Аудиторская тайна – понятие, какие сведения ее составляют

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг [4, с.14].

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм [6, с.14].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений [4, с.14].

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку [7, с.14].

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие – нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации – юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов [8, с.14].

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна [2, с.14].

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы [8, с.14].

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) [2, с.14].

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам [5, с.14 ].

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков [1, с.14].

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются “расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)” [8, с.14].

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам “О Банке России” и “Об аудиторской деятельности”. Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк [9, с.14].

Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности “договариваться” со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон “Об аудиторской деятельности” не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда. Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. [10, с.14].

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

Аудиторская тайна: сущность и содержание

После распада СССР в России стремительно начала развиваться рыночная система, поэтому постепенно в качестве одного из аспектов экономического контроля стал использоваться аудит. С его помощью можно добиться независимой проверки бухгалтерской отчетности и учета разнообразных предприятий и индивидуальных предпринимателей, используя при этом совершенно разнообразные методы и приемы. Однако для того чтобы полученные знания не попали в чужие руки, появился институт аудиторской тайны, который не дозволяет аудиторам разглашать никому полученную в результате проверки информацию.

Историческая справка

Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, что же является аудиторской тайной, следует предварительно понять, что в историческом аспекте привело к ее появлению.

Сами по себе аудиторы в современном понимании этого слова впервые появились только в Англии 19 века. Датой появления этого института принято считать именно 1844 год, хотя пользовались люди для проверки финансовой деятельности предприятий еще раньше. Но именно в этом году вышел закон об акционерных компаниях, который впервые в истории юридически закрепил то, что ежегодно правлению предприятия должен подаваться отчет, который проверяется независимым специалистом, а именно аудитором.

Постепенно институт аудиторства начал разрастаться, поэтому сейчас на территории России действует несколько тысяч небольших фирм, оказывающих подобные услуги. Все они должны действовать, опираясь в первую очередь на соблюдение тайны. Аудиторская тайна — это обязанность аудиторов не разглашать полученные в ходе проверки сведения, кроме случаев, когда это надлежит сделать по закону.

Деятельность аудитора

Как уже говорилось выше, одной из особенностей деятельности аудиторов является запрет на нарушение аудиторской тайны. Однако для того чтобы лучше понять, что же именно может входить в перечень полученных сведений, необходимо понять, какие же услуги может оказывать аудитор предприятию. В первую очередь аудиторы проводят независимую проверку финансовой отчетности лица, заказавшего аудит, чтобы получить представление о том, действительно ли документы достоверны. Но помимо этого, аудитор может оказывать еще и сопутствующие услуги, которые непосредственно связаны с его родом деятельности. К ним относятся:

  1. Консультирование по вопросам бухгалтерии, ведение учета, составление финансовой отчетности.
  2. Налоговое консультирование, составление налоговых деклараций и иные функции в сфере налогообложения.
  3. Анализирование деятельности предприятия, причем не только ее финансово-хозяйственной стороны, но и управленческой.

Конечно, это далеко не все аспекты деятельности аудиторов, но главное в этом вопросе понять можно — они могут быть замешаны в любой ситуации, которая непосредственно является связанной с финансами и управлением предприятием. Именно поэтому в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, наказание виновного лица будет весьма серьезным, ведь подобная информация может серьезно повредить организации.

Законодательная база

Для решения правовых вопросов, связанных с аудиторством, а если быть точнее, аудиторской тайной, существует специальный закон. Он был принят 30.12.2008 под номером №307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”. Особое внимание для понимания вопроса следует обратить именно на статью 9 закона — именно в ней подробно разъяснено, что же именно понимается под аудиторской тайной, перечислено, что же именно в нее входит. Также прописана возможность потребовать возмещения убытков от аудитора, который нарушил тайну, разглашая полученные сведения в том порядке, что непосредственно указан в законодательстве России.

Понятие

Теперь перейдем к понятию аудиторской тайны. Оно непосредственно закреплено в законе и подразумевает любые сведения и документы, которые были либо получены, либо самостоятельно составлены аудиторами, работающими с организацией по трудовому договору. И это вовсе не означает только то, что они не должны устно передавать любую информацию — сотрудники также обязуются не допустить передачи любых бумаг третьим лицам из своих рук, кроме случаев, когда на это имеется письменное разрешение ИП или организации, которой оказывалась услуга аудита.

Что входит в аудиторскую тайну?

Как говорилось ранее, в понятие тайны входит любая информация, которая была получена проверяющим в результате осуществления своей деятельности. Обычно все полученные сведения отображается в следующих документах:

  1. Аудиторской программе, а также документах, которые содержат план проверки. Нельзя также разглашать любые записи, которые содержат в себе характер и объем проведенных аудиторских мероприятий.
  2. Любые сведения об исследованиях систем бухучета.
  3. Копиях учредительных и иных юридических документов, которые имеются у предприятия.
  4. Исследованиях хозяйственного характера проведенных операций, а также тенденций деятельности фирмы.
  5. Переписке с экспертами, которых требовалось привлечь для полноценного аудита.

К тому же под запретом разглашение любых документов, которые имеют в себе сведения о текущем экономическом состоянии компании.

Исключение

На первый взгляд может показаться, что под понятие попадают абсолютно все сведения, которыми владеет аудиторская компания. Но на самом деле это не так, поскольку в законе прямо указано, что существуют сведения, не составляющие аудиторскую тайну. К ним относятся:

  1. Любые сведения, которые до этого уже были разглашены самой компанией или те, что были озвучены с ее непосредственного согласия.
  2. Данные о том, что с организацией был непосредственно заключен договор на проведение аудита, а также информация об оплате аудиторских услуг.

Как можно увидеть, открытых сведений не так уж много, большинство подпадает под определение тайны, поскольку попадание столь важной информации в чужие руки может принести огромные убытки проверяемой организации.

Наказание

Сохранение аудиторской тайны является обязательным требованием, выдвигаемым к любому проверяющему, поэтому если действительно произошла утечка информации из-за разглашения, то на основании 6 части 9 статьи ФЗ “Об аудиторской деятельности” пострадавшая сторона может потребовать от аудиторов, которые оказывали ей услуги, возместить понесенные убытки в порядке, установленном законами РФ.

Виды ответственности

Нарушение аудиторской тайны наказуемо, однако виды ответственности за такое правонарушение могут быть совершенно разными:

  1. Гражданско-правовая ответственность налагается в тех случаях, когда идет речь о причинении вреда — достаточно часто материальном. Для того чтобы наложить подобный вид ответственности, пострадавшему лицу потребуется обратиться в арбитражный суд. Если судья вынесет положительное решение, то с аудитора будет взыскиваться вся сумма причиненного ущерба, а дополнительно к этому штраф. Практически всегда эта ответственность рассматривается в тех случаях, когда были разглашены регистры бухгалтерского учета.
  2. Административная ответственность также может быть наложена на нарушителя. Достаточно часто в виде наказания назначается штраф, предписание или выход из организации аудиторов на срок в 180 дней. Когда аудитор исключен из саморегулируемой компании, он попросту не может осуществлять свою деятельность на территории РФ.
  3. Наиболее тяжкой мерой наказания является уголовная ответственность. Она назначается по статье 202 УК РФ. Обычно в качестве наказания положен штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а в качестве альтернативной меры — лишение свободы на срок до 3 лет. Стандартно наказывается подобным видом ответственности аудитор, который превысил свои полномочия с целью получения личной выгоды, причем его действия при этом нанесли предприятию сильный вред.

Выдача сведений

Как известно, в ряде случаев налоговые органы действительно могут потребовать от аудиторов разгласить тайну их деятельности. Однако следует помнить, что получить они могут далеко не все сведения, к тому же для этого требуется предварительно получить решение суда. Только после этого документы могут быть переданы органам государственной власти страны в тех случаях, когда это непосредственно заявлено в законодательстве Российской Федерации.

Отмена тайны

В 2016 годы власти серьезно заговорили о том, чтобы внести в Госдуму законопроект об отмене аудиторской тайны. По сути, предполагается, что вследствие этой отмены аудиторы будут обязаны передавать Федеральной налоговой службе все данные, которые были получены ими в результате проверки. Сразу понятно, что подобная инициатива серьезно подорвет доверие организаций к аудиторским услугам, поскольку в некотором роде они станут внештатными сотрудниками Центробанка, ФНС и правоохранительных органов сразу. К слову сказать, подобные действия полностью противоречат сложившейся мировой практике описываемого института, поскольку аудиторы уже не будут в полной мере независимыми, а потому не смогут гарантировать надлежащий уровень проверки, который требуется по существующим стандартам.

Результат инициативы

Когда в 2017 году законопроект об отмене тайны прошел в Госдуме в первом чтении, финансовый мир России замер в ожидании. Считалось, что он уже окончательно станет действовать с 1 января 2018 года, однако свое слово здесь высказал Минфин РФ. Они прямо указали на то, что закон может вызвать серьезные риски в экономической отрасли, которые впоследствии просто приведут к образованию коллапса, поскольку бизнесмены, особенно те, что занимаются малым и средним бизнесом, попросту откажутся от услуг аудиторов, ибо информация станет открытой. Сейчас законопроект находится в замороженном состоянии, пока власти пытаются его серьезно доработать.

Заключение

Аудиторская тайна является одной из основополагающих в деятельности аудиторов, поскольку обеспечивает предприятиям конфиденциальность и отсутствие утечки личной информации. Любые попытки ее уничтожить только приведут к дальнейшей невостребованности аудиторов, поскольку организации не смогут доверять проверяющим. Также будет поставлена под вопрос и независимая оценка, которую выдают проверяющие, поскольку в некотором роде на них смогут повлиять государственные органы. Так что аудиторская тайна является весьма весомым аргументом для бизнесменов, которые хотят проверить свои фирмы.

Аудиторская тайна — понятие, какие сведения ее составляют

Многие компании заказывают проверку различных аспектов своей деятельности внешним аудиторам. Спектр информации, к которой получают доступ контролеры, достаточно широк, но ограничивается только тематикой проверки. Большинство данных являются конфиденциальными и не подлежат разглашению третьим лицам. Поэтому в законодательстве предусмотрено понятие аудиторской тайны, способы ее сохранения и санкционированного распространения.

Понятие и сущность аудиторской тайны

Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в рамках федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008. Этим нормативным актом предусматривается обязанность компаний и предпринимателей, занимающихся аудиторской деятельностью либо оказывающих сопутствующие услуги, сохранять от несанкционированного доступа часть информации о других субъектах хозяйствования, которая становится известна в ходе выполнения проверок.

Законодательство также определяет, какие сведения не являются аудиторской тайной:

  • данные о проверяемом субъекте хозяйствования, которые находятся в свободном доступе и распространены их владельцем;
  • факты заключения соглашений на проведение аудиторских и сопутствующих мероприятий;
  • стоимость услуг аудитора.

Правовой режим аудиторской тайны относит эту группу конфиденциальной информации к разряду профессиональных тайн, так как доступ к ней появляется у внешних проверяющих после заключения договора на предоставление услуг, согласно которому они должны выполнять определенные обязанности. При работе с документами заказчика и составлении отчетности по результатам мероприятий необходимо соблюдать определенные правила по защите информации от несанкционированного доступа и дальнейшего архивного хранения таких данных.

Это правило предполагает, что даже после окончания действия договора аудиторы не имеют права раскрывать полученные сведения. Если владельцу информации будет нанесен ущерб, то для компании и виновных в разглашении сотрудников наступает ответственность и обязанность возместить причиненный вред.

Разглашение аудиторской тайны

Вместе с тем законодательство предусматривает несколько случаев, когда аудиторы освобождаются от ответственности за передачу конфиденциальной информации третьим лицам:

Во-первых, письменное разрешение на передачу кому-либо аудиторской тайны может дать собственник данных. В этом документе указывают кому и в каком объеме могут быть переданы сведения.

Во-вторых, доступ к информации могут получить правоохранительные органы, которые ведут расследование в отношении клиента аудиторов либо его контрагентов.

Аудиторская тайна является одним из видов охраняемой законодательством информации, поэтому доступ к ней может быть получен только с разрешения судебных инстанций. При этом в решении суда обязательно указывают конкретные документы или данные, доступ к которому оно разрешает.

Зачастую это правило (УПК РФ, ст. 183) нарушается. Следователь или дознаватель могут требовать разглашения аудиторской тайны по запросу или осуществлять выемку не указанных в решении доказательств. У аудитора могут изъять компьютеры, где содержится информация обо всех клиентах компании, что также противоречит законодательству.

В-третьих, у аудиторов есть обязанность передавать некоторую информацию в Федеральную службу финансового мониторинга — ФСФМ (закон № 115-ФЗ, ст. 7.1). Для соблюдения требований законодательства по пресечению легализации доходов, если в ходе проверки или иного взаимодействия с клиентом аудиторы выявят признаки незаконных операций, они должны сообщить об этом факте в ФСФМ. Аудиторам даже установлены сроки для такого уведомления финансовых инспекторов и ответственность за сокрытие информации. При этом владелец сведений не ставится в известность о передаче его конфиденциальных данных.

В-четвертых, начиная с 2020 года запрашивать у аудиторской компании финансовую информацию и документы клиентов может налоговое ведомство (НК РФ, ст. 93.2). Налоговики могут потребовать у аудиторов документы, которые им не предоставил собственник информации. Оснований для такого запроса два — проведение проверки в отношении клиента аудиторов и запрос иностранного госоргана, если его выполнение предусмотрено международными соглашениями.

В-пятых, допуск к аудиторской тайне получают саморегулируемые организации аудиторов. Происходит это во время проверки деятельности аудиторских компаний.

Ответственность за несанкционированное разглашение аудиторской тайны

Поскольку информация, которая является аудиторской тайной, ограничена в распространении, виновных в нарушении конфиденциальности физ. лиц и субъектов хозяйствования можно привлечь к ответственности.

Сотрудников, которые работают в аудиторской фирме можно наказать за разглашение данных дисциплинарно, заставить возместить ущерб в рамках гражданского иска, оштрафовать либо лишить свободы (УК РФ, ст. 202).

Например, к таким видам сведений можно отнести персональные данные, коммерческую, налоговую и другие виды тайн.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие аудиторское обслуживание, за нарушение аудиторской тайны могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности в виде возмещения ущерба собственнику информации и штрафа, а также лишены лицензии на оказание таких услуг.

Аудиторы в ходе своей деятельности получают доступ к разного рода конфиденциальной и охраняемой информации других лиц. Им вменяется в обязанность не разглашать такие данные. Любая документация как полученная в ходе заказанных проверок, так и составленная по их итогам является аудиторской тайной. Нарушить режим ее сохранения можно только в строго определенных законодательством случаях. Несанкционированное разглашение такой информации может привести не только к обязанности возместить ущерб собственнику сведений, но и к отзыву лицензии на аудиторскую деятельность. Кроме того, при выявлении фактов передачи информации без разрешения закона или владельца данных, может существенно пострадать репутация аудиторов, что может повлечь за собой прекращение деятельности компании-нарушителя из-за отсутствия доверия к ней и клиентов.

Ссылка на основную публикацию