакониванием, а следовательно, и получением права собственности на сооружение. В лучшем случае самовольного застройщика оштрафуют или обяжут снести пристройку.

Как и где получить разрешение на строительство, можно узнать из интернета, указав в поисковике название субъекта РФ, или в органах местного управления.

Документы для разрешения строительства

Для получения разрешения на строительство пристройки к дому потребуется предъявить следующие документы:

  • паспорт и идентификационный налоговый номер заявителя;
  • документация, подтверждающая право собственности заявителя на дом и земельный участок;
  • письменное согласие других собственников дома (если таковые имеются);
  • кадастровый паспорт;
  • разрешение пожарной службы, коммунальщиков и архитектурного бюро;
  • технический план дома;
  • готовый проект реконструкции основного здания;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • согласие соседей на строительство (при необходимости).

Последний пункт также важен для получения разрешения на строительство. Если соседи будут не согласны с возведением пристройки, затрагивающей их интересы, например, затеняющей соседний участок, вам не выдадут разрешение.

Читайте также:
Парковка автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома

В выдаче разрешения могут отказать, если рядом с домовладением проложены подземные коммуникации (на расстоянии ближе 2,5 метра), возведение пристройки затрагивает несущие конструкции дома и нарушает целостность объекта, а также в случае использования некачественных строительных материалов. Для исключения неточностей в технической документации, которые могут стать причиной отказа в разрешении на строительство, лучше чтобы эти документы составляли специалисты.

Через месяц после обращения в ГАСК с заявлением о разрешении строительства, заявитель получает окончательный ответ. Если владелец дома не согласен с вынесенным вердиктом, он вправе обжаловать решение архитектурно-строительной инспекции в суде. После согласования всех нюансов и получения разрешения можно приступать к строительству пристройки.

Как узаконить самовольную пристройку к дому

Часто владельцы частных домов самовольно строят капитальные пристройки без соответствующего разрешения. Домовладения с незарегистрированными надлежащим образом расширениями, не получится продать, сдать в аренду, а также оформить на них наследство, пока они не будут узаконены.

Пристрой, возведённый в неположенном месте не удастся оформить, и в соответствии с законом он подлежит сносу в добровольном или принудительном порядке. Если при строительстве пристройки не были нарушены требования СНиП хоть она и построена без разрешительных документов, её можно легализовать в судебном порядке.

Чтобы узаконить её в суде, собственнику необходимо провести техническую экспертизу и инвентаризацию сооружения, которые обойдутся владельцу в немалую сумму, а также доказать, что строение не ущемляет права соседей и не нарушает существующих строительных нормативов.

Как правило, при положительной экспертной оценке, наличии документов на право собственности на дом и земельный участок, а также заключении, что пристройка не затрагивает интересы третьих лиц, суд разрешает оформление самостроя. С решением суда нужно обратиться в ГАСК с заявлением о необходимости внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Сколько стоит оформить

Стоимость оформления пристройки в разных регионах страны отличается, и зависит от местонахождения и метража строения, а также сложности проекта. В стоимость легализации входят такие расходы:

  • цена подготовки технического плана;
  • оплата строительной экспертизы;
  • стоимость внесения изменений в кадастр;
  • госпошлина за регистрацию.

Размер госпошлины зависит от цены пристроя, в которую включается стоимость работ и строительных материалов. Процедура недешёвая и может колебаться от нескольких тыс. руб до десятков тысяч.

Самый дешёвый вариант начать оформление с обращения в муниципальный отдел по строительству — вам предоставят информацию о необходимых действиях и выплатах.

Ещё один вариант получения разрешения на строительство, оформление через портал «Госуслуг». Где будут указаны какие необходимы документы и приведена цена.

Получение разрешения на строительство через портал госуслуг

Расходы на узаконивание самовольной пристройки значительно больше, чем легальное оформление. Поэтому рекомендуется сразу получить разрешение на строительство.

Как оформить пристройку к многоквартирному дому

Большая часть городского населения нашей страны проживает в квартирах многоэтажных домов. Владельцы квартир, находящихся на первых этажах таких домов, расширяют жилплощадь путём пристройки к наружным капитальным стенам здания веранды или дополнительного балкона. Поэтому в завершение статьи нелишним будет рассказать, как получить разрешение и оформить в этом случае.

Процесс получения разрешения на строительство и дальнейшее оформление пристроя к многоквартирному дому мало чем отличается от аналогичного оформления в частном секторе. Правда, в этом случае придётся согласовывать строительство со всеми жильцами дома и получить разрешение от собственника дома.

Пристройка к многоэтажке

Необходимые документы подаются в архитектурный отдел муниципалитета, где рассматривают заявление и выносят решение. Причиной отказа в разрешении на строительство пристройки может послужить тот факт, что многоквартирный дом является памятником архитектуры. Для вынесения положительного вердикта, владельцу квартиры лучше приватизировать участок земли, на котором планируется возведение пристройки.

Заключение

Подводя итоги вышесказанному, заметим, что оформление пристройки не очень сложный и хлопотный процесс, который лучше провести с соблюдением всех формальностей, что в последующем сэкономит бюджет и время.

Блокированные жилые дома градостроительный кодекс

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 09.04.2022 N 03-05-04-01/28129 рассмотрено обращение ФНС России от 08.04.2022 N БС-4-21/5941@, в связи с чем сообщаем.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет обитую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

На основании части 2 статьи 16 ЖК жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Читайте также:
Бюллетень голосования собственников многоквартирного дома: образец

Часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

При внесении в ЕГРН сведений о здании в реестре объектов недвижимости ЕГРН в качестве дополнительных сведений указывается в том числе назначение здания – нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом.

Исходя из положений Закона N 218-ФЗ (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14), сведения о части объекта недвижимости вносятся в ЕГРН в целях определения пределов действия устанавливаемого ограничения прав или обременения объекта недвижимости.

Учитывая пункт 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, часть жилого дома представляет собой помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной (неотъемлемой) частью здания; отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, не наделяет его признаками отдельно стоящего здания и не дает оснований для осуществления его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в силу части 7 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, которой установлен запрет на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства).

Также необходимо учитывать, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для размещения частей здания.

Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 ГрК, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки. Кроме того, судом отмечено, что в рассматриваемом случае части жилого дома должны являться самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования. При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Принимая во внимание изложенное, блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на государственный кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением “жилое” (с соответствующим наименованием, в частности, “жилой дом блокированной застройки”, “блок жилого дома блокированной застройки”), при условии, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем (эксплуатации) такого жилого дома, если такой дом не строился как многоквартирный, в котором расположены и учтены в ЕГРН квартиры.

Также сообщаем, что Минстроем России, как уполномоченным органом в сфере строительства и жилищной политики, ведется работа по законодательному определению понятий “многоквартирный дом”, “жилой дом блокированной застройки”, а также порядку приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства вида, назначения, разрешённого использования таких объектов недвижимости, в том числе земельных участков, на которых они расположены. (По имеющимся сведениям, в настоящее время законопроект дорабатывается в Правительстве Российской Федерации.)

В частности, проектом федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части определения понятий “многоквартирный дом” и “жилой дом блокированной застройки”)” (далее – законопроект) вводится понятие жилого дома блокированной застройки – жилого дома, имеющего общую (общие) без проемов стену (стены) или примыкающую (примыкающие) стену (стены) с соседним жилым домом (соседними жилыми домами), не имеющих общих помещений (в том числе расположенных над или под ними), а также общих лестниц, лифтов, коридоров, и каждый из которых расположен на земельном участке, образованном для размещения этого жилого дома, и имеет непосредственный выход на указанный земельный участок.

Кроме того, предлагается с даты вступления проектируемых положений в силу жилое помещение, соответствующее указанным выше признакам, признать жилым домом блокированной застройки без каких-либо дополнительных процедур и согласований, то есть в силу прямого указания закона.

Начальник Управления методического
обеспечения и анализа в сфере
регистрации прав и кадастрового учета
Ю.В. Куницына

Обзор документа

Росреестр разъяснил, что блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением “жилое” (например, с наименованием “жилой дом блокированной застройки”, “блок жилого дома блокированной застройки”). Условия – вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем такого дома; дом не строился как многоквартирный, в котором расположены и учтены в ЕГРН квартиры.

Читайте также:
Завод по изготовлению каркасных домов

Росреестра от 03.04.2017 N 14-04075-ГЕ/17 (вместе с Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328 “О жилых домах блокированной застройки”)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 3 апреля 2017 г. N 14-04075-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328

О ЖИЛЫХ ДОМАХ БЛОКИРОВАННОЙ ЗАСТРОЙКИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке формирования земельного участка под жилым домом блокированной застройки, а также по вопросу подготовки технического плана для такого дома и в части установленной компетенции сообщает.

Согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

В этой связи полагаем возможным отметить следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе.

В этой связи, в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия “многоквартирный дом”, “жилой дом блокированной застройки”, “жилой блок”.

2. В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, отмечаем, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

3. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 г. N 14-02689-ГЕ/17 (копия прилагается), с учетом Свода правил “СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001”, введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением “жилое”.

Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и градостроительства (за исключением территориального планирования), а также в сфере жилищной политики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: