Бюллетень голосования собственников многоквартирного дома: образец

Бюллетень голосования собственников многоквартирного дома: образец

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2019 года N 44/пр

В соответствии с частями 1, 1_1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025)

а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б.Егорова.

в Министерстве юстиции

21 февраля 2019 года,

регистрационный N 53863

Приложение N 1

и жилищно-коммунального хозяйства

от 28 января 2019 года N 44/пр

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

I. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно – протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025), протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

II. Требования к оформлению реквизитов протокола общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова “Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме”.

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4210; 2018, N 1, ст.69) (далее – система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома.

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47_1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47_1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

11. Содержательная часть протокола общего собрания должна состоять из двух частей – вводной и основной.

12. Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);

Читайте также:
Как приватизировать дом в деревне без документов

в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее – присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее – приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13-15 настоящих Требований;

г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня общего собрания;

з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.

13. Список присутствующих лиц должен начинаться со слов “Присутствующие лица” и включать следующую информацию:

а) в отношении физических лиц – фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

б) для юридических лиц – полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

14. Список приглашенных лиц должен начинаться со слов “Приглашенные лица” и включать следующую информацию:

а) для физических лиц – фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица (в случае его участия в общем собрании); цель участия в общем собрании приглашенного лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании) и его подпись;

б) для юридических лиц – полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) представителя приглашенного лица; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица; цель участия приглашенного лица в общем собрании и подпись его представителя.

15. Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: “список прилагается (приложение N____ к настоящему протоколу)”.

16. Текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

17. Формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками “Разное”, “Другие вопросы” или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

18. Все структурные единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должны излагаться от третьего лица множественного числа (“слушали”, “выступили”, “постановили”, “решили”).

19. Текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:

а) часть 1 – “СЛУШАЛИ”, в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом “СЛУШАЛИ”;

б) часть 2 – “ПРЕДЛОЖЕНО”, в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

Читайте также:
Многоквартирные дома блокированной застройки определение

в) часть 3 – “РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)”, в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался” с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

20. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников – юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47_1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц – сведения, предусмотренные подпунктом “а” пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц – сведения, предусмотренные подпунктом “б” пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

  • События
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • НПА службы
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля
    • Политика обработки персональных данных
    • Ежегодные планы проверок
    • Отчеты о работе
    • Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок
    • Результаты проверок органов местного самоуправления
    • Результаты работы
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты Иркутской области
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу Иркутской области
    • Контакты
    • Порядок обжалования решения конкурсной комиссии
    • Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы
    • Документы, необходимые для участия в конкурсе
    • Результаты
    • Сведения о вакантных должностях
    • Конкурсы
    • Образцы заявлений в службу
    • График приема граждан
    • Справочная информация
    • Проекты межевания территорий
    • Профстандарты в сфере ЖКХ
    • Статьи КОАП в сфере ЖКХ
    • Видеоматериалы по вопросам ЖКХ
    • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
    • г. Братск, Братский район
    • г. Нижнеудинск, Нижнеудинский район
    • г. Тулун, Тулунский район
    • Куйтунский район
    • г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район
    • Усть-Кутский район
    • Иркутск
    • Документы
    • Общая информация
    • Информация для Застройщика
    • В помощь Дольщику
    • Комиссия по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами
    • План проведения проверок
    • Информация о проведенных проверках
    • Реестр выданных заключений (отказов в выдаче заключений) о соответствии
    • “Дорожные карты”
    • Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля и надзора в области долевого строительства
    • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы в области долевого строительства
  • О нюансах подсчёта голосов на общем собрании собственников

    Виды права собственности на недвижимое имущество

    Прежде чем перейти к подсчёту голосов на ОСС, необходимо определить виды права собственности на помещения в МКД. Поскольку именно от вида права собственности на недвижимое имущество зависит правильность подсчёта голосов на общем собрании.

    Например, если в квартире не один, а несколько собственников, то каждый из них будет обладать правом голоса пропорционально доле в праве общей собственности. Поэтому, если из какой-то квартиры на ОСС присутствовал только один собственник из двух или трёх дольщиков, то нельзя его голос засчитать за всех собственников данной квартиры, если у него нет доверенности от этих собственников. Из-за этого зачастую при неправильном подсчёте голосов может набраться или не набраться кворум, что впоследствии может быть оспорено в суде. В таком случае собрание будет признано недействительным.

    Недвижимое имущество может принадлежать собственникам на праве совместной и общей долевой собственности.

    Согласно ст.244 ГК РФ имущество в собственности двух и более лиц принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество признаётся долевой, если только закон не предусматривает образование совместной собственности на это имущество.

    Читайте также:
    СНИПы по газоснабжению частного дома

    В соответствии с п.1 ст.245 ГК РФ доли участников в праве общей собственности на недвижимое имущество могут определяться их соглашением или на основании закона. Если размер долей перечисленными способами не может быть определён, то они признаются равными.

    Интересно, что Гражданский Кодекс РФ не уточняет, в каком выражении определяется размер долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Однако из прецедентов правоприменительной практики вытекает точка зрения, которая позволяет выражать доли участников общей долевой собственности на недвижимое имущество и в дробях, и в процентах ( постановление ФАС Московского округа от 07.03.2003 №КГ-А40/944-03 ).

    Аналогичное суждение содержится в п.5.18 Порядка заполнения формы “Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов” ( Приказ ФНС от 11.02.2011 №ММВ-7-11/154@ ).

    Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество(ограничение, возникновение, переход и прекращение) подлежат госрегистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ст.131 ГК РФ ).

    В соответствии с Правилами ведения ЕГРП обязательно указывается размер доли в праве общей собственности ( Приказ Минэкономразвития №765 от 23.12.2003 года ). Эта норма определяет указание размера доли в виде правильной простой дроби.

    На основании этой нормы некоторые суды отменяют решения нижестоящих судебных органов, в которых размер доли в праве на недвижимость указан в процентах ( постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 №04АП-3334/07 ).

    Как видно из приведённых выше примеров, указание в договоре размера доли в праве общей собственности в виде процентов иногда приводит к судебным спорам. Поэтому целесообразнее указывать в договоре мены размер долей участников общей долевой собственности в виде правильных дробей.

    Также существует совместная общая собственность в праве общей собственности на недвижимость, когда несколько человек вместе и по своему усмотрению могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которое им принадлежит на доверительной основе. Как правило, совместная собственность на недвижимость возникает у супругов ( ст.256 ГК РФ ), если она приобретена в период брака.

    Существует другой вариант совместной собственности на недвижимое имущество, который возникает при приватизации жилплощади совместно проживающими людьми не зависимо от их родственных связей. В бланке договора приватизации есть графа, позволяющая собственникам определить, в какую собственность они хотят перевести свою недвижимость: совместную или долевую.

    Как подсчитать голоса собственников на ОСС

    Подсчёт голосов собственников на ОСС, как мы уже писали выше, зависит от вида права собственности на недвижимое имущество. Рассмотрим подсчёт голосов на общем собрании при голосовании участников общей совместной и долевой собственности.

    Подсчёт голосов на ОСС при общей совместной собственности

    Участники общей совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, вместе владеют и пользуются общим имуществом ( ч.ч.1, 2 ст.253 ГК РФ ). Распоряжаться совместным имуществом может любой из собственников по согласию остальных независимо от того, кем из участников совершается сделка.

    Суды считают, что при подсчёте голосов на ОСС учёту подлежат голоса всех участников общей совместной собственности (при соглашении между ними), если на общем собрании принял участие хотя бы один из них. Таким образом, один собственник на праве общей совместной собственности действует по согласию всех её участников. Поэтому его голос будет считаться как 100% присутствие собственников определённого жилого помещения в МКД.

    Имеется выдержка из Апелляционного определения Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу №33-3425/2013 : “Если помещение находится в общей совместной собственности без определения долей у нескольких лиц, то по соглашению между ними их интересы представляет на основании оформленной надлежащим образом доверенности один из собственников, который и подписывает бюллетень (лист) голосования либо каждый собственник”.

    Но если между собственниками на праве общей совместной собственности на недвижимое имущество нет соглашения о совместном пользовании и распоряжении имуществом либо доверенности, оформленной надлежащим образом, то голос одного собственника нельзя засчитывать в принятии решения исходя из всей площади квартиры.

    Имеется выдержка из определения Московского областного суда от 12.01.2012 по делу №33-566/2012(33-29450/201 1 : “Из материалов дела явствует, что квартиры: N являются совместной собственностью, при этом в голосовании принимал участие один из собственников указанных жилых помещений, несмотря на это его голос был посчитан, исходя из всей площади квартиры. Между тем голосовавшие лица не имели договоренности, соглашений и договоров друг с другом по управлению общим имуществом, предусмотренных положениям и ст.244 – 247 ГК РФ , а также голосовавшие собственники квартир не имели доверенностей от других собственников, в связи с чем согласно обоснованным выводам суда голосов, участвовавших в голосовании было менее 50%.

    Подсчёт голосов на ОСС при общей долевой собственности

    При подсчёте голосов участников общей долевой собственности количество голосов этих собственников должно соответствовать принадлежащих им долям в праве на жилплощадь. Например, жилплощадь равна 45 кв.м. и на ОСС проголосовал только один из собственников с долей ⅓ данного помещения в МКД. Тогда этот собственник обладает только 15 голосами, которые должны быть учтены при подсчёте голосов.

    Читайте также:
    Проведение шумовых работ в многоквартирном доме

    Например, Саратовский областной суд в апелляционном определении от 27.07.2012 №33-3710 пришёл к выводу, что из-за отсутствия кворума ОСС признано недействительным для выбора способа управления МКД. Также суд сослался на тот факт, что некоторые участники голосования являются собственниками только по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилплощадь в доме. Но, как выяснилось, при проведении подсчёта голосов на ОСС их голоса были посчитаны без учёта долевой собственности. Это не легитимно и неверно.

    Ещё в одном судебном прецеденте установлено, что при подсчёте голосов на ОСС собственников нескольких жилых помещений их голоса были учтены как единоличных собственников жилых помещений в доме. Но указанные квартиры по данным Росреестра находились в общей долевой собственности. При этом, остальные участники общей долевой собственности в указанных жилых помещениях в голосовании участия не принимали.

    На основании изложенного суд пришёл к выводу, что голоса указанных лиц при подсчёте результатов голосования ОСС должны были быть учтены пропорционально долям проголосовавших собственников в праве общей долевой собственности на жилплощадь ( апелляционное определение Мурманского областного суда от 15.08.2012 по делу №33-2032 ).

    Резюме

    Поэтому очень важно вести правильный подсчёт голосов результатов проведённого общего собрания собственников. От этого напрямую зависит наличие кворума на собрании или его отсутствие. Следовательно, зависит и исход общего собрания собственников.

    Вот почему мы рекомендуем управляющим организациям проверять документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество перед общим собранием, и вносить эти данные в реестр участников ОСС. Тогда вы точно будете знать, какой процент голосов учитывать исходя из площади того или иного помещения. И никаких претензий со стороны собственников или контролирующих органов к вам не возникнет. Собрание и принятые на нём решения будут абсолютно легитимными.

    Передача копий протоколов собраний собственников и их решений органам ГЖН

    Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр помимо Требований к оформлению протоколов собраний собственников помещений в МКД (далее – Требования) утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее – Порядок). Этот документ привлек не меньшее внимание профессионального сообщества, чем Требования.

    Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.

    С 30.06.2015 действует ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой:

    • решения и протокол общего собрания признаны официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим общее собрание;
    • копии решений и протокола общего собрания подлежат обязательному представлению инициатором собрания в УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. Опираясь на Требования, можно прийти к выводу, что датами проведения общего собрания считаются дата совместного присутствия (собрание в форме очного голосования) и дата окончания приема решений собственников (собрание в форме очно-заочного, заочного голосования). Протокол должен быть составлен в письменной форме не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Дата составления протокола соответствует дате окончания подсчета голосов. Таким образом, нужно успеть составить протокол, снять копии и передать их управляющему в течение 10 дней с даты проведения собрания. Обратим внимание, что оригиналы протокола и решений хранятся в месте, определенном решением общего собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), обязанность передавать их третьим лицам законом не установлена.

    С 30.08.2015 введена ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола обязаны в порядке, установленном Минстроем, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган ГЖН для хранения в течение трех лет.

    С 30.06.2015 действует ч. 19 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в соответствии с которой протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016). Обратим внимание, что в данной норме не отмечено, кто именно передает протоколы в орган ГЖН. Поскольку в жилищном законодательстве сказано об обязанности передавать копии протоколов в орган ГЖН применительно к управляющему МКД и обязанности размещать протоколы и решения в ГИС ЖКХ применительно к инициатору общего собрания, представляется, что в рассматриваемой норме не содержится никаких новых предписаний, она лишь повторяет требования ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ с учетом общего правила о сроке возникновения обязанности большей части поставщиков информации размещать ее в ГИС ЖКХ.

    Что нужно передать?

    Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах собрания собственников многоквартирного дома. Это означает, что:

    • протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
    • под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания собственников многоквартирного домав форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
    • передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.
    Читайте также:
    Где хранится проектная документация на многоквартирный дом

    Согласно п. 2 Порядка управляющий МКД обязан направить копии документов, представленных ему инициатором общего собрания собственников помещений. Поэтому, если инициатор в нарушение ч. 1 ст. 46 ЖК РФ не передавал УК никаких документов, но последняя имеет информацию о проведении общего собрания, целесообразно запросить (письменно) у самого инициатора данные документы. Этот запрос будет свидетельством того, что УК приняла все меры для выполнения возложенной на нее обязанности.

    Естественно, если инициатором собрания был сам управляющий, он должен передать копии протокола и решений без каких-либо дополнительных условий.

    Особо следует сказать о составе протокола собрания собственников. Как установлено пп. «ж» п. 4 и п. 19 Требований, обязательным реквизитом протокола являются приложения к нему (в их числе решения собственников помещений). Учитывая, что приложения являются неотъемлемой частью протокола и без них порой невозможно установить реальную волю собственников помещений, содержание решения (например, если речь идет об утверждении условий договора, сметы работ и пр., которые вынесены в приложения), передавать в орган ГЖН необходимо протокол со всеми его обязательными приложениями.

    Куда и в какие сроки передавать?

    В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов. Для этого необходимо составить акт приема-передачи документов, в котором следует привести перечень документов, отразить дату передачи, проставить подписи принимающей и передающей сторон.

    Если в роли инициатора общего собрания выступает управляющий МКД, вполне логично предположить, что передать пакет документов органу ГЖН нужно в течение пяти дней с даты составления протокола.

    В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

    Каким образом передавать?

    Согласно п. 3 Порядка копии документов должны быть переданы способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола.

    О передаче органу ГЖН

    В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

    О размещении в ГИС ЖКХ

    Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронные образы решений, протокола находятся в открытом доступе и доступны для обозрения в ГИС ЖКХ (п. 4 Порядка). Исходя из буквального толкования ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ и Порядка, размещение в системе и вручение документов не являются альтернативными способами передачи. Это значит, что приказом Минстроя конкретизирована обязанность управляющего МКД размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы собраний собственников.

    К сведению

    Информация о проведении общего собрания собственников помещений, общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги голосования должны размещаться в системе (п. 36 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»). В силу ч. 18 ст. 7 того же закона поставщиками данной информации являются лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг.

    Итак, обязанность управляющего МКД направить копии решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган ГЖН установлена с 30.08.2015. До настоящего времени на управляющих не возлагалась обязанность размещать в ГИС ЖКХ электронные образы рассматриваемых документов, поскольку действовало общее правило о размещении информации с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев с даты вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ). Изменилось ли что-то с 29.04.2016 в связи со вступлением в силу Порядка?

    С одной стороны, согласно прямому указанию в ч. 19 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ протоколы передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в системе в общие сроки – с 01.07.2016.

    Читайте также:
    Что входит в статью управление многоквартирным домом

    С другой стороны, на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, они обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Приказ Минстроя является актом законодательства РФ. Можно ли считать, что он устанавливает срок размещения информации в ГИС ЖКХ? Ответ на этот вопрос будет влиять на квалификацию правонарушения в виде неразмещения, несвоевременного размещения в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений.

    В настоящее время размещение решений и протоколов собрания собственников многоквартирного дома в ГИС ЖКХ – это исполнение обязанности управляющего МКД по передаче контролирующему органу сведений, необходимых для осуществления надзорных мероприятий. Такая обязанность предусмотрена ЖК РФ. Ее неисполнение влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф для юридических лиц в сумме от 3 000 до 5 000 руб.).

    Одновременно существует обязанность, установленная специальным законом о ГИС ЖКХ, размещать разнообразную информацию в данной системе (цель – предоставление заинтересованным лицам сведений о ЖКХ). В общем случае размещать информацию в ГИС надо с 01.07.2016, в отношении отдельной информации (о домах, находящихся в управлении УК) – с 01.08.2015. Нарушение данной обязанности грозит более серьезными санкциями (см. ст. 13.19.2 КоАП РФ, штраф для УК – 30 000 руб.).

    Для справки

    С 1 августа 2015 года УК обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о перечне МКД, находящихся в управлении, а также информацию об изменении этого перечня (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Приказом Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015, вступившим в силу 05.01.2016, было уточнено, что помимо размещения сведений непосредственно об МКД (адрес) в ГИС ЖКХ следует размещать протокол собрания собственников многоквартирного дома, на котором принято решение о выборе УК, изменении, расторжении договора управления. Таким образом, определенная категория протоколов общих собраний уже публикуется в системе.

    Итак, с 29.04.2016 у управляющих МКД есть бесспорная обязанность размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы общих собраний собственников помещений. Однако с учетом различных целей размещения протоколов в ГИС ЖКХ есть основания считать, что до возникновения обязанности размещать информацию в системе в целом за отсутствие в открытом доступе в ГИС ЖКХ электронных образов решений и протоколов общих собраний (кроме протоколов общего собрания о выборе УК, расторжении договора управления) должна применяться ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Впрочем, нельзя исключать другую трактовку закона проверяющими.

    О защите персональных данных

    Говоря о размещении протоколов общих собраний и зная о требованиях к их содержанию, нельзя не затронуть вопрос правомерности распространения персональных данных собственников помещений (в реестрах, списках указывают Ф. И. О. гражданина, номер принадлежащего ему помещения, реквизиты документа о праве собственности на помещение в МКД). Необходимо ли получать согласие граждан на такие действия? Может ли быть наложен штраф за размещение протоколов в ГИС ЖКХ с указанием персональных данных граждан по ст. 13.11 КоАП РФ (для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.)?

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка (в том числе распространение – действие, направленное на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц) персональных данных допускается в следующих случаях:

    • если субъект персональных данных согласен на их обработку;
    • если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
    • если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

    Статья 7 указанного закона гласит: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Обязанность управляющего МКД раскрывать в системе ГИС ЖКХ персональные данные без согласия субъектов предусмотрена ЖК РФ, такая обработка осуществляется для исполнения возложенной на управляющего МКД обязанности по передаче органу ГЖН протоколов, решений общих собраний собственников помещений в МКД. Поэтому закрывать фамилии собственников помещений в реестрах при сканировании протоколов, приложений к ним, решений собственников не нужно.

    Кроме того, следует помнить, что совокупность указанных данных доступна любому лицу в виде выписки из ЕГРП.

    Все протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, проводимых в период управления домом конкретной организацией (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК), последняя обязана направлять в орган ГЖН (нарочным, заказным отправлением с уведомлением о вручении). Также она должна размещать в ГИС ЖКХ их электронные образы. Передавать и размещать в системе нужно непосредственно протоколы собраний со всеми приложениями, включая решения собственников помещений в МКД. При получении документов от инициатора собрания собственников многоквартирного дома обязательно составляйте акт с указанием перечня документов и даты передачи. Вопрос квалификации нарушения в виде неразмещения протоколов в ГИС ЖКХ является спорным, на сегодняшний день более обоснованным представляется применение ст. 19.7 КоАП РФ.

    Читайте также:
    Нужно ли узаконивать пристройку к частному дому

    Собрания жильцов предложили проводить через портал госуслуг

    Общие собрания жильцов многоквартирных домов (МКД) будут проходить онлайн на портале государственных услуг. Соответствующий проект закона разработало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций страны, сообщает «Российская газета».

    Жильцы смогут не только проводить собрания на портале, но также размещать на нем различную информацию — от сообщений о самих собраниях до принятых решений, итогов голосования и протоколов. Для этого будет организовано взаимодействие портала с региональными информационными системами, ГИС ЖКХ, Единым государственным реестром недвижимости и так далее.

    Рассказываем, на каких ресурсах сегодня возможно провести общее собрания собственников (ОСС) и как это могут сделать москвичи.

    Зачем нужно голосование через интернет

    В условиях пандемии многие граждане оценили удобство онлайн-сервисов, такие продукты стали востребованы собственниками жилья в МКД.

    До сих пор собрания жильцов часто проводятся в очно-заочной форме с бумажными бюллетенями для голосования, которые раздаются жильцам лично или через почтовые ящики. Собрать жителей вместе особенно сложно в многоэтажных многоподъездных домах с большим числом собственников. Часто отсутствие кворума мешает решить ту или иную проблему жителей дома.

    Голосование через интернет-платформы позволяет сократить сроки проведения собрания и принятие решений до нескольких дней, увеличит вероятность достижения кворума, сделать процесс голосования удобным и доступным даже жильцам, находящимся в отпуске или командировке. Доступ по персональному коду исключает возможности фальсификации, что нередко случается при голосовании в бумажной форме.

    Какие сервисы существуют

    В России активно внедряются различные системы для проведения ОСС в электронном виде. Среди них федеральная система ГИС ЖКХ или столичный сервис «Электронный дом», который был запущен на платформе «Активный гражданин» в Москве в 2018 году.

    Этими сервисами можно пользоваться как на компьютере, так и через мобильные приложения. В столичном сервисе также можно будет проводить собрания и опросы среди жителей и нанимателей помещений, а также получать информацию об опросах и нововведениях в доме.

    Электронные информационные системы для проведения ОСС организуют и частные компании, включая крупные УК.

    Голосование упростили

    Недавно в России упростили переход на электронную форму проведения ООС. Соответствующий закон вступил в силу в конце мая 2020 года. Раньше для перехода на электронную форму голосования нужно было проводить «бумажное» ОСС. Теперь это можно сделать на первом онлайн-собрании собственников. Данный закон распространяется только на государственные и муниципальные информационные сервисы.

    Если жильцы хотят пользоваться другими сторонними сервисами для проведения ОСС — через УК или товарищество собственников жилья (ТСЖ), — то для проведения собрания в электронной форме нужно по-прежнему провести очное собрание по этому вопросу.

    Как провести собрание онлайн

    За переделами Москвы собственники жилья могут воспользоваться системой ГИС ЖКХ, а в Москве — сервисом «Электронный дом». Для этого достаточно иметь регистрацию на «Госуслугах» или mos.ru.

    Рассмотрим подробнее, как провести собрание собственников через московский сервис «Электронный дом». В целом эта система по функционалу не сильно отличается от других, а нормы Жилищного кодекса для проведения ОСС одинаковы для всей России.

    Какие вопросы обязательны на первом собрании

    В повестку первого собрания собственников (помимо обязательных для каждого собрания вопросов о выборе председателя, секретаря и счетной комиссии собрания) необходимо включить четыре вопроса:

    1. О выборе администратором общего собрания Департамента информационных технологий г. Москвы (ДИТ);
    2. О выборе длительности данного голосования — от 7 до 60 дней;
    3. Об определении порядка приема администратором решений и размещения сообщений в соответствии с правилами, утвержденными ДИТ;
    4. О предоставлении ДИТ инициатору собрания протокола без приложения реестра собственников в текущем ОСС.

    Чтобы эти пункты не выносить в дальнейшем каждый раз на голосование, можно указать в каждом из них, что данные решения применяют как для текущего голосования, так и всех последующих. Администратором первого ОСС в «Электронном доме» является инициатор голосования. Инициатор собрания может добавить в повестку ОСС вопрос о выборе иного от ДИТ администратора для последующих ОСС.

    Остальные вопросы включаются в голосование в зависимости от нужд жителей и текущей повестки собрания.

    Полезное по теме ОСС:

    • Зачем нужен спецсчет на капремонт и как его открыть
    • Коммуналка онлайн: как PropTech меняет рынок ЖКХ
    • Дачники смогут проводить общие собрания через интернет
    • Как перевести квартиру в нежилой фонд, чтобы открыть хостел. Инструкция
    • Текущий, аварийный, капитальный: какой ремонт должна делать УК в доме

    Что дальше

    После внесения в повестку голосования заявка будет рассмотрена в течение пяти рабочих дней. Сообщение о проведении собрания публикуется на сайте проекта «Электронный дом» за десять дней до начала голосования. Собственники вправе подать отказы от проведения собрания в системе в произвольной форме в УК не позднее чем за пять дней до его начала. УК информирует инициатора о количестве отказов не позднее чем за два дня до начала ОСС, и если их число составит более 50% от общего количества голосов собственников помещений МКД, то собрание отменяется. Если заявка одобрена и отказов нет, то голосование проходит в электронном виде.

    Читайте также:
    Документы для строительства дома на участке ИЖС

    На сервисе «Электронный дом» выложен образец сообщения о проведении ОСС (*.pdf), а также пример протокола общего собрания (*.pdf).

    Бюллетень голосования собственников многоквартирного дома: образец

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Публикации и практика
    • Главная
    • Образец бюллетеня для голосования на общем собрании собственников в форме заочного голосования

    Приложение
    к протоколу заочного собрания
    собственников помещений
    многоквартирного дома
    по вопросам выбора способа
    управления и заключения договора
    с управляющей компанией

    Бюллетень для голосования

    Разъяснение порядка голосования: голосующий вправе выбрать только один вариант голосования.

    Решение собственника помещения
    на общем собрании собственников помещений
    многоквартирного дома, расположенного по адресу: … в форме заочного голосования

    Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица – собственника помещения, сведения о представителе и документе, подтверждающем его полномочия ________.
    Документ, удостоверяющий личность _____________________.
    Свидетельство о праве собственности / регистрационное удостоверение ___.
    Дата выдачи, номер записи в ЕГРН, иные сведения _____________________.
    N помещения (квартиры) ___________________________________________.
    Общая полезная площадь многоквартирного дома ______________________.
    Общая площадь помещения _________________________________________.
    Количество голосов ________________________________________________.

    1. Выборы председателя собрания:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2. Выборы секретаря собрания:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    3. О подтверждении полномочий счетной комиссии по подсчету голосов по вопросам повестки дня заочного собрания в составе:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    3) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    4. О доведении до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итогов голосования путем размещения соответствующего сообщения об этом на первом этаже каждого подъезда и в … (помещения, доступные для всех собственников помещений в данном доме) не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

    За Против Воздержался

    5. О хранении протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, в помещении . (место или адрес)

    За Против Воздержался

    6. О поручении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: _______, управляющей организации.

    За Против Воздержался

    7. О выборе в качестве управляющей организации:
    1). ….. (полное наименование), ИНН _________, ОГРН _____, адрес: _______.

    За Против Воздержался

    2). ….. (полное наименование), ИНН _________, ОГРН _____, адрес: _______.

    За Против Воздержался

    8. Об утверждении текста договора с управляющей организацией (прилагается).

    За Против Воздержался

    9. Об обязании каждого собственника помещений многоквартирного дома по адресу ___________ в срок до _____ заключить договор с выбранной управляющей компанией.

    За Против Воздержался

    “__”___________ ____ г.

    Собственник помещения ___________________/____________________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

    В соответствии с п. 6 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования.

    Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

    В случае если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

    В соответствии с п. 5 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

    Таунхаус — дом с удобствами за городом на несколько семей

    Сре­ди объ­ек­тов жилой недви­жи­мо­сти есть зда­ния, зани­ма­ю­щие про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду мно­го­квар­тир­ны­ми дома­ми и инди­ви­ду­аль­ны­ми жилы­ми стро­е­ни­я­ми. Одна­ко ни к тем, ни дру­гим их отне­сти нель­зя. Речь идет о сов­ме­щён­ных (или бло­ки­ро­ван­ных) домах, так назы­ва­е­мых таун­ха­у­сах. От мно­го­квар­тир­но­го дома (МКД) их отличают:

    • кон­струк­тив­ные особенности;
    • боль­шая сте­пень обособ­лен­но­сти жиль­цов друг от друга;
    • мень­шее коли­че­ство кол­лек­тив­ной собственности;
    • юри­ди­че­ские осо­бен­но­сти реги­стра­ции прав собственности.

    Бло­ки­ро­ван­ный жилой дом (БЖД) отли­ча­ет­ся от инди­ви­ду­аль­но­го жило­го (ИЖД) сов­мест­ным про­жи­ва­ни­ем несколь­ких семей и нали­чи­ем несколь­ких жилых сек­ций. Рас­смот­рим подробнее:

    • Дома бло­ки­ро­ван­ной застрой­ки — что это такое?
    • Какое опре­де­ле­ние им даёт гра­до­стро­и­тель­ный кодекс?
    • Отли­чия МКД от БЖД? Как заре­ги­стри­ро­вать пра­ва соб­ствен­но­сти в БЖД?

    1. Бло­ки­ро­ван­ные дома: опре­де­ле­ние, отли­чие от МКД, реги­стра­ция в Росреестре
    2. Бло­ки­ро­ван­ный дом и бло­ки­ро­ван­ная жилая застройка
    3. Сход­ство и отли­чия бло­ки­ро­ван­ной застрой­ки от МКД
    4. Мож­но ли счи­тать жилы­ми бло­ки­ро­ван­ные дома
    5. О стро­и­тель­стве, рекон­струк­ции и реги­стра­ции бло­ки­ро­ван­ных домов
    6. Земель­ный уча­сток под бло­ки­ро­ван­ную застройку
    7. Досто­ин­ства и недо­стат­ки таунхаусов
    Читайте также:
    Как надстроить мансарду на старый дом

    Блокированные дома: определение, отличие от МКД, регистрация в Росреестре

    Соглас­но пунк­ту 2 ст. 49 ГрК РФ, жилой дом бло­ки­ро­ван­ной застрой­ки — это зда­ние из одно­го — трёх эта­жей со сле­ду­ю­щи­ми признаками:

    • объ­еди­не­ние несколь­ких жилых сек­ций (мини­мум две, мак­си­мум — 10) в одно строение;
    • плот­ное при­мы­ка­ние одно­го бло­ка к дру­го­му посред­ствам общих (смеж­ных) стен без проходов;
    • нали­чие обя­за­тель­но­го отдель­но­го выхо­да из каж­до­го бло­ка на свой обособ­лен­ный земель­ный уча­сток и на общую тер­ри­то­рию, где могут быть дру­гие бло­ки­ро­ван­ные дома.

    В каж­дом бло­ке про­жи­ва­ет одна семья.

    Блокированный дом и блокированная жилая застройка

    Есть ли раз­ни­ца меж­ду эти­ми тер­ми­на­ми? По смыс­лу есть. Опре­де­ле­ние в ст. 49 гра­до­стро­и­тель­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции боль­ше под­хо­дит имен­но для бло­ки­ро­ван­ной застрой­ки (таун­ха­у­са), а не для жилых домов, в неё входящих.

    Таун­ха­ус — это мало­этаж­ная застрой­ка, состо­я­щая из ряда одно­тип­ных жилых, бло­ки­ро­ван­ных боко­вы­ми сте­на­ми домов с инди­ви­ду­аль­ны­ми вхо­да­ми, малы­ми пали­сад­ни­ка­ми, а порой даже и гаражом.

    Бло­ки­ро­ван­ные дома — это име­ю­щие общую сте­ну два объ­еди­нен­ных дома, рас­счи­тан­ные на одну или две семьи.

    Пали­сад­ни­ки более свой­ствен­ны для город­ских таун­ха­у­сов, пред­став­ля­ю­щие архи­тек­тур­ные ансам­бли, рас­тя­ги­ва­ю­щи­е­ся на целые квар­та­лы в Пари­же и Англии. В них про­жи­ва­ли обыч­но рабо­чие заво­дов, груз­чи­ки пор­тов и дру­гой тру­до­вой люд. В Рос­сии попу­ляр­ность при­об­ре­ли таун­ха­у­сы в при­го­род­ных зонах с выхо­дом из каж­до­го бло­ка на лич­ный земель­ный уча­сток семьи.

    (В СССР одно­этаж­ный ряд бло­ки­ро­ван­ной застрой­ки назы­вал­ся бараками).

    Сходство и отличия блокированной застройки от МКД

    • Мно­го­квар­тир­ным домом (МКД) счи­та­ет­ся зда­ние, име­ю­щее хотя бы две квар­ти­ры с само­сто­я­тель­ны­ми выхо­да­ми на земель­ный уча­сток, на кото­ром нахо­дит­ся МКД, и с пря­мым досту­пом из каж­дой квар­ти­ры в поме­ще­ния кол­лек­тив­но­го поль­зо­ва­ния (кори­дор, лест­нич­ная пло­щад­ка и т.д.). (В бло­ки­ро­ван­ной застрой­ке так­же име­ет­ся выход на общую тер­ри­то­рию, но при этом в доме отсут­ству­ют внут­рен­ние поме­ще­ния обще­го пользования).
    • МКД может иметь свы­ше трёх эта­жей, лифт, мусо­ро­про­вод, под­ва­лы, чер­дак, вспо­мо­га­тель­ные поме­ще­ния, ком­му­ни­ка­ци­он­ные шах­ты и пр. (Ниче­го это­го не име­ют дома бло­ки­ро­ван­ной застройки).
    • Земель­ный уча­сток и иму­ще­ство мно­го­квар­тир­но­го дома явля­ет­ся кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­стью, и каж­дая семья обла­да­ет лишь той долей, кото­рая соот­вет­ству­ет его доле соб­ствен­но­сти (отно­ше­нию пло­ща­ди квар­ти­ры к пло­ща­ди дома). То есть пол­ным обла­да­те­лем ни земель­но­го участ­ка, ни тех­ни­че­ско­го поме­ще­ния МКД соб­ствен­ник квар­ти­ры не может стать: напри­мер, что-нибудь постро­ить во дво­ре, на кры­ше, исполь­зо­вать для сво­их целей под­вал и пр. (Соб­ствен­ник таун­ха­у­са может иметь свой авто­ном­ный земель­ный уча­сток, кото­рый оформ­ля­ет­ся в собственность).

    Можно ли считать жилыми блокированные дома

    Хотя таун­ха­у­сы и назы­ва­ют­ся жилы­ми, это­му ста­ту­су они соот­вет­ству­ют не в пол­ной мере. Об этом сви­де­тель­ству­ет ЖК РФ (ч. 2, ст. 16):

    Жилой дом дол­жен состо­ять из ком­нат и вспо­мо­га­тель­ных поме­ще­ний, необ­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния нужд проживающих.

    Одна­ко в поме­ще­ни­ях бло­ки­ро­ван­ных застро­ек (осо­бен­но барач­но­го типа), жилищ­но-быто­вые усло­вия не все­гда отве­ча­ют это­му пра­ви­лу. Мини­стер­ство стро­и­тель­ства раз­ра­ба­ты­ва­ет в насто­я­щее вре­мя нор­ма­ти­вы, даю­щие более точ­ные опре­де­ле­ния поня­ти­ям “МКД”, “жилой блок”, “жилой дом бло­ки­ро­ван­ной застройки”.

    О строительстве, реконструкции и регистрации блокированных домов

    Бло­ки­ро­ван­ные дома стро­ят­ся или рекон­стру­и­ру­ют­ся по общим правилам:

    • раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­ект­ная документация;
    • берет­ся раз­ре­ше­ние на строительство;
    • объ­ект вво­дит­ся в экс­плу­а­та­цию (для это­го необ­хо­дим тех­ни­че­ский план ОКС на каж­дый отдель­ный блок).

    Един­ствен­ная льго­та при стро­и­тель­стве таун­ха­са — нет необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы доку­мен­тов проекта.

    Если обыч­ный жилой дом меня­ет ста­тус на “жилой бло­ки­ро­ван­ный”, то необ­хо­ди­мо вна­ча­ле про­ве­сти его рекон­струк­цию: про­из­ве­сти стро­и­тель­ные рабо­ты и раз­бить дом на блоки.

    Быва­ет, что зда­ние не тре­бу­ет раз­бив­ки, и тогда его доста­точ­но про­сто офор­мить как бло­ки­ро­ван­ный жилой дом:

    • пра­ва на жилой дом аннулируются;
    • в Росре­ест­ре реги­стри­ру­ют­ся новые пра­ва соб­ствен­ни­ков на каж­дый отдель­ный жилой блок таунхауса;
    • каж­дый блок ста­вит­ся на кадаст­ро­вый учёт как отдель­ное жилое зда­ние (осно­ва­ние СП 55.13330.2011).

    Пра­во соб­ствен­но­сти на отдель­ный блок жилой застрой­ки носит обособ­лен­ный харак­тер, в то вре­мя как квар­ти­ры в МКД при­над­ле­жат их вла­дель­цам на пра­вах доле­вой собственности.

    Доку­мен­ты, необ­хо­ди­мые для раз­ре­ше­ния стро­и­тель­ства таунхауса:

    Земельный участок под блокированную застройку

    Перед нача­лом стро­и­тель­ства таун­ха­у­са необ­хо­ди­мо при­об­ре­сти пра­ва на земель­ный уча­сток. По пра­ви­лам зем­ле­поль­зо­ва­ния и застрой­ки бло­ки­ро­ван­ный жилой дом раз­ре­ша­ет­ся стро­ить на зем­ле насе­лён­ных пунктов.

    На началь­ном эта­пе стро­и­тель­ства ЗУ пред­став­ля­ет из себя еди­ное целое. Но по его окон­ча­нию необ­хо­ди­мо будет про­из­ве­сти раз­ме­же­ва­ние земель­но­го участ­ка по коли­че­ству жилых бло­ков, так как каж­дый блок, на осно­ва­нии ст. 49 ГрК РФ дол­жен иметь соб­ствен­ный участок.

    Коли­че­ство жилых бло­ков опре­де­ля­ет­ся ещё на ста­дии состав­ле­ния тех­ни­че­ско­го про­ек­та по мини­маль­но­му раз­ме­ру ЗУ, опре­де­ля­е­мо­му гра­до­стро­и­тель­ным регла­мен­том: так, если мини­маль­ная пло­щадь земель­но­го участ­ка под один блок 5 соток, то на ЗУ пло­ща­дью 30 соток мож­но постро­ить бло­ки­ро­ван­ную застрой­ку из шести бло­ков. Каж­дый земель­ный уча­сток под жилую сек­цию ста­вит­ся на кадаст­ро­вый учёт.

    Достоинства и недостатки таунхаусов

    Бло­ки­ро­ван­ные жилые дома дают боль­ше авто­но­мии, чем мно­го­квар­тир­ные, при этом уро­вень быто­во­го ком­фор­та в них может быть высок. Нали­чие земель­но­го участ­ка, отда­лен­ность от город­ско­го шума дают допол­ни­тель­ный бонус и при­бли­жа­ют таун­ха­ус к инди­ви­ду­аль­но­му жило­му дому с при­уса­деб­ным участ­ком или кот­те­джу. При этом таун­ха­ус обхо­дит­ся дешев­ле коттеджа.

    Читайте также:
    Можно ли вернуть дарственную на дом

    Сре­ди недо­стат­ков таун­ха­у­сов мож­но выделить:

    • более низ­кие сани­тар­но-стро­и­тель­ные нор­мы, по кото­рым стро­ят­ся бло­ки­ро­ван­ные дома;
    • отсут­ствие общих вспо­мо­га­тель­ных помещений;
    • уда­лен­ность от объ­ек­тов инфраструктуры.

    Росреестра от 03.04.2017 N 14-04075-ГЕ/17 (вместе с Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328 “О жилых домах блокированной застройки”)

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    от 3 апреля 2017 г. N 14-04075-ГЕ/17

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328.

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328

    О ЖИЛЫХ ДОМАХ БЛОКИРОВАННОЙ ЗАСТРОЙКИ

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке формирования земельного участка под жилым домом блокированной застройки, а также по вопросу подготовки технического плана для такого дома и в части установленной компетенции сообщает.

    Согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

    В этой связи полагаем возможным отметить следующее.

    1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

    Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

    Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе.

    В этой связи, в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия “многоквартирный дом”, “жилой дом блокированной застройки”, “жилой блок”.

    2. В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, отмечаем, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

    3. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

    По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 г. N 14-02689-ГЕ/17 (копия прилагается), с учетом Свода правил “СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001”, введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением “жилое”.

    Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

    Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

    Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и градостроительства (за исключением территориального планирования), а также в сфере жилищной политики.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: