Как происходит сдача дома в эксплуатацию

Управление МКД от застройщика до выбора способа управления

Нередко на практике управляющие компании сталкиваются с такой ситуацией, что новый многоквартирный дом только введён в эксплуатацию, а им должен кто-то управлять. Возникает вопрос, как осуществляется управление МКД от застройщика, пока собственниками не выбран способ управления этим домом?

Определение субъекта управления МКД

После ввода МКД в эксплуатацию одним из приоритетных правовых вопросов является определение субъекта управления многоквартирным домом. Иначе говоря, нужно определить, кто будет управлять многоквартирным домом, введённым в эксплуатацию. Сложностью в ситуации является то, что на момент ввода МКД в эксплуатацию и некоторое время спустя не все жилые и нежилые помещения находятся в собственности. Поэтому не представляется возможным де-юре и де-факто провести общее собрание собственников для выбора способа управления МКД.

В ситуации, когда собственность в МКД зарегистрирована далеко не на все помещения, следует обратиться к нормам жилищного законодательства. Если обрисовать ситуацию вкратце, то схема действия такова. Сначала застройщик получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Затем в течение 5 дней с этого момента он по своему усмотрению выбирает УК, с которой на 3 месяца заключает договор управления.

В это же время в течение 20 дней с момента ввода МКД в эксплуатацию орган местного самоуправления извещает о выставлении дома на открытый конкурс по выбору УК. В течение 40 дней с уведомления о мероприятии орган местного самоуправления должен провести этот конкурс и информировать всех дольщиков о его результатах в течение 10 дней со дня его завершения. Далее уже избранная по итогам открытого конкурса УК начинает управлять данным домом и заключает договоры управления с жильцами после регистрации ими права собственности на помещения в данном доме.

Таким образом, жилищное законодательство узаконило возможность не проводить общее собрание собственников для выбора способа управления МКД, а застройщику – заключить договор на управление МКД с выбранной им УК. А теперь рассмотрим эту схему подробно и по-порядку.

Управление МКД после ввода в эксплуатацию

До введения лицензирования УК застройщик мог сразу после ввода МКД в эксплуатацию заключить договор управления с управляющей компанией или управлять домом самостоятельно до заключения соответствующих договоров с избранной по итогам открытого конкурса управляющей компанией. Открытый конкурс, напоминаем, проводится органом местного самоуправления.

При этом лицензирование не внесло каких-то существенных коррективов в этой области и не лишило застройщика права выбора управляющей компании. До заключения договора управления МКД между застройщиком (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ) и УК, выбранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей компанией, с которой застройщик должен заключить договор управления не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома (ч.14 ст.161 ЖК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору УК для управления многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения конкурса собственники не выбрали способ его управления или принятое жильцами решение не реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).

Таким образом, после ввода МКД в эксплуатацию и до проведения открытого конкурса по выбору УК застройщик вправе заключить договор с любой управляющей компанией по своему усмотрению. Выбранная застройщиком УК будет осуществлять управление домом, пока МКД не будет выставлен на открытый конкурс или собственники не выберут на общем собрании другую управляющую компанию или иной способ управления.

В данном случае управляющая компания будет выступать в роли подрядчика у застройщика. Данная УК должна заключить договоры с РСО на основании акта ввода МКД в эксплуатацию (ПП РФ №124 от 14.02.2012). Застройщик после сдачи МКД в эксплуатацию должен платить УК за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ).

Если же застройщик сам осуществляет управление МКД без заключения договора управления с УК, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится дольщиками, принявшими помещения от застройщика по передаточному акту, с момента его передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.7.3 ч.2 ст.155 ЖК РФ).

Должен ли застройщик учитывать мнение дольщиков при выборе УК?

На самом деле нет, поскольку застройщик не обязан считаться с мнением дольщиков в выборе управляющей компании. Данные лица до регистрации права собственности на жильё не имеют права высказывать своё мнение по вопросам управления МКД. Решение о выборе способа управления домом принимается исключительно собственниками помещений в МКД (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Основаниями для возникновения у застройщика права на заключение договора управления МКД с УК являются устав, разрешение на ввод дома в эксплуатацию и решение органа управления застройщика, уполномоченного на принятие соответствующих решений (Приказ Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года). Поэтому решение о заключении договора управления МКД и выборе конкретной УК может приниматься застройщиком единолично и по своему усмотрению.

Читайте также:
Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме закон

Открытый конкурс

В соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию МКД ОМСУ уведомляет о проведении открытого конкурса по выбору управляющей компании на официальном сайте в сети Интернет. Не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения уведомления открытый конкурс должен быть проведён.

В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает дольщиков, принявших от застройщика помещения в МКД по передаточному акту, о результатах и условиях договора управления. После регистрации права собственности все жильцы МКД должны будут заключить договор управления с выбранной по результатам открытого конкурса УК.

Роль застройщика по договору управления МКД

При заключении договора управления с УК до проведения открытого конкурса ОМСУ застройщик по договору фигурирует как заказчик. Поэтому он должен согласовать перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и соответствующий размер платы.

Управляющая компания, в свою очередь, вправе выставлять квитанции на имя застройщика, поскольку он является единоличным собственником всех помещений до их передачи по соответствующему акту в собственность дольщиков (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.2 ст.8 ФЗ №214 от 30.12.2004). После регистрации права собственности обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникнет у жильцов МКД.

Договор управления между застройщиком и УК до проведения открытого конкурса заключается на срок не более 3 месяцев (п.3 ч.5 ст.162 ЖК РФ). При этом, согласно жилищному законодательству, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия он считается продлённым на аналогичный срок и на действующих условиях (ч.6 ст.162 ЖК РФ).

Коммунальные платежи в новостройке до ввода в эксплуатацию МКД

До ввода МКД в эксплуатацию застройщик заключает договоры с РСО для нужд строительства. Это могут быть временные договоры электроснабжения, теплоснабжения для пусконаладочных и отделочных работ в холода. После ввода МКД в эксплуатацию необходимо заново заключить договоры ресурсоснабжения по постоянным схемам.

До ввода МКД в эксплуатацию обязанность по содержанию помещений ложится на застройщика по договорам с РСО (ст.210 ГК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у дольщиков, принявших от застройщика помещения в доме по передаточному акту, с момента такой передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ).

Дольщик, получивший от застройщика помещение по акту приёма-передачи, считается потребителем коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011). Следовательно, размер платы для потребителей КУ в жилых помещениях рассчитывается по тарифам для населения. Объём предоставленных КУ определяется по показаниям приборов учёта или по нормативам потребления (при отсутствии счётчиков).

Дольщики, признанные потребителями коммунальных услуг и вносящие за них плату, вправе требовать предоставления КУ надлежащего качества или перерасчёта размера оплаты за некачественные услуги (разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг).

После заключения договора с выбранной застройщиком УК в течение 5 дней после получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, а также после заключения договора управления с УК, выбранной на открытом конкурсе обязательства застройщика по договорам ресурсоснабжения прекращаются (ст.416 ГК РФ).

Это происходит потому, что вместе с передачей МКД в управление УК передаётся энергопринимающее оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в доме. Исполнителем коммунальных услуг становится управляющая компания.

Если застройщик не докажет, что заключал договор с УК или УК была выбрана на открытом конкурсе либо на общем собрании собственников помещений, то он не сможет доказать передачу компании энергопринимающих устройств. В данном случае он будет считаться абонентом по договору с РСО и обязан платить за коммунальные ресурсы до передачи МКД в управление УК или расторжения договоров ресурсоснабжения.

Надеемся, что вам все было понятно. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Изменения Градостроительного кодекса РФ 2022-2022 гг.

Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Изменения Градостроительного кодекса РФ 2022-2022 гг.
23-24 июня2022 года (2 дня) семинар в Москве (очно и онлайн)

Читайте также:
Регистрация дачного дома по упрощенной схеме

Запросить подробную информацию и список лекторов: info@mirseminarov.ru, (499)136-44-10

Организатор: компания Мир семинаров
Начало мероприятия: 23 июня 2022 года в 10:00
Место проведения: г. Москва, ул. Гостничная, д.4, корп.9, отель Максима Заря, конференц-зал
Длительность: 2 дня
Стоимость участия очно составляет 23000 рублей для одного специалиста,
Стоимость участия в формате видео-конференции (онлайн) -21000 рублей для одного специалиста

Программа семинара
1. Современная законодательно-нормативная база строительного процесса, изменения Градостроительного Кодекса РФ в 2019-2022 гг., в т.ч. регламентирующие основания и порядок ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Основные понятия Градостроительного кодекса, область применения. Участники строительного процесса и их функции. Статус застройщика, заказчика, инвестора.

2. Нормативы градостроительного проектирования — новая глава Градостроительного кодекса. Ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию как заключительная форма обязательного подтверждения соответствия требованиям документов планирования и зонирования. Правила землепользования и застройки. Состав и содержание документации по планировке территории. Проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельного участка. Взаимодействие участников строительного процесса с государственными органами управления и органами местного самоуправления на стадии подготовки разрешительной документации и получения разрешения на строительство.

3. Предоставление технического плана построенного объекта, как новое необходимое условие получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

4. Нормативные документы, регламентирующие порядок ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Административный регламент «Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию». Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства спроектированному (ЗОС).

5. Состав исполнительной документации при сдаче объекта.

6. Порядок приемки объектов, законченных строительством, реконструкцией, техническим перевооружением в эксплуатацию. Рабочие и приемочные комиссии, их права, обязанности, состав членов и порядок работы. Действия исполнительного органа власти при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию. Основные надзорные мероприятия по объектам, законченным строительством. Состав документов, необходимых для подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Рекомендации к оформлению приемо-сдаточной документации. Допустимые недостатки для получения заключения о соответствии.

7. Проверка соответствия вновь созданного объекта утвержденной проектной документации и техническим регламентам. Документы стандартизации обязательного и добровольного применения. Постановление Правительства № 1521 от 26 декабря 2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и свода правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ».

8. Соотношение технического перевооружения и реконструкции.

9. Ввод в эксплуатацию линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения.

10. Особенности ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов.

11. Функции Заказчика и Подрядчика и их ответственность при приемке объектов в эксплуатацию.

12. Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости. Возможность регистрации прав на вновь построенный объект без разрешения на ввод в эксплуатацию.

13. Правовой статус объектов незавершенного строительства. Оформление незавершенного строительства как объекта недвижимого имущества. Особенности сделок с такими объектами.Оформление земель под объектами незавершенного строительства.

14. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

15. Административная ответственность за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию. Судебная практика по вопросам ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и инженерных сетей.

16. Основные ошибки, влияющие на сроки ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Отказы в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию органами государственного строительного надзора. Основания для отказов.

17. Проблемы получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации

Семинар подготовлен для:
Руководителей, специалистов, главных инженеров и архитекторов проектных и строительных организаций; руководителей и специалистов планово-экономических, и технических служб, а также отделов капитального строительства; специалистов по управлению недвижимостью, руководителей юридических отделов и юрисконсультов.

Актуальность темы:
Последние изменения в Градостроительный и Земельный Кодекс РФ по вопросам ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Будут рассмотрены действующие и вводимые регламенты на подтверждение соответствия проектных решений, правила подготовки и состав исполнительной документации при сдаче объекта, процедура выдачи заключения, особенности ввода в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры и опасных производственных объектов. Отдельное внимание будет уделено проблемам получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, и допустимым недостаткам для получения заключения о соответствии. Практические аспекты деятельности, рекомендации экспертов, судебно-арбитражная практика. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации. Строительный надзор. Ввод объектов в эксплуатацию. Экспертиза проектной документации. Новые требования эксплуатации зданий и сооружений. Обзор последних изменений в градостроительном кодексе.

Стоимость участия в семинаре составляет 23 000 рублей,

Читайте также:
Как узаконить постройку дома на собственном участке

В стоимость участия включены кофе-брейки, информационные материалы по теме мероприятия.
Всем участникам выдается фирменное Свидетельство компании «Мир семинаров».

Главный специалист по учету инвестиционных объектов
Генеральный директор
Главный консультант
Руководитель направления
(Риск-инженер)
Директор департамента
Главный инженер
Начальник отдела капитального строительства
Инженер-строитель
Заместитель директора по строительству
1-ый зам. ген. директора
Специалист по вводу в эксплуатацию
Гл. специалист по проектированию
Начальник ПТО
Начальник юридического отдела
Главный инженер проекта
Начальник управления имущественных отношений
Заместитель начальника отдела капитального строительства
Руководитель
Ведущий инженер
Директор по строительству
Начальник управления юридического сопровождения строительства
Юрисконсульт управления юридического сопровождения строительства
Руководитель управления проектирования
Главный архитектор управления проектирования
Архитектор управления проектирования
Главный специалист управления строительного контроля
Специалист по контролю закупок управления строительного контроля
Заместитель генерального директора по капитальному строительству
Инженер ОКС 2 категории
Главный специалист по капитальному строительству
Главный специалист по инфраструктуре
Главный специалист отдела архитектуры и подготовки разрешительной документации
Начальник отдела капитального строительства
Зам. Ген. директора
Генеральный директор
Старший инженер
инженер технического отдела
Аудитор
Директор по капитальному строительству
Заместитель главного инженера
Начальник управления по капитальному строительству и
тех. перевооружению
Инженер строительного отдела
Начальник отдела капитального строительства Департамента капитального строительства
Главный специалист по учету инвестиционных объектов
Старший специалист
Главный инженер проекта отдела капитального строительства
Начальник ОКС и Р
Генеральный директор
Начальник отдела правовой и кадровой работы
Начальник отдела подготовки строительства
Начальник отдела технического надзора
Начальник отдела земельных отношений и содержания объектов недвижимости
Руководитель проектов
Главный юрисконсульт
Начальник отдела
Зам начальника отдела
Руководитель представительства
Заместитель начальника
Начальник отдела
Ведущий инженер по надзору за строительством
Начальник отдела капитального строительства
Главный инженер проекта
Начальник отдела
директор департамента управления проектами
(по согласованию)
Начальник отдела по КХД
Начальник службы обеспечения ИРД
главный специалист
руководитель дирекции
Руководитель проекта
Заместитель руководителя проекта

Акт приема-передачи квартиры в новостройке

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

При покупке квартиры в новостройке необходимо пройти ряд обязательных процедур, одной из которых является подписание акта приема-передачи. Прежде чем подписать этот документ, будущему владельцу следует обратить внимание на некоторые важные нюансы, дабы избежать дальнейших возможных проблем с застройщиком при регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Акт приема-передачи квартиры в новостройке: основные положения

В законодательстве Российской Федерации четко регламентируются любые юридически значимые процедуры, это же относится и к приемке квартиры в новостройке. Здесь задействован ряд законодательных актов.

Любые сделки с недвижимым имуществом оформляются при наличии акта приема-передачи и договора купли-продажи.

В некоторых случаях акт может быть частью договора, исключение составляет покупка недвижимости в новостройке, когда этот документ составляется отдельно.

Ряд федеральных законов также регламентирует порядок действий при покупке новостройки. Например, прием жилплощади в доме после окончания строительства должен осуществляться в срок до 7-ми дней. Однако фактически процедура на вполне законных основаниях может растянуться до полугода ввиду всевозможных бюрократических затруднений.

Кроме того, при регистрации права собственности в Росреестре акт приема-передачи — документ, обязательный к предъявлению.
С юридической стороны эта процедура не должна вызывать особых сложностей, однако некоторые нюансы все же имеются.

Прежде чем приступить к оформлению и подписанию акта, нужно ознакомиться с рядом документов, предоставляемых застройщиком. Компании необходимо подтвердить документально, что построенный дом был принят государственной комиссией по жилищным вопросам.

Кроме того, важно удостовериться, что дом имеет официально зарегистрированный почтовый адрес. Отсутствие данных подтверждений ставит под сомнение законность совершаемой сделки. Если же документация присутствует, можно переходить к процедуре проверки приобретаемого имущества.

В нее входит осмотр жилого помещения как самим покупателем, так сторонними специалистами.

Любые выявленные в ходе осмотра дефекты должны быть задокументированы.

Оформляется лист осмотра с указанием в нем всех пунктов, не соответствующих заявлениям застройщика. Сюда могут входить:

  • дефекты внутренней и внешней отделки;
  • отсутствие либо ненадлежащая установка коммуникаций;
  • несоответствие помещения по части заявленной площади;
  • отсутствие лифтов либо их неисправность;
  • другие существенные недочеты.

Перечисленные несоответствия должны быть устранены застройщиком в оговоренные сроки, после чего прием жилья производится снова.

В крайнем случае, если по каким-то причинам подписать акт нужно как можно быстрее, лист с недочетами и сроками их устранения необходимо приложить к документу.

Если акт приема-передачи жилого помещения не будет оформлен, это может повлечь за собой ряд неприятных последствий как для покупателя, так и для застройщика. Во-первых, поскольку фактической передачи квартиры не было, дольщик имеет право обратиться с иском в суд. Кроме того, при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (пожар, затопление и т.д.), при которых пострадает приобретаемое имущество, ответственность за его ремонт и восстановление будет нести на себе застройщик, поскольку пока именно он является собственником жилья. Если же при этом пострадали третьи лица, например, соседи, возмещение ущерба будет также возложено на плечи фактического владельца, то есть строительной компании.

Читайте также:
На какой категории земли можно строить дом

Подписание акта приема-передачи квартиры в новостройке

Чтобы осуществить приемку жилого помещения в новостройке, необходимо составить и подписать 2 документа:

  • лист осмотра жилого помещения, или по-другому смотровой лист (в случае наличия существенных несоответствий);
  • непосредственно акт приема-передачи.

Прежде чем подписывать смотровой лист, необходимо убедиться, что в нем присутствует следующая информация:

  • паспортные данные и реквизиты заинтересованных сторон;
  • полный юридический адрес жилого помещения;
  • недочеты, выявленные в процессе осмотра жилья;
  • сроки их устранения;
  • ответственность, которую несет застройщик в случае невыполнения этих предписаний в заявленные сроки.

Акт приема-передачи также подлежит документальному оформлению с указанием полных реквизитов и паспортных данных сторон, описанием приобретаемого имущества (адрес, метраж, стоимость, отсылки на гарантийные письма, а также на листы осмотра, место и дата составления, подписи сторон).

Оба документа составляются в двух экземплярах и обычно не требуют заверения нотариусом, однако по желанию сторон их можно заверить нотариально.

Те недочеты, которые не были перечислены в акте приемки, дольщику необходимо будет устранять за свой счет. Доказать вину застройщика будет весьма проблематично.

Если же компания не устранила имеющиеся недостатки в установленные в листе осмотра сроки, на нее может быть возложена следующая ответственность:

  • выплата компенсации расходов собственнику жилья для устранения недочетов в полном объеме;
  • уменьшение конечной стоимости недвижимого имущества с учетом суммы, которая понадобится для приведения жилого помещения в порядок.

Акт приема-передачи вместе со смотровым листом подлежит юридически грамотному оформлению и подписанию с обязательной печатью застройщика, иначе в процедуре регистрации права собственности в Росреестре может быть отказано.

Предварительный акт приема передачи квартиры в новостройке

Зачастую еще до подписания основного акта застройщик может предложить подписать предварительный акт приема-передачи. Такая процедура инициируется еще до принятия дома государственной комиссией, когда уже имеется ряд разногласий между компанией и дольщиком.

Ключи от жилого помещения будут выданы только тогда, когда дом будет полностью сдан в эксплуатацию и принят госкомиссией, тогда же и будет подписан основной акт приема-передачи.

Решившись на подобный шаг, необходимо обратить внимание на два важных нюанса:

  • перечисленные вами в предварительном акте недочеты пересмотру и исправлению не подлежат, если имеется фраза о том, что указанные несоответствия являются исчерпывающими;
  • необходимо провести независимую проверку, действительно ли государственная комиссия еще не осуществляла приемку дома, в противном случае предварительный осмотр будет считаться основным и не подлежащим пересмотру.

Как восстановить акт приема-передачи квартиры?

Если по каким-то причинам вами был утерян акт приема-передачи квартиры, а его наличие необходимо, к примеру, для получения налогового вычета, восстановить документ все-таки можно. Во-первых, стоит обратиться непосредственно к застройщику и запросить дубликат. Во-вторых, если право собственности на недвижимое имущество уже было зарегистрировано в Росреестре, можно запросить копию бумаги там.

Однако в целом после вступления в право собственности наличие данного документа не является обязательным. Так, например, при перепродаже квартиры другим собственникам достаточно наличия договора купли-продажи, акт приемки будет не нужен.

Как происходит сдача дома в эксплуатацию

Что делать застройщику, чтобы дом не попал в реестр проблемных объектов

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон №214-ФЗ) застройщик обязан своевременно размещать информацию об объекте в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). Если этого не делать, то дом может попасть в реестр проблемных объектов. В статье — о сроках размещения, о том, как внести в ЕИСЖС разрешение на ввод в эксплуатацию и как снять проектную декларацию с контроля.

Изменения в Законе № 214-ФЗ

27 июня 2019 года вступила в силу новая редакция Закона № 214-ФЗ, за исключением отдельных положений. Мы обращаем внимание на самое важное — сроки раскрытия информации.

1 июля 2019 года на базе ЕИСЖС сформирован открытый и общедоступный единый реестр проблемных объектов. Критерии добавления новых объектов в реестр регулируются Законом № 214-ФЗ. Это обеспечивает прозрачность процесса. ЕИСЖС ежедневно актуализирует данные по объектам, размещенным застройщиками и контролирующими органами, а также информацию из Единого федерального реестра сведений о банкротстве и на их основании автоматически формирует список проблемных объектов.

В список попадают объекты долевого строительства, если:

в отношении застройщика введена процедура банкротства — Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)»;

Читайте также:
Строительство дома в водоохранной зоне реки

более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства — информация об этапах, сроках строительства и предполагаемом сроке получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию указывается застройщиком в разделе 17 проектной декларации — приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;

более чем на 6 месяцев нарушены сроки передачи объекта дольщикам — они зафиксированы в договоре долевого участия, в ЕИСЖС → в ежеквартальной отчетности о привлечении средств дольщиков и исполнении графика строительства и своих обязательств по ДДУ — приказ Министерства строительства и >жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.10.2018 № 656/пр.

Если застройщик забыл разместить разрешение на ввод дома в эксплуатацию в ЕИСЖС, то дом может попасть в реестр проблемных объектов. Это влечет за собой репутационные и финансовые риски: сокращение продаж на текущем объекте и создание неблагонадежного портрета заемщика в случае, если застройщик планирует привлечение кредитов.

Чтобы разобраться со сроками размещения информации в ЕИСЖС, рассмотрим процесс строительства. Он разделен на последовательные этапы:

Подготовка к строительству Застройщик получает разрешение на строительство, размещает проектную декларацию и получает в контролирующем органе заключение о соответствии требованиям Закона № 214-ФЗ. Декларация получает статус «Положительное заключение», а объект — статус «В процессе строительства».

Строительство

Застройщик актуализирует информацию в проектной декларации: любые новые сведения, которые подлежат раскрытию, он должен разместить в системе в течение 3 рабочих дней.
После указания информации о регистрации первого ДДУ проектная декларация меняет статус на «ДДУ зарегистрирован». Статус объекта не меняется.

Завершение строительства

Застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и должен разместить его в ЕИСЖС в течение 3 рабочих дней. После этого объект переходит в статус «Сдан».

Передача квартир дольщикам

Застройщик выполняет обязательства перед дольщиками: передает квартиры по актам приема-передачи в соответствии с ДДУ.

Снятие проектной декларации с контроля

Застройщик обращается в контролирующий орган, чтобы снять с контроля проектную декларацию.
Контролирующий орган проверяет выполнение обязательств: если они исполнены — снимает декларацию с контроля, и она меняет статус на «Снято с контроля».

Раскрытие информации.

В установленные сроки необходимо актуализировать: разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию, проектную декларацию, заключение о соответствии, проект ДДУ, условия привлечения средств дольщиков, фотографии строящихся объектов и др. документы в соответствии с частью 2 статьи 3.1 Закона 214-ФЗ.

Разрешение на ввод в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документ, без которого невозможно передать квартиры дольщикам. Документ подтверждает завершение строительства и выполнение всех работ в соответствии с проектной документацией, позволяет поставить дом на государственный учет и оформить право собственности.

Размещение документа в ЕИСЖС

Чтобы разместить документ в ЕИСЖС, нужно войти в личный кабинет застройщика и следовать инструкции. Для этого нужно скачать руководство пользователя в пункте меню «Помощь» → «Открыть справку».

Какую ответственность несет застройщик, если документа нет

Отсутствие размещенного в ЕИСЖС разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и невыполнение обязательств перед дольщиками может привести к искам, неустойкам, а также штрафам от контролирующих органов — ст. 9.5 КоАП. При серьезном нарушении возможна даже приостановка деятельности. За нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС, а также за их недостоверность установлены следующие штрафы:

  • 15 000 — 30 000 ₽ — для должностных лиц;
  • 50 000 — 200 000 ₽ — для юридических лиц.

Если нарушение повторяется, штраф увеличивается: 40 000 — 80 000 ₽ для должностных лиц, 200 000 — 400 000 ₽ для юрлиц. Вместо уплаты штрафа должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 до 3 лет.

Что делать, если дом попал в реестр проблемных объектов по причине просрочки по вводу в эксплуатацию

В этом случае застройщику необходимо обновить проектную декларацию: указать в ней актуальный срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию и (в случае сдачи дома) разместить документ в ЕИСЖС. Если указанные действия не помогли — обратиться в контролирующий орган для выяснения причин.

Снятие проектной декларации с контроля

После завершения строительства объекта и исполнения всех обязательств по ДДУ необходимо снять с контроля проектную декларацию. Для этого застройщику необходимо связаться с контролирующим органом.

Сотрудник контролирующего органа сможет перевести в архив только декларацию со статусом «ДДУ зарегистрирован». Этот статус проставляется автоматически, если застройщик указывает дату первой регистрации ДДУ:

Этот статус проставляется автоматически, если застройщик
указывает дату первой регистрации ДДУ

Обязательное условие для перевода в статус «Снято с контроля» — это размещение разрешения на ввод для всех объектов проектной декларации и выполнение всех обязательств перед дольщиками. Выполнение обязательств проверяет контролирующий орган.

Читайте также:
Порядок создания ТСЖ в многоквартирном доме

Когда проектная декларация снята с контроля,
застройщик уже не может внести в нее изменения

Что делать дольщику, если сдача дома задерживается?

Один из источников – официальный сайт ФНС России: здесь в разделе юридических лиц можно выяснить текущее состояние дел застройщика, в частности, узнать, не находится ли компания в стадии ликвидации.

Что касается социальной ответственности компании и ее взаимоотношений с дольщиками и партнерами, то здесь будет полезным Банк Решений Арбитражных Судов (система БРАС), где можно узнать, когда, с кем и за что судился застройщик. Это открытый источник, и для получения информации вам достаточно указать полное официальное название компании, с которой у вас подписан договор (хотя лучше делать это ДО подписания договора).

Также многие региональные власти составляют свои списки проблемных застройщиков и объектов. Так, ознакомиться с проблемными застройщиками и объектами Московской области можно на сайте Министертва строительного комплекса МО.

Узнать о проблемных застройщиках российской столицы можно на сайте Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Здесь есть сведения о банкротстве девелоперов, а также реестр пострадавших дольщиков.

Материал подготовлен при помощи председателя совета директоров “Бест-Новострой” Ирины Доброхотовой, генерального директора компании “Миэль-Новостройки” Натальи Шаталиной, партнера “Химки Групп” Дмитрия Котровского.

Чаще всего дольщикам приходится мириться с переносом сроков и подписывать дополнительное соглашение с застройщиком.

В некоторых случаях задержка сроков может оказаться выгодной – известны примеры, когда застройщики компенсировали “доставленные неудобства” дополнительными квадратными метрами (например, в виде кладового помещения), ремонтом или скидкой на машиноместо. Но подобные “бонусы” возможны только тогда, когда сроки ввода переносились по причинам, не связанным с прекращением финансирования и/или банкротством. В противном случае дольщикам остается только ждать, пока их дом достроит другой девелопер.

Также случается, что после ввода дома в эксплуатацию увеличивается проектная площадь приобретенного дольщиком объекта недвижимости. Возникшую разницу площадей дольщик обязан оплатить после приема объекта долевого строительства. Однако если застройщик сдал дом позже, он может освободить дольщика от оплаты стоимости от разницы площадей. Нередки случаи предоставления дольщикам материальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора.

Если срок ввода в эксплуатацию сдвигается более чем на два месяца, дольщик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и требовать возврата средств. Согласно закону, застройщик обязан выплатить ему уплаченную сумму в течение 10 рабочих дней и проценты за пользование его средствами – в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день использования этих денег.

Однако получить неустойку вряд ли удастся, во всяком случае, на практике ее размер суды обычно снижают до 50-100 тысяч рублей, максимальную сумму компенсации в размере до миллиона рублей удается получить лишь в десяти случаях из ста. Чаще всего это объясняется тем, что причиной прекращения строительства стал недостаток финансирования. А раз у девелопера нет денег на завершение объекта, то их не хватит и на выплаты всем дольщикам.

Прежде всего, необходимо получить достоверные сведения о причинах задержки ввода дома в эксплуатацию. Целесообразно будет обратиться к застройщику за разъяснением происходящего, возможно, эти причины не существенны и не вызывают опасения дальнейшего промедления темпов строительства, то дольщику. Зачастую застройщики сами заинтересованы в мирном урегулировании спора. Если застройщик не готов к диалогу с участниками долевого строительства, успешным может стать обращение в государственные надзорные и правоохранительные органы, осуществляющие контроль над деятельностью застройщика.

При задержке сроков не стоит сразу расторгать ДДУ, тем более, если дом находится на завершающем этапе строительства, работы ведутся, а в интернете и СМИ нет никакой информации о предстоящем банкротстве компании. В этом случае, если застройщик сообщает о переносе сроков, речь, скорее всего, идет именно о переносе, а не вообще о прекращении строительства и невозможности сдачи объекта.

В целом по рынку перенос ввода объекта в эксплуатацию на два и даже три квартала считается нормальным. Такое случается нередко, причем иногда в рамках одного и того же проекта застройщик может первую очередь сдать вовремя или досрочно, а ввод второй очереди задержать на полгода по тем или иным причинам.

Если же работы на объекте прекратились внезапно (причем, не по причине погодных катаклизмов) и не ведутся в течение года, то здесь уже необходимо как можно быстрее расторгать договор и требовать возврата уплаченных средств. Еще один сигнал к действию – отсутствие техники и людей на стройке.

Одной из причин может стать проблемы с финансированием, получением разрешения на подключение к коммуникациям, споры по поводу участка земли. В плохом случае срыв сроков – недобросовестность застройщика, когда первоначально продавали квартиры по предварительным договорам, а получаемые средства направляли на достройку другого объекта.

Читайте также:
Как рассчитать площадь придомовой территории многоквартирного дома

Словом, причин может быть великое множество, в каждом конкретном случае они могут быть своими. Нередко в дополнительном соглашении о переносе сроков сдачи, которое в случаях задержки застройщики просят подписать дольщиков, есть ссылки на обстоятельства непреодолимой силы. Сейчас под такими обстоятельствами понимают не только стихийные бедствия, но также несвоевременную поставку стройматериалов, срыв сроков строительства контрагентами застройщика, принятие законодательных актов, изменяющих условия строительства, а также затягивание госорганами сроков получения разрешения на проведение тех или иных работ. То есть, по сути, к обстоятельствам непреодолимой силы теперь относятся действия третьих лиц, которые не позволили застройщику своевременно сдать объект.

Кстати, сами застройщики советуют разделять заведомый срыв сроков на всех этапах и обстоятельства, которые привели к смещению сроков на 3-5 месяцев. Это совершенно разные истории для покупателя, потому что в первом случае велик риск не получить квартиру вообще, либо получить ее после вмешательства муниципальных властей.

Если речь идет о переносе сроков сдачи объекта, где строительство вообще не ведется, а стадия и близко не соответствует финальной, то это полукриминальная история. Проще говоря, нельзя обещать перенос на полгода, если на объекте остановлены монолитные работы.

Если же динамика строительства чуть отстает от сроков сдачи “по календарю”, но, например, идет подключение к сетям, либо благоустройство территории, либо финальные работы по фасадам, а на объекте постоянно есть техника, рабочие, застройщик находится в диалоге с покупателем – то здесь дольщикам имеет смысл держать руку на пульсе, но при этом дать возможность застройщику выполнить свои обязательства, пусть даже с незначительным смещением сроков.

Регистрация дома на садовом участке

В 2022 году регистрация садового домика на дачном участке может проводиться по программе “дачной амнистии”, если объект возведен до 2001 года, либо по требованиям Постановления Правительства № 1653 и Закона № 217-ФЗ.

Только жилые строения, прошедшие кадастровый учет и регистрацию в Росреестре, можно будет продать, подарить, обменять или передать по наследству.

Разберем, нужна ли регистрация садового дома в СНТ в 2022 году в обязательном порядке, и как проходит эта процедура.

  • Варианты регистрации
  • Как зарегистрировать права по дачной амнистии
  • Регистрация садовых домов по Закону № 217-ФЗ
  • Возможные проблемы при регистрации

Варианты регистрации

Какие строения подлежат регистрации на дачном участке? Объекты, предназначенные для постоянного проживания, либо для обеспечения жизнедеятельности граждан, подпадают под действие программы “дачной амнистии”, если они возведены до 2001 года. Такой упрощенный порядок регистрации был продлен до конца 2022 года и позволяет закрепить права на следующие объекты:

  1. дачные строения, садовые домики и иные объекты, если они предназначены для длительного проживания;
  2. бани и гаражи, если они относятся к объектам капстроительства, т.е. возведены на фундаменты и не могут быть перемещены на другое место без отрыва от земли;
  3. иные виды построек, обустроенные на капитальном фундаменте (сараи, беседки и т.д.).

При наличии фундамента, строение относится к объектам капстроительства. Это позволяет их регистрировать в собственность по общим правилам Закона № 218-ФЗ и специальным требованиям Закона о дачной амнистии.

Для строений, возведенных после 2001 года, в том числе после принятия Закона № 217-ФЗ, предусмотрены дополнительные требования для регистрации:

  • если конструкция объекта не позволяет его перемещать без соразмерного ущерба для его характеристик, он относится к недвижимости, а значит должен регистрироваться;
  • закрепить права можно только на жилые строения, возведенные на участках для ведения садоводства, в том числе на территории СНТ;
  • если участок выделен для ведения огородничества, жилые строения на нем возводить нельзя, а в регистрации будет отказано.

Следовательно, можно регистрировать садовый домик на садовом участке СНТ или иного некоммерческого товарищества. Если же гражданину или некоммерческому товариществу была предоставлена территория для разведения огородов, в регистрации строения будет отказано, даже если оно будет иметь все признаки объекта капстроительства. Муниципальные власти вправе предъявить требования о сносе незаконной постройки, возмещения ущерба для почвенного слоя земли.

Какие дачные дома можно не регистрировать в 2022 году? Не требуется регистрация, если садовый домик без фундамента, т.е. не является объектом капстроительства. Такой объект рассматривается как временное строение, которое можно легко перенести на другое место, в том числе и без разбора конструкций. Например, если летний садовый домик в СНТ предназначен только для сезонного пребывания граждан, не имеет фундамента, его не нужно регистрировать. Также не нужно оформлять права на хозяйственные и подсобные строения, если они не относятся к объектам капитального строительства.

Читайте также:
Что входит в содержание жилья многоквартирного дома

Как зарегистрировать права по дачной амнистии

Если регистрация проходит по дачной амнистии, гражданину нужно подтвердить законность владения участком. Можно одновременно закрепить права на землю и жилое строение. Подтверждающим документом на земельный надел будет выписка правления СНТ или иного товарищества, распоряжение муниципальных властей, иные бланки и формы.

По нормам Закона о дачной амнистии, закрепление прав проходит по следующим этапам:

  1. после получения документов на землю, нужно обратиться к кадастровому инженеру, заказать технический план;
  2. инженером проводится обследование строения в натуре, определяются его характеристики и параметры, отражаются в текстовом и графическом блоке техплана;
  3. чтобы поставить домик на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, нужно подать заявление и техплан в Росреестр или учреждение МФЦ;
  4. подтверждающим документом после завершения всех процедур будет выписка ЕГРН, в которой указывается кадастровый номер объекта.

Размер и характеристики строения имеют существенное значение для принятия решения о регистрации и последующего налогообложения. Например, частное жилое строение не может иметь высоту более 3 этажей, иметь несколько изолированных помещений для проживания разных семей. Такие объекты рассматриваются как многоквартирные дома, а для разрешений на их строительство и эксплуатацию предусмотрены специальные правила.

Садовый или дачный домик до 50 кв. метров общей площади не подлежит налогообложению. Метраж будет подтверждаться кадастровыми сведениями ЕГРН и выпиской. Если же площадь зарегистрированного объекта больше 50 кв.м., ее можно исключить при расчете имущественного налога в декларации.

Регистрация садовых домов по Закону № 217-ФЗ

Как указывалось выше, на землях, предоставленных огородникам, никакого жилья возводить нельзя. При попытке зарегистрировать такой объект будет вынесен отказ. В отношении объектов, расположенных на территориях для садоводства, и предназначенных для постоянного проживания, регистрация проводится по следующим правилам:

  • признание садового дома жилым объектом происходит на основании решения местного властного органа (естественно, решение будет принимать муниципалитет, на территории которого расположен дом);
  • для обращения в муниципалитет нужно зарегистрировать право собственности по программе “дачной амнистии”, либо в стандартном порядке (в муниципалитет нужно представить выписку ЕГРН, либо иной правоустанавливающий бланк);
  • владелец домика должен получить техзаключение по обследованию состояния объекта через организации или ИП, состоящие в СРО;
  • в обязательном порядке подается документ, подтверждающий наличие обременений права собственности (как правило, они указываются в выписке ЕГРН).

Таким образом, садовый дом будет признан жилым объектом только после подтверждения соответствующих характеристик в техническом заключении. Этот документ оформляется по нормам Закона № 384-ФЗ. При обследовании строения эксперты должны подтвердить соответствие нормам пожарной безопасности, соблюдения строительных нормативов и регламентов, указать схему расположения коммунальной инфраструктуры, иные сведения. Заключение должно содержать вывод о пригодности строения для постоянного проживания граждан.

Для обращения в муниципалитет нужно подтвердить, что домик уже зарегистрирован в собственность гражданина. Кроме указанной выше процедуры “дачной амнистии”, это можно сделать по общим правилам. Если объект возводился до августа 2018 года, достаточно оформить техплан и подтвердить права на участок. При строительстве после 2018 года, нужно подавать в муниципалитет уведомления о начале и завершении работ.

Документы о признании садового дома жилым строением нужно подавать непосредственно в местный властный орган, либо через учреждения МФЦ. Срок рассмотрения документации не может превышать 45 дней, после чего собственник получит решение в письменной форме.

Местные власти могут вынести отказ в признании садового дома жилым объектом по следующим основаниям:

  1. если представлен неполный комплект документации;
  2. если по сведениям ЕГРН или иным документам не подтверждается зарегистрированное право собственности на строение;
  3. если целевое назначение земельного надела не позволяет возводить объекты для постоянного проживания.

Любой вариант регистрации завершается выдачей выписки ЕГРН. В этом документе отражаются сведения о собственнике садового дома, месте расположения объекта на участке, основных характеристиках и параметрах.

После регистрации прав и получения решения о признании садового дома жилым объектом, граждане могут на законном основании проживать в нем, оформлять прописку, совершать сделки по распоряжению недвижимостью. Одновременно возникнет ежегодная обязанность по уплате имущественного налога. Как указывалось выше, при общей площади дома менее 50 кв..м., платить налог не нужно.

Возможные проблемы при регистрации

Даже при использовании упрощенного режима регистрации по дачной амнистии, владелец садового дома может столкнуться с проблемами:

  • отказ правления СНТ или муниципалитета выдать документ, подтверждающий законность владения участком;
  • несоответствие строения требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости (превышение этажности, нарушение регламента по Закону № 384-ФЗ и т.д.);
  • несоблюдение категории и целевого назначения участка, не позволяющего возводить объекты капстроительства.
Читайте также:
Нормы подачи тепла в многоквартирном доме

При отказе выдать документы на землю, нужно заказать межевание через кадастрового инженера, согласовать границы надела с владельцами смежных участков. При возникновении проблем при согласовании, можно определить границы через суд.

Изменить категорию и целевое назначение земли крайне сложно. Сделать это можно в административном порядке (через муниципалитет), либо через суд. Однако если категория и целевое назначение закреплены градостроительным планом поселения, даже обращение в суд не принесет положительного результата.

Если характеристики объекта не соответствуют техрегламенту по Закону № 384-ФЗ, владельца могут обязать разобрать строение, либо устранить допущенные нарушения. Естественно, при выявлении таких нарушений регистрация и перевод садового дома в состав жилых строений будет невозможен.

Надо ли регистрировать дом на дачном участке

В России изменён порядок строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов и садовых домов. С 4 августа 2018 года введён единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах.

С 4 августа 2018 года для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населённого пункта (ЛПХ), получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также – об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов больше не требуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Законом предусмотрены переходные положения.

До 01.03.2019 в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускается осуществлять кадастровый учёт и государственную регистрацию прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства. Поэтому, чтобы садовые, жилые дома, созданные на садовых, дачных участках, не стали самовольными постройками, собственники в праве до 1 марта 2019 года оформить права собственности на такие объекты без уведомительного порядка.

Рассмотрим две ситуации: когда садовый дом на садовом земельном участке уже построен, и когда его строительство начато и ещё не окончено.

В случае если садовый дом уже построен, то собственник вправе до 1 марта 2019 года оформить права собственности на такой садовый дом на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и технического плана, подготовленного на основании декларации объекта недвижимости.

Для подготовки технического плана необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда на выполнение кадастровых работ. Сроки выполнения кадастровых работ устанавливаются данным договором подряда по соглашению сторон.

В результате кадастровых работ обеспечивается подготовка технического плана, необходимого для осуществления органом регистрации прав постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав объекта недвижимости. После изготовления и получения на руки технического плана в электронной форме (на диске) необходимо обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный садовый дом.

Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного участка). Сделать это можно несколькими способами: лично – через МФЦ, в форме электронных документов через интернет – портал госуслуг, заказным письмом с уведомлением по почте, в последнем случае заявление должно быть нотариально удостоверено. Государственная регистрация займет 12 рабочих дней, а государственная пошлина составит 350 рублей.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлена некоторая особенность. В случае если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположено созданное здание (садовый дом), то государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении земельного участка и расположенного на нём здания (садового дома).

Таким образом, если право на садовый земельный участок, на котором создан садовый дом, не зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации, то в целях регистрации прав необходимо представить:

–заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав на садовый дом;

–технический план, подготовленный в электронной форме, записанный на диске;

Читайте также:
Как выбрать земельный участок под строительство дома

–документ об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей;

–заявление о государственной регистрации прав на земельный участок

–правоустанавливающий документ на земельный участок;

–документ об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей.

Если строительство садового дома на садовом земельном участке начато и еще не завершено, то до 1 марта 2019 застройщик вправе направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве в порядке, предусмотренном статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление о планируемом строительстве по общему правилу должно содержать следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика (правообладателя земельного участка), реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) кадастровый номер земельного участка, адрес или описание местоположения земельного участка;

3) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

4) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства;

5) сведения о планируемых параметрах садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

6) сведения о том, что объект недвижимости не предназначен для раздела на самостоятельные объекты;

7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

8) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН;

После завершения строительства застройщик уведомляет об этом орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55 вышеназванного кодекса. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

1) технический план объекта садового дома;

2) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Если основания для выдачи уведомления о несоответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), то орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав на него. В случае ненаправления органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить такое заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом к заявлению застройщик не представляет никаких документов. Все документы, необходимые для проведения учетно-регистрационных действий, орган регистрации прав запрашивает самостоятельно у органа местного самоуправления.

Оформить права на такие хозяйственные постройки как бани, сараи, гаражи, созданные на садовых участках, на основании документов на землю и технических планов таких объектов, без уведомительного порядка возможно и после 1 марта 2019 года.

Новый уведомительный порядок для оформления прав на гаражи и хозяйственные постройки (бани, сараи) не распространяется.

Впрочем, не на все строения требуется оформление прав. Проще сказать какие объекты регистрировать не нужно. Это постройки, перенос которых возможен без ущерба для самого объекта, как правило, такие объекты возведены без фундамента (временные постройки). Описанные временные постройки не являются объектами недвижимого имущества, и в отношении них не требуется государственная регистрация прав.

В отношении проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (межевания земельного участка) необходимо знать следующее. Ни Законом о регистрации, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН.

Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также не установлены какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.

Таким образом, данные процедуры межевания осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.

Вместе с тем, Управление рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: