Безнадзорные животные в гражданском праве

Право собственности на найденного кота

Недавно я взяла кота из приюта. Чтобы забрать питомца я подписала договор о передаче найденного животного, где приложением №1 была фотография кота. Согласно тексту договора я стала обязанной вернуть кота волонтеру, если я не буду обеспечивать ему надлежащие условия.

Происходящее вызвало у меня несколько вопросов.

1. Что это за отношения такие, если я обязана вернуть мою собственность при нарушении договорных обязательств?

Может ли договор о передачи права собственности на кота находится под отменительным условием (п.2 ст. 157 ГК)? Представляется, что теоретических препятствий для этого нет. С точки зрения гражданского права животные приравниваются к движимому имуществу с оговоркой о недопустимости жестокого обращения, противоречащего принципам гуманности (ст. 137 ГК РФ).

В суде, конечно, будет сложно доказать нарушение обязательств. К слову мои договорные обязанности по содержанию кота значительно строже законодательных. Требования к содержанию и использованию животных с недавних обозначены на законодательном уровне (глава 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными …”). Также закреплено, что относиться к животным нужно как к “существам, способным испытывать эмоции и физические страдания” (ст. 4 названого ФЗ). Но волонтеры у нас прогрессивнее, чем законодатель.

2. А что будет, если объявится хозяин, который потерял своего кота? Истребование кота из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ)?

Смогу ли я защититься как добросовестный приобретатель? Моя сделка безвозмездная (п. 2 ст. 302 ГК РФ), поэтому суд не будет рассматривать вопросы: 1) знала ли я, что волонтер может распоряжаться котом; 2) выбыл ли кот помимо воли хозяина. Ключевой вопрос при рассмотрении иска об истребовании кота – имел ли волонтер право отдавать кота?

Но вот в чем загвоздка. В отношении безнадзорных животных установлена обязанность волонтера известить полицию или орган местного самоуправления о найденном коте и ждать шесть месяцев (ст. 230, 231 ГК РФ).

Я уверена, что у волонтера не возникает мысли извещать полицию или органы местного самоуправления о своей находке, так что порядок приобретения права собственности всегда будет не соблюден. И такие судебные дела есть, и отказывают новым хозяевам как раз по мотиву того, что они не обращались в полицию или администрацию. (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2014 по делу N 33-0743).

Даже оповещение органов не является гарантией стабильности права собственности – «после перехода в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата» (ст. 231 ГК РФ).

Что же получается? Мое спокойное владение котом под угрозой? С одной стороны у меня есть договорные отношения с волотером, бессрочные кстати. С другой стороны, есть риск встретить старого хозяина.

3. Как доказать право собственности на кота?

Это сугубо юридический аспект, который может стать решающим. Доказывание права собственности на животных производится с помощью бумаг.

Как определить, что это животное мое? На нем же не написано. Бывшим дворовым котам редко делают клеймо или вставляют чип, у них нет родословной и сертификата питомника. И вот недавно апелляционный суд указал, что одних фотографий питомца недостаточно: “способ ее [кошки] идентификации не ограничен окрасом и кличкой, а схожесть в окрасе и формах животного не являются основанием для утверждения, что именно данная кошка принадлежит истцу и была передана ответчику”. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.06.2018 N 33-9950/2018 по делу N 2-224/2018; Аналогичное дело про корову: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.06.2012 N 33-8870)

Так что усы, лапы, хвост не смогут доказать чей перед нами кот.

Получается, что чипирование с точки зрения минимизации юридических рисков вполне себе выход. Придет старый собственник, а Вы ему и говорите: “Ну может, конечно, и похож твой потерянный кот на моего. Но сколько таких котов по улицам бегает! А мой кстати с чипом, и все документы имеются.”

Читайте также:
Срок обжалования определения суда по гражданскому делу

В каких случаях владелец домашнего животного несет ответственность?

С 27.12.2018 вступил в законную силу Федеральный закон N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Закон вводит запрет на любые проявления жестокости по отношению к животным, устанавливает правила выгула питомцев, правила обращения с бездомными животными.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность за нарушение правил содержания домашних животных устанавливается, в частности, региональными кодексами об административных правонарушениях.

В Москве предусмотрена административная ответственность владельцев домашних животных в виде штрафа (ст. ст. 5.1, 5.6, 5.7 КоАП г.Москвы):

1) в размере от 500 до 1 000 руб. за причинение ущерба чужому имуществу домашним животным;

2) в размере от 1 000 до 2 000 руб. за совершения деяний:

– содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов;

– допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах или общественных мест;

– нарушение правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка на определенных территориях.

Если Вы являетесь хозяином собаки потенциально опасной пароды то обратите внимание, что с 01.01.2022 вступает в силу норма, предусмотренная ч.6 ст.13 Закона: выгул такой собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

3) в размере от 2 000 до 2 500 руб. за совершение деяний:

– за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, если это деяние не содержит признаков преступления;

– содержание животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил, прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения;

4) в размере от 2 000 до 3 000 руб. за уклонение от регистрации животных и вакцинации против бешенства;

5) в размере от 2 000 до 5 000 руб. за натравливание домашнего животного на людей или животных;

6) в размере от 4 000 до 5 000 руб. за совершение деяния:

– допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего;

– причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели;

– допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность вплоть до ареста на срок до шести месяцев. Также предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье. Данное деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч.1 ст. 118, ч. 1 ст. 245 УК РФ).

За совершение указанного деяния группой лиц, либо в отношении нескольких животных, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов или с публичной демонстрацией предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от трех до пяти лет (ч. 2 ст. 245 УК РФ).

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен владельцем животного. Кроме того, с владельца в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда (ст. ст. 151, 1064, 1101 ГК РФ).

Читайте также:
Календарный месяц по гражданскому кодексу

В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Прокурор округа А.Ш. Ризаев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Статья 230 ГК РФ. Безнадзорные животные

1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.

3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Комментарии к ст. 230 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила, касающиеся обнаружения и задержания безнадзорных животных. Данные правила во многом сходны с положениями о находке, но учитывают характер объекта. На домашних животных распространяется режим вещей, тем не менее это объект особого рода – одушевленный, нуждающийся в обеспечении его жизненных потребностей, требующий гуманного обращения (ст. 137 ГК). Понятие “домашние животные” раскрывается в ст. 3 ФЗ от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”: “Домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы”. Однако представляется, что положения комментируемой статьи распространяются на любых животных относимых к домашним, независимо от того, находятся они в собственности физического лица или иных субъектов гражданского оборота. Также не имеет значения, для каких целей предназначено животное. В теории среди домашних животных выделяется скот рабочий (лошади, ослы, верблюды), крупный рогатый скот (коровы), а также свиньи, овцы, козы. Что касается иных домашних животных, то, по смыслу комментируемой статьи, к ним следует отнести животных, прирученных человеком и традиционно проживающих с ним, а также лабораторных животных, служебных животных, диких животных, изъятых из среды естественного обитания и присвоенных гражданами и организациями (дикие цирковые животные, животные зоопарков и т.п.).

2. Понятие “безнадзорное животное” аналогично находке: это не только бесхозяйное животное, но и животное, выбывшее не по воле его собственника или иного законного владельца из сферы его хозяйственного господства.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность лица, задержавшего безнадзорное животное, возвратить его собственнику, а если собственник неизвестен – в установленный срок известить полицию или орган местного самоуправления об обнаружении животного. Хотя в комментируемом пункте установлен предельный – трехдневный – срок сообщения об обнаружении животного, тем не менее не исключается сообщение о животном по истечении этого срока.

Если собственник животного не обнаружен, дальнейшая судьба животного зависит от воли лица, нашедшего животное:

– оно может быть оставлено у нашедшего его лица;

– оно может быть передано на содержание и для использования лицу, обладающему для этого необходимыми условиями. Найти такое лицо и заключить с ним договор может непосредственно лицо, задержавшее животное, либо, по просьбе указанного лица, соответствующие действия могут осуществить полиция или орган местного самоуправления.

Читайте также:
Срок обжалования апелляционного определения по гражданскому делу

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность лица, у которого находится задержанное животное, обеспечить этому животному надлежащее содержание. Содержание животных должно осуществляться с учетом положений о недопустимости жестокого обращения с животными, противоречащего принципам гуманности (абз. 2 ст. 137 ГК). Лицо, у которого оставлено животное, отвечает за гибель или порчу животного, произошедшие по их вине. При этом, в отличие от правил о находке, ответственность наступает при любой форме вины, а не только в случае умысла и грубой неосторожности.

Безнадзорные животные в гражданском праве

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Как органами местного самоуправления выполняются работы с безнадзорными животными?

19 апреля т.г. состоялась видеоконференция с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения о болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных и порядка освоения выделенных из государственного бюджета субвенций органам местного самоуправления муниципальных образований на осуществление переданных отдельных государственных полномочий в 2018 году. Совещание провела руководитель Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Лариса Макарова.

В работе видеоконференции приняли участие Ольга Максимова, руководитель отдела агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Татьяна Кривошапкина, заместитель руководителя Департамента внутренней политики Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), Виталий Чикачев, директор МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», Андрей Лебедев, директор МУП «Жилкомсервис», Павел Павлов, начальник ГБУ РС (Я) «Управление ветеринарии города Якутска», Александра Черепанова, руководитель отдела по финансам и организационному обеспечению Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Анастасия Никитина, руководитель отдела организации ветеринарных мероприятий Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия).

Предваряя работу с представителями муниципалитетов, Лариса Макарова отметила следующее. Наблюдается низкая активность муниципальных образований в организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных. Реальные мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в пунктах передержки проведены только в 13 муниципальных образованиях: Алданском, Булунском, Верхневилюйском, Кобяйском, Ленском, Мирнинском, Момском, Намском, Нерюнгринском, Олекминском, Хангаласском, Эвено-Бытантайском районах и ГО «Город Якутск».

Амгинский, Верхоянский, Верхнеколымский, Вилюйский, Жиганский, Мегино-Кангаласский, Нюрбинский, Оймяконский, Сунтарский и Томпонский – на данный период от этих муниципальных образований не поступало никаких сведений. Эти улусы названы руководителем Департамента ветеринарии республики аутсайдерами, главы и представители данных улусов приглашены для участия в видеоконференции.

С информацией по вопросам осуществления органами выступила Анастасия Никитина.

Анастасия Афанасьевна отметила и то, что ежемесячные отчеты за март месяц т.г. не поступилииз Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Верхоянского, Верхнеколымского, Жиганского, Оймяконского, Оленекского, Среднеколымского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского улусов, районов.

На 2018 год на выполнение отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 г. 1925-З №1429-V«О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2022 годов» выделено 24 222,86 тыс. руб. На данный момент подписаны между Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями 34 соглашений об обязательствах Сторон, не подписаны с ГО Жатай, МО Булунский улус (район).

Фактическое исполнение за 1 квартал текущего года по представленным сведениям о наличии первичных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств составил 556,26 тыс. руб., то есть 2,3% от плана, следующим МО: Алданский – 6,1% от плана, Нерюнгринский – 6,0%, Усть-Алданский – 100,0%.

За аналогичный период прошлого года исполнение составил 309,96 тыс. руб. или 1,3% от годового плана, МО Горный улус (район) – 89,5%, МО Кобяйский улус (район) – 31,6%, МО Момский улус (район) – 41,1%, МО Нюрбинский улус (район) – 14,4%, и МО Эвено-Бытантайский улус (район) – 69,4% (табл. 1).

Читайте также:
Продление срока исковой давности по гражданским делам

Руководитель отдела отметила, что порядок перечисления субвенций бюджетам муниципальных районов в 2018 году остается прежним: в целях недопущения образования значительных остатков средств на счетах бюджетов муниципальных образований, перечисление субвенций местным бюджетам будет осуществляться с учетом фактической потребности муниципального образования в средствах при условии предоставления подтверждающих документов для расходования получаемых средств на выполнение работ.

По состоянию на 10 апреля 2018 года в муниципальных районах определено 339 уполномоченных по вопросам организации и проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, что на 16 уполномоченных больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Осуществляют свою деятельность 86 специализированных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (бригад), осуществляющих отлов безнадзорных животных, что на 33 бригад меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Организована работа 248 единых диспетчерских для сбора письменных заявок, устных жалоб от населения на нарушения правил содержания и выгула животных, что на 47 диспетчерских больше чем за аналогичный период 2017 года.

Количество поступивших заявок на отлов безнадзорных животных и жалоб на нарушения правил содержания и выгула животных составляет 513, что на 34 заявок больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Специально предназначенных и оборудованных пунктов передержки безнадзорных животных в муниципальных образованиях составляет 201, что на 12 пунктов передержки меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Количество отловленных безнадзорных животных составило 1872 голов, что на 78 голов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Доставлено в пункты передержки 1872 голов безнадзорных животных.

Уничтожено трупов 1810 голов безнадзорных животных, что на 300 голов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Главам органов местного самоуправления муниципальных образований необходимо активизировать работу по осуществлению переданных отдельных государственных полномочий, в части регулирования численности безнадзорных животных.

Далее отчитывались представители органов местного самоуправления, отмеченные как не проведшие к указанному сроку работы с безнадзорными животными.

От Амгинского улуса с отчетом подошел руководитель Управления ветеринарии улуса, на что Лариса Макарова отметила, что полномочия по работе с безнадзорными животными переданы муниципалитетам, потому и отчитываться о проведении мероприятий должны представители улуса. Тем не менее, Амгинский улус отчитался, что в Амгинском, Чапчылганском и Майском наслегах отловлено, содержано и утилизировано 52 собак.

Заместитель главы Верхоянского улуса Никита Бурцев отчитался, что 5 крупных наслегов улуса заключили Договора и проводят работы, так в п. Батагай доставлено в Пункт передержки 68 собак, по другим наслегам информации нет.

Представитель Верхнеколымского улуса сказал, что отловлено 38 собак, в улусе подписаны Соглашения, утвержден Порядок работы. «Не предоставлен отчет работ за март, отчет будет предоставлен в Департамент ветеринарии в скором времени» сказал верхнеколымский представитель.

Вилюйский улус отчитался, что отловлено, содержалось и утилизировано 20 собак. Улус в текущем году планирует на средства муниципалитета в 980 тыс.руб. построить Пункт передержки животных.

Лариса Макарова спросила о просветительских мероприятиях по регулированию численности безнадзорных животных.

Жиганский район также не представил уполномоченного ответственного специалиста по данной работе. Отчитались об отлове 40 собак.

Мегино-Кангаласский улус представил подробный отчет как по проведенным работам, так и планах работы. Так, в улусе планируется на средства субвенции в 147 600 рублей провести работы в селе Майя (35 голов) и поселке Нижний Бестях (60 голов).

Представители улуса поинтересовались уменьшением объема субвенции.

На что Лариса Макарова ответила, что всем представителям местного самоуправления необходимо отработать отчетную первичную документацию и составление прогнозов на будущий год, чтобы не получилось уменьшения объемов субвенции по сравнению с предыдущими годами. На примере Мегино-Кангаласского улуса это выглядело так: в 2017 году улусу для проведения работ по исполнению переданных полномочий было выделено 535 тыс.рублей, ввиду непредоставления вовремя отчетной документации объем субвенций был уменьшен до 196 тыс.рублей. Затем по итогам года муниципалитет предоставил отчетную документацию на 150 тыс.рублей, прогнозы на 2018 год улусом не были представлены, поэтому объем субвенции на 2018 год получился на уровне выполненных обязательств 2017 года.

Читайте также:
97 ФЗ о государственной гражданской службе

Представители улуса отметили, что трудно находить специализированные организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (бригад), осуществляющих отлов безнадзорных животных в малых наслегах.

Руководитель Департамента ветеринарии республики Лариса Макарова отметила, что полномочия переданы в целом муниципальному образованию на уровне улуса. Поэтому улус может определить одного исполнителя, который мог бы работать с выездом в наслеги для выполнения полномочий.

Выслушав представителей муниципалитетов, Лариса Макарова попросила обратить им свое внимание на опыт работы Чурапчинского улуса, где вводится чипирование собак. Чипирование позволит оперативно находить хозяев пропавших собак. Далее Лариса Ивановна обратила внимание представителей муниципалитетов обратить особое внимание на составление отчетной документации – для ускорения доведения средств субвенции по выполненным работам, чтобы не возвращать по несколько раз отчеты в улусы (районы) следует плотно отработать с Департаментом механизм предоставления отчетов.

– На примере ГО Жатай – если МО не подписывает Соглашение на выполнение отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, то стоит сразу написать отказ от исполнения данных полномочий. Но следует учесть, что вся ответственность за возникновение экстренных чрезвычайных ситуаций ложится на муниципальное образование.

По итогам видеоконференции составлен протокол, который будет доведен до всех органов местного самоуправления.

Пресс-служба Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия)

Правовая зоозащита

Правовые вопросы обращения с домашними животными

  • Задать вопрос юристу по вопросам обращения с домашними животными
  • Задать вопрос юристу по гражданскому праву

Новое

  • Владелец собаки ответственен за покус, если не было предупреждающей таблички при входе на участок
  • Требования к площадкам для выгула собак
  • Принудительный выкуп животного — особенности практического применения
  • Лицо, имеющее право пользования жилым помещением, без согласия собственников завела собак. Решение суда.
  • Самовыгул собаки дорого обошелся владельцам
  • Дело о лающей на соседнем участке собаки
  • В каких случаях могут обязать владельца усыпить, провести эвтаназию собаки или сделать это принудительно. Важно знать каждому владельцу.
  • Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства
  • Дети заразились стригущим лишаем от купленного по объявлению котенка. Решение суда.
  • Хирургическая операция или исследование. Ошибка дорого стоила владельцу животного. Решение суда

Ст.ст. 230, 231, 232 гражданского кодекса РФ. Безнадзорные животные и приобретение права собственности на них.

1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют милиция или орган местного самоуправления.

3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

Читайте также:
Состав убытков в гражданском праве

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

2. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом.

В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими.

Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение в соответствии с пунктом 2 статьи 229 настоящего Кодекса.

Апелляционная жалоба по гражданскому делу: зачем, когда и как писать

Закон предоставляет возможность подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по гражданскому делу, если оно еще не вступило в силу.
От того, насколько грамотно составлена жалоба, насколько аргументированы и убедительны ее доводы, зависит решение суда апелляционной инстанции, соответственно, и шансы изменить или отменить решение суда первой инстанции.

Право на апелляционное обжалование имеет любое лицо, участвующее в деле, в том числе в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица. Апелляционная жалоба может быть подана на все решение полностью, либо на какую то его часть.

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы

1. Жалоба подается через суд, принявший решение. Апелляционная жалоба, поступившая непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежит направлению в суд, вынесший решение.
2. Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.

Срок апелляционного обжалования начинает течь со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда, и истекает в соответствующий день следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено судом 5 мая, срок апелляционного обжалования начнет течь 6 мая, истечет 6 июня в 24-00 часа. Подача апелляционной жалобы заключается в ее направлении по почте или передаче в канцелярию суда лично.

При пропуске срока на апелляционное обжалование по уважительным причинам заявитель вправе просить суд восстановить срок на подачу апелляционной жалобы. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы может быть составлено в виде отдельного документа или изложено в самой жалобе. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 “О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции”, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены такие обстоятельства, как несоблюдение судом установленного ст. 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного ст. 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок. С полным текстом Пленума ВС можно ознакомиться здесь.

Как избежать судебных уловок отклонения апелляционных жалоб?
Во-первых , чтобы подать апелляционную жалобу надо оплатить госпошлину, которая составит половину государственной пошлины при подаче иска неимущественного характера. В перечне прилагаемых документов к апелляционной жалобе и описи указать: ” квитанция об уплате государственной пошлины “.
Во-вторых , подать в срок. В половине случаев судьи возвращают апелляционную жалобу определением по причине пропуска срока подачи и отсутствия заявления о восстановлении срока подачи апелляции.
В-третьих , выполнить требования Гражданско-процессуального кодекса по оформлению и содержанию апелляционной жалобы. Если апелляционная жалоба при подаче не соответствует по содержанию предъявляемым требованиям, суд оставляет ее без движения. В определении суда указываются недостатки жалобы, устанавливается срок для их исправления. При несогласии с доводами определения его можно обжаловать подачей частной жалобы в апелляционную инстанцию.
В-четвертых , приложить все необходимые для суда документы, указав их наименования и количество листов в приложении к жалобе.

Читайте также:
Предварительная апелляционная жалоба по гражданскому делу: образец

Требования к содержанию апелляционных жалоб
1. В соответствии со ст.322 ГПК РФ апелляционная жалоба должна содержать:
1) наименование суда, в который подается жалоба;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
3) указание на решение суда, которое обжалуется;
4) требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.
2. В апелляционных жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.
4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
5. Апелляционные жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

О главном в апелляции
Апелляционная жалоба – это юридический процессуальный документ, который должен соответствовать требованиям закона. Профессиональная подготовка апелляционной жалобы – это половина успеха. Вторая половина – профессиональное изложение доводов жалобы в судебном разбирательстве.
Представляя апелляционную жалобу, заявитель обязан действовать в рамках предмета рассмотрения дела по первой инстанции. И здесь есть свои юридические нюансы, которые знают только опытные адвокаты. Поэтому лучше, когда в суде первой инстанции вас представляет такой адвокат, ведь апелляционная инстанция в гражданском деле – это по сути повторное рассмотрение всего дела, но по гражданскому процессуальному законодательству апелляционное рассмотрение дела осуществляется по тем доказательствам, которые уже есть в суде.
Например, если Вы опрашивали в суде свидетеля, то необходимо внимательно изучить протокол судебного заседания, чтобы показания Вашего свидетеля были правильно отражены, без выхолащивания нужного Вам смысла. Не заявив замечания на протокол, вы лишаетесь возможности дополнительных обоснований при обжаловании решения суда, и не сможете повторно опросить свидетеля в апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции. Апелляционным судом могут быть приняты и новые доказательства, но только в том случае, когда заявитель обоснует невозможность предъявления их в первую инстанцию по уважительным причинам, которые от заявителя не зависели.

Если Вы дочитали до этого места, то Вам, наверное, ясно, что подача апелляционной жалобы – не простая задача. Если Вы готовы с ней справиться самостоятельно, то от всего сердца желаем Вам удачи. Шансы, примерно, 50 на 50, как для выигравшей стороны, так и для проигравшей. Апелляция касается всех участников гражданского дела.

Адвокаты нашей коллегии предоставляют разнообразные юридические услуги, относящиеся к рассмотрению гражданского дела в апелляционной инстанции; помогут Вам грамотно составить апелляционную жалобу и отстоять ваши права в судах высших инстанций. Кроме апелляционных, кассационных жалоб мы также составляем отзывы на них.

Какие решения принимает суд по апелляционной жалобе?
После принятия апелляционной жалобы суд первой инстанции направляет копии апелляционной жалобы и приложенных документов лицам, участвующим в деле. Суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить письменные возражения на апелляционную жалобу, устанавливает срок представления возражений. По истечении срока на апелляционное обжалование гражданское дело с апелляционной жалобой направляется в суд апелляционной инстанции.
В соответствии со ст.328 ГПК по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Читайте также:
Ротация кадров на государственной гражданской службе

«Чем проще вы объясните в суде ситуацию, тем больше вероятность успешного для компании завершения процесса»

«Беспроигрышный налоговый спор» №46, 11ноября – 17 декабря 2007 г.

«В инспекции изображают удивление: “Как, вы еще не получали решения?”»

Наталья Фиш, начальник юридического отдела ООО «Аудиторская служба “СТЕК”», по долгу службы судится с налоговиками более ста раз в год. Корреспондент «УНП» Сергей Новиков попросил ее рассказать о внутренней кухне арбитражного разбирательства.

– С чего начинается успешное обжалование незаконного решения инспекции?

– Для начала мы не должны пропустить трехмесячный срок для подачи заявления о признании решения инспекции незаконным (ст. 198 АПК РФ). Срок отсчитывается со дня, когда компании стало известно о нарушении ее прав. То есть со дня получения решения инспекции, а не его вынесения. Это прежде всего касается итогов камеральной проверки. На практике о том, что инспекция по результатам такой проверки произвела доначисления, компания чаще всего узнает, можно сказать, случайно. Например, просматривая свой лицевой счет через интернет или проводя сверку с инспекцией. Бухгалтер звонит в ИФНС и слышит: «Как, вы еще не получали решения? Мы же выслали его по почте. Ну хорошо, приходите лично, заберите». В итоге в руках у вас оказывается решение, принятое два, а то и три месяца назад. Здесь первый важный процессуальный момент: не нужно думать, что срок для обжалования уже пропущен. Он, повторюсь, отсчитывается со дня получения решения. И в заявлении в суд надо обязательно упомянуть эту дату.

– Дату получения решения можно зафиксировать?

– Да, забирая решение в инспекции, в обоих его экземплярах в присутствии налоговиков вы пишете «решение получил», ставите подпись и обязательно дату. Особенно важно записать дату в своем экземпляре – его ксерокопия потом направляется в суд.

«Ссылаться на положительную судебную практику надо обязательно»

– Что писать в заявлении, чтобы повысить свои шансы на успех?

– Сначала указываем арбитражный суд, заявителя и инспекцию. Затем излагается суть: проведена налоговая проверка, принят акт, если компания представляла возражения на акт – сказать об этом. Потом называются реквизиты решения инспекции, после чего пишется «с которым мы не согласны, так как оно нарушает наши права и законные интересы».

Далее кратко излагается суть претензий налоговиков и позиция компании. Тут обязательно нужно сослаться на статьи законов и привести реквизиты первичных документов, которые подтверждают правоту компании. Копии таких документов потом прилагаются к заявлению.

Важно сначала акцентировать внимание судей на соблюдении закона. Допустим, инспекция не признает право организации на вычеты по НДС. В этом случае делается ссылка на статьи 171 и 172 Налогового кодекса и приводятся реквизиты подтверждающих документов. Это договор или счет, акт или накладная, счет-фактура и, если речь идет о периоде до 1 января 2006 года, документ, подтверждающий оплату поставки. Если поставщиков было много, то это все лучше изложить еще и в виде таблицы: контрагент, реквизиты договора, реквизиты накладной или акта и суммы по ним и так далее, вплоть до общей суммы вычетов, которая совпадает с суммой, заявленной в декларации. Это будет формальным доводом, который надо привести в любом случае.

Читайте также:
Ипотека в гражданском браке как себя обезопасить

Потом опровергаются конкретные претензии инспекции, из-за которых отказано в вычетах. Например, отказ произошел из-за того, что в том же периоде отсутствовала реализация. Здесь надо объяснить, скажем, что компания создана два месяца назад и эти два месяца ушли на закупку оборудования, сырья и так далее. А уже в следующем налоговом периоде началась реализация и сумма заявленных вычетов была перекрыта. Кроме того, по данному вопросу уже есть решение Высшего арбитражного суда, на которое обязательно надо сослаться (постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.06 № 14996/05. – Примеч. ред.).

– Кстати, насколько вообще эффективны ссылки на арбитражную практику – решения ВАС РФ и федеральных судов округов?

– Ссылаться на положительную практику надо обязательно. Если есть сформированная позиция Высшего арбитражного суда, вероятность того, что суд примет иное решение, минимальна. А при наличии положительной практики окружных судов вероятность решения в нашу пользу – пятьдесят на пятьдесят.

– Что еще упомянуть в заявлении?

– Очень важная часть – заявляемые требования. Тут есть два варианта. Можно заявить одно требование – признать решение инспекции незаконным. Такое требование заявляется, как правило, по результатам выездной налоговой проверки. А можно добавить к нему второе требование: обязать инспекцию возместить НДС путем зачета или возврата. Оно обычно возникает после камеральной проверки. Уточнение насчет зачета или возврата обязательно. А то в практике был случай, когда неналоговый адвокат представлял в арбитражном суде компанию, занимающуюся исключительно экспортом. Он не указал в заявлении, как налоговики должны возместить НДС. Судья попросил уточнить: вернуть налог зачетом или возвратом? На что адвокат ответил: да нам без разницы, давайте зачетом.

– Как заверять копии документов, прилагаемых к заявлению?

– Они заверяются на первой странице документа подписью генерального директора и печатью компании. Сшивать многостраничный документ не нужно – достаточно скрепить страницы степлером. Очень редко судьи требуют заверения каждой страницы. В этом случае копии может заверить уполномоченный представитель во время процесса.

– Бывают еще какие-либо проколы с копиями?

– Да, необходимо убедиться, что ксерокс копирует факсимильные подписи в документах, что они читаются. У меня в одном процессе был неприятный случай. Компания во время проверки представила копию счета-фактуры в инспекцию. Потом обжаловала решение инспекции. А инспекция в отзыве на заявление пишет, что в представленном ей счете-фактуре нет подписей. Мы просим поднять материалы дела, находим там нужную копию и показываем, что подписи слабо, но видны. Судья спрашивает, в чем дело. Хорошо, что мы вовремя поняли: копии, наверное, делались на двух разных ксероксах. Один копирует факсимильные подписи, другой – нет. Я пишу объяснение, где указываю, что это следствие проблем с копировальной техникой. На что судья замечает: а мы сейчас проведем «следственный эксперимент». И просит помощницу отксерить представленный нами оригинал. Помощница на пять минут уходит. Потом возвращается и подтверждает, что их ксерокс тоже не копирует подписи.

– Как лучше подать заявление и пакет документов в суд?

– Лучше отвезти их в суд лично и сдать в канцелярию. Там поставят отметку на копии заявления с датой и временем принятия заявления.

«Налоговая будет стараться затянуть процесс»

– Как следить за развитием дела?

– Это можно делать на сайте суда. Если такого сервиса нет, то можно позвонить в канцелярию. Однако туда бывает сложно дозвониться – лучше заехать в суд через день после подачи заявления и узнать номер дела, а также телефон специалиста, который будет им заниматься. Далее держим связь со специалистом. Еще через день у него можно забрать определение суда о назначении заседания по делу.

– Сколько времени обычно приходится ждать первого заседания?

– Как правило, один месяц. Суд на заседании может спросить, хотят ли стороны перейти из предварительного заседания в основное. Но инспекция никогда на это не соглашается. Поэтому еще через месяц назначается основное заседание. В целом же на прохождение первой инстанции уходит месяца два.

Читайте также:
Соглашение о подсудности в гражданском процессе

– Какие вести себя на заседании?

– Не нужно слово в слово цитировать заявление и ссылаться на все нормы закона. Судья уже знаком с заявлением. Надо объяснить ситуацию и позицию компании, ответить на вопросы суда и налогового органа. Чем проще и убедительнее вы объясните ситуацию, тем больше вероятность, что процесс будет успешным.

Кроме того, на заседание обязательно нужно взять с собой оригиналы первичных документов, копии которых были направлены в суд. Не исключено, что судья попросит их предъявить.

Еще нужно быть готовым к тому, что налоговая будет стараться затянуть процесс. Они могут заявить в отзыве 33 новых пункта. И тогда мы должны будем оспаривать все их новые доводы и приводить контраргументы. Поэтому еще до подачи заявления в суд нужно проанализировать все представленные документы, предположить, какие еще претензии могут возникнуть по ним у налоговиков, и подготовить свои возражения. Вообще, многое зависит от того, находится дело в юридическом отделе инспекции на особом контроле или оно «проходное». В первом случае они будут, что называется, упираться до последнего и искать любые аргументы в свою пользу. Во втором – они в отзыве просто процитируют решение инспекции. К сожалению, предугадать, в какую категорию попадет ваше дело, невозможно. Поэтому готовиться к заседанию надо в любом случае.

«Если выиграна первая инстанция, вероятность итоговой победы – 95 процентов»

– Допустим, компания выиграла дело. Как узнать, обжалует ли инспекция решение суда?

– По закону решение суда должно быть готово в течение десяти дней после оглашения резолютивной части. Но на практике срок подготовки решения нередко достигает месяца. К этому надо спокойно относиться – не стоит надоедать специалисту или судье постоянными звонками. Обычно инспекция обжалует решение в последний день – через месяц после изготовления решения. Апелляционная жалоба направляется в компанию и суд. Надо контролировать ее получение. Особенно это актуально в случаях, когда компания не располагается по своему юридическому адресу.

Как правило, жалоба повторяет то, что налоговики говорили в суде первой инстанции. Поэтому мы приводим свои прежние доводы из заявления и письменных пояснений. В конце пишем: «Суд первой инстанции всесторонне изучил материалы дела, вынес справедливое решение. Просим суд оставить дело без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения». Если в жалобе нет новых аргументов, это обязательно надо подчеркнуть: «В апелляционной жалобе не содержится ничего, что не было бы рассмотрено судом первой инстанции». Минимум за неделю до даты заседания мы направляем отзыв заказным письмом в инспекцию, сдаем отзыв и оригинал почтовой квитанции в канцелярию суда. К отзыву еще можно приложить оригинал доверенности представителя.

– Апелляционное заседание как-то отличается от первой инстанции?

– Да. Дело рассматривается коллегиальным составом судей. Каждая из сторон, как и в первой инстанции, получает возможность изложить свою позицию. Но судьи, как правило, уже изучили материалы дела и задают в основном уточняющие вопросы. Поэтому заседание проходит гораздо быстрее.

– Мы снова выиграли. А через два месяца после изготовления решения по проигранной ими апелляции налоговики подают кассационную жалобу.

– Здесь все по аналогии со второй инстанцией. «Ловим» жалобу через канцелярию суда первой инстанции, готовим отзыв. Дальше все гораздо проще. В кассации все решается в одном заседании, оно длится минут пятнадцать. Вообще, моя практика показывает: если процесс выигран в первой инстанции, то вероятность итоговой победы составляет 95 процентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: