Бесхозяйное имущество гражданский кодекс

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. “О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество”, в котором было установлено, что “всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности” (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 – май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 – 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

Основания приобретения права собственности

Граждане и юрлица могут бесплатно приобрести чужое или бесхозяйное имущество в собственность. Для этого нужно добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом как своим в течение пяти лет или недвижимостью – в течение 15 лет. Такой процесс называется приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГК).

Подразумевается, что владелец не знает и не должен был знать, что у него нет оснований для возникновения права собственности (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). «Основная проблема получения вещи по приобретательной давности – нужно многое доказать, в частности подтвердить свою добросовестность. По сути, владелец должен полагать, что является собственником вещи», – объяснил партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × (RUSSIA) LLP Иван Веселов. «Человек не должен знать о неправомерности завладения имуществом. Такое возможно, например, если изначально имущество украли, а затем оно перешло к наследникам, которые не в курсе кражи», – сообщила юрист КА города Москвы Барщевский и партнеры Барщевский и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Александра Диденко. Партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Алексей Коневский советует показать, что гражданин осуществлял права и обязанности публично-правового образования (№ 5-КГ17-76). «Доказать добросовестность помогут инвентарные карточки объектов – там указана организация, на балансе которой они находились. План приватизации подтвердит право правопреемника, если имущество не выбывало из владения его предшественника. О добросовестности приобретателя также говорит, что недвижимость не похищалась. Еще можно предъявить документы, подтверждающие расходы на содержание имущества», – рассказал управляющий МАБ Адвокаты и Бизнес Адвокаты и Бизнес Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 26 место По выручке Профайл компании × Дмитрий Штукатуров.

Читайте также:
Порядок заключения мирового соглашения в гражданском процессе

Судебных решений об отказе в применении приобретательной давности больше, чем о её применении. Для победы нужно доказать много фактов, что на практике сделать сложно.

Лицо не должно скрывать владения имуществом (постановление пленума ВС № 10, пленума ВАС № 22). Подтвердить открытое владение помогут:

  • договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект. «Нередко в процессе признания права собственности на здания по приобретательной давности возникает риск полной потери земельного участка. Еще иногда обнаруживается незаконное пользование и распоряжение землей, что может повлечь штрафы», – заявила адвокат, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко;
  • договор аренды спорного объекта. В этом случае открытость владения можно подтвердить, например, постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления в отношении спорного имущества;
  • договоры электроснабжения, газоснабжения, охраны, вывоза мусора, технического обслуживания газового оборудования и прочие доказательства содержания объекта, а также квитанции об оплате всех этих услуг;
  • документы о регистрации владельца по месту нахождения спорного имущества (№ А56-16350/2015);
  • чеки на ремонт объекта;
  • разрешение на реконструкцию объекта;
  • акты и уведомления о передаче бесхозного имущества и постановке его на баланс приобретателя (№ 13АП-20619/2015);
  • переписка по вопросам владения объектом с органами власти;
  • свидетельские показания.

Практика Верховный суд рассказал, как получить бесхозяйную недвижимость

Нужно, чтобы движимое имущество (например, машина) было у нового владельца постоянно не менее пяти лет, а если это недвижимость – 15 лет (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). Как указывает Верховный суд, передача имущества во временное владение другому лицу не влияет на непрерывность (№ 32-КГ15-16, № 307-ЭС14-329). О непрерывности свидетельствуют:

  • договоры аренды и дополнительные соглашения к ним;
  • финансовые документы;
  • документы, подтверждающие размещение оборудования на объекте;
  • квитанции об оплате налога на имущество;
  • чеки на ремонт и эксплуатационные расходы.

Все эти документы должны относиться к разным временным периодам (например, с 2013 по 2017 год машина сдавалась в аренду по договору, а в 2018 году она пять раз была в ремонте, о чем есть чеки).

Если объект опечатывался и владелец не мог им пользоваться, непрерывности не будет (№ А40-115/13).

Владение вещью как своей собственной

Между владельцем и собственником не должно быть договоров аренды, хранения, безвозмездного пользования и других (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010). Иначе вещь нельзя приобрести в собственность, поскольку владение ею осуществляется не вместо собственника, а наряду с ним – если, конечно, собственник не отказался от своего права на вещь и не утратил к ней интерес (№ 127-КГ14-9).

Владение имуществом как своим собственным подтверждается свидетельскими показаниями, инвентарными карточкам учёта основных средств, декларациями по налогу на имущество, договорами на обслуживание, документами о затратах на содержание объекта.

Отстоять свои интересы на имущество поможет установленный законодателем 10-летний «объективный» срок исковой давности (п. 2 ст. 169 ГК). Этот срок значительно сложнее признать неистёкшим, что повышает шансы отбиться от иных претендентов на имущество.

Порядок приобретения права собственности

Если пять лет добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом (например, машиной) как своим, право собственности на него возникнет автоматически. В случае с недвижимостью придется обратиться в суд с иском к прежнему собственнику. Если прежний собственник неизвестен, суд проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица привлекается представитель Росреестра. Решение суда становится основанием для регистрации права собственности (п. 1 ст. 234 ГК).

Доказать момент завладения вещью должен заявитель-давностный приобретатель. Ставить бесхозяйную недвижимость на учет не нужно, дожидаться от суда отказа в признании права муниципальной собственности на недвижимость тоже не обязательно (п. 19 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

ВС указал: владелец недвижимости всегда знает об отсутствии у него права собственности, поскольку её нужно регистрировать, но это не должно мешать получению права собственности в силу приобретательной давности (п. 20 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010, № 127-КП6-12).

Когда муниципалитет или иные заинтересованные лица заявляют о своих правах на недвижимость до того, как давностный владелец успел оформить это имущество в собственность, суд переходит к исковому производству. В этом случае будет решаться, был ли известен прежний собственник давностному владельцу. Суд учитывает:

  • предпринимал ли муниципалитет какие-либо действия до подачи иска;
  • осуществлял ли муниципалитет свои права собственника в отношении указанного имущества;
  • оспаривал ли законность владения истцом спорным имуществом (№ 5-КГ17-76).
Читайте также:
Розыск ответчика в гражданском процессе

«Лицо, считающее себя собственником недвижимости в силу приобретательной давности, должно доказать, что органы местного самоуправления точно знали о его выбытии», – отметила партнёр Capital Legal Services Capital Legal Services Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Елена Степанова. Бездействие публично-правового образования означает, что имущество можно передать заявителю (№ 81-КГ18-15). Если муниципалитет не проявлял интереса к спорному имуществу и не заявлял о своем праве собственности, никаких препятствий для давностного приобретателя возникнуть не должно.

Что можно и что нельзя приобрести

«В земельном законодательстве нет приобретательной давности. Нормы о публичной собственности на землю должны быть известны всем, поэтому лицо, построившее объект на чужой земле, не является добросовестным застройщиком и не может приобрести его в собственность («Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утв. Президиумом ВС 19.03.2014)», – рассказал руководитель практики по недвижимости и строительству Maxima Legal Maxima Legal Региональный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Банкротство (включая споры) группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство × Константин Бойцов. Дело в том, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, является государственной (п. 2 ст. 214 ГК). Участок, от которого отказался собственник, с даты госрегистрации прекращения права собственности становится собственностью публичного образования (п. 1 ст. 16, п. 1.1 ст. 19 ЗК). Однако не стоит забывать про «дачную амнистию» – если у вас есть правоустанавливающий документ на землю, выданный до 30 октября 2001 года, собственность должны зарегистрировать («Совфед продлил «дачную амнистию” до 2022 года»).

На самовольную постройку нельзя получить право собственности по приобретательной давности, если она угрожает жизни и здоровью граждан (ст. 222 ГК, Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 143). Когда угрозы нет и интересы третьих лиц не нарушены, проблем не возникает (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС № 143). Самовольная постройка должна быть расположена на законно занимаемом земельном участке («Обзор законодательства и судебной практики ВС за первый квартал 2003 года») при условии, что её владелец ранее не мог узаконить постройку (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 143).

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Читайте также:
Принцип разумности сроков судопроизводства по гражданским делам

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Читайте также:
Договорная подсудность в гражданском процессе

Документы

Методические рекомендации для органов местного самоуправления

по выявлению, учету, оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество и выморочное имущество, а также на неиспользуемые земельные участки, находящиеся в частной собственности

1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются:

– обеспечение эффективного оформления права собственности муниципальных образований на бесхозяйное, выморочное имущество и неиспользуемые частные земельные участки, расположенные на их территории;

– вовлечение неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот;

– повышение эффективности использования указанного имущества.

1.3. К бесхозяйному недвижимому имуществу относятся объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственник отказался.

1.4. Имущество умершего считается выморочным в случаях:

– отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию;

– никто из наследников не имеет права наследовать;

– все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ);

– никто из наследников не принял наследства;

– все наследники отказались от наследства и, при этом, никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ).

1.5. Сбор, подготовку документов, подачу заявлений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, подачу заявлений о выдаче свидетельства о наследстве на выморочное имущество осуществляет орган местного самоуправления по месту расположения недвижимого имущества.

1.6. Для организации в городских и сельских поселениях, городских округах работы по выявлению, учету, оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество и выморочное имущество, а также неиспользуемые земельные участки, находящиеся в частной собственности, администрации муниципального образования необходимо определить орган местного самоуправления, уполномоченный на выполнение данных мероприятий (далее – уполномоченный орган), и закрепить его полномочия нормативным правовым актом.

II. Выявление неиспользуемых (заброшенных, бесхозяйно содержащихся) объектов недвижимого имущества, учет бесхозяйного, выморочного имущества

2.1. В целях выявления неиспользуемых (заброшенных, бесхозяйно содержащихся) объектов недвижимого имущества (далее – неиспользуемые объекты) и отнесения их к бесхозяйному, выморочному имуществу, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности, уполномоченный орган осуществляет регулярную (ежемесячно/ежеквартально) инвентаризацию расположенных на территории муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа) объектов недвижимости, земельных участков.

Результаты инвентаризации фиксируются в акте инвентаризации, подписанном руководителем уполномоченного органа. К акту прилагаются материалы фото-, видеофиксации.

2.2. Сведения о неиспользуемых объектах также могут поступать:

– от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации;

– органов государственной власти Рязанской области;

– органов местного самоуправления;

– при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры;

– управляющих компаний, товариществ собственников жилья,

– на основании заявлений юридических и физических лиц

2.3. При выявлении в результате инвентаризации неиспользуемых объектов либо поступления сведений, указанных в пункте 2.2. Рекомендаций, уполномоченный орган:

1) выезжает на место для проверки поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного;

2) направляет запросы:

– в Управление Росреестра по Рязанской области для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о зарегистрированных правах на бесхозяйный объект;

– в МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, органы местного самоуправления муниципального района для получения сведений из реестров федерального, областного и муниципального имущества соответственно;

– в государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Государственный архив Рязанской области» для получения сведений о правообладателе бесхозяйного объекта и копий правоустанавливающих документов на него, выданных организациями, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»);

– в специализированные ресурсоснабжающие организации (в отношении выявленных объектов инженерной инфраструктуры);

– в органы записи актов гражданского состояния о наличии актовой записи о смерти последнего собственника бесхозяйного имущества, в иные учреждения, организации, предприятия;

– нотариусу по месту нахождения объекта недвижимости о наличии или отсутствии открытых наследственных дел в отношении указанного объекта.

2.4. В случае получения достоверной информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества уполномоченный орган прекращает работу по сбору документов и сообщает данную информацию лицу, представившему первичную информацию об этом объекте в письменной форме.

При этом уполномоченный орган направляет собственнику недвижимого имущества требование о принятии мер к надлежащему содержанию объекта и благоустройству прилегающей территории.

В случае невыполнения указанного требования уполномоченный орган осуществляет мероприятия по привлечению собственника к административной ответственности, а также разъясняет собственнику о его праве отказаться от права собственности на имущество в пользу муниципального образования.

2.5. Если в результате проверки собственник неиспользуемого объекта не будет установлен, то уполномоченный орган:

2.5.1. Размещает на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет и в официальном печатном издании объявление о необходимости явки лица, считающего себя ее собственником или имеющего на нее права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанное недвижимое имущество будет по заявлению уполномоченного органа поставлено на учет в Управление Росреестра по Рязанской области, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и занесено в реестр/перечень бесхозяйного недвижимого имущества муниципального образования.

2.5.2. По истечении 30 дней со дня публикации объявления, указанного в пункте 2.5.1 Рекомендаций, в случае неявки лица, считающего себя собственником объекта недвижимого имущества, уполномоченный орган установленный срок составляет акт о невозможности установления собственника данного объекта недвижимости или иной соответствующий ситуации акт.

2.5.3. При наличии у выявленного неиспользуемого объекта признаков бесхозяйного имущества принимает решение о включении его в реестр/перечень бесхозяйного недвижимого имущества муниципального образования, при наличии у выявленного неиспользуемого объекта признаков выморочного имущества принимает меры для принятия наследства.

III. Оформление права собственности

на бесхозяйное недвижимое имущество

3.1. К бесхозяйному недвижимому имуществу также относятся объекты, от собственности на которые собственник отказался.

Читайте также:
Ответственность за фальсификацию доказательств в гражданском процессе

Граждане и юридические направляют в администрацию муниципального образования или уполномоченный орган заявления, обращения об отказе от права собственности на принадлежащие им объекты недвижимого имущества.

К заявлению, обращению об отказе от права собственности на объекты недвижимого имущества заявители – физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, заявители – юридические лица предъявляют документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица, а также документы, подтверждающие право собственности на данные объекты.

3.2. Для постановки выявленного бесхозяйного недвижимого имущества на учет в Управлении Росреестра по Рязанской области как бесхозяйного недвижимого имущества уполномоченный орган:

1) организует в установленном порядке работу по подготовке технического плана объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, в случае отсутствия сведений о данном объекте недвижимости в ЕГРН;

2) осуществляет сбор документов, указанных в пункте 3.3 Рекомендаций.

3.3. Уполномоченный орган в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляет в Управление Росреестра по Рязанской области соответствующее заявление с приложением следующих документов:

1) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, – документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:

документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества Рязанской области и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:

заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

3.4. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

3.5. На основании решения суда о признании права собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество уполномоченный орган:

1) обеспечивает регистрацию права собственности муниципального образования;

2) исключает данный объект из реестра/перечня бесхозяйного недвижимого имущества муниципального образования;

3) включает объект недвижимости в реестр муниципального имущества.

IV. Оформление права собственности

на выморочное имущество

4.1. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

– земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

– доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

4.2. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность муниципальных образований определяется законом.

В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность муниципальных образований.

В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей:

– со дня открытия наследства оно переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования без акта принятия наследства, и вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации;

– не допускается отказ муниципального образования от принятия в собственность выморочного имущества.

4.3. Если в результате проверки, указанной в пункте 2.3. Рекомендаций, установлено, что неиспользуемый объект является выморочным имуществом, уполномоченный орган обращается к нотариусу по месту нахождения выморочного имущества с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.

4.4. Для получения свидетельства о праве на наследство уполномоченный орган обращается к нотариусу с соответствующим заявлением с приложением следующих документов:

– документ, подтверждающий смерть наследодателя (свидетельство о смерти, справка органов ЗАГС, сделанная на основании актовой записи);

– документ о последнем постоянном месте жительства наследодателя (справка жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации либо выпиской из домовой книги, поквартирной карточки и т.п.);

– документ, подтверждающий право собственности наследодателя на наследственное имущество (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан, свидетельство о праве собственности на землю и т.п.);

– о праве уполномоченного органа на подачу заявления.

4.5. На основании свидетельства о праве на наследство уполномоченный орган:

1) обеспечивает регистрацию права собственности муниципального образования на объект недвижимости, в том числе, на земельный участок;

2) включает объект недвижимости, в том числе, земельный участок в реестр муниципального имущества.

Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4.6. В случае незаконного или необоснованного отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство, уполномоченный орган вправе обжаловать его в судебном порядке.

V. Оформление земельных участков

в муниципальную собственность

5.1. Оформление земельного участка, находящегося в частной собственности, в муниципальную собственность в результате отказа собственника от земельного участка

5.1.1. Граждане и юридические лица подают в ГБУ РО «МФЦ Рязанской области» заявления об отказе от права собственности на принадлежащие им земельные участки.

5.1.2. К заявлению об отказе от права собственности должны быть приложены:

– документ, удостоверяющий личность либо подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

– в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок, одновременно с заявлением об отказе от права собственности на земельный участок подается заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Читайте также:
Ходатайство о замене истца в гражданском процессе

5.1.3. С даты государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок такой земельный участок становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка.

5.1.4. С даты государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок он может быть вовлечен уполномоченным органом в оборот.

5.2. Оформление земельного участка, находящегося в частной собственности

и неиспользуемого длительное время по назначению,

в муниципальную собственность в судебном порядке

5.2.1. Для выявления земельных участков, неиспользуемых длительное время по назначению, уполномоченный орган осуществляет регулярную (ежемесячно/ежеквартально) инвентаризацию расположенных на территории муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа) земельных участков.

5.2.2. В целях установления собственника земельного участка уполномоченный орган направляет запросы:

– в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения;

– в УМВД России по Рязанской области (Управление по вопросам миграции) о месте регистрации собственника земельного участка.

5.2.3. Уполномоченный орган уведомляет собственника земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством, о проведении плановой (внеплановой) проверки принадлежащего ему земельного участка в рамках муниципального земельного контроля.

5.2.4. Уполномоченный орган проводит проверку использования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля.

5.2.5. Уполномоченный орган направляет материалы проверок в Управление Росреестра по Рязанской области для привлечения собственников земельных участков, неиспользуемых по назначению, к административной ответственности.

5.2.6. Привлечение собственника земельного участка к административной ответственности и вынесение предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

5.2.7. В случае не исполнения предписания в установленный срок, уполномоченный орган подает исковое заявление в суд об установлении факта устранения собственника от владения, пользования и распоряжения земельным участком в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и признании муниципальной собственности на данный земельный участок.

5.2.8. Уполномоченный орган обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на основании решения суда.

5.2.9. Уполномоченный орган обеспечивает проведение кадастровых работ по установлению границ земельного участка, если границы такого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

5.2.10. Уполномоченный орган осуществляет мероприятия по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот.

Как приобрести право на бесхозяйные объекты недвижимости?

21 мая 2022 года, 14:10 просмотров: 5473

Заброшенные земельные участки, ветхие бесхозяйные дома на данный период времени является частым явлением в городах, особенно в садоводческих, дачных товариществах или деревнях. Однако, возникают случаи, когда у собственников соседних земельных участков возникает потребность в использовании таких земельных участков и строений и как следствие, оформления их на себя.

На наш сайт поступает много вопросов на данную тему. Мы решили более детально рассмотреть этот вопрос. В статье вы узнаете, как найти информацию о бесхозяйных участках, как убедится, что у них нет собственников и правообладателей и как найти хозяина бесхозного земельного участка. А также обо всех нюансах оформления таких объектов недвижимости.

1. Определение. Что такое бесхозяйный земельный участок и бесхозяйный дом

Согласно Гражданскому кодексу РФ (Далее – ГК РФ), бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Статья 236 ГК РФ указывает, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Однако, «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».

Отметим, что сделать это Вы можете, подав заявление в Росреестр. Об этом мы писали ранее в статье: «Отказ от права собственности».

Необходимо отметить, что недвижимость может оказаться без владельца в том случае, если, например, собственник умер, а наследники не вступили в права собственности в нужный срок или отказались от имущества или у собственника вовсе не было наследников. А также заброшенной земля с домом или без могут оказаться, если правообладатель переехал и оставил свою недвижимость без присмотра, “на произвол судьбы”.

2. Как найти бесхозяйный объект недвижимости?

Отметим сразу, что единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН), если объект поставлен на государственный кадастровой учет. Выписка из ЕГРН поможет узнать о характеристиках объекта, его собственнике и возможных обременениях.

Также сведения о заброшенном земельном участке вы можете получить из публичной кадастровой кары Росреестра. Посредством данной карты можно определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Как это сделать?

Находите свой земельный участок, при помощи адреса или кадастрового номера, и соответственно, по местоположению с ним можно определить и заброшенный участок. И первое, что нужно сделать, это определить, кто является собственником интересующей земли. Нужно также знать, что принадлежащие муниципалитету или государству участки, могут быть переданы в собственность гражданам за плату. Производится данное действие путем осуществления торгов.

Как найти собственника объекта недвижимости?

Прежде всего необходимо заказать выписку из ЕГРН о данном объекте. Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней. Кроме этого можно сделать запрос сведений посредством сайта Росреестра: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из ЕГРН. Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты. Спустя 5 дней сюда же поступит сообщение с ссылкой для ознакомления и скачивания электронного документа.

Кроме этого, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы местного самоуправления и власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Определив кому выдавалось разрешение на строительство можно информацию о предполагаемом владельце дома.

Если земля с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), то для начала необходимо обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера.

Читайте также:
Изменение предмета иска в гражданском процессе: образец

Хотим отметить также, что с 29 июня 2022 года в силу вступает в силу Федеральный Закон № 518-ФЗ, согласно статье 69 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут устанавливать правообладателей ране учтенных объектов недвижимости (права на которые предоставлены до 31.01.1998), путем направления запросов в различные органы. Читайте статью: “Право собственности зарегистрируют без вас”

Документы, подтверждающие, что у земельного участка нет собственника:

1. Документы, которые выдал орган учета государственного и муниципального имущества о том, что конкретный участок не является учтенным в реестре федерального имущества, имущественных объектов субъектов Российской Федерации или имущественного комплекса муниципалитета;
2. Документы, которые выдал компетентный орган, регистрирующий наличие прав на недвижимые объекты до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Порядок оформления бесхозяйного дома и земельного участка.

Есть несколько способов стать собственником заброшенных объектов недвижимости. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным участков 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем.

Когда хозяина объектов недвижимости удалось найти, то передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, по договору купли-продажи. Однако, перед этим желательно поставить земельный участок и дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН. Это нужно для Вас, чтобы знать точно, что Вы приобретаете.

Отметим, что согласно Земельному кодексу РФ установлено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, то есть оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Если же собственник не был найден вам необходимо подать заявление о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду.

Для начала, направьте заявление в органы местного самоуправления о желании получить конкретной земельный участок, к которому желательно приложить документы, подтверждающие то, что объект бесхозяйный.

Органы местного самоуправления осуществят постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли и форма заявления о постановки на учет устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

После этого необходимо будет выждать 12 месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли огласить свои права на него. По истечении одного года, муниципальное образование обращается в суд, для признания собственного права на данный земельный участок.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Если суд принимает решение о признании земли бесхозяйным объектом и предоставляет его во владение муниципальных властей, то вы можете заключить договор аренды такого участи или выкупить его.

Как это сделать?
После того как заброшенный земельный участок будет передан в собственность органов власти они выходят на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть такой аукцион.

Существует ряд случаев, когда купить землю с домом, в том числе бесхозяйный, можно без проведения торгов. Приказом Росреестра от 02.09.2022 № П/0321 установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу.

Важно! Бесхозяйный объект недвижимости, который не был признан решением суда муниципальной собственностью, может опять быть принят во владение лицом, оставившим его, либо получен во владение на основе приобретательной давности. В этой ситуации получение бесхозяйной земли заключается в подаче заявки на участие в торгах, после чего участок подлежит оформлению во владение. Если единственная заявка на участие в торгах по реализации участка земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, соответствующим указанным в извещении о проведении торгов требованиям к участникам аукциона, а также поданная заявка соответствует тем же требованиям, то продажа данного участка производится этому лицу.

4. Оформление бесхозяйного участка в силу приобретательной давности

Данное понятие регламентировано статьей 234 ГК РФ: «Лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество».

Это значит, что гражданин может ухаживать за земельным участком или занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если в течение 15 лет не объявляются законные правообладатели на такие объекты недвижимости, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником.

Однако, должно быть соблюдено 3 принципиальных обстоятельства:

  1. добросовестное владение (уход за землей, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. открытое владение (не скрывать факта нахождения заброшенного имущества в вашем использовании);
  3. непрерывность владения (Это значит, что лицо владело и пользовалось недвижимостью на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть все 15 лет).

Простыми словами, если Вы проживали в бесхозяйном доме и такой дом был единственным жильем на протяжении 15 лет, то такой дом может перейти в вашу собственность. Отметим, что владение таким домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты коммунальных услуг или проведения ремонтно-строительных работ.

Однако, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Если владение имуществом осуществляется на основе договора статья 234 ГК РФ не применяется.

Читайте также:
Недобросовестность в гражданском праве

Оформление бесхозяйных объектов в собственность через суд

Кроме этого, стать законным владельцем бесхозного дома и земельного участка на основании приобретательной давности можно по решению суда. Но для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. Потому что к 15-летнему сроку необходимо прибавлять 3 года исковой давности. После вынесения решения суда о признании права собственности на бесхозные объекты недвижимости вы можете зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться ими как полноправный собственник.

Во время судебного заседания фактический владелец обязан предъявить доказательства того факта, что на протяжении 15 лет он непрерывно, открыто и добросовестно обладал и эксплуатировал участок и дом.

Добросовестное владение значит, что во время получения объекта предполагал, допустимо находясь в заблуждении относительно фактических обстоятельств, по причинам которых он стал его обладателем. То есть владелец не ведал и не мог ведать о неправомерности собственного владения.

Открытое владение значит, что не было совершено никаких специальных действий для сокрытия факта обладания объектами.

Непрерывное владение значит, что обладание и эксплуатация участка обязаны происходить без перерывов на протяжении полного срока, установленного законодательством для приобретательной давности.

Отметим, что владеть объектами недвижимости необходимо как своим собственным, относится к нему таким же образом как к другому своему имуществу (производить коммунальные платежи, налоговые и страховые, делать ремонт и так далее).

Регистрация права на бесхозяйные объекты требует оплаты государственной пошлины и может быть произведена вне зависимости от того, когда данные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет.

5. Регистрация прав собственности

Регистрация права собственности на объекты недвижимости является конечной целью всех вышеперечисленных процедур.

Для того, чтобы зарегистрировать свое право на здание и земельный участок в Росрестре, необходимо подготовить пакет документов, который будет направлен в Росреестр (например через МФЦ).

Данный пакет включает в себя:
• документ, удостоверяющий вашу личность;
• межевой план, подготовленный кадастровым инженером;
• технический план;
• квитанцию об оплате государственной пошлины;
• соглашение о купле-продаже участка.

В среднем, подсчитано, что срок прохождения процедуры оформления бесхозяйных объектов недвижимости составляет примирено чуть больше года.

6. Невостребованные земельные доли

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Оформление невостребованных земельных долей состоит из нескольких этапов. Большая часть работ приходится на подготовительный этап. На этом этапе выявляется полная и достоверная информация о правовом статусе земельных участков, сформированных в ходе приватизации (исходного земельного участка), сведений о собственниках, а также подготовка документов, необходимых впоследствии для обращения в суд с иском о признании права на выделенные в счет невостребованных земельных долей участки.

Можно выделить следующие этапы выполнения работ:

  1. Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей;
  2. Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация извещения о проведении собрания);
  3. Утверждение списка невостребованных земельных долей;
  4. Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  5. Государственная регистрация прав на земельные доли и земельные участки.

Более подробно читайте здесь.

7. Нюансы и особенности.


Выше мы поговорили о том, что такое бесхозяйные, бесхозные объекты недвижимости, как их оформить, как найти правообладателя.

Теперь расскажем о сложностях, с которыми можно столкнуться.

Необходимо понимать, что в течение 15-летнего срока, что в любой момент времени, может появиться собственник земельного участка или дома и потребует покинуть его территорию. В данном случае придется съезжать, так как прав у проживающего еще никаких не появилось.

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил бесхозяйные объект недвижимости в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно появился предыдущий владелец, который утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных органов власти, Росреестра и не знал о том, что его недвижимость числится бесхозяйной.
Данный вопрос придется решать только через судебные органы.

За ремонт средства взыскать будет очень сложно. Необходимо будет доказать, что Вы сделали все, чтобы найти владельца дома, потом доказать, что данные ремонт был необходим, иначе дом бы разрушился. Те же вложения, которые Вы можете «отделить» – Вы можете забрать.

Заключение

Выводы напрашиваются сами по себе. Прежде чем занимать бесхозную недвижимость нужно быть готовым к тому, что это риски. Нужно понимать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений, в особенности если выбранные вами участок с домом требуют вложений, ухода или ремонта.

Поэтому советуем убедится в том, что данные объекты в реальности никому не нужны и не понадобятся через некоторое количество лет.

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

Рекламный материал создан про поддержке “Центра предпринимательства Оренбургской области”.

Предельный возраст: pro et contra

Федеральным законом от 24 марта 2022 г. № 52-ФЗ внесены важные изменения в ст. 25.1 Закона о государственной службе. Как известно, предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему категории «помощники (советники)» срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий должностного лица, чью деятельность он обеспечивает. Гражданскому служащему категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок гражданской службы с его согласия может быть продлен тем, кто его назначил (но не больше чем до достижения им возраста 70 лет). Вместе с тем на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, отныне при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими 70 лет.

Читайте также:
Дополнение к иску в гражданском процессе: образец

Согласно Конституции РФ, Президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей администрации, включая полномочных представителей. Именно данные ключевые должности в настоящее время могут замещаться без учета возраста должностного лица.

Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, сохранения опытных кадров идет не одно столетие, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. В России после революции 1917 г. отмечалось резкое «омоложение» управленцев (вспомним Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал крупными воинскими соединениями). Напротив, вторая половина ХХ в. характеризовалась длительным пребыванием чиновников на государственной службе – прежде всего руководящего состава госслужащих (период 1970–1980 гг. именовался «эпохой кремлевских старцев»).

В новейшей истории также наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010 г. Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013 г. Президент РФ Владимир Путин поднял эту планку до 65 лет, а для руководящего состава – до 70. Текущая реформа стала продолжением данного курса.

Каковы же аргументы в пользу «омоложения» управленческих кадров и против отмены предельного возраста для любых должностей? Ключевым традиционно называется повышение эффективности публичного управления.

Эффективность в данной трактовке включает как минимум три составляющие.

Первая – сменяемость власти, причем не только в персональном, но и в поколенческом плане. Обновление управленческих кадров препятствует формированию и укреплению коррупционных связей, отсекает «окружение» должностных лиц от публичных проектов, вносит дискуссию во «внутривластные» (внутриведомственные, внутрипартийные) отношения и устраняет «зашоренность» в поиске оптимальных управленческих решений.

Вторая – омоложение управленцев способствует внедрению новых технологий – как технических, так и социальных. В эпоху цифровизации и формирования «электронного государства» данный аспект эффективности управления трудно переоценить. При самых выдающихся управленческих талантах госслужащие не из «эпохи Интернета» не смогут стать «проводниками цифры», развивать «электронное государство».

Третья – длительное нахождение на публичных должностях – прежде всего руководящих, – людей одного поколения приводит к невозможности занять эти должности людьми следующего поколения. Такая ситуация разрушает социальные «лифты», что порождает оппозиционность как в широких слоях общества, так и в самом госаппарате – возникают так называемые «контрэлиты» (группы, обладающие необходимыми качествами и ресурсами для занятия элитных позиций, но не имеющие соответствующих правовых и фактических возможностей). Именно такие группы могут (и будут) стремиться к обретению власти путем смены действующей системы. Причем «демонтаж» «старой» системы государства может осуществиться и как реформа, и как «дворцовый переворот», и как революционное движение. Последние сценарии таят риски человеческих жертв, разрушения экономики и социальной системы, серьезного ухудшения жизни в стране и даже прекращения существования государства.

Очевидно, что происходящие в России корректировки законодательства о госслужбе сами по себе к подобным рискам не ведут, но явно обозначают тенденцию к сохранению опытных кадров – прежде всего руководящего звена (разумеется, с различными исключениями из общей тенденции и частичным «омоложением» управленцев низового и среднего звена).

При этом высказывается немало доводов против «омоложения» чиновничества и за отмену предельного возраста – по крайней мере, для руководящего звена. В качестве центрального аргумента выдвигают ту же эффективность публичного управления, что и в случае с «омоложением» кадров.

Вместе с тем эффективность трактуется принципиально иначе.

Во-первых, именно управленческий опыт видится основой результативности принятия и реализации управленческих решений. Очевидно, что человек, выполнявший те или иные действия много раз, будет делать их лучше, чем новичок. В сопроводительных материалах к поправкам в Закон о госслужбе, когда они находились в стадии законопроекта, отмечалось, что введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу.

Во-вторых, публичная служба на руководящих должностях предполагает некий карьерный путь, занимающий значительное время. Зрелые должностные лица, приближаясь к достижению предельного возраста в той или иной должности, могут оказаться в состоянии «временщиков», когда от результатов их труда, эффективности их работы ничего не зависит: через год-два они будут уволены безотносительно к ним. Даже введение правовых возможностей точечного продления полномочий для эффективных чиновников, достигших предельного возраста, на мой взгляд, проблему не решает. Такой подход ставит госслужащих в очень зависимое положение от вышестоящих должностных лиц, полностью гасит инициативу, подталкивает к конъюнктурности. В целом предельный возраст для занятия публичных должностей может рассматриваться как возрастная дискриминация, снижающая эффективность публичного управления.

В-третьих, эффективность любой деятельности во многом зависит от мотивации. Заинтересованность в занятии той или иной должности весьма зрелым чиновником нередко имеет альтруистические мотивы, является стремлением послужить обществу. Безусловно, во многих случаях нельзя не усмотреть и мотивов самовыражения, самореализации. Учитывая высокое пенсионное обеспечение госслужащих в России, сложно подозревать служащего в стремлении держаться за работу только ради материального благополучия, из-за страха нищеты и т.д.

Полагаю, что во всех перечисленных аргументах присутствует здравый смысл, а сочетание тенденций «омоложения» управленцев и сохранения опытных кадров является единственно возможным решением. Его формы должны определяться конкретной ситуацией и текущими задачами государства. Только диалектическое сочетание «молодости и опыта» способно обеспечить эффективность публичного управления, в то время как доминирование только одной из тенденций станет основой для деградации системы управления и публичной власти в целом.

И все же проблемой современной России видится не сама по себе отмена предельного возраста для руководящих кадров, а господство тенденций противоположной направленности применительно к широким слоям населения (при общем его старении). Дело в том, что руководство государства, его важнейших органов (как и различного рода элит, составляющих топ-менеджмент госкомпаний и госучреждений) в 60, 70 и даже 80 лет считается более мудрым, опытным, квалифицированным и достойным занимать любые должности сколь угодно долго. В ряде случаев, возможно, это действительно так. Одновременно с этим граждане – так называемые «представители народных масс», – работающие в бюджетной или коммерческой сферах, уже после 45–50 лет (а то и после 30) рассматриваются как «неликивид». Людям в 40–50 лет ощутимо сложнее найти работу, так называемые «новые предпенсионеры» (55–65 лет) испытывают еще большие трудности и держатся буквально за любую работу. Не лучше обстоят дела и у работающих пенсионеров, большинство которых трудятся не столько ради творческой самореализации (хотя и таких немало), сколько в связи с невысокими размерами пенсий. Подчас даже в 30–35 лет работник сталкивается с прямой или косвенной дискриминацией по возрасту: ему ставятся «в вину» якобы недостаточная энергичность, незнание некоторых современных технологий и даже «нетоварный» вид.

Читайте также:
Принцип разумности сроков судопроизводства по гражданским делам

На мой взгляд, именно очевидные двойные стандарты оценки профпригодности в связи с достижением определенного возраста представителями «элит» и «масс» являются крайне опасной тенденцией. Безусловно, есть профессии (в частности, спортсмены), которые исключают возможность профессионального долголетия в привычном понимании (то есть с юности до старости). Вместе с тем в большинстве сфер профессиональной деятельности подходы к возрасту должны укладываться в общую тенденцию омоложения либо профессионального долголетия, а лучше всего – их разумного сочетания.

При определенном превалировании тенденции профессионального долголетия и кадрового сбережения для большинства сфер, включая публичное управление, руководящий состав может иметь некоторые привилегии в части возрастных рамок. Но эти привилегии не должны вести к так называемому «поколенческому разрыву», когда на смену пожилым руководителям приходят их дети (нередко в буквальном смысле), а не следующее профессиональное поколение.

Остается надеяться, что публичная власть (и ее органы и должностные лица, и институты гражданского общества) сможет выработать общий подход оптимального сочетания «молодости и опыта» как в публичном управлении, так и в иных сферах профессиональной деятельности. Станет ли отмена возрастных ограничений госслужащих, назначаемых президентом, началом данного пути, удастся ли распространить ценности профессионального долголетия на широкие слои населения и при этом минимизировать возникающие риски – прежде всего «поколенческого разрыва», – покажет время.

Гражданская служба

Вопрос-ответ

В каких случаях гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу?
Случаи, когда гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, установлены статьей 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Например, гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу в случае наличия у него заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения, а также в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Каким правовым актом определен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу?
Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н.

Какие запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, установлены действующим законодательством?
Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, установлены статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Например, гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, а также осуществлять предпринимательскую деятельность.

Какие квалификационные требования предъявляются к должностям государственной гражданской службы?

В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

До какого возраста можно поступить на государственную гражданскую службу?
Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 65 лет.
Таким образом, поступить на государственную гражданскую службу можно до достижения указанного возраста.

Учитывается ли стаж муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы?
Стаж муниципальной службы учитывается при исчислении стажа государственной гражданской службы.

Соотносятся ли классные чины федеральной государственной гражданской службы и классные чины государственной гражданской службы Санкт‑Петербурга?
Нет, не соотносятся. В силу положений статьи 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может устанавливаться соотношение классных чинов федеральной государственной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы.

Необходимо ли наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп?
В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Таким образом, наличия высшего профессионального образования в данном случае не требуется.

Как пройти практику в исполнительных органах государственной власти Санкт‑Петербурга?

Практику могут пройти студенты высших учебных заведений, с которыми исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга заключены договоры об организации и проведении практики.

Например, Администрацией Губернатора Санкт‑Петербурга в настоящее время договоры заключены с Санкт‑Петербургским государственным университетом, Северо-Западным институтом управления – филиалом РАНХиГС, Санкт‑Петербургским государственным политехническим университетом, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Санкт‑Петербургским государственным экономическим университетом, Санкт‑Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения.

Таким образом, студенту необходимо выяснить, с какими исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга у его высшего учебного заведения заключены договоры, а затем подать заявку на прохождение практики в выбранном органе власти одним из двух способов:

1) обратившись в подразделение высшего учебного заведения, ответственное за организацию практики;

2) заполнив и направив анкету на Кадровом портале Администрации Санкт‑Петербурга, предварительно авторизовавшись через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: